""
К юбилею 950-летия основанияКиево-Печерской Лавры
Мы перешагнули черту 2000-летнегосрока с момента Первого Пришествия Христова… Говоря об этом, нельзя невспомнить тех, кто вопреки многочисленным преградам человеческой гордынисамозабвенно нес людям слово Господне — Апостолов. Первым из них последовал заСпасителем Св.Андрей, за что и прослыл Первозванным. И именно он отправился впределы будущей Руси, где его духовному взору открылись грядущие судьбыпересеченной Днепром земли. Сойдя однажды с корабля на берег этой реки в самомсердце обозреваемого края, ученик Христов благословил здешние живописные холмыи предсказал появление на них великого христианского города. Пророчество сбылосьспустя тысячу лет, когда в столичном для крепнущей и принявшей Православие РусиКиеве стали появляться христианские храмы. Но зазвучавших под каменными сводамикнижных проповедей для утверждения в истинной вере вчерашних язычников былонедостаточно. Требовался живой пример духовного подвига, увенчанногоБожественной благодатью. Такой пример во всем его величии воплощало монашество.Становилась очевидной необходимость воспитания на Руси своего иночества,готового понести самые важнейшие в воцерковлении страны труды. Воспитание этопроисходило в стенах Киево-Печерской Лавры, основанной на берегу Днепра вблизиюжных окраин древнего Киева. Впервые упоминаемая в древнерусских летописях под1051 г., обитель встретила в нынешнем году свое 950-летие. В дни празднованияюбилея в Лавре находилась привезенная сюда великая святыня — честная главаСв.Апостола Андрея.
Как повествует составленная вначале 12 в. «Повесть временных лет», в середине предыдущего столетияв расположенной в околокиевском с.Берестове загородной княжеской резиденциинаходился храм Святых Апостолов, где служил священник Иларион, постник икнижник. На соседнем холме, располагавшемся к югу от берестовского, он выкопалсреди леса четырехметровую ''печерку'' для тайной молитвы: вероятно, обстановкаподземелья открывала подвижнику возможность полного уединения, напоминала опещере Рождества Христова, о высеченном в скале у Иерусалима Гробе Спасителя, особраниях первых христиан в катакомбах под Римом, о подвигахиноков-пещерножителей Египта и Палестины. Известно, что использование пещер вкачестве места для молитвы, жилья и погребения как отдельными иноками, так ицелыми иноческими общинами являлось распространенным явлением еще привозникновении христианского монашества в 4 в. В 1051 году Иларион стал митрополитомКиевским, и пещера под Берестовым опустела. Но очень скоро в ней поселилсяотшельник — преподобный Антоний Печерский. Уроженец древнерусского г.Любеча, онв юные годы ушел на Святую гору Афон в Греции, где в одном из монастырей принялиноческий постриг. Став опытным подвижником, преподобный получил благословениенастоятеля родной обители, данное по указанию свыше, вернуться на Русь длянасаждения там иночества. Придя в Киев, содержавшиеся князьями, но ни в однойиз них не пожелал остаться, жаждая, по-видимому, сурового подвига, преподобныйстал искать пристанища в ближайших окрестностях Киева и пришел на Берестово,где и обнаружил Иларионову пещеру. Со временем молва о преподобном Антониираспространилась, и многие стали приходить к нему за благословением. Нашлись итакие, кто хотел, приняв иночество, разделить с Антонием его нелегкие труды воспасение души. Они устраивали себе новые подземные кельи, выкопали и пещернуюцерковь для общей молитвы. Отсюда произошло название Лавры — Печерская, т.е. пещерная.Когда число собравшихся вокруг Антония монахов достигло двенадцати, старецназначил главой общины Варлаама, а сам выкопал под берестовской горой новуюпещеру и уединился в ней. С увеличением числа иноков пещерная церковь сталатесна. И, взяв благословение Антония, насельники обители строят над своимипещерами первый наземный храм — деревянный, во имя Успения ПресвятойБогородицы. Последним великим делом преподобных Антония и Феодосия, почитаемыхв качестве устроителей Лавры, была закладка первого каменного храма обители.Однажды ночью в небе над монастырем явилась огненная дуга, одним концом ставшаяна обитель, другим — на соседнюю гору, под которой в уединенной пещере жилпреподобный Антоний. Когда же в 1073 году подвижники, решив приступить к постройкебольшого каменного монастырского храма, задумались о подходящем для церквиместе, последнее Господь указал особыми знамениями именно на вышеуказаннойгоре. В том же году, после закладки храма, преставился преподобный Антоний, агод спустя — Феодосий. Пещеру, где почивают мощи преподобного Антония, сталиназывать Антониевой, или Ближней, так как строящийся каменный храм оказался кней ближе, чем более ранняя пещера, с которой начиналась история Лавры.Отдаленную же пещеру назвали Дальней, или Феодосиевой — в связи с погребениемтам преподобного Феодосия. Вокруг строящейся каменной церкви братия воздвиглаеще один деревянный монастырь, куда и переселилось большинство иноков из старойобители.
Отдельные иноки продолжалипоселяться в пещерах. Кроме того, пещеры стали местом погребения усопшихиноков. Постепенно и над Антониевой пещерой возникла небольшая обитель. ПодБлижними и Дальними пещерами стали подразумевать не только подземелья, но имонастыри над ними. В 1089 году каменный храм был освящен во имя Успения БожиейМатери и назван Великой Печерской церковью. Последняя стала образцом длямножества других храмов Руси. Впоследствии собор обстроят по бокам малымицерквами, и он окажется многоглавым. В 1091 году в Великую церковь перенесли изДальней пещеры мощи святого Феодосия. В начале XII века западнее Великойцеркви, над Святыми вратами монастыря, соорудили вторую в Лавре каменнуюцерковь — Святой Троицы. При ней устроили иноческую больницу. На этом изавершилось формирование основных частей Лавры, до самой революции делившейсяна четыре монастыря. Каждый из них представлял собой функционально замкнутый,но и гармонично вписанный в общий вид Лавры ансамбль зданий, включавшийнесколько храмов, колокольню и корпуса. Свой современный облик Лавра, не раз горевшаяи разорявшаяся, обрела преимущественно в эпоху украинского барокко — с серединыXVII до конца XVIII века. В противовес подтачивавшему Русь злу междоусобиц идвоеверия, в стенах Киево-Печерской Лавры является сонм верных продолжателейдела преподобных Антония и Феодосия. Обитель была не только приютомподвижничества, но и центром науки и культуры. К числу иноков печерскихпринадлежали преподобный Нестор Летописец, преподобный Алипий иконописец ибезмездно исцелявший людей преподобный Агапит, чьи имена вписаны вотечественную историю золотыми буквами. Лаврские подвижники охраняли роднуюобитель как очаг благочестия, основывали новые монастыри, наставляли князей ибояр как сильных мира сего, доносили проповедь о Спасителе в самые отдаленныеуголки своей Родины, смело обличали общественные пороки и предупреждали онаправленном против них грядущем вразумлении свыше.
Таковое пришло в лице монголов. Иесли Северная Русь воспрянет после нашествия сама, то Южную из рук Золотой Ордывырвут литовцы, которые создавали в это время свое государство и хотели надежнозащитить его южный рубеж. Они пришли в Среднее Поднепровье, чтобы освободитьсоседей от рабства и научиться у них тому лучшему, что накопила добатыевскаяРусь. Вчерашние язычники, литовцы стали принимать православную веру, и современем среди них просияли новые подвижники благочестия. Как здесь невспомнить жившую в XVI веке святую Иулианию, праведную княжну Ольшанскую,преставившуюся в 16 лет. Ее похоронили возле Великой Печерской церкви, наобновление которой литовцы еще в 1470 году пожертвовали немалые средства.Нечаянно обнаруженные в начале XVII столетия мощи княжны оказались нетленнымии, оставленные открытыми в Успенском соборе, вскоре прославились чудесами. СXVIII века святыня пребывает в Ближних пещерах. Поиск политических выгодпривел, однако, Литву к уклонению в католицизм и соединению с Польшей. В итогена рубеже XVI-XVII столетий Южная Русь оказалась перед угрозой растворения вРечи Посполитой. И восстала! Обретя опору в своей домонгольской «античности»,она в то же время осознала себя как самобытная и цельная сила. В этот моментЛавра вновь становится значительным просветительским центром, призываяправославных не отступать от истинной веры. Здесь трудятся образованнейшиемужи, из-под пера которых выходит немало сочинений в защиту Православия.Изданные в печерской типографии, они расходятся по всей стране. Впервыепечатаются (1635) жизнеописания известнейших лаврских подвижниковдревнерусского периода. В 1638 году в Лавре издается «Тератургима» — сборник новейших свидетельств о чудесах, произошедших от почивающих в пещерахмощей подвижников. Наконец, в 1643 году выходит в свет «Правиломолебное» к преподобным Печерским. Если раньше память большинства из нихчтили только в самой обители, то теперь благословлялось их общецерковноепочитание. Ради того, чтобы мощи преподобных почивали более благолепно, их изпервоначальных пещерных могил переносят в деревянные раки, для которых в стенахподземелий по образцу римских катакомб устраиваются особые продольныениши-аркасолии.
Молитвами преподобных ПечерскихЛавра пережила и богоборчество XX века. Закрытая в конце двадцатых годов, онавременно возродилась в надпещерной своей половине в период с 1942 по 1961 год.Святыню постиг тяжелый удар — 3 ноября 1941 года была взорвана Великая церковь.По одной версии, это было делом рук киевских подпольщиков, задумавших обрушитьсводы храма на голову прогитлеровского чехословацкого президента, по другой — итогом стремления нацистских оккупантов к обезвреживанию мин, заложенных подсобор отступавшими советскими войсками. Полстолетия в самом сердце Лаврывозвышались руины — словно рваные края огромной раны… В год 1000-летия КрещенияРуси Церкви вновь возвратили Дальние пещеры. Возрождение обители началось там,где она была основана. 28 августа 1989 года, в день престольного праздникаВеликой церкви, на ее руинах был совершен молебен в честь 900-летия освящениясобора. В декабре того же года «заговорила» колокольня Ближних пещер,хранившая под своими сводами старейший из уцелевших лаврских колоколов — «Мазепин». С осени 1990-го начались регулярные богослужения врасположенном у руин Великой церкви храме преподобных Антония и Феодосия. В1991-м «пробудились» еще две колокольни — Дальних пещер и Большая,96-метровая красавица, возведенная в XVIII веке и ставшая для своего временивысочайшей православной звонницей Руси. В праздничные и воскресные дни звонвсех трех колоколен сливается в один ликующий глас. С середины 90-х годов наруинах Великой церкви неоднократно совершалась Божественная литургия. Кто виделэто хотя бы раз, никогда не забудет той удивительной обстановки, в которойоказывались молящиеся, — и в храме, и в то же время под открытым небом. В1998-2000 гг. святыня восстановлена. За прошедшие годы Лавра, а с нею и весьКиев преобразились. Немалая заслуга в этом принадлежит современным труженикамобители Печерской. Как когда-то из ее стен вышли основатели новых монастырей,так теперь — избавители поруганных святынь от мерзости запустения. БратиейЛавры возобновлены в городе Ионинский и Введенский монастыри, Голосеевская иКитаевская пустыни. Ежегодно провожает Лавра в подвижнический путь и тех, комупредстоит служить в многочисленных приходах Украинской Православной Церкви, — выпускников Киевских Духовных Академии и Семинарии.
Список литературы
1. ДЯТЛОВ Владислав. «Небеси подобная обитель»"