Аналитическая записка по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами и по реализации пилотных проектов переработки отходов в субъектах Российской ФедерацииОбщая характеристика проблемы. По официальным данным ежегодно в России образуется более 3,5 млрд. тонн отходов, в том числе 35-40 млн. тонн коммунальных (твердых бытовых) отходов (ТБО). В настоящее время на территории Российской Федерации в отвалах и хранилищах накопилось более 94 млрд. т твердых отходов. За прошедшие 5 лет общий объем образующихся в России отходов вырос в 1,5 раза. Более половины отходов (54%) образуется при добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (в основном - угольная промышленность), 17% приходится на цветную металлургию, 16% - на черную, 12% - это остальные отходы, включая коммунальные. В угольной промышленности с повышением доли открытого способа в общем объеме добычи угля и ростом коэффициента вскрыши увеличивается удельный объем отходов производства. Значительная часть отходов традиционно использовалась для заполнения выработанного пространства разрезов, частично для засыпки провалов и лишь небольшая часть – в строительстве и производстве строительных материалов. Неиспользуемые отходы размещены во внешних отвалах, которые занимают значительные территории. В результате низкой степени вторичного использования и обезвреживания отходов значительное количество накопленных отходов находится, как правило, на промышленных площадках предприятий, занимая огромные площади. По предварительным данным на территориях, принадлежащих предприятиям, размещено 28,4 млрд. т отходов, а всего в России под объекты захоронения отходов отчуждено около 1 млн. га земель. На объекты захоронения попадают отходы потребления бытового электрооборудования и электронной техники, отработавшие химические источники тока, отходы бытовой химии, отходы пластмасс и полимеров. По среднестатистическим данным на каждого жителя России в год образуется от 1 до 1,4 куб.метров ТБО. Усиленным ростом образования отходов характеризуется коммунальный сектор, что связано, в первую очередь, с активным использованием упаковки и упаковочных материалов. При этом доля объектов для размещения бытовых отходов составляет более 50 % всех объектов размещения отходов в стране, из которых соответствуют установленным требованиям не более 8 %. В частности в Москве ежегодно образуется 10 млн. т промышленных и бытовых отходов, которые вывозятся на специализированные свалки. Таких свалок в Подмосковье свыше 80, каждая площадью от 3 до 10 га.Таблица 1. ^ Оценка объемов ТБО и вторичных ресурсов в некоторых городах РФ Город Кол-во жителей Кол-во всех отходов (т/год) ^ Кол-во ТБО (т/год) Макула-тура (т/год) Черный металл (т/год) ПЭТФ (т/год) ^ ПЭНД+ПЭВД(т/год) Цветной металл (т/год) Стекло (т/год) Н.Новгород 1 311 000 307 026 220 336 10 2 625 3 935 4 320 551 10 492 Самара 1 158 100 271 218 271 218 9 269 2319 3 476 3816 487 9 269 Омск 1 133 900 265 550 190 571 9 075 2 270 3 403 3 737 476 9 075 Ростов 1 070 200 250 632 179 866 8 565 2 143 3 212 3 527 450 8 565 Уфа 1 047 600 245 340 176 067 8 384 2 097 3 144 3 452 440 8 384 Волгоград 1 012 800 237 190 170 218 8 106 2 028 3 040 3 338 426 8 106 Пермь 1 100 000 257 611 184 874 8 804 2 202 3 301 3 625 462 8 804 Екатеринбург 1 293 000 302 810 217311 10 2 589 3 881 4 261 543 10 348 Калуга 334 750 78 396 56 261 2 679 670 1 005 1 103 141 2 679 Тверь 408 900 95 761 68 723 3 273 819 1 227 1 348 172 3 273 Итого 10977250 2570285 1844916 87853 21897 32945 36175 4612 87853 Примечание:ПЭТФ – полиэтилен ПЭВД – полиэтилен высокого давленияПЭНД – полиэтилен низкого давленияПо данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в России на начало 2010 года зафиксировано 7518 объектов размещения отходов, из них:- 1699 полигонов твердых бытовых отходов;- 576 объектов размещения промышленных отходов;- 5243 несанкционированные свалки. При этом, функционируют лишь 7 мусоросжигательных, 5 мусороперерабатывающих заводов и 39 мусоросортировочных комплексов, что свидетельствует о низкой доле утилизации и переработке ТБО. Средний по стране объем утилизации отходов не превышает 35 %, что обеспечивается только за счет использования наиболее крупнотоннажных отходов для заполнения выработанных пространств при добыче природного сырья, а также для рекультивации нарушенных земель. Уровень утилизации отходов обрабатывающих производств не превышает 30-40 %, для бытовых отходов этот показатель не превышает 5 %. Как показывает зарубежный опыт, при рациональной организации переработки ТБО эти показатели могут достигать значений и в 90%. ^ 2. Существующие способы переработки и утилизации твердых бытовых отходов Организация современной системы обращения с отходами производства и потребления является одной из важнейших проблем, встающих перед современным постиндустриальным обществом. В мировой практике существует ряд способов хранения и переработки твердых бытовых и промышленных отходов. В настоящее время наибольшее распространение получили следующие:предварительная сортировка;санитарная земляная засыпка;сжигание;биотермическое компостирование.Предварительная сортировка. Этот технологический процесс предусматривает разделение твердых бытовых отходов на фракции мусороперерабатывающих заводах вручную или с помощью автоматизированных конвейеров. Сюда входит процесс уменьшения размеров мусорных компонентов путем их измельчения и просеивания, а также извлечение более или менее крупных металлических предметов, например консервных банок. Отбор их как наиболее ценного вторичного сырья предшествует дальнейшей утилизации ТБО. Поскольку сортировка ТБО – одна из составных частей утилизации мусора, то применяются специальные заводы для решения этой задачи, т.е. выделения из мусора фракций различных веществ: металлов, пластмасс, стекла, костей, бумаги и других материалов с целью дальнейшей их раздельной переработки. ^ Основными экономическими преимуществами предварительной сортировки являются:Возврат вторичного сырья в переработку, за счет чего производится экономия природных запасов нефти, черных и цветных металлов, являющихся невосполнимыми природными ископаемыми, так же за счет сортировки удается уменьшить потребность целлюлозной отрасли в древесном сырье, что несет непосредственный экологический эффект от сохранения лесных угодий. В результате сортировки ТБО и вторичного использования продуктов сортировки происходит уменьшение объемов ТБО попадающего на захоронение на полигоны утилизации, т.к. основными продуктами сортировки являются отходы с высоким сроком разложения (ПЭТФ, ПЭНД и другие полимеры), происходит уменьшение срока рекультивации полигонов и возвращения земель отведенных под них в общее назначение. Не мало важным эффектом уменьшения объемов ТБО, подлежащих захоронению, является уменьшение участков земли необходимых под полигоны по захоронению ТБО и оставление этих участков под сельскохозяйственное использование. ^ Санитарная земляная засыпка. Такой технологический подход к обезвреживанию твердых бытовых отходов связан с получением биогаза и последующим использованием его в качестве топлива. С этой целью бытовой мусор засыпают по определенной технологии слоем грунта толщиной 0,6 – 0,8 м в уплотненном виде. Биогазовые полигоны снабжены вентиляционными трубами, газодувками и емкостями для сбора биогаза. Таким образом, свалки представляют собой наиболее крупные системы по производству биогаза из всех современных. Например, 1 тонна бытовых отходов выделяет не менее 100 м3 биогаза. Учитывая, что использование биогаза возможно как минимум после 5-10 лет после создания свалки, а его рентабельность проявляется при объемах мусора более 1 млн. тонны, то можно определить потенциальные возможности свалок как колоссального источника энергии. Сжигание. Это широко распространенный способ уничтожения твердых бытовых отходов, который помимо снижения объема и массы ТБО примерно в 3 раза и устранения некоторых неприятных свойств, таких как запах, выделение токсичных жидкостей, бактерей, позволяет получать дополнительные энергетические ресурсы, например, электроэнергию или централизованное отопление. По данным специализированных фирм, осуществляющих в настоящее время даже малоперспективные технологии прямого сжигания твердых бытовых отходов, реализация термических методов при сжигании 1000 кг ТБО позволит получить тепловую энергию, эквивалентную сжиганию 250 кг мазута. Однако реальная экономия будет еще больше, поскольку не учитывают сам факт сохранения первичного сырья и затраты на добычу его, т. е. нефти и получения из нее мазута. В настоящее время уровень сжигания бытовых отходов в отдельных странах различен. Так, из общих объемов бытового мусора доля сжигания колеблется в таких странах, как Австрия, Италия, Франция, Герамания от 20 до 40%; Бельгия, Швеция – 48-50%; Япония – 70%, Дания, Швейцария – 80%, Англия и США – 10%. В нашей стране сжиганию подвтвергаются пока лишь около 2% бытового мусора, а в Москве – около 10%. ^ Мусоросжигание обеспечивает минимальное содержание в шлаке и золе разложимых веществ, однако является источником выбросов в атмосферу. Экологическое воздействие мусоросжигательных заводов (МСЗ) в основном связаны с загрязнением воздуха, в первую очередь – мелкодисперсной пылью, оксидами серы и азота, фуранами и диоксинами. Серьезные проблемы возникают также с захоронением золы от мусоросжигания, которая по весу составляет до 30% от исходного веса отходов и которая в силу физических и химических свойств не может быть захоронена на обычных полигонах ТБО. Для безопасного захоронения золы применяются специальные хранилища с контролем и очисткой стоков.Надо отметить, что мусоросжигание – наиболее сложный, «высокотехнологичный» и дорогой вариант обращения с отходами. Например, время, необходимое на проектирование и постройку мусоросжигательного завода в США, в среднем занимает 5-8 лет. Для установок массового сжигания производительностью от 100 до 3000 тонн в сутки капитальные затраты составляют от 80 до 100 тыс.долларов за тонну сжигаемых отходов в день. В эту цену не входит цена устройств подготовки отходов. Эксплутационные расходы составляют около 20 долларов за тонну ТБО. Технология сжигания ТБО развивалась в период, когда не были еще ужесточены нормы выброса газовой составляющей. Сегодня в развитых странах существует законодательное ограничение на содержание в 1 м3 выбрасываемого в атмосферу дымового газа не более 0,1х10-9г двуокиси азота и фуранов при сжигании отходов. В связи с этим все мусоросжигательные предприятия являются убыточными, так как стоимость газоочистки на МСЗ достаточно высока. Помимо этого опыт эксплуатации МСЗ в Европейском союзе привел к заключению о том, что практика сжигания потока отходов является чрезвычайно опасной. В настоящее время в Европейском союзе строительства новых МСЗ запрещено, а существующие готовятся к закрытию. В этой связи разрабатываются такие способы переработки бытовых отходов, которые позволили бы утилизировать и вторично использовать ценные компоненты, содержащиеся в них.^ Биотермическое компостирование. Этот способ утилизации твердых бытовых отходов основан на естественных, но ускоренных реакциях трансформации мусора при доступе кислорода в виде горячего воздуха при температуре порядка 60оС. Биомасса ТБО в результате данных реакций в биотермической установке (барабане) превращается в компост. Однако для реализации этой технологической схемы исходный мусор должен быть очищен от крупногабаритных предметов, а также металлов, стекла, керамики, пластмассы, резины. Полученная фракция мусора загружается в биотермические барабаны, где выдерживается в течение двух суток с целью получения товарного продукта. После этого компостируемый мусор вновь очищается от черных и цветных металлов, доизмельчается и затем складируется для дальнейшего использования в качестве компоста в сельском хозяйстве или биотоплива в топливной энергетике.Биотермическое компостирование обычно проводится на заводах по механической переработке твердых бытовых отходов и является частью технологической цепи этих заводов.Однако современные технологии компостирования не дают возможности освободиться от солей тяжелых металлов, поэтому компост из ТБО фактически малопригоден для использования в сельском хозяйстве. Кроме того, большинство таких заводов убыточны. Поэтому предпринимаются разработки концепций получения синтетического газообразного и жидкого топлива для автотранспорта из продуктов компостирования, выделенных на мусороперерабатывающих заводах. Например, предполагается реализовывать получаемый компост в качестве полуфабриката для дальнейшей его переработки в газ. На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации основным видом переработки отходов является сортировка с выделением вторичного сырья. Средняя производительность мусоросортировочных комплексов, расположенных на территории России, составляет порядка 180 тыс. тонн в год, что сопоставимо с количеством образования отходов небольших городов. Данные виды мусоросортировочных комплексов применяются в городах: Тольятти, Белгород, Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Уфа, Архангельск, Малоярославец, Альметьевск, Барнаул и т.д. Хотя в мировой практике уже давно применяются биотехнологические методы как с получением биогаза, так и с получением удобрений или биотоплива и различных энергоносителей. Доля инвестиций, выделяемых на строительство предприятий по переработке и обезвреживанию отходов, не превышает 4 % общего объема, выделяемого на природоохранные мероприятия. При этом основная часть средств, преимущественно, идет на строительство объектов захоронения отходов. В целом, за последние годы стратегия управления отходами претерпела существенные изменения. Правительствами экономически развитых стран взят ориентир на уменьшение количества образующихся отходов, развитие методов их утилизации и снижение потока захораниваемых отходов, в том числе, за счет создания таких условий, при которых захоронение отходов становится экономически невыгодным. Большое внимание уделяется расширению заготовительной сети и повышению качества сборов отходов. В законодательном порядке зарубежные страны вводят обязательства по сбору отдельных видов отходов. Так, во Франции с 2002 года запрещен прием несортированных отходов для любых видов их переработки и захоронения, Нидерланды ввели запрет на захоронение органических отходов для повышения эффективности их раздельного сбора с последующим компостированием. В национальных планах устанавливаются показатели рециклинга компонентов отходов, т.е. повторное использование или возвращение в оборот отходов производства или мусора. Например, в США в настоящее время рециркуляции подвергаются 17% муниципального мусора, а Агентство по охране окружающей среды установило в качестве национальной цели довести этот показатель до 25%. В странах с развитой экономикой понимают, что рециклинг является дорогим выбором, но альтернативы ему нет. ^ 3. Развитие рынка переработки и утилизации твердых бытовых и промышленных отходовОчень важный, принципиальный аспект проблемы переработки и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов – формирование рынков отходов и рынков изделий из отходов, что является основным ограничителем развития рециклинга. Не будет рынка вторичного сырья и материалов, - количество мусорных свалок, включая несанкционированных, будет только увеличиваться. На сегодняшний день уровень вовлечения отходов в хозяйственный оборот нельзя оценивать как удовлетворительный. Средний объем утилизации отходов в Российской Федерации не превышает 35 %, что приводит не только к устойчивому росту объемов накапливаемых и в дальнейшем захораниваемых отходов, но и к безвозвратной потере до 90% полезной продукции, имеющей реальный спрос на рынке. При захоронении утильных фракций ежегодно безвозвратно теряется 9 млн. тонн макулатуры, 1,5 млн. тонн черных и цветных металлов, 2 млн. тонн полимерных материалов, 0,5 млн. тонн стекла. В последнее время возник устойчивый предпринимательский интерес к проблеме обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами, связанный прежде всего, с возможностью получения дешевых вторичных ресурсов. В тоже время, главная причина отсутствия предпринимательской активности в этой сфере – низкий уровень тарифов за сдачу на утилизацию и переработку, как от населения, так и от предприятий. Таблица 2. ^ Оценка количества ТБО и извлекаемых вторичных ресурсовдля некоторых городов России ^ Наименования городов Кол-во жителей Кол-во всех отходов (тн/год) Кол-во ТБО (тн/год) ^ Мукулатура (т/год) Черный металл (тн/год) ПЭТФ (тн/год) ПЭНД+ПЭВД(тн/год) Микс (тн/год) Стекло (т/год) Псков 203900 47713 34255 1631 408 612 673 224 1631 Сыктывкар 230400 53914 38707 1843 461 691 760 253 1843 Новгород Великий 231300 54124 38858 1850 463 694 763 254 1850 Йошкар-Ола 250600 58640 42101 2005 501 752 827 276 2005 Кострома 288500 67509 48468 2308 577 866 952 317 2308 Вологда 300100 70223 50417 2401 600 900 990 330 2401 Тамбов 315900 73921 53071 2527 632 948 1042 347 2527 Саранск 316100 74435 53441 2545 636 954 1050 350 2545 Белгород 332800 77875 55910 2662 666 998 1098 366 2662 Сочи 334700 78320 56230 2678 669 1004 1105 368 2678 Владимир 336100 78647 56465 2689 672 1008 1109 370 2689 Ставрополь 342600 80168 57557 2741 685 1028 1131 377 2741 Орел 343100 80285 57641 2745 686 1029 1132 377 2745 Калуга 345000 80730 57960 2760 690 1035 1139 380 2760 Смоленск 352900 82579 59287 2823 706 1059 1165 388 2823 Архангельск 368900 86323 61975 2951 738 1107 1217 406 2951 Калининград 425600 99590 71501 3405 851 1277 1404 468 3405 Курск 441300 103264 74138 3530 883 1324 1456 485 3530 Тверь 451800 105721 75902 3614 904 1355 1491 497 3614 Чебоксары 456300 106774 76658 3650 913 1369 1506 502 3650 Брянск 459000 107406 77112 3672 918 1377 1515 505 3672 Иваново 463800 108529 77918 3710 928 1391 1531 510 3710 Киров 465400 108904 78187 3723 931 1396 1536 512 3723 Липецк 465400 108904 78187 3723 931 1396 1536 512 3723 Астрахань 485800 113677 81614 3886 972 1457 1603 534 3886 Тула 515500 120627 86604 4124 1031 1547 1701 567 4124 Набережные Челны 525100 122873 88217 4201 1050 1575 1733 578 4201 Пенза 529000 123786 88872 4232 1058 1587 1746 582 4232 Рязань 530600 124 160 89141 4245 1061 1592 1751 584 4245 Барнаул 586200 137 171 98482 4690 1172 1759 1934 645 4690 Ярославль 618800 144799 103958 4950 1238 1856 2042 681 4950 Краснодар 646200 151 211 108562 5170 1292 1939 2132 711 5170 Ижевск 654100 153059 109889 5233 1308 1962 2159 720 5233 Ульяновск 674100 157 739 113249 5393 1348 2022 2225 742 5393 Саратов 883900 206 833 148495 7071 1768 2652 2917 972 7071 Воронеж 903700 211466 151 822 7230 1807 2711 2982 994 7230 Волгоград 998800 233719 167 798 7990 1998 2996 3296 1099 7990 Пермь 1022 700 239 312 171 814 8182 2045 3068 3375 1125 8182 Казань 1078 200 252 299 181138 8626 2156 3235 3558 1186 8626 Уфа 1084000 253656 182112 8672 2168 3252 3577 1192 8672 Самара 1164800 272563 195686 9318 2330 3494 3844 1281 9318 Нижний Новгород 1364200 319 223 229186 10914 2728 4093 4502 1501 10914 ИТОГО: 21646420 3636599 173171 43293 64939 71433 23811 173171 Сбору и утилизации в качестве вторичного сырья подвергаются, главным образом, отходы, которые характеризуются высоким уровнем ликвидности в сложившихся рыночных условиях: лом, стекло, отходы черных и цветных металлов, а пластмасса, бумага, картон и алюминиевые банки, что по оценкам специалистов составляют более 40% бытовых отходов, оказываются на полигонах, загрязняя окружающую среду. Использование вторсырья дает возможность предприятиям, производящим упаковку, серьезно снижать издержки. Например, экономия от использования вторсырья при производстве упаковки составляет в среднем 20% от себестоимости. А снижение себестоимости при использовании стеклобоя для производства стекла может составлять до 50%. Таблица 3. ^ Прогнозный годовой объем валовой выручки для некоторых городов России ^ Наименования городов Годовая валовая выручка от реализации различных видов вторичного сырья МС-11 Черный металл ПЭТФ ПЭНД+ПЭВД Микс Стекло Псков 1 957 440р. 346 630р. 1 835100р. 2018610р. 336435р. 1 549 640р. Сыктывкар 2211840р. 391 680р. 2 073 600р. 2280960р. 380160р. 1 751 040р. Новгород Великий 2220480р. 393210р. 2081700р. 2 289 870р. 381 645р. 1 757 880р. Йошкар-Ола 2405760р. 426 020р. 2255400р. 2480940р. 413490р. 1904560р. Кострома 2769600р. 490450р. 2596500р. 2856150р. 476025р. 2192600р. Вологда 2880960р. 510170р. 2700900р. 2970990р. 495165р. 2280760р. Тамбов 3032640р. 537 030р. 2843100р. 3127410р. 521 235р. 2400840р. Саранск 3053760р. 540770р. 2862900р. 3149190р. 524865р. 2417560р. Белгород 3194 880р. 565760р. 2995200р. 3 294 720р. 549120р. 2529280р. Сочи 3 213120р. 568 990р. 3012300р. 3313530р. 552255р. 2543720р. Владимир 3226560р. 571 370р. 3024900р. 3 327 390р. 554565р. 2554360р. Ставрополь 3288960р. 582420р. 3083400р. 3391740р. 565290р. 2603760р. Орел 3293760р. 583 270р. 3087900р. 3396690р. 566115р. 2607560р. Калуга 3312000р. 586500р. 3105000р. 3415500р. 569250р. 2622000р. Смоленск 3387840р. 599 930р. 3176100р. 3493710р. 582285р. 2682040р. Архангельск 3541440р. 627130р. 3320100р. 3652110р. 608685р. 2803640р. Калининград 4085760р. 723 520р. 3830400р. 4213440р. 702240р. 3234560р. Курск 4236480р. 750210р. 3971700р. 4368870р. 728145р. 3353880р. Тверь 4337280р. 768060р. 4066200р. 4472820р. 745470р. 3433680р. Чебоксары 4380480р. 775710р. 4106700р. 4 517 370р. 752895р. 3467880р. Брянск 4406400р. 780300р. 4131 000р. 4544100р. 757350р. 3488400р. Иванове 4452480р. 788460р. 4174200р. 4 591 620р. 765270р. 3524880р. Киров 4467840р. 791180р. 4188600р. 4607460р. 767910р. 3537040р. Липецк 4467840р. 791180р. 4188600р. 4607460р. 767 910р. 3537040р. Астрахань 4 663 680р. 825860р. 4372200р. 4809420р. 801 570р. 3692080р. Тула 4 948 800р. 876350р. 4 639 500р. 5103450р. 850575р. 3917800р. Набережные Челны 5040960р. 892670р. 4725900р. 5198490р. 866415р. 3990760р. Пенза 5078400р. 899 300р. 4 761 000р. 5 237100р. 872850р. 4020400р. Рязань 5093760р. 902020р. 4775400р. 5252940р. 875490р. 4032560р. Барнаул 5 627 520р. 996 540р. 5 275 800р. 5803380р. 967230р. 4455120р. Ярославль 5940480р. 1 051960р. 5569200р. 6126120р. 1 021 020р. 4702880р. Краснодар 6 203 520р. 1 098540р. 5815800р. 6 397 380р. 1066230р. 4911120р. Ижевск 6 279 360р. 1111970р. 5886900р. 6475590р. 1 079 265р. 4971160р. Ульяновск 6471360р. 1 145970р. 6066900р. 6 673 590р. 1112265р. 5123160р. Саратов 8485440р. 1 502 630р. 7 955100р. 8750610р. 1458435р. 6717640р. Воронеж 8 675 520р. 1 536290р. 8133300р. 8 946 630р. 1 491105р. 6868120р. Волгоград 9 588 480р. 1 697960р. 8 989 200р. 9888120р. 1648020р. 7590880р. Пермь 9817920р. 1 738590р. 9 204 300р. 10124730р. 1687455р. 7 772 520р. Казань 10350720р. 1 832940р. 9703800р. 10674180р. 1 779 030р. 8194 320р. Уфа 10406400р. 1 842800р. 9756000р. 10731600р. 1788600р. 8238400р. Самара 11182080р. 1 980160р. 10483200р. 11531520р. 1 921 920р. 8852480р. Нижний Новгород 13096320р. 2 319140р. 12277800р. 13505580р. 2250930р. 10367920р. Итого: 218776320р. 38 741640р. 194817780р. 225613080р. 37602180р. 173197920р 4. Законодательное регулирование в области обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами. Региональная тарифная политика в сфере утилизации и переработки ТБО. Деятельность хозяйствующего субъекта в области обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами регулируется федеральным законом «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 июня 1998 г. (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 №169-ФЗ), согласно которому определяются общие требования к обращению с отходами, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, нормирование, государственный учет и отчетность, экономическое регулирование, контроль и ответственность в области обращения с отходами. Порядок получения разрешения на размещение ТБО определяется «Временными правилами Охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ» от 15 июля 1994 года. Требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов определяются в соответствии с «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПин 2.1.7.1038-01». Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» планируется «….в 2002 – 2003 годах принять меры по этапному сближению тарифов… по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов и довести в 2003 году тарифы на указанные услуги для всех потребителей до уровня, обеспечивающего возмещение затрат на их предоставление и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры». Иными словами в российском законодательстве существуют правовые нормы ограничительного и запретительного характера, направленные на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами, в то время как вопросам организации и управления потоками отходов не уделяется должное внимание. Главная проблема при создании комплексов по переработке и захоронению ТБО заключается в низком уровне тарифов за сдачу отходов на утилизацию и переработку, как от населения, так и от предприятий. Этот вопрос является наиболее сложным в переговорах хозяйствующих субъектов с местными администрациями, так как повышение тарифов, прежде всего для населения, рассматривается как социально-политический вопрос. Таблица 4.^ Стоимость услуг по вывозу ТБО в некоторых регионах России № Город Тариф с человека в месяц Тариф с человека в год ^ Население, чел. 1 Москва 15,62р. 187,44р. 10 101 500 2 Санкт-Петербург 11,50р. 138,00р. 4 668 400 3 Белгород 9,40р. 112,80р. 337 600 4 Воронеж 7,50р. 90,00р. 848 700 5 Курск 5,97р. 71,64р. 412 600 6 Владимир 16,00р. 192,00р. 316 300 7 Ярославль 6,08р. 72,96р. 613 200 8 Кострома 11,70р. 140,40р. 279 400 9 Орёл 15,00р. 180,00р. 333 600 10 Тверь 9,00р. 108,00р. 408 900 11 Тамбов 7,40р. 88,80р. 294 300 12 Смоленск 14,00р. 168,00р. 325 500 13 Рязань 8,60р. 103,20р. 521 700 14 Липецк 7,90р. 94,80р. 506 000 15 В. Новгород 9,30р. 111,60р. 217 200 16 Архангельск 8,20р. 98,40р. 355 500 До настоящего времени в законодательстве Российской Федерации отсутствуют реальные экономические стимулы вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов. Также необходимо отметить нерациональное распределение полномочий в области регулирования деятельности по обращению с отходами между государственными органами власти и органами местного самоуправления, концентрацией функций по организации практической работы по удалению отходов производства и потребления у муниципалитетов. Как показала практика правоприменения, органы местного самоуправления оказались не способны обеспечить полноценное исполнение возложенных полномочий даже по обращению с коммунальными (бытовыми) отходами, что вызвало стихийный рост несанкционированных свалок практически у каждого населенного пункта, а вопросы удаления промышленных отходов, вообще, не могут решаться ими должным образом, в том числе из-за того, что собственниками ТБО являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной деятельности которых образуется эти отходы. Объективными причинами данных выводов являются: недостаток финансовых средств в местных бюджетах, ограниченные возможности по привлечению инвестиций, а также межмуниципальный характер решений выбора способа удаления образующихся отходов. Такие возможные решения, как создание полигона захоронения отходов, мусороперерабатывающего завода и инфраструктуры по переработке вторичного сырья, требуют не только значительных инвестиций, но и наличия необходимых площадей и территорий, удовлетворяющих геологическим, экологическим и другим требованиям. В то же время, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают необходимыми ресурсами, позволяющими привлекать инвестиции, осуществлять выбор площадок для строительства и создавать межмуниципальные объекты по удалению отходов с учетом потребностей всего региона и соблюдением требований экологической безопасности.5. Комплексные программы переработки и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов. Пилотные проекты Росприроднадзора в Калужской, Кемеровской, Оренбургской и Тульской областях, а также в Ставропольском крае. В рамках исполнения п.14 перечня поручений Председателя Правительства в территориальные органы Росприроднадзора было направлено поручение подготовить с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по пилотным проектам переработки отходов в субъектах Российской Федерации. Из представленных субъектами Российской Федерации пилотных проектов переработки отходов считаем целесообразным включить в целевую инвестиционную программу обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами проекты Калужской, Кемеровской, Оренбургской и Тульской областях, в Ставропольском крае.. ^ 5.1.Цели проекта 5.1.1. повышение уровня благоустройства территорий населенных мест муниципальных образований в Калужской, Кемеровской, Оренбургской и Тульской областях, в Ставропольском крае. 5.1.2. создание современной системы обращения отходов потребления, включая транспортировку, сортировку и захоронение; 5.1.3. вовлечение во вторичное использование полезных компонентов, содержащихся в отходах потребления.^ 5.2. Задачи проекта 5.2.1. проведение модернизации соответствующих предприятий коммунального комплекса с учетом разработанной комплексной системы обращения отходов потребления у населения; 5.2.2. организация проектирования и строительства эффективного мусоросортировочного комплекса, обеспечивающего глубокую переработку отходов потребления; 5.2.3. создание отвечающего современным санитарно эпидемиологическим требованиям порядка эксплуатации полигона по захоронению отходов потреблении условий работы персонала.^ 5.3. Источники дохода Источниками дохода региональных компаний, эксплуатирующих комплексы по переработке и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов являются: - оплата муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства приема и утилизации ТБО; - оплата коммерческими предприятиями приема и утилизации ТБО; - доход от реализации отсортированного вторичного сырья (макулатура, стекло, черные и цветные металлы, полиэтилен, пл