Аналитическая запискао результатах мониторинга деятельности в сфере адвокатурыв Курской областиг. Курск 28.06.2010На территории Курской области квалифицированную юридическую помощь на профессиональной основе оказывают 527 адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр. По состоянию на 28.06.2010 в реестре адвокатов Курской области содержатся сведения о 723 адвокатах. Из указанного количества 527 – сведения о действующих адвокатах, 11 – о приостановивших свою деятельность, 185 – о прекративших статус либо сведения о которых исключены из реестра. Реестр адвокатов Курской области ведется в соответствии с Административным регламентом исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 05.02.2008 № 20, действующим в части, не противоречащей Положению об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства юстиции Российской Федерации 21.05.2009 № 147 (далее – Административный регламент), как на бумажном, так и электронном носителе. В целях доступности для заинтересованных лиц результатов исполнения данной государственной функции реестр размещен на сайте Управления, поддерживается в актуальном состоянии по мере внесения в него изменений. Обо всех изменениях в реестре информируется президент Адвокатской палаты, ежегодно в срок до 1 февраля копия реестра направляется в палату для сведения. Обеспечивается хранение и поддержание в актуальном состоянии 723 реестровых дел адвокатов. Показатели, связанные с работой Управления в текущем году по внесению сведений в региональный реестр, представлены следующим образом: № п/п Наименование показателя По состоянию на 28.06.2010 За первое полугодие2009 года Процентное соотношение показателей 2010 года к 2009 году 1. Присвоение статуса адвоката 19 25 76% 2. Внесение сведений в связи с изменением членства в адвокатской палате 3 0 300% 3. Прекращение статуса 7 11 64% 4. Исключение сведений в связи с изменением членства в адвокатской палате 1 1 100% 5. Приостановление статуса 1 2 50% 6. Возобновление статуса 0 1 0% Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что отдельные показатели 2010 года в сравнении с аналогичными показателями прошлого года претерпели изменения в сторону уменьшения. Но в отличие от показателей 2009 года (0) в текущем году внесены сведения о 3 адвокатах в связи с изменением ими членства в адвокатской палате в соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Кроме того, в текущем году в структуре оснований прекращения статуса адвоката, в отличие от аналогичного периода 2009 года (0), в двух случаях из семи статус адвоката был прекращен в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 17 Федерального закона. Основанием для принятия Советом Адвокатской палаты Курской области решения о прекращении статуса адвоката послужило в одном случае отсутствие в адвокатской палате в течение установленного срока сведений об избрании адвокатом формы адвокатского образования, в другом – неисполнение адвокатом решения конференции Адвокатской палаты Курской области от 20.12.2008 о ежемесячных отчислениях на нужды адвокатской палаты. В остальных 5 – статус адвоката в текущем году был прекращен по собственному желанию адвоката (9 – 1-е полугодие 2009 года). Статус 1 адвоката был приостановлен в связи с неспособностью более 6 месяцев исполнять свои профессиональные обязанности. Сведения о количестве выданных в установленном порядке удостоверений адвокатам представлены в нижеследующей таблице. № п/п Наименование показателя По состоянию на 28.06.2010 За первое полугодие 2009 года Процентное соотношение показателей 2010 к 2009 году 1. Количество выданных удостоверений 22 33 67% 2. В том числе в связи с утратой или порчей 5 7 71% Представленная в таблице динамика показателей выдачи удостоверений связана с уменьшением количества лиц, сведения о которых были внесены в региональный реестр в текущем году, а также снижением количества случаев утрат и порчи удостоверений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Следует отметить, что работа, связанная с ведением реестра, не ограничена только внесением соответствующих сведений в реестр или выдачей из него запрашиваемых сведений. Одновременно проводится проверка достоверности документов и сведений, предоставленных претендентами: факта выдачи претенденту диплома о высшем юридическом образовании, сведений о наличии судимости, подтверждения наличия стажа по юридической специальности. Случаев обжалования действий Управления или жалоб адвокатов по вопросам ведения реестра не имеется. Адвокаты, сведения о которых внесены в региональный реестр, осуществляют свою деятельность в 25 коллегиях адвокатов, 1 адвокатском бюро, 309 адвокатских кабинетах. Складывающаяся в последнее время тенденция увеличения количества обращений адвокатов за выписками из регионального реестра для открытия счета для учреждения адвокатского кабинета свидетельствует о востребованности указанной формы адвокатского образования. За отчетный период текущего года выданы 39 выписок из регионального реестра или 67% от количества за весь 2009 год (58). При этом значительная часть адвокатских образований сосредоточена на территории г. Курска. На районы области приходится 148 адвокатских кабинетов или 44% всех адвокатских образований, зарегистрированных на территории области. Проведенный в рамках мониторинга анализ обеспеченности судебных районов количеством адвокатов, установленным статьей 24 Федерального закона, показал, что судебных районов, где нет адвокатов, в области не имеется. Вместе с тем, установленное Федеральным законом соотношение не выдержано в 22 из 29 судебных районов. При этом по опросу председателей судов данных судебных районов в 14 районах недостаточное количество адвокатов влияет на сроки и качество рассмотрения гражданских и уголовных дел, поскольку в связи с занятостью адвокаты бывают в ряде случаев не готовы к процессу либо рассмотрение дел откладывается. До настоящего времени в Курской области не реализовано положение об инициировании органом государственной власти субъекта Российской Федерации учреждения юридических консультаций. С учетом результатов проведенных Управлением обобщений планируется доведение данной информации до сведения Губернатора Курской области и Президента Адвокатской палаты Курской области. Во исполнение статьи 33 Федерального закона при Адвокатской палате Курской области сформирована и действует квалификационная комиссия для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Так, в текущем году проведено 6 заседаний квалификационной комиссии (7 - в 1-м полугодии 2009 года), по итогам которых статус адвоката был присвоен 21 претенденту (28 - в первом полугодии 2009 года), 12 адвокатов (6 - в первом полугодии 2009 года) привлечены к дисциплинарной ответственности. В 2009-2010 г.г. представления о прекращении статуса адвоката в Совет адвокатской палаты не вносились в связи с отсутствием сведений, которые могли служить основанием для направления соответствующего представления. Вместе с тем, в указанный период в двух случаях из четырех обращения на действия адвокатов рассматривались на наличие возможности реализации данных полномочий. Несмотря на то, что по итогам рассмотрения достаточных оснований для направления представления о прекращении статуса адвоката Управлением не было выявлено, оба обращения были направлены в адрес Вице-президента Адвокатской палаты области для рассмотрения вопроса о возможности внесения представления о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 20 Кодекса профессиональной этики адвоката от 31.01.2003 (с изменениями и дополнениями). Следует отметить, что нередко на практике возникают случаи, когда при рассмотрении поступивших материалов в отношении адвоката усматриваются нарушения законодательства об адвокатской деятельности, недостаточные для внесения представления о прекращении статуса адвоката, однако требующие применения иных мер дисциплинарного воздействия. Но территориальные органы юстиции не наделены правом внесения представления о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности, и направленные обращения в таких случаях рассматриваются Вице-президентом Адвокатской палаты в общем порядке. При этом в ряде случаев в возбуждении дисциплинарных производств по данным обращениям отказывают, не всегда, по нашему мнению, обоснованно. Так, в связи с поступившим в текущем году из Адвокатской палаты Курской области ответом на представление начальника Следственной части Следственного управления при УВД по Курской области в отношении адвоката З., Управлением было подготовлено обращение о несогласии с отказом палаты в возбуждении дисциплинарного производства и предложено возвратиться к данному вопросу повторно, поскольку, по нашему мнению, в представленных заявителем материалах имелись достаточные основания для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности, не связанной с прекращением статуса адвоката. Дисциплинарное производство после повторного рассмотрения представления в отношении адвоката было возбуждено и по результатам рассмотрения квалификационной комиссией 29.04.2010 вынесено положительное заключение о наличии в действиях адвоката нарушений действующего законодательства. Решением Совета палаты адвокату было объявлено замечание. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (8) количество обращений в сфере адвокатуры в текущем году уменьшилось в два раза (4), при этом 2 обращения были связаны с разъяснением положений Федерального закона и предоставлением информации об адвокате. В целях выявления оснований для реализации данных полномочий Управлением совместно с Адвокатской палатой проводятся ежегодные сверки для выявления адвокатов, не известивших палату в установленный трехмесячный срок об избранной форме адвокатского образования. Для выяснения источников, объема и характера поступающей в Адвокатскую палату Курской области информации о совершении адвокатами проступков, противоречащих профессиональной этике, выявления наиболее распространенных нарушений профессиональных обязанностей, допускаемых адвокатами, Управлением ежегодно проводится изучение работы адвокатской палаты и квалификационной комиссии по рассмотрению обращений на действия адвокатов. В 2010 году такое изучение проведено в феврале за период деятельности палаты – 2009 год. Результаты обобщения показали, что на фоне незначительного увеличения на 7% количества обращений на действия (бездействие) адвокатов, поступивших и рассмотренных в установленном порядке Адвокатской палатой в 2009 году, по сравнению с 2008 годом (92 и 99), увеличилось с 15% в 2008 году до 23% в 2009 году количество обоснованных обращений. В структуре обращений 2009 года 29 или 30% составляли обращения граждан с требованием о возврате неотработанного адвокатом, по мнению доверителя, гонорара. Наряду с этим ни одно из 20 представлений правоохранительных органов не было признано обоснованным. Отмеченная выше тенденция увеличения количества обоснованных обращений в сфере адвокатуры свидетельствует о том, что данная проблема требует внимания. Однако нельзя не заметить, что квалификационной комиссией при адвокатской палате на 28.06.2010 рассмотрено 26 дисциплинарных производств, что составляет 96% за весь 2009 год (27). Из указанного количества производств 16 или 62% возбуждено по представлению вице-президента палаты. С учетом положительных заключений квалификационной комиссии решением Совета палаты 12 адвокатов привлечены к дисциплинарной ответственности (1-е полугодие 2009 – 6). В целях повышения эффективности реализуемых полномочий и для получения дополнительных источников информации о возможных нарушениях в деятельности адвокатов Управлением проводится «горячая телефонная линия». Состояние нормативно-правового регулирования сферы адвокатуры в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, в Курской области представлено следующим образом. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 33 Федерального закона в области принят Закон Курской области от 07.04.2003 № 11-ЗКО «О порядке избрания от Курской областной Думы представителей в квалификационную комиссию при Адвокатской палате Курской области», который устанавливает порядок избрания представителей Курской областной Думы и требования, предъявляемые к ним. Во исполнение положений статьи 26 Федерального закона, которым предусмотрено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов России по вопросам, связанным с оказанием бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, специалистами Управления в свое время был разработан проект Закона Курской области «О перечне документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядке предоставления указанных документов», который принят Курской областной Думой 7.04.2003 № 16-ЗКО и действует по настоящее время. Ежеквартально постановлением Правительства Курской области по представлению комитета по труду Курской области определяется величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Курской области. Советом Адвокатской палаты Курской области принято 13.11.2002 решение об утверждении Положения об оказании малоимущим гражданам бесплатной юридической помощи адвокатами Курской области. Однако, порядок компенсации расходов адвокату при оказании бесплатной юридической помощи, установление которого пунктом 9 статьи 25 Федерального закона, подпунктом 27 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, до настоящего времени отсутствует и, соответственно, в бюджете области не предусмотрено такое финансирование. Очевидно, что эффективная реализация норм Федерального закона, а, следовательно, и конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь зависит от полноты, достаточности, доступности нормативно-правового регулирования данной сферы. Отсутствие нормативных правовых актов, регулирующих вопросы компенсации расходов адвокатов по оказанию бесплатной юридической помощи, приводит к тому, что она оказывается адвокатами в недостаточном объеме. По сведениям Управления Росстата Курской области численность населения области на 01.04.2010 составила 1146,7 тыс. человек, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 138,7 тыс. человек (показатель 2009 года). Таким образом, в процентах от общей численности населения, такая категория граждан, имеющая теоретически право претендовать на оказание юридической помощи бесплатно, составляет 12%. По данным Адвокатской палаты Курской области в 2009 году к адвокатам обратились 176 граждан или только 0,13% от количества малоимущих, за 5 месяцев 2010 – 114 или 0,08%. При этом, изучение в июне текущего года информации ВУЗов, имеющих юридические факультеты, отдельных правозащитных общественных организаций, Курской областной нотариальной палаты, Курского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Уполномоченного по правам человека в Курской области свидетельствует о том, что данный вид услуг правового характера на безвозмездной основе востребован населением области и по приблизительным подсчетам составляет как минимум 3000 обращений в год или свыше 2% от общего количества малоимущих граждан только на территории г. Курска. Из этого вытекает необходимость дальнейшего совершенствования системы оказания юридической помощи гражданам, в том числе в установленных законом случаях – бесплатной, что напрямую соответствует заявленной государством цели создания условий для улучшения качества реализации гражданами конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Поскольку данная цель поставлена Минюстом России в качестве одной из первостепенных, ее реализация на территории Курской области – предмет контрольных полномочий Управления. Вместе с тем, следует отметить, что ни в Управление, ни в Адвокатскую палату не поступали жалобы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, на отказ в ее предоставлении адвокатами области. Особое внимание уделяется контролю за оказанием юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда (ст. ст. 50, 51 УПК РФ). В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 31 Федерального закона решениями Совета Адвокатской палаты Курской области 23.04.2007 и 29.05.2008 приняты Порядки оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда в г. Курске и районах области, дважды в год разрабатываются графики дежурств адвокатов для выполнения ст. ст. 50, 51 УПК РФ. При этом невыполнение адвокатом этого требования закона без уважительной причины, а также несвоевременная явка или неявка за получением графика дежурств является дисциплинарным проступком, влекущим применением мер дисциплинарной ответственности. Прием уведомлений (решений, постановлений и т.д.) дознавателей, следователей и судов о необходимости участия защитника в уголовном судопроизводстве в порядке ст.ст. 50, 51 УПК РФ, осуществляет координатор – сотрудник адвокатской палаты. Изучение оснований для внесения в текущем году Вице-президентом Адвокатской палаты Курской области представлений о привлечении к дисциплинарной ответственности адвокатов показывает, что палата предпринимает активные действия к выявлению и пресечению случаев нарушения адвокатами порядка оказания юридической помощи в уголовном судопроизводстве. За неисполнение или ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей при осуществлении защиты по уголовным делам в порядке статей 50 и 51 УПК РФ к дисциплинарной ответственности привлечены 5 адвокатов, 4 из которых объявлено предупреждение и 1 – замечание. Что касается проверок Адвокатской палаты Курской области и адвокатских образований в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон от 12.01.1996), то следует отметить следующее. На основании статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996, в соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 г. № 90 (зарегистрирован в Минюсте России 06.04.2009 года, регистрационный № 13679), документальные и выездные проверки Негосударственной некоммерческой организации Адвокатской палаты Курской области, коллегий адвокатов Управлением не проводились. В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 Негосударственная некоммерческая организация Адвокатская палата Курской области, коллегии адвокатов ежегодно представляют в Управление документы, содержащие отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам и в сроки, установленные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». В ходе анализа вышеуказанной ежегодной отчетности Управлением установлено, что 3 коллегии адвокатов, в нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 и пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не представили в Управление сведения о новом адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа. На основании изложенного и, руководствуясь подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996, Управлением вынесены предупреждения, обязывающие устранить допущенные нарушения. Нарушения устранены в срок. Задача по созданию условий для улучшения качества реализации гражданами конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи – одна из приоритетных в деятельности Управления и Адвокатской палаты области. Достижение ее возможно при условии эффективного осуществления каждым возложенных полномочий. Полагаем, что внесение представления о прекращении статуса адвоката как одно из существенных полномочий Управления, должно иметь место только в исключительных случаях и являться крайней мерой, когда другие меры воздействия исчерпаны и неэффективны. Для принятия решения о внесении представления о прекращении статуса адвоката территориальному органу юстиции необходимо обладать достаточной информацией об обстоятельствах, являющихся основанием для прекращения статуса адвоката. В свою очередь, представление территориального органа является лишь поводом для возбуждения президентом адвокатской палаты в отношении адвоката дисциплинарного производства. Вопрос прекращения статуса адвоката решается Советом адвокатской палаты Курской области. Однако существуют проблемы, которые затрудняют на практике эффективную реализацию указанных полномочий и требуют совершенствования законодательства в этой сфере. В первую очередь они связаны с отсутствием в федеральном законодательстве четких механизмов проверки сведений, являющихся основаниями для направления в адвокатскую палату указанного представления. Например, отсутствие закрепленного в законодательстве права территориального органа юстиции по сбору необходимой информации, документов для анализа поступившей информации о совершенном адвокатом проступке, достаточных для принятия решения о внесении представления. Не предусмотрено право истребовать объяснение у адвоката, произвести опрос заявителя, других лиц для установления факта дисциплинарного проступка. Поэтому, как правило, представления могут вноситься только в случаях сообщения заявителем необходимых для постановки вопроса о лишении статуса адвоката доказательств. В остальных случаях жалобы вместе с материалами направляются в Адвокатскую палату Курской области для рассмотрения в общем порядке. Отсутствует у территориального органа и право обращаться в суд в случаях, если адвокатская палата, рассмотрев представление о прекращении статуса адвоката, отказала в его удовлетворении либо адвокат был привлечен к менее строгой мере дисциплинарной ответственности. Кроме того, полагаем, что наделение территориального органа полномочием по внесению представления о возбуждении дисциплинарного производства с признанием его в качества повода для возбуждения дисциплинарного производства, не связанного с лишением статуса адвоката, значительно повысит эффективность реализации государственным органом контрольных и надзорных полномочий в сфере адвокатуры. Важным стимулирующим фактором в активизации деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи адвокатами могло бы стать упрощение порядка компенсации адвокатам расходов по оказанию бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных статьей 26 Федерального закона. Реализация указанной нормы Федерального закона затруднена, так как данное право предусмотрено законодательством только для отдельных категорий малоимущих граждан по ограниченному кругу вопросов. Вместе с тем, как показывает практика, для обращения к адвокату за бесплатной помощью гражданину необходимо представить целый пакет документов. Такая процедура неудобна и для гражданина и для адвоката. Следовательно, существующий порядок оказания бесплатных юридических услуг должен быть адаптирован к потребностям и возможностям населения. В целях обеспечения доступности бесплатной юридической помощи необходимо на законодательном уровне расширить перечень категорий лиц, имеющих право на получение указанной помощи, дополнив его, например, безработными, сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, многодетными семьями и т.п. Представляется целесообразным также расширить виды бесплатной юридической помощи, оказываемой гражданам адвокатами.