ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ЗООЛОГИИ, ГЕНЕТИКИ И ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ Составитель: Э.Д. ВладимироваА Н Т Р О П О Л О Г И ЯУчебно-методическое пособие для студентов специальности “Cоциология” и “Cоциальная работа”САМАРА 1999Пособие содержит рабочую программу по курсу “Антропология” в двух вариантах (расширенном - для студентов дневного отделения и сокращенном - для заочного), методические указания к написанию реферата, а также антропологический глоссарий. Вниманию студентов предложены темы рефератов двух уровней сложности с указанием литературных источников к каждой теме. Библиография включает более 150 наименований книг и статей гуманитарно-антропологического профиля, изданных за последние годы. Приведены таблицы, содержащие учебный материал, который обычно вызывает наибольшие затруднения при самостоятельной подготовке студентов. Пособие предназаначено для студентов первого курса, обучающихся на дневном и заочном отделении социологического факультета по специальностям “Cоциология” и “Cоциальная работа”; оно может быть использовано при изучении антропологии студентами гуманитарных специальностей. При составлении программы были использованы материалы, любезно предоставленные автору А.М. Карпеевым (Самарская Гуманитарная Академия), Е.С.Селезневой (СамГУ, кафедра зоологии, генетики и общей экологии), И.В.Левитской и Ю.В.Веденеевым (СамГУ, кафедра теории и истории культуры).I^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО АНТРОПОЛОГИИ Курсивом выделены вопросы программы для студентов заочного отделения и студентов дневного отделения, необходимые для получения положительной оценки на экзамене или зачете по антропологии. Обычным шрифтом даны вопросы для углубленного изучения. Знакомство с ними будет проходить как в курсе антропологии, так и в параллельных курсах образовательной программы.Введение. Предмет и методы антропологииМесто антропологии в ряду гуманитарных и естественных наук. Связь антропологии с социологией, культурологией, лингвистикой, психологией и биологией человека. Физическая антропология как “наука, изучающая биологические и психологические изменения человека вследствие возникновения социальной жизни, языка, культуры”(К. Леви-Строс).^ Гуманитарные и естественнонаучные методы в антропологии. Особенности структурно-семиотического метода: объединение чувственного и умопостигаемого на уровне знаков; преимущественное изучение отношений, а не элементов в системе; анализ бинарных оппозиций. Постструктуралистские представления о природе человека. Роль телесной метафоры в построении концепции реальности.^ Раздел первый. Происхождение человека (антропогенез). ПалеоантропологияЗакономерности эволюции живой природы. Механизмы видообразования. Характеристика популяции: генофонд, половой состав, возрастной состав. Изменение генетического состава популяции как элементарное эволюционное явление. Факторы, вызывающие изменения в популяциях: мутации, неслучайное скрещивание, дрейф генов, генетический груз, поток генов, миграции.Естественный отбор. Изоляция как фактор эволюциии. Виды изоляции: географическая, сезонная, экологическая, поведенческая; нежизнеспособность гибридов. Роль поведенческой изоляции в антропогенезе.Таксономическое положение человека в системе животного мира. Современные приматы, их систематика, характеристика, организация сообществ. Особенности приматов, отличающие их от других отрядов млекопитающих. Признаки, отличающие семейства понгид и гоминид.Биологические предпосылки очеловечивания приматов: длительный период детства, большой объем головного мозга, эврибионтность (экологическая широта). Сходство современного человека и современных приматов по морфологическим, физиологическим, биохимическим и иммунологическим параметрам. ^ Периодизация кайнозоя. Характеристика и периодизация плейстоцена.Методы определения возраста палеоантропологического материала. Ископаемые высшие обезьяны: парапитек, египтопитек, проконсул, дриопитек, рамапитек, кениапитек. Значение находок ископаемых антропоидов. Важнейшие находки ископаемых гоминид.Австралопитеки: видовое разнообразие, морфология, время и место обитания, образ жизни, “предкультурное” поведение. Значение увеличения размеров тела. Различия в экологии грацильных и массивных австралопитеков. Переход к бипедии. Стратегии добычи пищи. Использование заостренных костей животных во время охоты. Эволюционные и поведенческие последствия питания мясом. Значение альтруистических стратегий поведения в антропогенезе. Человек умелый - Homo habilis. Морфология (строение черепа и скелета). Местообитание. Образ жизни и адаптации. Культурная эволюция. Орудия труда олдувайской галечной культуры: “чоппер”, “чоппинг” и многогранник.Архантропы. Человек прямоходящий - Homo erectus. “Примитивные” и “прогрессивные” признаки строения. Полиморфизм. Распространение. Сопутствующая фауна. Орудия труда ашельского типа. Использование огня.Палеоантропы. Человек разумный неандертальского типа - Homo sapiens neanderthalensis. Морфология. Многообразие “рас” неандертальцев. Распространение. Адаптации. Миграции. Культурная эволюция. Европейские неандертальцы “классического типа”. Находки неандертальского человека в Крыму и Узбекистане. Особенности строения “неандертальской” кисти руки.Неоантропы. Древний Homo sapiens ( кроманьонский человек, ископаемые формы современного человека). Полиморфизм. Миграции. Орудия труда. Неолитическая культурная революция. ^ Гипотезы моно- и полицентризма в антропогенезе.Фундаментальные отличия человеческого общества от сообществ млекопитающих: производство орудий посредством орудий, использование языка, запрет инцеста.^ Раздел второй. Происхождение человека. Проблемы антропосоциогенеза“Предкультурное” поведение антропоморфных обезьян. Значение длинного периода детства гоминид как предпосылки передачи приобретенных способов поведения, привычек, традиций в ряду поколений. ^ Материальная культура как “негенетическая память” коллектива. Характеристика первых индустриальных культур человечества. Отличие первых индустриальных культур человечества (олдувайской, дошелльской, ашельской) от “традиционных” культур. Локальный характер олдувайской индустрии.^ Сообщества охотников и собирателей приледниковой Европы: образ жизни, адаптации, характер труда, искусство, верования.Социальные аспекты происхождения человека. ^ Биологическое и социальное значение экзогамии. Обмен женщинами как универсальный тип обмена по К.Леви-Стросу. Переход от первобытного стада к родовому обществу. Элементарные структуры родства как следствие запрета инцеста. Система родства: наименования родственных отношений и поведенческие установки.^ Овладение знаками как способ вхождения в социальный порядок. Сравнение знаковых систем человека и сигнальных систем млекопитающих. Означающее и означаемое как две стороны знака. Знаки индексальные, иконические и символические по Ч.С.Пирсу. Язык и иные семиотические системы человека. Отличия естественного языка от иных знаковых систем человека.^ Теории возникновения языка в человеческом обществе. Указательные и характеризующие языковые значения. Называние, самообнаружение и означивание как результат появления объекта, субъекта и фиксированной классификации. Обобщение как социальная функция.^ Функции языка человека. Различительная функция фонемы по И.А.Бодуэну де Куртене и Р.Якобсону. Смыслопорождение посредством бинарных оппозиций. Оппозиция как элементарная логическая операция. Появление синтаксиса и его функции. Ассоциирование по принципам смежности и сходства. Метафора и метонимия. Метафорическое мышление. Сознательная (отсылочная) символизация и бессознательная (заместительная) символизация по Э. Сепиру. Свойства языка и речи по Ф. де Соссюру. Значение символической функции по Ж.Лакану. Врожденная лингвистическая компетентность по Н.Хомскому. Смысл и значение слова как способ его употребления в языке по Л.Витгенштейну. Орудия труда первобытного человека. Эволюция орудий труда: увеличение процента “рабочего края”, появление орудий для изготовления орудий; орудия с рукоятками, составные орудия, орудия из кости. Микролиты. Трудовая теория социогенеза Ф.Энгельса.^ Культурная периодизация плейстоцена и голоцена. Хронология палеолита. Возникновение культур “традиционного” типа. Мустьерская культура. Ориньяк, солютре, мадлен: характерные особенности европейских верхнепалеолитических культур. Крупнейшие памятники первобытного искусства. Появление человека, ищущего смысл. Творчество как способ наделения действительности смыслом по П.А. Флоренскому.^ Культура как совокупность текстов и символов по Ю.М.Лотману. Коммуникационная и символическая природа культуры.Возникновение основных символов коллективного бессознательного в верхнем палеолите. Виды искусства в культуре палеолита. Внеличный и непрофессиональный характер художественной деятельности в первобытном обществе. Эволюция образа в первобытном искусстве: от зооморфного к антропоморфному. Культ “пещерного медведя” неандертальского человека. ^ Появление ритуала. Практически-духовная социальная функция охотничьего ритуала. Первобытный ритуал как символический способ борьбы с возрастанием хаотического начала в мире. Первобытная магия.^ Первобытные формы религии: анимизм, тотемизм, фетишизм. Тотемизм как один из типов символической классификации явлений. Единый ритуально-поэтический (мифо-поэтический) знаковый комплекс первобытного человека. Синкретизм идеального и вещественного в мифе. Миф - “идея, мыслимая как потенциальное событие” (Платон). Стихия чудесного в мифологическом мышлении. ^ Мифотворчество как первая наука человечества. Особенности мифологического мышления и структура мифа по К.Леви-Стросу. Логические отношения мифа: оппозиции и корреляции; медиация как способ разрешения противоположностей. Маркированные и немаркированные члены корреляции. Основные бинарные оппозиции мифа: двоичные - троичные структуры; бытие - становление; состояние - процесс; внутренний - внешний; культура - природа; сакральный - профанный; непрерывность - прерывность; мужской - женский; хаос - космос; жизнь - смерть и т.д. Типичное содержание и действующие лица первобытных мифов: мировое дерево, сотворение мира, сотворение человека, демиург, первочеловек, культурный герой и т.д. Символическая функция мифа. Мифы современного человека.Особености первобытной психики. Специфика категорий причинности, времени и пространства в мифическом мировосприятии по Э.Кассиреру. Особенности психологии “примитивных” народов по Л.Леви-Брюлю. Тождество логических операций в мифологическом и позитивном мышлении по К.Леви-Стросу. Избыток означающих в знаковой деятельности первобытного типа. Акт запоминания как социальное действие по П.Жане. Оформление первобытного мировоззрения в виде параллелизмов по О.М.Фрейденберг. Культурно-историческая (знаковая) концепция Л.С.Выготского. Интериоризация: погружение и свертывание. Три линии психического развития человека по Л.С.Выготскому и А.Р.Лурия - эволюционная, онтогенетическая, культурная. Архаические корни детского аутизма. Сверхкомпенсация природного дефекта в сфере культуры по Л.С.Выготскому.^ Раздел третий. Биология современного человека Проблема биологической и социальной детерминации поведения человека.Человеческая агрессивность как “инстинкт борьбы” по К.Лоренцу. Условия, вызывающие деструктивное поведение по Э.Фромму. Социальная регламентация сексуальности человека.^ Биологическая изменчивость в современных популяциях. Биологический возраст человека. Биологические типы и конституции человека. Психофизиологические аспекты конституции человека. Влияние наследственности и среды на телосложение человека. ^ Экология человека. Современный экологический кризис, его возможные последствия. Пределы биологической толерантности к естественным природным условиям и условиям, вызванным антропогенным дисбалансом среды обитания. Климатические адаптации. Экология питания. Факторы, влияющие на плотность населения и динамику численности современного человека. ^ Раздел четвертый. Расоведение и этнография. ЭтнологияВидовое единство человека. Отличие деления человечества на расы от подвидовых делений животных. Эволюционный принцип в систематике рас. Факторы расообразования. Антропологический состав народов мира. Морфологическая и экологическая характеристика крупнейших рас. Предмет и методы этнографии и этнологии. ^ Анализ бессознательных элементов социальной жизни в этнологическом структурализме К. Леви-Строса. Структуралистские воззрения на социальный факт как на “пучок различительных признаков”. Проблемы этнопсихологии и этносемиотики. Научная несостоятельность расистских теорий. Тождество мыслительных процессов “примитивов” и представителей технически развитых цивилизаций. Общность архетипов народов мира по К.Г.Юнгу. Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа. ^ Общечеловеческое коллективное бессознательное и национальное бессознательное. Избыточность русской речи и русский национальный характер. Однокровность и лингвистическая общность в национальном самосознании. Общность исторической судьбы как критерий нации по Л.С. Выготскому.Основная литература:1. Тегако Л.И., Саливон И.И. Основы современной антропологии. Минск, 1989. 2. Биология человека. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннер Дж. и др. Пер. с англ. под ред. В.В.Бунака. М., 1979. 3. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1991.4. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1978. 5. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.Дополнительная литература к каждому разделу приведена в “Указаниях к написанию реферата”. В связи с тем, что пособие адресовано первокурсникам, в список литературы, наряду с учебной и научной литературой, были включены и научно-популярные публикации.II^ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТАРеферат по курсу “Антропология” представляет собой самостоятельную работу студента, в которой излагается сущность какого-либо вопроса учебной программы на основе анализа учебной и научной литературы. При написании реферата должно быть исследовано не менее трех литературных источников. Тему для реферата студент выбирает по желанию. Содержание реферата должно строго соответствовать заявленной теме. Можно воспользоваться предложенной ниже тематикой и литературой или написать реферат на другую тему. Важно, чтобы выбранная тема отвечала программе. Содержание реферата включает как минимум четыре части: введение, основная часть, выводы (или заключение) и список использованной литературы. Реферат начинается с оглавления или плана работы. Во введении формулируются основные вопросы и проблемы, которые рассматриваются в работе. Желательно указать во введении, почему данная проблема представляет интерес. Основная часть реферата представляет собой обобщенное изложение реферируемого текста по существу вопроса. Слово “referre” - латинское, означает “докладывать”, “сообщать”. Ваша задача - сжато передать основные концепции автора. Если Вы не согласны с автором (авторами), проаргументируйте свою позицию. Считаете ли Вы позицию автора современной или устаревшей? Выводы или заключение - самая ответственная часть работы. В выводах необходимо обобщить материал Вашего исследования, лаконично подать сущность взглядов авторов на рассматриваемый вопрос. Ориентировочно анализ трех-пяти литературных источников предполагает формулировку 4 - 10 выводов. Выводы должны быть краткими. Вы можете повторить в выводах то, что уже излагали в основной части реферата, но должны это сделать сжато, четко, обоснованно. Содержание выводов должно логически следовать из материала, представленного в Вашей работе. Заключение представляет собой выводы с аргументацией. В список использованной литературы вносятся только те источники, которые Вы анализировали и на которые Вы ссылались в своей работе. Объем работы зависит от выбранной темы. Работа описательного характера может составлять 15-20 рукописных страниц. Работа обобщающего, теоретического плана может быть меньшей по объему, чем описательная. Желательно привести иллюстрации (рисунки, таблицы, графики). Все иллюстрации должны быть подписаны. Оформление реферата и стиль изложения материала должны соответствовать стандарту, принятому для студенческих научных работ. Образец оформления титульного листа машинописного реферата приведен ниже. Предпочтительнее машинописное оформление. Рукописная работа должна быть выполнена разборчивым почерком. Не допускается предъявление реферата, составленного из разрозненных листов. Защита реферата входит в зачет или экзамен по курсу в качестве одного из вопросов билетов. При выполнении учебных и научных работ студенты часто испытывают затруднения по композиции , стилистике, оформлению цитат, списка литературы и др. Решить подобные проблемы Вам поможет следующее пособие для самообразования: Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М.: Флинта, Наука, 1997.с.76 - 95. Образец оформления титульного листа рефератаГосударственный комитет РФ по высшему образованию Самарский государственный университет Социологический факультетРанние формы искусстваРеферат по антропологии выполнила студентка 1111 группы заочного отделения Титова Анна Александровна. “ “ 1996 года. Оценка . Подпись .Самара 1996 III^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО АНТРОПОЛОГИИПосле названия реферата в ряде случаев Вам предлагается литература по данному вопросу, приведенная в графе ”Литература к разделу ...” под соответствующим номером. По желанию Вы можете использовать и другие литературные источники при подготовке рефератов на предложенные темы. “Звездочкой” ( * ) помечены темы высокого уровня сложности. Раздел 1. Эволюционная палеоантропология1. Проблемы современной антропологии. ( По материалам журналов “Вопросы антропологии”, “Вопросы психологии” и “Вопросы языкознания” за последние годы, 3, 24, 30, 31, 46, 79-90). 2. Изучение высших обезьян Н.Н.Ладыгиной-Котс. (47-50, 55, 56-60, 64 -73, 75, 76). 3. Изучение шимпанзе в природных условиях. Организация сообществ у приматов. (51 - 63). 4. Исследование психики приматов в условиях лабораторного эксперимента. (47-65, 69-76). 5* Обучение обезьян языку человека: границы достигнутого и причины неудач.( 75, 47-90) 6. Игры животных и игры детей. (5, 54, 91-94). 7* Биологические предпосылки очеловечивания приматов. (1, 2, 3, 47-90, 88-90). 10. Учение Чарльза Дарвина о происхождении человека. ( 5, 6, 43, 31, 34) 11* Синтетическая теория эволюции живой природы и проблемы антропогенеза. (5, 6, 43, 31, 34, 44). 12* Религиозная концепция антропогенеза и христианский эволюционизм Тейяра де Шардена. (5, 6, 9, 10, 43,31, 34, 43). 13. История антропологии в России. (1, 2, 3, 11, 24, 30, 31). 14. Особенности эволюции мозга в процессе антропогенеза. (1, 2, 3, 17, 12 - 43, 45, 46, 79-90). 15. Развитие кисти руки в процессе антропогенеза. (1, 2, 3, 12 - 43, 45, 46). 16. Находки древних предков человека на территории нашей Родины. (1-3, 11, 12, 22, 24, 25-28, 37, 38, 41, 46). 17. Африка - прародина человечества. (1-4, 12-43, 45, 46, 88-90). 18. Основные стадии эволюции человека. (1-4, 12-43, 45, 46, 88-90). 19. Стадия австралопитека в процессе эволюции человека. (1-3, 12-15, 17-25, 27-34, 38, 40-43, 45, 46, 88-90). 20. Стадия архантропа в процессе эволюции человека. (1, 2, 3, 12-18, 21-28, 30-34, 36-39, 41-43, 45, 46). 21. Стадия палеоантропа в процессе эволюции человека. (1, 2, 3,12-18, 21-34, 36-38, 45, 46, 88-90). 22. Гоминиды верхнего палеолита. (1-4,12-18, 21-39, 41-43, 45, 46, 88-90). 23. Внутривидовая дифференциация человека в стадии неоантропа. (1-4, 12-18, 21-28, 30-37, 42, 46, 88-90). 24. Роль факторов внешней среды в процессе эволюции человека . (1-4, 21, 22, 23, 25-43, 45, 46, 88-90). 25. Экология плейстоценовых гоминид (арена обитания и образ жизни). (1-3, 12- 43, 45, 46, 88-90).Литература к разделу “Эволюционная палеоантропология”1. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1978. 2. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1991. 3. Биология человека. Харрисон Дж., Теннер Дж. и др. Пер. с англ. под ред. В.В.Бунака.М., 1979. 4. Тегако Л.И., Саливон И.И. Основы современной антропологии. Минск, 1989. 5. Культурология. Учебное пособие для студентов по ред. проф. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, 1995. 5. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Собрание соч., т. 5, М., 1953. 6. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. Собр. соч., т.5, М., 1953. 9. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. 10. Мень А. История религии. В 7 томах. М., 1991. Том 1. 11. Левин М.Г. Очерки по истории антропологии в России. М., 1960. 12. Урысон М.И. Истоки рода человеческого в свете новейших данных. // Вопросы истории, 1976, № 1. 13. Кларк Дж. Д. Доисторическая Африка. М., 1977. 14. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. Киев,1985. 15. Саган К. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. М., 1986. 16. Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1970. 17. Кочеткова В.И. Палеоневрология. М., 1973. 18. Хрисанфова Е.Н. О неравномерности морфологической эволюции гоминид. // Вопросы антропологии. 1968, № 19. 19. Иди М. Недостающее звено. М., 1977. 20. Джохансон Д., Иди М., Люси. Исток рода человеческого. М., 1984. 21. Якимов В.П. О некоторых факторах cреды на начальном этапе антропогенеза. // Вопросы антропологии. 1974, № 48. 22. Хрустов Г.Ф. О систематике экологической жизнедеятельности в связи с проблемой антропогенеза. // Вопросы антропологии. 1976, № 52. 23. Решетов Ю.Г. Природа Земли и происхождение человека. М., 1966. 24. Современные проблемы антропологии. Сборник под ред. Якимова В.П., М., 1976. 25. Человек (эволюция и внутривидовая дифференциация). Сборник под ред. Якимова В.П. М., 1972. 26. Алексеев В.П. География человеческих рас. М., 1974. 27. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980. 28. Алексеев В.П. В поисках предков. М., 1972. 29. Констэбл Дж. Неандертальцы.М., 1978. 30. Харитонов В.М. Лекции по антропогенезу и археологии палеолита. М., 1987. 31. Эволюция и историческая антропология. М., 1994. 32. Лазунов Г.И. Природа и древний человек. М., 1981. 33. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. М., 1990. 34. Хрисанфова Е.Н., Мажуга П.М. Очерки эволюции человека. Киев, 1985. 35. Придо П. Кроманьонский человек. М., 1979. 36. Ларичев В. Е. Сад Эдема. М., 1980. 37. Гуревич П.С. Куда идешь, человек? М., 1991. 38. Матюшин Г.Н. У истоков человечества. М., 1982. 39. Рукан У., Шенлон Л. Пекинский человек. // В мире науки. 1983, № 8. 40. Лики Л. На 1 750 000 лет в прошлое человека. // Наука и человечество. Сборник. М., 1963. 41. Герасимов М. Люди каменного века. М., 1964. 42. Григорьев Г.П. Палеолит Африки.// Палеолит мира: Африка. Л., 1977. 43. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х т. Под ред. Р. Сопера. Том 3. М., 1990. 44. Вуд П., Вачек Л., Хэмблин Д. Дж., Леонард Дж. Н., Жизнь до человека. М., 1977. 45. Уайт Э., Браун Д. Первые люди. М., 1978. 46. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. // Поведенческие аспекты эволюции человека. М., 1993. 47. Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе). М., 1959. 48. Ладыгина-Котс Н.Н. Предпосылки человеческого мышления .М., 1965. 49. Ладыгина-Котс Н.Н. Послесловие к книге Я. Дембовского “Психология обезьян” // Я. Дембовский. Психология обезьян. М., 1963. 50. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1959. 51. Лавик-Гудолл Дж. В тени человека. М.,1974. 52. Лавик-Гудолл Дж. Мои друзья - дикие шимпанзе.// Знание-сила. 1973. № 3-5. 53. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: Поведение. М., 1992. 54. Фабри К.Э. Игры животных и игры человека.// Вопросы психологии. 1982, №3. 55. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.,1981. 56. Выготский Л.С. Предисловие к русскому изданию книги В.Келера “Исследование интеллекта человекоподобных обезьян”. // Л.С. Выготский. Cобрание сочинений. М., 1982. Т.1. 57. Выготский Л.С. Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993. 58. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс. М., 1982. 59. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.,1988. 60. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М., 1981. 61. Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М., 1983. 62. Шилов И.А. Эколого-физиологические основы популяционных отношений у животных. М. 1977. 63. Фридман Э.П. Этюды о природе обезьян. // Занимательная приматология. М., 1991. 64 Фридман Э.П. Приматы. Современные полуобезьяны, обезьяны и человек. М. 1979. 65. Шовен Р. От пчелы до гориллы. М., 1965. 66. Черкович Г.М. Стадные отношения у обезьян. // Экологическая физиология животных. Часть 1. Общая экологическая физиология и физиология адаптаций. Л., 1979. 67. Слоним А.Д. Пространственная структура популяций и типы ее организации. // Там же, c. 277. 68. Крук Дж.Г. Структура и динамика сообщества у гелад. // Успехи современной териологии. М.,1977. 69. Фирсов Л.А. Павлов И.П. и экспериментальная приматология. Л. 1982. 70. Дембовский Я. Психология обезьян. М., 1963.. 71. Нелье П., Нелье Дж. Обезьяны. М. 1984. 72. Мухина В.С. О графической деятельности приматов в связи с генезисом эмоционального отношения к результату действий. // Вопросы психологии. 1964, №4. 73. Новоселова С.Л. Образование навыка использования палки у шимпанзе.// Вопросы антропологии. 1960. Вып. 2 . 74. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 1983. 75. Линден Ю. Обезьяна, человек и язык. М., 1981 76. Жинкин Н.И. Звуковая коммуникативная система обезьян. // Известия Ак. пед. наук РСФСР. М., 1960. Вып. 113.. 77. Норман Б.Ю. Основы языкознания. Минск, 1996. 78. Годфруа Ж. Что такое психология. Пер. с фр. В 2-х томах. М., 1992. 79. Миллер Е.Н. К определению языка. // Вопросы языкознания, 1987, № 3. 80. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М. 1984. 81. Степанов Ю.С. Структура современной семиотики и её основные понятия.// Материалы к конференции “Язык как знаковая система особого рода”. М., 1967. 82. Николаева Т.М. Теории происхождения языка и его эволюции - новое направлние в современном языкознании. // Вопросы языкознания. 1996. №2. 83. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М. 1997. 84. Горелов И.Н. Проблема “глубинных” и “поверхностных” структур в связи с данными психолингвистики и нейролингвистики. // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1977. Т 36. № 2. 85. Якобсон Р. Язык в отношении к другим системам коммуникации. // Р.Якобсон. Избранные работы. М., 1985. 86. Якобсон Р. Мозг и язык. // Там же. 87. Маковский М.М. Лингвистическая генетика. М., 1992. 88. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1983. 89. Майр Э. Человек как биологический вид. // Природа. 1973. № 12. 90. Головин В. Слова, которым 20 миллионов лет? // Знание-сила. 1978. № 9. 91. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 92. Эльконин Д.Б. Проблемы психологии детской игры в работах Л.С. Выготского, его сотрудников и последователей. // “Вопр. психологии”, 1976, № 6. 93. Ладыгина- Коттс Н.Н. Дитя шимпанзе, дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935. 94. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. Раздел 2. Проблемы антропосоциогенеза 1. Характеристика первых индустриальных культур человечества. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 13, 39, 85, 111, 113). 2* Теории происхождения языка и его эволюции. (1; с 67 по 79; 3, 4, 34, 39, 55 - гл.8, 61 - гл. 7, 87, 93, 115, 116). 3* Культурно-историческая концепция психогенеза Л.С.Выготского. Погружение и свертывание в филогенезе и онтогенезе психики человека. (92, 93, 94, 13, 106, 110). 4* Психотравма как источник возникновения теоретической деятельности. (106, 110, 112, 97, 95, 93, 32). 5. Роль трудовой, изобразительной и иных знаковых форм деятельности в становлении сознания. ( 4, 92, 93, 94, 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 20, 30, 31,39, 50, 51, 56, 57, 58, 59, 85, 115, 118). 6. Символы палеолитической эпохи. (23, 26, 40, 41, 42, 43, 51, 64, 66, 86, 87, 117). 7* Роль идеала в онтогенезе и филогенезе психики. (55, 110, 106, 112, 97, 95, 93, 94, 102, 23 - статья “Неудобства культуры”, 32, 117). 8. Ритуал как символический способ защиты от стихийных сил окружающего мира. (100, 106, 97,118,108,113,101,63, 59, 56, 57, 44, 40, 24,19,18,11,103,107, 114). 9. Можно ли общество первобытных охотников считать обществом благоденствия? (13, 31, 33, 35, 46, 47, 48, 49). 10. Ранние формы искусства. (1, 2, 5, 6, 8, 9, 20, 39, 50, 51, 56, 57, 58, 59, 85, 86, 103, 116, 118). 11. Наскальное искусство времен палеолита. Общие черты в монументальной живописи различных регионов мира.(1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11-глава “Изобразительное искусство и мифология”, 12, 20, 50, 51, 56, 57, 58, 57, 103, 116). 12* Особенности первобытной психики. Логическое и психологическое своеобразие мифологического мышления. (1, 2, 13, 16, 17, 24, 37, 53, 54, 86, 87, 92, 93, 94, 101, 113, 114, 116, 118). 13* Магия - мироотношение первобытных. (1, 2, 5, 6, 13, 14, 15, 19, 36, 37, 53, 54, 63, 86, 101, 114, 118). 14* Стихия чудесного и логика бриколажа в мифологическом мышлении. Синхрония как пересечение внешней и внутренней реальности. (28, 54, 62, 86, 117, 118). 15* Реконструкция первобытного общества в романе Германа Гессе “Игра в бисер” (глава “Кудесник”). (1, 2, 13, 14, 15, 16, 18, 26, 36, 37, 60 - гл. 1Х, Х, Х1, ХП, 86, 108, 113). 16* Мифотворчество как одна из первых форм науки человечества. (5, 11, 13, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 54, 59, 60 - гл. Х1, 63, 86). 17* Религия в первобытном обществе. Анализ представлений, рождающих анимизм, фетишизм, тотемизм и иные культы. (5, 13, 14, 15, 19, 21, 22, 24, 29, 37, 44, 45, 63, 101, 112, 113, 107, 118). 18* Тотемизм как один из типов символической классификации явлений. ( 54, 5, 11-глава “Тотемические мифы”, 13, 14, 15, 19, 21, 22, 24, 32-глава “Тотем и табу”, 37). 19* Архаические корни аутизма. (111, 102, 101,106, 97, 98, 93, 94). 20. Война у первобытных народов. (5, 13, 24, 26, 33). 21* Архаический ритуал и сознание: регрессивный и рациональный способы психической защиты. (11, 13, 18, 19, 24, 92, 93, 94, 100, 101, 106,107, 108, 114, 118). 22* Творческая роль архаического субдоминантного полушария головного мозга в современных городских условиях. ( 103, 99, 77, 115, 116, 101, 118). 23* Миф как “сновидение культуры”. (5, 11, 13, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 54, 59, 60 - гл. Х1, 63, 64, 65, 86, 101, 105, 118). 24. Символика цвета в различных культурах. (80, 81, 82, 26, 64, 66). 25. Смысл, символика и рефлексия сновидения. (83, 65, 84, 64, 105). 26* Крайняя форма социального отчуждения человека: безумие. ( 55 - кн. 2, глава 12; 88; 89; 90; 91; 101; 102). Литература к разделу “Проблемы социогенеза”1. Алексеев В.П. Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990. 2. Культурология. Учебное пособие для студентов по ред. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, 1995. 3. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1978. 4. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. М., 1952. 5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. 6. Ранние формы искусства. Сборник статей. М., 1972. 7. Абрамова З.А. Палеолитическое искусство на территории СССР, М.-Л., 1962. 8. Формозов А.А. Очерки по первобытному искусству. 1969. 9. Кюн Г. Искусство первобытных народов. М.-Л., 1933. 10. Брейль А. Запад - родина великого наскального искусства.// Первобытное искусство. Новосибирск, 1971. 11. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. М., 1994. 12. Бадер О.Н. Каповая пещера. Палеолитическая живопись. М., 1965. 13. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории ( проблемы палеопсихологии ). М., 1974. 14. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1986. 15. Мень А. История религии. В 7 томах. М., 1991. Том 1. 16. Кабо В.Р. Синкретизм первобытного мышления. // Ранние формы искусства. М., 1972. 17. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан, М., 1980. 18. Гессе Г. Игра в бисер. Собр. соч. в 4-х томах. СПб., 1994. Том 4. 19. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1964. 20. Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания. // Ранние формы искусства. М., 1972. 21. Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972. 22. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1965. 23. Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995. 24. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., Киев, 1996. 25. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. 26. Юнг К.Г. Человек и его символы. СПб., 1996. 27. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев, 1996. 28. Зеленский В. Послесловие. // К.Г.Юнг. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М., 1995. 29. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1995. 30. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. 31. Саган К. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. М., 1986. 32. Фрейд З. “Я” и “Оно”. Труды разных лет. В 2-х кн. Тбилиси, 1991. 33. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 34. Линден Ю. Обезьяна, человек, язык. М., 1981. 35. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. 36. Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф. А.Н.Марковой. М., 1995. Главы 1, 2. 37. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов. Под ред. В.Е.Попова. М., 1996. 38. Гелен А. О систематике антропологии. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 39. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988 40. Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов (палеолитическая эпоха). // Ранние формы искусства. М., 1972. 41. Керлот Х.Э. Словарь символов. М.,1994. 42. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 1983. 43. Иванов В.В. Об одном типе архаических знаков искусства и пиктографии. М., 1978. 44. Шаревская Б.И. Старые и новые религии тропической и Южной Африки. М., 1964. 45. Бромлей Ю.В. Очерки истории этноса. М., 1983. 46. Кабо Р.В. Тасманийцы и тасманийская проблема. М., 1975. 47. Матей Х. Пигмеи. Пер. с рум. Бухарест, 1966. 48. Патнем Э. Восемь лет среди пигмеев. М., 1961. 49. Котлоу Л. Занзабуку. Пер. с англ. М., 1960. 50. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985. 51. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982. 52. Фролов Б.А. Число в графике палеолита. Новосибирск, 1974. 53. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. 54. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. 55. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. М., 1992. 56. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973. 57. Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967. 58. Стингл М. Поклоняющиеся звездам: По следам исчезнувших перуанских государств. М. 1983. 59. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971. 60. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985. 61. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1996. 62. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1930. 63. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996. 64. Шелестюк Е.В. О лингвистическом исследовании символа. // Вопросы языкознания. 1997, № 4. 65. Калина Н.Ф., Тимощук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений. М., Киев, 1997. 66. Черных Е. Символы древних культур. // Знание-сила. 1989 , №9. 67. Николаева Т.Н. Теории происхождения языка и его эволюции - новое направление в современном языкознании. // Вопросы языкознания. 1996, № 2.. 68. Норман Б.Ю. Основы языкознания. Минск, 1996 . 69. Миллер Е.Н. К определению языка. // Вопросы языкознания, 1987, № 3. 70. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М. 1984. 71. Степанов Ю.С. Структура современной семиотики и её