Анна Ахматова(1889 — 1966) Анна Ахматова родилась в одесском районе Большой Фонтан, в семье инженера-механика флота в отставке. В 1890 году семья переехала в Царское Село.Начало творчества, первый поэтический сборник. Гумилёв, акмеизм. В апреле 1910 юная Анна Горенко вышла замуж за Н. Гумилёва. Вскоре появились первые стихи под псевдонимом Ахматова. 1910—1912 она дважды побывала в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих поездок, от знакомства в Париже с Амадео Модильяни несомненно оказали большое влияние на творчество Ахматовой. “Вечер” 1912 В сборнике “Вечер” лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё - плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: “золотая пыль”, “бесцветный ледок”. Лирическая героиня Ахматовой - героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как “поединок роковой”, “любовная пытка” (“Музе”). Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а, наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств. Поэт стремится преодолеть дисгармонию мира, обратясь к миру культуры, природы. Любовь, по Ахматовой, уводит “от радости и от покоя”, “покоряет обманно”. Лирическая героиня охвачена болью недоумения.^ Стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой (“Сероглазый король”). На фоне символистов язык Ахматовой кажется прозаическим, в нём много деталей, передающих быт, создающих “вещный мир” Для стихотворений этого периода характерны следующие признаки акмеизма: ясный взгляд на жизнь; стремление к простоте, естественности; конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”; увлеченное любование мелочами; близость стиха разговорному строю языка; камерность. ^ Поэтическое мастерство проявляется в лаконизме, малом объёме произведения, в "говорящей" детали, "овеществлении" поэтических образов, афористичности речи. Лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта. В области метра – господство дольника; в области ритма – ровный, сглаженный ритм 4-стопного и 5-стопного ямба.«Чётки», 1914 г. Было душно от жгучего света, А взгляды его – как лучи. Я только вздрогнула; этот Может меня приручить... – Эти строки, открывающие "Четки", демонстрируют сразу главные приметы стиха ранней Ахматовой: это дольник, и рифмы в нем неточные. Возрастает кол-во стихотворений, написанных 5-стопным ямбом, 4-стопным хореем и 3-стопным анапестом. Чаще, чем в какое-либо иное время, эти размеры появляются с дактилическими рифмами – традиционной приметой установки «на фольклор». Так, в хорее: …А с востока снова катится Колесница поднебесная… В анапесте: Долгим взглядом твоим истомленная, И сама научилась томить…^ В анапесте эти формы напоминают городской романс, в хорее – некрасовскую «Коробушку». Сочетание фольклорных и торжественных интонаций напоминает о Некрасове. В характере лирической героини проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой появляется новый мотив - властность. Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва. Теперь Ахматова думает, что “от счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца”. В стихах нет жалобы, но есть изумление: как такое может происходить со мной? Любовь, по Ахматовой, - чистилище, потому она показывает тончайшие оттенки чувств. “Белая стая” 1917 г. Как по ступеням, лирическая героиня восходит вверх. Она становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества. Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине. Всё чётче звучат патриотические мотивы. Для стихотворений этого периода характерен психологизм. Чувства поэтесса передаёт через конкретную психологическую деталь: "Нестерпимо больно душе любовное молчанье…" Боль утраты не ослабела, но она теперь как песня. Отчётливей слышится мотив смерти ("Муза ушла по дороге…")^ Революция и Гражданская война. Отказ покинуть Россию.В 1918 г. Ахматова и Гумилев расстались, но арест и расстрел Николая Степановича в 1921 г. оказали на Ахматову огромное воздействие. И все-таки она не покинула Россию. Об этом ее стихотворение «Когда в тоске самоубийства…» из нового сборника "Подорожник" 1921 г. Теперь любовь становится уже "испытанием железом и огнём". Резче отчуждение в любви, но сильнее в Ахматовой сознание Родины: "вижу холм, изрытый / Над окровавленным Днестром…". Лирические стихотворения этого сборника проникнуты патриотизмом. Образ возлюбленного будет в памяти, как образ героя: "Но образ твой, твой подвиг правый / До часа смерти сохраню". Такие переживания вызваны войной, революцией. Ахматова уже не проклинает пытку чувств, а благословляет верность любви: "Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом…". Нет прежних драматических финалов, появляется диалог. Удел лирической героини - странничество. У неё появилась воля преодолеть ужас бытия, смуты сердца и времени. Героиня находит упоение в искусстве, античности, в молитве.^ Трагические годы В 1922 Ахматова стала женой искусствоведа Н. Н. Пунина и поселилась во флигеле Шереметевского дворца на Фонтанке. Здесь она пережила арест второго мужа, арест сына - будущего знаменитого создателя теории этногенеза Льва Николаевича Гумилева, начала поэму “Реквием”. Здесь ее ждало многолетнее поэтическое молчание и работа над статьями о Пушкине. В творчестве Ахматовой можно различить тенденции, вступающие в силу лишь на середине ее творческого пути, между ранней и поздней эпохой. Самое заметное - это обращение к большим стихотворным формам: у ранней Ахматовой оно лишь намечалось в "Эпических мотивах" и "У самого моря", у поздней Ахматовой это и "Реквием", и "Путем всея земли", и "Северные элегии", и прежде всего "Поэма без героя", над которой она работает 25 лет. Массовые репрессии в стране, трагедийные события личной жизни (неоднократные аресты и ссылки сына и мужа) вызвали к жизни “Реквием” (1935-1940). Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях. Стихи жили в памяти друзей и близких. Основные мотивы поэмы - память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы. Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге. Л. Чуковская в “Записках об Анне Ахматовой” вспоминает, что в этот день Ахматова торжественно сообщила: “Реквием” наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал”. При знакомстве с поэмой ее структурными частями поражает чересполосица дат: “Вместо предисловия” датировано 1957 годом, эпиграф “Нет, и не под чуждым небосводом...” — 1961-м, “Посвящение” — 1940-м, “Вступление” — 1.935-м. Известно также, что вариант “Эпилога” был продиктован автором подруге Л. Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти — лишь разные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни. И при этом “Реквием” - целостное произведение, продиктованное трагедийным временем. Слово “Реквием” переводится как “заупокойная месса”, как богослужение по умершему. Одновременно это — обозначение траурного музыкального произведения. Уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно отразивший гражданскую и творческую позицию автора: “Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.” Здесь дважды повторяется слово “чуждый”, дважды - слово “народ”. Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта. Название - “Реквием” - настраивает на торжественно-траурный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое пропорционально непомерности страдания. ^ Великая Отечественная война, “Мужество”, блокадный Ленинград. В начале войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем ее эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград. В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны. Так создается стихотворение “Мужество”, в котором отчетливо звучит мотив Родины. Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо жертвенно отстаивать. И здесь Ахматова говорит “мы” - это голос всего народа, объединенного Словом. Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля и всею жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика - важная деталь, подробность ее судьбы. ^ 1946 год, новые испытания. В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, организована травля: в выступлении А.Жданова и последовавшем за этим Постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов А.Ахматовой был уничтожен. В 49 г. вновь был арестован Лев Николаевич и вышел на свободу только в 56 г. Ей пришлось жить буквально в сторожке, будке, в пригороде Комарово. Но и здесь у неё были друзья, ученики. Один из них – выдающийся поэт второй половины 20 в. И. Бродский. А.Ахматова снова начинает печататься. Последние годы она писала «Поэму без героя», в которой в сложной метафорической форме рисовала десятые годы 20 в. - время, свидетелем и активным участником которого была.Последние годы. Международное признание. В 64 г. Ахматова получила международное признание и в Италии премию Этна-Таормина, затем в Англии Оксфордский диплом. 5 марта 1966 года Анны Ахматовой не стало. На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Анна Ахматова была последним великим поэтом русского Серебряного века.