На правах рукописиШеянова Анна НиколаевнаАУТСОРСИНГ КАК ФОРМА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ(на примере железнодорожной инфраструктуры)Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услугАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наукСамара 2006 Работа выполнена в Самарском государственном экономическом университетеНаучный руководитель - доктор экономических наук, профессор Сосунова Лильяна Алексеевна Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Новиков Дмитрий Тимофеевич кандидат экономических наук, доцент Кулапина Галина Михайловна Ведущая организация - Филиал государственного образователь- ного учреждения высшего профессио- нального образования «Московский государственный университет сервиса» в г. СамареЗащита состоится 30 октября 2006 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.214.02 при Самарском государственном экономическом университете по адресу: ул. Советской Армии, д.141, ауд. 325, г. Самара, 443090С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Самарского государственного экономического университетаАвтореферат разослан 29 сентября 2006 г.Ученый секретарь диссертационного совета Крячков А.Ф.^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. Интеграция российской экономики в европейское сообщество предъявляет более высокие требования к уровню управления в компаниях. Большинство российских организаций не готово к ведению конкурентной борьбы и в современных условиях непосредственного взаимодействия зачастую уступает зарубежным фирмам по уровню конкурентоспособности. В современных условиях хозяйствования и нарастающего несоответствия организации производства задачам экономического роста в стране возникает проблема поиска неординарных путей повышения эффективности работы, отвечающих требованиям рыночной экономики. Одним из таких направлений становится аутсорсинг, обеспечивающий предприятию устойчивое конкурентное преимущество. Аутсорсинг как метод ведения бизнеса позволяет сократить размер организации до приемлемого, более управляемого уровня, уменьшить штаты сотрудников, избавиться от отягощающих структуру непрофильных функций, снизить затраты, увеличить доходность, сосредоточиться на приоритетных видах деятельности. Практика аутсорсинга в современном мире получает все большее распространение. За последнее десятилетие аутсорсинг стал повсеместно внедряться в предпринимательские структуры. О возрастающей научной и практической роли аутсорсинга в процессе управления современными предприятиями за рубежом говорит тот факт, что почти 90% современных иностранных предприятий используют данный подход для реализации хотя бы одного бизнес-процесса. В России аутсорсинг находится в начальной стадии развития, и лишь немногие компании понимают значение этого прогрессивного способа управления. В связи с недостаточной изученностью практической стороны данного вопроса многие руководители предприятий относятся к этому новому методу с некоторой осторожностью. Задача отечественных предприятий - изучить, освоить и научиться применять достижения передовых стран в области управления ресурсами и эффективности их использования. Становятся актуальными исследования возможностей разработки в условиях российской действительности новых методов и прикладных средств и технологий управления, обеспечивающих эффективную предпринимательскую деятельность организаций и увеличение их конкурентоспособности на основе аутсорсинга. Исследование теоретических и методических аспектов управления процессом аутсорсинга нашли отражение в работах зарубежных ученых Р. Алдерса, А.П. Слоуна, Г. Минса, Р.М. Монзака, Дж.Б. Хейвуда, Д. Шнайдера и других авторов. В трудах отечественных ученых также рассматриваются различные стороны данной проблемы, особого внимания заслуживают работы таких известных российских экономистов как Б.А. Аникин, В.Р. Атоян, И.В. Брага, О.М. Горелик, М.Г. Делягин, Л.С. Демидова, Б.В. Дука, А.В. Зырянов, С.О. Кадыев, С.О. Календжян, С.Б. Карнаухов, Н.С. Кистенева, В.Ф. Кравченко, Г.М. Кулапина, Д.Т.Новиков, Б.К. Плоткин, В.Г. Полякова, А.И. Пригожин, О.Д. Проценко, В.М. Пурлик, А.И. Семененко, В.И. Сергеев, А.А. Смехов, Л.А. Сосунова, В.П. Федько, С.М. Хаирова, Д.В. Чернова, Р.В.Шеховцов, В.В.Щербаков и др. Появление в печати большого количества статей на тему использования аутсорсинга в хозяйственной деятельности свидетельствует о возрастающем интересе к этому методу. Большая часть исследований затрагивает процессы, связанные с рынком аутсорсинга информационных, логистических и кадровых услуг. Вместе с тем отечественными экономистами вопросы применения аутсорсинга на предприятиях при выделении обслуживающих функций изучены недостаточно полно, исследования зарубежных ученых не всегда можно применить к российским условиям хозяйствования. Данное обстоятельство определяет актуальность и выбор темы настоящего исследования. В связи с этим формируется цель диссертационного исследования. ^ Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по формированию, развитию и использованию аутсорсинга для повышения конкурентоспособности предприятий железнодорожного транспорта. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: изучить теоретические основы понятия "аутсорсинг"; исследовать типологию и классифицировать виды аутсорсинга и формы его реализации; раскрыть преимущества использования аутсорсинга; проанализировать состояние и тенденции развития рынка аутсорсинговых услуг; структурировать виды работ и услуг, возможные для передачи в аутсорсинг и исследовать специфику и закономерности его использования на предприятиях железнодорожной инфраструктуры; разработать алгоритмы заключения договора аутсорсинга и применения аутсорсинга; представить модель оптимального выбора вида и формы аутсорсинговых взаимоотношений; разработать методику оценки эффективности аутсорсинга.^ Предмет исследования. Предметом диссертационной работы выступают хозяйственные взаимоотношения в процессе применения аутсорсинга на предприятиях железнодорожного транспорта. ^ Объект исследования. Объектом диссертационной работы являются предприятия железнодорожного транспорта, в деятельности которых используются или могут быть использованы различные формы и методы аутсорсинга (в том числе Куйбышевская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" и Филиал ФГП "Ведомственная охрана ЖДТ России" на Куйбышевской железной дороге).^ Информационная база. Информационную базу исследования составляют законы РФ, постановления Правительства РФ, отраслевые стандарты, законы Самарской области и другие нормативно-правовые документы по регулированию деятельности железных дорог, статистические данные и аналитические материалы, касающиеся рынка аутсорсинговых услуг, предоставляемых предприятиям железных дорог, а также данные, полученные из информационно-поисковых систем, размещенных в глобальной сети Интернет, статьи периодических изданий журналов "Логистика", "Лог-инфо", "Экономика и жизнь", "ЭКО", "Экономика железных дорог", "Российские железные дороги".^ Теоретическая и методологическая основы. Теоретической и методологической основами диссертационного исследования являются тезисы и методы фундаментальных и прикладных наук в области экономики, статистики, логистики, коммерции, маркетинга, а также нормативные документы, отражающие законодательные положения и регулирующие деятельность предприятий железнодорожной инфраструктуры. Для обоснования полученных результатов автором были использованы принципы системного и статистического анализа, основы логистического моделирования, экономико-математические методы и методы обобщения. Работа выполнена с использованием данных научной печати, сведений производственной, финансовой и статистической отчетности о деятельности предприятий Куйбышевской железной дороги. Исследование выполнено в рамках пп.15.103. "Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка"; пп. 15.110. "Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг"; пп.15.111. "Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг"; пп.15.117. "Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг" паспорта специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг.^ Структура работы. Структура диссертационной работы подчинена поставленной цели, задачам и логике исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и библиографического списка. ^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫАутсорсинг в переводе с английского (outsourcing) - значит "на стороне", т.е. "за пределами". Данный термин означает "привлечение внешних ресурсов". Исходя из опыта практической работы и обобщения различных точек зрения, аутсорсинг следует определять с позиции потребителя и с позиции производителя услуг (аутсорсера). С точки зрения потребителя услуг, аутсорсинг рассматривается как передача бизнес-процессов и бизнес-функций во внешнее управление с целью экономии издержек, повышения качества и других стратегических целей, позволяющих увеличить стоимость компании. С позиции поставщика аутсорсинговые услуги определяются как генерирование и аккумуляция прогрессивного опыта в отношении производства, выполнение определенных функций, операций и ресурсов для последующей их продажи. Автор трактует аутсорсинг как форму хозяйственных взаимоотношений, при которых заказчик концентрируется на основных видах деятельности и передает второстепенные, но функционально необходимые бизнес-процессы и ответственность за их выполнение профессиональным провайдерам на долгосрочной основе с целью повышения качества, снижения затрат и времени этих процессов, а исполнитель занимается развитием и улучшением данного вида услуги. Исходной точкой теоретической части исследования выступает тот факт, что методология аутсорсинга не является чем-то существенно новым в экономической теории. Ядро современной теории аутсорсинга, на взгляд автора, есть общая теория разделения труда. Новые экономические условия развития и проникновение во все сферы деятельности технологической революции, а также характерные положения аутсорсинга заставили во многом по-новому взглянуть на хорошо разработанную проблематику вопроса. Относительно новый термин "аутсорсинг" связан с давно известными понятиями "кооперация", "специализация", "разделение труда". По договору аутсорсинга заказчик делегирует исполнителю право владения (контроля) одним или несколькими бизнес-процессами. Центральной характеристикой аутсорсинга является передача контроля. Именно это условие отличает аутсорсинг от других форм взаимодействия организаций. С экономической точки зрения необходимо отметить тот факт, что использование аутсорсинга, по мнению автора, связано с концепцией альтернативных издержек, или издержек упущенных возможностей. В условиях сервисной экономики и быстро меняющейся экономической обстановки сложно выбрать лучший способ использования имеющегося ресурса. Необходимо определить эффект того или иного направления применения ресурса. Для совершения экономического выбора необходимо подсчитать не только будущие затраты, но и издержки неиспользованных возможностей. Большинство российских компаний потенциально готовы к тому, чтобы дезинтегрироваться в определенной степени и передать свои непрофильные виды деятельности на сторону. Из непрофильных часть подразделений станут профильными, поскольку начнут зарабатывать деньги, часть же не выдержат конкурентной борьбы, и можно будет закупать те же услуги и продукты, но лучшего качества и за меньшие деньги. Аутсорсинг является современной моделью предпринимательства, которая обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества (рис. 1). Главный источник этих преимуществ - в использовании резервов (материальных и нематериальных) других компаний для достижения успеха на рынке. Применение аутсорсинга в практике структурных преобразований предприятий может оказать существенное влияние на эффективность функционирования экономики страны в целом. Несмотря на быстрое развитие и ряд приобретаемых выгод от аутсорсинга, эта сравнительно новая организационная схема еще не очень распространена, многие к ней пока относятся с осторожностью. Потенциальные заказчики ссылаются на факторы, связанные с доверием к поставщику. При передаче на аутсорсинг сразу нескольких важных функций возникает реальный риск утечки конфиденциальной информации и появления нового конкурента, использующего опыт и знания компании, заказывавшей аутсорсинг. ^ Рис. 1. Экономические выгоды от использования аутсорсинга Аутсорсинговые взаимоотношения структурируются на основе согласованных и подписанных договоров, условия которых могут предусматривать различные с экономической и юридической точки зрения формы организации деятельности. Форма партнерских взаимоотношений зависит от выбора заказчика, от распределения ответственности и рисков между заказчиком и исполнителем. Уровень ответственности зависит от желания и возможности контролировать и координировать процесс выполнения работ аутсорсером. Классификация форм и видов аутсорсинга не является в настоящий момент устоявшейся и окончательной, так как партнерские отношения в рамках конкретных соглашений об аутсорсинге могут иметь значительные различия. Причиной этого являются быстрые темпы развития данного сектора бизнеса, возникновение новых форм взаимоотношений в условиях экономической глобализации, законодательные ограничения и пр. В зависимости от объема передаваемых стороннему исполнителю функций, а также разделения ответственности и рисков различают следующие формы организации аутсорсинговых взаимоотношений: частичный (выборочный); совместный (аутсорсинг совместных предприятий); трансформационный; промежуточный; реструктуризационный; полный (максимальный) аутсорсинг. Частичный, или выборочный, аутсорсинг – организация бизнеса, при которой конкретные функции или части бизнес-процессов передаются аутсорсеру, а ряд взаимосвязанных функций выполняется компанией самостоятельно. При необходимости передачи в аутсорсинг лишь части отдельных производственных функций или конкретных задач внутри большого процесса используется термин "ауттаскинг" (от англ. outtasking). В аутсорсинг передаются области, требующие развития. Аутсорсер несет большую отвественность за выполнение порученных задач. Совместный аутсорсинг, или аутсорсинг совместных предприятий, подразумевает создание альянса фирмы-заказчика с несколькими аутсорсерами. В процесс решения проблемы происходит вовлечение ресурсов и способностей заказчика. Предприятия превращаются в полноценных партнеров, что позволяет использовать сильные стороны каждого из них и диверсифицировать риски в сложных проектах. Трансформационный аутсорсинг предполагает временный перевод сотрудников и активов в организацию-аутсорсера с целью разработки новых систем и создания надежной базы знаний и навыков. По завершению проекта клиент вновь обретает полный контроль и вступает в свои обязанности. Промежуточный аутсорсинг используется, когда организация передает управление своими второстепенными функциями третьей стороне, а собственные специалисты разрабатывают основные инновационные направления. Реструктуризационный аутсорсинг связан с реструктуризацией активов, высвобождением имущества и капитала или полной ликвидацией подразделения, осуществляющего функции или бизнес-процессы, самостоятельное выполнение которых не рационально. Полный, или максимальный, аутсорсинг возникает, когда фирме-аутсорсеру целиком передается штат сотрудников и отдельных функций, относящихся к основной деятельности предприятия (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и пр.) с возложением на аутсорсера полной ответственности за их выполнение. Среди многообразия видов аутсорсинга можно выделить: IТ-аутсорсинг, аутсорсинг бизнес-процессов, производственный аутсорсинг и аутсорсинг в сфере услуг (рис. 2). Аутсорсинг информационных технологий (IТ-аутсорсинг) является родоначальником аутсорсинга, а в современных условиях лидером рынка аутсорсинга. Это передача специализированной компании полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями.^ Рис. 2. Схема классификации аутсорсинга по видам Производственный аутсорсинг связан с передачей части производственного процесса или полностью всего цикла производства сторонней компании. Аутсорсинг бизнес-процессов (по определению некоторых авторов - функциональный) заключается в передаче сторонней организации отдельных бизнес-процессов, не являющихся для компании ключевыми, бизнес-образующими. Одной из разновидностей аутсорсинга бизнес-процессов является аутстаффинг (англ. outstaffing, от staf - кадры, штат служащих) - аутсорсинг кадровых процессов. Особенность аутсорсинга сферы услуг заключается в наличии двух разнонаправленных потоков услуг. С одной стороны, передача функций обслуживания конечных потребителей, ранее выполнявшихся специальными службами, отделами, подразделениями организации-заказчика (удовлетворение потребностей рынка), с другой - приобретение услуг специализированных организаций - аутсорсеров по реализации функций, ранее выполнявшихся организацией-заказчиком самостоятельно (удовлетворение внутренних потребностей организации-заказчика). Решив передать часть вспомогательных функций внешнему провайдеру, организации следует тщательно подойти к выбору партнера. Автором проанализированы российские и зарубежные источники по выявлению критериев выбора поставщиков аутсорсинга. Основными критериями выбора партнеров является способность компании продемонстрировать возможности качественной реализации поставленной задачи, опыт аналогичных успешных проектов и сертифицированную систему поддержки разработки. Интересно, что размер и известность поставщика услуг, а также существующие связи с ним являются второстепенными факторами при выборе партнера. В работе были проанализированы виды аутсорсинговых услуг, приобретаемых предприятиями железнодорожной отрасли. Результаты анализа общей тенденции развития рынка аутсорсинга и структуры спроса на них представлены на рис. 3. ^ Рис. 3. Структура использования аутсорсинга на предприятиях ОАО "РЖД" В экономике России железные дороги имеют исключительную важность. Эффективность функционирования железнодорожной отрасли отражает уровень развития страны в целом. В 2003 г. началось проведение структурной реформы на железнодорожном транспорте. Первостепенной целью реформы стало снижение совокупных народнохозяйственных затрат и повышение экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта. В программе реформирования ОАО "РЖД" аутсорсинг обозначен как один из приоритетных способов улучшения показателей деятельности железных дорог. Автором структурирован рекомендованный перечень профессий, а также работ и услуг для внешнего выполнения, который составляет порядка 80 позиций (рис. 4). Реализация этого перечня должна быть организована системно, в масштабах дорог, поскольку эффективность аутсорсинга существенно зависит от масштабов внедрения. Аутсорсинг применительно к ОАО "РЖД" - это способ оптимизации деятельности филиалов компании за счет концентрации усилий на основной деятельности и передачи непрофильных, вспомогательных функций внешним специализированным организациям (аутсорсерам) на договорной основе с соответствующим сокращением персонала предприятия, занятого выполнением непрофильной, вспомогательной функции. В результате проведения структурной реформы на железнодорожном транспорте и следования принципам разделения видов деятельности на монопольные и конкурентные произошло выделение ряда предприятий из состава ФГУП "Российские железные дороги". После выделения охраны из состава ОАО "РЖД" головная организация и Охранное предприятие сосредоточили свое внимание на основной деятельности: ОАО "РЖД" - на перевозках, ФГП ВО ЖДТ - на охране. В управлении ведомственной охраны разработана программа совершенствования работы и повышения конкурентоспособности на рынке охранных услуг. Автором даны рекомендации по внедрению программы в деятельность организации. Программа разработана на период до 2008 г., включает 19 мероприятий, в ней были использованы положения настоящего диссертационного исследования. В результате внедрения этой программы экономия расходов ОАО "РЖД" в 2005 г. составила более 12% уровня расходов 2004 г., в 2005 г. экономия по охране объектов - более 11% и по пожарной охране - 13%. Внедрение принципов аутсорсинга в деятельность предприятий ОАО "РЖД" на многих дорогах дало положительные результаты. Вместе с тем старшее и среднее звенья управления дорог неправильно понимают свои задачи, выводя на аутсорсинг те виды деятельности, выполнение которых в конечном итоге становится более дорогим. Главным препятствующим фактором аутсорсинга является отсутствие финансовых моделей расчета эффективности. Нередко решения по выделению активов из состава компании руководители принимают без необходимого обоснования. Рис. 4. Основные виды работ, возможные для использования аутсорсинга Проведенные исследования развития рынка аутсорсинговых услуг на железной дороге показали, что расширение данной сферы услуг должно осуществляться с четким анализом рыночной среды, обоснованием экономической целесообразности системы перераспределения заказов и наличием компетентности исполнителей. Целью управления аутсорсингом на железнодорожном предприятии транспортной отрасли является реконфигурация активов, позволяющая обеспечить серьезный рост экономического эффекта, сконцентрировать доступные ресурсы организации на развитии ее основных функций, которые формируют весомое конкурентное преимущество. Процесс принятия решения о заключении договора аутсорсинга обычно состоит из нескольких этапов. Автором предложен алгоритм заключения договора аутсорсинга ОАО "РЖД" (рис. 5).Рис. 5. Алгоритм заключения договора аутсорсинга ОАО "РЖД" (начало)Рис. 5. Алгоритм заключения договора аутсорсинга ОАО "РЖД" (окончание) Аутсорсинг влечет за собой существенные последствия для бизнеса. Стратегическое обоснование аутсорсинг-проекта является отправной точкой в принятии решения об аутсорсинге. Принятие решения о применении аутсорсинга, как комплексное стратегическое решение, требует тщательной подготовки и проработки. Этот процесс состоит из нескольких шагов (рис. 6).^ Рис. 6. Алгоритм применения аутсорсинга на предприятии ОАО "РЖД" По результатам анализа реализации аутсорсингового решения можно сделать выводы об эффективности принятого решения, а также выявить проблемы в развитии бизнес-системы и возможные пути их решения. Для получения результатов осуществленных изменений необходимо провести сравнительный анализ двух форм организации хозяйственных взаимоотношений: традиционной и аутсорсинговой. Оценку эффективности функционирования созданной бизнес-системы на основе аутсорсинга и качества управления важно проводить исходя из анализа достижения поставленных целей. Представленная модель анализа является оптимизационной. Показатели оптимизации определяются экономической целесообразностью, с точки зрения компании (см. таблицу).^ Сравнительный анализ оценок традиционной и аутсорсинговой форм хозяйственных взаимоотношений № п/п Фактор оценки Вес фактора (pi) Средние балльные оценки Оценка показателя Коэффициент оценки показателя (Ко.п) Тради-ционная форма () Аутсор-синговая форма Тради-ционная форма (Ок.т.ф) Аутсор-синговая форма (Ок.а.ф) 1 Экономичность 0,14 4 5 0,56 0,70 1,25 2 Результативность 0,16 4 4,5 0,64 0,72 1,13 3 Финансовая устойчивость 0,04 4 4 0,16 0,16 1 4 Рентабельность 0,18 2 3 0,36 0,54 1,5 5 Адекватность изменениям внешней среды 0,04 2 3 0,08 0,12 1,5 6 Удовлетворенность работой, услугами 0,08 3,5 4 0,28 0,32 1,14 7 Уровень обслуживания покупателей 0,06 4 4,5 0,24 0,27 1,13 8 Отсутствие организационных патологий 0,06 4 3,5 0,24 0,21 0,86 9 Социальная защищенность сотрудников 0,14 3,5 3,5 0,49 0,49 1 10 Сохранение рабочих мест 0,10 4 4,5 0,40 0,45 1,13 Сравнительный анализ оценок отражает уровень достижения поставленных целей. Для этого определяется коэффициент оценки показателя: (1) где Oк.а.ф - оценка показателя аутсорсинговой формы; Ок.т.ф - оценка показателя традиционной формы. Оценка показателя определяется путем умножения средней балльной оценки показателя на его удельный вес: (2) где рi - удельный вес показателя (выраженный в долях, а не в процентах); - средняя балльная оценка величины этого показателя. Если коэффициент оценки показателя (Ко.п) получается равным более 1, значит, желаемый результат по этому показателю при внедрении аутсорсинговой формы взаимоотношений предприятий получен. Хозяйственный объект для успешного функционирования в целом должен держать под контролем каждый из показателей. При этом в принципе допустимо общее улучшение ситуации при ухудшении некоторых из этих параметров, но для оценки ситуации в целом необходимо получение суммарного, итогового результата. Итоговый суммарный подсчет заключается в определении эффекта организационной формы: (3) где n - число показателей (критериев) оценки цели; рi- удельный вес показателя (выраженный в долях, а не в процентах);- средняя балльная оценка величины этого показателя. После расчета эффекта организационных форм необходимо определить коэффициент эффекта, который покажет, какая из форм является эффективнее: (4) где Эа.ф - эффект использования аутсорсинговой формы хозяйственных взаимоотношений; Эт.ф - эффект использования традиционной формы хозяйственных взаимоотношений. Соответственно, если коэффициент эффекта организационной формы (Кэ.о.ф) больше 1, аутсорсинговая форма хозяйственных взаимоотношений предприятия наиболее предпочтительная. Если коэффициент меньше 1, то данный вид бизнес-процесса необходимо оставить в рамках предприятия и не выносить его за границы или передавать аутсорсеру на выполнение. При сравнительном анализе эффекта организационных форм взаимоотношений ОАО "РЖД" и Ведомственной охраны получился коэффициент, равный 1,15. Это отражает тот факт, что в общей сумме произошло улучшение показателей заданных целей деятельности организации. Для принятия решения о целесообразности внедрения аутсорсингового проекта на предприятии необходимо рассчитать экономическую эффективность данной программы. Самым доступным, однако не простым методом оценки эффективности аутсорсинга, по мнению автора, является сопоставление затрат (калькуляция). Эффективность аутсорсинга строится на основе сопоставления затрат на производство продукции или услуг собственными силами и затрат на приобретение данной продукции или услуг у сторонних организаций. Основным критерием вывода или не вывода процессов на аутсорсинг является уровень издержек и качества предоставляемых услуг. Аутсорсинг эффективен в том случае, если можно передать функции по вспомогательным видам деятельности, заплатив за это меньший или тот же объем средств в размере не более фонда оплаты труда, который сегодня тратится на штатных работников. Эффект должен быть за счет отсутствия затрат на социальное обеспечение, на оборудование, на мероприятия по охране труда и т.д. Все это переходит под ответственность аутсорсинговых компаний. А они, поскольку заинтересованы в получении прибыли, внедряют лучшие формы организации труда. Расчет эффективности аутсорсинга: (5) где Эа - эффективность аутсорсинга, относительный показатель; m - количество наименований затрат на собственное производство; Зс - затраты на собственное производство данного вида работ, услуг; n - количество наименований затрат на приобретение данного вида работ, услуг у аутсорсера; За - затраты на приобретение работ услуг у аутсорсера. К собственным затратам необходимо отнести: затраты на производство; затраты на заработную плату сотрудникам, выполняющим данный вид операций внутри предприятия; затраты на уплату единого социального налога; затраты на подготовку и переподготовку кадров (повышение квалификации сотрудников); затраты административно-управленческого характера; затраты на уплату налогов; затраты на приобретение сырья, материалов; затраты на содержание зданий, помещений, где осуществляется процесс производства, или сумму арендных платежей, если процесс производства осуществляется в арендуемом помещении; затраты на обслуживание и ремонт оборудования и основных средств; капитал (оборотный); упущенные выгоды от отказа использовать аутсорсинг. К затратам на аутсорсинг необходимо отнести: ожидаемое изменение цены; единовременные издержки на аутсорсинг (затраты на внедрение аутсорсинг-проекта); дополнительные текущие издержки на аутсорсинг; непредвиденные затраты в связи с изменением условий. При суммировании единовременных и текущих затрат на внедрение аутсорсингового проекта необходимо использовать коэффициент приведения. Для сравнения затрат предыдущего года до внедрения аутсорсингового решения и затрат последующего года после внедрения следует применять коэффициент инфляции. В результате расчета показатель эффективности аутсорсинга охранных услуг получился равным 1,14. Проведенная реструктуризация на железнодорожном транспорте, выделение в самостоятельную организацию ведомственной охраны и применение аутсорсинга охранных услуг явились эффективным решением. Экономия составила более 19 млн. р. На практике объем работ, отдаваемых на аутсорсинг, может со временем изменяться, обычно в сторону увеличения. Это ведет к повышению стоимости покупаемых услуг, однако чем больше объем работ, тем выгоднее обходится каждая элементарная работа в общем объеме. Последним элементом в процессе анализа целесообразности использования аутсорсинга является расчет совокупных хозяйственных рисков при осуществлении деятельности. Важно научиться управлять рисками и системой их страхования, особенно в ситуации нестабильности экономики, изменения конъюнктуры рынка, неполной отлаженности рыночных механизмов и недостаточной проработанности законодательной базы России. Принципиальный уровень хозяйственных рисков оценивается по следующей формуле: (6) где Ур - суммарный уровень хозяйственных рисков, возможных на предприятии; Вi - вероятность возникновения данного риска; Pi - размер возможных финансовых потерь по данному риску; n - число возможных видов рисков, имеющихся в бизнес-операции. Вероятность отдельных хозяйственных рисков представляет собой оценку возможности их