АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫНаименование дисциплины ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ Рекомендуется для направления подготовки 040100 СоциологияКвалификация (степень) выпускника: бакалаврЦели и задачи дисциплины: Курс «Основы социологии» имеет целью формирование у студентов знаний и представлений о предмете социологии как науки: о многообразии социальной реальности: социальных явлений и социальных феноменов, функционирования социальных общностей и форм их самоорганизации, социальных отношений во всех сферах жизнедеятельности; о динамике социального развития как социально-историческом процессе, в котором решающую роль играют социальные субъекты, сознательные целенаправленные социальные действия и поведение которых изменяют и преобразовывают социальные системы, структуры и институты, определяя векторы социальных трансформаций.^ Задачи дисциплины состоят в том, чтобы содействовать формированию у студентов социологического воображения, профессиональных навыков и компетенций, понимания общественной значимости и возможностей социологического знания для анализа актуальных социальных проблем; показать продуктивность взаимодействия социологии с другими социально-гуманитарными дисциплинами, практическую значимость результатов междисциплинарных прикладных исследований для эффективного функционирования социальных институтов; выявить потенциал социологии для диагностики социальной напряженности и конфликтов, оптимизации социальных отношений; раскрыть перспективы развития социологии; познакомить студентов с нормами профессиональной этики и основными направлениями реализации профессиональной деятельности социолога. ^ 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к профессиональному циклу (Б3). Дисциплина «Основы социологии» адресована студентам, обучающимся по направлению «Социология». Ее программа органично связана с содержанием таких дисциплин базовой части социально-гуманитарного модуля, как «Основы философии», «История», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы права», «Социальная антропология», «Психология», «Экономическая теория», «Менеджмент». ^ Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: История социологии, Современные социологические теории, Демография, Экономическая социология, Политическая социология, Социальная психология, Социология управления, Социология организаций, Социология культуры, Этносоциология, Социология семьи, Массовая коммуникация и общество, Социальная структура и стратификация, Социология образования, Социология религии, Социальная антропология, Социология труда, Теория и практика социальной работы.^ В курсе представлена специфика предмета Основы социологии наиболее полно раскрывающего междисциплинарный характер социологического знания, тесно взаимодействующего с другими гуманитарными дисциплинами, интегрирующего достижения этих наук, во множестве перспективных исследований и новых отраслях социологии. В основу курса положены инновационные технологии интерактивного обучения, с позиции социогуманитарного, междисциплинарного проблемно ориентированного партисипаторного (англ. participation - участие) подхода. Он предполагает реализацию системного метода преподавания и обучения «совместно с кем-либо», является средством частичной передачи обучающих возможностей в руки студентов-социологов с базовыми основами специальности и учебной дисциплины. ^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК)а) общекультурные компетенции: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); умение логически верно, аргументировано и ясно излагать позицию в устной и письменной речи (ОК-2); готовность к кооперации в студенческой группе, в коллективе (ОК-3); способность находить решения в нестандартных ситуациях, готовность к ответственности (ОК-4); умение анализировать содержание нормативных правовых документов (ОК-5); стремление к саморазвитию, повышению компетенции (ОК-6); навыки критического мышления, способность к конструктивной критике и самокритике (ОК-7); осознание социальной значимости будущей профессии, высокая мотивация к успешной профессиональной деятельности (ОК- 8); способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9); способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);представление о возможностях использования методов моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11); знание основ информационной безопасности (ОК-12 формируется частично); навыки владения работы с компьютером, способов и средств получения, хранения, переработки информации (ОК-13); осуществление поиска информации в глобальных компьютерных сетях (ОК-14); ориентирование языковой компетенции (иностранного языка) для переводов социологических статей по проблематике учебного курса, написания рефератов и курсовых работ (ОК-15);б) профессиональные компетенции (ПК): способность применять базовые знания и навыки по основам социологической теории (ПК-1); способность самостоятельно формулировать наличие проблемной ситуации, адекватно определять объект и предмет актуальных научных исследований в различных областях социологии (ПК-2 формируется частично); готовность участвовать в публичной презентации результатов социологического исследования (ПК-3 формируется частично); знание возможностей использования методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной и аналитической деятельности (ПК-4 формируется частично); представление о методах анализа социальных проблем, идентификации социальных потребностей и интересов социальных групп (ПК-5 формируется частично); элементарное знание о социальных технологиях согласования интересов социальных групп и общностей, способах урегулирования социальных конфликтов (ПК-6 формируется частично); умение анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8 формируется частично); готовность участвовать в изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9 формируется частично); способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научно-прикладных исследованиях (ПК-10 формируется частично); первичные навыки модератора в аудиторной дискуссии, как возможность использовать в будущем полученные знания в преподавании основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин (ПК-12 формируется частично). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: основные этапы развития социологии и уровни социологического знания, генезис представлений о предмете социологии как науки; ключевые концептуальные идеи, помогающие осмыслить и объяснить явления социальной жизни и феномены общественного сознания; методологические основания социологического анализа; основные закономерности динамики социальных процессов; о взаимосвязи и социальной обусловленности потребностей, интересов, ценностей социальной жизнедеятельности личности, социальных, социально-профессиональных групп, социальных общностей и общества в целом, перспектив и возможных альтернатив социального развития; основные теоретические модели, описывающие социальные условия, факторы, особенности становления и развития структур социального действия и взаимодействия, социальных институтов в сферах экономической, социальной, политической, духовно-культурной жизни; особенности развития западной и отечественной социологии и перспективы развития социологии: об общественной значимости социологии, профессионально-этических нормах профессиональной деятельности, кодекса социолога Уметь: критически сопоставлять различные базовые представления об обществе и способах его познания, рассматривать социальные проблемы, явления, институты и процессы с разных точек зрения, сравнивая теоретические парадигмы и концептуальные идеи; различать признаки социальной стратификации и дифференциации, основания социального неравенства; оценивать вклад социальных институтов в процессы социализации и социального воспроизводства, социальной мобильности, социального порядка, интеграции и конфликта; давать логическую интерпретацию ключевых социологических понятий; отбирать и анализировать данные о социальных процессах, социальных общностях социальных явлениях и изучаемых актуальных социальных проблемах; оценивать качество социальной информации; аргументировано обсуждать актуальные социальные проблемы динамики социальных изменений, происходящих в контексте урбанизации, глобализации, отстаивая свою позицию; представлять результаты самостоятельной, аналитической работы в устной и письменной формах, с использованием визуальных средств презентации в учебной аудитории, на семинарах, студенческих научных конференциях; формулировать личностную мотивацию к углубленному овладению будущей профессиейВладеть: способностью использования понятийного аппарата социологии для адекватного описания и анализа социальных проблем в России и мире; основными навыками и процедурами, способами анализа социальных проблем, систематизации и типологии социальных явлений; навыками развития социологического воображения, в процессе учебно-образовательной деятельности при подготовке социологических эссе, творческих работ и рефератов, участии в дискуссиях, деловых и ролевых имитационных играх; компетенциями грамотного пользователя электронных библиотек, информационных ресурсов поиска и отбора социальной информации, новых данных в отечественных и зарубежных публикациях глобальной сети Интернет; умением продуктивно работать в коллективных групповых проектах, в частности по созданию, редактированию и электронному архивированию Социологического словаря «Азбуки первокурсника-социолога», студенческих эссе и рефератов, реферативных переводов; навыками письменной аналитической самостоятельной работы (аннотированного конспектирования теоретических трудов, аналитического обзора социологических статей, написания рецензии, социологического эссе), грамотного структурирования текстов курсовых работ, оформления ссылок и библиографии.^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (кредитов) Вид учебной работы Всего часов Семестры 1 2 ^ Аудиторные занятия (всего) 90 54 36 В том числе: - - - - - Лекции 24 18 Семинары (С) 30 18 ^ Самостоятельная работа (всего) 108 36 72 В том числе: - - - - - Рефераты, эссе 20 28 Домашние задания 16 18 Подготовка к промежуточной (тестирование) и к итоговой аттестации, экзамену 26 Вид итоговой аттестации Экз. Общая трудоемкость 198 час6 зачетных единиц (кредитов). 198 90 108 ^ 5. Содержание дисциплины5.1. Содержание разделов дисциплины № п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела 1. Социология как наука Становление социологии как науки: генезис идей об объекте и предмете социологии. Дилемма выбора между социологическим номинализмом и реализмом: поиски интеграции методологических подходов и мультипарадигмальность. Структура и уровни социологического знания. Основные категории: элементарные и структурообразующие понятия социологии, характеризующих многообразие форм социальной реальности, социальных отношений и социальных феноменов общественного сознания. Социология в системе социально-гуманитарного знания. Общественная роль социологии. Функции социологического знания. Перспективы развития социологии и этические нормы профессиональной деятельности социолога. 2. Социальная структура Общество как целое: структуры социального действия в системной взаимосвязи. Личность и общество: основные типы их соответствия в традиционном и либеральном сообществах. Социализация личности. Социальное действие и взаимодействие. Социальная дифференциация и стратификация: социальные классы, группы, страты. Социальное взаимодействие: социальные отношения, статусы и роли. Социальные общности. Социальная группа и социальная среда. Социальные отношения, статусы и роли. Социальная мобильность. Современные виды социального неравенства. 3. Социальное развитие и формы организации общественной жизни. Социологические концепции общественного прогресса, многообразия форм развития общества. Эволюция и трансформация первичных социальных общностей и социальных институтов. Сложно структурированные современные сообщества, социальные институты и организации взаимодействия в сферах: экономической, социальной, политической и духовно-культурной жизни. Социальные организации современного общества и социальный контроль. 4. Социальная динамика. Трансформация и вектор направленности социальных процессов. Социальная модернизация и традиционализм. Социальные конфликты. Социальные движения индустриального общества, эпохи постмодерна и глобализации. 5. Социология в сфере экономики. Социальная обусловленность функционирования экономической жизни. Институционализация экономической социологии, социология управления, социологии организаций, социологии менеджмента, социологии маркетинга. Основные направления социологических исследований актуальных проблем социально-экономических отношений, экономической сферы жизни общества. 6. Социология в сфере социальной жизни: социальная политика. Социология образа жизни. Институционализация новых направлений и развертывание социологических исследований актуальных проблем в сфере социальной жизни: семьи, молодежи, гендерного неравенства, социальных девиаций, социальной работы и социальной политики. Становление и развитие этносоциологических исследований проблем этносоциальной структуры, этнокультурной специфики, межэтнических отношений, этнической идентичности. 7. Социология в сфере политической жизни. Представление об основных направлениях исследований в предметном «поле» политической социологии. Социология права. Социология международных отношений. Социологические исследования общественно-политической активности и электорального поведения. 8. Социология духовно-культурной жизни общества Социология личности. Социология религии. Социология в сфере профессиональных форм культуры: образования, культуры, науки, СМИ, литературы, искусства. 9. Промежуточный и итоговый коллоквиум Презентация рефератов, докладов и выступлений, выполнение электронных форм тестовых заданий ^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами № п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин 1 2 3 4 5 История социологии + Современные социологические теории + + + + Демография + + Экономическая социология + + + Политическая социология + + Социальная психология + Социология управления Социология организаций + + + Социология культуры + Этносоциология + + + Социология семьи + Массовая коммуникация и общество + + + Социальная структура и стратификация + + + Социология образования + + Социология религии + + Социальная антропология + + + + + Социология труда + + Теория и практика социальной работы + + + ^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий № п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ.зан. Лаб.зан. Семин СРС Все-гочас. 1. Социология как наука 6 6 8 20 2. Социальная структура 6 8 10 24 3. Социальное развитие и формы организации общественной жизни. 6 8 8 22 4. Социальная динамика. 6 8 10 24 5. Социология экономической жизни. 6 4 6 16 6. Социология социальной сферы жизни общества. 4 4 6 14 7. Социология в сфере политической жизни. 4 4 6 14 8. Социология духовно-культурной жизни общества 4 4 6 14 9. Промежуточный коллоквиум 2 12 14 Экзамен 36 36 Всего 42 48 108 198 ^ 6. Лабораторный практикум № п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудо-емкость(час) 1. 2. 7. Семинары № п/п № раздела дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость(час.) 1. 1 Социология как наука 6 2. 2 Социальная структура 8 3. 3 Социальное развитие и формы организации общественной жизни. 8 4. 4 Социальная динамика. 8 5. 5 Социология экономической жизни 4 6. 6. Социология социальной сферы жизни общества. 4 7. 7. Социология в сфере политической жизни. 4 8. 8 Социология духовно-культурной жизни общества 4 9. 9 Коллоквиум 2 ^ 8. Примерная тематика рефератов Становление социологии как науки. Объект и предмет социологии: эволюция представлений о предмете социологии. Функции социологического знания. Генезис идей о предмете социологии. Основные концептуальные идеи о предмете социологии. Теоретическая социология и её место в структуре социологического знания. Эмпирическая и прикладная социология: общественно-практическая значимость анализа актуальных социальных проблем. Дилемма: социологический реализм vs социологического номинализма. Общественное мнение и социальная информация. Социальные потребности и интересы: содержательная интерпретация социологических понятий. Социальные ценности и ценностные ориентации. Социологическая интерпретация понятия «социальные стереотипы». Социальное настроение в структуре общественного сознания. Социальная адаптация в условиях аномии. Социальная стигма: что скрывается за этим понятием? Социологическая характеристика понятия «поведение». Социальная жизнедеятельность: действие и взаимодействие. Социальные нормы как ориентиры поведения. Парадоксальные феномены общественного сознания. Методологические принципы анализа социально-гуманитарного подхода в социологии. Социальные процессы современности. Системный подход и структурно-функциональный анализ в социологии. Личность и общество: характеристика неполноты соответствия с социальной системой. Роль социальных функций в обеспечении жизнедеятельности общества. Социальная структура современного общества. Социальные функции и социальные структуры: средства взаимодействия и взаимобмена. Социальные процессы современности. Социализация и ресоциализации .личности. Основные компоненты структуры личности. Социальное действие и взаимодействие: интерпретация структурообразующих понятий. Социальные отношения: формальные и неформальные взаимосвязи. Социальные статусы и роли: в социально-исторической ретроспективе и в современном обществе. Социально-нормативная система социальных отношений: социальный контроль и социальные санкции. Лидерство в политической организации. Массовое общество: характерные особенности социального развития. Стратегии социального развития либерального общества. Социальное развитие сообществ эпохи глобализации.Социальные общности в традиционном и современном обществах.Эволюция социальных функций семьи. Семья и брак как социальный институт. Социальная характеристика специфики территориальной общности. Социальные функции религии: воспроизводство культурной традиции и социально-нормативное регулирование повседневной жизни верующих. Социальные функции этнической общности. Социальные и культурные дистанции в межэтнических отношениях. Социальные последствия межэтнических контактов. Социальные особенности жизнедеятельности современного общества. Культура: социальные взаимосвязи компонентов культуры Соотношение традиционной и либеральной культур в современном обществе. Социальные институты культуры: их роль в интеграции общества. Социально-экономическая жизнедеятельность современного общества. Социально- экономическая дифференциация населения. Социальные институты власти: политические элиты, партии, государство Типы политической власти и реальная демократия. Информационная власть СМИ. Социальная политика: основные направления ее реализации. Социальная дифференциация современного общества. Престиж социального статуса как культурный феномен. Питирим Сорокин – создатель целостной концепции социальной мобильности. Социальная стратификация в современной России. Современные социальные трансформации в России. Социальные инновации: направленность на устойчивую модернизацию. Социальные процессы урбанизации и миграции в современном мире. Социально-культурные процессы информационной эпохи. Социально-этнические процессы: в исторической ретроспективе и в современном мире. Социальные конфликты современности. Межэтнические конфликты в современной России. Социальные движения современности. Социальные движения индустриального общества: рабочее и профсоюзное движение. Актуальность антивоенных и антифашистских социальных движений. Антиглобализм: социальная база поддержки и участия в актуальных социальных акциях. Социальный потенциал экологический движений. Концепция «экономического человека». Социальные проблемы труда и занятости. Безработица как социальное явление Социальные показатели и характеристики реальной, структурной, латентной безработицы. Бедность как явление социального неравенства. Сравнительный анализ индекса развития человеческого потенциала в ХХ1 веке (на основе докладов ООН). Актуальные проблемы социальной демографии. Основные этапы урбанизации в мире и России. Город как социальное явление. Социальные потребности горожан и социальная инфраструктура города. Социальные проблемы малых городов России. Социально-экономические проблемы современного села. Социальные последствия деградации экологической среды в стране и мире: состояние, проблемы и пути решения. Cоциальная обусловленность миграционных процессов. Социальные факторы миграции. Социальные проблемы жизни иммигрантов в столичном мегаполисе. Стратегии экономического поведения и социальной адаптации мигрантов. Социальные факторы роста международной миграции в эпоху глобализации. Потенциал статуса и/или «социального капитала». Институционализация Социологии семьи: вклад зарубежных и российских ученых. Социальная трансформация современной семьи. Социологический анализ молодежных субкультур. Ценностные ориентации современной российской молодежи. Становление гендерной социологии: проявления и причины устойчивости гендерных стереотипов и гендерного неравенства в современном обществе. Становление Социальной работы как самостоятельной области познания и сферы профессиональной деятельности. Социальное волонтерство: перспективы развития в российском обществе. Социальное конструирование этнической и национально-гражданской идентичностей. Основные функции электоральной социологии Социологический анализ становления российской демократии и перспектив многопартийности в России. Потенциал социально-политической интеграции и угроз социально-политической безопасности. Социальные технологии урегулирования социальных конфликтов. Специфика социально- политического конфликта: основные факторы и способы их урегулирования Роль глобальных и региональных правительственных и неправительственных организаций в функционировании системы международных отношений. Взаимозависимость глобального, региональных и национальных сообществ в современном мире. Специфика социологического анализа духовно-культурной жизни. Формирование ценностных ориентаций личности. Специфика социологического изучения культуры: проблем в области профессиональных форм культуры и культурной жизнедеятельности. Специфика анализа религии как социального явления и социального института. Социальный институт образования. Социальные перспективы социологии. Основные направления социологического анализа СМИ. Социальные функции средств массовой информации. Виртуальная социальная реальность в глобальной сети Интернет. ^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: В учебно-методическом кабинете Социологического факультета РГГУ - к услугам пользователей: 1) Хрестоматия по курсу «Общая социология», 2) базовый учебник Ж. Т. Тощенко - «Социология. Общий курс». М, 2005; 3) «Тезаурус социологии». Тематический словарь-справочник. Под редакцией члена-корреспондента РАН Ж. Т. Тощенко. Москва, ЮНИТИ, 2009. 487 c. 4) Сорокин П. Родовая структура социокультурных явлений// Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. ^ Социальные конфликты в контексте процессов глобализации и регионализации. М., URSS, 2005 Тощенко Ж.Т. Социология: пути научной реформации.//Социологические исследования. 1999, № 7.Томпсон Дж.Л., Пристли Дж. Социология: Вводный курс. М., 1998^ Шкаратан О.И. Социальное расслоение в современной России: драма расколотого общества // Мир России. 2004, № 1.Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001Ядов В.А. Социальная теория в поисках выхода из кризисного состояния // Общество и экономика. М., 1998.^ Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988, №2в) программное обеспечение Microsoft Office.г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: Справочники Росстат, базы социологических данных, отчеты информационно-аналитических и исследовательских центров, электронные архивы журналов по социологии в Интернет ресурсах:Сайты академических организацийОтделение Философии, Социологии, Права РАН-(htth://www. che. nsk. su /RAN / WIN/ STRUCT/DIVISION. HTM).Институт социологии РАН (http://www. isras. rssi. ru)Ин-т социально-политических исследований РАН (http://www. ispr.ras.ru)Сайты факультетов социологии ведущих вузовМосковский государственный университет им.М.В.Ломоносова(http://www.socio.msu.ru); неофициальный сайт - (http://www.nir.ru/socio/)Санкт-Петербургский государственный университет(http://www.soc.pu.ru/)Европейский университет в Санкт-Петербургеhttp://www.eu.spb.ru/socio/index.htm)Государственный университет-Высшая школа экономики. (http://www.hse.ru); (httth://www.ecsoc.ru); (http://www.ecsocman. edu.ru)РГГУ (www. rggu. ru)Сайты профессиональных социологических журналов. «Социс» (http:www.isras.rssi.ru/R Socis.htm) «Вопросы социологии» (http://sociologos.net/voprosy_sociologii) Журнал исследований социальной политики (http://www.jsps.ru/) Журнал социологии и социальной антропологии (http://www.jourssa.ru/) Социологический журнал(http://www.win.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm) Социологический журнал (http://www.isras.ru/index.php?page_id=33) «Наука-Интернет-Россия» (http://win.www.nir.ru/socio/scipubl/sj/97-4.htm) «Социология: методология, методы, математические модели» (http://www.nirru/socio/scipubl/4M.htm) «РУБЕЖ-АЛЬМАНАХ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» (http://socnet.narod.ru/Rubez/ Rubez.htm) Журнал Сыктывкаского университета.^ «ТЕЛЕСКОП» (http://www.soc.pu.ru:8101/publications/telescjpe) Петербургский журнал социологических и маркетинговых исследований. Социальная реальность (http://socreal.fom.ru/?link=PAST_RELEASES) «Социология власти» (http://www.rags.ru/sc/subscrib.htm) Социологическое обозрение (http://www.isras.ru/index.php?page_id=36) Мир России (http://www.ecsocman.edu.ru/mirros/) Неприкосновенный запас (http://magazines.russ.ru/nz/) «Поволжский гуманитарный журнал» (http://www.ssea.runnet.ru/jornal.htm) «Регион: экономика и социология» (http://www-psb.ad-sbras.nsc.ru/regw.htm) Экономическая социология: электронный журнал (http://www.ecsoc.ru)Сайты научно-исследовательских социологических центровВЦИОМ (http://www.vciom.ru) РОМИР (http://www.romir.ru«Демоскоп Weekly» - демографический еженедельник (www.demoscope.ru)«Левада-Центр»(www.levada.ru)Фонд «Общественное мнение» (www. fom. ru) «Сообщество профессиональных социологов» (www.sociolog.net)«Социологи» Интернет-сообщество (www/sociology.narod.ru)«Институт политической социологии» в Екатеринбурге (www.sociolog-urfo.ru)«Институт стран СНГ» (www/zatulin.ru/institute) “Sociologos”- альманах российско-французский (www.sociologos.net)Лаборатория 51 Института управления РАН (ipu.web-soft.ru)“Socioline. ru” (www/socioline.ru) «Энциклопедия социологии» (slovari.yandex.ru/dict/sociology)“Interlinks” (http://interlinks.mfd.ru10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Социологический факультет РГГУ, реализующий основную образовательную программу подготовки бакалавров, располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов, образовательной подготовки студентов по дисциплине «Основы социологии», предусмотренные учебным планом, соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Она включает специально оборудованные кабинеты и аудитории, оснащенные ноутбуком, проектором, звуковыми колонками, микрофоном, экраном, доской, как для проведения лекций, консультаций, так и для самостоятельной учебной работы студентов. ^ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы социологии»: рекомендуется максимально привлекать инновационные технологии обучения: проблемные лекции и интерактивные формы организации семинарских занятий, с привлечением аудиовизуальных материалов. Это стимулируют активную творческую самостоятельную и коллективную работу студентов, способствует развитию социологического воображения. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся создан фонд оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям, интерактивно-инновационные образовательные технологии, такие как: ролевые игры, групповые дискуссии со сменой «модераторов», анализ «кейс-стади». По данной учебной дисциплине «Основы социологии» разработана также программа электронного тестирования (автор-разработчик: доктор социологических наук, профессор кафедры Теории и истории социологии Н.Р. Маликова), предоставляющая дополнительные возможности организации промежуточного и итогового контроля и проверки знаний по курсу в компьютерном классе.Разработчик:РГГУ, Социологический ф-т доктор соц.нак, профессор Н.Р. Маликова (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)Эксперты: ____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) Не предусмотрен.