АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МОУ КСОШ №2ЗА 2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД.Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социально-психологического образования и консультирования детей и взрослых. Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т.д.).Основная цель Службы - обеспечение условий для полноценного психического и личностного развития всех субъектов образовательной среды в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.Основные задачи Службы: - сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса; - содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации; - осуществление необходимой консультативной, диагностической, просветительской и психопрофилактической помощи руководителям, педагогическим работникам и родителям; - определение индивидуальных особенностей детей на каждом возрастном этапе и их учет при построении образовательной стратегии учреждения; - выявление и устранение причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; - оказание необходимой срочной психологической помощи субъектам образовательной среды в условиях образовательного учреждения; - проведение адаптационных мероприятий со вновь поступившими в учреждение воспитанниками и обучающимися, формирование благоприятного психологического климата в коллективах; - определение готовности детей к обучению в школе; переход из начального звена в среднее; профориентационная работа в старших классах; - разработка и реализация индивидуальных и групповых коррекционных программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа и существующих проблем; - осуществление психологического консультирования детей и взрослых; - участие в работе педсоветов, консилиумов и др. с правом совещательного голоса; - составление заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию детей и подростков; - осуществление научно-методической работы по теме проводимых исследований, методическое обеспечение инновационной педагогической деятельности; - проведение ряда организационных мероприятий, направленных на оформление кабинета психолога и необходимой визуальной информации.Тема: «Роль психологической службы в формировании психолого-педагогических ориентаций, гуманизации школьной жизни в целях развития личности, повышения психологической культуры».Задачи:^ 1. Анализ психолого-педагогических причин, препятствующих личностному росту педагогов и учащихся.2. Разработка модели психолого-педагогической помощи педагогам и учащимся в формировании ценностных ориентаций, позитивных межличностных отношений в целях развития личности.^ 3. Разработка программ повышения психологической культуры педагогов, родителей и учащихся в условиях эксперимента. На основании анализа за предыдущий год была определена тема и задачи, а также составлен план психологического сопровождения на 2008-2009у.г. с охватом работы по всем направлениям. В начале года проводилась работа по психологическому сопровождению учеников 1-х, 5-х, 10-х классов с целью выявления дезадаптации у детей при переходе к новым условиям обучения, для оказания своевременной психологической и педагогической помощи. Первый этап исследования в сентябре и октябре, а второй в апреле и мае, проводилась большая работа с учащимися 1-х классов по выявлению готовности, а затем по адаптации к школьному обучению. Результат этих двух исследований определяется характеристикой, условно называемой «уровень школьной зрелости первоклассника». По определению уровня готовности адаптации проводился с каждым ребенком как индивидуально, так и в группе. В основе исследования лежал ряд методик по изучению психологической готовности детей к школьному обучению. Определялись следующие параметры: уровень умственной активности, саморегуляция, словарный запас, кратковременная память, умозаключение и суждение, мотивационная готовность. Работа с каждым ребенком носила не только диагностический характер, но также и психокоррекционный характер. Так в индивидуальной беседе выявлялся уровень психосоциальной готовности ребенка, а во время групповых занятий личностные качества учеников: самооценка в межличностных отношениях, коммуникабельность, самопроизвольность и так далее. Особое внимание в работе с первоклассниками уделялось выявлению школьной тревожности. Был проведён ряд занятий, носивших характер диагностики и коррекции. Анализ результатов данной работы помог не только детей со страхом и повышенной тревожностью, но и причины их возникновения. Оказалось, что большую роль в этом играют детско-родительские отношения. По этой причине было проведено родительское собрание с темой по данной проблеме. Исследование показало, что до 20% детей в каждом классе имеют повышенный фон тревожности. Как правило, невроз обусловлен стилем воспитания. Проводились психологические занятия по сопровождению первоклассников в течение учебного года с целью сплочения коллектива, снижения напряжения у детей, при этом использовались здоровьесберегающие технологии. По результатам данных за учебный год составлены таблицы- карты наблюдений (кабинет психолога), представлены в форме информации учителям начальных классов для совместного планирования по работе с детьми во втором классе с целью профилактики и коррекции снижения учебной мотивации. В ноябре – декабре 2008 у.г. согласно годовому плану была проведена работа по в 5-х классах с целью психолого-педагогическая поддержка в период адаптации в новой социально-педагогической ситуации и оказание помощи пятиклассникам не приспособившимся к этой ситуации, профилактики дезадаптации в новых условиях обучения и отслеживания динамики обучения и эмоционального отношения, а также разработка плана дальнейшего взаимодействия учителя с учеником. В основе исследования использовалась «методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» в модификации А.Д.Андреевой. Психологический мониторинг показал, что уровень тревожного состояния к концу учебного года может повышаться. Причиной является снижение учебной мотивации, увеличение учебной нагрузки, низкая самооценка (по результатам исследования). На основе результатов диагностического исследования составлена сводная таблица «адаптации», которая должна лечь в основу работы с учениками, использования данных в период адаптации к учебным условиям (в начале каждого учебного года). Проводились родительские собрания, занятия с элементами тренинга на темы: «Как научиться учиться», «Ссоры и конфликты в коллективе», «Психологический КВН для пятиклассников», «Планета-класс (акция)». Но остались вопросы, в разрешении которых классным руководителям требуется помощь как психолога так и других учителей, работающих в 5-ом классе, а также администрации школы. Психологической службе необходимо внести в план работы больше мероприятий по работе с родителями. Для современного 10 класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей. Основная цель работы психолога в 10 классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения. Задачи: 1) совместная с классными руководителями работа по адаптации в начале учебного года; 2) отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление на симптомы дезадаптации; 3) психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников. Проводились уроки психологии «Трудно быть собой», «Самопознание». Целью этих уроков является – научить оценивать успешность своих действий. С целью выявления дезадаптированных учеников проводилась диагностика. Были использованы методы: - проективного рисования (модифицированные) «Звёзды класса», «Футболка для соседа»; - «методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» в модификации А.Д.Андреевой. По результатам работы проводились индивидуальные консультации с учениками, родителями. По запросу администрации и классных руководителей проводились следующие исследования: - 6 «б» - изучение коммуникативных склонностей учащихся; - 6 «а» - классно-обобщающий контроль; - социологический опрос родителей будущих первоклассников – «ожидания родителей от школы», изучение эмоционального состояния в период пред школьной подготовки; - 8-е классы – изучение интересов, увлечений, мотивации на учебные предметы; - 11-е классы – «профессиональное самоопределение». В связи с внесением в расписание профориентации девятиклассников удаётся провести полноценную диагностику склонностей и интересов, а также провести с учащимися классные часы по различным вопросам психологического развития. Использовались методики: - вводное анкетирование, которое выявляет склонности ученика к тому или иному профилю, профессии, любимые предметы, а также причины, влияющие на выбор. Цель анкеты актуализирующая (для учащихся) - так как учащиеся делают первичный выбор и мотивируются на проведение с ними профориентационной работы, и информационно аналитическая (классного руководителя, родителей); - тест Голланда - Методика «За и против» - ШТУР - Методика Айзенка (по выявлению характерологических особенностей личности). Комплекс методик позволяет выявлять особенности учащихся (характер, уровень умственного развития, тип личности, склонность к той или иной профессии) По результатам диагностики проводятся консультации, которые позволяют учащимся глубже осознать проблему и перспективы профессионального выбора, а также профиля обучения. В марте и апреле согласно годовому плану проводилось изучение уровня психологической готовности учеников к участию в ЕГЭ. Анкетирование было проведено в 9-х классах в два этапа, перед пробным экзаменом и после, а в 11-х класса после пробного экзамена. Цель опроса: - выявить отношение девятиклассников к ЕГЭ; - выявить удовлетворенность уровнем подготовки к ЕГЭ; - определить уровень и причины тревожности, возникающей в связи с ЕГЭ; - ознакомить преподавателей с полученной информацией. Полученные после анализа результаты были представлены для обсуждения ученикам и их родителям, учителям. Проводились занятия по психологической подготовки учеников к ЕГЭ, давались рекомендации. Проведены индивидуальные консультации. Были подготовлены выступления на МООШ по данной теме. В течение года проводился ряд мероприятий по профилактике ПАВ и пропаганде здорового образа жизни: - в первом триместре была проведена внутришкольная акция «За здоровый образ жизни»; - с 3 по 8 ноября среди старшего эвена школы проводилось мероприятие, рекомендованное Отделом образования, опеки и попечительства. Основная цель – предупреждение распространения экстремизма в молодёжной среде и профилактика употребления ПАВ; - в феврале на основании приказа Отдела образования и в рамках годового плана проводилось мероприятие по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ПАВ среди среднего и младшего звена школы. В план были включены мероприятия: 1. Психологический конкурс для 7-х классов. 2. Сказка «О вредных привычках» для начальных классов. 3. Психологический конкурс для 8-х классов. В организации и проведении мероприятий принимали непосредственное участие классные руководители 7-х классов ^ Куликова Татьяна Александровна и Адарченко Марина Алексеевна, 8-х классов Мелещенко Наталья Николаевна и Кулинцова Валентина Алексеевна. Проведённые мероприятия имеют место в развитии и воспитании личности школьников. Этому свидетельствуют интерес и активность учеников. Подобные конкурсы дают возможность положительного проявления и реализации «себя» ученикам, которые требуют к себе повышенного внимания. Повысился процент обращения учеников в психологическую службу за помощью по данной проблеме. Но необходимо отметить и то, что ученики лишь односторонне понимают проблему, а также существуют проблема навыков общения, не широкий кругозор по развитию здорового образа жизни. Поэтому есть необходимость в проведении внеклассных мероприятий по следующим темам: - конфликты в подростковой среде; - навыки общения со сверстниками, старшим поколением; - «вредные привычки и борьба с ними»; - «моё хорошее настроение» и т.д. Как известно коррекционная работа занимает важную роль в эффективности работы психолога в качестве «помощника» по адаптации учащихся, по развитию их познавательных способностей, повышению учебной мотивации, когнитивных процессов, духовных и нравственных качеств и т. д., но к с сожалению невозможно заниматься коррекционной работой полноценно как хотелось бы. Но, тем не менее, этой области отводится определённое время. Работа ведётся в 1-х классах, в 5-х, 10-х (как было отмечено выше), в группах продлённого дня. Учащиеся с большим интересом посещали занятия. Это и не удивительно; игровая атмосфера, новая обстановка (игровая комната), малые группы – всё это создаёт доброжелательную атмосферу, способствует адаптации учащихся. Во вторых классах проводилась работу по диагностике, профилактике коррекции страхов у детей. На основании результатов классным руководителям составлены информационные листы, в которых даны рекомендации по работе с детьми, склонных к тревожному состоянию. Проведены консультации по индивидуальным показателям детей. Существует необходимость в проведении занятий по данной тематике новом учебном году. Возникла необходимость о разработке программы по работе с детьми, испытывающие страхи. Преобладающие страхи у детей. Таблица 1. ^ Iархаические IIпространственные IIIсоциальные IVвитальные Vшкольные VIмагические 2 «а» 48% 46% 90% 68% 58% 25% 2 «б» 50% 31% 67% 67% 60% 48% С целью развития у детей начальной школы процессов мышления, произвольного внимания, запоминания, проводились индивидуальные и групповые занятия. Проведена работа по подготовке детей на ПМПК. С целью развития творческого мышления проводились интегрированные уроки технологии совместно с классными руководителями Хлыстуновой Г. И. и Пилипенко Н.Г. Разработаны и апробированы занятия по развитию памяти и внимания. Результаты носят плодотворный характер. В восьмых классах проведён урок релаксации с использование ИКТ, музыкальным сопровождением. Занятие произвело впечатление на детей. Проводятся занятия с учениками состоящие на внутришкольном учёте и на учёте КПДН. Индивидуальные занятия ребёнком инвалидом позволяют лучше ему адаптироваться в социуме. В течение учебного года проводилось психологическое консультирование всех участников образовательного процесса. Консультационная работа шла традиционно в виде собеседования с учащимися. Но с развитием новых технологий использовалось компьютерное тестирование учащихся. С каждым годом интерес и необходимость в психологическом консультировании родителей растёт. Тематика консультаций разная, но наиболее часто родители обращаются с проблемами воспитания и взаимоотношений с детьми, снижение интереса к учёбе. Наиболее часто консультации с учениками проходят после диагностического исследования, потому как дети хотят больше узнать о себе. Приход детей на консультацию к психологу обусловлен ещё непониманием со стороны окружающих, чувства одиночества. Поэтому кабинет психолога необходим в школе, так как дети могу разрешить многие свои проблемы (по анализу консультаций). Психологическое просвещение учителей и родителей занимаем особое место в работе психологической службы школы. В течение года проведены родительские собрания по следующим темам: - «Как выйти из конфликтной ситуации»,общешкольное род. Собрание(11.02. 09.); - «Школьная готовность», для родителей будущих первоклассников (октябрь); - «У вас в семье растёт подросток», род. собрания в 5-х классах; - родительское собрание в 6 «а» классе по результатам диагностического исследования по запросу администрации; - «Психологическая поддержка детей в период подготовки к ЕГЭ», для родителей 9-го «б» (по запросу Кл. руководителя); - «Страхи первоклассников. Профилактика и коррекция». Выступления на методобъединениях округа школ: - «Безотметочное оченивание первоклассников», МО учителей начальных классов; - «Психологические рекомендации по работе с дошкольниками», МО учителей и воспитателей ДОУ. Методический (стендовый) материал: - «Как воспитать оптимиста в ребёнке»; - «Психологические особенности пятиклассников. Рекомендации родителям»; - «Нарушения поведения у детей»; - «Психологическая подготовка к ЕГЭ»; - «Как правильно вести себя с агрессивным ребёнком»; - «Трудности периода адаптапции. Рекомендации учителям». Участие на областном семинаре с докладом на тему: «Психологические эффекты в системе взаимоотношений «учитель-ученик»».^ Рабочие программы, использованные в 2008-2009 у.г.:1. Профилактические: - «Здравствуй школа» - адаптационные занятия с первоклассниками. Н.В. Пилипко, Т.В. Гралова, М.Ю. Чибисова; - «Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10 – 12 лет», под редакцией И.В. Дубровиной, «Академия. 2000 г.» / Рекомендовано Министерством образования РФ; - «Я выбираю жизнь». – Г.В. Пилюгина / Главное управление образования Воронежской области; - Программа развития мотивов межличностных отношений у подростков 12 – 15 лет. – И.В. Дубровина / Министерство образования РФ, «Академия. 2000 г.».^ 2. Коррекционно – развивающие: - «Секреты успешной учебы». Е.В. Меттус, А.В. Литвина; - «Психологическая поддержка учащихся». – Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова.3. Развивающие: - «Курс развития творческого мышления». – Ю.Б. Готанов / Госстандарт России, «Иматон», - С.П., 1998 г.; - Комплексно – целевая программа «Одаренные дети». / Готовится к утверждению на педагогическом совете школы; - Рабочая программа по подготовке к школе детей 6 – 7-летнего возраста. / Утверждено на педагогическом совете школы (№ 6 от 04.12.2008 г.).Анализ проведенной работы показывает правильность выбранной стратегии работы психологической службы. Охват работы растет в связи с тем, что психолог имеет четко поставленные задачи и конкретные цели своей работы, а также благодаря тому, что осуществляется непрерывное психологическое сопровождение участников образовательного процесса. Подводя итог анализу работы хочется отметить, что как считаю необходимо сделать для более успешного психолого-педагогического сопровождения учащихся в нашей школе. Это: 1.Успешное и эффективное планирование работы, учитывая практический опыт последних лет. В настоящие время изучаю опыт других психологов, собираю методические статьи по этой тематике, методики, программы занятий и по этому направлению уже многое сделано. 2. Организовывать и вести регулярное наблюдение оценочной составляющей деятельности педагогов в ходе уроков; 3. Охват новых направлений это: работа с трудными подростками и кружковая (как просветительская, так и тренинговая) работа. 4. Вижу реальную необходимость оснащения компьютера пакетом диагностических программ. 5. В коррекционно-развивающей работе охват 2-х, 3-х и 4-х классов наиболее глубже . 6. Разработать опросник для выявления отношения учащихся к оценкам учителей. 7. Подготовить выступления на семинарах, педсоветах и родительских собраниях с лекциями и докладами, раскрывающими роль функции самооценки в развитии личности ребенка и условия формирования адекватной самооценки; в результате данных выступлений должна появиться мотивация учащихся и их родителей на получение психологической помощи, в том числе консультации по данному вопросу. 8. Учитывать данные психологических исследований в работе с учениками, а значит тесная связь с педагогами и учителями предметниками; 9. Создание психолого-педагогической комиссии внутри школы с целью оказания помощи учителям, ученикам и родителям. Разработка совместных мероприятий с другими службами школы.^ Подготовил педагог-психолог I категорииМОУ Каменская СОШ №2 Валентина Викторовна Черенкова.Приложение 1.Мониторинг процесса адаптации учащихся 5-х классов. Уровень школьной тревожности.Приложение 2.Самооценка пятиклассников в межличностных отношениях.Приложение 3.^ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС УЧАЩИХСЯ 11-Х КЛАССОВО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ.НАИБОЛЕЕ ВЫБИРАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ^ У УЧЕНИКОВ 11-Х КЛАССОВ (2008-2009 У.Г.)1. ВОЕННОЕ;2. ЮРИДИЧЕСКОЕ;3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ;4. ТЕХНИЧЕСКОЕ;5. ЖУРНАЛИСТИКА;6. МЕДИЦИНСКОЕ;^ 7. ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.Приложение 4.КТО ПОВЛИЯЛ НА ВЫБОР ВУЗа?«Я» -47,5%РОДИТЕЛИ – 42,5%СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ -27,5% ^ КТО ПОВЛИЯЛ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ?«Я» - 57,5%РОДИТЕЛИ – 15%СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ – 20%ДРУЗЬЯ – 7,5%Приложение 5.Состояние учащихся в момент сдачи пробного ЕГЭ.Спокойное тревожное паническое11 «а» 55% 35% 10%11 «б» 70% 35% -9 «а» 50% 45% 5%9 «б» 53% 26% 20% Приложение 6.Как изменилось психологическое состояние после «пробного» ЕГЭ?стало спокойным стало тревожным не изменилось11 «а» 10% 35% 55%11 «б» 40% 10% 50%9 «а» 10% 25% 40%9 «б» 6% 20% 73%Приложение 7.Чувство доброжелательности во время «пробного» ЕГЭ.Да Нет11 «а» 80% 20%11 «б» 45% 35%9 «а» 75% 25%9 «б» 40% 26%Приложение 8.Отношение к ЕГЭ после пробного экзамена.положительное отрицательное11 «а» 40% 50%11 «б» 85% 20%9 «а» 75% 25%9 «б» 46% 26%Приложение 9.Отношение к ЕГЭ 9-тиклассников и родителей перед пробным экзаменом.Положительное отрицательное затруднились ответить Ученики 40% 51% 9%Родители 43% 37% 20% Приложение 10.Самооцениание готовности к ЕГЭ.да нет затрудняюсь ответить 11 «а» 30% 45% 25%11 «б» 80% 10% 10%9 «а» 35% 25% 40% 9 «б» 20% 33% 47%Психологический КВН «Подросток в мире, где может быть зло»Цели: - профилактика употребления ПАВ; - возможность нахождения правильного быстрого решения в критической ситуации; - осознание роли коллектива в проблемных ситуациях; - умение грамотно ориентироваться в СМИ.Участники: - подростки 7-8 классов; - в состав жюри входят три учителя и три старшеклассника (оценку обязательно должны давать и дети); - ведущий (им может быть как взрослый, так и подросток) ^ Подведение итогов.Награждение производится по следующим номинациям: «лучшая реклама» «самые креативные» «самые находчивые» «самые весёлые».^ Время проведения мероприятия:в любое свободное от учебы время, с созданием праздничной атмосферы.«Дорогие ребята! Уважаемые гости! Глубокоуважаемое жюри! Добро пожаловать на нашу весёлую и очень серьёзную игру! Где мы должны победить своими шутками, остроумием, находчивостью самое страшное зло в мире. Вы спросите «какое»? Смотрите, слушайте и играйте вместе со своими любимыми командами!»^ Сценарий праздника.Задание 1.Представление команд: - название (обязательно в тему мероприятия) - девиз - эмблема (с объяснениями)Задание 2«А сейчас у вас есть возможность заработать дополнительные очки. За 2 минуты придумать девиз к теме нашей игры, который возможно станет жизненным кредом многих подростков.»Задание 3«Человек всегда должен стремиться к самосовершенствованию, должен уметь противостоять дурным качествам, мыслям, поступкам, делам. Я предлагаю вам, ребята, сейчас сделать это на бумаге. В течение 1 минуты напишите антонимы следующим понятиям: 1. Жадность - 2. Ложь – 3. Уныние – 4. Трусость – 5. Грубость- 6. Высокомерие – 7. Курение – 8. Наркомания – 9. Пьянство – 10. Распущенность-»Задание выполняется в течение 1 минуты по 2 человека от команды, затем листочки передаются жюри.Задание 4 Домашнее задание. Каждая команда должна подготовить по 3 вопроса другой команде. Задание 5«Как хорошо вы подготовились, ребята. А сейчас новое задание: вы должны подготовить антирекламу табачной и алкогольной продукции, наркотическим веществам. Нарисовать этикетки или проиграть ситуацию.»Пока команды готовятся, болельщики представляют номера художественной самодеятельности о здоровом образе жизни.Задание 6Командам задаются незаконченные истории, которые они должны закончить после двух минутного обсуждения. В это время звучит мелодичная музыка.Ситуации: 1. Один из друзей из вашей компании познакомил вас со своим приятелем, который сразу же начал входить к вам в доверие. Он много шутил, рассказывал смешные истории, угощал чем-нибудь, часто быть заводилой… Стремился стать душой вашей компании и у него это не плохо получалось. Однажды он предложи попробовать покурить, но не просто сигареты (ведь у вас в компании никто не курить), а то от чего будет хорошо и весело: «Мы только попробуем. Со мной ведь до сих пор ничего не произошло». 2. Вы пришли на дискотеку. Но настроение у вас не очень весёлое. Один из ваших приятелей, заметив это, предлагает поправить вашу ситуацию с помощью «волшебных витамин». Вы отказываетесь, сославшись на то, что не хотите привыкнуть к таким таблеткам. Но приятель настойчиво продолжает предлагать таблетки, приводя аргументы, что если не так часто их употреблять, то ничего страшного не произойдёт, сейчас вся современная молодёжь «балуется » этим…Во время ответов задаются дополнительные вопросы.Задание 7Ведущий даёт по очереди шарик, а участники команд должны быстро ответить на один и тот же вопрос: как можно провести время, не прибегая к ПАВ?P.S: Все плакаты и рисунки участвующих команд вывешиваются после игры на школьных стендах. Составил: педагог-психолог В.В.Черенкова МОУ Каменская СОШ№2^ Мероприятие по профилактике ПАВ и пропаганде здорового образа жизни для среднего и начального звена школы.Психологический КВН «Подросток в мире, где может быть зло».7-е классы.«Сказка о Красной Шапочке, Волке и Вредных привычках».Психологический КВН «Подросток в мире, где может быть зло». «Фотография на память. Не бросим друга в беде».«Мы одна команда». «Вредным привычкам – НЕТ!».Психологические занятия в начальной школе.