Анализ средств физического воспитания, используемых на уроке физической культурыПодбор средств - одна из главных сторон урока, определяющих его содержание. При анализе применяемых средств целесообразно обратить внимание на их соответствие: - вводной части, ее назначению (наличие специально-подготовительных и подводящих упражнений, заданий для организации учащихся и др.), контингенту занимающихся, виду урока, условиям проведения и т.д.; - основной части урока и решаемым задачам (правильно ли осуществлялся подбор подводящих упражнений, рациональная последовательность предложенного материала, использование облегченных заданий, упрощение условий выполнения, положительный перенос навыка, эффективная повторность, вариативность заданий, учитывались ли возможности учащихся и др.); - заключительной части урока (учитывался ли характер работы в основной части урока, как обеспечивалось восстановление организма и др.). - домашнему заданию, их правильность и характер, соблюдение основных требований к их применению. Все подтверждается примерами! Части урока Конкретные примеры Вводная часть Основная часть Заключительная часть Домашнее задание ^ Анализ методов физического воспитания, используемых на уроке физической культурыАнализ этой стороны методики предполагает оценку качества применения достаточно широкого круга методов и приемов, основными из которых являются: - общепедагогические методы (словесные, наглядные); - методы обучения двигательным действиям (расчлененный, целостный); - методы воспитания физических качеств;- методы активизации процесса физического воспитания. В последующем анализе следует выделить качество владения и рациональность использования метода слова (какие формы слова использовались в уроке, их многообразие, соответствие задачам, контингенту учащихся; содержательность передаваемой информации). Использование методических приемов, усиливающих воздействие слова (сравнение, повторение, интонация и т.д.) Общая культура речи педагога (грамотность речи, ее богатство, ясность, эмоциональность и т.д.). Умение пользоваться методом показа (применение различных форм, соответствие контингенту учащихся, содержанию и конкретным задачам урока). Использование методических приемов, усиливающих действие показа (быстро, замедленно и т.д.), качество и выразительность показа. Примеры. Использование сочетаний слова, показа и различных действий преподавателя (слово и показ одновременно, показ с коллективным обсуждением), их влияние на решение поставленных перед уроком задач. Качество применения в уроке методов обучения двигательным действиям: целостного, расчлененного (учет особенностей учащихся, решаемых задач, особенностей физического упражнения; соблюдение типичной последовательности при использовании каждого метода). Методические приемы, используемые в целях освоения техники упражнений (акцент на основе техники движений, выполнение в упрощенной форме, в облегченных условиях и т.д.). Качество применения на уроке методов активизации процесса физического воспитания, их многообразие (паспортизация, домашнее задание, анализ и самоанализ, коллективный способ обучения, работа по карточкам и пр.). ^ Методика воспитания физических качеств. Этот раздел анализа урока предполагает оценку качества развития физических качеств, улучшения телосложения: - какое внимание уделяется формированию, корректировке, совершенствованию осанки, борьбе с лишним весом, закаливанию организма; - содержание работы по воспитанию физических качеств, какие задания предлагались учащимся, какие методы физического воспитания применялись (повторный, переменный и др.), их целесообразность и соответствие особенностям занимающихся, задачам урока, условиям проведения и др.; - нагрузка в уроке (по внешним признакам), по данным пульсометрии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, задачам урока, условиям проведения; - рациональность используемых приемов регулирования объема и интенсивности нагрузки, пауз для отдыха, их частота и продолжительность. Используемые учителем методы обучения на уроке физической культуре заносятся в таблицу с конкретными примерами. Методы Конкретные примеры Использования слова (Рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, указание, команда, подсчет, оценка, задание, инструктирование, комментарии и замечания) Наглядного восприятия (показ, демонстрация, метод направленного прочувствования двигательного действия, метод срочной информации) Методы обучения двигательным действиям (целостный, расчлененный, метод сопряженного воздействия, метод принудительно-облегчающего упражнения) Методы воспитания физических качеств (методы стандартного упражнения, методы переменного упражнения, круговой метод Методы активизации процесса физического воспитания (паспортизация, домашние задания, круговая тренировка, коллективный способ обучения, оценка и самооценка, анализ и самоанализ, развитие познавательной деятельности, работа по карточкам, метод проблемного обучения, организационно-деятельностные игры, анкетирование, сочинения, укрупнение дидактических единиц) Анализ урока физической культуры I. Организационное обеспечение урока 1. Своевременность начала урока.2. Построения. Перестроения. Целесообразность.3. Рациональность использование способа организации учебной работы.4. Распределение учащихся на группы, команды.5. Рациональность распределения времени между частями урока и видами упражнений.6. Подготовка инвентаря, оборудования.7. Организация учащихся, освобожденных от занятий.8. Выбор места при показе различных видов упражнений.9. Построение. Подведение итогов работы.10. Своевременность завершения урока. Уход с урока.11. Применение команд, распоряжений, темп подачи команд.12. Выставление оценок. Объективность, обоснованность.II. Содержательная деятельность1.Цель урока.2.Оптимальность выбора включенных в урок упражнений.3. Развитие двигательных качеств учащихся разных возрастных групп.4. Дифференцированный подход. Приемы дифференцированной нагрузки.5. Умение учителя экономно и логично преподнести учебный материал, отбирать факты, выделять главное.6. Межпредметные связи.7. Проверка усвоения материала урока.8. Оказание помощи и страхования. Целесообразность. Уместность.9. Техника безопасности. Роль учителя. Инструкции.10. Знание учащимися терминов.11. Организация самостоятельной деятельности учащихся. 12. Оценка достигнутых результатов.13. Умение рассчитывать нагрузку.14. Умение своевременно увидеть и исправить ошибки учащихся.15. Обоснованность выбора методов практического обучения двигательным действиям.16. Контроль и учет овладения техникой действий.III. Методическая деятельность 1. Целесообразность подбора и эффективность применения методов слова.2. Полнота, точность описания техники упражнений.3. Убедительность требований к четкому усвоению последовательности действий.4. Использование методов разбора. Корректность.5. Использование методов наглядного восприятия.6. Взаимосвязь « учитель-ученик». Достигнутая эффективность.7. Двигательная культура учителя.8. Использование средств и их эффективность (эстафеты, игры, упражнения).9. Целесообразность примененных методов и их эффективность (повторный, переменный и т.д.) 10. Знание и учет внешних признаков утомления.11. Формирование навыков самоконтроля за реакцией организма и использование их во время урока. Анализ занятия специально медицинской группы в школе 1. Количество присутствующих детей по списку.2. Количество отсутствующих детей (причины)3. Одежда, обувь детей.4. Санитарное состояние зала (температура воздуха, освещенность, влажность)5. Наличие и исправность инвентаря.6. Продолжительность занятия.7. Страховка (профилактика травматизма)8. Продолжительность урока (вводная часть, основная часть, заключительная часть по минутам)9. Наличие признаков утомления.10. Наличие дыхательных упражнений.11. Наличие упражнений на коррекцию нарушения осанки.12. Распределение нагрузки в течение урока.13. Распределение детей на группы по состоянию здоровья ( основная, подготовительная, специальная)14. Наличие распределения детей на подгруппы при выполнении упражнений с целью сокращения времени нагрузки.