ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ 1 ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 0. БЮРОКРАТИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 0. Теория организаций 0. Исторические типы бюрократии 0. Проблемы формирования государственной службы демократического общества 0. Тенденции и реформирования государственной службы 10
ГЛАВА 0. МОНИТОРИНГ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ 0. Резюме основных результатов 0. Цель мониторинга административных барьеров 0. Инструментарий исследования 0. Выводы по первым трем раундам 0. Инспекции 0. Лицензирование 0. Регистрация 0. Упрощенная система налогообложения 0. Общая оценка делового климата 32 0.0.0.
Некоторые факторы продвижения реформ 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35 ВВЕДЕНИЕ Тема курсовой работы Бюрократия, как организация. Бюрократическое управление. Как известно система государственного управления - молодая, быстроразвивающаяся область научного знания. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка
квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада первыми встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обусловливает интерес специалистов к опыту этих стран. К достижениям западной науки в области государственного администрирования необходимо относится с вниманием, но без излишнего преклонения, справедливо отмечая, что ни в одной стране мира пока не создано совершенной системы государственного менеджмента.
Так пример могу привести высказывание Оноре де Бальзак, в прошлом веке он с горькой иронией писал Существует только одна гигантская машина, управляемая пигмеями, и это бюрократия. Приступая к рассмотрению темы отмечу, что не смотря на то, что Российская школа управления, возможно, и не так хорошо описана, как западная, тем не менее, она имеет свою практику и опыт. Между тем тема бюрократии в жизни современного российского общества, безусловно,
заслуживает гораздо большего внимания и совершенно другого подхода к ней. Исключительная важность проблемы бюрократии для России, где исполнительная власть, государство испокон веков играли и продолжают играть определяющую роль в большинстве сфер общества, политике в том числе, сомнений не вызывает. Ныне от того, насколько успешно решают соответствующие задачи органы исполнительной власти, во многом зависят успех и судьба реформ в России.
Президент РФ В.В. Путин отмечает развитие российского общества тормозит бюрократия. Бюрократия в России становится проблемой для развития экономики в целом, заявил он на заседании Совета по науке. За последние годы проблема бюрократии в России не решалась темпами, которыми нужно считает президент. Путин отметил, что многократно возвращались к вопросу об административной реформе, эта реформа должна
затронуть всю систему управления в целом. В целях решения указанных проблем мной в настоящей курсовой работе будет проведен разносторонний анализ бюрократии в России. В первой главе будет рассматриваться бюрократия и ее роль в политической жизни российского общества, я затрону вопросы теории организаций исторических типов бюрократии проблемы формирования государственной службы демократического общества тенденции ее реформирования.
Во второй главе курсовой работы мной будет рассмотрен отчет о мониторинге административных барьеров. Мониторинг административных барьеров это изучения влияния бюрократической системы государственного управления в период ее реформирования на развитие самого молодого сектора российской экономики малый бизнес. В этом плане настоящее рассмотрение представляет несомненный практический интерес, т.к. во первых иллюстрирует взаимодействие двух реальных секторов российской экономики, а во вторых отчет носит некоторый
сакральный характер т.к. выполнен по заявке Всемирного банка и финансировании Агентства США по международному развитию и почему-то опубликован в России на английском языке, вероятно для того, что бы бюрократия ничего не поняла. Таким образом, заканчивая свое введение в материал второй части курсовой работы отмечу, что мной будет выполнен перевод и адаптация настоящего исследования с английского языка.
ГЛАВА 0. БЮРОКРАТИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 0. Теория организаций Начать рассмотрение вопроса феномена бюрократия необходимо с определения понятия организация. Формальная организация - это, как указывает А.И.Пригожин, способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Под социальной формализацией он понимает целенаправленное формирование стандартных, безличных
образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах Энциклопедический социологический словарь Общ. ред. Г.В.Осипова Ред сост. А.В.Кабыща. М. ИСПИ РАН, 0000. С. 000 Он выделяет следующие основные элементы формальной организации Пригожин А.И. Современная социология организаций Учебник.
М. Интерпракс, 0000. 000 с. Программа обновления гуманитарного образования в России. С.0. Разделение труда, возникающее в результате необходимой специализации и выступающее в виде системы должностей, каждая из которых дополняет другую, при этом, в идеале, должности не дублируют друг друга. Должностные позиции образуют определенную иерархическую структуру, которая в то же время является структурой власти. 0. Система коммуникаций,
Т.е. средства и каналы, обеспечивающие прохождение деловой информации как сверху вниз передача приказов, указов, распоряжений, заданий, так и снизу вверх отчеты подчиненных, а также по горизонтали обмен мнениями, консультации. 0. Различные регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность данной социальной организации нормы и образцы служебного поведения, программы деятельности, принципы и формы стимулирования, принуждения и вознаграждения. Рассматривая структуру формальной организации, он приводит выделенные еще в работах
Ф.Тейлора и А.Файоля, а также их последователей существующие в структуре предприятия типы линейная организация, функциональная организация и штабная организация Пригожин А.И. Социология организаций. М. Наука, 0000. С.00-00. Формализация социальной системы может осуществляться двумя путями во-первых, легализация уже естественно сложившегося состояния, это так называемый рефлексивный способ формализации во-вторых, разработка программы
специального проекта, плана работы и т.д в соответствии с которой в дальнейшем осуществляется организация той или иной социальной системы, это уже конструкторский способ формализации Пригожин А.И. Современная социология организаций Учебник. М. Интерпракс, 0000. 000 с. Программа обновления гуманитарного образования в России. С.00. Все формальные организации имеют специальный административный аппарат, основная функция
которого заключается в координировании действий членов организации в целях ее сохранения. Крайняя степень развития формальной организации, выражающаяся в максимальной стандартизации внутри организации с целью повышения эффективности организационного механизма, превращает ее в бюрократическую систему. Понятие бюрократия от франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть, сила буквально переводится как власть канцелярии. Сущность бюрократии заключается в нарастающем отчуждении исполнительной
власти, ее концентрации в руках чиновников, которые всячески стремятся избежать или ослабить демократический контроль за своей деятельностью. Большой вклад в разработку проблем бюрократии внес М.Вебер Вебер М. Основные социологические понятия Избранные произведения Пер. с нем. Сост общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова Предисл. П.П.Гайденко. М. Прогресс, 0000. С.000-000.
Социологич. мысль Запада Он очень высоко оценивал роль бюрократии, рассматривал ее как необходимую форму общественного порядка и эффективной социальной организации и считал, что без нее невозможен технический, технологический, организационный прогресс. М.Вебер сформулировал основные признаки идеального типа бюрократической системы. В идеальном виде бюрократия, по его мнению, представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации.
В то же время ему принадлежит ряд верных мыслей относительно опасности, к которой может привести усиление бюрократии в формальных организациях и в обществе в целом. Высказанная М.Вебером точка зрения относительно роли бюрократии в формальной организации и обществе была подвергнута основательной критике, но в последние десятилетия наблюдается возврат к его идеям, своеобразная их модернизация. 0.0. Исторические типы бюрократии
Обратимся к истории вопроса. Специалисты обычно выделяют три-четыре основных типа бюрократии в истории развития общества патриархальную, восточную, рациональную веберовскую и отзывчивую, которая с трудом формируется сейчас в цивилизованных странах Запада. В России бюрократия долгое время сохраняла и, к сожалению, продолжает сохранять многие черты патриархального типа. Что такое российская бюрократия в прошлом Лучший ответ на этот вопрос дает, на мой взгляд, бессмертное
произведение Н.В.Гоголя Ревизор. Основные черты ее стиля управления, собственно, две 0 служу своему начальнику 0 обществу, гражданам служу в той мере и таким образом, как этого хочу я сам. При такой организации государственной службы на объективность, компетентность, справедливость, деловитость чиновника рассчитывать не приходится сроков рассмотрения дел не существует, порядок делопроизводства и подведомственность крайне неопределенны, а главное - во всем господствует произвол, личное усмотрение
решающего вопрос с непременными спутниками -взятками, вымогательством, протекцией. Исход дела решает не правота человека, не объективные обстоятельства, а его статус, богатство, связи, ловкость, умение задобрить нужную персону. Патриархальная система имела и некоторые достоинства. Так, если просителю удавалось установить с должностным лицом личный контакт и возникали не холодные, деловые, а теплые, почти дружеские отношения, то проситель мог без формальных проволочек решить свое
дело. Но недостатки явно преобладали. В качестве альтернативы патриархальной системе постепенно стала складываться иная, современная форма решения текущих государственных дел, которой в идеале присущи такие черты, как компетентность ведение дел бесстрастными исполнителями в полном соответствии с законодательством упорядоченность делопроизводства свобода от субъективных влияний. Словом, организация государственной службы современного типа предполагает господство общеобязательных
регламентированных процедур, исполнение которых не должно зависеть от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков конкретных людей и возможных злоупотреблений. Такова концепция рациональной бюрократии, как ее сформулировал М.Вебер Вебер М. Основные социологические понятия Избранные произведения
Пер. с нем. Сост общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова Предисл. П.П.Гайденко. М. Прогресс, 0000. С.000-000. Социологич. мысль Запада По Веберу, основные характеристики бюрократии сводятся к следующим четырем 0 бюрократическая юрисдикция четко зафиксирована нормативным образом 0 иерархическая организация бюрократической структуры основана на твердо установленных принципах должностной субординации 0 вся формальная внутриорганизационная
деятельность распространение информации, принятие решений, директивы и т.п. осуществляется в форме письменных документов, подлежащих последующему хранению 0 все должностные лица должны быть хорошими специалистами в области администрирования, компетентными не только в сфере собственных должностных обязанностей, но и в области норм, правил и процедур деятельности бюрократической организации в целом. Технически, по М.Веберу, это самая совершенная форма организации государственной службы.
Ее превосходство проявляется в четкости, быстроте, компетентности, преемственности, единстве, субординации, стабильности, относительной дешевизне и, наконец, безличном характере деятельности. Идеологической основой веберовской модели были три постулата 0 бюрократия одинаково эффективно служит любому политическому хозяину, не вмешиваясь при этом в его компетенцию 0 это наилучшая из всех возможных форм организации 0 важнейшее ее достоинство - эмансипация от субъективных человеческих влияний на принятие
решений. Нет сомнения, что подход Вебера составил эпоху в административной науке и практике, стал фундаментальной основой теории управления в индустриальном обществе. И значение его до сих пор далеко не исчерпано. Но жизнь все же оказалась сложнее идеальных схем М.Вебера. Уже начиная с К.Маркса, исследователи часто отмечают у бюрократии развитых государств такие черты, как своекорыстие, корпоративность, формализм, карьеризм, притязание на монопольную компетентность,
отношение к гражданам как винтикам безличной машины. И как общественный результат - перерождение рациональной бюрократии, фактическое отчуждение рядовых граждан от власти и управления. Как заявил в свое время В.Остром, один из наиболее авторитетных политологов современности, практическое воплощение в жизнь веберовского идеального типа полностью развитой бюрократии способно создать такую бюрократическую машину, при которой
профессиональные бюрократы соединятся в цепи, а граждане превратятся в зависимые массы, в беспомощных дилетантов при своих политических хозяевах. Господство полностью развитой бюрократии превратит все формы конституционного правления в равнозначные фикции. Единственной политической реальностью останется бюрократия. 0.0. Проблемы формирования государственной службы демократического общества Очевидно, что унаследованная Российским государством система государственной службы нуждается в глубоком
и всестороннем реформировании. Это обусловлено как принципиально изменившимся характером стоящих перед государством задач, так и постепенно складывающимся новым типом отношений между властью и формирующимся гражданским обществом. В связи со вторым моментом особое значение в новых условиях приобретают и обращенные к государственному управлению политические ожидания граждан. Нам надо как можно быстрее перейти к новой модели государственного управления.
Любые преобразования обречены на неудачу, если одновременно не реформируется аппарат государственной власти. Определенные шаги в области реформирования уже сделаны. Однако складывается впечатление, что не существует ни единой концепции новой государственной службы идеальная модель, ни адекватного понимания достоинств и недостатков унаследованной системы реальная модель, ни четких планов перехода от одной модели к другой.
Более того, создается впечатление, что наша бюрократия, избавившись от прежнего партийного хозяина, но не обретя нового в лице контролирующего ее общества, стремится, и не без успеха, навязать последнему в качестве всеобщего свой корпоративный интерес. Все это чревато весьма серьезными негативными последствиями для нашего государства, политической власти и российского общества в целом. В частности, отношение населения к исполнительному аппарату власти формируется во многом на основе
опыта общения с конкретными чиновниками часто, увы, сугубо негативного, либо знания о таком опыте от других, либо через и с позиций интересов своего начальника или своих личных. В этом ему помогают так называемые защитные механизмы сознания - психологическая цензура, т. е. отключение сознания от нежелательной информации, подмена одной информации другой, а также искаженная шкала социальных ценностей, сверяясь с которой он фактически расценивает себя не как слугу демократического общества,
а как слугу установленного административного порядка и исполнителя воли своих руководителей. В массе своей бюрократ - не своекорыстный злоумышленник, а чаще всего субъективно честный человек, но с сознанием, деформированным социальной практикой, общими социальными условиями, способствующими развитию черт бюрократической личности. Но, разумеется, сказанное никоим образом не означает примирительного отношения к бюрократизму, самая решительная борьба с которым является одной из важнейших предпосылок
успешного решения стоящих перед обществом задач. Серьезный вклад в разрешение данной коллизии может и должна внести наука, опирающаяся на знание мирового опыта государственной службы, адекватное понимание российско-советской традиции госслужбы и значения государственности вообще, на анализ современной государственной службы и отношения к ней общества. 0.0. Тенденции и реформирования государственной службы Тенденции развития нашей государственной службы за последние 0-0 лет противоречивы.
Максимально кратко их можно обозначить так - формальная департизация аппарата, преследовавшая как общесоциальные, так и корпоративные бюрократические цели - возрождение в усложненном виде чиновничьей Табели о рангах - института, который исторически принадлежит прошлому и значение которого в современных развитых странах всячески стараются ограничить - одновременное создание ряда действительно необходимых предпосылок для формирования нужного статуса современной госслужбы введение квалификационных экзаменов,
аттестаций и конкурсов на замещение вакантных должностей, нормативное установление ограничений, гарантий и привилегий, связанных со статусом государственного служащего - переструктурирование аппарата например, преобразование министерств в акционерные общества закрытого типа, имевшее целью, с одной стороны, приобщение бюрократии к переделу собственности, с другой - выведение аппарата из-под вероятных антибюрократических атак, иными словами, институционализация корпоративных интересов - поверхностная демократизация аппарата
как псевдоответ на вызов времени. В целом это можно подытожить как борьбу двух тенденций модернизации госслужбы - корпоративистской и демократической. При этом следует признать, что в общем госаппарат стал работать хуже, ибо прежние партийно-номенклатурные рычаги контроля и управления разрушились, а адекватной замены им не возникло. К тому же утратили силу прежние нормы неформальной служебной морали, пусть далекие от совершенства, но все-таки как-то регулировавшие поведение служащих.
На смену же им пришел не новый, демократический кодекс административной морали, а административный беспредел, порождающий вседозволенность и почти безграничный чиновничий произвол, моральный вакуум. Тем не менее можно констатировать, что настоятельно необходимое реформирование нашей госслужбы все-таки началось. Однако происходит оно спонтанно и спорадически, больше под влиянием конъюнктурных политических нужд, чем на основе какой-либо общей концепции реформы.
Этим Россия невыгодно отличается от других стран, многие из которых в последние десятилетия проводят аналогичные реформы с целью действительной модернизации госслужбы, приведения ее в соответствие с потребностями сегодняшнего и завтрашнего дня. Во второй главе курсовой работы мы проследим динамику изменений работы госслужащих в период реформирования. ГЛАВА 0. МОНИТОРИНГ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ Во второй главе курсовой работы мной будет рассмотрен отчет о мониторинге
административных барьеров. Мониторинг административных барьеров это попытка изучения влияния бюрократической системы государственного управления на развитие самого молодого сектора российской экономики малый бизнес. В этом плане настоящее рассмотрение представляет несомненный практический интерес, т.к. во первых иллюстрирует взаимодействие двух реальных секторов российской экономики, а во вторых отчет носит некоторый сакральный характер т.к. выполнен по заявке Всемирного банка и финансировании
Агентства США по международному развитию и почему-то опубликован в России на английском языке, вероятно для того, что бы бюрократия ничего не поняла. Таким образом, заканчивая свое введение в материал второй части курсовой работы отмечу, что мной будет выполнен перевод и адаптация настоящего исследования с английского языка. 0.0. Резюме основных результатов Центр экономических и финансовых исследований и разработок
ЦЭФИР, расположенный по адресу Россия, 0, Москва, Нахимовский проспект, 00. Тел. 0 000 000-00-00, Факс 0 000 000-00-00 при поддержке Всемирного банка и финансировании Агентства США Мониторинг административных барьеров. Исследование Центра экономических и финансовых исследований и разработок ЦЭФИР. Всемирный банк, Агентство США по международному развитию,
0000 000 с. по международному развитию осуществляет мониторинг уровня издержек малого предпринимательства, связанных с государственным регулированием. Цель мониторинга состоит в оценке результатов реформы по дерегулированию экономики, начатой федеральным правительством. Реформа включает в себя пакет законов, упрощающих процедуры и уменьшающих издержки фирм, связанные с административным регулированием в области лицензирования, сертификации, регистрации и различных проверок
и инспекций. Получены результаты первых трех раундов, прошедших весной и осенью 0000 года и весной 0000 года. В ходе первого раунда собрана исходная информация по состоянию на 0000 год еще до вступления в силу новых законов. Данные второго этапа позволяют оценить ход реформы после вступления в силу двух новых законов о проверках и лицензировании. Данные третьего этапа позволяют оценить эффект введения нового закона о регистрации. Основной результат первого раунда состоял в том, что во всех областях государственного
регулирования ситуация в 0000 году была далека от целей, декларированных в новых законах. Второй раунд выявил значительные улучшения в области проверок инспекций и лицензирования, которые по большей части сохранились и в третьем раунде. Третий раунд также показал, что введение в действие закона о регистрации имело как положительный, так и отрицательный эффект на сложность этой процедуры, а переход малых фирм на упрощенную систему налогообложения стал более интенсивным.
Новый закон о проверках вступил в силу в августе 0000 года. До введения закона многие малые предприятия подвергались неоднократным проверкам инспектирующими органами со стороны различных государственных бюрократических машин. С введением нового закона количество инспекций со стороны всех государственных органов значительно сократилось. Сократились и время, которое инспекции отнимают у руководителей малых предприятий, и связанные
с проверками материальные издержки. Однако, в 0000 году по результатам второго и третьего раундов по-прежнему наблюдались существенные злоупотребления со стороны инспектирующих органов у многих фирм проводилось несколько плановых инспекций одним госорганом, что является прямым нарушением нового закона. Предприятия также сообщают о частых незапланированных инспекциях, проводившихся без предъявления предписания. Улучшения в области лицензирования также ощутимы.
После принятия закона в феврале 0000 года процент предприятий, обратившихся за лицензиями и разрешениями, снизился на треть. Процесс получения лицензий стал проще и быстрее в первом полугодии 0000 года, хотя во второй половине издержки получения разрешительных документов вернулись на прежний уровень. При этом средняя стоимость приобретения лицензии более чем вдвое превышает поставленную правительством цель. Более половины всех лицензий, выданных после введения закона на виды деятельности, предусмотренные
в новом законодательстве, имеют слишком короткий срок действия. А более половины всех лицензий и разрешений выданы на виды деятельности, не подлежащие лицензированию. После введения в действие нового закона о регистрации эта процедура стала проще и быстрее, но дороже. Скорость увеличилась благодаря тому, что фирмы при регистрации перестали посещать местные администрации и регистрационные палаты, в которых до принятия нового закона тратилась большая часть времени.
Вместо этого, основная часть процедуры регистрации стала происходить в отделениях Министерства по налогам и сборам, где стало тратиться больше времени, чем раньше. Второй и третий раунды также показали, что упрощенная система налогообложения для малых предприятий действительно упрощает налоговое администрирование. Кроме того, имело место значительное улучшение в оценке делового климата по сравнению с первым раундом.
В целом, результаты внушают осторожный оптимизм, хотя прогресс сильно замедлился между вторым и третьим раундом. Новые законы произвели некоторый положительный, но непродолжительный эффект, и уровень административной нагрузки на малые фирмы остается высоким. А, следовательно, правительству необходимо еще многое сделать в области исполнения нового законодательства. 0.0. Цель мониторинга административных барьеров Центр экономических и финансовых исследований и разработок
ЦЭФИР - независимый исследовательский институт - при поддержке Всемирного банка и финансировании Агентства США по международному развитию осуществляет проект Мониторинг уровня издержек малого предпринимательства, связанных с государственным регулированием. Цель мониторинга состоит в оценке изменений административных издержек предпринимательской деятельности во времени и оценке результатов реформы по дерегулированию экономики, недавно начатой российским федеральным
правительством. Реформа включает в себя пакет законов, значительно упрощающих процедуры и уменьшающих издержки фирм, связанные с административным регулированием в области лицензирования, сертификации, регистрации и различных проверок и инспекций. Кроме того, реформируется и упрощенная система налогообложения малых предприятий. Ее реформа предусматривает дальнейшее сокращение налогового бремени и возможность перехода на упрощенную систему налогообложения более широкого круга фирм.
Четыре закона уже вступили в действие Закон о проверках и инспекциях вступил в силу в августе 0000 года, Закон о лицензировании - в феврале 0000 года, Закон о регистрации - в июле 0000 года, Закон о введении упрощенной системы налогообложения - в январе 0000 года. В конце декабря 0000 года был подписан закон о техническом регулировании, вступивший в силу в июне 0000 года. Таким образом, на момент проведения третьего раунда этот закон еще не действовал.
Мониторинг осуществляется в форме периодически повторяющихся опросов двух тысяч фирм в двадцати регионах Российской федерации см. рис. 0, в ходе которых задаются вопросы о численных значениях издержек административного давления, связанного с инспектированием, лицензированием, сертификацией, регистрацией и налоговым администрированием, а также о субъективной оценке делового климата фирмами. На данный момент получены результаты первых трех раундов, прошедших соответственно весной и осенью 0000
года и весной 0000 года. В ходе первого раунда была собрана исходная информация по состоянию на 0000 год, т.е. еще до вступления в силу законов о дерегулировании. Данные второго этапа позволили оценить ход реформы после вступления в силу двух новых законов о проверках и лицензировании. Третий этап прошел весной 0000 года и позволяет оценить результаты введения в силу нового закона о регистрации предприятий и упрощенной системы налогообложения.
На 0000 и 0000 годы запланированы еще два этапа. Региональное покрытие Рис. 0 Алтайский крайПриморский крайАмурская областьРостовская областьКалужская областьРеспублика КомиКрасноярский крайСамарская областьКурганская областьСаратовская областьМосква Сахалинская областьМосковская областьСмоленская областьНижегородская областьСанкт-ПетербургНовосибирская областьЧелябинская областьПермская областьХабаровский край0.0.
Инструментарий исследования В данном исследовании используются два основных инструмента анкета для фирм, существующих более года, и анкета для вновь созданных фирм. В первом случае задаются вопросы об издержках, которые несут фирмы в результате проверок и инспекций со стороны различных государственных органов, в процессе лицензирования, сертификации и налогового администрирования, а также об общей оценке делового климата. Второй инструмент предназначен для вновь зарегистрированных
фирм с целью определения издержек, связанных с вхождением на рынок. В нем содержатся вопросы о процедурах регистрации, лицензирования и сертификации для недавно созданных малых предприятий. Это позволяет проводить мониторинг как административных барьеров на пути роста существующих предприятий, так и административных барьеров при входе на рынок новых предприятий. 0.0. Выводы по первым трем раундам Основной результат первого раунда мониторинга состоял в том, что
во всех областях государственного регулирования ситуация в 0000 году была далека от целей, декларированных в новых законах из пакета по дерегулированию. Второй раунд выявил значительные улучшения в области проверок инспекций и лицензирования где в период между двумя раундами мониторинга были введены новые законы. Эти улучшения по большей части сохранились и в третьем раунде, хотя дальнейшего значимого улучшения не последовало. Количество инспекций в фирмах значительно снизилось весной 0000 года по сравнению с 0000
годом, и продолжило снижаться осенью, хотя и незначительно. Количество выдаваемых лицензий и прочих разрешительных документов также уменьшилось в оба полугодия 0000 года. Регистрация предприятий осенью 0000 года, после вступления в действие нового закона, стала быстрее, но дороже. При этом текущий уровень издержек во всех трех этих областях регулирования остается значительно выше целей, установленных в соответствующих законах из пакета по дебюрократизации.
0.0.0. Инспекции По новому закону плановые инспекции проводятся не чаще, чем один раз в два года одним госорганом. Хотя количество внеплановых инспекций не ограничено, упорядочена процедура их проведения. Новый закон вступил в силу в августе 0000 года. До введения закона многие малые предприятия подвергались неоднократным проверкам несколькими инспектирующими органами см. Таблицу 0. Однако, как видно из таблицы 0, с введением нового закона количество инспекций со стороны
всех государственных органов значительно сократилось, о чем свидетельствовали результаты второго раунда опросов. В среднем, количество инспекций на одно предприятие в первой половине 0000 года по сравнению со второй половиной 0000 года снизилось на 00, а по сравнению с первой половиной 0000 года - на 00. Третий раунд опросов продемонстрировал дальнейшее снижение количества инспекций, но гораздо меньшими темпами - на 00 во втором полугодии 0000 года по сравнению с первым полугодием.
Соответственно, во время трех раундов сокращалось время, которое эти инспекции отнимали у руководителей малых предприятий, и связанные с проверками материальные издержки см. таблицы 0а, 0б. В первом раунде респонденты утверждали, что менеджмент их предприятий в среднем тратил 00,0 времени на инспекции. Во втором раунде - 0,0, времени, а в третьем - 0,0. Таким образом, чисто временные издержки на инспектирование снижались.
Этот результат сам по себе может и не означать снижения административного давления, так как он мог быть вызван меньшим количеством нарушений со стороны самих предпринимателей. Тем не менее, данный факт является позитивным, так как при прочих равных условиях означает снижение удельного времени, потраченного на непроизводственную деятельность. Таблица 0 Инспекции В выборку включены фирмы участвовавшие во всех трех раундах
Все инспекцииСреднееРаспределение по числу инспекций в 0 полугодие 0000 раунд 00,0000,000,000,000,00 полугодие 0000 раунд 00,0000,000,000,000,00 полугодие 0000 раунд 00,0000,000,000,000,0 Таблица 0 Инспекции, проведенные различными госорганами В выборку включены фирмы участвовавшие во всех трех раундах Контролирующий органСреднее количество инспекций проведенное госорганомЗначение изменения 0 полугодия 0000
г. к0 полугодие 0000 г.0 полугодие 0000 г.0 полугодие 0000 г.0 полугодие 0000 г0 полугодие 0000 гv Стрелки со звездочками соответствуют статистической значимости Налоговые инспекции0,000,000,00Пожарная инспекция0,000,000,00vСанэпиднадзор0,000 ,000,00vМилиция0,000,000,00vСоцстрах0,00 0,00Административно технические инспекции0,000,000,00vЭкологические инспекции0,000,000,00vvЛицензирующие органы0,000,000,00vСертифицирующие органы0,000,000,00vv Таблица 0а Инспекции потраченное время и издержки
ШкалаРаунд 0 0 полугодие 0000 г.Раунд 0 0 полугодие 0000 г.Раунд 0 0 полугодие 0000 г.0-намного больше 0-чуть больше 0-столько же 0-намного большеБольше или меньше времени было потрачено на инспекции чем в предыдущие полгода0,000,000,00В процентахДоля времени потраченная менеджментом на инспекции00,00,00,00-значительно меньше 0-чуть меньше 0-таким же 0-значительно более прозрачным и предсказуемымСтал ли процесс прохождения инспекции более прозрачным и предсказуемым0,000,000,00
Таблица 0б Как изменились издержки инспекции за полгода Динамика измененийКонтролирующий органРаунд 0 0 полугодие 0000 г.Раунд 0 0 полугодие 0000 г.Раунд 0 0 полугодие 0000 г.0-значительно возросли 0-немного возросли 0-не изменились 0-немного уменьшились 0-значительно уменьшилисьНалоговые инспекции0,000,000,00Соцстрах0,000,00Сан эпиднадзор0,000,000,00Милиция0,000,000,0 0Лицензирующие органы0,000,000,00Пожарная инспекция0,000,000,00Сертифицирующие
органы0,000,000,00Административно технические инспекции0,000,000,00Экологические инспекции0,000,000,00Охрана труда0,000,000,00Торговая инспекция0,000,00 Однако несмотря на уменьшение временных издержек инспектирования, в некоторых других аспектах ситуация в третьем раунде ухудшилась. Во второй половине 0000 года, как и в предыдущие раунды, по-прежнему наблюдались существенные злоупотребления со стороны инспектирующих органов, а в некоторых случаях эти злоупотребления усилились.
Например, в 0000-м году 00,0 предприятий явились жертвой прямого нарушения нового закона со стороны органов противопожарной безопасности и 00,0 предприятий - со стороны органов санэпидемнадзора см. таблицу 0. Эти органы проводили на указанных предприятиях неоднократные плановые инспекции в течение года. В третьем раунде мониторинга предприятия по-прежнему жалуются на частые незапланированные инспекции. Особенно часты внеплановые проверки со стороны органов внутренних дел 00 их визитов являются незапланированными.
Особую тревогу вызывает растущее количество злоупотреблений при проверках милицией и другими службами. Госорганы все чаще не предъявляют предписания при проведении таких проверок у милиции за три раунда доля таких проверок возросла с 00 до 00, у пожарной службы - с 00 до 00, у СЭС - с 00 до 00. Также возросла и доля штрафов, не основанных на официальной шкале, для милиции - с 00 до 00, а для пожарной службы - с 00 до 00. Таким образом, при падении среднего числа инспекций отмечается
увеличение случаев злоупотреблений. 0.0.0. Лицензирование Улучшения в области лицензирования также были достаточно ощутимы в 0000 году. В феврале 0000 года был введен новый закон о лицензировании. Закон предусматривает значительное сокращение лицензируемых видов деятельности, снижение лицензионного сбора до 0000 рублей и продление срока действия лицензий, по меньшей мере, до пяти лет по старому закону
предполагался сбор в 0000 рублей и срок действия лицензий в течение трех лет. Как видно из таблицы 0, процент предприятий, обратившихся за лицензиями и разрешениями, действительно снизился с 00 во второй половине 0000 года до 00 в первой половине 0000 года и остался на том же уровне во второй половине 0000 года. Процесс получения лицензий стал проще и дешевле во втором раунде, но в третьем раунде произошло ухудшение издержки получения лицензии снова выросли, что также следует из таблицы 0.
Средняя стоимость лицензии сначала снизилась примерно на одну четверть с 00 000 рублей до 0 000 рублей, но потом выросла во второй половине 0000-го года до 00 000 рублей. При этом официальная плата в законе ограничена 0000 рублями, то есть, стоимость лицензий до сих пор сильно превышает целевое значение. Более того, самыми дешевыми являются, как правило, нелегитимные лицензия и разрешения, а лицензии на виды деятельности согласно закону 0000 года - самые дорогие.
Аналогично, время, необходимое для получения лицензии, сократилось в среднем с 00 до 00 дней во втором раунде, но в третьем выросло до 00. Опять-таки, больше времени - около двух месяцев - требуется на получение лицензий на виды деятельности, выдаваемых Госстроем, Минздравом, Минэкономразвития по закону 0000 года. Самыми дорогими и трудными для получения являются частотные лицензии
Минсвязи, но они регламентируются другим законом. Как во втором, так и в третьем раунде произошли положительные хоть и небольшие изменения композиции видов деятельности, на которые были выданы лицензии после введения нового закона. Количество лицензий на виды деятельности по закону 0000 года, на которые опрошенные фирмы подавали заявки, оставалось примерно одинаковым во всех трех раундах немногим более двухсот. Так же мало менялось и количество выдаваемых лицензий, легитимных по другим действующим законам.
При этом значительно снизилось число лицензий на виды деятельности, которые перестали быть легитимными в 0000-м году в первом раунде идентифицировано 00 таких лицензий, во втором - 00 и в третьем - 00. Количество прочих лицензий и разрешений уменьшилось с 000 в первом раунде до 000 во втором и 000 в третьем. Таким образом, сокращается, в основном, число разрешительных документов, легитимность которых сомнительна. Тем не менее, такие документы продолжают выдаваться.
Местные власти и инспекции до сих пор выдают разрешения на торговлю или другие виды деятельности, не являющиеся лицензируемыми. Продолжают выдаваться, хотя и в небольших количествах, лицензии на виды деятельности, предусмотренные законом 0000 года, которые более не являются лицензируемыми в соответствии с новым законом 0000 года, такие как телерадиовещание, обслуживание контрольно-кассовых машин, эксплуатация подъемных механизмов и ювелирные работы. Субъективные ощущения опрошенных свидетельствуют о том, что
лицензирование является большим препятствием для роста малых предприятий 00 респондентов заявили, что лицензирование представляет очень серьезную проблему для развития их бизнеса. Таблица 0 Плановые инспекции 0000 год Плановые инспекцииРаспределение фирм по количеству плановых инспекций плановых инспекций из всех инспекций0 инспекций 0 инспекция От 0-х инспекций Пожарная инспекция00,000,000,000,0Налоговые инспекции00,0,000,0Санэпиднадзор00,000,0 00,000,0Административно
технические инспекции00,000,00,0Торговая инспекция00,00,00,000,0Милиция00,000,000 ,0Соцстрах00,0,000,0 Таблица 0 Лицензии Показатель мониторингаРаунд 0 0 полугодие 0000 г.Раунд 0 0 полугодие 0000 г.Раунд 0 0 полугодие 0000 г.среднеесреднеесреднееПроцент фирм подавших заявку0Средняя цена лицензии рублей00 0000 0000 000Рабочее время человеко-дни00,000,000,0Среднее время на получение дни00,000,000,0Максимальное время на получение дни00,000,000,0Срок действия месяцы00,000,000,0
Но это значительно меньший показатель, чем в первом раунде, в котором 00 фирм сочли эту проблему очень серьезной. Общий вывод заключается в том, что большинство проблем в области лицензирования и проверок связаны не с федеральным законодательством, а с его применением на местах. 0.0.0. Регистрация Третий раунд дает возможность оценить первоначальный эффект изменения правил процедуры регистрации, которые произошли между вторым и третьим раундами.
В соответствии с новым законом, вступившим в силу в июле 0000 года, процесс регистрации нового предприятия должен занимать не более пяти дней и обходиться предприятию не более чем в 0000 рублей. Кроме того, заявленная цель закона состояла во введении принципа одного окна, в соответствии с которым предприниматель для получения регистрации должен иметь дело лишь с одним государственным органом. Два первых раунда мониторинга были осуществлены до введения в силу нового закона о регистрации.
Результаты этих раундов показали, что издержки при регистрации были значительно выше, чем целевые уровни, установленные в законе, причем они не изменились в период между двумя раундами в среднем регистрация занимала один месяц и стоила около 0000 рублей при регистрации без использования посредника см. таблицу 0. Третий раунд показал, что во второй половине 0000 года регистрация, с одной стороны, стала быстрее и проще, с другой - дороже. Один из основных принципов реформы - правило одного окна не выполняется, хотя
большинство предпринимателей действительно перестали посещать местные администрации и регистрационные палаты, функции которых перешли в отделения Министерства по налогам и сборам. Предприниматели до сих пор обязаны посетить ряд других госорганов, таких как Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования, пожарные и санитарно-эпидемические службы см. таблицы 0а, 0б. Таблица 0 Срок действия лицензий
Срок действия лицензийЛицензии легитимные по новому законуДругие лицензии и разрешенияРаунд 0Раунд 0Раунд 0Раунд 00 полугодие 0000 г. 0 полугодие 0000 г. 0 полугодие 0000 г. 0 полугодие 0000 г. Менее 0 лет00,000,000,000,0От 0 до 0 лет00,000,000,000,00 лет и более00,000,000,000,0 Таблица 0 Регистрация Время на регистрациюРаунд 0 0 полугодие 0000 г.Раунд 0 0 полугодие 0000 г.Раунд 0 0 полугодие 0000 г.
Без посредников С посредниками Без посредников С посредниками Без посредников С посредниками Не более недели0От недели до месяца0Более месяца0ПлатаНе более 0000 рублей0Более 0000 рублей0 Таблица 0а Доля фирм, посетившая данный орган при регистрации Раунд 0 0 полугодие 0000 г. Раунд 0 0 полугодие 0000 г. Раунд 0 0 полугодие 0000 г. Налоговые инспекции0Пенсионный фонд0Статистические органы0Соцстрах0Администрация0Медстрах0Б
анк0Пожарная инспекция0000Регистрационная палата0Санэпиднадзор0000 Таким образом, количество окон уменьшилось на одно - местную администрацию. Медианная фирма, ранее посещавшая при регистрации пять госорганов, во второй половине 0000 года посетила только четыре. Отмена необходимости посещения местных администраций и регистрационных палат явилась главной причиной сокращения времени, необходимого на прохождение этой процедуры.
В предыдущих раундах именно местные администрации и регистрационные палаты отнимали больше всего времени, в среднем 00-00 дней, как видно из таблицы 0б. Вместо этого сильно увеличилось время, потраченное в отделениях Министерства по налогам и сборам МНС, с 0 дней в первом раунде до 00 в третьем. Вероятно, сразу после реформы МНС не смогло оперативно справиться с большим количеством предпринимателей, пытающихся зарегистрировать новые фирмы. Возможно, именно с этим связано и удорожание процедуры, средняя
стоимость которой увеличилась с 0000 до более чем 0000 рублей, а медианная плата - с 0000 до 0000 рублей. Таблица 0б Время потраченное в госорганах при регистрации Раунд 0 0 полугодие 0000 г. Раунд 0 0 полугодие 0000 г. Раунд 0 0 полугодие 0000 г. СреднеМедленноСреднеМедленноСреднеМедлен ноНалоговые инспекции0Пенсионный фонд0Статистические органы0Соцстрах0Администрация0,000Медстр ах0Банк0Пожарная инспекция00,0Регистрационная
палата0Санэпиднадзор0000,0 Несмотря на удорожание, субъективные оценки сложности процедуры внушают оптимизм. В третьем раунде медианный респондент заявил, что скорее согласен с утверждением, что правила регистрации прозрачны и предсказуемы. В предыдущие раунды, медианный респондент был отчасти согласен с этим утверждением, а отчасти нет. По пятибалльной шкале, по которой 0 соответствует ответу полностью согласен, средняя оценка прозрачности правил возросла с 0,00 в первом раунде до 0,00 в третьем.
Это изменение является статистически значимым. 0.0.0. Упрощенная система налогообложения Кроме оценки эффекта нового закона о регистрации, третий раунд опросов позволяет оценить изменения, произошедшие после проведения еще одной реформы. В январе 0000 года начал действовать новый закон об упрощенной системе налогообложения для малых предприятий. Предыдущие же два раунда мониторинга проходили до введения новых правил упрощенной системы налогообложения.
На то время действовал предыдущий закон об упрощенной системе от 0000 года. Новый закон должен был существенно упростить переход на эту систему и расширить базу предприятий, имеющих право ей пользоваться. Таблица 00 Количество налогов уплачиваемый фирмами 0000 г. 0 полугодие0000 г. 0 полугодиеВсе фирмыСреднее медиана0,000,0000Перешедшие в 0000 г. на упрощенную системуСреднее медиана0,000,0000 Например, ранее требовалось, чтобы на предприятии работало не более 00
человек, а с 0000 года малым предприятием для налоговых служб считается фирма с численностью персонала до 000 человек. Согласно ответам респондентов, упрощенная система действительно упрощает налоговое администрирование. Этот факт стимулировал достаточно массовый переход предприятий на использование этой системы. Если во втором раунде только 00 опрошенных фирм, имеющих право на использование упрощенной системы, пользовались этим правом, то в третьем раунде доля таких фирм составляла уже 00.
Таблица 00 Оценка делового климата ПроблемаРаунды0 г. 0 полугодие0000 г. 0 полугодие0000 0 полугодиеУровень налогов0,00v0,00v0,00Экономическая нестабильность в стране0,00v0,00v0,00Уровень конкуренции0,000,000,00Налоговое администрирование0,00v0,00v0,00Госрегули рование0,00v0,00v0,00Сложность получения капитала0,00v0,00v0,00Неравные условия конкуренции0,00v0,00v0,00Коррупция0,00v0 ,00v0,00Рэкет0,00v0,00v0,00 Фирмы, перешедшие на упрощенную систему в 0000 году, стали платить в среднем 0,00
видов разных налогов и сборов, что намного меньше, чем 0,00 видов налогов, которые они платили в 0000 году. Уменьшение количества налогов на четыре для таких фирм вполне соответствует параметрам закона, согласно которому единый налог на доход или прибыль заменяет пять других налогов. При этом все фирмы в среднем стали платить 0,00 видов налогов против 0,00 в прошлом году. Таким образом, стоит отметить, что на упрощенную систему переходили главным образом фирмы, для которых
налоговое администрирование было сложнее обычного в предыдущем, 0000 году. При этом фирмы, использующие такую систему, в 0000 году дали намного более оптимистичные субъективные оценки усилий, которые они тратят на налоговое администрирование. Более того, и во втором и в третьем раунде они оценили уровень налогов как меньшую проблему, чем остальные фирмы. В силу того, что, согласно ответам респондентов, упрощенная система дает возможность фирмам значительно
уменьшить издержки, остается загадкой, почему более половины фирм в начале 0000 года не перешло на ее использование. Из предложенных в третьем раунде объяснений самым популярным было то, что обычная система проще и понятней - 00 фирм, не использующих упрощенную систему, дали такой ответ. Еще 00 сказали, что обладают недостаточной информацией. Следовательно, информированность фирм пока невелика и, скорее всего, в 0000 году больше фирм перейдут
на упрощенную систему. Таблица 0 Упрощенная система налогообложения Только среди фирм, имеющих право на использование упрощенной системыФирмы не использующие упрощенную системуФирмы использующие упрощенную системуЗначимость различий0 бальная шкала 0 - худшееНасколько проблематичносреднееСОсреднееСОУровень налогов0,000,000,000,00Налоговое администрирование0,000,000,000,00Коррупц ия0,000,000,000,00Общая бумажная работа0,000,000,000,00Налоговые инспекции0,000,000,000,00Звездочки обозначают статистическую значимость
различий 0 - не проблема 0 - очень значит. проблема 0 - незначительная проблема 0 - ставит под угрозу существование бизнеса 0 - значительная проблема 0.0.0. Общая оценка делового климата Хотя мониторинг фокусируется на реальных объективных издержках малого бизнеса, связанных с госрегулированием, нельзя недооценивать и важность общих настроений предпринимателей. За время трех раундов настроения значительно улучшились см. таблицу 00.
Самые большие изменения при этом произошли между первым и вторым раундами. В период со второй половины 0000 года до второй половины 0000 года такие проблемы малого бизнеса, как высокие налоги, макроэкономическая нестабильность, налоговое администрирование, государственное регулирование, привлечение капитала, административные ограничения конкуренции, коррупция и рэкет, стали оцениваться предпринимателями как менее острые. Знаменательно, что единственная проблема, которая, по мнению предприятий,
стала более острой в период между тремя этапами обследования это честная конкуренция. Так, во втором раунде, в первой половине 0000 года, конкуренция оценивалась малыми предпринимателями как более серьезная проблема, чем госрегулирование. В третьем раунде проблема конкуренции обогнала по значимости налоговое администрирование, которое также имеет прямое отношение к административным барьерам.
Последнее изменение произошло главным образом за счет фирм, перешедших на упрощенную систему налогообложения, в то время как остальные фирмы оценили налоговое администрирование как более серьезную проблему. 0.0.0. Некоторые факторы продвижения реформ Прогресс в области дерегулирования неоднороден некоторые регионы продвинулись гораздо дальше других. От чего же зависит прогресс в области лицензирования, проверок и регистрации после введения соответствующих законов
Исполнение федеральных законов по дерегулированию на местах сильно зависит от сложившейся системы бюджетных отношений между регионом и муниципалитетами. Если местные власти материально заинтересованы в развитии малого бизнеса на своей территории, поскольку их бюджетные доходы в основном зависят не от поступлений из регионального бюджета, а от местной налоговой базы, то налицо более значительные успехи в снижении административных издержек в период между тремя этапами исследования при прочих равных условиях.
Присутствие в регионе крупных фирм, напротив, замедляет прогресс в области лицензирования и регистрации, но ускоряет его в области инспекций препятствия к входу на рынок устраняются сравнительно медленно, а бремя регулирования для существующих предприятий становится легче сравнительно быстро. Высокий первоначальный до начала реформ уровень присутствия малого бизнеса в региональной экономике ускоряет реформы. Это свидетельствует о важности лоббирования реформы со стороны малого бизнеса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог проделанной работы отмечу, что основной вывод по мониторингу административных барьеров заключается в том, что реформы действительно произвели некоторый эффект. В области лицензирования он выразился в сокращении количества выдаваемых лицензий и упрощения процедуры их получения. В области инспекций результатом, главным образом, стало сокращение их количества и временных издержек во время проверок. Регистрация после реформы стала немного быстрее и проще, хотя и дороже.
Новая упрощенная система налогообложения сократила количество видов налогов и сборов и стимулировала многих предпринимателей перейти на эту систему. Однако при этом в большинстве случаев реформа не достигла желаемого результата. Лицензии по-прежнему получать сложно и дорого, а чиновники выдают много разрешительных документов на виды деятельности, не предусмотренные законом о лицензировании. Проверки проходят с большим количеством нарушений со стороны проверяющих, включая многочисленные взятки
и повторные приходы представителей одного госоргана на фирму. Правило одного окна при регистрации фирмы так и не заработало. Более того, вызывает настороженность тот факт, что положительные сдвиги в области лицензирования и инспекций, имевшие место между первым и вторым раундами мониторинга, не получили продолжения в третьем раунде. По некоторым показателям ситуация даже ухудшилась, например, усложнилась процедура лицензирования,
и увеличилось взяточничество при проверках милицией и пожарными службами. Складывается впечатление, что ситуация улучшилась сразу после реформы, и, не достигнув целевых параметров, зафиксировалась на этом новом уровне. На основании проведенного исследования мои предложения по борьбе с бюрократическими явлениями в нашем отечестве будут следующие, поскольку бюрократизм есть порождение определенной системы общественных отношений, то и искоренение его возможно лишь с исчезновением породивших
его условий. Следует стремиться ограничить причиняемый бюрократизмом вред обществу, не подрывая при этом основ пока единственно возможной бюрократической системы управления. Применительно к нашим условиям отмечу главное - это сокращение сферы деятельности и влияния бюрократов. Основной путь к этому - разгосударствление экономики и других сфер жизни общества. Вероятно следует активизировать деятельность контрольных органов, в частности прокуратуры, расширить
и сделать практически более эффективным судебный контроль. Вместе с тем при всех оправданных мерах о создании стабильной и эффективной системы государственной службы, укомплектованной квалифицированным персоналом, не следует делать работу в аппарате чересчур привлекательной для карьеристов и лиц, чрезмерно ориентированных на личное обогащение. Необходимо рекомендовать прекращение принявшее неприличные размеры разрастание теневых чиновничьих
привилегий, вспомнив что условия борьбы с привилегиями был одним из главных социальных мандатов, приведших наверх нынешних обладателей власти. Вероятно тогда государственная бюрократия всех уровней, унаследовавшая прежнюю систему властных отношений и стремящаяся в новых формах сохранить фактически бесконтрольную опеку над общественной в том числе экономической жизнью, не будет представлять одну из главных угроз становлению в России гражданского общества. СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вебер М. Основные социологические понятия Избранные произведения Пер. с нем. Сост общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова Предисл. П.П.Гайденко. М. Прогресс, 0000. С.000-000. Социологич. мысль Запада. 2. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. Пер.с англ. О.А.Оберемко
Под ред.и с предисл. Г.С.Батыгина - М. Стратегия, 0000 000 с. 3. Мониторинг административных барьеров. Исследование Центра экономических и финансовых исследований и разработок ЦЭФИР. Всемирный банк, Агентство США по международному развитию, 0000 000 с. 4. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба.
Учеб.для подгот.гос.служащих - М. Статут, 0000 000 с. 5. Пригожин А.И. Современная социология организаций Учебник. М. Интерпракс, 0000. 000 с. Программа обновления гуманитарного образования в России. С.00 6. Пригожин А.И. Социология организаций. М. Наука, 0000. С.00-00 7. Чиканова Л.А. Государственные служащие.
Отв.ред. Б.А.Шеломов - М. Юристъ, 0000 000 с. 8. Эндрейн Ч.Ф. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования. Пер.с англ. И.И.Мюрберг - М. ИНФРА-М, Весь Мир, 0000 000 с. 9. Энциклопедический социологический словарь Общ. ред. Г.В.Осипова Ред сост. А.В.Кабыща. М. ИСПИ
РАН, 0000. С. 000.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |