Реферат по предмету "Разное"


Анваровой Альбины Исхаковны 2008 г. Основные требования к написанию сочинения Тема урок

Верхнеиндырчинская основная общеобразовательная школа Апастовского муниципального района Республики ТатарстанТема урока:Роль деталей и символов в рассказе И.Бунина «Месть» (Основные требования к написанию сочинения)Конспект урока развития речи по русской литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Анваровой Альбины Исхаковны2008 г.Основные требования к написанию сочиненияТема урока:Роль деталей и символов в рассказе И.Бунина «Месть»Цели:(1 урок) повторить основные требования к написанию сочинений, согласовать с исследованным произведением И.Бунина «Месть».— (2 урок) формировать умение самостоятельно производить литературоведческий анализ прозаического текста;— формировать умение написания сочинений, опирающихся на углубленное знание теории литературы;- развивать логически выстроенную, аргументированную письменную речь; воспитывать культуру письменной речи.Оборудование: компьютер, раздаточный материал.Методические приемы: беседа; обучение самостоятельному анализу текста.^ Ход урока1. Учитель.Первый урок развития речи посвящен повторению требований к написанию сочинений и соотнесенной с основными требованиями практической работе по ранее исследованному тексту И.Бунина Вспомните, какие основные требования предъявляются к написанию сочинений учащимися?Ученики. Требования, предъявляемые к написанию сочинений, включают различные аспекты. Сочинение должно полностью соответствовать заявленной теме и при этом полно раскрывать ее. Необходимо правильное изложение фактического материала. Сочинения должно демонстрировать богатство словаря, разнообразие синтаксиса, точность словоупотребления учащегося. Необходимо помнить о логике изложения материала; стилевом единстве и стилевой выразительности текста; орфографической и пунктуационной грамотности; соответствии грамматическим нормам.Учитель. Вспомните, из каких трех обязательных частей состоит сочинение и какую функцию выполняет каждая из них?Ученики. Композиция сочинения включает три обязательных элемента: вступление, основную часть, заключение. Недопустимо отсутствие одного из них. Особую трудность представляет написание вступления и заключения. Функция вступления состоит в введении в тему сочинения, в написании общих сведений о рассматриваемой проблеме. Вступление должно быть кратким и сразу же вводить в тему сочинения.Заключение подводит итог сказанному в основной части, обобщает его, завершает текст, учитывая главное.Основная часть представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с темой сочинения.Учитель.Рассмотрим каждый из композиционных элементов сочинения подробнее и соотнесем с работой по тексту И.Бунина «Месть». Подумайте, какие варианты вступления возможны?Ученики.Сочинение «Роль деталей и символов в рассказе И.Бунина «Месть»» может предполагать следующие вступления:— Один из рассказов И.Бунина «Месть», входящий в цикл «Темные аллеи», представляет собой текст, насыщенный символами и деталями. Обратимся непосредственно к тексту, чтобы объяснить их роль.- Значимость художественной детали заметна во многих произведениях И.Бунина, в том числе и в рассказе Месть». Объясним роль деталей в этом тексте, учитывая их классификацию.В рассказе Бунина «Месть» традиционно большая роль отводится художественной детали. Объясним ее функции во взаимодействии с образами персонажей и развитием сюжета.Учитель.Подумайте, какой из вариантов вступления более удачен?Ученики.Все они удачны в достаточной степени, так как все они достаточно информативны.Учитель.Все варианты вступления приемлемы для написания данного сочинения.Обратите внимание на монитор. Первым дан неудачный текст для начала сочинения «Роль деталей и символов в рассказе И.Бунина «Местъ»», вторым — удачный.(Ученики пользуются карточками с теми же текстами).И.А. Бунин — один из тончайших стилистов ХХ века. Его проза отмечено глубоким знанием как деревенской, так и городской жизни. Писатель отразил в своих произведениях красоту русской природы. Великий писатель не мог обойти своим вниманием тему любви. Одно из замечательных произведений классика — рассказ «Месть». Он потрясает своим содержанием, заставляя читателя думать и волноваться. Рассказ этот будет актуален всегда.Художественная деталь в рассказе «Месть» (входящем в цикл «Темные аллеи») играет важную роль, как и во всем творчестве писателя. Она участвует и в развитии сюжета, и создании образа героини. Обратимся к текстуУчитель.В данном случае во вступлении сформулирован тезис, который требует доказательства в основной части сочинения. Надо помнить, что вступление не только должно сразу же вводить в тему сочинения и переходить непосредственно к анализу текста, но и должно иметь индивидуальные черты.Запишите образец текста вступления в тетрадь.(Ученики записывают текст вступления в тетради).Учитель.Подумайте, какие варианты заключения возможны?Ученики.Возможны такие варианты заключения:— Без знания роли художественной детали невозможно понять ни судьбу героини, ни специфику ее образа. Деталь, обретая символическое значение, участвует в движении и развитии сюжета.— В анализируемом тексте одни и те же детали одновременно являются как психологическими, так и сюжетными. Исключение составляют психологическая деталь «галька» и детали портрета. Более значимы первые: с их помощью развивается сюжет и в значительной мере создается образ героини. Большинство деталей переходят в символы.— В рассказе значимая роль принадлежит психологическим и сюжетным деталям, выступающим как единое целое. Они участвуют как в создании образа героини, так и в движении сюжета. Собственно психологическая деталь и детали портрета менее значимы. Различные детали приобретают дополнительные смыслы, становятся символами.Учитель.Каждый из предложенных вариантов может быть использован в написании заключения сочинения.Обратитесь к экрану монитора.Какой из предложенных текстов не отвечает требованиям к написанию заключения сочинения?(Ученики также пользуются раздаточным материалом).Михаил Рощин писал: «Вперед, читатель, и поверь, что радость ждет тебя! Какой огромный кусок нашей исторической и духовной жизни открыт перед тобой, и в центре главный наш герой — сам писатель Иван Алексеевич Бунин, а вокруг него все его главные герои —русская природа, русская земля: село, небеса, реки, города, русская жен щи- на (в равной степени —русский мужчин а, мужик и интеллигент, дворянин и крестьянин, мастеровой и поэт) ребенок, птица, собака...Я согласен/согласна с мнением М. Рощина и хочу сказать: «Читайте Бунина!»В тексте использованы как сюжетные, так и психологические и описательные детали; первые в совокупности являются двигателем сюжета и создают образ героини; описательные участвуют в создании ее портрета. Большинство деталей приобретает символическое значение,Ученики.Цитируемый в первом варианте заключения текст М.Рощина в данном контексте полностью неуместен, оторван от раскрываемой темы. Также некорректны тяжелая назидательность автора заключения и попытка объявить себя сопричастным мысли М. Рощина.Учитель.Заключение приобрело формальный характер за счет непонимания автором назначения этой части сочинения. Неуместное использование цитаты приводит к нарушению логики и композиции. Надо помнить, что:— заключение не должно носить формального характера и быть оторванным от темы сочинения;— в заключение недопустима восторженность автора как в отношении писателя, так и в отношении анализируемого текста.Напомним:— задача заключения — подводить итог сказанному в основной части и обобщать изложенный материал, подчеркивая главное;— заключение должно представлять из себя единое, органичное целое с двумя другими частями сочинения.При написании заключения, как и при написании сочинения в целом, необходимо задаваться вопросами: «А то ли я пишу?» «Относится ли это к теме?» «Не отошел ли я от темы?» Ясно, что при раскрытии темы «Роль деталей и символов в рассказе И.Бунина «Месть» необходимо использовать второй вариант текста заключения.Запишите образец текста заключения в тетрадь.(Ученики записывают образец текста заключения в тетради).Учитель.Вспомните, какие наиболее распространенные ошибки встречаются при написании основной части сочинения?Ученики.Один из распространенных недочетов — подмена анализа литературного произведения пересказом. Также часто встречается уход от темы сочинения или неосознанная ее подмена.Учитель.Имеет смысл еще раз напомнить о требованиях, предъявляемых к написанию основной части сочинения:- основная часть должна представлять анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой;— нельзя отходить от темы сочинения;— нельзя подменять анализ текста произведения отвлеченными рас-суждениями «о жизни» и т.п.…Попутно заметим, что так называемая «свободная» тема не свободна от самих литературных произведений. Свобода ученика при выборе «свободной» темы заключается в выборе литературных текстов, анализ которых необходимо осуществить.На мониторе приведены два фрагмента из сочинения на тему «Роль деталей и символов в рассказе И.Бунина «Месть».Соответствуют ли данные фрагменты требованиям к написанию основной части сочинения?(Ученики также пользуются раздаточным материалом).Роли описательных деталей в тексте отведено достаточно скромное место — они участвуют в создании портрета героини. Платье, зонтик, «красные эспадрильи» — это детали, не принимающие непосредственного участия в развитии сюжета, но служащие для описания внешности героини. Описательные детали сталкиваются друг с другом:«крупная черная коса, обвивающая голову», «красивое, грубоватое лицо»..«сильное тело» противопоставлены мрачному виду». Благодаря детализации портрета становится понятны настроение героини, ее характер и непростые отношения с окружающим миром.Сюжетные и психологические детали играют главенствующую роль в тексте. Так, «шарик»становится символом разгула, впоследствии символом несчастья. Та же деталь передает азартное настроение героя. «Серьги», «обручальное кольцо», «золотой нательный крест» связаны как с настоящим бедственным положением героини (на это указывает их утрата и характер этой утраты), так и с воспоминаниями героини о прошлом (о жизни с мужем). Они помогают передать меланхолию героини. Каждая из этих деталей, обретая дополнительный смысл, становится символом. Кроме того, некоторые детали переходят в такие мотивы, как мотивы разгула, обмана, несчастья.Ученики.Оба фрагмента отвечают предъявленным требованиям к написанию основной части сочинения, поскольку содержат соотнесенный с темой анализ текста.Учитель.Проанализированные фрагменты отвечают требованиям к написанию основной части сочинения.Вспомните, необходимо ли составлять план сочинения?Ученики.Необходимо составить для себя рабочий план в черновике; наличие плана в беловике считается необязательным.Учитель.Составьте рабочий план к сочинению «Роль деталей и символов в рассказе И. Бунина «Местъ»».(Зачитываются несколько вариантов плана; они анализируются; лучший записывается в тетрадях).^ Образец планаI. Деталь как «двигатель» сюжета и создания образа героиниII. 1. Роль описательных деталей в портрете, их «спор».2. Роль психологических и сюжетных деталей в тексте, их символическое значение (шарик; серьги, кольцо, крест; «сумочка», портсигар).З. Роль психологической детали («галька»).4. Символическое значение цвет а: костюм героини, предметы туалетаIII. Роль разных типов деталей.Учитель.Каково назначение эпиграфа и каким должно быть его оформление?Ученики.В эпиграфе отражена основная мысль сочинения. Эпиграф должен быть оформлен в соответствии с существующими требованиямиэпиграф не должен заключаться в кавычки;— не должен нарушать достоверность цитирования;необходимо присутствие связи между эпиграфом и излагаемым материалом;— эпиграф оформляется в столбик в правом верхнем углу листа;— после фамилии автора высказывания необходимо отсутствие знака препинания — точки.Учитель.Использование эпиграфа не является обязательным и связано с желанием автора сочинения подтвердить значимость изложенной им мысли. Так, к темам литературоведческого характера могут быть предложены следующие эпиграфы: … указанная деталь (независимо от способаее языкового обозначения) представляет собойфункцию, т. е. повествовательную единицуРолан Барт… все огромное здание Вселенной покоится накрохотном тельце метафоры.Ортега-и-Гассет (Тексты выводятся на экран монитора). II. Учитель.От чего зависит успех ученика в написании сочинения?Ученики.Успех зависит от выполнения требований, предъявляемых к написанию сочинений, обширности знаний учеников, начитанности, кропотливого труда, веры в себя и веры учителя в ученика.III. Учитель.Первый урок развития речи завершен, на втором вы будете писать сочинения на заданную тему.(Выставление и аргументация оценок).На втором уроке развития речи ученики по группам пишут сочинения.Ученики пользуются текстами произведений.IV. Домашнее задание:Повторить материал «Основные требования к написанию сочинения».Подготовиться к классному сочинению «Роль деталей и символов в рассказах И. Бунина (на примере 3-4 произведений)».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Великие музеи мира
Реферат Формування та використання природоресурсного та трудового потенціалу Луганського регіону
Реферат Лекции по экологии
Реферат Обставини які можуть впливати на юридичну силу дій
Реферат Понятие признаки виды правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
Реферат Электрические цепи постоянного тока
Реферат Лекции Forex. Мировой валютный рынок, технический анализ движения цены, волновая теория Эллиота, уровни
Реферат Ризики інвестування в цінні папери. Міжнародний ринок позикових капіталів
Реферат Технико-экономическое обоснование участка Поточная линия ОАО ЛВЗ Ярославский q
Реферат Фондовые биржи, особенности их деятельности
Реферат Street Crime Investigation Essay Research Paper Street
Реферат Установочные лекции для ГосЭкзамена по специальности "общая психология"
Реферат Cloning Essay Research Paper The rapid development
Реферат О происхождении и употреблении денег (А.Смит)
Реферат Временные законы следования импульсов и пауз Длительность и число процедур электростимуляции