Реферат по предмету "Разное"


Аннотация примерной программы наименование дисциплины деловое общение рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология

АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫНаименование дисциплины - ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ Рекомендуется для направления подготовки 040100 СоциологияКвалификация (степень) выпускника: бакалаврЦели и задачи дисциплины: Учебная программа по курсу «Деловое общение» имеет целью раскрыть проблемы социального взаимодействия в деловом общении, в разнообразных ситуациях деловой коммуникации в сферах социально-экономических, социально-политических и межкультурных контактов и отношений, а также формировать и развить у студентов знания, соответствующие компетенции, навыки участия в эффективной организации связей с общественностью, познакомить студентов основные нормами и правилами делового этикета, «этикой делового общения». ^ 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к вариативной части (дисциплины по выбору студента) профессионального цикла (Б3). Дисциплина «Деловое общение» адресована студентам, обучающимся по направлению «Социология». Ее программа органично связана с содержанием таких дисциплин базовой части социально-гуманитарного модуля, как «Основы философии», «Основы права», «Социальная антропология», «Психология». Курс корреспондирует с циклом профессиональных дисциплин по направлению подготовки «Менеджмент». Он взаимосвязан с содержанием основных дисциплин по всем трем учебно-образовательных модулям подготовки бакалавров - социологов: модулю № 1- Социология маркетинга и рекламы, модулю № 2 - Политический и бизнес PR, модулю № 3 - Социальная теория и прикладное социальное знание. В курсе представлена специфика предмета «Деловое общение», тесно взаимодействующего с другими гуманитарными дисциплинами, интегрируя прежде всего достижения социальной психологии, социологии коммуникации, менеджмента, культурологи. В основу курса положены инновационные технологии интерактивного обучения. ^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК)а) общекультурные компетенции: владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); владение культурой речи, умением логически верно, аргументировано и ясно излагать позицию в устной и письменной речи (ОК-2); готовностью к кооперации (ОК-3); способностью находить решения в нестандартных ситуациях, готовность к ответственности (ОК-4); умение анализировать содержание нормативных правовых документов (ОК-5); стремление к саморазвитию, повышению компетенции (ОК-6); навыки критического мышления, способность к конструктивной критике и самокритике (ОК-7); осознание социальной значимости успешной социальной и межкультурной коммуникации (ОК- 8); способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук в деловом общении (ОК-9); способность анализировать социально-значимые проблемы (ОК-10); навыки владения работы с компьютером, способов и средств получения, хранения, переработки информации (ОК-13); осуществление поиска информации в глобальных компьютерных сетях (ОК-14); ориентирование языковой компетенции (иностранного языка) для успешной межкультурной и деловой коммуникации (ОК-15);б) профессиональные компетенции (ПК): способность применять знания и навыки по основам социологической теории, социологии коммуникации к организации социального взаимодействия в процессе непосредственного и опосредованного общения с деловыми партнерами (ПК-1); способность самостоятельно формулировать наличие проблемной ситуации в деловом общении (ПК-2 формируется частично); готовность участвовать в публичной полемике (ПК-3 формируется частично); знание возможностей аргументации и отстаивания своей позиции, деловых интересов, при осуществлении экспертной и аналитической деятельности в деловой коммуникации (ПК-4 формируется частично); представление о методах анализа социальных проблем, идентификации социальных потребностей и интересов деловых партнеров (ПК-5 формируется частично); знание социальных технологий согласования социальных интересов и способов урегулирования межличностных и организационных конфликтов (ПК-6 формируется частично); умение анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8 формируется частично); готовность участвовать в обеспечении связей с общественностью (ПК-9 формируется частично); навыки посреднической деятельности (модераторства) в деловых переговорах. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: основные категории социальной, межкультурной и межличностной коммуникации; основные типы и виды делового общения, специфики его восприятия; роль основных каналов информации и коммуникации в деловом общении; специфику социальных технологий и функций деловой коммуникации; особенности делового общения в массовой коммуникации; факторы, способствующие воздействию средств массовой информации на участников деловой коммуникации; средства организации продуктивного делового общения. Уметь: различать специфику и разновидности коммуникативной деятельности по обеспечению связей с общественностью; анализировать получаемую информацию и адекватно использовать ее в деловом общении; понимать, что коммуникационная компетентность влияет на успех формирования личного имиджа, имиджа организации, страны, которую представляет участник делового общения; усвоить навыки презентации определенного социального статуса и места в ролевой структуре, в строгом следовании ролевым предписаниям в деловом общении; Владеть: навыками самопрезентации имиджа «делового человека», «бизнес-вумен»; основными навыками и процедурами, способами анализа проблем, обсуждаемых в процессе деловых переговоров; основными навыками менеджера и непосредственного участника международных переговоров в процессе учебно-образовательной подготовки, участия в дискуссиях, деловых, имитационно- ролевых играх; навыками обеспечения опосредованных форм делового общения: телефонного разговора, переписки по электронной почте, факсу, телексу; нормативными правилами и регламентом оформления деловой переписки, проектов документации, протоколов о намерениях, соглашениях, меморандумах; протокольными правилами организации деловых встреч, переговоров, в том числе и международных переговоров, предполагающих владение основами менеджмента дипломатического протокола и представлениями о значимости знания специфики этноэтикета в межкультурной коммуникации. ^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (2 кредита) Вид учебной работы Всего часов Семестры 7 ^ Аудиторные занятия (всего) 26 26 В том числе: - - - - - Лекции 14 14 Семинары (С) 12 12 ^ Самостоятельная работа (всего) 46 46 В том числе: - - - - - Рефераты, эссе 20 20 Домашние задания 16 16 Подготовка к тренинг - семинару 10 10 Вид итоговой аттестации: зачет Общая трудоемкость 72 часа, 2 зачетные единицы (2 кредита). 72 72 ^ 5. Содержание дисциплины5.1. Содержание разделов дисциплины № п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела 1. Общение и коммуникация. Основные теории общения. Социологические и социально-психологические теории межличностного общения и коммуникации (социального обмена, символического интеракционизма, «управления впечатлениями», психоанализа). Деловое общение как многоплановый процесс установления и развития деловых контактов, в соответствии с потребностями совместной деятельности. Эффективное деловое общение: подготовка к общению, управление процессом общения, реализация договоренностей и отслеживание результатов. Коммуникация как специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю. Общение как обмен информацией, в целях выработки стратегии взаимодействия, восприятия и взаимопонимания. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия. 5 компонентов коммуникативного процесса Г. Лассуэлла. Современная модель коммуникативного процесса. Принцип успешной коммуникации. Особенности личностной, межличностной, массовой, специализированной коммуникации. Типы коммуникации в деловом общении: познавательная, убеждающая, экспрессивная, суггестивная (внушающее воздействие), ритуальная, визуальная, мифологическая коммуникация, перформанс. 2. Социальные нормы регламентации делового общения Нормативно-правовые основы организации делового взаимодействия. Этические нормы и принципы современных деловых отношений. Отличительные особенности делового этикета: принципы и функции современного бизнес-этикета. Разработка международных и российских кодексов в области PR деятельности, организации связей с общественностью. Механизмы внедрения социальных норм статусной регламентации в практику деловых отношений. Сущность делового этикета. Этикетные нормы взаимоотношений: начальника и подчиненных; между сотрудниками; сотрудников с клиентами и партнерами; мужчин и женщин; Деловой стиль оформления офиса. Нормативная регламентация обмена подарками и сувенирами с деловыми партнерами и коллегами. 3. Восприятие специфических компонентов общения. ^ Визуальное восприятие компонентов общения: специфики контакта глазами, кинесики (жесты), мимики, пантомимики, физиологических реакций (покраснение, побледнение, потоотделение); пространственно-временной организации общения (проксемики). Восприятие акустики: тембра голоса, диапазона, тональности и экстралингвистических компонентов общения (включение в речь пауз, покашливания, смеха, плача). Такесика общения: тактильные прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи. Ольфакторная компоненты восприятия ароматов и запахов. 4. Вербальные и невербальные средства коммуникации в деловом общении. Вербальные средства общения: прямая речь, специфика обращения а) к одному коммуникатору, б) общения с нескольким участниками деловой беседы, в) к массовой аудитории. Этикетные формы приветствия, знакомства, вступления в беседу. Способы поддержания речевой коммуникации. Коммуникативные навыки участия в публичных выступлениях, дискуссии, переговорах, интервью и т.д. Разновидности невербальных средств коммуникации: мимика, взгляды, жесты. Дистанция общения: прикосновения к собеседнику, походка, осанка, позы, пространственная диспозиция. Атрибуты делового общения: деловой костюм, портфель, папка, сумка, макияж, украшения, парфюмерия. Цветовая гамма предметов и вещей, оформляющих деловую коммуникацию. Обмен визитными карточками. виды визитных карточек, правила и возможности их использования в деловом общении. Доминирующие стили поведения в процессе общения. Имидж и его роль в деловом общении. 5. Основные формы опосредованного общения: деловая переписка телефония, Интернет. Особенности письменной речи. Различия устных и письменных сообщений. Универсальные правила написания текстов. Различия стилистики письменных и устных деловых сообщений. Требования к письменным деловым сообщениям: актуальность, значимость, лаконичность стиля изложения, понятность формулировок содержания предложений, основных позиций по ключевым вопросам темы сообщения. Виды сообщений: о контексте делового общения, переговоров, подготавливаемых специалистом по связям с общественностью для прессы: бекграундеры, пресс-релизы, ньюс-релизы, факс-релизы, газетно-журнальные статьи. Правила оформления деловой официальной и личной переписки. Фиксация дистантного делового общения: текущих телефонных разговоров, международных контактов, делового общения с помощью электронных средств коммуникации: телефонии, факса, телекса, электронной почты в сети Интернет. Специфика дистантного делового общения: Интернет-конференции, скайп в онлайн режиме/ 6. Специфика массовой коммуникации и делового общения. Теории массовой коммуникации (Х.Ортега-и-Гассет, Г.Лебон, Г.Маклюэн). Модели массовой коммуникации. Функции средств массовой коммуникации. Аудитория коммуникации и общения. Аудитория массовой коммуникации. Харизматическая модель коммуникации Дж. Голдхаберга. Способы воздействия на ценностные установки и поведение партнеров по деловому общению. Способы воздействия и влияния в деловом общении: манипуляция и/или привлечение к сотрудничеству. Виды манипулятивного влияния: манипуляция образами, конвенциональная манипуляция, операционально-предметная манипуляция, манипуляция личностью. Средства и приемы организации эффективной деловой коммуникации. Деловое общение как разновидность специализированной коммуникации. Содержание и функции делового общения. Коммуникативная компетентность в деловом общении. Самопрезентация: наилучшие способы показа наиболее значимых профессиональных, деловых и личных качеств. Стандартная форма составления резюме. Коммуникативные барьеры в деловом общении: логический,стилистический, семантический (смысловой), фонетический барьеры. Особенности кризисной коммуникации. Предпосылки возникновения кризиса в деловом общении. Стратегия поведения в кризисной ситуации и преодоления кризиса в деловом общении. 7. Элементы дипломат. протокола, этикет в международном деловом общении и межкультурной коммуникации. Учет элементов дипломатического протокола в организации международных деловых контактов и переговоров. Этнокультурные и социально-психологические особенности ведения переговоров и делового общения с зарубежными партнерами. Специфика общения с деловыми партнерами и сослуживцами на мероприятиях вне служебного офиса: корпоративные вечеринки, официальные приемы, фуршет, «коктейль–парти». Простые правила этикета: адекватность ситуации (стиль одежды, манеры, тосты). ^ 5.2 Разделы дисциплины и обеспечение междисциплинарных связей № п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, обеспечиваемых связями с дисциплинами профессионального цикла 1 2 3 4 5 6 7 История социологии + Современные социологические теории + + + Экономическая социология + + Политическая социология + + + Социология менеджмента + + + Социальная психология + + + + + + + Социология организаций + + + Социология культуры + + + Социология международных отношений + + Этносоциология + + + Социология коммуникаций + + + Социальная структура и стратификация + + Социология религии + + + + + Социальная антропология + + + + + + + Конфликтология + + + + + Переговорный процесс + + + + + + + ^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий № п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ.зан. Лаб.зан. Семин СРС Все-гочас. 1. Общение и коммуникация. 2 2 4 2. Социальные нормы регламентации делового общения 2 2 8 3. Восприятие специфических компонентов общения. 2 2 8 4. Вербальные и невербальные средства коммуникации в деловом общении. 2 2 10 5. Основные формы опосредованного общения: деловая переписка телефония, Интернет. 2 6 6. Специфика массовой коммуникации и делового общения. 2 2 4 7. Элементы дипломат. протокола, этикет в международном деловом общении и межкультурной коммуникации. 2 2 10 Всего 14 12 46 72 ^ 6. Лабораторный практикум № п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудо-емкость(час) 1. 2. 7. Семинары № п/п № раздела дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость(час.) 1. 1 Способы организация эффективной коммуникации в деловом общении. 2 2. 2 Социальные нормы регламентации и делового общения 2 3. 3 Психологическая природа делового общения. 2 4. 4 Вербальные и невербальные средства коммуникации в деловом общении. 2 5. 5 Специфика массовой коммуникации и делового общения. 2 6. 6. Этноэтикет делового общения. 2 ^ 8. Примерная тематика рефератовСоциально - нормативно основы организации делового взаимодействия. Этические нормы и принципы современных деловых отношений. Отличительные особенности делового этикета.Социально - статусная регламентация в практике деловых отношений.Сущность делового этикета.Общение и коммуникация: сходства и различия.Атрибуты современного делового общения.Современная модель успешного коммуникативного процесса. Особенности межличностной и опосредованной коммуникации в деловом общении.Типы коммуникации в деловом общении.Принципы и функции делового этикета. Восприятие специфических компонентов делового общения.Вербальные средства делового общенияРазновидности невербальных средств коммуникации. Имидж и его роль в деловом общении.Стилистика письменных и устных деловых сообщений.Правила оформления деловой официальной и личной переписки.Специфика организации и участия в дистантном деловом общении. Способы воздействия на поведение партнеров в деловом общении.Манипуляция в деловом общении.Особенности кризисной коммуникации и преодоления кризиса в деловом общении. Учет элементов дипломатического протокола в организации международных деловых контактов и переговоров. Роль этнокультурной специфики в современном деловом общении. Социально-психологические особенности делового общения с зарубежными партнерами (региональные и национальные стили поведения)9. Литератураа) основная:Айви А.Е. Лицом к лицу. Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения/ Пер. с англ. Новосибирск, 1995. Архангельская М.Д. Бизнес-этикет или игра по правилам. М., 2004Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997.Бакирова Г.Х. Психологические аспекты делового общения. СПб., 1997Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебн. пособие. М., 1998. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. Ростов н/Д., 1997.Данкел Ж. Деловой этикет. Серия «1000 секретов успеха». Ростов н/Д., 1997.Демин Ю.М. Деловая переписка. М., 2003. Кабанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Учебник / Под ред. А.Я.Кабанова. М., 2002. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.- 448 с.Кудрявцева Т.С., Пухаева Л.С. Деловое общение. СПб,1997. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие для бизнесменов. М., 1996. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет: Уч. пособие. М., 2004.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб, 2001..Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. М., 1999. Соколов А.В. Теория социальной коммуникации. СПб, 2001. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей.М., 1995.Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми. – М.: Наука, 1993.б) дополнительная:Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост. Новосибирск, 1999. Айслер-Мертц К. Язык жестов. М., 2001. Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб, 1996. Браим И.Н. Культура делового общения: Учеб. Минск, 1998.Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М., 1997. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. М., 1997.Кузнецов И.Н. Деловой этикет от «А» до «Я». М., 2006. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1987. Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу. М., 1988.Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. М., 1996.Психология и этика делового общения. М., 1997. Психология влияния. Хрестоматия. СПб, 2000. Терин В.П. Массовая коммуникация. М., 1999. Чалдини Р. Психология влияния. М., 1999. Честара Дж. Деловой этикет.М., 1997. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996.Хэйвуд Р. Все о Public Relations. – М., 1999Энциклопедия этикета / Сост.О.И.Максименко. М., 2001.^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Социологический факультет РГГУ, реализующий основную образовательную программу подготовки бакалавров, располагает материально-технической базой обеспечивающей проведение всех видов, образовательной подготовки студентов по дисциплине «Деловое общение», предусмотренные учебным планом, в соответствии с действующими санитарными и противопожарными правилами и нормами. Она включает специально оборудованные кабинеты и аудитории оснащенные ноутбуком, проектором, звуковыми колонками, микрофоном, экраном, доской для проведения лекций, консультаций, практических занятий, тренинг – семинаров. ^ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Деловое общение»: рекомендуется максимально привлекать инновационные технологии обучения: практически-ориентированные лекции и интерактивные формы организации семинарских занятий, с привлечением аудиовизуальных материалов, мультимедиа. Это стимулируют активную творческую самостоятельную и коллективную работу студентов, способствует развитию социологического воображения. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся создан фонд оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям, инновационные образовательные технологии, такие как ролевые игры, анализ «кейс-стади», дебаты. Разработчик:РГГУ, Социологический ф-т доктор соц.нак, профессор ^ Н.Р. Маликова (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)Эксперты: ____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия).  Не предусмотрен.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркетинговые исследования 2 Сущность маркетинговых
Реферат Тайные ордена (Масоны)
Реферат Шестоднев
Реферат Виробництво картопляного крохмалю
Реферат «Ребенок имеет право на получение образования которое бы способствовало его общему культурному развитию и, благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить чувство ответственности и стать полезным членом общества»
Реферат Разработка программы трудоустройства инвалидов
Реферат Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Испания"
Реферат На пути к глобальному интеллекту: о перспективах интеграции социально-исторических наук, философии и практики
Реферат Уголовное наказание в виде ареста. Смертная казнь. Амнистия и помилование
Реферат Блюда из свинины
Реферат Материалы для лезвийных и абразивных инструментов
Реферат Этика и морально нравственные основы гражданской службы
Реферат Диетические блюда
Реферат Теория государственного суверенитета Жана Бодена
Реферат Совершенствование управления муниципальной собственностью