Реферат по предмету "Разное"


Анна Андреевна Ахматова и Тверской край. (Жизнь и ранний период творчества А. А. Ахматовой) Провела урок

Анна Андреевна Ахматова и Тверской край.(Жизнь и ранний период творчества А.А.Ахматовой)Провела урок Калганова Т.А., учитель вечерней (сменной) общеобразовательной школы №3 г.ТвериОформление и наглядность: 1. Портрет поэтессы. 2. Иллюстрации. 3. Выставка книг.Цели урока:Обучающая - познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Ахматовой; расширить представление учащихся о литературе Тверской области; формировать интерес к литературе родного края. Воспитывающая - воспитывать любовь к родному краю, его литературе; бережное отношение к слову. Развивающая - формировать навыки исполнительского искусства; развивать умение комплексного анализа текста. Эпиграф: Но всё мне памятна до боли Тверская скудная земля. А.А.Ахматова.^ 1-я группа - историки (исторические справки и комментарии);2-я группа - литературоведыХод урока.I. Организация урока.II.Сообщение темы и цели урока.Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством А.А.Ахматовой, связанном с нашим Тверским краем. Мы вместе поработаем над текстом стихов поэтессы, выразим своё отношение к героям, событиям, задумаемся над взаимоотношениями А.А.Ахматовой к Тверской земле, о роли искусства в нашей жизни, о его нравственном воздействии на человека.     III. Знакомство с жизнью и творчеством А.А. Ахматовой.    Вступительное слово учителя.В 1915 году в журнале "Северные записки", № 10 было опубликовано стихотворение Анны Ахматовой, начинающееся строкой: "Столько раз я проклинала это небо, эту землю...", и заканчивающееся таким признанием: "... Так случилось: заточеньеСтало родиной второю..."   Эта земля, это заточенье, ставшее второй родиной, имеет точный географический адрес, указанный автором: "Слепнево. 1915." Под большинством своих стихотворений Ахматова проставляла и дату, и место написания, так как придавала и тому, и другому большое значение. Начиная с 1911 года, под многими стихами рядом с датой обозначено: "Слепнево". За период с 1913 по 1917 годы из 96 стихотворений с проставленным местом написания к Слепневу относятся 48. Сохранились многочисленные планы неосуществленной автобиографической книги "Мои полвека". Планы книги - это простое перечисление имен, названий, событий. В одном из вариантов читаем: "Слепнево в 1911-1917. Его огромное значение в моей жизни". В другом варианте:   "111-я глава. Париж 1910-1911. Слепнево. Его великое значение в моей жизни." Единственные эпитеты в этих планах (огромное, великое) - только рядом со Слепневым. И, надо думать, это не случайно. Книга не была написана, но среди набросков, относящихся к Слепневу, есть такая запись: "Слепнево для меня, как арка в архитектуре... сначала маленькая, потом все больше и больше и наконец полная свобода..." Именно исходя из такой оценки попытаемся рассказать об этом уголке древней Тверской земли, о том, что здесь было, что сохранилось, что погибло, как может быть здесь увековечена память о двух русских поэтах, так как помимо Анны Андреевны Ахматовой со Слепневым кровно связана и судьба Николая Степановича Гумилева. С тверской стороной Анну Андреевну Ахматову породнил её муж - поэт Николай Степанович Гумилев. Он привёз её в Слепнёво впервые в 1911 году, а потом она бывала здесь ежегодно, (с1918 года приезжала только в Бежецк, последний раз - в 1925 году).^ Анна Андреевна Ахматова. Слепнево и Бежецк - эти места Тверской губернии, как сама Ахматова не раз признавалась, стали ей родными на всю жизнь: Спокойной и уверенной Любови Не превозмочь мне к этой стороне… Здесь, в тверском уединении, она всегда хорошо и плодотворно работала. Чистая лирика «Чёток» и «Белой стаи» создавалась в этом холмистом краю, где загадочная тишина исконной России срифмовалась с отзывчивой душой поэта. В 1911 и 1912 годах Анна Андреевна была в Слепнёве вместе с мужем. 1 октября 1912 г. в семье Гумилёва - Ахматовой происходит радостное событие: родился сын Лев. ^ Н.С.Гумилёв и А.А.Ахматова с сыном.В июле 1913 года она пишет в стихотворении, посвящённом литературному критику Н.В.Недоброво: Покорно мне воображенье В изображенье серых глаз. В моём тверском уединенье - Я горько вспоминаю вас.Прекрасных рук счастливый пленник, На левом берегу Невы, Мой знаменитый современник, Случилось, как хотели вы.Вы, приказавший мне: довольно, Поди, убей свою любовь! И вот я таю, я безвольна, Но всё сильней скучает кровь.И если я умру, то кто же Мои стихи напишет вам, Кто стать звенящими поможет Ещё не сказанным словам?Июль 1913 Слепнево В этом же году поэтессой в Слепнёве написано еще одно стихотворение:Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти господа моля. Но всё мне памятна до боли Тверская скудная земля.Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска.И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. Осень 1913 Основания, для написания этих стихотворений, были. В апреле 1913 года молодой супруг уехал в Африку, в этнографическую экспедицию.^ Н.Гумилёв перед поездкой в Африку.Отношение свекрови и золовки к Анне Андреевне не было дружественным, но они растили ее сына и саму ее принимали в Слепневе и в Бежецке. Ахматова высоко ценила благородство этих женщин и посвятила Александре Степановне одно из лучших своих стихотворений, написанное в декабре 1921 года:Земной отрадой сердце не томи, Не пристращайся ни к жене, ни к дому, У своего ребенка хлеб возьми, Чтобы отдать его чужому.И будь слугой смиреннейшим того, Кто был твоим кромешным супостатом, И назови лесного зверя братом, И не проси у бога ничего.Из семьи Кузьминых - Караваевых Анна Андреевна была дружна с Ольгой Александровной, которой посвятила стихотворение «Побег». Из Петербурга в Слепнево ездили через железнодорожную станцию Подобино (так было ближе, чем через Бежецк), мимо имения Подобино, владения Неведомских, с которыми общались Гумилевы.Рассказ историка: Вера Андреевна Неведомская об Анне Андреевне вспоминала так: «У Ахматовой строгое лицо послушницы из староверческого скита. Все черты слишком острые, чтобы назвать лицо красивым. Серые глаза без улыбки. За столом она молчала, и сразу чувствовалось, что в семье мужа она чужая. В этой патриархальной семье и сам Николай Степанович, и его жена были как белые вороны. Мать огорчалась тем, что сын не хотел служить ни в гвардии, ни в дипломатическом, а стал поэтом, пропадает в Африке и жену привел какую-то чудную, тоже пишет стихи, все молчит. Ходит то в темном ситцевом платье, вроде сарафана, то в экстравагантных парижских туалетах (тогда носили узкие юбки с разрезом).Николай Степанович и Анна Андреевна ездили из Слепнева в гости в Подобино. Там развлекались в духе своего времени, то верховой ездой, то игрой в цирк. У каждого была своя роль. После «цирка», осенью 1911 года, организовали домашний театр, поставили пьесу, сочиненную тут же Н.С. Гумилевым, «Любовь-отравительница», из испанской жизни XIII века. Молодые люди веселились. Ахматова же в противоположность им всюду была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, в семье мужа, ей было душно, скучно и неприветливо. Но и в Подобине она присутствовала только внешне. Оживлялась только, когда речь заходила о стихах. Стихи и Гумилев, и Ахматова читали хорошо, просто, без всякой декламации и напевности, которые в то время были в моде… Стихи Ахматовой супруг ее ставил в музыкальном отношении выше своих».Рассказ историка : Из воспоминаний об Анне Андреевне Анны Андреевны Гумилевой, жены брата Дмитрия: «А.А.Ахматова была высокая, стройная, тоненькая и очень гибкая, со смуглым цветом лица. Она держалась в стороне от семьи. Поздно вставала, являлась к завтраку около часа, последняя и, войдя в столовую, говорила: «Здравствуйте, все!» за столом большею частью была отсутствующей, потом исчезала в свою комнату, вечерами либо писала у себя, либо уезжала в Петербург».^ Комната А.А.Ахматовой.Рассказ историка: Воспоминания местных крестьянок нашли отражение в стихах Надежды Павлович, написанных в 1962 году : О ней мне говорили бабы В лесном глухом углу тверском: «Она была больной и слабой, Бродила часто за селом, Невнятно бормотала что-то Да косу темную плела, И, видно, тайная забота Ее до косточек прожгла…»Рассказ учителя: Первое время пребывания поэта в Слепневе отмечено творческой паузой: подпись «Слепнево» стоит всего под одним стихотворением 1911 года («Целый день провела у окошка …»). в 1912 году ее нет совсем.Целый день провела у окошка И томилась: «Скорей бы гроза». Раз у дикой затравленной кошки Я такие заметил глаза.Верно тот, кого ждёшь, не вернётся, И последние сроки прошли. Душный зной, словно олово, льётся От небес до иссохшей земли.Ты тоской только сердце измучишь, Глядя в серую тусклую мглу. И мне кажется - вдруг замяучишь, Изгибаясь на грязном полу.^ Лето 1911 СлепнёвоИнтерес к этой местности возник у нее не сразу. Сначала ее стихи, написанные на тверской земле, больше были похожи на письма своим петербургским знакомым актрисе Ольге Афанасьевне Глебовой-Судейкиной (1885-1945), автору лучшей статьи об ее творчестве - литературоведу Николаю Владимировичу Недоброво (1882-1919), поэту-переводчику Михаилу Леонидовичу Лозинскому (1886-1955) и другим. Она здесь грустила, ее жизнь напоминала пушкинское время: Мне нестерпимо здесь томиться. По четкам костяным молиться И точно знать, что на обед Ко мне приедет мой сосед.Какою страшною винойЯ заслужила эту скуку?В 1912 году подписи «Слепнёво» нет совсем. Однако в августе - сентябре 1912 г., то есть именно тогда, когда «никнет гроздь рябины жёлто-красной, Ахматова жила в Слепнёве.^ Дорога в Слепнёво.Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу.Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины жёлто-красной, Слагаю я весёлые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озёрной лесопильни.Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.^ 1912 В 1913 году количество написанного и круг деревенских сюжетов значительно расширился.Чтение стихотворения уч-ся Цветов и неживых вещей Приятен запах в этом доме. У грядок груды овощей Лежат, пестры, на чернозёме.Ещё струится холодок, Но с парников снята рогожа. Там есть прудок, такой прудок, Где тина на парчу похожа.А мальчик мне сказал боясь, Совсем взволнованно и тихо, Что там живёт большой карась И с ним большая карасиха.Рассказ учителя: Анна Андреевна была больна туберкулёзом. От этой болезни умерли её родные сёстры Инна Андреевна Штейн (1880-1906) и Ия Андреевна Горенко (1892-1922). Ахматову это очень беспокоило. Может быть, поэтому и родились в её душе следующие строчки:На Казанском или на Волковском Время землю пришло покупать. Ах! под небом северным шёлковым Так легко, так прохладно спать. Новый мост ещё не достроят, Не вернётся ещё зима, Как руки мои покроет Парчовая бахрома.Ничего не вспугну веселья, Никого к себе не зову. Мне одной справлять новоселье В свежевыкопанном рву.^ 8 июля СлепнёвоВ окрестностях Слепнёва. Но постепенно Ахматова привыкла к Слепневу, сроднилась с ним, и стихи пошли «легкой свободной поступью». Сельская жизнь уже становится для нее необходимостью. Анна Андреевна полюбила Слепнево и стала называть тверскую землю своей второй родиной, любимой стороной …Чтение стихотворения уч-ся Столько раз я проклинала Это небо, эту землю, Этой мельницы замшелой Тяжко машущие руки! А во флигеле покойник, Прям и сед, лежит на лавке, Как тому назад три года. Так же мыши книги точат, Так же влево пламя клонит Так же влево пламя клонит Стеариновая свечка. И поёт, поёт постылый Бубенец нижегородский Незатейливую песню О моём веселье горьком. А раскрашенные ярко Прямо стали георгины Вдоль серебряной дорожки, Где улитки и полынь. Так случилось: заточенье Стало родиной второю, А о первой я не смею И в молитве вспоминать.Июль 1915Слепнево Рассказ литературоведа: Писательнице А.Н.Чеботаревской Ахматова писала 16 июля 1915 года из Слепнёва: «Я поправляюсь очень медленно, но много работаю, по-видимому, в деревне голос музы лучше слышен». Так выразилось удовлетворение благоприятной для творчества обстановкой в Слепнёве.    Среди этого непривычного ей мира, на незнакомых просторах А.А. Ахматова ищет особенности местной жизни в историческом прошлом. Уже в стихотворении "Последнее письмо" она упоминает эпитет "корельский": В саду под шум берез корельскихО днях мечтаю царскосельских.О долгих спорах, о стихахИ о пленительных губах.     В другом стихотворении слово "корельский" становится синонимом бежецкого края:Теперь прощай, столица.Прощай, весна моя.Уже по мне томитсяКарельская земля... "Теперь прощай, столица..."    Этот эпитет повторяется в поэзии А.А. Ахматовой не случайно. Рядом с имением Слепнево располагались карельские поселения, центром которых был погост Карельское Кошево (по аналогии с Русским Кошевом). Он находился в двух километрах от Слепнева. Поэтому часто его летние гости вместо своей приходской церкви в селе Границы ходили молиться сюда в Сретенскую церковь. Об этом рассказывают не только воспоминания местных крестьян, но, вероятно, свидетельствуют и стихотворения А.А. Ахматовой:Буду тихо на погостеПод доской дубовой спать,Будешь, милый, к маме в гостиВ воскресенье прибегать -Через речку и по горкеТак, что взрослый не догнать,Издалека, мальчик зоркий.Будешь крест мой узнавать. "Буду тихо на погосте..."Рассказ историка:Впервые карелы появились на бежецкой земле в конце XVI - начале XVII века3 в особенности после подписания Русским государством вечного мира со Швецией в деревне Столбово под Тихвином в 1617 году, по которому от Руси отторгались Карельский уезд (земли на Карельском перешейке севернее Ладожского озера) и ижорская земля с городами Ям, Ивангород и Копорье. Некоторые жители этих мест, не пожелавшие быть под властью представителей другой веры, переселялись огромными партиями в опустевшие после Смуты края в Новгородской и Тверской губерниях, в том числе и в Бежецкий уезд.Рассказ литературоведа: А.А. Ахматова замечает, что, несмотря на более позднее подселение карел в верховьях Мологи, в древние времена на той земле жило родственное современным карелам фино-угорское племя весь, которое оставило после себя старинные названия рек Молога (означает - "тихая или рыбная река"), Уйвешь (чистая вода), села Сулега (селение на холме), болота Хабенка (осиновое) и другие4. Видимо, поэтому поэт называет бежецкий край "древней корельской землей".    Интерес к бежецкому краю, вероятно, был вызван у Ахматовой тем, что она постоянно ощущала в себе "капельку новогородской крови". Ее предки по материнской линии дворяне Стоговы были когда-то новгородскими боярами5, а Бежецкий Верх был одной из волостей древнего Новгорода. Может быть, поэтому А.А. Ахматова очень остро замечает все тонкости народной жизни, местного уклада. Течет река неспешно по долине. Многооконный на пригорке дом. И мы живем, как при Екатерине: Молебны служим, урожая ждем. "Течет река неспешно по долине..."    В недописанном очерке "Слепнево" А.А. Ахматова отмечает характерные особенности убранства слепневской комнаты: "В моей комнате (на север) висела большая икона - "Христос в темнице"... Над диваном висел большой портрет Николая I не как у снобов в Петербурге - почти как экзотика, а просто, серьезно по-онегински ("царей портреты на стене"). Было ли в комнате зеркало - не знаю, забыла"Рассказ историка: Эти слова А.А. Ахматовой подтверждают и "Заметки о быте населения Бежецкого уезда", сделанные неизвестным автором еще в 1874 году. Он писал: "Наружный вид крестьянских жилищ, за немногими исключениями, не оставляют приятного впечатления. Особенно если видишь их в зимнее время. Приземистые, с высокими соломенными крышами и маленькими окнами, они выглядывают так уныло, что невольно думается о том, как мало удобств дают они своим обитателям...". Далее он отмечает: "Миряне усердно посещают церковь, слушают обедню, заутреню, по обычаю зовут священников для исполнения разных треб...", но "...единственной пока школою у крестьянина в большинстве случаев остается сама его многотрудная жизнь". Слово литературоведам:  Ахматову в Слепневе привлекло устное народное творчество. Она едва ли не первой ввела элементы просторечия, частушки, плачи, заклинания, причитания в обиход высокой поэзии. Эти элементы у нее органичны и естественны, они восприняты поэтом как единое целое со всей жизнью и образом мыслей трудового народа.   На тверской земле А.А. Ахматова подмечает не только черты народного быта, но и приметы сельского труда, крестьянские заботы, радости, огорчения:Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг... "Перед весной бывают дни такие..." Буду черные грядки холить, Ключевой водой поливать; Полевые цветы на воле, Их не надо трогать и рвать... "Буду черные грядки холить..." Даже птицы сегодня не пели, И осина уже не дрожит. Стаю солнце немилостью Божьей, Дождик с Пасхи полей не кропил... "Пахнет гарью. Четыре недели..."     В недописанной автобиографической книге "Мои полвека" А.А. Ахматова отмечала: "Бабы выходили в поле в домотканых сарафанах, и тогда старухи и топорные девки казались стройнее античных статуй". Впоследствии своим знакомым А.А. Ахматова рассказывала: "Униженно держались только украинские крестьяне. Они были развращены польскими помещиками. Я сама видела там, как едет управляющий в красных перчатках, и семидесятилетние старухи его в эти перчатки целуют. Омерзительно! А в Тверской губернии совсем не то - полное достоинство". А.А. Ахматова неоднократно слышала, как на праздничных гуляниях поют местные женщины. Вероятно, об их печальном пении и рассказывает стихотворение "Песня о песне":Она сначала обожжет, Как ветерок студеный, А после в сердце упадет Одной слезой соленой. Не случайно некоторые ее стихи перекликаются с русским фольклором: Лучше б мне частушки задорно выкликать, А тебе на хриплой гармонике играть. И уйдя, обнявшись, на ночь за овсы, Потерять бы ленту из тугой косы. "Лучше 6 мне частушки задорно выкликать..."     Множество вариантов используемого А.А. Ахматовой лирического сюжета, в котором героиня частушки поет, а ее возлюбленный играет, были широко распространены в Тверской губернии. Например: Ты играешь - меня травишь. Я пою - тебя травлю,Ты не знаешь, ягодиночка.Как я тебя люблю. Рассказ учителя:  В начале Первой мировой войны А.А. Ахматова находилась в своем "тверском уединеньи", и все увиденное и услышанное там поэтом с болью нашло отражение в ее стихах: Можжевельника запах сладкийОт горящих лесов летит.Над ребятами стонут солдатки,Вдовий плач по деревне звенит. В 1914 году Гумилёв ушёл добровольцем на войну. Молодая женщина тосковала.Чтение стихотворения уч-ся. Тяжела ты, любовная память! Мне в дыму твоём петь и гореть, А другим - это только пламя, Чтоб остывшую душу греть.Чтобы греть пресыщённое тело, Им надобны слёзы мои… Для того ль я, господи пела, Для того ль причастилась любви!Дай мне выпить такой отравы, Чтобы сделалась я немой, И мою бесславную славу Осиянным забвением смой.^ 18 июляСлепнево   Рассказ учителя: Народные бедствия глубоко потрясли А.А. Ахматову, и она тяжело переживает происходящие события: Вдруг запестрела тихая дорога,Плач полетел, серебряно звеня...Закрыв лицо, я умоляла БогаДо первой битвы умертвить меня. "Памяти 19 июля 1914".  Анна Ахматова, как настоящая патриотка, восклицала в стихах:     Только нашей земли не разделит     На потеху себе супостат:     Богородица белый расстелет      Над скорбями великими плат.      ^ 20 июляСлепневоСлово литературоведам: Переживая за русское воинство, поэтесса обращается к образу Богородицы, которая в веках всегда была покровительницей русских воинов. Иконы с изображением Богородицы русичи брали с собой в военные походы.     По исторической аналогии Ахматова сравнивает Россию со сказочным белым домом:      Столько раз... Играйте, солдаты,     А я мой дом отыщу,     Узнаю по крыше покатой,     По вечному плющу.          Но кто его отодвинул,     В чужие унес города     Или из памяти вынул     Навсегда дорогу туда... Величайшая мудрость и боль блокадных и ташкентских стихов находят истоки в написанных в 1914 - 1916 годах слепневских стихах о России, о солдатках. Рассказ учителя: В слепневский же период зазвучал еще один мотив: в стихах поэт корит себя за недостаточное внимание к ребенку. Все-таки она была Мать и приезжала в Слепнево к сыну!Колыбельная. Далеко в лесу огромном, Возле синих рек, Жил с детьми в избушке тёмной Бедный дровосек.Младший сын был ростом с пальчик,- Как тебя унять, Спи, мой тихий, спи, мой мальчик, Я дурная мать.Долетают редко вести К нашему крыльцу, Подарили белый крестик Твоему отцу.Было горе, будет горе, Горю нет конца, Да хранит святой Егорий Твоего отца.1915Буду тихо на погосте Под доской дубовой спать, Будешь, милый, к маме в гости В воскресенье прибегать - Через речку и по горке, Так, что взрослым не догнать, Издалека, мальчик зоркий, Будешь крест мой узнавать. Знаю, милый, можешь мало Обо мне припоминать: Не бранила, не ласкала, Не водила причащать.1915Перед революцией Ахматова была в Слепневе дважды: несколько дней накануне февральских событий («встретила 1917 год»), а затем продолжительное время жила летом и осенью. Теперь прощай, столица, Прощай, весна моя, Уже по мне томится Корельская земля.Поля и огороды Спокойно зелены, Ещё глубоки воды И небеса бледны.Болотная русалка, Хозяйка этих мест, Глядит, вздыхая жалко, На колокольный крест.А иволга, подруга Моих безгрешных дней, Вчера вернувшись с юга, Кричит среди ветвей,Что стыдно оставаться До мая в городах, В театре задыхаться, Скучать на островах.Но иволга не знает, Русалке не понять, Как сладко мне бывает Его поцеловать!И всё-таки сегодня На тихом склоне дня Уйду. Страна господня, Прими к себе меня!^ 1917 Слово литературоведам:   Особые отношения у А.А. Ахматовой были с тверской природой. В автобиографии "Коротко о себе" она писала: "Это не живописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, "воротца", хлеба, хлеба...". Леса в окрестностях города Бежецка были вырублены во времена строительства Петербурга, и открытые земли были распаханы местными жителями. Такой и увидела эту землю А.А. Ахматова. И в стихотворении "Небо мелкий дождик сеет..." она дает яркий образ безлесного земледельческого края - "страна болот и пашен", которую она называет еще и "второй родиной": Так случилось: заточеньеСтало родиной второю,А о первой я не смеюИ в молитве вспоминать."Сколько раз я проклинала..."Рассказ учителя: Ахматовой было за что любить этот край. Здесь оттачивался ее талант, укреплялась кровная связь с родственной землей. Отзвук этого единения идет через все творчество поэта. Бессмертник сух и розов. Облака На свежем небе вылеплены грубо. Единственного в этом парке дуба Листва ещё бесцветна и тонка.Лучи зари до полночи горят. Как хорошо в моём затворе тесном! О самом нежном, о всегда чудесном Со мной сегодня птицы говорят.Я счастлива. Но мне всего милей Лесная и пологая дорога, Убогий мост, скривившийся немного, И то, что ждать осталось мало дней.Лето1916Слепнево   В это время в стихах А.А. Ахматовой с удивительной точностью и простотой начинает отражаться окружающий мир: слепневский дом с текущей "неслышно по долине" речкой Каменкой, сельский парк, заросший пруд и старая мельница. Единственного в этом парке дубаЛиства еще бесцветна и тонка… "Бессмертник сух и розов. Облака..."Я помню только сад, сквозной, осенний, нежный,И крики журавлей, и черные поля...О, как была с тобой мне сладостна земля! "А! Это снова ты. Не отроком влюбленным..."Этой мельницы замшелойТяжко машущие руки... "Сколько раз я проклинала..."    ^ Дуб в Слепневе.Слово литературоведам: Нужно отметить, что природа в стихах А.А. Ахматовой неотделима от человеческих чувств. Она как бы воедино сливается с внутренним миром поэта. Так, в стихотворении "Я слышу иволги всегда печальный голос..." волшебные сочетания "ти", "ол", "ло" создают удивительную музыку, которая глубиной своего звука, дающего глубину смыслу, преображает печаль в радость. Пенье птиц и свист серпов, услышанные поэтом в Слепневе, переносятся на страницы книги: Я слышу иволги всегда печальный голосИ лета пышного приветствую ущерб,А к колосу прижатый тесно колосС змеиным свистом срезывает серп.   Рассказ учителя:  В тверском уединении муза А.А. Ахматовой неожиданно преображается и становится похожей на крестьянскую девушку: И Муза в дырявом платкеПротяжно поет и уныло.В жестокой и юной тоскеЕе чудотворная сила. "Зачем притворяешься ты..."    Поэту неожиданно открывается сокровенная красота окружающей ее природы, то, "... что сквозит и тайно светит - в наготе твоей смиренной". Лучи зари до полночи горят.Как хорошо в моем затворе тесном!О самом нежном, о всегда чудесномСо мною Божьи птицы говорят.Я счастлива. Но мне всего милейЛесная и пологая дорога.Убогий мост, скривившийся немногоИ то, что ждать осталось мало дней. "Бессмертник сух и розов. Облака..."    И почти то же самое отмечено в стихотворении "Уединение": Отсюда раньше вижу я зарю,Здесь солнца луч последний торжествует.И часто в окна комнаты моейВлетают ветры северных морей,И голубь ест из рук моих пшеницу...А не дописанную мной страницу.Божественно спокойна и легка.Допишет Музы смуглая рука.  Стихотворение «Приду туда, и отлетит томленье …» не подписано Слепневом, но «таинственные темные селенья - хранилища бессмертного труда …» - это же деревни, в которых выращивают хлеб, и только крестьянский труд называют бессмертным. А в сельской местности Ахматова жила в Слепневе, и стихи, конечно же, имеют бесспорный адрес. Этим местам поэт признается в любви: Приду туда, и отлетит томленье. Мне ранние приятны холода. Таинственные, тёмные селенья - Хранилища бессмертного труда.Спокойной и уверенной Любови Не превозмочь мне к этой стороне: Ведь капелька новогородской крови Во мне - как льдинка в пенистом вине.И этого никак нельзя поправить, Не растопил её великий зной, И что бы я не начинала славить - Ты, тихая. Сияешь предо мной.1916  В Слепневе А.А. Ахматова чувствует себя неразрывно соединенной с парком, холмами, речкой..^ На берёзах распускаются листья.Поэтому у нее появляется особое отношение к земле, которая для поэта является живым организмом - "Дымилось тело вспаханных равнин..." ("Памяти 19 июля 1914"), или - "Ранят тело твое пресвятое, мечут жребий о ризах твоих" ("Июль 1941"); то памятной "книгой" человеческих деяний: "Ей, опустевшей, приказал Всевышний стать страшной книгой грозовых вестей". И впоследствии поэт ощущает свою органическую связь с землей:Но ложимся в нее и становимся ею,Оттого и зовем так свободно - своею. "Родная земля"Как первый раз я на нее,На Родину, глядела.Я знала: - это все мое Душа моя и тело. "С самолета" Рассказ историка: В 1917 году Гумилёвы уехали из Слепнёва и поселились в Бежецке.     Единственный раз Ахматова с Гумилевым встретили Новый год в Слепневе: "...Один раз я была в Слепнево зимой. Это было великолепно. Всё как-то вдвинулось в 19 век, чуть не в Пушкинское время. Сани, валенки, медвежьи полости, огромные полушубки, звенящая тишина, сугробы, алмазные снега. Там я встретила 1917 год... Мне казалось, что я попала в какую-то обетованную страну. А в Петербурге был уже убитый Распутин и ждали революцию, которая была назначена на 20 января..." Последний раз Ахматова жила в слепневском доме летом 1917 года. (Гумилев в это время был в Париже. Заметим, что с 1913 по 1917 год Ахматова бывала в Слепневе каждое лето, и каждый раз в одиночестве.) Когда произошла Октябрьская революция, усадьба не была разгромлена. В 1917 году Гумилёвы уехали из Слепнёва и поселились в Бежецке. Среди них был и сын Ахматовой и Гумилева Лев. Последними покинули имение Александра Степановна Сверчкова со своей больной дочерью Марусей. Она вела переговоры с крестьянами, хотя и была в Слепневе только гостьей. Все-таки переговоры привели к благоприятному решению, ей удалось увезти в город часть мебели и половину запасов хлеба. После этого все поселились в Бежецке в доме на Рождественской улице. Дом этот сохранился, теперь его адрес: ул. Чудова, 68/14.^ Дом в Бежецке, где после революции жили Гумилевы. В 1918 году Гумилев вернулся в Россию, и в этом же году Ахматова и Гумилев расстались. Ахматова вышла замуж за Владимира Казимировича Шилейко, а Гумилев женился на Анне Николаевне Энгельгардт. В Петрограде было голодно, и Гумилев отправил Анну Николаевну с родившейся у них дочерью Леночкой в Бежецк. Несмотря на разрыв, между Ахматовой и Гумилевым сохранялись теплые, дружеские отношения, и они вдвоем ездили в Бежецк к Леве. Останавливались они в том же доме, куда переехало из Слепнева всё семейство Гумилевых, Львовых, Кузьминых-Караваевых.^ Рассказ учителя: В последних числах 1921 года Анна Ахматова приехала в Бежецк одна. Прошло всего несколько месяцев после трагического августовского дня, когда был расстрелян Николай Гумилев. Во время декабрьского посещения сына Ахматовой было написано стихотворение "Бежецк", заканчивающееся строками:Там строгая память, такая скупая теперь, Свои терема мне открыла с глубоким поклоном; Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь… И город был полон весёлым рождественским звоном.26 декабря 1921В последний раз Анна Андреевна приезжала в Бежецк навестить сына в 1925 году и была всего один день. Вывод:Здесь, на тверской земле, появилась впервые гражданская тема, принесшая через несколько десятилетий славу «поздней» Ахматовой. Академик В. М. Жирмунский отмечал: «Патриотические стихи, созданные в годы Великой Отечественной войны … явились только вершиной этой знаменательной линии ее творчества, органически связанной с любовью к родине. Петербургский и царскосельский пейзажи, проникнутые дорогими ее сердцу историческими воспоминаниями, и в особенности «усадебный» пейзажный фон стихов, написанных в Слепневе, отчетливо, хотя и не назойливо, говорят об этой любви». Вслед за стихами - откликами на начало мировой войны она пишет поэму «У самого моря». Ахматова вспоминала: «Это было в Слепневе в 1914 году, в моей комнате … я простилась с моей херсонесской юностью, с … «дикой девочкой» начала века и почуяла железный шаг войны… Так пришла ко мне поэма «У самого моря». В Слепневе я сразу сочинила 150 стихов …» Так тверская земля прочно вошла в поэзию А.А. Ахматовой и приобрела новую высоту и силу, став "душой и телом" поэта. Не случайно А.А. Ахматова в планах к своей книге "Мои полвека" писала: "Слепнево. Его великое значение в моей жизни", а в набросках отмечала: "Слепнево для меня как арка в архитектуре... сначала маленькая, потом все больше и больше и, наконец, полная свобода (это если выходить)". Именно поэтому в стихах А.А. Ахматовой особый смысл приобрели темы совести, народного горя, природы, любви. Ее Муза, прикоснувшись к незамутненным родникам народной жизни, обрела особую неповторимость и заговорила особым пророческим языком. ...Не за то, что чистой я осталась,Словно перед Господом свеча.Вместе с вами я в ногах валяласьУ кровавой куклы палачаНет! И не под чуждым небосводом,И не под защитой чуждых крыл -Я была тогда с моим народом,Там, где мой народ, к несчастью, был. "Так не зря мы вместе бе


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Коллаборационисты: казачьи части вермахта на Украине
Реферат Автоматизация процесса разработки образовательных стандартов профессионального образования для сферы информационно-коммуникационных технологий
Реферат Mexican Porfiriato Essay Research Paper Nueva divisin
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ООО ТД "Металлопрокат")
Реферат Понятие и классификация субъектов трудового права
Реферат Проблема безработицы
Реферат Особенности технологии экстемпоральных лекарственных форм, содержащих защищенные коллоиды
Реферат Greek Women Essay Research Paper The women
Реферат Способы описания алгоритма. Виды операторов
Реферат Кадастр населенных пунктов
Реферат Шпаргалка по Социологии 4
Реферат Reading Of The Damage Done Essay Research
Реферат Создание логотипа в 3D
Реферат Генная мутация
Реферат Проблема времени и пространства в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"