Реферат по предмету "Разное"


Александр Блок. Балаганчик

Александр Блок. Балаганчик---------------------------------------------------------------------------- Оригинал находится здесь: Серебряного века силуэт... ---------------------------------------------------------------------------- Посвящается Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Коломбина. Пьеро. Арлекин. Мистики обоего пола в сюртуках и модных платьях, а потом в масках и маскарадных костюмах. Председатель мистического собрания. Три пары влюбленных. ^ Паяц. Автор. Обыкновенная театральная комната с тремя стенами, окном и дверью. У освещенного стола с сосредоточенным видом сидят мистики обоего пола- в сюртуках и модных платьях. Несколько поодаль, у окна сидит Пьеро вбелом балахоне, мечтательный, расстроенный, бледный, безусый и безбровый,как все Пьеро. ^ Мистики некоторое время молчат. Первый мистикТы слушаешь? Второй мистикДа. Третий мистикНаступит событие. ПьероО, вечный ужас, вечный мрак! ^ Первый мистикТы ждешь? Второй мистикЯ жду. Третий мистикУж близко прибытие: За окном нам ветер подал знак. ПьероНеверная! Где ты? Сквозь улицы сонные Протянулась длинная цепь фонарей, И, пара за парой, идут влюбленные, Согретые светом любви своей. Где же ты? Отчего за последней парою Не вступить и нам в назначенный круг? Я пойду бренчать печальной гитарою Под окно, где ты пляшешь в хоре подруг! Нарумяню лицо мое, лунное, бледное, Нарисую брови и усы приклею, Слышишь ты, Коломбина, как сердце бедное Тянет, тянет грустную песню свою? ^ Пьеро размечтался и оживился. Но из-за занавеса сбоку вылезаетобеспокоенный автор. АвторЧто он говорит? Почтеннейшая публика! Спешу уверить, что этот актер жестоко насмеялся над моими авторскими правами. Действие происходит зимой в Петербурге. Откуда же он взял окно и гитару? Я писал мою драму не для балагана... Уверяю вас... ^ Внезапно застыдившись своего неожиданного появления, прячется обратноза занавес. Пьеро(Он не обратил внимания на автора. Сидит и мечтательно вздыхает) Коломбина! Первый мистикТы слушаешь? ^ Второй мистикДа. Третий мистикПриближается дева из дальней страны. Первый мистикО, как мрамор - черты! Второй мистикО, в очах - пустота! ^ Третий мистикО, какой чистоты и какой белизны! Первый мистикПодойдет - и мгновенно замрут голоса. Второй мистикДа. Молчанье наступит. Третий мистикНадолго ли? ^ Первый мистикДа. Второй мистикВся бела, как снега. Третий мистикЗа плечами - коса. Первый мистикКто ж она? ^ Второй наклоняется и что-то шепчет на ухо первому. Второй мистикТы не выдашь меня? Первый мистик(в неподдельном ужасе) Никогда! ^ Автор опять испуганно высовывается, но быстро исчезает, как будто егооттянул кто-то за фалды. Пьеро(по-прежнему, мечтательно) Коломбина ! Приди! Первый мистикТише! Слышишь шаги! Второй мистикСлышу шелест и вздохи. ^ Третий мистикО, кто среди нас? Первый мистикКто в окне? Второй мистикКто за дверью? Третий мистикНе видно ни зги. ^ Первый мистикПосвети. Не она ли пришла в этот час? Второй мистик поднимает свечу. Совершенно неожиданно и непонятнооткуда, появляется у стола необыкновенно красивая девушка с простым и тихимлицом матовой белизны. Она в белом. Равнодушен взор спокойных глаз. Заплечами лежит заплетенная коса. Девушка стоит неподвижно. ВосторженныйПьеро молитвенно опускается на колени. Заметно, что слезы душат его. Вседля него - неизреченно. Мистики в ужасе откинулись на спинки стульев. Уодного беспомощно болтается нога. Другой производит странные движениярукой. Третий выкатил глаза. Через некоторое время очнувшись, громкошепчут: - Прибыла! - Как бела ее одежда! - Пустота в глазах ее! - Черты бледны, как мрамор! - За плечами коса! - Это - смерть! ^ Пьеро услыхал. Медленно поднявшись, он подходит к девушке, берет ее заруку и выводит на средину сцены. Он говорит голосом звонким и радостным,как первый удар колокола. ПьероГоспода! Вы ошибаетесь! Это - Коломбина! Это - моя невеста! ^ Общий ужас. Руки всплеснулись. Фалды сюртуков раскачиваются.Председатель собрания торжественно подходит к Пьеро. Председатель Вы с ума сошли. Весь вечер мы ждали событий. Мы дождались. Она пришла к нам - тихая избавительница. Нас посетила смерть. Пьеро(звонким, детским голосом) Я не слушаю сказок. Я - простой человек. Вы не обманете меня. Это - Коломбина. Это - моя невеста. Председатель Господа! Наш бедный друг сошел с ума от страха. Он никогда не думал о том, к чему мы готовились всю жизнь. Он не измерил глубин и не приготовился встретить покорно Бледную Подругу в последний час. Простим великодушно простеца. (Обращается к Пьеро.) Брат, тебе нельзя оставаться здесь. Ты помешаешь нашей последней вечере. Но, прошу тебя, вглядись еще раз в ее черты: ты видишь, как бела ее одежда; и какая бледность в чертах; о, она бела, как снега на вершинах! Очи ее отражают зеркальную пустоту. Неужели ты не видишь косы за плечами? Ты не узнаешь смерти? Пьеро(по бледному лицу бродит растерянная улыбка) Я ухожу. Или вы правы, и я - несчастный сумасшедший. Или вы сошли с ума - и я одинокий, непонятый вздыхатель. Носи меня, вьюга, по улицам! О, вечный ужас! Вечный мрак! Коломбина(идет к выходу вслед за Пьеро) Я не оставлю тебя. Пьеро остановился, растерян. Председатель умоляюще складывает руки. Председатель Легкий призрак! Мы всю жизнь ждали тебя! Не покидай нас! ^ Появляется стройный юноша в платье Арлекина. На нем серебристымиголосами поют бубенцы. Арлекин(подходит к Коломбине) Жду тебя на распятьях, подруга, В серых сумерках зимнего дня! Над тобою поет моя вьюга, Для тебя бубенцами звеня! ^ Он кладет руку на плечо Пьеро.- Пьеро свалился навзничь и лежит бездвижения в белом балахоне. Арлекин уводит Коломбину за руку. Она улыбнуласьему. Общий упадок настроения. Все безжизненно повисли на стульях. Рукавасюртуков вытянулись и закрыли кисти рук, будто рук и не было. Головы ушли вворотники. Кажется, на стульях висят пустые сюртуки. Вдруг Пьеро вскочил иубежал. Занавес сдвигается. В ту же минуту на подмостки перед занавесомвыскакивает взъерошенный и взволнованный автор. АвторМилостивые государи и государыни! Я глубоко извиняюсь перед вами, но снимаю с себя всякую ответственность! Надо мной издеваются! Я писал реальнейшую пьесу, сущность которой считаю долгом изложить перед вами в немногих словах: дело идет о взаимной любви двух юных душ! Им преграждает путь третье лицо; но преграды наконец падают, и любящие навеки соединяются законным браком! Я никогда не рядил моих героев в шутовское платье! Они без моего ведома разыгрывают какую-то старую легенду! Я не признаю никаких легенд, никаких мифов и прочих пошлостей! Тем более - аллегорической игры словами: неприлично называть косой смерти женскую косу! Это порочит дамское сословие! Милостивые государи... ^ Высунувшаяся из-за занавеса рука хватает автора за шиворот. Он скриком исчезает за кулисой. Занавес быстро раздергивается. Бал. Маскикружатся под тихие звуки танца. Среди них прогуливаются другие маски,рыцари, дамы, паяцы. Грустный Пьеро сидит среди сцены на той скамье, гдеобыкновенно целуются Венера и Тангейзер. ПьероЯ стоял меж двумя фонарями И слушал их голоса, Как шептались, закрывшись плащами, Целовала их ночь в глаза. И свила серебристая вьюга Им венчальный перстень-кольцо. И я видел сквозь ночь - подруга Улыбнулась ему в лицо. Ах, тогда в извозчичьи сани Он подругу мою усадил! Я бродил в морозном тумане, Издали за ними следил. Ах, сетями ее он опутал И, смеясь, звенел бубенцом! Но, когда он ее закутал,- Ах, подруга свалилась ничком! Он ее ничем не обидел, Но подруга упала в снег! Не могла удержаться, сидя!.. Я не мог сдержать свой смех!.. И, под пляску морозных игол, Вкруг подруги картонной моей - Он звенел и высоко прыгал, Я за ним плясал вкруг саней! И мы пели на улице сонной: "Ах, какая стряслась беда!" А вверху - над подругой картонной - Высоко зеленела звезда. И всю ночь по улицам снежным Мы брели - Арлекин и Пьеро... Он прижался ко мне так нежно, Щекотало мне нос перо! Он шептал мне: "Брат мой, мы вместе, Неразлучны на много дней... Погрустим с тобой о невесте, О картонной невесте твоей!" ^ Пьеро грустно удаляется. Через некоторое время на той же скамьеобнаруживается пара влюбленных. Он в голубом, она в розовом, маски - цветаодежд. Они вообразили себя в церкви и смотрят вверх, в купола. Она Милый, ты шепчешь - "склонись..." Я, лицом опрокинута, в купол смотрю. ^ ОнЯ смотрю в непомерную высь - Там, где купол вечернюю принял зарю. Она Как вверху позолота ветха. Как мерцают вверху образа. ^ ОнНаша сонная повесть тиха. Ты безгрешно закрыла глаза. Поцелуй. Она ...Кто-то темный стоит у колонны И мигает лукавым зрачком! Я боюсь тебя, влюбленный! Дай закрыться твоим плащом! Молчание. ОнПосмотри, как тихи свечи, Как заря в куполах занялась. Она Да. С тобою сладки нам встречи. Пусть я сама тебе предалась. ^ Прижимается к нему. Первую пару скрывает от зрителей тихий танец масоки паяцов. В средину танца врывается вторая пара влюбленных. Впереди - она вчерной маске и вьющемся красном плаще. Позади - он - весь в черном, гибкий,в красной маске и черном плаще. Движения стремительны. Он гонится за ней,то настигая, то обгоняя ее. Вихрь плащей. ОнОставь меня! Не мучь, не преследуй! Участи темной мне не пророчь! Ты торжествуешь свою победу! Снимешь ли маску? Канешь ли в ночь? Она Иди за мной! Настигни меня! Я страстней и грустней невесты твоей! Гибкой рукой обними меня! Кубок мой темный до дна испей! ОнЯ клялся в страстной любви - другой! Ты мне сверкнула огненным взглядом, Ты завела в переулок глухой, Ты отравила смертельным ядом! Она Не я манила,- плащ мой летел Вихрем за мной - мой огненный друг! Ты сам вступить захотел В мой очарованный круг! ОнСмотри, колдунья! Я маску сниму! И ты узнаешь, что я безлик! Ты смела мне черты, завела во тьму, Где кивал, кивал мне - черный двойник! Она Я - вольная дева! Путь мой - к победам! Иди за мной, куда я веду! О, ты пойдешь за огненным следом И будешь со мной в бреду! ОнИду, покорен участи строгой, О, вейся, плащ, огневой проводник! Но трое пойдут зловещей дорогой: Ты - и я - и мой двойник! ^ Исчезают в вихре плащей. Кажется, за ними вырвался из толпы кто-тотретий, совершенно подобный влюбленному, весь - как гибкий язык черногопламени. В среде танцующих обнаружилась третья пара влюбленных. Они сидятпосреди сцены. Средневековье. Задумчиво склонившись, она следит за егодвижениями. - Он, весь в строгих линиях, большой и задумчивый, в картонномшлеме,- чертит перед ней на полу круг огромным деревянным мечом. ^ ОнВы понимаете пьесу, в которой мы играем не последнюю роль? Она (как тихое и внятное эхо) Роль. ОнВы знаете, что маски сделали нашу сегодняшнюю встречу чудесной? Она Чудесной. ОнТак вы верите мне? О, сегодня вы прекрасней, чем всегда. Она Всегда. ОнВы знаете все, что было и что будет. Вы поняли значение начертанного здесь круга. Она Круга. ОнО, как пленительны ваши речи! Разгадчица души моей! Как много ваши слова говорят моему сердцу! Она Сердцу. ОнО, Вечное Счастье! Вечное Счастье! Она Счастье. Он(со вздохом облегчения и торжества) Близок день. На исходе - эта зловещая ночь. Она Ночь. ^ В эту минуту одному из паяцов пришло в голову выкинуть штуку Онподбегает к влюбленному и показывает ему длинный язык Влюбленный бьет сразмаху паяца по голове тяжким деревянным мечом. Паяц перегнулся черезрампу и повис. Из головы его брыжжет струя клюквенного сока. Паяц(пронзительно кричит) Помогите! Истекаю клюквенным соком! Поболтавшись, удаляется. Шум. Суматоха. Веселые крики: "Факелы!Факелы! Факельное шествие!" Появляется хор с факелами. Маски толпятся,смеются прыгают. ХорВ сумрак - за каплей капля смолы Падает с легким треском! Лица, скрытые облаком мглы, Озаряются тусклым блеском! Капля за каплей, искра за искрой! Чистый, смолистый дождь! Где ты, сверкающий, быстрый, Пламенный вождь! ^ Арлекин выступает из хора, как корифей. Арлекин По улицам сонным и снежным Я таскал глупца за собой! Мир открылся очам мятежным, Снежный ветер пел надо мной! О, как хотелось юной грудью Широко вздохнуть и выйти в мир! Совершить в пустом безлюдьи Мой веселый весенний пир! Здесь никто понять не смеет, Что весна плывет в вышине! Здесь никто любить не умеет, Здесь живут в печальном сне! Здравствуй, мир! Ты вновь со мною! Твоя душа близка мне давно! Иду дышать твоей весною В твое золотое окно! ^ Прыгает в окно. Даль, видимая в окне, оказывается нарисованной набумаге. Бумага лопнула. Арлекин полетел вверх ногами в пустоту. В бумажном разрыве видно одно светлеющее небо. Ночь истекает,копошится утро. На фоне занимающейся зари стоит, чуть колеблемаядорассветным ветром, - Смерть, в длинных белых пеленах, с матовымженственным лицом и с косой на плече. Лезвее серебрится, как опрокинутыймесяц, умирающий утром. Все бросились в ужасе в разные стороны. Рыцарьспоткнулся на деревянный меч. Дамы разроняли цветы по всей сцене. Маски,неподвижно прижавшиеся, как бы распятые у стен, кажутся куклами изэтнографического музея. Любовницы спрятали лица в плащи любовников. Профильголубой маски тонко вырезывается на утреннем небе. У ног ее испуганная,коленопреклоненная розовая маска прижалась к его руке губами. ^ Как из земли выросший Пьеро медленно идет через всю сцену, простираяруки к Смерти. По мере его приближения черты Ее начинают оживать. Румянецзаиграл на матовости щек. Серебряная коса теряется в стелющемся утреннемтумане. На фоне зари, в нише окна, стоит с тихой улыбкой на спокойном лицекрасивая девушка - Коломбина. В ту минуту, как Пьеро подходит и хочет коснуться ее руки своейрукой,- между ним и Коломбиной просовывается торжествующая голова автора. АвторПочтеннейшая публика! Дело мое не проиграно! Права мои восстановлены! Вы видите, что преграды рухнули! Этот господин провалился в окошко! Вам остается быть свидетелями счастливого свиданья двух влюбленных после долгой разлуки! Если они потратили много сил на преодоление препятствий,- то теперь зато они соединяются навек! Автор хочет соединить руки Коломбины и Пьеро. Но внезапно вседекорации взвиваются и улетают вверх. Маски разбегаются. ^ Автор оказываетсясклоненным над одним только Пьеро, который беспомощно лежит на пустой сценев белом балахоне своем с красными пуговицами. ^ Заметив свое положение, автор убегает стремительно. Пьеро(приподнимается и говорит жалобно и мечтательно) Куда ты завел? Как угадать? Ты предал меня коварной судьбе. Бедняжка Пьеро, довольно лежать, Пойди, поищи невесту себе. (Помолчав.) Ах, как светла - та, что ушла (Звенящий товарищ ее увел). Упала она (из картона была). А я над ней смеяться пришел. Она лежала ничком и бела. Ах, наша пляска была весела! А встать она уж никак не могла. Она картонной невестой была. И вот, стою я, бледен лицом, Но вам надо мной смеяться грешно. Что делать! Она упала ничком... Мне очень грустно. А вам смешно? Пьеро задумчиво вынул из кармана дудочку и заиграл песню о своембледном лице, о тяжелой жизни и о невесте своей Коломбине. 1906


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Интернет сайт как объект авторского права
Реферат Интеллектуальная собственность 2
Реферат Институт гражданства и его социально-юридическая функция
Реферат Информационная безопасность России
Реферат Институт президентства в современном мире 2
Реферат Информационное обеспечение муниципального управления
Реферат Институт собственности в римском праве
Реферат Индивидуальный предприниматель и упрощенная система налогообложения учета и отчетности
Реферат Инвестиционный договор теоретико-правовой аспект
Реферат Институт президенства в России
Реферат Институт заявлений предложений жалоб
Реферат Инвестиции и тенденции развития правового регулирования инвестиций
Реферат Институт банковского кредита по российскому законодательству
Реферат Институт представительства в гражданском праве 2
Реферат Институт необходимой обороны