Реферат по предмету "Разное"


Анализ инвестиционной привлекательности предприятий жилищной сферы 08. 00. 12 Бухгалтерский учет, статистика

На правах рукописиГлущенко Марина ЕвгеньевнаАНАЛИЗИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистикаАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наукНовосибирск – 2010 Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования – «Челябинская государственная агроинженерная академия» ^ Научный руководитель: доктор экономических наук, доцент Сосненко Людмила СеменовнаОфициальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Шевелев Анатолий Евгеньевичкандидат экономических наук, доцент Артеменко Вера Григорьевна^ Ведущая организация: Омский государственный университет имени Ф. М. ДостоевскогоЗащита состоится «17» февраля 2010 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.169.03 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ» по адресу: 630099, г. Новосибирск-99, ул. Каменская, 56, ауд. 29.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Новосибирского государственного университета экономики и управления – «НИНХ».Автореферат разослан «__» января 2010 г.Ученый секретарь диссертационного совета В. В. Остапова ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. На сегодняшний день одним из важнейших во­просов социальной и экономической политики го­сударства остается реформа жилищного хозяйства, кризисное состояние которого чревато катастрофическими последствиями для всей экономики страны. По оценкам специалистов, стоимость жилищного фонда и обслуживающего его сектора в рыночных ценах сопоставима со всем национальным богатством России, а годовой оборот данной области народного хозяйства приравнивается к одной трети бюджета страны. Кроме экономической составляющей предприятия жилищного хозяйства выполняют социальные жизнеобеспечивающие функции. Вопросы их реформирования стали первоочередной задачей для всех уровней власти: в конце 2004 г. принят новый Жилищный кодекс РФ, в 2005 г. – Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», в рамках которого реализуется федеральная программа «Жилище», в 2007 г. создана государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Концепция дальнейшего развития и модернизации жилищной сферы основана на сложившихся реальных проблемах: аварийное состояние систем тепло-, водо-, электроснабжения, износ жилищного фонда при хроническом недофинансировании ремонтов на протяжении нескольких десятков лет, отсутствие инвестиционной активности в отрасли. Способ решения накопившихся проблем – изменение системы финансирования предприятий жилищной сферы. Базовым приоритетом новой системы финансирования является привлечение значительных финансовых ресурсов частных инвесторов в сектор жилищного хозяйства и развитие реальных конкурентных отношений с тем, чтобы освободить бюджеты всех уровней от дотационных вливаний в отрасль и обеспечить потребителям своевременное предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг. Деятельность по управлению эксплуатацией жилищного фонда с 01.01.2007г. выделена по ОКВЭД в отдельный вид деятельности (код 70.32.1-2), осуществляемый как коммерческими предприятиями (муниципальными унитарными предприятиями (МУП), жилищно-эксплуатационными организациями (ЖЭО), управляющими компаниями (УК), жилищно-строительными кооперативами (ЖСК)), так и некоммерческими организациями (товарищества собственников жилья (ТСЖ)). Вопросы обоснованности решений по вложению капитала на настоящем этапе развития жилищного хозяйства чрезвычайно своевременны для коммерческих предприятий, предоставляющих услуги по управлению жилищным фондом. Жилищное хозяйство в последнее время находится в сфере интересов многих не только российских, но и зарубежных компаний, что вызвано, прежде всего, либерализацией доступа на этот многомиллиардный рынок услуг, потенциальная привлекательность которого основана на возможности использования дешевой рабочей силы, росте платежеспособности потребителей услуг, постоянном стабильном спросе на основные виды жилищно-коммунальных услуг. Перед новыми игроками рынка – частными инвесторами – стоит задача выбора не только регионов, но и конкретных предприятий для размещения капиталов. Выбор предприятия инвестором для размещения капитала базируется на оценке уровня инвестиционной привлекательности предприятия. Недостаточное на сегодняшний день методическое обеспечение этих аналитических процедур не позволяет сделать инвестору обоснованный выбор. Особенности функционирования предприятий данной сферы – получение многоцелевого бюджетного финансирования, установление тарифов органами власти – приводит к тому, что существующие методические разработки не вполне корректны для использования в целях анализа и установления реального уровня привлекательности предприятий жилищной сферы. В этой связи развитие методических основ анализа инвестиционной привлекательности предприятий жилищной сферы имеет большое научное и практическое значение, чем и определяется актуальность темы данного исследования.^ Степень изученности темы. При проведении диссертационного исследования были изучены труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономического анализа и жилищно-коммунального хозяйства. Проблемам изучения теоретических основ экономического анализа и комплексного подхода к анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия посвящены труды многих зарубежных и отечественных ученых: К. Макконнелла, П. Самуэльсона, Р. Хиггинса, М. И. Баканова, С. Б. Барнгольц, М. А. Вахрушиной, Н. В. Войтоловского, Л. Л. Ермолович, В. Г. Когденко, Д. В. Лысенко, Н. П. Любушина, М. В. Мельник, Н. А. Русак, Г. В. Савицкой, Н. Н. Селезневой, Л. С. Сосненко, С. К. Татура, А. Д. Шеремета и др. Общие теоретические аспекты инвестиционной привлекательности и ее анализа и оценки освещены в трудах И. А. Бланка, В. В. Бочарова, Л. Т. Гиляровской, Д. А. Ендовицкого, В. В. Ковалева, В. В. Коссова, М. Н. Крейниной, Э. И. Крылова, И. В. Липсица, Е. Г. Патрушевой, Ю. В. Рубина, Л. В. Философова и др. При изучении теоретических и экономических основ развития рынка жилищных услуг и особенностей функционирования предприятий жилищной сферы были использованы труды Л. А. Велихова, Н. И. Дрозда, Д. М. Жукова, Е. А. Каменевой, Н. Б. Косаревой, Л. Ю. Руди, А. Н. Ряховской, С. Б. Сиваева, Ю. Ф. Симионова, Ф. Г. Таги-заде, В. И. Титяева, В. З. Черняка, Л. Н. Чернышова. Вопросы реформирования жилищно-коммунального комплекса изучены по разработкам и публикациям специалистов Академии жилищно-коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова, Института экономики ЖКХ, Фонда «Институт экономики города», Минрегионразвития РФ, Госстроя РФ. Изучение научных источников по теме исследования позволяет сделать вывод, что основы всестороннего, комплексного подхода к анализу инвестиционной привлекательности предприятия мало разработаны, методика анализа инвестиционной привлекательности предприятий жилищной сферы, учитывающая отраслевую специфику, отсутствует. Необходимость разработки методики, которая позволит проанализировать, оценить уровень инвестиционной привлекательности предприятия жилищной сферы и сделать обоснованный выбор по вложению капитала, определила цель и задачи данного исследования.^ Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических основ анализа инвестиционной привлекательности предприятий, осуществляющих деятельность по управлению эксплуатацией жилищного фонда. Поставленная цель определила задачи, которые должны быть решены в ходе исследования: – исследовать теоретические основы анализа инвестиционной привлекательности предприятия; – рассмотреть существующие методические подходы к анализу инвестиционной привлекательности предприятия; – выявить отраслевые особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях жилищной сферы, оказывающие влияние на формирование их инвестиционной привлекательности; – сформировать систему показателей инвестиционной привлекательности предприятий жилищной сферы; – разработать методику анализа инвестиционной привлекательности предприятий жилищной сферы; – определить содержание и порядок формирования информационной базы анализа инвестиционной привлекательности предприятий жилищной сферы; – разработать рекомендации по повышению уровня инвестиционной привлекательности предприятий жилищной сферы.^ Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность предприятий, осуществляющих деятельность по управлению эксплуатацией жилищного фонда.^ Предмет исследования – совокупность теоретических, методических и практических аспектов анализа инвестиционной привлекательности предприятий. Область исследования. Содержание диссертационной работы соответствует п. 1.12 «Инвестиционный, финансовый и управленческий анализ» специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки). Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой диссертационной работы выступает система знаний, формирующая научные основы экономической теории, инвестиционной деятельности, бухгалтерского учета и экономического анализа. Методологической основой исследования является комплексный подход, обеспечивший возможность всестороннего изучения инвестиционной привлекательности предприятия как результата хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости. В рамках данного исследования использовались принципы единства исторического и логического подхода к изучаемым экономическим явлениям, применялись следующие методы: изучение экономических явлений и процессов в становлении и развитии, во взаимосвязи отдельных процессов и явлений, в сочетании анализа и синтеза, индукции и дедукции. Исследование проводилось путем наблюдения, сравнения, восхождения от абстрактного к конкретному. В работе также были использованы методы исследования, применяемые в экономических науках: методы наблюдения, сравнения, аналитических группировок, экспертных оценок, опроса, балансовый метод, метод экономико-математического моделирования, комплексных и рейтинговых оценок, коэффициентный анализ. В процессе исследования изучены фундаментальные научные труды зарубежных и отечественных экономистов, научные публикации в периодической печати, материалы научных конференций, аналитических докладов, информационные материалы сайтов сети Интернет. Нормативной базой исследования являются законы Российской Федерации, Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты и документы, регулирующие инвестиционную деятельность, деятельность предприятий жилищной сферы, порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ. В качестве информационной базы использованы данные Росстата, Омскстата, результаты исследований рейтинговых агентств, институтов, фондов, нормативно-техническая документация предприятий жилищной сферы, законодательные акты правительства Омской области и администрации г. Омска, регулирующие региональные аспекты их деятельности, материалы внутренней (управленческой), бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, оперативно-техническая документация предприятий жилищной сферы Омской области.^ Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методики анализа инвестиционной привлекательности предприятий жилищной сферы, применение которой позволяет учитывать все аспекты привлекательности предприятия и отраслевые особенности его деятельности. Научные результаты, выносимые на защиту, содержащие новизну и полученные автором в ходе диссертационного исследования, заключаются в следующем: – уточнено понятие инвестиционной привлекательности предприятия, как экономической характеристики субъекта хозяйствования, определяющей целесообразность вложения капитала, отражающей достигнутый и потенциально возможный уровень экономического развития предприятия на основе оценки наиболее значимых для инвестора аспектов; – определено содержание и установлена последовательность аналитических процедур в оценке инвестиционной привлекательности предприятия, что позволяет обосновать необходимость использования комплексного подхода при проведении анализа; – предложена система количественных и качественных показателей, отражающая все аспекты инвестиционной привлекательности предприятия жилищной сферы; – разработана методика анализа инвестиционной привлекательности предприятий жилищной сферы, позволяющая оценить как общий уровень привлекательности объекта, так и уровень привлекательности отдельных аспектов; – сформирована информационная база анализа инвестиционной привлекательности предприятий жилищной сферы, содержащая разработанные регистры управленческого учета и формы внутренней отчетности.^ Теоретическая значимость заключается в разработке методики анализа инвестиционной привлекательности предприятий жилищной сферы, позволяющей инвесторам принимать обоснованные решения по размещению капитала, а собственникам – управлять процессом привлечения инвестиционных ресурсов на предприятие.^ Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования (применение методики анализа инвестиционной привлекательности предприятий жилищной сферы) стратегическими инвесторами для обоснования и реализации механизма инвестирования в предприятия жилищной сферы, и собственниками предприятий – для формирования положительного инвестиционного имиджа предприятия. Теоретические и методические положения данного исследования могут быть использованы в вузах, занимающихся подготовкой специалистов для жилищно-коммунального комплекса, в целях методического обеспечения дисциплин по управлению предприятием, бухгалтерскому учету и экономическому анализу, и студентов экономических специальностей – в рамках обеспечения дисциплин по управленческому учету и экономическому анализу. ^ Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены и обсуждены на следующих научных конференциях: на II и IV Международных научно-практических конференциях «Проблема совершенствования качественной подготовки специалистов высшей квалификации» (Омск, 2004–2006 гг.); VI Межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Молодежь, наука, творчество – 2008» (Омск, 2008 г.); Всероссийских и международной научно-практических конференциях «Проблемы формирования информации о деятельности экономических субъектов» (Челябинск, 2007–2008 гг.); Научно-практической конференции «Государственная политика и научно-инновационная деятельность в сфере легкой промышленности. Региональный аспект» (Омск, 2007 г.); I Международной научно-практической конференции «Конкурентоспособность региональной экономики: опыт, проблемы, перспективы» (Омск, 2007 г.); I и II Международных научно-практических конференциях «Омские торгово-экономические чтения» (Омск, 2007–2008 гг.); XXV Международной научно-практической конференции «Изменяющаяся Россия. Социально-экономические инновации» (Челябинск, 2–15 апреля 2008 г.). Разработанная методика и практические рекомендации по повышению уровня инвестиционной привлекательности применяются в деятельности предприятий жилищной сферы Омской области (ООО «МУП ЖКХ «Сервис» и Колосовское МП ЖКХ) и используются в учебном курсе по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ» для студентов специализации «Управление в жилищно-коммунальном хозяйстве» в ГОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса», что подтверждается актами о внедрении.^ Публикация результатов научного исследования. Основные положения диссертации опубликованы в 12 печатных работах, общим объемом 15,5 печ. л. авторского текста. В числе работ: 1 монография, 11 журнальных статей, из них 3 – в изданиях, рекомендуемых ВАК.^ Объём и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 182 источника. Основное содержание работы изложено на 177 страницах. Работа содержит 10 таблиц, 55 приложений.^ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ1. Уточнено понятие инвестиционной привлекательности предприятия, как экономической характеристики субъекта хозяйствования, определяющей целесообразность вложения капитала, отражающей достигнутый и потенциально возможный уровень экономического развития предприятия на основе оценки наиболее значимых для инвестора аспектов. Несмотря на объективное присутствие в экономике России инвестиционных процессов, в настоящее время еще не сформирован необходимый понятийный аппарат инвестиционной деятельности. Для возможности принятия максимально эффективных инвестиционных решений применяется понятие инвестиционной привлекательности предприятия. Понятие используется преимущественно при характеристике, оценке и сравнительном анализе объектов инвестирования. Исследование различных точек зрения на этот вопрос позволило установить, что в современных представлениях нет единого подхода к сущности и содержанию данного понятия. Одни авторы определяют инвестиционную привлекательность предприятия через рассмотрение смысла термина. Другие – трактуют понятие через раскрытие его содержания. Придерживаясь требований к определению научного понятия (необходимо установить смысл, раскрыты сущность и содержание (т. е. существенные свойства и отличительные признаки)), автор считает, что на уровне хозяйствующего субъекта данный термин определяется критериями, связанными с условиями деятельности предприятия. Значение инвестиционной привлекательности предприятия заключается в том, что она является характеристикой целесообразности вложения капитала. Главное свойство (т.е. сущность) её таково, что решение о вложении капитала базируется на изучении всех интересующих инвестора сторон и аспектов деятельности предприятия. Отличительным признаком инвестиционной привлекательности предприятия является её формирование на основе потенциальных возможностей дальнейшего роста субъекта хозяйствования, а не только на уже достигнутых результатах его деятельности. Исходя из этого, автором предлагается следующая формулировка рассматриваемого понятия: инвестиционная привлекательность предприятия – это экономическая характеристика субъекта хозяйствования, определяющая целесообразность вложения капитала, отражающая достигнутый и потенциально возможный уровень экономического развития предприятия на основе оценки наиболее значимых для инвестора аспектов: финансового, производственного, инновационного, социального, экологического и др.2. Определено содержание и установлена последовательность аналитических процедур в оценке инвестиционной привлекательности предприятия, что позволяет обосновать необходимость использования комплексного подхода при проведении анализа. В соответствии с изложенным пониманием сущности понятия «инвестиционная привлекательность предприятия» исследованы теоретические основы экономического анализа данной характеристики. Анализ инвестиционной привлекательности предприятий является элементом экономического анализа предприятия и частью инвестиционного анализа. Его функции в системе управления реализуются через принятие обоснованных решений о целесообразности вложений капитала в тот или иной хозяйствующий объект или через формирование положительного инвестиционного образа предприятия на рынке капитала. Основной целью анализа инвестиционной привлекательности предприятий является количественная оценка достигнутого уровня инвестиционной привлекательности субъекта хозяйствования. Анализ инвестиционной привлекательности предприятия, как и любая аналитическая процедура, может проводиться как внешними субъектами, так и внутри предприятия. Возможности осуществления тех или иных направлений аналитических исследований у субъектов разные, так как зависят от доступности информационной базы. В случае проведения анализа инвестором без участия или согласия предприятия будет проведен внешний анализ финансового состояния предприятия и прогнозный анализ рисков инвестирования. Собственник имеет возможность осуществить управленческий анализ во всех его аспектах: финансовый, технико-организационного уровня и имеющего ресурсного потенциала (производственного, материального, кадрового). Такие исследования, как анализ конкурентной среды, места предприятия в отрасли, спроса и предложения на рынке, эффективности отдельных инвестиционных проектов и программ предприятия, его территориальной привлекательности и социальной значимости могут проводить с разной степенью полноты все субъекты анализа – и инвесторы, и собственники предприятия. Автором определено содержание и установлена последовательность аналитических процедур в оценке инвестиционной привлекательности предприятия, которые могут быть реализованы при условии использования субъектом анализа всей возможной к применению информации (внутренней и внешней). Реализуемые аналитические процедуры можно условно разделить на пять этапов. I этап предполагает предварительный обзор обобщающих показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, являющихся основными критериями эффективности хозяйствования в рассматриваемой отрасли. Далее проводиться основная часть аналитических работ – ретроспективный анализ, который, в свою очередь, состоит из двух этапов – анализа предприятия (II этап) и анализа внешней среды (III этап). Анализ предприятия предполагает исследование условий хозяйствования, сложившихся внутри предприятия (основные моменты учетной политики, степень налоговой нагрузки, организационно-технический уровень производства). Если предприятие является эмитентом, то следующим шагом будет проведение анализа рыночной капитализации по показателям доходности ценных бумаг и эффективности дивидендной политики предприятия-эмитента. Далее переходят к анализу финансового состояния, в котором традиционно изучается динамика и структура имущества и обязательств, степень ликвидности и платежеспособности, финансовая устойчивость, деловая активность, доходы, расходы, финансовые результаты и показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Анализ продаж и рыночных позиций выявит масштабность деятельности предприятия и его место на рынке. Далее логично провести анализ имеющегося в наличии ресурсного потенциала на предмет обеспеченности предприятия основными видами ресурсов и эффективности их использования. При заинтересованности в расширении масштабов деятельности и наращивании объемов производства проводят анализ стоимости и структуры капитала. Анализ внешней среды начинают с анализа внешних условий хозяйствования (оценка политической ситуации в стране и экономической благоприятности в регионе, изучение процентных ставок, биржевых котировок, курсов валют, сбор информации о новых технологиях, материалах, тенденциях в развитии бизнеса). Маркетинговый анализ (состояние спроса, предложения, возможности сбыта на рынке по видам производимых товаров (работ, услуг), изучение имеющейся клиентской базы) будет важным шагом к пониманию целесообразности инвестирования средств. Анализ конкурентной среды позволит получить информацию о деятельности, финансовой устойчивости и перспективах развития предприятий-конкурентов. Анализ социальной значимости предприятия или его отельных проектов может иметь место в отраслях, обеспечивающих жизненно важные условия существования общества: пищевой, жилищно-коммунальной, в медицине, строительстве, сельском хозяйстве и т. д. Анализ территориальной и инфраструктурной привлекательности позволит понять выгодность месторасположения предприятия, наличие и состояние дорог, транспортных узлов, инженерных сетей. На IV этапе проводится перспективный анализ: анализ эффективности инвестиционных проектов, реализуемых предприятием, прогнозный анализ развития предприятия и возможностей его роста, расчеты по потенциально возможным производственным и финансовым рискам. На V завершающем этапе дается обобщающая оценка уровня инвестиционной привлекательности предприятия (систематизация полученных результатов, оформление результатов анализа в виде итоговых таблиц и графиков и формулирование выводов о степени инвестиционной привлекательности предприятия). Внутренняя структура и взаимосвязь отдельных этапов и блоков анализа инвестиционной привлекательности предприятия подтверждают вывод о его комплексном характере. Анализ инвестиционной привлекательности предприятия может проводиться с разной степенью детализации его отдельных направлений и этапов. Степень глубины проводимого анализа определяется целевыми установками и интересами субъектов его проведения, полнотой и доступностью информационной базы, навыками и способностями непосредственных исполнителей. ^ 3. Предложена система количественных и качественных показателей, отражающая все аспекты инвестиционной привлекательности предприятия жилищной сферы. Для разработки системы показателей инвестиционной привлекательности предприятий жилищной сферы автором были исследованы и классифицированы по признаку используемых показателей существующие методические подходы к анализу инвестиционной привлекательности предприятия с выделением достоинств и недостатков, присущих каждой группе методик (табл.1).Таблица 1^ Классификация методик анализа инвестиционной привлекательности предприятия ^ Группы методик Авторы Показатели инвестиционной привлекательности предприятия ^ Методический подход Преимущества Недостатки 1. Показатели рыночной капитализации предприятия Бергер Ф., Рейтинги «Financial Times», «Business Week», «Forbes»,РА «Эксперт» 1.1.Привлекательности и эффективности ценных бумаг предприятия-эмитента Использование общепринятых критериев – объективных индикаторов привлекательности предприятия в условиях развитой рыночной экономики и фондового рынка Недостоверность полученных результатов об инвестиционной привлекатель-ности предприятий в российской экономике и невозможность применения для оценки предприятий-неэмитентов 2. Финансово-экономические показатели Философов Л., Крылов Э.И. 2.1. Ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, эффективности деятельности Использование традиционных групп финансовых коэффициентов; установленный порядок их расчета; доступность информационной базы Ограниченность оценки инвестиционной привлекательности предприятия финансовым аспектом Шилов А., Крейнина М.Н., Суверов С., Ермолович Л.А., Ерошенков С., Ендовицкий Д.А., Соболева В.Е. 2.2. Финансового состояния и производственно-хозяйственной деятельности Отражение деятельности предприятия с позиции комплексного экономического анализа Сложность выбора объекта инвестирования на основе множества количественных оценок 3. Обобщающий (интегральный) критерий Теплицкий В, Костюковский Ю., Браверман А., Трясцина Н.Ю. Щиборщ К.В., Рейтинговый центр «АК&М» 3.1. Финансового состояния и про-изводственно-хозяйственной деятельности Обобщенная количественная оценка уровня инвестиционной привлекатель-ности предприятия Отсутствие в оценке существенных для инвестора аспектов деятельности предприятия Москвин В.А., Денчук А.Е., Патрушева Е.Г., Быстрова О.Л., Никитина В.А., Севрюгин Ю.В. 3.2. Финансово-экономические показатели и неформализованные критерии Системная характеристика достигнутого уровня инвестиционной привлекательности предприятия с учетом количественных и качес-твенных параметров Сложность объективной и точной оценки неформализованных критериев инвестиционной привлекательности предприятия Учитывая комплексный характер анализа инвестиционной привлекательности предприятия, автор считает, что система показателей, используемая в анализе, должна включать в себя показатели всех видов привлекательности предприятия, имеющих значение для инвестора (финансовую, рыночную, кадровую, ресурсную, территориальную, инновационную, социальную, экологическую и др.). В ходе анализа должны рассматриваться не только общепринятые критерии, но и учитываться отраслевые особенности функционирования предприятий, стратегические намерения и текущие интересы инвесторов. В процессе изучения особенностей функционирования предприятий жилищной сферы и специфики процесса по оказанию жилищно-коммунальных услуг автором выделены следующие аспекты, формирующие уровень инвестиционной привлекательности данных субъектов хозяйствования (табл. 2). Таблица 2Аспекты инвестиционной привлекательности предприятия жилищной сферы ^ Характеристики, инвестиционной привлекательности предприятия жилищной сферы Содержание анализаинвестиционной привлекательности предприятия жилищной сферы Финансовая привлекательность предприятия Анализ платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности и результативности деятельности, способности предприятия к саморазвитию в определенный момент времени, оптимальности структуры капитала, способности своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность, сохранять равновесие активов и пассивов в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды, переносить непредвиденные неблагоприятные обстоятельства в границах допустимого уровня риска. Ресурсныйпотенциал предприятия Характеристика достигнутого уровня использования имеющихся ресурсов и возможности более эффективного их использования, и, как следствие, возможности дальнейшего развития предприятия и наращивания объема оказываемых услуг. Состояние жилищного фонда и инженерных сетей Отражение состояния и годности обслуживаемого жилищного фонда и внутридомовых инженерных сетей. От полученных значений показателей зависит объем финансовых, материальных и трудовых ресурсов предприятия, направляемых на поддержание в рабочем состоянии и текущий ремонт обслуживаемых объектов. Недостаток вложений в эту сферу деятельности приведет к дальнейшему разрушению жилищного фонда и коммуникаций, к усилению социального недовольства. ^ Рыночные позициипредприятия Позиционирование предприятия на рынке жилищно-коммунальных услуг и оценка масштабов деятельности предприятия: площади обслуживаемого жилищного фонда, количества потребителей жилищно-коммунальных услуг, объема предоставленных услуг. Привлекательность внешней среды Анализ характеристик, отражающих внешние условия функционирования предприятия, влияющие на показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия: выгодности месторасположения жилищного фонда, состояния обслуживаемых территорий, наличия и состояния имеющейся инфраструктуры в обслуживаемом районе и некоторых других параметров внешнего окружения предприятия. Указанные аспекты должны быть описаны через систему показателей, позволяющих оценить уровень инвестиционной привлекательности предприятия. С учетом принципа минимальной достаточности автором разработана система показателей, включающая финансовые и нефинансовые показатели, количественные и качественные, «логические» показатели, отражающая все аспекты привлекательности предприятия и позволяющая провести анализ уровня инвестиционной привлекательность предприятий жилищной сферы (рис. 1). Инвестиционная привлекательностьпредприятия жилищной сферыФинансовая привлекательность предприятия Ресурсный потенциал предприятия Состояние жилищного фонда Рыночные позиции предприятия Привлекательность внешней средыРис. 1. Система показателей инвестиционной привлекательности предприятий жилищной сферы4. Разработана методика анализа инвестиционной привлекательности предприятий жилищной сферы, позволяющая оценить как общий уровень привлекательности объекта, так и уровень привлекательности отдельных аспектов. Сформированная система показателей подтверждает вывод о том, что инвестиционная привлекательность предприятия является многоаспектным экономическим критерием, точная оценка которого возможна через расчет интегрального показателя, объединяющего все анализируемые показатели. Алгоритм аналитических процедур, реализуемых в целях вычисления интегрального показателя и определения уровня инвестиционной привлекательности предприятия, представлен в виде блок-схемы на рис. 2. Для оценки количественных показателей и качественных критериев в сопоставимом масштабе измерения нами предлагается фактическое значение каждого количественного показателя выразить через балльную систему оценок. При этом все возможные значения каждого показателя разбиваются на интервальные диапазоны, которым присваивается соответствующее количество баллов (от 1 до 3). Лучшему интервальному диапазону значений показателя соответствует более высокий балл. Качественные критерии оцениваются в виде логических и смысловых понятий. Выделяется несколько вариантов логической оценки, имеющих место при характеристике каждого качественного критерия. Для количественного измерения качественных показателей всем вариантам их логической оценки присваиваются баллы (в диапазоне от 1 до 3). Данный подход к оценке абсолютных, относительных количественных показателей и неформализованных показателей дал возможность привести всю совокупность анализируемых параметров к сопоставимому масштабу измерения. Для получения обобщающего интегрального показателя инвестиционной привлекательности предприятия, отражающего степень соответствия предприятия лучшим (нормативным) параметрам, находят соотношение фактически присвоенных баллов с баллом, принимаемым за базу сравнения. В данном исследовании за базу сравнения (норматив, эталон) принят балл, соответствующий лучшим значениям показателей на предприятиях жилищной сферы. В предлагаемой методике интервал лучших значений всех показателей оценен в 3 балла. При проведении данного исследования для установления значимости выделенных аспектов и показателей использовался экспертный метод. Проанализировав полученные коэффициенты весомости, можно констатировать, что на предприятиях, оказывающих услуги по управлению эксплуатацией жилищного фонда, самое значительное влияние на решения инвестора оказывают состояние жилищного фонда и масштабность деятельности предприятия на рынке жилищных услуг (значимость аспектов


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.