Реферат по предмету "Разное"


Анализ стихотворения «Раковина» О. Э

Работу выполнила студентка 509 Б группы ФСтГМ Слесарская А.В. Анализ стихотворения «Раковина» О.Э. МендельштамаРаковина Быть может, я тебе не нужен, Ночь; из пучины мировой, Как раковина без жемчужин, Я выброшен на берег твой.Ты равнодушно волны пенишь И несговорчиво поешь; Но ты полюбишь, ты оценишь Ненужной раковины ложь.Ты на песок с ней рядом ляжешь, Оденешь ризою своей, Ты неразрывно с нею свяжешь Огромный колокол зыбей;И хрупкой раковины стены,— Как нежилого сердца дом,— Наполнишь шепотами пены, Туманом, ветром и дождем...1911Стихотворение «Раковина» Осипа Мендельштама написано в 1911 году и относится к раннему периоду его творчества. Стихотворение входит в первый сборник поэта под названием «Камень» 1913 года. Все поэтические произведения О.Э. Мендельштама обладают завораживающей, почти гипнотической звуковой формой, которая воздействует на подсознание читателя. Идейное своеобразие стихотворения раскрывается через диалог лирического героя и мира, которые Мендельштам сравнивает с образами раковины и ночи. Обращение Быть может, я тебе не нужен, Ночь вводит читателя в атмосферу стихотворения – осознание поэтом того, что его обладание бесценным, божественным даром, «жемчужиной», которая возвышает его над всеми смертными, оказалось обманчивым. Он всем естеством ощущает свою ненужность: Ненужной раковины ложь... Лирический герой уподобляется Мендельштамом «раковине без жемчужин». В стихотворении «раковина», символический образ тела, физической оболочки, вместилища для души, ощущается обыкновенной и лишенной своей уникальности. Поет сопоставляет этот образ с образом нежилого дома:^ И хрупкой раковины стены,—Как нежилого сердца дом,— то есть поэт приводит нас к мысли, что человек, его хрупкое тело может стать прекрасным, если он откроет свое сердце, наполняя его, подобно «хрупкой раковине», шепотами пены, туманом, ветром и дождем... Таким образом, идея данного стихотворения заключается в том, что творчество – это не пассивное использование таланта, полученного в дар, а выстраданная духовная сила поэта, которая связана со всей Вселенной, с «мировой пучиной». Поэт у Мендельштама не просто отзвук или эхо, он пронизан «мировой музыкой»:^ Ты неразрывно с нею свяжешьОгромный колокол зыбей; Творчество, для Мендельштама, прежде всего благосклонность Вдохновения (воплощенного в образе ночи), которое оценит и «оденет ризою своей» только того, кто откроет свою душу, впитывая шум времени и «наполняясь шепотами пены, туманом, ветром и дождем». В стихотворении четко прослеживаются два антропоцентра. Первый антропоцентр – это образ лирического героя, на которого указывает личное местоимение Я и форма сказуемого в первой строфе: «я тебе не нужен», «я выброшен на берег твой». Второй антропоцентр - это образ ночи, источник вдохновения. Лирический герой обращается к «ночи», при этом используются непосредственное обращение Быть может, я тебе не нужен, Ночь;, личное местоимение ты, притяжательные местоимения твой ( твой берег), свой (Оденешь ризою своей), а также формами сказуемых, выраженных глаголами 2 лица, единственного числа пенишь (пенишь, несговорчиво поешь и т.д.) Стихотворение очень музыкальное, благозвучное благодаря особому стихотворному размеру. Оно написано шестистопным ямбом в сочетании с пиррихием (сочетанием безударных слогов), что делают течение стиха менее громким и более ровным. Как известно, рифмы являются очень важными структурными, композиционными и смысловыми элементами стиха. В стихотворении «Раковина» рифмы полные, перекрестные, с чередованием мужских и женских. Лексика, которую использует поэтесса в данном стихотворении, в целом, нейтральная и общеупотребительная. У стихотворения есть свой особый ритм, который создается за счет ассонанса, повтор гласного О: Огромный колокол зыбей.А также ритм создает аллитерация, повторение согласного р: Как раковина без жемчужин, Я выброшен на берег твой. Для создания образа моря поэт использует звуковые сочетания шипящих и широких, открытых гласных А, О в сочетании с гласным У, что вызывает у читатель устойчивые ассоциации властной стихией моря. Аллитерация и ассонанс придают стихотворению ритмичность и создают ощущение легкости и подвижности. Эти приемы участвуют в создании акустического образа стихотворения. Для создания образности и экспрессивности данного стихотворения поэтесса использует многочисленные метафоры:Как раковина без жемчужин,Я выброшен на берег твой (в сочетании со сравнением). Ненужной раковины ложьОгромный колокол зыбейнежилого сердца дом. Метафоры придают стихотворению образность и яркость, наполняющие его жизнью и яркими красками. Также для воплощения идеи стихотворения поэт использует олицетворение и прием обращения. В совокупности эти приемы оживляют ночь, мировую пучину, дают ей конкретное, осязаемое воплощение, переносят из божественного плана в реальный, земной. Для создания образных рядов человек – раковина, тело – сердца дом Мендельштам активно использует в сочетании с метафорами сравнения (Как раковина без жемчужин, Как нежилого сердца дом). Также для изображения законченности образов поэт употребляет точные эпитеты (Огромный колокол, нежилое сердце, мировая пучина, ненужной раковины ложь). В стихотворении мы можем наблюдать использование повторов, причем повторение целых синтаксических конструкций. Но ты полюбишь, ты оценишь Ненужной раковины ложь.^ Ты на песок с ней рядом ляжешь,Оденешь ризою своей,Ты неразрывно с нею свяжешьА в сочетании с асиндетоном ритм стихотворения ускоряется, что создает ощущение торопливости, поспешности. Лирический герой как бы старается убедить ночь подарить ему вдохновение, наполнить его жизнью, «шепотами пены, туманом, ветром и дождем». Использование параллельных конструкций в стихотворении акцентирует внимание читателя на действии, движении лирического «я» от ощущения ненужности, заброшенности к обретению надежды, веры в будущие. Данное стихотворение отличается традиционной композицией, то есть его структура не характеризуется разрывом логической последовательности. Развитие мысли идет последовательно, логично: это движение от чувства ненужности и одиночества к уверенности и обретению надежды. Но автор использует прием обманутого ожидания, он не дает объяснения, что будет с раковиной, когда она оживет, наполнится шумом времени. Поэт предоставляет право читателю самостоятельно закончить свое произведение, дорисовать полную картину. Таким образом, автор призывает читателю к сотворчеству. Общая окрашенность и эмоциональная тональность стихотворения неоднородна. Если в начале стихотворения преобладает чувства одиночества и ненужности, то затем они сменяются на обретение надежды, на понимание и веры в будущие. Таким образом, данное стихотворение мастерски передает неуловимые изменения в переживаниях лирического героя, который уверяет, что судьба благосклонна к тем, кто хочет и может творить.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль Китая в обеспечении информационной безопасности
Реферат Культура западной Европы 3
Реферат Гамма излучение
Реферат Розробка програми передачі даних через послідовний порт мікроконтролера
Реферат Changes In Life Essay Research Paper Today
Реферат Философия 20 века
Реферат XVIII международная конференция «применение новых технологий в образовании»
Реферат Геоекономічне позиціювання і Україна національні інтереси в контексті сучасного класифікаційного
Реферат Аналіз ефективності діяльності комерційного банку з використанням стандартизованої рейтингової системи CAMEL
Реферат Флора і фауна літом 2
Реферат Традиции, обычаи и обряды киргизов
Реферат Сущность денег, их возникновение сущность
Реферат 2. социальное развитие образование Основные цели и задачи
Реферат Дидактическая игра как средство коррекции внимания умственно отсталых школьников
Реферат Светлое имя Пушкин