Реферат по предмету "Разное"


Анализ художественного произведения на уроках литературы как средство реализации личностно ориентированного подхода Современный урок это урок, ориентированный на развитие и воспитание личности. Перед школой сегод

Анализ художественного произведения на уроках литературы как средство реализации личностно ориентированного подходаСовременный урок – это урок, ориентированный на развитие и воспитание личности. Перед школой сегодня в условиях модернизации поставлена задача дать детям образование, которое соответствовало бы его личным запросам, социальному заказу. При этом сформировать социокультурный образ, который помог бы вхождению ребенка в культуру общечеловеческую и культуру своего народа, содержащую лучшие образцы и нормы знаний, поведения и оценок, мировоззренческих, этических и социальных. Как ввести ученика в мир культуры, помочь ему освоиться в нем, сделать своими культурные ценности? Предмет «литература» - вид искусства, часть культуры, представляющий вечные нравственные и эстетические ценности, путь освоения которых и есть основа и путь духовного личностного становления и развития ребенка. Но чтобы это произошло, необходимо освоить богатейшее литературное наследие, т.е. научиться читать художественное произведение. Воспитание детей умными, вдумчивыми читателями является целью и содержанием уроков литературы и системы работы по анализу художественного текста, которая помогает ученику обрести свое «я», в художественно-творческой деятельности формирует умение выражать себя в письменном и устном слове. Использование приемов анализа художественного текста совершенствует навыки работы с деталями художественного произведения, развивает мыслительные процессы обучающихся. Эти качества работы могут пригодиться в дальнейшем не только в деятельности, связанной с филологией, но и в решении экономических, политических задач. Данная система основывается на научных сведениях о тексте как самостоятельном разделе лингвистики. Познавательная деятельность адресата направлена не просто на восприятие информации, заключенной в тексте, и постижение идей субъекта речи (автора), но и на «сотворчество», о котором писал В.В.Виноградов, на то, чтобы продуцировать текст в меру своих возможностей и способностей, то есть выступать в роли «соавтора «. В этой деятельности читателя, разумеется, есть предел, за которым начинается фантазирование, связанное с искажением смысла текста, данный предел объективирован самим текстом, включая все его уровни, прежде всего лингвистические. Именно лингвистический механизм ограничивает субъективность интерпретации. Имея в виду читателя, автор разрабатывает особую коммуникативную стратегию текста; Текст не только подвергается воздействию адресата, но и сам воздействует на читателя, побуждая к его дальнейшей деятельности (развитие и воспитание личности). При этом читатель формирует свое представление как о тексте, так и об авторе, декодируя «образ его создателя « (Гончарова ЕЛ., 1984г.). Эта идея и легла в основу разрабатываемой нами темы. Далее, развивая эту мысль и основываясь на концепции Ю.Н. Карауловой (1987г.): «Общение между автором и адресатом становится возможным в силу ряда условий», - мы выходим на следующее положение: процесс восприятия и понимания художественного текста читателем является результатом соотнесения и наложения языковой картины мира автора и языковой картины читателя. Представим это схематично: (слайд № 3) Таким образом, мы видим, что ЯКМ автора полностью не реализуется в тексте. Текст как отражение ЯКМ автора не может быть полностью адекватным ЯКМ читателя. Вместе с тем наблюдающаяся общность субъективных языковых картин мира участников общения делает возможной коммуникацию. Познакомившись с разными подходами к комплексному анализу (работы Ю.М.Лотмана, Р.Д.Мадера, Ш.А.Махмудова, А.В.Мазура, М.Есина и других), удалось сформировать комплекс требований к художественному анализу зпического текста, который в целом соответствует принципам и приемам анализа литературного произведения, разработанным М.Есиным, добавив к ним лингвостилистический аспект: особенности языка и выявление изобразительных средств выразительности (метафора, эпитет, оксюморон, особенности синтаксиса и др.) Итогом работы над поэтическим текстом стало составление алгоритма анализа лирического текста (здесь во многом помогла методика анализа лирического произведения, составленная Ю.А. и И.А. Сипеневыми). Эту последовательность действий отразили в схеме анализа лирического текста. Одним из плюсов предлагаемых методик является их универсальность, доступность любому возрасту и любому уровню развития (могут успешно использовать и учителч начальных классов и старших классов). Не обязательно рассматривать все направления, предложенные в схемах анализа художественного текста или следовать строго заданной последовательности, отправной пункт анализа, как и логику дальнейших рассуждений, следует искать в самом художественном тексте. Чтобы научить комплексному анализу текста, использую следующие приемы работы на уроке: предтекстовая работа; ознакомление с текстом (здесь следую принципу А.В.Мазура: «Хороший урок – это несколько интересных вопросов»); индивидуальные, групповые задания; составление схем, графиков, таблиц, рисунков; сравнительные характеристики; создание «эвристических» ситуаций; работа со словом. На первых вступительных уроках сформировав читательские представления о художественном тексте как знаковой системе, познакомившись с общими подходами к его анализу (урок-мастерская в 5 кл. «Художественный текст как система знаков»), ребята хорошо справляются с лингвистическим анализом других художественных произведений. Например, работая над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утес», выстраиваем систему образов этого стихотворения, стараемся изобразить картину, которую мы увидели, и ее составляющие элементы. (Смотрим цветовую организацию: тучка золотая (золото – символ божественного, духовного; пространственную организацию: тучка - небесный мир, духовный мир, чувства, любовь; утес - земной мир, человек)(слайд №7)Анализ пространственной, цветовой организации в стихотворении, перемещения (движение физическое, мысли), ключевых слов помогает определить мысль автора, которую он хотел до нас донести. Пока тучка (любовь) была с утесом (человеком) – он – великан. (Он счастлив. Он сильный). Как только она его покинула (когда любовь уходит), он сразу стал одиноким, грустит и плачет. (Он становится слабым, несчастным и одиноким). Таким образом, в результате такой работы ребята увидели, что художественный текст - эта система образов (знаков), которую создает автор для того, чтобы показать свое видение жизни, доказать свою главную мысль, идею, ради которой и было написано произведение. Сформировав читательские представления о художественном тексте как знаковой системе, познакомившись с общими подходами к его анализу, ребята хорошо справляются с лингвистическим анализом других стихотворений. Например, на одном из уроков в пятом классе, посвященном родной природе, записываем строки Ф. Тютчева:Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом.Начинаем с вопроса: «Почему так..., а не ...?», «Почему солнце сияет, а не светит? Почему блещут, а не сверкают?» Что значит это слово, когда улыбка на лице человека? Таким образом, изнутри идет работа над средствами выразительности (эпитетами – «озаряющими словами», метафорами, сравнениями и т.д.). В ходе анализа удалось выяснить, что стихотворение радостное, приветливое, выражающее восторг, радость бытия. Изобразив картину мира и её составляющие элементы (пространственная и цветовая организации), ребятам удалось выйти на звуковую организацию этого стихотворения: услышали легкий шум, вызванный радостным трепетом деревьев. Определив степень раскрытия присутствия в мире лирического героя, нам удалось выяснить, что поэт очарован картиной природы, любуется ею, восхищается. Человек и природа находятся в единстве. Такая связь дарит человеку состояние восторга, легкости, блаженства, радость бытия. В результате проведенной работы над текстом в старших классах разработан алго-ритм написания сочинения-рецензии, который поможет выпускникам добиться хороших результатов на экзаменах. Таким образом, данная система работы по анализу художественного текста на уроках литературы позволяет ввести школьников в мир словесности. Обучающиеся получают возможность на качественно новом уровне подойти к изучению художественного произведения, значительно пополнить свои знания в области анализа текста, расширить базовый компонент изучаемых произведений. Результатом работы по данной теме можно считать разработки уроков, творческие работы обучающихся, призовые места на городских предметных олимпиадах, участие школьников в литературных конкурсах и олимпиадах, высокие результаты итоговой аттестации. Уроки анализа художественного текста – это одно из средств формирования образованного, духовно развитого читателя. Эти уроки развивают воображение, творческие способности, формируют образную речь обучающихся, развивают навыки исследовательской деятельности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.