АЛМАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИИспользование элементов современной технологии"Развитие критического мышления через чтение и письмо"в интеграциях гуманитарного циклаИз опыта внеклассной работы преподавателя русского языка, литературы и мировой художественной культуры Алматинского Государственного колледжа технологии и менеджмента, Лауреата авторских программ по МХК Отличника образования РК Скляр В.Ф.-АЛМАТЫ-- 2009 -Использование элементов современной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в интеграциях гуманитарного цикла Из опыта внеклассной работы преподавателя русского языка, литературы и мировой художественной культуры Алматинского Государственного колледжа технологии и менеджмента, Отличника образования РК, Лауреата авторских программ по МХК Скляр В.Ф.Современная технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Консорциумом Демократической педагогики, учеными и преподавателями Гобарт&Вильям Смит Колледжей, Университета Северной Айовы. Она известна с 1996 года и распространяется совместно Институтом "Открытое общество", Международной Читательской Ассоциацией и Консоциумом Гуманной Педагогики. Прошла апробацию в школах Америки, Азии, 12 странах Восточной, Центральной Европы и СНГ. В России с 1997 года. Сегодня Центры критического мышления работают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске. В Алматы Преподавательский состав АГКТиМ в течение 2008-2009 учебного года освоил лекционный и практический материал по данной инновации и поэтапно внедряет эту технологию на занятиях по преподаванию общеобразовательных и специальных дисциплин, во внеклассно работе, так как в ее основе лежит дидактическая закономерность - "Вызов - осмысление - рефлексия", то есть закономерность мыслительной деятельности человека. Данной технологии подчиняется усвоение информации в любой области знания, поэтому "Развитие критического мышления через чтение и письмо" можно организовать на любом предметном материале. Это современная "надпредметная" технология решает следующие задачи:образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активное восприятие учебного материала,культуры письма: формирование навыков написания текстов различных жанров;информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знания. Наблюдаются три стадии технологии: 1. ВЫЗОВ: актуализирует и обобщает имеющиеся у учащегося знания по данной теме; пробуждает интерес к изучаемой теме; побуждает ученика к активной деятельности. 2.ОСМЫСЛЕНИЕ - это получение новой информации; ее осмысление; соотнесение новой информации с собственными знаниями. 3. РАЗМЫШЛЕНИЕ: целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»); анализ целостного процесса изучения материала.^ Внеклассная работа. Кружок «Литература и искусство», руководитель Скляр В.Ф. В диалоге с поэтом Мероприятие, посвященное очередной годовщине со дня рождения А.С.Пушкина, кружок «Литература и искусство», рук. Скляр В.Ф., сценарий составлен группой уч-ся^ Цель: эстетическое воспитание учащихсяЗадачи:образовательной мотивации: повышение интереса к творчеству поэта и активного восприятия информационного материала,культуры письма: формирования желания написания творческих текстов различных жанров (эссе, стихотворение, сценарии);информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и поисковой работе с информацией любой сложности;социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и самостоятельности ^ Методическое обеспечение : Мультимедийное оборудование; видеоэнциклопедия «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество», Познавательная коллекция «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий», тексты произведений, художественный фильм С.Безрукова «Последняя дуэль поэта», декорации, костюмы и необходимая атртибутика, готовая выпечка изделий из теста с яблочной начинкой;^ Интеграционная межпредметная связь с циклом специальных предметов (кулинария, товароведение пищевых продуктов, маркетинг, менеджмент) Поисковая работа кружковцев: Литература: Сайт http://puhkin.niv.ru/ Очерки истории Алматы Lyakhov_KZ-БЭК. Пушкин А.С. Видеоэнциклопедия, полное собрание сочинений – для выставки. Лермонтов М.Ю, Лермонтовская энциклопедия , собрание сочинений в 4-х томах, том 1, диски с фильмами о поэте: «Последняя дуэль поэта», «1814», «Юность поэта», Кулинарная книга рецептов ХУ111, Х1Х век ^ Поэт красивым должен быть, как бог.Кто видел бога? Тот, кто видел Пушкина.Олжас Сулейменов Из истории нашего города В честь А.С.Пушкина еще в 1899году названа улица, сохранившая свое название и доныне, именем поэта был назван и парк (ныне имени 28-гвардейцев-панфиловцев), женское училище. Много лет имя Пушкина, до преобразования ее в Национальную, носила Республиканская библиотека. Как установил алматинский краевед Н.П.Ивлев, верненцы участвовали в сборе пожертвований на известный памятник Пушкину в Москве(скульптор А.М.Опекушин). В Верном, как и по всей территории России, торжественно отметили 100-летие поэта, а 29 октября 1999 в честь 200-летия со дня рождения великого поэта России в Алматы открыт памятник-бюст Пушкину в сквере у Академии Наук (скульптор А.Бичугов, архитекторы Т.Ералиев, А.Анчугов) - это подарок нашему городу от мэра г.Москвы Лужкова. С тех пор здесь проходят поэтические чтения, встречи. 2006 год был объявлен Годом Пушкина в Казахстане, а в 2009 году город готовится отметить 210-ую годовщину со дня рождения А.С.Пушкина. Сокровища, дарованные нам А. С. Пушкиным, огромны и неоценимы. Многогранный и бесконечный гений ПОЭТА освещает нашу жизнь от рождения до последних дней, он не знает границ ни в пространстве, ни во времени. С одной стороны, у каждого - свой Пушкин, с другой – он наше общее достояние. а – выпечка Яблочных пирогов, любимых А.С.Пушкиным План проведения (^ Сценарий составлен кружковцами) 1. Вступительное слово: Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» сопрвождается видеокадрами из художественного фильма С.Безрукова «Последняя дуэль поэта», читает уч-ся в форме унтер-офицера лейб-гвардии Гусарского полка (с потрета работы Ф.О.Будкина -1834г., П.Е.Заболотского -1837г., А.И.Клюндера -1838г., К.А.Горбунова -1883г., автопортрет – Леомонтовская энциклопедия, М-1983г.) ^ ТИТРЫ НА ЭКРАНЕ:«…в жгучем поэтическом ямбе Лермонтов первый оплакал поэта, первый кинул железный стих в лицо тем, которые ругались над памятью великого человека…» (Дружинин А.В.) ^ Эпиграф: Отмщенья, государь, отмщенья!Паду к ногам твоим:Будь справедлив и накажи убийцу,Чтоб казнь его в позднейшие векаТвой правый суд потомству возвестила. Чтоб видели злодеи в ней пример. Из трагедии Ж.Ротру «Венцеслав»1648г., запрещенной к постановке) Погиб поэт! – невольник чести-Пал, оклеветанный молвой,С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!..Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид,Восстал он против мнений светаОдин как прежде ... и убит!Убит!.. к чему теперь рыданья,Пустых похвал ненужный хорИ жалкий лепет оправданья?Судьбы свершился приговор!Не вы ль сперва так злобно гналиЕго свободный, смелый дарИ для потехи раздувалиЧуть затаившийся пожар?Что ж? веселитесь - он мучений Последних вынести не мог:Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок.Его убийца хладнокровноНавел удар… спасенья нет.Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет.И что за диво?.. издалека,Подобный сотням беглецов,На ловлю счастья и чиновЗаброшен к нам по воле рока;Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы;Не мог щадить он нашей славы;Не мог понять в сей миг кровавый,На что он руку поднимал!..И он убит-и взят могилой,Как тот певец, неведомый, но милый,Добыча ревности глухой,Воспетый им с такою чудной силой,Сраженный, как и он, б6езжалостной рукойЗачем от мирных нег и дружбы простодушнойВступил он в этот свет завистливый и душныйДля сердца вольного и пламенных страстей?Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,Зачем поверил он словам и ласкам ложным,Он, с юных лет постигнувший людей?..И прежний сняв венок, - они венец терновый,Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело;Отравлен его последние мгновеньяКоварным шепотом насмешливых невежд, И умер он – с напрасной жаждой мщенья,С досадой тайною обманутых надежд. Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. Лермонтов задумался, обмакнул перо в чернильницу и … стремительно дописал еще 16 строк (на самом деле они были написаны через несколько дней в ответ на суждения лиц, оправдывавших убийцу поэта): А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов,Пятою рабскою поправшие обломкиИгрою счастия обиженных родов!Вы, жадною толпой стоящие у трона,Свободы, Гения и Счастья палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда – все молчи!..Но есть и божий суд, наперстники разврата1 Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед.Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь,И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь! 2. Несколькими учащимися зачитывается сайт «О поэте» - высказывания о «явлении чрезвычайном…и, может быть, единственном явлении русского духа»-Н.В.Гоголь( самостоятельные предварительные поиски)3. Сцена «Творческое вдохновение» - учащийся, загримированнй под А.С.Пушкина «работает» над посланием «К моей чернильнице» : - Подруга думы праздной, Чернильница моя;Мой век разнообразный Тобой украсил я.Как часто друг веселья С тобою забывалУсловный час похмелья И праздничный бокал;Под сенью хаты скромной, В часы печали томнойБыла ты предо мной С лампадой и мечтой.В минуты вдохновенья К тебе я прибегалИ музу призывал На пир воображенья.Прозрачный, легкий дым Носился над тобою,И с трепетом живым В нем быстрой чередой……………………………………………………Сокровища мои На дне твоем таятся.Тебя я посвятил Занятиям досугаИ с ленью примирил: Она твоя подруга.С тобой успех узнал Отшельник неизвестный…Заветный твой кристалл Хранит огонь небесный;И под вечер, когда Перо по книжке бродит,Без вялого труда Оно в тебе находитКонцы моих стихов И верность выраженья:То звуков или слов Нежданное стеченье,То едкой шутки соль, То правды слог суровый,То странность рифмы новой, Неслыханной дотоль.С глупцов сорвав одежду, Я весело клеймилЗоила и невежду Пятном твоих чернил…Но их не разводил Ни тайной злости пеной,Ни ядом клеветы. И сердца простоты Ни лестью, ни изменой Не замарала ты. (Поэт обмакивает перо в чернильницу, задумавшись, ходит из стороны в сторону, вдруг, резко повернувшись, продолжает читать): Но здесь, на лоне лени, Я слышу нежны пениЗаботливых друзей…Ужели их забуду,Друзей души моей, И им неверен буду?Оставь, оставь порой Привычные затеи,И дактил, и хореи Для прозы почтовой.Минуты хладной скуки, Сердечной пустоты, Уныние разлуки, Всегдашние мечты, Мои надежды, чувства Без лести, без искусстваБумаге передай… Болтливостью небрежной,И ветреной, и нежной Их сердце утешай…(глубокая пауза, поэт поворачивает чернильницу, обводит всех грустным вазглядом)Беспечный сын природы, Пока златые годыВ забвенье трачу я, Со мною неразлучноЖиви благополучно, Наперсница моя. (Берет чернильницу в руки)Когда же берег ада Навек меня возьмет,Когда навек уснет Перо, моя отрада,И ты в углу пустом Осиротев, остынешьИ навсегда покинешь Поэта тихий дом…Чадаев, друг мой милый, (показывает на портрет Чаадаева, стоящий на импровизированном камине) Тебя возьмет, унылый;Последний будь привет Любимцу прежних лет.Иссохшая, пустая, Меж двух его картинОстанься век немая, Укрась его камин.Взыскательного света Очей не привлекай,Но верного поэта Друзьям напоминай. (Поклон) 1821г. 3.Конкурс:Номинация выразительного чтения, костюмированных сцен по предварительно составленной программе. Выступления учащихся: стихи, проза, сцены из произведений поэта. Ведущий объявляет состав жюри, критерии данной номинации по выразительности, артистичности исполнения. 4.Работа жюри: подведение итогов номинации «выразительное чтение», работа счетной комиссии( пока подводятся итоги, вниманию зрителей и участников конкурса представляются выступления кружковцев)5. Сцена «Письмо Татьяны» на казахском языке, перевод Абая – инсценированное выступление – Татьяна, Онегин(кадры из фильма « Степная песнь любви»- из переводов Абая)6. Поэтическая страница «Проба пера»: ПУШКИН М. Лысая, учащаяся группы 2-эбаОн одарен, и он любим,Вокруг него бушуют страсти.Его друзья пируют с ним, И девы – в предвкушенье счастья!Он дарит всем часы блаженства, Мечтанья пробуждает в нас,Талант и лиры совершенства – Подарок каждому из нас… / Звучит стихотворение Виктора Бокова в исполнении учащегося:^ ПАМЯТИ ПУШКИНА- У черной речки возле леса, В дымящемся туманами логу, Еще чернеет пистолет Дантеса На окровавленном снегу. Сквозь все эпохи и меридианы Коварный выстрел в нашу память вмерз. Никак Россия не залижет рану, Которую нанес ей подлый Жорж! Россия – мать, разбойники гуляли И убивали твой высокий свет. Убитый - стал он бронзой на бульваре, И выше слова –ПУШКИН- слова нет! Его любили – декабристы, Пестель, Кто виноват? Кого теперь корить? В тот день оборвалась такая песня, Какой никто не может повторить. Течет Нева, воспетая поэтом, Уходит жизнь в свое теченье лет, По городу иду, но даже летом Мороз по коже, что убит поэт!МОЙ ПУШКИН (после прочтения В.Бокова «Памяти Пушкина») Скляр В.Ф. Мой Пушкин! С детских лет родной,Знакомый, близкий и далекий,Стоит с курчавой головой,С своей улыбкой ясноокой…Мой Пушкин! – Выше слова нет!Я помню чудные мгновенья,Когда восторженный поэтПленил мои воображенья…Мой Пушкин! Годы пронесутся,Пройдут столетья - но в сердцахВсе твои песни отзовутсяИ отразятся в небесах мечты, надежды и желанья… Мой Пушкин!.. «^ Поэт» - эссе учащегося 1 курса Кулешова Д.У меня тоже есть свой Пушкин. Он вечен, как и его творения. В каждом вздохе с самого детства он и его герои со мной, в каждом поступке… Не думайте, что мы сейчас другие, это просто время делит нас на поколения, а чувства остаются те же. Я чувствую его дыхание, волнуюсь при чтении уже знакомых и еще незнакомых строк. Это мой поэт, мой советчик, мой приятель с берегов Невы, мне нравится читать его стихи, повести, трагедии он мой поэт, я с ним на «ты».«Я гимны прежние пою…» - страница , посвященная первой любви студентов АГКТиМ : ^ М.Шилов, группа 4 - топТебе всего пятнадцать, а ты уже влюбилась…Тебе всего пятнадцать, а с детством ты простилась…Ты часто думаешь о нем,Спишь и видишь, что вы вдвоем.А сколько раз, придя домой,Достав тихонько фото,Ты долго смотришь на него И плачешь отчего-то…Еще не знаешь, что пройдут годаИ ты полюбишь вновь, Но никогда ты не забудешьПервую любовь…^ А.Величко, группа 1М-бИ осень вот уже в разгаре,И небо серое грустит, И будто бы в хмельном угареВлюбленных парочка стоит.Они танцуют танец нежный,А ветер листьями шуршит, И капли падают небрежно, Стирая осени следы.И вот последние мгновеньяТепла всем дарит осень нам.И все влюбленные в забвеньеВ осеннем вальсе всех кружат.^ В.Сильнягин, выпускник Алматинского государственного колледжа технологии и менеджмента, под впечатлением пушкинских посланийВ минуты светлых ожиданийМолчу в томлении души,Всему виною только ты,Ну , и конечно, я причастен.Нет, не сбываются мечты: С тобою поделить мне счастье.Покоя не дают ониЛуной слепой и солнца властью.Решился на повторный шаг-Ведь время не вернешь назад.Тебя на встречу пригласив,Посмел я о любви просить.И в знак признанья той любвиТебе дарю свои стихи…Лишь о тебе слагал я их,Без лестных слов люблю я в них.И с трепетом я жду ответа, В томлении мечты лелея,И повторяю: «О, Мадона!Ты для меня как факел света!» 10.Объявление результатов Конкурса «Проба пера» 11.Викторина «Знаете ли вы? » Рекомендуется: помещение, где будет проводиться викторина, оформить иллюстрациями к произведениям А. С. Пушкина казахстанского художника А. Гурьева, а также репродукциями картин «Пушкин в Оренбургской степи» К. Ходжикова и «Сказки Пушкина» Б.Табылдиева.-Запись какой легенды казахского народа была сделана А. С. Пушкиным в Приуралье? ( «Козы Корпеш – Баян сулу»)-С каким известным поэтом-бунтарем встретился А.С.Пушкин в Уральске? (Махамбет Утемисов)-«Всенародный акын земли». Кому принадлежат эти слова, посвященные А.С. Пушкину? ( Жамбыл )-Когда впервые «открыли» казахи для себя А. С. Пушкина? Благодаря чьим переводам? (1889 год, Абай Кунанбаев)-Кто впервые положил на музыку переведенные на казахский язык отрывки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? (Абай Кунанбаев)- Сколько стихотворений А. С. Пушкина перевел на казахский язык Абай? (Более 50)-Назовите имена писателей и поэтов, переводивших произведения А.С. Пушкина на казахский язык. -Кто был иллюстратором произведений А. С. Пушкина, издаваемых в Казахстане? (А. Гурьев)-Кто является автором картины «Пушкин в Оренбургской степи»? ( К. Ходжиков )-Назовите автора картины «Сказки Пушкина». ( Б. Табылдиев )- Какого казахского поэта называли киргизским (казахским) Пушкиным? (Магжан Жумабаев)- Назовите фамилию композитора, написавшего музыку на стихи Джамбула «Аскан булбул», посвященные А. С. Пушкину. (Рамазан Елебаев) ^ Вручение призов победителям викторины12.Подведение итогов номинации «Болдинская осень» - газеты, посвященные 210 –ой годовщине со дня рождения поэта.13 .Презентация кулинарных фантазий, любимого поэтом сладкого яблочного пирога – традиционный конкурс среди учащихся АГКТиМ, который проводится на протяжении нескольких лет в дни Болдинской осени,номинация «Яблочная фантазия», жюри, счетная комиссия14.Вручение Грамот, призов, Дипломов всем участникам Пушкинских чтений. 15.Заключительное слово и фрагменты из фильма «1814» Звучит запись стихотворения Д.Самойлова: Пусть нас увидят без возни, Без козней, розни и надсады Тогда и скажется: «Они Из пушкинской плеяды». Я нас возвысить не хочу. Мы – послушники ясновидца. Пока в России Пушкин длится, Метелям не задуть свечу.16. Экспромт жюри - от имени поэта: Приятно было вас послушать И яблочный пирог откушать. Газеты ваши созерцать, О днях минувших вспоминать… Приятны эти мне моменты, Я благодарен ВАМ, студенты! Трошанова Т.В.(член жюри, преподаватель математики)17.ИТОГИ, награждения:Газета 1. Содержательность 2,5 балла 2. Художественное оформление 2,5 баллаВыступление 1. Выразительность исполнения 4 балла 2. Артистичность 3 балла 3. Костюмирование 3 баллаВыпечка 1. Вид готовой продукции 3 балла 2. Презентация яблочной выпечки 3 балла 3. Вкусовые качества 3 баллаЗанятие литературного кружка по теме:ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА(панорамное иллюстрирование) «Вечная нить жизни» ( А.Алимжанов)^ ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙИ как душа родного краяЗвучит великий диалог…Тип: комбинированное занятиеЖанр: интеграция, диалог поколений 1.Принципы единства воспитания, обучения, развитияЦель: Формирование личности учащихся в творческом диапазоне мышления через общечеловеческие национальные ценности культуры Казахстана как неотъемлемой составной части мировой цивилизации^ Задачи:Эмоционального воспитания: воспитание гуманистической культуры межнациональных отношений поликультурной личности, патриотизма, духовно-нравственной культуры, развитие эмоционально-личностного восприятия искусства слова, живописи, музыки, через диалог с великими.^ Осознанного восприятия (ЗУН):а) знания: понятие жанров в литературе (трактат, лирическое стихотворение, послание), живописи (Жанровая живопись, акварель, натюрморт, портрет), музыке (кюй, айтыс, музыкальные композиции), концептуальные позиции мастеров искусства и их духовно-нравственная основа;б) умения: слушать, говорить, выразительно читать наизусть, давать собственную оценку происходящему, активизировать образную устную и письменную речь;в) навыки: развивать творческую инициативу и вырабатывать навыки творческого письма (сочинение, эссе, стихи - писательский талант), изображения(акварель, графика, пейзаж – талант художника), исполнения(пение, исполнения на музыкальном инструменте, развитие композиторского таланта) Деятельно-практическое развитие: культура общения, личностные переживания, ассотиативно-креативное мышление – в постижении образной сферы произведений, культуры самостоятельного добывания знаний из различных учебно-справочных, научных и художественных источников, культуры многоуровневого творческого самовыражения.^ 2.Принцип научности, актуальности Определение понятий трактат, жанровая живопись, кюй; жанровая особенность и ее роль в создании художественного образа призведений искусства; диалог с великими, осмысление их приоритетов в контексте настоящего времени.^ 3.Принцип сознательности, активности, самостоятельности, увлеченности на уроке и во внеурочное время через инновационные методики: -интеграция -проблемно-поисковые ситуации -критическое мышление -различные формы работы (команда, группа, пара, монологи, презентации)^ Методическое обеспечение: интерактивная техника, зрительный ряд: портреты, полотна художников; запись кюев, брошюры, тексты, справки, материалы прессы, иллюстративный материал, атрибутика^ Этапы встречи с известными философами, художниками, музыкантами: 1.Введение в музыкальный мир кюя: звучит кюй Курмангазы «Сары Арка» - эмоциональный настрой 2.Звучит запись эпиграфа: Прошло время воевать - наступило время творить мир, прошло время убивать, ненавидеть – наступило время прощать и любить, прошло время унижений и несправедливости – наступило время достоинства и благородства, прошло время зла и алчности – наступило время добра и милосердия, прошло время делить мир – наступило время его соединять! Из Послания Аллаха миру 3.Слово преподавателя: -Эти слова вечной истины звучат для всех времен и народов, и неважно какой ты национальности или вероисповедания, в какой стороне света живешь и где учишься или работаешь – это Человеческие приоритеты всей нашей планеты, большого общего дома, в котором мы живем, дышим, строим, любим и не должны оборвать «вечную нить жизни», которая из поколения в поколение передает добро, красоту, саму жизнь. В диалоге с великими именами попробуем заглянуть в свой мир, в мир своих родных и близких и увидеть там все лучшее, что нас окружает и заставляет всегда помнить: ТЫ ЧЕЛОВЕК, будь добрее, чище, милосерднее, люби свою землю, береги ее, себя и окружающих тебя людей, умей видеть лучшее. 4.Работа поисковых групп: из серии «ЖЗЛ», жизнь замечательных людей литературные тексты, их выразительное чтение справочный материал – «Эврика!»- открытия Постулаты нравственности : АБАЙ Доверенные совести слова Слышны везде: и далеко, и близко, И тем словам преграды в мире нет…ШАКАРИМ Человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве я называю русским словом – совесть… М.ЖУМАБАЕВ Мое голубое пламя^ Любовью к земле горит Активный словарь, ключевые опоры: Совесть, доброта, любовь «Эврика!» Со - весть - весть из глубины веков, со-причастность, со-прикосновенность, со- чувствие… Чтение стихов, свое мнение, рассуждение, монологи, эссе… Вывод: «И тем словам преграды в мире нет» 5.Творческий СОЮЗ : Три портрета Учитель Хлудов Ученик А.Кастеев Последователь Г.Исмаилова Полотна художников, работа творческих групп Искусствоведов: -Справки из ЖЗЛ, интервью с художниками из прессы -Наши земляки – алмаатинцы –эссе по предварительному заданию -Видео-вернисаж по залам Государственного музея им. А.Кастеева проводят консультанты в сопровождении кюя Д.Нурпеисовой «Той бастар» Просмотр работ учащихся: наброски, натюрморты и т.д., их авторское восприятие Вывод: «Степная земля бесконечна, как море»-жанровая живопись Кастеева 6.СОПРИКОСНОВЕННОСТЬ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в мире кюев Курмангазы, Д.Нурпеисовой, Н.Тлендиева – звучит кюй «Акку» Н.Тлендиева -Какие чувства вызвали у вас кюи «Сары Арка», «Той бастар», «Акку»- на пишите дома мы прослушаем ваши эссе на следующем занятии. Выступления учащихся: игра на музыкальных инструментах. 7.Итог на фоне звучащего кюя «Сары Арка»: -Мы начали нашу встречу со слов Вечных истин, пусть ими она и завершится: -Да поймут люди, что ждет их всеобщая гибель, если они не будут понимать друг друга, если они будут убивать друг друга! Ибо убийство одного человека – есть начало гибели всего человечества! -Да уйдут в небытие силы зла и тьмы, искушающие нас к греху. Да остановится рука человека хотящего убить, хотящего украсть, хотящего совершить злое. -Да простится грешнику, искренне раскаявшемуся и увидевшему свет… -Да станут верующие истинно верующими: не обрядами, а добрыми делами… -Да войдут в сердце каждого, идущего по пути Всевышнего, свет и добро, любовь и терпение, достоинство и благочестие. Ибо чем больше в се6рдце добра, тем ближе оно к вечности!