Реферат по предмету "Разное"


Амосова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы моу «Старобрянская» сош, Заиграевского района урок

Проект урокаАвтор: Амосова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Старобрянская» сош, Заиграевского района. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 8 КЛАССЕ ТЕМА: «СОЧИНЕНИЕ — ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ ТРОИЦКИЙ СОБОР — ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ »Тип урока: интегрированный ( литература, русский язык, история, МХК, )Цели урока: Образовательная : -познакомить учащихся с памятником древнерусской архитектуры – Троицкий собор; - учить использовать ранее приобретенные знания в новом виде работы, составить план будущего сочинения, прора­ботать каждую его часть, провести лексичес­кую работу, освоить специальную архитек­турную лексику, выбрать жанр сочинения (описание или эссе), составить ассоциатив­ный ряд; Развивающая: - развивать письменную и устную речь, продуктивное мышление, творческую фантазию, художественный вкус учеников; - работать над обогащением словарного запаса школьников, совершенствовать их навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой. Воспитывающая: - воспитывать у школьников патриотизм, интерес к предмету; - расширить знания учащихся о Родине, прививать уважение к националь­ной истории, культуре; знакомить с различными видами искусства: литерату­рой, архитектурой, музыкой, живописью.Оборудование урока: подборка книг по истории создания и архитектуре Троицкого собора, по древнерусской литературе, иллю­страции с изображением Троицко - Сергиевой лавры и Троицкого собора, Сергия Радо­нежского, Куликовской битвы; музыкальный фрагмент из «Всенощного бдения» — «Бого­родичное величание»; на доске стенд со спе­циальной архитектурной лексикой, репро­дукция иконы А.Рублева «Троица»., Презентация к уроку, видеозаписи, музыка. Толковые словари.^ Запись на доске:Эпиграфы к уроку. «Архитектура — та же летопись мира; она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания» (Н.В.Гоголь); «Берегите свои памятники, счастливые по­томки великих народных строителей. Бере­гите их, они... наполнят ваши сердца гордо­стью» (И.Грабарь)Специальная лексика: фасад, алтарь, абсида, портал, паперть, закомара, кокош­ник (килевидный), пилястра (лопатка в фор­ме четырехгранного столба-колонны), капи­тель (верхняя часть пилястры), пилоны столбы по бокам портала), киот, барабан (башнеобразный), купол (шлемовидныйСловарь: архитектура — искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений; архитектурный ан­самбль Троице-Сергиевой лавры, художест­венное единство сооружений, белокамен­ный Троицкий собор, храм-мавзолей, мемориальный памятник Московской Руси, поставленный над гробом преподобного Сергия Радонежского; архитектурный ше­девр, «церковь прекрасна», строгие пропор­ции, монументальный, величественный, мощный; сдержанный декор, украшение, ор­намент, фрески, стенопись, иконопись, «Троица» Андрея Рублева, древние зодчие, искусные мастера, строители, «камнесечцы мудры»; воздвигнут, построен, сооружен.^ ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя. - Добрый день, друзья! Тема нашего сегод­няшнего урока — описание памятника архи­тектуры. И выбрали мы с вами для описания Троицкий собор — центральный памятник архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Выбор наш неслучаен. Это памятник архитек­туры Древней Руси. А об этой эпохе мы с ва­ми говорили на уроках литературы. Это эпоха, главным событием которой стала Куликовская битва. Одним из ярких литературных произведений этого вре­мени стало «Слово о полку Игореве», которое мы с вами будем изучать в 9 классе; одна из выдающихся фигур этого периода — личность преподобного Сергия Радонежского, о роли которого в истории Древней Руси мы читали в очерке Б.Зайцева. Сегодня на уроке мы попробуем свои силы в чтении- описании памятника архитектуры. Познакомимся с живописном шедевром этой эпохи — иконой Андрея Рублева «Троица». Вспомним жанры сочинения описания и эссе. Попробуем составить ассоциативный ряд. Будем учиться выступать, свободно владеть словом, грамотно оформлять свои мысли. Открывает тетради, записываем число, тему урока. Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя и И. Грабарь. - ^ Как вы понимаете смысл этих высказываний? ( Мы дети 21 века знать и помнить свою историю) (У архитектуры как у искусства свои законы, свой язык, свои средства выражения идей — это архитек­турные формы (вспомним слова Н.В.Гоголя, эпиграф). ) 2. Словарная работа. - Ребята, сегодня на уроке нам не обойтись без спе­циальной лексики, которая понадобится для описания собора. (Вы поработали над ней дома, используя словари.) давайте выясним значение, происхождение слов, которые будем использовать на уроке.архитектура - искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений; фасад – передняя сторона здания; алтарь – главная часть христианского храма в православной церкви; абсида- выступ здания, перекрытый полукуполом или полусводом; портал- архитектурно – оформленный вход в здание; паперть – широкое крыльцо перед входом в церковь; пилястра - лопатка в фор­ме четырехгранного столба-колонны; капи­тель - вершина колонны; пилоны (столбы по бокам портала), массивный столб, служащий опорой для перекрытий; киот – застекленный ящик для икон. барабан (башнеобразный),часть зданий на который опускается купол купол (шлемовидный) - крыша.2. Начнем с жанра. Мы можем выбрать с вами жанр классического описания, которое строится по строгому плану. Вспомним что такое описание (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира; К тексту описание можно задать вопрос КАКОЙ? ) - Какова стру­ктура любого описания (общее впечатление, детальное описание, личное отношение). А если это памятник архитектуры? Конкрети­зируем план.^ План сочинения - описание памятника архитектуры. 1) История создания, общие впечатления. Подробное описание архитектурных форм, особенности интерьера. Роль памятника в истории, культуре народа. Мое отношение к шедевру древне -русской архитектуры. 3. О чем бы вы сказали во вступлении? История создания. это задание готовила 1 гр. Храм создан на месте трех последовательно сменявшихся дере­вянных церквей: 1345 г. — срубленной самим Сергием Радонежским, 1356,1412 гг. — воздвигнутой после сожжения Сергиева мо­настыря в 1408 году отрядами жестоких ко­чевников. А в 1422 году, когда Московскую Русь постигло тяжелое «лихолетье»: разра­зился страшный голод при небывало мороз­ной зиме — церковь и князья для поддержа­ния моральных сил народа предпринимают торжественный акт канонизации Сергия, причисляя его к лику святых, провозглашая его «покровителем земли Русской» и «за­ступником перед Богом». А над гробом пре­подобного возводят новый Троицкий собор из белого камня, который и сохранился до наших дней. Поставленный «в похвалу» выдающихся заслуг Сергия Радонежского перед Отечест­вом, Троицкий собор стал одним из первых мемориальных памятников (то есть служа­щих для увековечения памяти) Московской Руси. Этот храм-мавзолей призван был слу­жить и постоянным напоминанием совре­менникам о славной победе на Куликовом поле, вдохновлять на продолжение борьбы за национальную независимость, вселяя ве­ру в ее близкий и окончательный успех. История не сохранила имен искусных зодчих, возводивших Троицкий собор, мы только знаем, что Никон, ставший после смерти Сергия игуменом монастыря, «соби­рает отвсюду зодчиа и камнесечцы мудры», которые «скоро церковь прекрасну воздви-же». Также известно, что руководил украше­нием, росписью храма древнерусский живо­писец Андрей Рублев, который начинал свой монашеский путь иноком Троицкого мона­стыря и был учеником преподобного Сергия Радонежского. А совместная работа с зодчи­ми была свойственна этому мастеру — неда­ром летописи отметили, что он «помогающи создаста церковь камену зело красну» в Мо­сковском Андрониковом монастыре, прежде чем стал расписывать ее стены.) 4. Общее впечатление. ( ^ Какое общее впечатление производит на вас Троицкий собор?) а) мощность, монументальность, величие; ( большой, красивый б) устремлен­ность ввысь и в то же время устойчивость, храм будто вырастает из зе­мли; в) простота и строгость, ничего лишнего в украшении; г) ощущение тепла, до­бра, единства, гармонии, согласия.5. УЧ: Какими же средствами древнерус­ские зодчие достигли этого впечатления та­кого воздействия храма на человека? При­смотримся повнимательнее к архитектуре храма и его интерьеру. - Применяя специальную лексику, попробуем описать собор. каждая группа получает свое задание( 1 гр. цвет, абсиды 2.гр наклон стен, фасад, паперть; 3гр. барабан, купол, украшение.1 гр. Стены собора выложены из массив­ных блоков бело-кремового камня, теплого, матового оттенка, ощущение света и тепла усиливает золотой солнечный цвет купола и сводов; Мощность сооружению придают три полукруглых апсиды в восточной (алтарной) части храма с узкими окнами, напоминаю­щими бойницы крепости2 гр. Необычен эффектный наклон стен к центру здания, придающий ему особую зна­чительную устойчивость и вместе с тем уст­ремленность ввысь. Это впечатление усили­вается пирамидальным сужением кверху высокого барабана и его постамента; при­менение подобного приема едва заметного сужения кверху мы замечаем и в построении порталов, окон, киота — всех архитектурных деталей. Узкие, редко расположенные на фаса­де щелевидные окна подчеркивают толщину и массивность его конструкций. Это же впе­чатление усиливает ряд пилонов по бокам килевидного портала, постепенно сужающих вход в храм. Низкая широкая паперть у входа в храм со стороны северного фасада создает впечатление укорененности строения.3 гр. Высокий башнеобразный барабан огромными вытянутыми щелевидными же окнами, увенчанный шлемовидным массивным куполом с крестом. Силуэт храма напоминает воина-богатыря, крепко стоя­щего на родной земле, мужественно защи­щающего ее от всех врагов. Боевое убранст­во древнерусского воина всегда отличалось строгой, сдержанной красотой. Единственным украшением фасадов собора служит широкий пояс из трех лент искусно высеченного в камне орнамента, он как бы стягивает тело храма, разделяя его на две неравные по высоте части. Орнамент огибает также верх алтарных абсид и верх высокого барабана главы.Вывод. Так идеи единства, согласия, мо­щи, духовной чистоты, устремленности к ми­ру передаются средствами архитек­туры. 6. Слово учителя: И для интерьера (внутреннего про­странства) Троицкого собора характерны те же черты: строгость, сдержанность и устре­мленность вверх. Все своды и арки плавно выходят из стен, не нарушая их плоскости. Наклон к центру стен и внутренних пилонов (столбов, поддерживающих своды), крутые формы арок и сводов создают впечатление значительно большей высоты в храме, неже­ли это есть на самом деле. - ^ Об интерьере Троицкого храма Украшение интерьера. Эта же строгость, сдержанность, духовная высота — и в роспи­сях, и иконах храма. Троицкий собор был расписан фресками и украшен иконами вскоре после его сооружения. Летописи от­мечают, что игумен Никон «умолил» взять на себя этот труд лучших иконописцев того вре­мени — Андрея Рублева и Даниила Черного. Иконостас Троицкого сбора — уникальный памятник московской школы живописи нача­ла XV века. Он состоит из пяти ярусов, очень высокий, устремленный к куполу храма. (Со­рок икон его трех средних ярусов полностью сохранились со времен Андрея Рублева.) Одна из икон нижнего яруса, располо­женная справа от Царских врат, — храмовая икона (в честь которой назван храм), знаме­нитая «Троица» Андрея Рублева. Правда, надо оговориться, что подлинник шедевра прославленного мастера находится в Треть­яковской галерее, а та икона, которая сейчас помещена справа от Царских врат, — точная копия, сделанная в советское время с отрес­таврированного оригинала, освобожденного от многих слоев покрывавшей его олифы и копоти. Язык живописи, иконописи — осо­бый язык, язык красок. - О чем же говорит нам «Троица» Андрея Рублева на этом особом языке иконописи? Не о том ли, что и язык ар­хитектурных форм Троицкого собора? Что изображено на иконе (сюжет, композиция, краски)? Какие идеи воплотил иконописец в этом шедевре древнерусской живописи? ^ Я вам предлагаю посмотреть видеоматериал. После просмотра видеоматериала мы должны ответить на поставленные вопросы, т.е. каждая группа получает свой вопрос:1гр: Что изображено на картине, т.е. сюжет картины. . На иконе изображены три ангела, явившиеся праотцу Аврааму возвестить о ро­ждении сына. Каждый из ангелов представля­ет одно из лиц Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. ^ 2гр: Композиция картины. компози­ционный центр иконы — чаша с головой тельца, символизирующая жертвен­ный подвиг Христа во имя спасения человеческого рода. Чашу благословляет ан­гел, олицетворяющий Сына.^ 3гр: Какие идеи воплотил иконописец. (Художник создал зримый, впечатляющий образ «боже­ственного единения». Идеи единства всего русского народа, сплочения сил для борьбы за освобождение от татаро-монголь­ского ига. ) УЧ, Вывод: Неслучайно Сергий посвятил храм и весь монастырь Троице. И «Троица» Рублева словно говорит нам из далекого далека: «Люди, любите друг друга, ищите совершенства в добре, братстве, сог­ласии, единстве, мире, свете правды».- Эти слова, ребята, можно взять за призыв, т.е иначе говоря мы должны относиться друг к другу с любовью, уважением, взаимопониманием жить в мире и согласии. Вспомните одну из заповедей: Не навреди ближнему своему или Возлюби своего ближнего, как самого себя. Вот о каких высоких идеях рассказывает нам язык архитектуры и живописи. А мы сумели понять этот язык, подробно описывая ар­хитектурные формы храма и важные детали его интерьера. Основная часть сочинения проработана.7. Перейдем к заключению. Роль храма в истории и культуре народа. О чем бы вы гово­рили в этой части сочинения? Каковы ваши ассоциации, связанные с этим архитектур­ным шедевром? (Личность Сергия Радонеж­ского, Куликовская битва, произведения древнерусской литературы, произведения современной литературы, о признаках шедевра — множество исторических, литературных ас­социаций.) - Не много ли для заключительной части сочинения? Каков выход? Выбрать что-то наиболее значимое или близкое вам. Выбрать другой жанр сочинения. Ка­кой? Эссе. Эссе – что за жанр произведения? (Эссе прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Эссе – жанр литературы – очерк, содержащий размышления автора по какому – либо поводу, отличающийся в тяготению к художественному стилю.) - Каковы особенности этого жан­ра? - ^ Это сочинение свободной (оригиналь­ной) композиции (например, кольцевой, ра­мочной, циклической, ассоциативной).Это сочинение, выражающее индиви­дуальные впечатления автора. Какие?Оригинальность.Ассоциативность мышления.Эмоциональность.Образность речи. 8. Ассоциативность — одна из главных особенностей жанра эссе. Поговорим подробней о ваших ассоциациях.- Когда мы говорим о Троицком соборе какие возникают у вас ассоциации? 1) Личность преподобного Сергия Радо­нежского, ведь храм воздвигнут в его честь, на месте срубленного им деревянного храма Троицы. Роль же его в становлении русского государства очень велика. Он благо­словил Дмитрия Донского, прибывшего к преподобному в Троицкую обитель со всеми князьями и воеводами, на Куликовскую битву, предсказал ему победу и дал двух иноков в сподвижники — Пересвета и Ослябю. Сергий выступал за объединение Руси, стремился сплотить враждующих русских князей. Имя Сергия Радонежского и его монастыря навсе­гда слилось с судьбами России. Историк В.О.Ключевский писал: «Примером всей сво­ей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял павший дух родного народа, вдохнул веру в будущее... При имени препо­добного Сергия народ вспоминает свое нрав­ственное возрождение». (Сообщение учащегося о роли Сер­гия Радонежского в истории русского госу­дарства, в победе дружины князя Димитрия Ивановича Донского на Куликовом поле — по очерку Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».)^ Учитель. Вывод. Конечно, первое имя, с которым ассоциируется собор, это имя Сергия Радо­нежского, человека, обладающего удивитель­ными качествами. - Какие еще ассоциации у вас возникают?2) Победа русичей в Куликовской битве, ведь Троицкий собор построен как напоми­нание современникам и потомкам об этой трагической и славной странице русской ис­тории. Историк Л.Н.Гумилев писал о значе­нии этой битвы: «На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев, костромичей... А вернулась рать русских... это было началом осознания ими себя как единой целостности — России». О событиях Куликовской битвы мы читаем в «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина, в главе «Нашествие Мамаево»: «...8 сентября был густой туман, но скоро рассеялся: вой­ско перешло за Дон и стало на берегах Непрядвы, где Димитрий устроил все полки к битве... Димитрий в умилении преклонил ко­лена и, простирая к златому образу Спасите­ля, сиявшему вдали на знамени Великокня­жеском, молился в последний раз за христиан и Россию; сел на коня, объехал все полки и говорил речь к каждому, называя во­инов своими верными товарищами и милы­ми братьями, утверждая их в мужестве и ка­ждому из них обещая славную память в мире и венец мученический за гробом... Димит­рий, пылая ревностию служить для всех при­мером, хотел сражаться в передовом полку: "Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли сказать вам: "Братья, умрем за отечество"? Слово мое да буде делом!" Он не изменил себе: первый ударил на врагов и бился му­жественно, как рядовой воин».^ УЧ: кт- то еще желает дополнить? О трагических событиях Куликовской бит­вы мы читаем и в очерке-эссе современного писателя В.Распутина «Вечное поле»: «...ис­ход боя повернул в свою пользу скрытый в Зе­леной дубраве засадный полк под командова­нием двоюродного брата Дмитрия князя Владимира Андреевича Серпуховского и московского воеводы Дмитрия Боброка. Народ­ная память, выделяя Боброка, называет его "решителем битвы" — и не только за отвагу, но и за полководческую мудрость. Немалого труда стоило ему сдерживать нетерпение князя Владимира и рвущихся в бой воинов, которые хорошо видели из-за деревьев, как гибнут их товарищи, и лишь когда татары, подхлестывая себя победными кликами, сме­стились вправо, когда, по преданию, ветер, дувший до того в лицо русским, повернул в обратную сторону, Боброк дал наконец ко­манду: "Час прииде, братья!" Горячая свежая сила ударила сбоку в тыл рвущимся к Непрядве и Дону татарам столь неожиданно, обру­шилась на них с такой стремительностью и яростью, что, ужаснувшись и не выдержав, "поганые борзо вспять отступиша". "...князь Владимир Андреевич стал на костях и велел трубить в трубы", сзывая живых. До немногих достали те победные звуки. С трудом отыска­ли распластанного без сознания под сруб­ленным деревом великого князя Дмитрия, от­ныне уже Донского. "Страшно и горестно, братья, было смотреть: лежат трупы христи­анские как сенные стога у Дона великого на берегу, а Дон-река три дня кровью текла''. Только каждый десятый или девятый русский воин остался в живых». 3)УЧ: Какие еще литературные ассоциации вызывает у вас это событие? а) Памятник древнерусской литературы «Задонщина», который явился живым откли­ком современника на Куликовскую битву («вдень субботний, на Рождество Святой Бого­родицы посекли христиане полки поганые наполе Куликовом, на речке Непрядве»). б) «Слово о житии Д.И.Донского» («И призвал великий князь Дмитрий Ивановичвельмож своих и всех князей Русской земли и сказал им: — Подобает нам, братья, сложить голо­вы свои за православную веру христиан­скую, да не будут города ваши взяты поганы­ми, и не будем рассеяны по лицу всей земли. И пошел великий князь Дмитрий Иванович на злочестивого Мамая... И встретил он Ма­мая в татарских полях на Дону на реке. И со­шлись как сильные тучи, блеснуло оружие, как молния в день дождя... И помог Бог вели­кому князю Дмитрию Ивановичу, окаянный же Мамай от лица его побежал. А великий князь Дмитрий Иванович возвратился с ве­ликой победою. И была тишина в Русской зе­мле»). в) Стихотворение А.Блока «В ночь, когда Мамай залег с ордою...» — из цикла «На по­ле Куликовом»:^ В ночь, когда Мамай залег с ордоюСтепи и мосты, В темном поле мы с Тобою, -Разве знала Ты?И когда, наутро, тучей чернойДвинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворныйСветел навсегда.УЧ: - Ребята, давайте немного подробнее остановимся на этом стихотворении.- Кого Блок называет «ТЫ»? - «Ты» у Блока — это и Россия, Родина; и русская женщина: мать, «голосящая» по сы­ну, жена, возлюбленная, княжна, убравшаяся траурной тафтой; и конечно же, «Ты» — это Пресвятая Богородица, потому что 8 сентяб­ря, день Куликовской битвы, — это день Рож­дества Пресвятой Богородицы, которая из­давна считается покровительницей русской земли. Эта вера и помогла русскому народу объединиться и выиграть битву. А. Блок назвал Куликовскую битву «символическим событи­ем русской истории, которому суждено пов­торение». Победа на поле Куликовом пока­зала русским, что сила их — в единстве и только единство спасет Россию во всех ее грядущих испытаниях. г) О судьбоносном значении Куликов­ской битвы в истории России размышлял исовременный поэт Николай Старшинов:^ Там, за Непрядвою, за Доном, Где нынче вызрели хлеба,В большом бою ожесточенном Решалась и моя судьба.Не потому ли и поныне Еще хранит моя земля И этот горький дух полыни, И скорбный шелест ковыля... д) Юрий Шестаков «Засадный полк». В этой поэме поэт размышляет о прошлом, настоящем и будущем.9. Уч: Этот ассоциативный ряд можно про­должать долго. У каждого свои ассоциации, индивидуальные, личностные, связанные с неповторимой архитектурой истинного ше­девра древнерусского зодчества — Троицкого собора. Главное, что этот памятник архитекту­ры вызывает отклик в наших сердцах, рождает высокие мысли, чувства, стремления. И преж­де всего чувство гордости за свою землю, свой народ, его историю, культуру. Об этом чувстве напоминает нам и художник, возгла­вивший в 1966 году работы по реставрации Троицкого собора, Игорь Грабарь: «Берегите их, они... наполнят ваши сердца гордостью». А вызвать такой отклик может только истин­ный шедевр, Итак, мы встретились с истинным ше­девром русского зодчества, который вы и постараетесь описать в своем будущем со­чинении. Жанр же своей творческой работы вы выберете сами. Вернемся к целям урока, т.е подведем итоги урока. мы увидели довольно разные портреты, учились составлять рассказ – описание на основе портрета, совершенствовали навыки речевого общения, учились выступать.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.