АУТСТАФФИНГ ВЫГОДЕН ВСЕМ журнал "Управление персоналом" №7 2004гУП.: Понятия аутсорсинга и аутстаффинга — совсем новые для России, не могли бы Вы разъяснить для наших читателей значение этих терминов?М.Л. — Действительно, аутстаффинг и аутсорсинг в нашей стране только начинают развиваться, и до сих пор многие путают эти два понятия, хотя между ними существует значительная разница: под аутстаффингом понимается вывод персонала за штат компании — заказчика и оформление его в штат компании — провайдера, при этом сотрудники продолжают работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к ним выполняет уже компания — провайдер. Аутсорсинг же — вывод за пределы компании не персонала, а определенных, чаще всего непрофильных для этой компании функций, как, например, маркетинговых исследований, рекламной деятельности, организации питания, уборки, транспорта и так далее. Иными словами, в данном случае заказчик покупает не труд конкретных работников, а услугу. Случается, что с этими двумя кадровыми технологиями путают также лизинг персонала, который, как и любой другой лизинг, представляет собой долгосрочную аренду с правом выкупа, в данном случае такая "аренда" осуществляется по отношению к сотрудникам, в услугах которых компания нуждается, но на данный момент времени, по каким-либо причинам ,например сезонность выполняемых работ, не имеет возможности отражать у себя в штате.УП.: ^ Вашей специализацией является аутстаффинг. Расскажите, пожалуйста, в чем преимущества этой технологии и какие выгоды она предоставляет для компании—заказчика?М.Л. — Вывод персонала за штат компании влечет за собой ощутимое сокращение расходов. За счет чего это достигается? В настоящее время все уже хорошо понимают, что управление персоналом — это не просто выплата зарплаты и ведение кадрового документооборота, а это еще и отчетность в налоговых и страховых органах, расходы, связанные с организацией и эксплуатацией рабочих мест , вопросы медицинского обслуживания персонала, страхование жизни, организация отдыха, выплаты различных премий и бонусов, оплата услуг сторонних консультантов по персоналу, корпоративное обучение, расходы на HR- департамент. Вот этих издержек и позволяет избежать аутстаффинг. На основании договора между компанией —заказчиком и компанией — провайдером .последняя берет на себя все обязательства по ведению кадрового учета зачисляемого в ее штат персонала, выплачивает зарплаты, перечисляя их обычно на индивидуальные банковские счета. Кстати, если таковых не имеется, то затраты по открытию таких счетов мы берем на себя, причем оформляем пластиковые карточки в том банке, в котором пожелает заказчик. Таким образом, сотрудникам не нужно терять время, стоя в очереди к кассиру, да и сама должность кассира может стать ненужной. Бухгалтеры не тратят часы рабочего времени в Пенсионном фонде и налоговой инспекции, не рассчитывают налоги, связанные с фондом оплаты труда и так далее. Таким образом, сокращается круг должностных обязанностей и, возможно, даже штат бухгалтерии - а это еще и экономия на офисном пространстве, а еще ведь каждому бухгалтеру , кассиру , кадровику нужно дать стол, стул, компьютер, карандаш. Кроме того, помимо прямого сокращения расходов, существует ведь еще и, можно сказать, опосредованное — каждый руководитель предприятия волей —неволей тратит огромное количество своего дорогого рабочего времени на кадровые вопросы, каков бы ни был штат службы персонала, все равно на руководстве лежит административная нагрузка, и чаще всего немалая. При применении аутстаффинга это время может быть направлено на непосредственное управление бизнесом, а каждый высвобожденный бухгалтер на другой участок работы — кто может подсчитать такую выгоду? Помимо этого, и это предусмотрено российским налоговым законодательством, расходы на аутстаффинг могут быть отнесены компанией — заказчиком на себестоимость, об этом говорит статья 264 Налогового Кодекса РФ, пункт 19.^ УП.: Скажите, а с передачи какого количества сотрудников применение аутстаффинга начинает быть выгодным для компании-заказчика и для компании-провайдера?М.Л. — Что до компании — заказчика, то это выгодно в любом случае, просто выгода растет в зависимости от увеличения количества персонала выводимого за штат. Для нас же важно, чтобы у нас с клиентами были прочные долгосрочные отношения. Конечно, если к нам придет заказчик и скажет, что хочет перевести на аутстаффинг 20 человек, мы никогда ему не ответим, что нам это не интересно, потому что прекрасно понимаем, что наши заказчики в свою очередь рекомендуют нас своим партнерам, и за счет этого растет общее количество клиентов. Одним словом, для нас, численность переводимого персонала значения не имеет. В этом бизнесе очень важна репутация и доброе имя.УП.: На примере дела Шахновского мы знаем, что наши контролирующие органы не признают иногда вполне законные способы минимизации налогообложения. Скажите, как происходит общение с контролирующими органами при использовании аутстаффинга?М.Л. - Аутстаффинг - это не схема ухода от налогов, ничего похожего, это - абсолютно законный механизм оптимизации расходов предприятия, в том числе и расходов налоговых. Все общение с контролирующими органами, касающееся персонала, переходит к провайдеру. Именно он несет финансовую и юридическую ответственность перед персоналом и защищает интересы заказчика перед всеми контролирующими органами. Этот механизм уже работает на практике, хотя, действительно, последние события показывают, что при желании можно развалить абсолютно любой бизнес.^ УП.: Случались ли в Вашей практике ситуации, когда заказчик переводил сотрудника на аутстаффинг с целью прекращения с ним отношений?М.Л. — Понятно, почему возникает такой вопрос — в договоре, заключаемом между заказчиком и провайдером, четко указано, за какой срок заказчик обязан предупредить о желании расстаться с тем или иным сотрудником, поэтому никаких сюрпризов быть не может. Заказчик может заявить о своем намерении уволить того или иного человека, но уж никак не с завтрашнего дня, а только с момента, предусмотренного договором и в соответствии с Трудовым Кодексом ЗЗ. Кроме того, еще на стадии предварительных переговоров , мы оцениваем клиента и отсекаем недобросовестные намерения. И даже если у заказчика отпала необходимость в специалисте определенной квалификации, мы в любом случае обеспечиваем его занятость путем направления на работу к клиенту, которому этот специалист как раз необходим.^ УП.: А как относится сам выводимый за штат персонал к такой нестандартной пока, скажем прямо, ситуации?М.Л. — Несмотря на то, что люди продолжают работать на своем предприятии, на своем привычном рабочем месте, эта ситуация может, действительно, заставить их нервничать. У людей ни в коем случае не должно возникнуть чувство, что их бросили, что от них решили избавиться. Мы стараемся исключить даже мысли о такой возможности - проводится предварительная работа с персоналом, бывает даже, что мы берем некоторых сотрудников компании — заказчика по совместительству на руководящие должности, чтобы люди видели знакомые лица, чтобы понимали, что ими дорожат. И, естественно, поскольку аутстаффинг работает на снижение расходов компании, обычно люди переводятся в наш штат с повышением заработной платы и расширением существующего социального пакета. Ведь аутстаффинг, предполагает выгоды, в том числе, и для самого персонала — например, провайдер имея в своем штате достаточно большое количество персонала , подключает всех сотрудников к имеющейся у него системе медицинского и санаторно-курортного обслуживания. Кроме того, мы уделяем огромное внимание индивидуальным программам планирования пенсионных накоплений, в частности не государственному пенсионному обеспечению и можем оказывать консалтинговые услуги заказчику при выборе им той или иной Управляющей компании или Пенсионного Фонда. Мы реализуем эти и другие программы, в которых нуждаются работники всех развивающихся компаний, заинтересованные не только в прямых материальных выплатах, но и в комплексных, индивидуальных программах для себя и своих семей. Так как наша компания, так же занимается подбором, обучением и переподготовкой персонала для конкретного заказчика, то и для сотрудников находящихся у нас в штате, существуют системы значительных скидок и бонусов при прохождении обучения в нашем Центре. И потом, поскольку у провайдера солидный штат, у него есть и всесторонняя база данных о том, какой компании в данный момент требуются определенные специалисты — таким образом, мы занимаемся и трудоустройством переведенных в наш штат, например, сезонных сотрудников.^ УП.: Как обстоит в данном случае дело с лояльностью персонала, с утечкой информации?М.Л. Естественно, перевод в штат другой компании — своего рода проверка лояльности сотрудников. Провайдер заключает с ними договор, один из пунктов которого предусматривает соблюдение его сотрудником, работающим на заказчика, должностных инструкций и всех внутренних нормативных актов компании — заказчика. В случае, если какая—либо утечка все же произойдет, то заказчик , в соответствии с договором, может выставить провайдеру основанную на этом претензию или подать в суд, и дальше все будет происходить в соответствии с российским законодательством. Тем не менее, пока таких случаев у нас не было. Мы стараемся, как я уже говорил, поддерживать атмосферу, наиболее приближенную к той, что существует в компании —заказчике, если хотите, сохранить его корпоративную культуру.^ УП.: Скажите, в каких направлениях бизнеса аутстаффинг применяется успешнее всего? Какой персонал чаще выводится за штат?М.Л. — Что касается отраслей, где аутстаффинг популярнее всего, то здесь стоит выделить, прежде всего риэлторские компании . Ведь по сути, что такое риэлторский бизнес? Это десятки, сотни, а в крупных компаниях — тысячи агентов — одиночек, через руки которых, тем не менее, проходят большие, даже огромные деньги — все мы знаем, сколько стоит сейчас недвижимость в Москве и Подмосковье. Понятно, что для ведения кадрового учета и контроля за этим огромным количеством людей, которые, к тому же, сравнительно часто меняются — это ведь может быть и студент, например, которые просто хочет посмотреть, получится ли у него это дело, и если не получится, уйдет, — необходим совершенно непомерный штат службы персонала и бухгалтеров. Здесь и приходит на выручку механизм аутстаффинга. В эту категорию можно отнести и страховые компании. Также популярна эта технология кстати и в издательском бизнесе и у крупных сетевиков. Что касается промышленных предприятий, то здесь ситуация еще интереснее. Наш опыт, показал,, что на территории России, существует огромное количество заводов и фабрик ведущих начало своей производственной деятельности еще с начала прошлого века и технологии управления персоналом, на таких предприятиях, или устарели или не применяются совсем. Однако, попадая в условия жесткой рыночной конкуренции или выполняя требования инвестора, они вынуждены, соответствовать мировым стандартам по удельному весу выпускаемой продукции на одно рабочее место. Ведь не для кого не секрет, что численность персонала на таких предприятиях в 3 — 4 раза выше, чем на их зарубежных аналогах. В этом случае у руководства есть только два пути, либо просто уволить "лишних" людей и получить "социальный взрыв", либо применить технологию аутстаффинга, как единственный, реальный инструмент решения данного вопроса. Так же, не стоит забывать, что на таких предприятиях, работают люди, трудовой стаж которых исчисляется десятками лет и для которых с этим предприятием связана большая часть жизни. Поэтому при работе с подобными предприятиями, мы руководствуемся, прежде всего, этическими соображениями и соблюдением принципа — "не навреди". Все мы представляем, какой уровень заработной платы на этих предприятиях и начиная работать с таким клиентом, мы консультируем руководство завода или фабрики и прежде всего оцениваем размер сэкономленных средств, который можно направить на увеличение заработной платы, улучшений условий труда, формирование дополнительных социальных пакетов для персонала. Мощную поддержку здесь, мы находим у профсоюзов. Кроме того, аутстаффинг может, применяется и на Федеральных Государственный Унитарных Предприятиях , так как эта технология позволяет снизить расходы, увеличить прибыль, а следовательно увеличить отчисления в бюджет. Аутстаффинг — это универсальная технология, пригодная и выгодная для абсолютно любого предприятия, желающего сократить свои издержки. Так что перевести на аутстаффинг можно любой персонал, за исключением, конечно, руководящего — иначе ситуация может дойти до абсурда — кому в компании — заказчике будут подчиняться люди провайдера? Однако, мы можем принять их к себе в штат по совместительству и тогда будем применять технологию аутсорсинга. Таким образом, можно сделать так, что непосредственно на предприятии заказчика будут работать только топ —менеджеры, а все остальные — в штате провайдера.^ УП.: Может, в перспективе вы вообще возьмете на себя ведение всего бизнеса заказчика, а не только управление его персоналом?М.Л. — Аутстаффинг не предусматривает внедрение в бизнес — процессы заказчика, за наши услуги назначается фиксированная плата, не проценты от прибыли, не доля в акционерном капитале. Более того, мы выступаем за то, что бы между провайдером и заказчиком не существует ни какой аффиллированности. Мы выполняем только и исключительно работу, предусмотренную договором. Разумеется, для выполнения этой работы качественно, нам необходимо иметь представление о том сегменте рынка, в котором работает заказчик, поскольку у каждого предприятия и у каждой сферы бизнеса свои нюансы, которые необходимо учитывать при применении аутстаффинга , но ни о каком "влезании" вдела компании -заказчика речи идти не может. Мы выполняем только и исключительно работу, предусмотренную договором.УП.: Спасибо.Директор департамента Кб ЗАО ЦИВИТУО "ОПТИМА ПРОЕКТ"ЛАЗУКИН М.Ю.