ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 94 Г. ИРКУТСКАЗА 2010-20011 УЧЕБНЫЙ ГОДВведение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования послужили толчком к серьёзной перестройке в содержании и формах работы с детьми, родителями, педагогами. С 2010 года в ДОУ разрабатывается и с сентября 2011 года будет внедряться основная общеобразовательная программа ДОУ на основе ФГТ, в которой будут отражены, как приоритетные направления, так и используемые программы для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Основные программы, которые используются в развитии ребёнка дошкольного возраста, согласно Устава ДОУ, являются следующие:«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. В.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.коррекционно-речевая «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием строя речи» Г.В.Чиркиной, Г.Б.Филичевой. «Ритмическая пластика» А.Бурениной Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса способствует реализации, как стандартного дошкольного образования, так и дополнительного образования. В детском саду созданы условия для гармонического развития ребёнка дошкольного возраста. Детский сад в 1010-2011 у.г. посещало 198 воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет, количество групп 9, из них 1 первая младшая, 2 вторые младшие, 2 средние, 2 старшие (одна из них логопедическая), и 2 подготовительные к школе группы(одна из них логопедическая). В 2009-2010 у.г. при этом же количестве групп численность детей составила 210 воспитанников. Для каждой возрастной группы есть отдельный участок, на котором размещены: веранда, песочницы, малые игровые и спортивные постройки. Для проведения физкультурных видов деятельности и спортивных праздников на улице оборудованы спортивных площадки. Для осуществления педагогического процесса, развития творческого потенциала педагогов, формирования психологического микроклимата, введение детей в социум создана предметно-развивающая среда, которая представлена:- уголками и зонами, оснащёнными современным дидактическим материалом и пособиями, как игровой, так и разнообразной продуктивной направленности: музыкальной, театрализованной, физкультурно-оздоровительной, трудовой, что способствует ознакомлению детей с явлениями и предметами природы, окружающей жизни, развитию их речи, формированию поведенческих навыков и общению. Ребенок имеет свободный доступ к игровому, спортивному оборудованию, к средствам для свободной изобразительной деятельности. При планировании и осуществлении образовательного процесса в ДОУ реализуется принцип интеграции различных видов деятельности на основе тесного взаимодействия специалистов и воспитателей. Для детей раннего возраста и дошкольного возраста в МДОУ созданы условия для развития эмоционально- личностной сферы и коммуникативных умений дошкольников, а также обеспечения свободного предметного взаимодействия, развития игровой деятельности, для организации подвижной и самостоятельной деятельности. Для занятий с детьми физкультурно-оздоровительной работой в группах оборудованы физкультурные уголки: обручи разных размеров, стойка для прыжков с верёвкой, мешочки с песком разного размера и веса, гимнастические палки разного размера, скакалки, мячи, ленты, кольцебросы, настенные спортивные комплексы, атрибуты к подвижным играм, дуги для подлезания, гимнастические скамьи разной высоты, мячи разного диаметра. Для активной деятельности детей на свежем воздухе используются спортивные площадки, где дети играют в бадминтон, в волейбол, в баскетбол и элементарный футбол, что воспитывает у них желание заниматься спортом (15% воспитанников занимаются в спортивных секциях). Для проведения с детьми культурно-массовой работы в ДОУ оборудован музыкальный зал с имеющимся необходимым оборудованием: пианино, а также разнообразные ТСО: музыкальный центр, караоке, DVD. Основными целями работы ДОУ были следующие: укрепление здоровья ребёнка, формирование у него потребностей в здоровом образе жизни, развитие познавательной деятельности в процессе воспитания и обучения в детском саду, повышение педагогических знаний родителей и обогащение содержания семейного воспитания. Данные цели решались через следующие задачи: - охрана жизни и укрепление здоровья ребенка в детском саду и семье; - создание условий для реализации потребности в двигательнойактивности; - развитие физических качеств и обеспечение нормального уровняфизической подготовленности в соответствие с возможностями и состояниемздоровья ребенка. - формирование у детей представлений о человеке, как обиологическом существе; - формирование у детей основ правовых знаний; - комплексирование искусств в художественно-эстетическом воспитании дошкольников; - формирование у родителей практические умения создавать условиядля развития, воспитания и обучения в семье; - наладить тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Для определения результатов анализа воспитательно-образовательной работы педагогами, воспитателями ежегодно проводится анализ (оценка) выполнения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. ^ Уровень усвоения программы за 2010-2011 уч .год составил 81,3 %.Уровень усвоения выпускниками программы, реализуемой в МДОУ: Реализуемая программа Высокий уровень %) (кол-во и Средний уровень (кол-во и %) Низкий уровень (кол-во и %) 2009-2010 2010-2011 2009-2010 2010-2011 2009-2010 2010-2011 «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева 14 36,8 % 22 40,7% 23 60,5% 21 57,5% 1 2,7% 1 1,8% Сравнительный анализ показалимувеличение числа детей, имеющих высокий уровень усвоения программы на 4% (8 воспитанников) и уменьшение количества детей, показавших средний уровень на 3% (2 воспитанника). Для реализации приоритетных направлений ДОУ (художественно- эстетическое, познавательное) проводится работа в кружках (бесплатные), которые посещают 93 ребенка, что составляет 49,2 % от списочного состава детей ДОУ. В данном учебном году успешно работали кружки для воспитанников: № п/п Название кружка Возрастная группа День недели Время работыкружка Кол-во детей, посещ.кружок Рук-ль кружка 1. «Умелые ручки» оригами Старшая Вторникчетверг 17.00 16 Мельникова И.А. 2. «Шах-Мат» Подготовительная среда 17.00 18 Цехмайстер Л.В. 3. «Студия хорового пения» Средняя Старшаяподготовительная Средачетверг 16.30 40 Торопова Т.А. 4. «Теремок» театр для малышей младшая среда 17.00 19 Лукъянцева Н.А. В нашем детском саду осуществляется коррекционная работа речевых недостатков детей, путём совместной деятельности разной направленности (индивидуальные, фронтальные, групповые) с учителем-логопедом. В конце учебного года проводится диагностика результатов проделанной работы. Результат коррекционной работы: - из 20 детей подготовительной группы а) 19 детей (99,9%) выпущены в массовую школу с чистой речью; б) 1 ребенок (0,1%) рекомендовано занятия со школьным логопедом. Кадровое обеспечениеОбразовательный уровень педагогов 2009-2010/2010-2011 гг.^ ВСЕГО: 21/ 21 педагогов. Высшее профессиональное образование – 11/12 педагогов (52,4% / 57%) Среднее профессиональное – 10 /9 педагогов (47,6 % 43%)Квалификация педагогических кадров 2009-2010/2010-2011 гг.^ ВСЕГО – 21/21 педагогов: - Высшая квалификация – - / 1 педагог (4,8%), - 1 квалификационная категория – 8 / 9 педагогов (38% / 42,9%)2 квалификационная категория –5 педагогов (23,8 %)без категории – 6 педагогов (28,5%).^ Стаж педагогической работы Всего: 21/21 педагогов 0-5 лет – 5 педагогов (23,5%) 5-10 лет– 2 педагога (9,5%) 10-20 лет – 3 педагога (14,5 %) Свыше 20 лет – 11 педагогов (52,5 %)^ Возрастной состав ^ Всего Педагогов(чел.) До 30 лет От 30 до 40 лет От 40 до 50 лет От 50 до 55 лет Пенсионеры Чел. % от общего кол-ва чел. % от общего кол-ва чел. % от общего кол-ва чел. % от общего кол-ва Чел. % от общего кол-ва 21 7 33,5 4 19 8 38 - - 2 9 Дошкольное образовательное учреждение укомплектовано кадрами на 80%. Коллектив стабильный, сплоченный. Профессиональный уровень педагогов достаточно высокий, работоспособный, перспективный. Одним из главных направлений деятельности методической службы являлась целенаправленная системная работа по повышению уровня мастерства членов педагогического коллектива, их теоретического и педагогического мастерства; развитие творческой инициативы; определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификации при присвоении им квалификационных категорий. В течение 2010/2011 учебного года повысили квалификацию на курсах «Интернет - технологии. Современные информационно-коммуникационные технологии в деятельности работников образования» и «Современные стратегии реализации дошкольного образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» три педагога дошкольного учреждения. В ДОУ в прошедшем учебном году формами повышения педагогического мастерства были: - семинары и практикумы - для развития профессиональных умений и навыков педагогов, необходимых для реализации ФГТ: таких как, целеполагание, планирование, рефлексия, самоанализ - «Организация детской деятельности в режиме дня», «Новое в организации предметно – развивающей среды ДОУ, «Интеграция образовательных областей в непосредственной образовательной деятельности».- консультации: «Развивающая направленность образовательного процесса в ДОУ», «Интеграция и реализация образовательных областей», «Внедрение ФГТ в образовательный процесс ДОУ», «Система планирование в рамках реализации ФГТ», «Школа молодого специалиста». В ходе обсуждения вопросов планирования образовательной деятельности, педагоги учатся разрабатывать разные варианты планов. - педсоветы: «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность», «Социальная адаптация ребенка через формирование основ правовых знаний», «Организация и эффективность оздоровительной работы в ДОУ», «Приобщение детей к русской праздничной культуры в процессе интегрированной деятельности (декоративно – прикладное искусство, устное народное творчество, народная музыка)».- открытые и коллективные просмотры совместной деятельности с показом конкретных, эффективных форм и методов образовательной работы (Дни открытых дверей)- участие в работе городских методических объединений старших воспитателей, физкультурных и музыкальных работников. В ДОУ проводилась работа с детьми и родителями в рамках объявленного в 2010 - Года Учителявстреча с ветерана педагогического труда ДОУ:дискуссия «Моя профессии – воспитатель», конкурс детского рисунка «Мой любимый воспитатель», фотовыставка «Неразлучные друзья – взрослые и дети», деловая игра для молодых педагогов «Ох, как не легки, первые шаги»,презентация портфолио педагогов « Портрет современного педагога ДОУ»^ Сохранение и укрепление здоровья воспитанниковДля проведения в ДОУ лечебно-профилактической работы оборудован медицинский блок. МДОУ обслуживается врачом и медицинской сестрой из детской городской поликлиники №3. Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в ДОУ используется мониторинг состояния здоровья воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонений в их здоровье.^ Сравнительный анализ заболеваемости детей на (1 ребенка) 2009-2010 у.г. 2010-2011 у.г. Число дней пропущенных дней 16,4 дня 9 дней Заболеваемость на одного ребенка 1,9 1,3 Сведения о состоянии здоровья и физического развития воспитанников свидетельствуют об улучшении показателей. Наблюдается тенденция к снижению заболеваемости детей за счёт системы профилактических осмотров детей; диагностики отклонений в состоянии здоровья детей с раннего периода; повышении качества оздоровления и формирование системы реабилитационных мероприятий в образовательном процессе; проведения психолого-медико-педагогической коррекции отклонений в состоянии здоровья детей, особенно в критические периоды адаптации. Здоровье – важнейшее условие для гармоничного развития ребёнка, от него зависит умственная и физическая работоспособность дошкольника. Здоровье – это состояние физического благополучия, а не только отсутствие болезней. Для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в ДОУ осуществляются следующие мероприятия по закаливанию, профилактики, которые должны помочь в укреплении иммунитета детей и тем самым способствовать снижению заболевания. Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа. Правильная организация прогулок и их длительность Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями) Облегченная одежда в детском саду Утренняя гимнастика и гимнастика после сна Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей) Солевые дорожки – младший возраст Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст Полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой Летом ходьба босиком по спортивной площадке Витаминотерапия. На базе детского сада проводились профилактические осмотры врачей – специалистов с целью раннего выявления и профилактики заболеваний у детей (педиатр, хирург, окулист, невропатолог, ортопед). Результаты медико – педагогического контроля за уровнем физического развития и состоянием заболеваемости обсуждались на производственных совещаниях и педсоветах. В учреждении организованно 5-х разовое сбалансирование питание (второй завтрак в виде ежедневного приёма сока) на основе меню, составленного с учетом калорийности, необходимой для дошкольников. Ежедневно на пищеблоке проводится контроль за соблюдением сроков реализации продуктов, их хранения, товарного соседства, в том числе за температурным режимом в холодильнике. Контроль осуществляет заведующая. Особое внимание уделяется ведению бракеражей: сырой (скоропортящей) продукции с целью контроля за сроками реализации продукта, варёной (готовой) продукции с целью контроля за качеством приготовления пищи. ^ Обеспечение безопасности образовательного пространства Для создания безопасного образовательного пространства здание учреждения оборудовано пожарной сигнализацией (ВПС) и тревожной кнопкой (КТС), что позволяет своевременно и оперативно вызвать наряд охраны в случае чрезвычайной ситуации (ЧС). Обеспечение условий безопасности в учреждении выполняется локальными нормативно-правовыми документами: приказами, инструкциями, положениями. В соответствии с требованиями законодательства по охране труда систематически проводятся разного вида инструктажи: вводный (при поступлении), первичный (с вновь поступившими), повторный, что позволяет персоналу владеть знаниями по охране труда и техники безопасности, правилами пожарной безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях. В каждом групповом, служебном, вспомогательном помещении, кабинетах, залах имеются планы эвакуации, назначены ответственные лица за безопасность. Для обеспечения безопасности пребывания ребенка в МДОУ разработан план мероприятий по реализации программы ОБЖ и пожарной безопасности. Воспитатели знакомят детей с различными чрезвычайными ситуациями, развивают психологическую устойчивость поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Защитные рефлексы и навыки само- и взаимопомощи, формируют сознательное ответственное и бережное отношение детей к своей безопасности и способствуют приобретению элементарных знаний и умений по защите жизни и здоровья как своего, так и окружающих. В группах организовано изучение с детьми правил дорожного движения, правил безопасности поведения в быту, оформлены игровые зоны по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, имеются стенды для родителей и детей плакаты: «Внимание, дорога!», «Пожарная безопасность». Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога с педагогами и родителями ДОУ. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик. ^ Достижения ДОУ Воспитанники детского сада приняли участие в окружном фестивале детского творчества «Звездочки Иркутска», в спортивных соревнованиях «Веселые старты», в конкурсе плакатов, посвященных юбилею города Иркутска. Коллектив ДОУ участник конкурса «Лучшая организация по проведению работ по охране труда», «Лучшая организация по развитию социального партнерства». ^ Взаимодействие с родителями.Ещё до прихода ребёнка в ДОУ, между детским садом и родителями появляются первые контакты, которые позволяют родителям поближе узнать наш детский сад: - родители посещают группы детского сада, знакомятся с педагогами, предметно-развивающей средой, - родители знакомятся с нормативными документами ДОУ (Устав, лицензия, аккредитация), - оформляется родительский договор. В основе работы с родителями лежит принцип сотрудничества и взаимодействия. Родители – первые помощники и активные участники педагогического процесса, они постоянно в ведении всех направлений работы детского сада. ^ Основные формы работы с родителями следующие № Форма тема 1. Презентация ДОУ, специалистов «Это мой детский сад», «Здравствуй, детский сад»Работа в сети Интернет для родителей детей, посещающих и не посещающих наш детский сад 2. Групповые и общие родительские собрания: «Основные направления работы ДОУ»«Правовое образование родителей»«Воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью» «Роль примера родителей в воспитании детей» 3. Индивидуальные и групповые консультации «Как готовить ребенка к приходу в детский сад, одежда детей», «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста», «Критерии готовности ребенка к обучению в школе»«Будем здоровы» (рассказ врача о здоровье и его составляющих, нетрадиционные способы лечения) «Как организовать занятия с детьми дома», «Формирование правильной осанки», 4 Наглядная агитация «Наши семейные традиции» «Как мы укрепляем здоровье детей» 5 Анкетирование «Выявление запросов родителей (законных представителей) в оказании образовательных услуг» «Выявление степени заинтересованности родителей в работе ДОУ» 6 Совместные мероприятия «Здравствуй, детский сад»- развлечение«Осенний праздник»,«Новогодний карнавал» (новогодний праздник и рождественские чтение, Святки, Колядки),«День пап» тематический досуг«Мамин праздник» музыкальный досугКВН старшие и подготовительные группы «Дорога в космос» «День Победы» музыкально- литературная композиция для ветеранов ВОВ,«До свидания, детский сад» План проведения Дня защиты детей № п\п Мероприятия Ответственный за проведение Музыкальное развлечение для детей среднего возраста «Танцуют все» (группы № 3,8,7) Левина Н.А.Торопова Т.А. Спортивные игры для детей старшего возраста «Сибирячки - здоровячки» (группы № 2,4,5,9) Мельникова И.А.Гейгер Н.А. Игры – забавы для детей раннего возраста «В гостях у гномов» Каданцева А.Н. Спортивно-хороводные игры для всех детей «Приглашаем в круг» Халбаева Т.В. Рисование на асфальте «Заветная мечта» Рудых В.Л. Запускание в небо воздушных шаров Добровольская В.Г. Фотовыставка для родителей «Мой любимый малыш» Бызова О.В. Совместная работа родителей, воспитателей и детей по озеленению участков детского сада «Детский сад - наш общий дом» Бизимова Г.В. Итоги анкетирования родителей показали высокую оценку работы ДОУ- степень удовлетворенности родителей работой составило 93%, в 2009-2010 у.г. -90%^ План проведения Дня открытых Мероприятие Образовательная область Группы Форма проведения « В некотором царстве» развитие речи и художественное творчество 2-ая младшая № 1 игра «Кто главный в лесу» познание подготовительная к школе № 2 игра - путешествие «Медвежонок Умка» художественное творчество средняя № 3 рисование свечой «Звуки д - д, т - т,» обучение грамоте подготовительная логопедическая № 4 игра «Путешествие в страну Правдилию» развитие речи и художественное творчество подготовительная логопедическая № 4 игра-путешествие и рисование Звук и буква « Д» обучение грамоте старшая логопедическая№5 игра Физкультурный досуг на прогулке «Взятие крепости » физическая культура старшая логопедическая №5 спортивное соревнование Музыкальное развлечение « Забавы матушки Зимы » музыка подготовительная логопедическая № 4 музыкальное развлечение «На бабушкином дворе» художественная литература 1 -ая младшая № 6 игра «У кого какие шубы» познание 2-ая младшая № 7 беседа «Лижет лапу кот сибирский » художественное творчество средняя № 8 тестопластика «Как улучшить своё настроение » физическая культура старшая № 9 тренинг Открытые мероприятии посетили родители групп в количестве 17 человек, воспитатели детских садов № 109, 24, 35; специалисты и воспитатели МДОУ № 94 познакомились с работой педагогов ДОУ № 35, 109, 24. Наглядная агитация для родителей носила разноплановый характер: групповые стенды, ширмы, стенд объявлений, стенд в холле. Смена материала имела как сезонный характер, так и определенную педагогическую направленность в каждой возрастной группе. Наглядная агитация была представлена педагогическими задачами. В наглядной агитации добивались эстетичности оформления, достоверности материала, привлекали как практический, так и теоретический материал. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников носит систематический плановый характер. ДОУ стремится воспитать в детях любовь к своим родителям, близким людям. В настоящее время ДОУ находится в поиске новых форм работы с родителями и их общения с детьми в стенах образовательного учреждения. ^ МДОУ сотрудничает: С Восточно- Сибирской академией образования г. Иркутска, Иркутским государственным университетом, Иркутским государственным педагогическим колледжем № 2, будущие психологи и воспитатели которых проходят педагогическую практику в ДОУ. С городской детской поликлиникой № 3, медицинский персонал которой проводит лечебно-профилактическую работу в ДОУ. ДОУ поддерживает взаимосвязь с СОШ № 17 по вопросам преемственности, которые носят плановый характер. Школьники провели викторину по правилам дорожного движения для детей старших и подготовительных групп, спектакль «Как Маша была одна дома» о правилах поведения при пожаре для детей среднего и старшего возраста. Дети подготовительных групп ходили на экскурсии в школу, где знакомились с правилами первоклассников, классами, учителями. Данное сотрудничество способствует формированию психологической готовности детей к школьному обучению. Тесное сотрудничество с сотрудниками ОГИБДД осуществляется через специально организованные виды деятельности познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов, сканвордов; сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т. д. А также оформленные размётки площадок для закрепления полученных знаний, навыков и умений на улице. ^ Основные направления и перспективы развития учреждения Внедрение в педагогическую деятельность основной обще образовательной Программы ДОУ, соответствующей федеральным государственным требованиям. Вовлечение педагогов в инновационную деятельность. Активное участие коллектива ДОУ в районных, городских мероприятиях разного направления. Организация предметно-игрового пространства с учетом интересов, способностей, темпов продвижения детей с разным уровнем исходной подготовленности. Активизация работы с родителями, поиск новых активных форм сотрудничества с семьей.Совершенствование профессионального мастерства путем самообразования. Апробация и внедрение инновационных технологий ориентирует педагогов на: перестраивание системы педагогических отношений; анализ и пересмотр всех видов педагогической деятельности; видоизменения профессиональной позиции. Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательного учреждении является формирование физической культуры и здоровья детей, учет гендерных особенностей детей в поло-ролевом воспитании дошкольников; обновление и наполнение образовательных областей по развитию детей соответствующим содержанием и научно-методическим сопровождением. В настоящий момент в ДОУ развернута работа по апробации и внедрения ФГТ: разработка и внедрение основной общеобразовательной программы ДОУ на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, выбор образовательных моделей, определение инновационных методик и образовательных здоровьесберегающих технологий, создание условий для организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ. ^ К чему мы стремимся: Развивающийся инновационный детский сад:это ДОУ, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями;это ДОУ, в котором педагог развивает свои профессиональные и личные качества; обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания,дает ребенку возможность быть самим собой;организует разнообразную учебно-познавательную деятельность;создает условия для сохранения здоровья ребенка.это ДОУ, в котором руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов;это ДОУ, в котором коллектив работает в творческом поисковом режиме;это ДОУ, в котором реализуются гуманные отношения партнерского сотрудничества;это ДОУ, в котором уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива.