Реферат по предмету "Религия"


Апологетика православия в Интернет-пространстве история тенденции развитие перспективы

МинистерствообразованияРФ
Свято-Тихоновскийгуманитарныйуниверситет
Богословскийфакультет

Дипломнаяработа

Апологетикаправославияв Интернет-пространстве: история, тенденции, развитие, перспективы

Москва2005
Содержание

Введение
Раздел1. Апологетикаправославия: понятие и специфика
1.1Сущность иособенностихристианскойапологетики
1.2Виды христианскойапологетики
1.3История апологетикиПравославияв России
1.4Проблемы современнойапологетики
Раздел2. Обзор православныхсайтов в пространствеИнтернета
2.1Православныесайты рунета: специфика истатистика
2.2Аудиторияправославныхсайтов рунета
2.3Тенденции иперспективыроста православногорунета
Раздел3. АпологетикаПравославияв Интернете
3.1Спецификаапологетикиправославияв Интернете
3.2Формы апологетикиПравославияв Интернете
3.3Основные направленияапологетикиПравославияв Интернете
Выводы
Литература
ПриложениеА

Введение

Православиеесть христианствов его чистейшейформе. Католицизмприбавил кпервоначальномухристианскомуучению многое, что ему по существучуждо. Протестантизмотбросил многиедрагоценныеистины христианства.Одно Православиехранит и развиваетапостольскоехристианство, ничего искусственноне прибавляяи не убавляяот него. Неповрежденнаяистина естьтолько в ПравославнойЦеркви; это неголословноеутверждение, но то, что можнопоказать идоказать.
Тягак Православиюв России объясняетсяне только и нестолько тем, что большинствоверующих —православные, сколькоисторико-культурнымии духовнымифакторами.Примечательно, что еще в коммунистическомСоветском Союзе(как и во многихстранах Европыи даже в США)торжественнои широко — вразных кругах: научных, богословскихи церковных— отмечали1000-летие КрещенияРуси. После1991 года интереск христианству, и в частностик Православию, в России неизмеримовырос. В чемнуждаетсясовременноеПравославие?
Повторимза С. Верховским, что главнаяего нужда — этооживление вшироких кругахверующих подлиннойхристианскойжизни. Нельзядумать, чтобыть христианиномзначит бытьлишь порядочнымчеловеком, ходящим в церковь.Христианинесть человек, обращенныйк Богу черезХриста; человек, живущий полнотойистины Христовой; живущий вовнутреннеми внешнем единствесо всеми христианами; человек, покоряющийсебя смирениюи любви, стремящийсясущественнопреобразитьи свою личнуюи общую жизньи готовый радиэтого на всякийтруд и подвиг; человек, верныйХристу и в церковнойи в мирскойжизни.
Втораянужда — единство.Православныймир разделеннациональнымравнодушиеми даже враждой, отсутствиемпостоянногоединения междупоместнымицерквами, слабостьюсоборногоначала во многихцерквах, расколами, свирепствующимина территорииСНГ. Причинысовременныхцерковныхрасколов очевидны: это, с однойстороны, националистическиеи политическиестрасти, с другойстороны — низкийуровень церковногосознания.
Ещеодно, что нехватает современнойЦеркви, естьцерковнаякультура. НашаЦерковь никогдане достигалатого уровнякультурности, который составляеттакую силукатоличестваи протестантства.Но мы должныпризнать, чтосо времениреволюции ипоследующихбедствий этотуровень ещезначительнопонизился. Делоэто крайнетрудное, нослишком многиене видят в неми нужды, хотя, казалось бы, легко понять, что Церковьне может бытьсильной, еслибольшинствомирян почтиничего не знаето вере и дажедуховенствоне всегда имеетбогословскоеобразование.Число нашихбогословскихшкол ничтожнои они с трудомсуществуют; число ученыхбогослововне достигаети одной сотойтого количества, которое имеютинославные.Наша литератураужасно бедна.Многие хотелибы ознакомитьсяс православием, но книг такмало, что частонечего прочесть; старую русскуюлитературунелегко достать, она не переведенана другие языкии во многомустарела.Церковно-общественныеорганизацииу нас малочисленныили малоцерковны; молодежь остаетсяпостоянно вневлияния Церкви.
И последнее, что нужносовременномуПравославию,— это миссионерство.Миссия труднабез культурныхсил, но никакоевообще развитиеправославногообщества невозможнобез организованногомиссионерскогоусилия. Православиюнеобходимыобразованныемиссионерыи православнаялитература.Но интерес кПравославиюочень велики, главное, миркак никогда, нуждаетсяуслышать голосИстины.
Достижениевсех этих целейна благо Православияневозможнобез последовательнойи упорной работы, одним из важныхнаправленийкоторой являетсяапологетика— полемическийинструментв руках Церкви.Она насчитываетсвой возрастпрактическивместе с самимхристианствоми за прошедшиедве тысячи летапологетикакрепла, развивалась, меняла своиформы, решалаодни задачии ставила новые.
Современностьпредоставилаправославнойапологетикеновые возможности.ХХІ век— век фантастическихинформационныхтехнологий.Цивилизацияразвиваетсясо все возрастающейскоростью иЦерковь неможет себепозволитьотставать отсобственнойпаствы. В последниегоды ПравославиепринялосьосваиватьпространствоИнтернета —и, как оказалось, совсем небезуспешно.В настоящеевремя насчитываетсяоколо 2 тысячправославныхсайтов, большихи маленьких, начинающихи раскрученных, официальныхи любительских.
Каковаже спецификадеятельностиПравославияв Интернете? Какие возможностидля миссионерскойи апологетическойработы даетЦеркви виртуальноепространство?
Мыпостараемсяответить наэти и другиевопросы осуществленияправославнойапологетикив пространствеИнтернета внастоящейработе.

Раздел 1. Апологетикаправославия: понятие и специфика

1.1 Сущность иособенностихристианскойапологетики

Апологетика(или, как ее ещеназывают, апологетическоебогословие)— это направлениебогословскоймысли, сосредоточенноена полемикес противникамии критикамихристианства, на формулировкеаргументови основанийв пользу верыи Церкви.
Апологетика— неотъемлемыйэлемент евангелизациии Ап. Павел«рассуждалв синагоге сИудеями и счтущими Бога, и ежедневнона площади совстречающимися.Некоторые изэпикурейскихи стоическихфилософов сталиспорить с ним…потому что онблаговествовалим Иисуса ивоскресение»(Деян. 17,17—18).
Нужнодобавить, чтописания Мужейапостольскихи апологетовсоздали хорошийфундамент дляапологетики.Бл. Августинв «Граде Божием»полемизировалс язычниками, обвинявшимиего в том, чтоон способствуетпадению Римскойимперии. Св.Фома Аквинскийв «Сумме противязычников»поставил себезадачу «сделатьведомым, насколькопозволят моиограниченныесилы, истину, которую исповедуеткафолическаявера и разъяснитьнедоуменияв связи с ошибками, которые ейприписываются».
Трудыгуманистов, английскихдеистов и французскихэнциклопедистовинициировалиактивную христианскуюполемику. Так, Шлейермахерв «Краткомпредставлениибогословия»проводил различиямежду апологетикой, которая противостоитвражде к христианскимобщинам, и полемикой, которая преодолеваетуклонения отсущности христианствавнутри негосамого. Сильныеаргументыпротив апологетикивысказал К.Барт, настаивавшийна том, что опораединственнона ЕвангельскоеОткровениене допускаетзащиты христианствааргументамиестественногоразума. Этапозиция былаоспорена какпротестантскимибогословами(П. Тиллих, В.Панненберг), так и католическими(К. Ранер, Г. Кюнг), для которыхчеловеческийразум не являетсяполностьюповрежденнымгрехом и длякоторых природныймир, и особенночеловеческаяприрода, самиобеспечиваютрациональнуюзащиту трансцендентности.Для этих богослововхристианство, особенно в егохристологическойи эсхатологическойперспективе, имеет рациональноосмысленныйжизненный путьи апологетическоепонимание1.

1.2 Виды христианскойапологетики

В своемисторическомразвитии христианскаяапологетикаприобреланесколькоосновных своихформ, вытекающихиз тех конкретныхзадач, которыестояли передней. В апологетикевслед за ОсиповымА.И. можно выделитьтри ее разновидности: богословскаяапологетика, историко-философскаяи естественно-научная2.
Рассмотримих более подробно.
Богословскаяапологетика.ПредметомБогословскойапологетикиявляютсяпреимущественноосновные христианскиеистины верыи жизни. Однако, в отличие отДогматическогои Нравственногобогословия, рассмотрениеи обоснованиеих дается, исходяне из авторитетаСвященногоПисания и ПреданияЦеркви, но, главнымобразом, с позицииинтеллектуальных, моральных, культурныхи прочих общепризнанныхнорм и критериев.Это обусловленонеобходимостьюраскрытияхристианскихистин человекумалоцерковномуили неверующему, но ищущему, стем, чтобы онполучил оптимальнуювозможностьпринятия ихв качествеосновополагающихмировоззренческихпринципов.Подобный подходявляется изащитой основныхценностейхристианскойрелигии передлицом критики, и, одновременно, оптимальнымусловиемконструктивногодиалога с инымирелигиознымисистемамимысли.
К областиБогословскойапологетикиотноситсярассмотрениевопросов: догматических(пониманиеБога, единотроичностиБога, Боговоплощения, Спасения, Воскресения, таинств, и др.)в их сопоставлениис нехристианскимианалогамидругих религийи религиозныхтечений; теодицеи(согласованияБожественнойлюбви и существованиявечных мучений, происхождениязла, свободыличности ипромысла Богаи др.); духовно-нравственных(пониманиехристианскихоснов духовнойжизни в сравнениис неправославными), и некоторыхдругих.
Историческо-философскаяапологетика.Этот разделапологетикиохватываеточень широкийкруг проблемисторическогои, главным образом, философскогохарактера.Историческийаспект включаетв себя вопросыпроисхождениярелигии и еевидов, возникновениехристианства, разных форммистицизмаи т.д., и пониманиясущности этихявлений. Историческаятематика вапологетикевозникла, практически, лишь с XVIII столетия, когда деятелит.н. эпохи Просвещенияи Великой французскойреволюции всвоей борьбес христианствомдошли до отрицанияисторичностиХриста и реальностисобытий, описываемыхв Новозаветныхи других библейскихкнигах (т.н.«Мифологическаяшкола»). Эта идругие гипотезыпроисхожденияхристианства(Новотюбингенскойшколы, политико-экономическая, синкретическая)определилисодержаниеи характермногочисленныхапологетическихтрудов. В настоящеевремя историческаятематика попрежнему присутствуетв большинствеучебных пособийпо апологетикеи основномубогословию.
Важнойчастью историческогоаспекта апологетикиявляются вопросыкритическогоанализа различныхатеистическихгипотез происхождениярелигии («изобретениярелигии», натуралистической, анимистической, социальной, антропотеистическойи др.), а такжеоценки воззренийнекоторыхнаиболее известныхмыслителейна религию, еепроисхождениеи место в жизничеловека иобщества.
Философскийаспект этогораздела апологетикисвоим предметомимеет, преждевсего, соответствующеераскрытие иобоснованиетех положенийхристианскойверы, которыеявляются общимиили смежнымис философией, и в этом качествепроблемнымикак для богословия, так и для философии, а также богословскоеосмыслениеи оценку многихвопросов онтологии, гносеологии, антропологии, эсхатологии.
Пониманиебытия, или сущего(онтология)является ключевымкак для христианства, так и для философии, посколькуопределяетпринципиальныйвзгляд на всепрочие проблемыверы и знания.В христианскойапологетикеоно включаетв себя кругвопросов, связанныхс религиозно-философскимосмыслениемучения о Богеи Его бытии, бытии сверхчувственногомира, о творении, об отношениимежду Богоми миром (и человеком).Постоянноевнимание, начинаясо времен схоластикии до настоящеговремени, уделяетсявопросу доказательствбытия Бога.
Большоеколичествоапологетическихтрудов посвященоанализу альтернативныхточек зренияпо вопросупонимания Богаи Его отношенияк миру, предлагаемыхдеизмом, дуализмом, монизмом, пантеизмом, политеизмом, теизмом и другимифилософскимии религиозно-философскиминаправлениями.
Проблемапознания, и впервую очередьбогопознания, его условий, критериев, целии средств(гносеология)является центральнойкак для христианства, так и для философии.Она очень обширнаи многогранна.В богословииэта проблемарассматриваетсянеоднозначно, особенно современи расколаXI века. Западее решениеусматриваетпреимущественнов деятельностиratio, в то времякак Восток(Православие)— в целостностипознающегодуха. А.С. Хомяковточно определилэто расхождение, указав на главнуюошибку западногомышления: «Римразорвал всякуюсвязь междупознанием ивнутреннимсовершенствомдуха»3.
Этоже подчеркивали И.В. Киреевский:«Стремясь кистине умозрения, восточныемыслителизаботятся, прежде всего, о правильностивнутреннегосостояниямыслящего духа; западные —более о внешнейсвязи понятий.Восточные, длядостиженияполноты истины, ищут внутреннейцельностиразума: того, так сказать, средоточияумственныхсил, где всеотдельныедеятельностидуха сливаютсяв одно живоеи высшее единство.Западные, напротивтого, полагают, что достижениеполной истинывозможно и дляразделившихсясил ума, самодвижнодействующихв своей одинокойотдельности…»4.
Такимобразом, истинноепознание ипознание ИстиныПравославиевидит толькона пути богоуподобления.И основнойвопрос философскойи христианскойгносеологии— об истине изаблуждении(прелести), внем решаетсячерез обращениене к ratio самомупо себе, но кчистоте всегодуховно-нравственногосостоянияпознающего.
Происхождениечеловека, пониманиеличности, души, духа, бессмертия, свободы, грехаи добродетели, спасения исовершенства, святости, отношениек телу, смыслжизни и смерти, страданий итворчества— вопросыантропологии, которые далеконе охватываютвсего спектраэтой частифилософскойапологетики.Она являетсятой областью, которая вместес учением оБоге занимаетцентральноеместо в христианскомбогословиии вокруг которойпостоянноведутся основныемировоззренческиедискуссии.
Вызывающейвсегда повышенныйинтерес и множествовопросов являетсяпроблема эсхатологии.Она имеет несколькоаспектов, однаков области философскойапологетикирассматриваютсяпо преимуществудва. Первый изних можно назвать«антиномиейгеенны». Основнойантиномическийпостулат эсхатологиизаключаетсяв том, что вечнаяжизнь нетленияи славы можетсовмещатьсяс вечной смертьюи гибелью, тои другое — вразной мере— являетсявключеннымв бытие. Этапроблема являетсяпредметомрассмотренияс первых вековхристианстваи по настоящеевремя. Ориген, свт. ГригорийНисский, святыеИоанн Златоусти Исаак Сирин, прот. А. Туберовский, свящ. А. Жураковский, кн. Е.Н. Трубецкойи многие другиеотцы Церкви, богословы имыслителипредлагалиинтересныеи глубокиеварианты еерешения.
Второйаспект эсхатологическойпроблемы —конечная судьбаэтого мира.Этот аспектохватываетширокий кругвопросов иблизко соприкасаетсяс историософией, социологией, анализомнаучно-техническогопрогресса, развитиемкультуры и т.д.В настоящеевремя в связис нарастающимэкологическимкризисом, активизациейпроцессовглобализациии расширяющимисявозможностямитотальногоконтроля зачеловеком иуправленияего поведениемон приобретаетвсе большуюактуальность.Особую психологическуюнапряженностьи остроту этойпроблеме придаетвопрос об антихристеи признакахего явления.
Естественно-научнаяапологетика.Основная задачаданного направленияапологетикизаключаетсяв том, чтобы наоснове наблюдаемойи познаваемойцелесообразностиустройствамира побудитьчеловека кразмышлениюо ее Первопричине.Фактически, стержневойидеей естественнонаучнойапологетикиявляется то, что традиционноименуетсятелеологическимдоказательствомбытия Божия.Главными вопросамиздесь являютсяпроблемы соотношениянауки и религии, науки и атеизма.
Истокамии основаниеместественнонаучнойапологетикиявляются известныеслова апостолаПавла: «Ибо, что можно знатьо Боге, явнодля них, потомучто Бог явилим. Ибо невидимоеЕго, вечнаясила Его и Божество, от созданиямира черезрассматриваниетворений видимы, так что онибезответны»(Рим. 1:19-20). Апостолс некоторойпредосудительностьюпишет здесьо тех, кто, рассматриваяи изучая мир, не видит в немприсутствияБога. Отцы иучители Церквиразных эпохтакже былиубеждены, чтонаблюдениеявлений природногомира и привлечениеданных естественныхнаук в апологетическихцелях являетсяи правомерным, и полезным, поскольку сосвоей стороныоткрываетчеловеку бытиеБога и многиеЕго свойства.Преп. ЕфремСирин, например, писал: «Чтовидим в природе, тому учит иПисание. И природаи Писание, еслиправильно будемвникать, показываютодно и то же»5.Об этом же говорятсвт. ВасилийВеликий и ГригорийНисский в своих«Шестодневах», преп. ИоаннДамаскин в«Точном изложенииправославнойверы» и многиедругие. Не менееважно и то, что, изучая мир, Бога увиделоподавляющеечисло самыхвыдающихсяученых-естествоиспытателейвсех времени народов, включаяи современнуюэпоху. Основнуюих мысль хорошовыразил М. Ломоносов:«Создательдал роду человеческомудве книги. Первая— видимый мир…Вторая книга— СвященноеПисание… Обеобще удостоверяютнас не токмов бытии Божием, но и в несказанныхнам Его благодеяниях.Грех всеватьмежду нимиплевелы и раздоры»6.
Однаконаряду с этойосновной линиейбогословскойи научной мысли, начиная с XVI-XVIIвеков и особеннов последующеевремя в определенныхобщественныхкругах всеактивнее развиваетсяи широко пропагандируетсямысль о саморазвитиимира, самовозникновениижизни и самогочеловека. Изэтого истокародилисьпсевдорелигиозные, атеистическиеи антирелигиозныенастроения, целые философскиесистемы. Отсюдавышла и идеянесовместимостии противоборстванауки и религии, которая актуальнадля естественнонаучнойапологетикидо настоящеговремени. Теперь, когда естественныенауки убедительносвидетельствуюто том, что всеуровни микро-, макро- и мегамира: материальный, биологический, психический, нравственныйи духовный —все вместе икаждый в отдельностинастолькоразумно организованыи так соотносятсямежду собой, что, фактически, не остаетсясомнений вантропномпринципе устройствамира, — естественнонаучнаяапологетикакак никогдадостигает своейцели, показывая, что наука ирелигия нетолько не враги, но каждая изних своимисредствамиоткрываетчеловекусуществованиевысшего Разума— Бога.
Естественнонаучнаяапологетикаимеет едва лине столько жеаспектов, сколькоестествознаниенасчитываету себя отдельныхнаук. Однаконекоторые изних имеютприоритетноезначение. Обусловленоэто тем, какое«внимание»уделяется тойили иной наукеатеистическойкритикой. Имиобычно являютсяантропология, психология, биология, космология.Основной проблемойдискуссии междурелигией иатеизмом (ноне между религиейи наукой!) напространствеэтих наук являетсяпричина, илиисточник (Богили материя?)возникновенияВселенной, происхождениежизни и человека.
--PAGE_BREAK--
1.3 История апологетикиПравославияв России

В Россиивсегда большоезначение дляапологетикиимели трудырелигиозныхмыслителей.И русскаярелигиозно-философскаямысль сделаламногое длямногих ищущихистины в ихобращении кБогу и ко Христу.
Апологетическаямысль на Русипоявляетсяс самого принятияхристианства.Однако, фактически, до XIX века онане имела тойспецифики, которая присущасовременнойапологетике, и охватывалавсе вопросы, связанные сзащитой православияи борьбой синоверием, ересями, лжеучениямии суевериями, расколом, инославием, сектами, «вольнодумством», атеизмом и т.д.В первые векаперед РусскойЦерковью стоялидве основныезадачи: положительноераскрытиесущества христианстваи борьба с языческимнаследием вдушах людей.Решение этихзадач осуществлялосьв многообразныхформах: в устныхпроповедяхи обличениях, поучениях ипосланиях, вспециальныхсочиненияхи т.д.
Русскаяапологетическаялитературабольшей частьюпереводнаяи компилятивная.К числу апологетическихтрудов можноотнести «Апологетику»Рождественскогои все сочиненияВ.Д. Кудрявцева,«Науку о человеке»В. Несмелова,«Курс апологетическогобогословия»прот. Светлова.
Вовторой половинеXIX века в Россииначалось развитиесамобытнойрелигиозно-философскоймысли. Это, преждевсего, славянофильство, находившеесяв тесной связис богословскимитрадициямиМосковскойдуховной академии.А.С. Хомяководним из первыхрусских философовпризвал философскуюмысль «вернутьсяна забытый путьопытногобогопознания», хранящегосяв Церкви7.Прот. Ф.А. Голубинскийв своих лекцияхпо «Умозрительномубогословию»подробно разбиралдоказательствабытия Божия, анализировалисьвоззрениядеистов, пантеистов, материалистов.Преемникомпрот. Ф.А. Голубинскогобыл проф.Кудрявцев-ПлатоновВ.Д., вся ученаядеятельностькоторого былапосвященаапологетическойпроблематике.Трудно найтипроблему, волновавшуюумы его современников, которая не былабы тщательнорассмотренаи проанализированаим с христианскихпозиций. Егомагистерскаядиссертация«О единстверода человеческого», докторская– «Религия, еесущность ипроисхождение»; исследованияи статьи пофилософии, особенно гносеологии, по обоснованиюбытия Бога, бессмертиядуши, по космологиии рациональнойпсихологии, по естественномубогословию, собранные втрех томах егосочинений, —говорят обогромном размахеего творческойдеятельности.
Дальнейшееразвитие русскаяапологетикаполучила втрудах проф.А.И. Введенского.В магистерскойдиссертации«Вера в Бога, ее происхождениеи основания»Введенскимбыл сделананализ различныхфилософскихвоззрений повопросу происхождениярелигии. Докторскаядиссертация«Религиозноесознание язычества: Опыт философскойистории естественныхрелигий», хотя, в основном, касается индийскихрелигий, темне менее, даетпринципиальнуюоценку язычествав целом. ДругиесочиненияВведенскогосвидетельствуюто масштабностии разносторонностиего апологетическоготворчества.
Значительныйвклад — и последнийв дореволюционныйпериод жизниРусской Церкви— в развитиерусской, преимущественнофилософской, апологетическоймысли был сделансвящ. ПавломФлоренским.Его богословско-философскоеи апологетическоенаследие великои разносторонне, но к сожалениюнекоторые егоидеи неправославныи даже еретичны.
ПоявлениеАпологетикикак самостоятельнойдисциплиныв русскойбогословскойшколе традиционносвязываетсяс именем проф.Санкт-Петербургскойдуховной академии(открыта в 1809 г.)прот. Н.П. Рождественского, который однимиз первых составилсамостоятельныйи полноценныйкурс христианскойапологетики.АпологетикуРождественскийсчитал «фундаментомдля всего зданиябогословскойнауки со всемиее частнымиподразделениями»8.Метод в изложенииее системы, предложенныйРождественским, остается донастоящеговремени главенствующим.Он состоит вразделениивсей апологетическойпроблематикина две основныечасти: вопросы, имеющие общерелигиозноезначение ивопросы специфическихристианские.
Особуюапологетическуюценность всегдаимело положительноераскрытие иобоснованиеправославнойверы. Здесьсуществуетдва основныхподхода: богословско-рациональныйи богословско-аскетический.И если первыйпредставленвсем развитиемапологетическойнауки, трудамибогословов-профессионалов, то второйпреимущественнопринадлежалпастырям-подвижникам.Их во все временане мало былона Руси. В Синодальныйпериод срединих следуетназвать, преждевсего, свт. ТихонаВоронежского, преп. ПаисияВеличковского, преп. СерафимаСаровскогои других преподобныхотцов. Свт. Игнатий(Брянчанинов)своими «Аскетическимиопытами» далособенно ясноепониманиеправославныхоснов духовнойжизни и существазаблужденийзападногомистицизмаи рационализма.В его работахдается краткая, трезвая христианскаяоценка наукии философии.
ХХ векознаменовалсякрупнымипотрясениями.Русская апологетикакак научнаядисциплинаДуховных школвскоре после1917 г. прекратиласвое существованиевместе со всейсистемойбогословскогообразования.Однако и в условияхгонений пастыриЦеркви и образованныемиряне продолжалиподдерживатьверу друг другаи противостоятьагрессивномубезбожию. Всибирскойссылке в 1928 г.прот. ВалентинСвенцицкийпишет своиапологетические«Диалоги» обытии Бога, обессмертии, о Церкви, о прогрессеи духовнойжизни. В 30-х годахв Твери, пребываяв крайне бедственномположении, профессор Н.Н.Фиолетов создает«Очерки христианскойапологетики», в которых основноевнимание уделяетестественнонаучнойапологетике, вопросам соотношениярелигии и науки.
Постепенноевозрождениеапологетикикак богословскойнауки началосьв бывшем СССРвместе с возобновлениемдеятельностиДуховных семинарийи академий. ВМДА в первыегоды курс основногобогословиячитали доц.прот. Н.С. Никольский, проф. прот. С.В.Савинский, проф. М.А. Старокадомский, доц. В.И. Талызин, проф. А.В. Ушков.Проф. Старокадомскимбыли защищенымагистерскаяи докторскаядиссертациипо философскойапологетике:«Вера и разумкак пути богопознанияпо творениямцерковныхписателейпервых трехвеков христианства»и «Опыты умозрительногообоснованиятеизма в трудахпрофессоровМДА».
Закончимобзор православнойапологетикисловами архиепископаСан-ФранцисскийИоанна (Шаховской)который в своейглубокой работе«Сектантствов Православиии Православиев сектантстве»прямо сказал:«В православнойапологетикенадо, преждевсего, делатьясное и твердоеударение наразъяснениисмысла вероученияи на показанииэтого вероученияв жизни. Надоясно понять, что православиеесть страшныйогонь, как святыетайны. Принимающихполноту православияэтот огонь либопреобразит, либо сожжет.Православиесоздало духрусского народа, но оно же и вверглорусский народв огонь. Православныеопалены православием.Они сделалисьнедостойнымипричастникамисвятыни полнотыверы. Эта святыняне только живит, но и опаляет»9.

1.4 Проблемысовременнойапологетики

Прошедшийвек для европейскойцивилизацииознаменовалсяодновременнопадением авторитетарелигии и ростомавторитетанауки. Это привело, в том числе ик тому, что основнойфронт апологетикихристианствасместился сотстаиванияправильностивероисповеданиятой или инойхристианскойконфессии ис идеологическихдиспутов междухристианствоми исламом, междухристианствоми иудаизмом, христианствоми язычествомна то, что можноназвать спороммежду веройи наукой. Ужене столькоантихристианские, сколько антирелигиозныесилы попыталисьиспользоватьтакое положениевещей для ещёбольшей дискредитацииЦеркви и христианскогоучения, противопоставляяте или иныенаучные теориии гипотезыдогматамБогооткровеннойИстины.
В такихусловиях длямногих христианскихапологетовказалось необходимыми даже единственноверным идтипо пути доказательства, что данныенаучные гипотезыне противоречатхристианскомуучению. Однакопри фактически«священной»неприкосновенностионых гипотези теорий всёэто на делевыливалосьв доказательствотого, что, напротив, христианскоеучение непротиворечитим.
В качествеяркого примераможно вспомнить, например, апологетическуюстатью Н. Бердяева, написаннуюв 1920-х годах, вкоторой онутверждал, чтоотсутствиедоказательствоб историческомсуществованииХриста на самомделе «и естьвеличайшеесвидетельствов пользу христианства, свидетельствоего чудесности»10.Ещё большепримеров такогорода апологиимы увидим, еслиобратим вниманиена многочисленныепопытки согласованияправославногоучения и эволюционизма, предпринимавшиесядесяткамиавторов, старавшихсяна разные ладыдоказать, чтовыдвинутаяДарвиным всередине XIX векатеория видообразованияне только непротиворечитучению Церквио творении, нонапротив, составляетего самую сердцевинуи имеет твёрдыеоснования какв Писании, таки в Предании.
Прикажущейсябеспроигрышностипозиции, апологетикатакого родаимеет ряд оченьсерьёзныхнедостатков11.
Первыйсостоит в том, что такой подходсовершеннобеспродуктивен, как с богословской, так и с научнойточки зрения.Всецело замыкающийсяна существующихсию минутумоделях, онделает бессмысленнымлюбую дальнейшуюисследовательскуюдеятельность.Вместо того, чтобы искатьреально существующиеисторическиесвидетельствао Христе, подходпредлагаетнам ограничитьсяосмыслениемотсутствияоных; вместотого, чтобыобъективнои критическирассмотретьпредлагаемыесекулярнойнаукой теории, непосредственнозатрагивающиеобласть Божественноготворения, чтобы, в случае необходимости, пересмотретьих или выдвинутьновые, подходпредполагаетподстроитьсяпод уже существующие.
Втораяпроблема связанас тем, что наукавремя от временинеизбежномодернизируети меняет своивзгляды. Научноезнание не стоитна месте. Однатеория сменяетдругую. И каждыйраз горе-апологетыумели перетолковатьтекст Писания, чтобы оносоответствовалотой или инойкартине. Разныеавторы с одинаковойсамоуверенностьюпытались и досих пор пытаютсяодновременносогласоватьс христианствомтакие разныеи частичнопротиворечащиедруг другуразновидноститеории эволюциикак дарвинизм12, СТЭ13и номогенез14.Занятие этовесьма неблагодарное, поскольку такие«богословскиекульбиты» вконечном итогемогут лишьпосеять недовериевообще ко всемутексту Библиии церковномуучению.
Наконец, третья проблемасвязана с тем, что в абсолютномбольшинствеслучаев такойподход предполагаетпо умолчаниюлишить какого-либосамостоятельногозначения, или, попросту говоря, выбросить изБиблейскогои Святоотеческогонаследия 99% того, что нельзяпритянуть зауши к даннойтеории, например, теории эволюции.Здесь кроетсянаибольшаяопасность. Еслисжечь свой домиз страха передограблением, то это, наверно, поможет оставитьворов ни с чем, но вряд ли будетспособствоватьсохранениюимущества.Апологетика, наносящаябольший урон, чем сама критика, явно не можетбыть признанауспешной.
Раздел 2. Обзорправославныхсайтов в пространствеИнтернета

Современноеразвитие бурноецивилизациипривело к появлениюновой формырелигиознойапологетики.Это связанос выросшей вневиданныхранее размерах«СМИ-зацией»общества. Важнейшиминструментомлюбой идеологиив нынешнемобществе считаетсямассоваякоммуникация.Современныймир насыщенкоммуникационнымисетями, опытотдельногочеловека всеболее опосредуетсятехнологическимисистемамипроизводстваи передачисимволов —носителейидеологии.Радио, телевидение, Интернет —можно сказать, это те ступени, по которымподнимаетсянынешняя цивилизацияиз индустриальногов информационноеобщество.
Русскаяправославнаяцерковь положительноотносится кИнтернету ииспользуетего возможностидля распространенияправославнойкультуры. Отношениерусской православнойцеркви к Интернетуи его возможностямв свое времявысказал СвятейшийПатриарх Московскийи всея РусиАлексий II (см.ПриложениеА).
Преждевсего, нужноотметить, что«удельный вес»православноймысли и информациив Интернетегораздо больше, чем на телевидении, радио или вгазетах. У Церквиесть православныегазеты, естьхорошие материалыо Православиив светскихгазетах, естьи телепрограммы, но соотношениеобъема всегоэтого и того, что есть в Интернете, несопоставимо.Только сайтовправославнойориентациисейчас сотнии сотни.
Этотфакт, пожалуй, можно объяснитьтем, что Интернет— это СМИ длябедных. Гораздопроще и дешевлеоткрыть Web-сайт, чем начатьиздавать газету, сделать радиопередачу, а тем болеетелепрограмму, или пробитьсяна телевидениелибо в большуюпрессу со своейинформацией.Из-за этогомысль церковнаяи перешла вИнтернет. ТакИнтернет сталодним из средствдемонополизациибольшогоинформационногопространства.Сеть сейчасстала однимиз таких подпространств, где церковнаямысль и церковнаяинформацияимеют, наверное, ту долю, которуюони должны имогли бы иметьв больших СМИ.
Итак, рассмотримболее подробновопросы присутствияПравославияв пространствесовременногоИнтернета.

2.1 Православныесайты рунета: специфика истатистика

Совокупнаяаудиториярелигиозныхсайтов рунета(русскоязычногосектора мировойсети Интернет)невелика. Связаноэто, главнымобразом, с тем, что интересыпользователей«всемирнойпаутины» обычнолежат далековне религиознойсферы. По даннымпортала Ramblerпользователейв сети интересуют, главным образом, компьютерыи Интернет(32%); развлечения(23%); новости и СМИ(8%); бизнес (7%) иавтомобили(5%). Совокупнаядневная аудиториярелигиозныхсайтов рунета, по данным Rambler, составляетлишь около 60тысяч посетителей(или около 0,3% отобщей аудиториирунета).
Оценитьже точно, сколькопосетителейрелигиозногосектора рунетапосещает православныесайты, не представляетсявозможным, потому что невсе православныесайты используютсистемыИнтернет-статистики.Однако, посколькуподавляющеебольшинстворелигиозныхсайтов включенов раздел «Религия»рейтинга Rambler, этопозволяетполучить требуемуюприближеннуюоценку с достаточновысокой точностью.Анализ статистикисайтов раздела«Религия»показал, чтопосещаемостьрелигиозныхсайтов распределяетсяследующимобразом: православные– 51%, инославные(протестанты, межконфессиональныепроекты) – 19%, восточныекульты и оккультизм– 11%, исламские– 9%, тоталитарныеи псевдорелигиозныесекты – 6%, иудейские– 4%15.
Итак, большинствопосетителейрелигиозныхсайтов рунета(51%) читают православныесайты. Каковоже число религиозныхи православныхсайтов в русскомИнтернет-пространстве? Точно ответитьна этот вопроссложно, поскольку, во-первых, понятиеИнтернет-сайтавесьма условно, во-вторых, какуже говорилосьвыше, не всерелигиозныеИнтернет-проектывключены вклассификаторы, позволяющиеполучить открытыйдоступ к требуемойстатистике.Так, согласнопоисковикуYandex количествоправославныхсайтов рунетаоколо 2000 (январь2005 г.), т.е. около0,11 % от общегочисла сайтов.По данным жеRambler Toр 100 религиозныесайты рунета(1262 сайта, по даннымза январь 2005 г.)составляютпримерно 0,19% отобщего числасайтов рунета.
Такимобразом, сравнивдоли числаправославных(0,11%) и религиозных(0,19%) сайтов рунета, можно сделатьвывод о том, что около 60%религиозныхсайтов русскогоИнтернета —православные.
Полученныецифры позволяютсделать одинважный вывод.Авторы инославныхсайтов на русскомязыке действуютболее активно, чем православные, ибо условныйпоказательэффективностиправославныхсайтов (долячисла сайтов/долячисла посетителей)меньше 1 (он равенпримерно 0,86).Объясняетсяэто, видимо, тем, что инославныесайты имеют, по большейчасти, миссионерскуюнаправленность, в то время какбольшинствоправославныхпроектов носятпока информационно-справочныйхарактер.
Тройкасамых посещаемыхправославныхресурсов рунетаосталась вминувшем годунеизменной— это проект«Православныйкалендарь», портал «Православие.RU»и Официальныйсайт РусскойПравославнойЦеркви. В десяткунаиболее посещаемыхпроектов вошлитакже: Каталог«Православноехристианство.RU», личный сайтдиакона АндреяКураева, сайтрадиостанции«Радонеж», сайтинформационногоагентства«Русская линия», проект центра«Православнаяэнциклопедия»«Седмица.RU», библиотекаправославногохристианина«Благовещение»и Интернет-порталСоюза писателейРоссии «Русскоевоскресение».
В 2004 годув рунете появилосьнесколько новыхинтенсивноразвивающихсяпроектов. Кчислу наиболееинтересныхможно отнестиресурсы Православиеи мир, Милосердие.RU, Библион, Русскоеправославноетелевидение, Доброе слово, Благочестие.RU, магазин Сретение, Русская цивилизация, Слово, Правая.RU, Благословениеи др.
Наоснове анализачисла сайтов, отнесенныхк различнымрубрикам каталога«Православноехристианство.ru», можно составитьпредставлениео тематическойструктуреправославногорунета. Каждыйчетвертыйправославныйузел рунетапредставляетсобой официальнуюстраницу —храма, епархии, благочиния, иного учрежденияРусской ПравославнойЦеркви, илиофициальныйсайт церковно-общественнойорганизации.Другая четвертьправославногорунета состоитиз ресурсов, посвященныхправославномуискусству инаучным вопросам.Далее идут, впорядке уменьшениячисла сайтов, такие тематическиегруппы, как«Православноевероучение»(9%), «Семья, жизньв миру» (7%), «Образование»(7%), «СМИ» (6%), «Интернет-службы»(6%), «Политикаи идеология»(5%), «Церковь иобщество» (5%),«Личные странички»(3%) и сайты, посвященныехозяйственнойдеятельностиправославныххристиан (3%).
ПоловинуофициальныхИнтернет-узловсоставляютхрамовые странички,17% — страницыцерковно-общественныхорганизаций,15% — монастырскиесайты, 12% — официальныеепархиальныесайты.
Одновременнос появлениемв русском Интернетепервых православныхстраничек сталипоявлятьсяи сайты со спискамиссылок на этиресурсы. Вначале, когда числоправославныхресурсов сетиисчислялосьдесятками, этобыли обычныеразделы ссылокна православныхсайтах. С ростомправославногоИнтернета, когда православныестраницы сталиисчислятьсяуже сотнями, появилисьпервые систематизированныекаталоги. Однимииз таких каталоговбыли «Koinonia» ВиктораСударикова,«Ортодокс», г. Санкт-Петербурги тамбовскийпроект «ИстинаПравославия», ТГТУ. Каждыйиз этих проектовпривносил вправославныйИнтернет новыеидеи: в каталогеВиктора Судариковавсе ресурсыпроходилипредварительнуюпроверку автором, в каталоге насервере «Ортодокс»было реализованоавтоматическоедобавлениессылок пользователями, а также сопровождениеописаний ссылокизображениями-баннерами; подборка ссылокна сервереТамбовскогоуниверситетабыла дополненасистемойраспределенногопоиска по описаниямссылок в каталоге.В появившемсячуть позжекаталоге «Соборность»была впервыев православномрунете реализованаидея многоуровневогорубрикатора.
В настоящеевремя в РоссийскомИнтернетереально действуюттри каталогаправославныхресурсов. Это— личная подборкассылок НиколаяАрдабьевскогона его авторскомсайте, собраниессылок на сайтеАндрея Лебедеваи каталог«Православноехристианство.ru», поддерживаемыйгруппойредакторов-добровольцев.
Анализпродолжительностижизни православныхсайтов показывает, что многиеправославныесайты (главнымобразом это— личные авторскиепроекты) закрываютсяв течение первыхпяти месяцевпосле открытия16.Эту группусайтов можноусловно назватьсайты-однодневки.Следующаякатегориясайтов — этотипичные православныесайты, среднеевремя жизникоторых составляетот 10 месяцевдо года. Какпоказываетстатистика, год существования— это важныйрубеж дляправославногосайта. Большинствопроектов невыдерживают, увы, испытаниевременем изакрываются.Те проекты, которым удаетсяпреодолетьданный критическийрубеж (сайты-долгожители), могут существоватьдва и даже тригода и больше.
Можноназвать следующиепричины, которыеобычно приводятк закрытиюправославныхпроектов:
потеря у авторов Интернет-проекта интереса к сайту;
смена руководителя организации, которой принадлежит сайт;
переход администратора сайта на работу в другую организацию;
проблемы с доступом в сеть Интернет в данном регионе или у автора сайта;
отсутствие свободного времени в связи со сложившимися жизненными обстоятельствами;
реорганизация православных Интернет-проектов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2 Аудиторияправославныхсайтов рунета

Распределениепосетителейправославныхстраниц постранам несильно отличаетсяот картины, характернойдля русскогоИнтернета вцелом. Три четвертипользователейчитают православныестраницы нарусском языкеиз России идругих странбывшего СССР, а подавляющеебольшинствоостальныхчитателейпроживают встранах Запада.
Еслирассматриватьтакую характеристику, как посещаемостьсайтов, то имеетсяестественнаяобратно пропорциональнаязависимостьмежду числомсайтов и среднимчислом ихпосетителей.
Средивсех посетителейправославногорунета околотрети приходитсяна небольшиесайты (с аудиториейдо 250 человекв сутки), другаятреть — на самыепосещаемыеправославныепорталы (с числомуникальныхпосетителейболее 500 в сутки), остальныепосещают сайтыс суточнойаудиториейот 250 до 500 посетителей.
В мае2004 года в каталоге«Православноехристианство.ru»произошлареорганизация.Авторы проектаизменили программноеобеспечениекаталога, чтостало возможнымзадавать ичитать описаниясайтов не толькопо-русски, нои на любом изязыков, на которомсделан включаемыйв каталог сайт.И за последнеевремя в каталогебыли открытыи частичнозаполненыссылками английская, румынская, французская, сербская, болгарская, немецкая, польская, норвежскаяи итальянскаяверсии интерфейса, готовятся коткрытию грузинская, японская, греческая, венгерская, латышская идругие языковыеверсии.
С открытиеминостранныхверсий интерфейсакаталога авторыпроекта поставилиперед собойглобальнуюцель: собрать, описать исистематизироватьв единой базеданных ссылкина возможнобольшее числоправославныхсайтов мировойсети Интернет, вне зависимостиот языка, накотором этисайты выполнены.Частично этазадача ужерешена сегодня, что позволяетсделать некоторыевыводы о языковойструктуремировогоправославногоИнтернета.

2.3 Тенденциии перспективыроста православногорунета

Еслив 1997-1999 годах числоправославныхсайтов не превышалои 100—150, то к 2000 годуих было ужепорядка 300, в 2001 —500, в 2003 — 1100, а в январе2004 года — не менее1600. Экспоненциальныйрост числаправославныхсайтов позволялсделать предположение, что к январю2005 года, если быэта тенденциясохранилась, число православныхсайтов на русскомязыке достиглобы 2500. Однако темпыразвитияправославногоИнтернета впрошлом годунесколькоснизились, ик январю 2005 годав православномИнтернетенасчитываетсялишь около 2000действующихправославныхсайтов.
С чемможет бытьсвязано такоеизменениединамики числаправославныхрусских сайтов? Можно назватьследующиевозможныепричины этихизменений:
насыщение отдельных секторов православного Интернета (число приходских сайтов ограничено числом приходов, епархиальных — числом епархий, монастырских — числом православных монастырей);
среднее время жизни православного сайта – менее года, поэтому бурно возникавшие в последние годы сайты по прошествии небольшого времени стали закрываться;
наблюдается переход от количества к качеству (создание крупных порталов, объединенных проектов и др.)
Наоснове анализаобозначенныхвыше тенденцийможно датьприближенныйпрогноз развитияправославногоИнтернета наближайшуюперспективу.
Можноожидать, чтои в этом годупродолжитсястабилизацияскорости ростачисла православныхсайтов всемирнойсети. Будетнаблюдатьсяпереход количестваправославныхсайтов в качество, что выльетсяв созданиеновых крупныхправославныхпорталов; объединениесуществующихИнтернет-проектов; создание православныхинформационныхресурсовпринципиальноновых типов, отвечающихвызовам времени; дальнейшееобъединениеправославногоИнтернета вединую православнуюИнтернет-сетьпутем обменассылками ибаннерами междуправославнымисайтами; созданиебаз данных икаталогов, структурирующихмировое православноеИнтернет-пространство.Навигация вправославномИнтернетестанет болееудобной за счетразвития поисковыхсистем и классификаторов, роль которыхбудет растис ростом объемовправославногосектора сети.Значительновырастет долявидео-, аудио-и других типовмультимедиа-ресурсовв православномИнтернете.Возникнут новыеправославныеИнтернет-сервисытипа «установина своем сайте...», будут развитыуже существующиепроекты этогонаправления.
Итак, можно надеяться, что православнаямиссия в сетибудет в новомгоду еще болееактивной идейственной.
Раздел 3. АпологетикаПравославияв Интернете

3.1 Спецификаапологетикиправославияв Интернете

Созданныйсравнительнонедавно механизм— Интернет —играет и будетиграть всебольшую рольдля человечествав битве за умы.Можно возразить, что истинномуверующемудостаточноБиблии дляспасения души, остальное отлукавого. Ноистинным верующимеще надо стать, и не где-то враю, а на нашейгрешной земле, и сколько бымы ни просили– «Избавь насот лукавого», от испытанийнам не уйти.Вот почему, вчастности, очень важносделать Интернетпозитивнойсилой, не отвергаяего, сосредотачиваясьне на критикетого негативного, что он — как илюбое другоеявление нашейжизни двояко— несет в себе, а именно укрепляяего позитивноевлияние.
Средицелей и задачсоздания религиозныхсайтов можноназвать такие, как размещениеинформацииоб отдельныхприходах, монастырях, страниц с банковскимиреквизитамидля пожертвований.Именно эти целибыли реализованысамыми первымиеще в началесозданияправославногоИнтернета. Стечением времении техническимразвитиемсайтов в Интернетестали размещатьсяпублицистическиестатьи, освещающиевнутреннююжизнь Церкви, ее участие вобщественнойжизни и отношениек современнымпроблемам —то есть сталипоявлятьсявозможностии для полноценногоосуществленияапологетики.
Несомненно, что православныйИнтернет должени может нестии отстаиватьблагую весть.Форма и содержаниеапологетики, естественно, стали частичнодиктоватьсяспецификойИнтернета, аименно темиего особенностями, которые сложилисьза годы егосуществованияи развития.
В числеэтих особенностей, прежде всегонадо назватьаудиториюИнтернета —относительномолодые люди, чаще всего свысшим образованием(техническим, экономическим— и довольноредко гуманитарным), использующимивозможностиСети либо длясвоего бизнеса, либо в развлекательно-разговорныхцелях. Такимобразом, пользователиИнтернета вкорне отличаютсяот портретасреднестатистическогоправославногоприхожанина, которым являетсяпожилая женщинасо среднимобразованием, обремененнаясемьей и нездоровьем, чьи культурныезапросы редкопревышаютуровень мыльныхопер. Всё этозначит, что, осваивая Интернет, православиюнеобходимовписаться вего уже сложившийсялингвистическийконтекст, т.е., в некоторомсмысле, не тольконаучитьсяразговариватьс пользователямиИнтернета напонятном дляних языке, нои освоитьспецифическийполемическийдискурс Сети, который задаетсяосновным контингентомего посетителей.
Второе.В последнеевремя, в связис нарастающимчуть ли не вгеометрическойпрогрессииростом выложенныхв Интернетразнообразныхматериалов(художественныхкниг, учебнойлитературы, публицистики)последний сталиспользоватьсяв качествебиблиотеки— почти бесплатнойи весьма богатойфондами. Нодостоверностьразмещеннойтам информациидовольно невысокая, мягко говоря.К примеру, Интернет-СМИотличает низкаяответственностьза правдивостьобъявленныхими фактов иобъективностьаналитическихоценок. Все этосоздает некийореол практическинад каждымИнтернет-материалом: это может бытьочень интереснои захватывающе, но вполне можетоказатьсябессовестнымобманом илибезответственнымифантазиями.
Третье.Интернет, обладаямногочисленностьюаудитории СМИ, лишен его ограниченийв области обратнойсвязи и позволяетвести многоголосыйдиалог междухозяевамиWeb-ресурсов иих посетителями.Особенно этостало актуальнос развитиемтакого феномена, как форум —место виртуальныхвстреч, увлекательныхдискуссий ияростных споров.Для эффективногоже ведениядиалогов ввиртуальномпространственужно обладатьзначительнымкультурнымкругозором, чувством юмораи доброжелательнойтерпеливостью.Последниекачества оченьважны, учитываято, что, к сожалению, культураИнтернет-общениядалека дажеот самых либеральныхнорм вежливости.Общение в Интернетевиртуально, здесь всё непо-настоящему, лиц не видно, вместо имён— псевдонимы; все это легкосрывает клапаныобычно подавляемойв реальномобщении агрессивности.Православныммиссионерамстоит помнить, что Интернет— это своеобразнаяноосфера. В немвсе взаимодействиятоньше и осторожнее.Пока это дикаяневозделаннаяземля. Поэтомутак много залетныхрейнджеров, которые прилетаютсюда простопорезвитьсяна воле, и имне приходитничего лучшев голову, кромекак всех послать.
Добавимследующий факт.Опросы, проведенныесоциологами, показали, что82% респондентов-русскихсчитают себяправославными.Но эта впечатляющаяцифра свидетельствуетне столько ореальномвоцерковлении, сколько о«проправославном»и «прорелигиозном»консенсусев современномроссийскомобществе. Еслиперейти к вопросам, непосредственнокасающимсяверы, — не верыв пользу церкви, ценности православияи «православнойцивилизации», а веры в Богаи религиозныедогматы православия, то можно обнаружитькрайне низкуюстепень религиозностисреди русских:6—7%. Иными словами,«для частисовременныхрусских можнобыть приверженцемопределенноговероучения, не будучи верующим»17.Несомненно, что подобноесостояние делхарактернои для пространстваИнтернета, следовательно, нужно внимательноучитыватьподобное расхождениемежду декларируемымна словах«православием»наших сограждани их реальнойрелигиозностью.
Итак, можно обобщитьвышесказанное: желая добитьсяуспеха наапологетическойниве в частностии в миссионерствевообще, служителямПравославиянадо научитьсяна равных общатьсяс молодыми, грамотнымии энергичнымилюдьми (впрочем, далеко не всегдахорошо воспитанными), относящимисяк православиюпо меньшей мерелояльно, и неждать легкихи быстрых победпо воцерковливаниюпосетителейИнтернета.

3.2 Формы апологетикиПравославияв Интернете

В сложившейсяк настоящемувремениИнтернет-апологетикеможно выделитьдве ее основныеформы.
К первойотносится ужетрадиционнаяапологетика, которую можноназвать публицистической.В качествепримера можноназвать разнообразныебогословскиеи полемическиематериалы, размещаемыена страницахправославныхсайтов. Их авторамичаще всегоявляются уважаемыеи авторитетныесвященники.В качествепримера хотелосьбы привестиопубликованныйна Православии.Рувесьма глубокиеразмышлениямитрополитаЧерногорско-ПриморскогоАмфилохия(Радовича) «Значениеправославиядля современноймолодежи», гдеон, в частности, пишет: «Когдавеликого французскогописателя, ФрансуаМориа, спросили— в чем он видитнадежду навыход из тупика, в котором оказалосьсовременноечеловечество, писатель ответил— «Единственнаясветлая точкав будущемчеловечества— это пробуждениеверы у современнойрусской интеллигенции».Такой, неожиданныйответ, известногофранцузскогоакадемика, имеет исключительноезначение. Мориа— римокатолик, человек западнойкультуры, полагаетнадежды, не назападную цивилизациюи ее плоды, какможно было быожидать, но наверу, котораяпросыпаетсяв распятомправославномрусском народе.Вероятно, передсмертью, онпочувствовалвсю притягательностьПравославия, и был не единственнымв Европе, ктоощутил эту егоисключительнуюсилу». Несомненно, всё вышенаписанооеслужит целиубеждениясомневающихсяв полезностии нужностиправославия.
Довольночасто в апологетическихразделах появляютсястатьи светскихавторов, преимущественнонаучных работников, придерживающихсяправославноговероучения.Здесь можноназвать размещенныйна том же сайтенебезынтересныйобзор «Основныевопросы естественно-научнойапологетики»докторафизико-математическихнаук, профессораГеннадия Калябина, в котором онприводит примерынеспособностинауки объяснитьмногие загадкимирозданиябез помощихристианскихдогм, а такжеутверждаетфактическидоказаннуюнесостоятельностьоккультизмаи иже с ним: «Научноустановленотакже, что лица, интересующиеся«астропрогнозами», явно подвергаютсяих воздействию.Широко распространяютсяразнообразныевиды практическоймагии (раньшеэти действияназывалисьпросто гаданием, прорицаниеми ворожбой) идругие способыобщения с миромпадших духов(медитации, чрезмерноезакаливание,«русский космизм», эзотеризмРерихов), о чемв Библии имеютсяпрямые предупрежденияи запреты».
Иногдаформа такойтрадиционнойапологетики— интервью, как, к примеру, опубликованнаябеседа с диакономАндреем Кураевым«Небо выше, чемказалось втвоей секте», в которой онразмышляетна темы тягимолодежи крелигии, частоприводящейих в секты, ивысказываетследующую нессовсем привычнуюдля традиционногоправославиямысль: «Сектанты— это лучшиелюди нашеговремени. Потомучто это хотябы люди неравнодушные, не ходячиекуски телятины.Это люди, которыеищут смыслжизни. Во-вторых, сектанты — этолюди, передкоторыми ялично виноват.Когда начинаешьс ними беседовать, то, как правило, выясняется, что многиепробовали бытьправославными: идет рассказо том, как человекпопробовалвойти в храм, как его встретили, куда послалии т.д. Поэтомулюбой разговоро сектантахдолжен включатьв себя пониманиетого, что этои наш грех, нашавина в том, чтоони сложилисвою судьбумимо нас илидаже вопрекинам… Задачапроповедника— разобратьнавесной потолокнад головойи показать: знаешь, небовыше… Небо выше, чем тебе казалосьв твоей секте»18.
Несомненно, подобный подходспособен снятьхотя бы частьтого непонимания, которое историческисложилось вотношенияхмежду приверженцамисект и Церковью.Ведь можнозапросто оттолкнутьот православиячеловека, которыйколеблется«меж двух огней», если неумело, грубо и совершеннобездоказательновыражать своюточку зрения, позиционируясебя «православным».С другой стороны, далеко не каждомудано искусствослова разящего, убедительного, крепкого идержавного, как скала. Ноответ на вопрос«Можно ли укрепитьмаловерногопри помощиэлектронныхдискуссий»мы можем датьтолько положительный.Да, может бытьатеист, лояльноотносящийсяк религии иправославиюв частностипосле какого-либопервого, второго, двадцатогодиалога с верующимиутвердитьсяв своей позиции, отшлифует своитезисы и лозунгидля более изощренныхатак по убеждениямверующих, но, как говоритьсяв Библии: «Исказал мне: незапечатывайслов пророчествакниги сей; ибовремя близко.Неправедныйпусть еще делаетнеправду; нечистыйпусть еще сквернится; праведный датворит правдуеще, и святыйда освящаетсяеще. Се, грядускоро, и возмездиеМое со Мною, чтобы воздатькаждому поделам его».
Инымисловами, навсякого утвердившегосяв своем богоборчествеесть и утвердившийсяв своей вере, а это — самоеглавное, ибоцель, например, православногоИнтернета —не делать излюдей зомби, не уродоватьих разум и волю, выплескиваяагрессию, ненавистьи злобу на атеистови инославных, а укреплятьв вере.
Крометрадиционной,«публицистической»апологетики, выросшей сбумажных страницкниг и журналови пока малоизменившейсяв виртуальномпространстве, Интернет далПравославиюновую формуборьбы за людскиесердца и души.Я имею в видуапологетикувиртуальногообщения в форумах.
Наиболеезначительныйопыт подобнойапологетикинакоплен нафоруме диаконаАндрея Кураеваwww.kuraev.ru/forum.Это, пожалуй, самое известноеместо виртуальногообщения православных, на котором онимогут задатьинтересующиеих вопросы избогословиясамому диаконуАндрею илидругим, не менееуважаемымсвященникам; практическирешить вопросыпомощи больнымили обездоленным, разместитьинформациюо сборе пожертвованийна те или иныенужды, попроситьсовета илимолитв у братьеви сестер повере и простонайти удовлетворяющееих общение сединомышленниками.
Но всеэто отнюдь неисчерпываетцели, которыедиакон Андрейставил передсобой, организовываясвой форум.Важное местона нем играютвопросы апологетики— как обсуждениетехническихсторон ееосуществленияв пространствеИнтернета(этому посвященцелый разделна форуме), таки собственносама апологетика, объектом которыхявляются официальнозарегистрированныесайте приверженцыиных религийи культов, атакже неверующиеи атеисты.
Нельзясказать, чторешение этойзадачи даетсялегко. Ни деньна форуме непрекращаютсяспоры о существеправославияи о несомой имИстине; ни деньне проходитбез того, чтобыне открылисьновые темы для«преломлениякопий» (причемдовольно частоих инициаторамибывают неправославные).Так, в последнеевремя многовнимания уделяетсявопросу обинклюзивизмеи со стороныправославия, и со стороныдругих религий(в частности, индуизма). Вчастности, былподнят следующийвопрос: известно, что политикаиндуизма вотношениидругих религийсостоит в том, что их «боги»просто объявляютсячастью (можетбыть, и прежденеизвестной)собственногоиндуистскогопантеона — ноне хуже ли вэтом отношениитак называемыйправославныйинклюзивизм«со знакомминус», т.е.случающеесяиногда стремлениезаписать всехиных «богов»в бесов христианства?
Крометого, к косвеннымметодам пользыИнтернета вделе апологетикиможно отнестивозможностидистанционногообучения богословию, которое предоставляетИнтернет. Спомощью подобногообучения многиеправославные— как священники, так и обычныеприхожане —могут пополнитьсвои богословскиезнания, что, несомненно, поможет им вбудущем в защитеВеры и Церкви.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
3.3 ОсновныенаправленияапологетикиПравославияв Интернете

Следуетпризнать, чтоестественно-научнаяапологетикаПравославияв Интернетеносит, в основном, традиционно-формальныйхарактер иредко вызываетбурные дискуссииили вызываетнепонимание.Современнаянаука — с ееконцепциейБольшого Взрыва, с прорастающимв глубине квантовойфизике пониманиемтого, что вокончательной«формуле»окружающегонас мира необходимоучитывать исамого наблюдателя, с развитиемгуманистическихи трансперсональныхнаправленийв психологии— уже не столькатегоричноутверждаетпримат материинад сознанием.В последниедесятилетияНаука и Религияперестали бытьрезкими антагонистами; более перспективнымвидится путьсовместнойдеятельностина благо людейи познаниямира.
Нерастет и конфликтмежду Религиейи Атеизмом. Даи сам атеизмв последнеевремя сдал своипозиции — однако, нужно признать, не Православию(да и вообще нехристианству).Свято местопусто не бывает.Вторая половинаХХ века ознаменоваласьростом интересак духовному, лишь незначительнаячасть волныкоторого пошлав сторонухристианства; основное направлениеэтого движенияслучилось наВосток.
Нужнотрезво признатьфакт распространенияв Европе, в СевернойАмерике и натерриториибывшего СССРсамых разнообразныхвосточныхрелигий ипсевдовосточныхучений: буддизм, кришнаизм, даоизм, тантризм, шаманизм имножестводругих «измов»проросли иукрепилисьв европейскойцивилизации.Православиев России такжестолкнулосьс этой проблемой, обобщенноназвав этодвижение«оккультизмом»(в этот собирательныйобраз, впрочем, входит множестводругих религиозныхи псевдорелигизныхдетищ самогоЗапада: сатанизм, саентология, нью эйдж, неоязычество, каббала, астрология).
Православиеоказалось неготово к новомупротивнику.Во-первых, онне один, его, образно говоря,— целая армия.А во-вторых, для веденияполноценногодиспута нужно, прежде всего, настолькоразобратьсяв сущностиновых религиозныхучений, чтобыможно былоувидеть в ихфундаментеошибки, противоречияи благоглупости.Но попробуйтеразобратьсясразу в несколькихдесятках вероучений, вчитаться вих «священные»книги и статьвровень с ихсобственнымиапологетами! Это практическинеосуществимо.Но, тем не менее, это надо делать.И религиозныефорумы — прекраснаявозможностьприобретенияопыта диспутовс апологетами«оккультизма».Думается, этодолжно статьодним из основныхнаправленийразвития апологетикиПравославия(причем, не тольков Интернете)на ближайшиегоды, а то идесятилетия.
Чтокасается«межхристианских»богословскихспоров, то Интернетвполне способенвнести своюлепту в идеологическуюборьбу Православияс католичеством, протестантствоми разнообразными«христианскими»и «евангелистскими»сектами. Однакосущественноновые формыподобной апологетикипока еще невозникли.
Буквальнов последниедни в пространствеИнтернетапоявился новыйапологетическийресурс — сайтВ.Ю.Пименова«Православнаяапологетика»(www.apologia.sobor-spb.ru).Основнаянаправленностьсайта — антисектантская; автор разместилна сайте несколькосвоих работ, в которых онделится опытомобщения с сектантами, указывает наэффективныеметоды критикиосновныхидеологическихположений, принятых в тойили иной секте, и предостерегаетпрофессиональныхапологетови миссионеров-любителейот возможныхошибок в делеобращениясектантов вединственноправильнуюрелигию.
Выводы

Современными эффективнымможет бытьтолько тотпроцесс, которыйсоответствуетуровню и достижениямсовременнойнауки, научно-техническогопрогресса.Несомненно, это относитсяи к пользованиюЦерковью современнымисредствамимассовой коммуникациии носителямиинформации.
Насегодняшнийдень влияниевсемирнойкомпьютернойсети Интернетна жизнь человекаи обществавышло далекоза рамки простосовременногосредства массовойкоммуникациии информации.Сегодня Интернетпредставляетсобой совершенноновое пространствожизнедеятельностичеловека. И этопространствостремительнорасширяетсяс каждым днем.
Нанаших глазахформируетсявиртуальныймир, со своимязыком, своейкультурой, своими правилами.К сожалению, следует признать, что основыустройстваэтого мира вбольшей степенинехристианские.Интернет-пространство, таким образом, является необъятнымполем длямиссионерскойдеятельности.И несомненнойзадачей ПравославнойЦеркви являетсявыработкаединой стратегиитакой деятельности.
Процессосвоения РусскойПравославнойЦерковьюИнтернет-пространстваидет с несомненнымуспехом — созданыпрекрасныеправославныесайты, на некоторыхприходах и вряде православныхучебных заведенийоткрыты Интернет-центры— все это представляетсяполезным, нонедостаточным.Сегодня назреланеобходимостьсоздания единогообщецерковногоИнтернет-проекта, который объединилбы усилия всехсинодальныхорганов ицерковно-общественныхорганизацийв данном направлении.
Церквисегодня нуженсобственныйсовременныйИнтернет-портал, который сочеталбы в себе информационныеи научно-образовательныеразделы, поисковуюсистему, каталогправославныхИнтернет-ресурсов, сервис бесплатнойпочты, форумы, чаты и рядсоответствующихсервисов. Такойсетевой ресурсмог бы успешнослужить делумиссии и положительновлиять на жизньсамой Церкви.
Средицелей Интернет-православиянужно назватьследующие:
создать и систематизировать максимальное количество православных ресурсов сети Интернет вне зависимости от языка, на котором сделаны эти сайты;
использовать предоставленные Интернетом возможности для пропаганды православной религии и возвращения иноверующих и сомневающихся в лоно Церкви;
предоставить православным пользователям сети Интернет свободный и удобный доступ к собранным в Сети данным;
связать в единую сеть православные ресурсы Интернет путем обмена ссылками между православными сайтами.
Наоснованиипроделаннойнами работыможно сделатьвывод, что Интернет— прекрасноесредство дляапологетическойработы. Можноназвать следующиепричины этого.Во-первых, спецификаобщения черезИнтернет такова, что, прежде чемответить насложный вопрос— есть времяподумать. Во-вторых, беседа остаетсянадолго доступноймногим людями может принестинесомненнуюпользу ужепосле того, какона отзвучала.В-третьих, Интернет-общениеспособствуетзаинтересованностив продуктивномдиалоге. И, чтоне маловажно, пространствоИнтернетастановитсявсе более доступными многочисленным.
В заключение, хотелось бывыразить надежду, на то, что всете новые возможности, которые появятсяу них благодаряИнтернету, будут эффективноупотреблятьсяво благо Церквии общества.

Литература

Бердяев Н.А. Наука о религии и христианская апологетика // Путь, 1927, № 6.
Иванов Д. История Интернета как история мифов // НГ, 2002, 2 февраля.
Каариайнен К., Фурман Д. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. — М.—СПб., Летний сад, 2000.
Киреевский И.В. О характере просвещения Европы // Критика и эстетика. — М., 1979.
Кривушина В.Ю. Русское православие: идеологическая конструкция и Интернет // Вестник Евразии, 2003, № 3. С. 107—131.
Кураев А. Небо выше, чем казалось в твоей секте // Источник: «Российская Газета», www.rg.ru/2004/10/28/kuraev-propovednik.html
Кураев А. Человек приходит в мир // Той повеле и создашася. — Клин, 1999.
Ломоносов М. Стихотворения. — М., Советский писатель, 1948.
Лученко К. Новые религиозные сайты // НГ-Религии, 2002, 17 апреля.
Мазуренко И. Православный Интернет сегодня // Эл. публикация httр://www.рravoslavie.ru/cgi-bin/рress.cgi?item=3r050201104149
Максимов Ю. Принципы использования научного материала в христианской апологетике // Эл. публикация httр://www.рravoslavie.ru/рut/ aрologetika/nauchmetod.htm
Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., Юрист, 1994.
Митрохин Н. Интернет — миссионерское поле или зона межконфессионального противостояния? (на примере сайтов Русской православной церкви) // Интернет и российское общество. — М., Гендальф, 2002.
Модель Л. Религиозный Рунет, или не молитесь в Интернете // Планета Интернет, 2001, № 4. С. 28-31.
Московский А.В. Существует ли научная альтернатива дарвиновской концепции эволюции? // Рождественские чтения 97. — М., 1997.
Муравник Г.Л. Творение и эволюция: опыт преподавания в православной школе // Рождественские Чтения 98. — М., 1998.
Осипов А.И. Путь разума в поисках истины // Эл. публикация httр://www.lib.eрarhia-saratov.ru/books/14o/osiрov/veritas/contents.html
Основы Социальной концепции РПЦ // Эл. публикация www.mssian-orthodox-church.org.ru
Перфильев Ю. Сеть и ловцы человеков// Планета Интернет, 2001, №4, С. 19-27.
Православие: Рro et contra. Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и Церкви. — СПб, 2001.
Православная церковь и Интернет // Мир ПК, май 2003.
Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Соч.: в 5 т. 3-е изд. — СПб., 1905.
Сирин Е. Св. Творения. Т. 3. — М. 1852.
Смолич И.К. История русской церкви. 1700-1917. — М., 1996.
Хомяков А.С. Полное собр. соч. Т. 2. Изд. 3. — М. 1886.
Шаховской Иоанн, архиепископ Сан-Францисский. Сектантство в Православии и Православие в сектантстве // Эл. публикация apologia.sobor-spb.ru/sekto/text/raznoe/prav.htm
Обширнейшая Православная библиотека — www.wco.ru/biblio
Официальный сайт Московской Патриархии — www.russian-orthodox-church.org.ru
Поместные Православные Церкви — www.рravoslavie.ru
Православный Календарь — www.days.ru
Православный форум Андрея Кураева — www.kuraev.ru/forum/index.рhр
Проект «Orthodoxy Foto» — www.foto.orthodoxy.ru
Сайт «Отец Андрей Кураев» — www.kuraev.ru
Сайт «Православная апологетика» — www.apologia.sobor-spb.ru
Электронная библиотека «Митрополит Сурожский Антоний» — www.metroрolit-anthony.orc.ru
Православныйфорум диаконаАндрея Кураева
ПриложениеА

ОбращениеПатриархаМосковскогои всея РусиАлексия IІ
к пользователямИнтернета

Издоклада СвятейшегоПатриарха
Московскогои всея РусиАлексия II
наЮбилейномАрхиерейскомСоборе
РусскойПравославнойЦеркви
13-16 августа2000 г.

Дорогиебратья и сестрыво Христе, пользователиИнтернета!
Вотуже почти 10 летминуло с тойпоры, когдаРусская ПравославнаяЦерковь с великойрадостью встретилатысячелетнийюбилей КрещенияРуси. Эта радостьумножаласьеще и тем, чтонаша Церковь, пройдя черезтяжелейшиеиспытания, мученичествотысяч своихчад, наконец, явила мируторжествующуюсилу всепобеждающегоКреста. «Вратаадовы» не одолелиее, по обетованиюСамого Господаи Спасителянашего ИисусаХриста, и несмогли помешатьей в ее миссии«благовествоватьмир дальними ближним»(Еф.2:17). Мира, о которомговорит святойАпостол, невозможнодостигнутьметодами социальных, политическихили экономическихпреобразований.Его нельзяучредить указомили распоряжениемдаже самогоавторитетногодеятеля. Оннедоступенпытливому умуисследователя, потому что неотносится ник одной из категориймира сего.Принесенныйна землю родившимсяСпасителем, он являетсясиянием вечногоНебесногоЦарствия в душевсякого человека.
Устамисвоих святых, архипастырейи пастырейЦерковь неперестаетпризывать кприобретениюэтого мира, который неизменносохраняетПравославнаяЦерковь и вкотором такнуждаетсясовременноеобщество, разделяемоевсевозможнымипротиворечиямии настроениями(2 Кор.5:20). На протяжениимногих столетийРусская ПравославнаяЦерковь служиланравственнымориентиромдля всех поколенийроссиян, а теперьона — единственноесвязующее звеномежду историческойРусью с ее идеаломсвятости иРоссией концаXX века.
Мыискренне благодарныпредставителямсредств массовойинформациии всем тем, ктостремитсяпомочь РусскойПравославнойЦеркви в этонепростое иво многом переломноедля всех насвремя нестисвое свидетельство.Именно в ответна увеличивающийсяинтерес к позицииЦеркви в отношенияхсамых различныхсторон общественногобытия она проявляетвсе большуюоткрытость, памятуя словаСпасителя:«Блаженныалчущие и жаждующиеправды, ибо онинасытятся»(Мф.5:6).
Очереднымпримером такойпозиции являетсяиспользованиеновых возможностейглобальнойкомпьютернойсвязи. Теперьсведения отекущих событияхРусской ПравославнойЦеркви, о различныхаспектах ееслужения можнобудет получатьв неискаженномвиде через нашофициальныйсервер в сетиИнтернет. Надеюсь, что это послужитблагому делуумиротворенияи поможет углубитьпониманиеслужения Церквив мире.
ПризываюБожие благословениена всех пользователейнового информационногоканала.

С любовьюо Христе Иисусе, Господе нашем
ПатриархМосковскийи всея РусиАлексий


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.