Реферат по предмету "Религия и мифология"


История старчества Оптиной пустыни

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Курскийгосударственный университет
Факультеттеологии и религиоведения
специальность03090165 – теология
специализация020506 Православие и культура
Кафедратеологии и религиоведения
Курсоваяработа
Тема: Историястарчества Оптиной пустыни
Выполнил
студент 1 курса очной формы обучения
отделение теология 12 группа
Селютина Э. В.
Научный руководитель:
кандидат исторических наук, профессор
Рагунштейн О. В
Курск 2008г.

Введение
Возможно у людей, приступивших кизучению жизни старцев, под впечатлением чтения жития пустынных отцов иповествования о жизни Афонских старцев, невольно сложится мнение, что старцыдолжны быть непременно отшельниками, аскетами, ушедшими не только от мира, но иот братии. Именно годы безмолвия, непрестанная молитва, самоуничижение, жизнь вуединенных местах, полное отрешение от своей воли, умение вверить свои судьбыпромыслу Божьему и отличало старцев первых времён, и их последователей.
Однако, знакомясь с жизнью Оптинскихстарцев, читатель постепенно привыкает к мысли о том, что в современныхусловиях весьма органично сочетаются «духовный подвиг внутреннего делания» и повседневныезаботы о страждущих.
Оптину Пустынь в 19-20 веках считалимаяком русской интеллигенции, для крестьян и ремесленников каждый старец был«как отец родной». Оптинским старцам были присущи не только исключительнаяглубина духовной жизни, обладание дарами прозорливости, рассуждения, но ивеликая любовь к людям, нескончаемое желание поделиться духовными сокровищами смиром. И если первый Оптинский старец, отец Леонид (Лев), подобно древним отцамдолгое время жил в уединении, то его преемники как бы по наследству перенималистарчество, многие из них были сначала келейниками у старцев, потомпомощниками, наконец, преемниками своих духовников.
Святые отцы говорили, что того, ктосовершит дело угодное Богу, непременно постигнет искушение, что всякому добромуделу предшествует или последует искушение. Начиная с 1830 года, ОптинскоеСтарчество вводилось и укреплялось многими трудами и скорбями, « воздвигалосьмолитвенным потом и слезами».
Когда старец Леонид со своимиучениками поселился в Оптиной Пустыне, заговорили о старчестве и духовномокормлении, не только об очищении совести и об откровении помыслов, но и об«отсечении своих хотений и разумений». Многие из братии восставали противнововведений. Невзирая на доносы, запреты, гонения старчество укоренилось всвятой обители.
Вот как отзывался о первых Оптинскихстарцах отце Леониде и отце Макарии Преосвященный Игнатий Брянчанинов:
«Оба старца были напитаны чтениемотечественных писаний о монашеской жизни, сами руководствовались этимиписаниями, руководствовали ими и других, обращавшихся к ним за назидательнымсоветом… Никогда они не давали советов от себя: всегда представляли в советизречение Св. Писания и св. отцов… Это давало советам их силу: те, кто хотелибы возразить на слово человеческое, с благоговением выслушивали слово Божие инаходили справедливым покорить ему своё умствование».
Этого правила придерживались иОптинские старцы ХХ столетия. Все старцы заботились о духовном очищенииближних, непрестанно молились о спасении душ приходивших к ним за помощьюлюдей. Они помогали людям в их житейских делах, поддерживали в невзгодах,подсказывали выход из самых безвыходных положений, благодаря своейпрозорливости, умели привести страждущих на путь покаяния, ведущего к истиннойхристианской жизни. Чудеса исцелений по их молитвам, умножали количество паломниковв Оптинскую Пустынь год от года.
В годы безверия, была предпринятапопытка прервать духовную связь народа с Оптинскими старцами. Старец Нектарий,ученик старца Анатолия (младшего) и старца Амвросия, был последним соборноизбранным Оптинским старцем.
В тридцатых годах, во время гоненийна церковь многие иеромонахи были арестованы, но и в тюрьмах и лагеряхблагодаря молитвенникам Оптиной Пустыни продолжали теплиться в сердцах людейлюбовь и вера. В восьмидесятых годах ХХ века возродилась духовная жизнь СвятойОбители, возродились и традиции Оптинского Старчества. Нескончаем потокпаломников в Оптину Пустынь и по сей день.
В 1988 году по решению ПоместногоСобора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобногоАмвросия Оптинского (память празднуется 23 октября), а 10 июля 1998 г былиобретены мощи преп. Амвросия вместе с мощами ещё шести Оптинских старцев.(Ранее – в октябре 1988 г. были обретены мощи преп. Иосифа) 26-27 июля 1996 г.тринадцать Оптинских Старцев были причислены к лику местно-чтимых святыхОптиной пустыни. (Общее Соборное празднование 24 октября).
В 2000 году преподобные ОптинскиеСтарцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской ПравославнойЦеркви для общецерковного почитания.
Цель курсовой работы: изучить историюстарчества Оптиной пустыни.
Задачи:
·         Познакомиться скраткой историей и описанием Свято-Введенского монастыря Оптина пустынь;
·         Изучить житиянаиболее известных старцев Оптиной пустыни;
·         Познакомиться систорией новомучеников, убиенных на Пасху 1993 года.
Структура курсовой работы: курсоваяработа состоит из введения, 1, 2 и 3 глав и заключения.
В ведении обозначены основные задачии направления исследования.
В 1-ой главе изложена краткая историяи описание Свято-Введенского монастыря Оптина пустынь.
Во 2–ой главе изложены жития старцевОптиной пустыни: преподобного Льва, основателя Оптинского старчества; Амвросия,наиболее известного старца Оптинского; преподобного Макария, жизнь которогобыла связана с городом Курском.
В 3-ей главе изложены жизнеописанияОптинских новомучеников – иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, иистория событий, произошедших на Пасху 1993 года.
В заключении сделаны общие выводы повсей курсовой работе.

Глава I. Краткая история и описаниеСвято-Введенского монастыря Оптина пустынь
«Наша святая обитель привлекает ксебе многих богомольцев, и часто слышится такое мнение, что, побывав раз вОптиной, стремятся туда всей душой. …Вся земля здесь как бы полита кровью ипотом святых старцев и молитвами их низводит благодать на души верующих. Нигдев другом месте этого нет».
Преподобный Варсонофий Оптинский[1]
Оптина пустынь расположена в трехверстах от Козельска, старинного городка Калужской губернии, на правом берегуЖиздры, некогда глубокой и полноводной реки, текущей вдоль векового леса. Стенымонастыря, еще совсем недавно белые, голубые главы церквей с золотыми крестамикрасиво и величаво выступают на фоне громадного и темного бора. Глубокая тишиналеса нарушается лишь шорохом падающих веток и птичьими голосами. Воздух напоендивным ароматом. Сразу при входе в обитель посетитель бывает захваченнеобычайной атмосферой покоя и мира, словно открывается дверь в XIV и XV века иоттуда веет стариной, благочестивой Русью, словно души древних подвижников имолитвенников и их тихие келлии раскрывают перед вами свой внутренний мир.
План монастыря очень простой. Посредиширокого двора возвышается собор, построенный в 1689 году, посвященный Введениюво храм Пресвятой Богородицы. К северу — церковь преподобной Марии Египетской,бывшая ранее трапезной монахов и превращенная в храм в 1858 году. На юге — храмв честь Казанской иконы Божией Матери, воздвигнутый в 1806–1811 годах ивозрожденный после разрушения в 1996-м. С восточной стороны — церковь в честьВладимирской иконы Божией Матери, выстроенная в 1809–1811 годах. До переворота1917 года в ней читали неусыпаемую Псалтирь, а теперь, после второго рожденияхрама в 1998 году, здесь находится усыпальница семи преподобных Оптинскихстарцев. Между церквями находится братское кладбище. На западе возвышаетсятрехъярусная колокольня, воздвигнутая в 1803 году, а за ней, над бывшимисвятыми вратами монастыря,— надвратная церковь Владимирской иконы БожиейМатери. Таким образом, храмовые постройки обители были расположены строгокрестообразно. Только в начале XXI века «крестообразность» эта быланарушена возведением с западной стороны Казанского собора небольшого храма вчесть Преображения Господня, а с восточной, на территории нового братскогокладбища — над могилами убиенных в Пасху 1993 года трех братий, былапостроена Воскресенская часовня.
Что же касается храмовых построек застенами монастыря, то с северной стороны обители на территории подсобногохозяйства в 2000 году был выстроен храм в честь иконы Божией Матери«Спорительница хлебов», с южной стороны ограды находится хрампреподобного Илариона Великого, бывший некогда больничным, а чуть далее занововосстанавливается кладбищенская церковь Всех святых.
Существует две версии происхожденияназвания монастыря. По одной из них, название «Оптина» происходит отслова «общее», то есть монастырь был общим, где подвизались монахи имонахини. Подобные монастыри были упразднены в середине XVI века постановлениемСтоглавого Собора, из чего следует, что Оптина уже существовала в первойполовине этого столетия. Другая легенда говорит о раскаявшемся разбойнике Опте,основавшем обитель и принявшем здесь монашеский постриг с именем Макарий.Впрочем, легенды о раскаявшихся разбойниках можно встретить на страницах многихпатериков…
В XVII веке обитель именоваласьмонастырь Оптин Макарьевы пустыни, в XVIII веке — Козельский Оптин Макарьевмонастырь, с начала XIX века — Козельская Введенская Оптина пустынь, а ныне —Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь. До 1788 года он относился кКрутицкой епархии, в 1788–1799 годах — к Московской и Калужской, с 1799 года —к Калужской епархии. В настоящее время монастырь этот являетсяставропигиальным.
Первые надежные свидетельства омонастыре относятся ко времени царствования Михаила Феодоровича. В козельскихписцовых книгах 1628–1631 годов монастырь назван «государевымбогомольем» и сказано, что «в нем церковь Введения ПречистыяБогородицы древяна» и «шесть келей, а в них старцы — черной священникФеодорит с братиею». Братии в конце XVII века было всего 14 человек. Средижертвователей пустыни того времени упомянуты цари Петр и Иоанн Алексеевичи ицаревна Софья.
В Смутное время Оптина пустынь быласовершенно разрушена польскими отрядами. В 1724 году монастырь закрыли,строения его (кроме церкви) разобрали и со всем имуществом перевезли вБелевский Спасо-Преображенский монастырь; туда же была переведена и оптинскаябратия. Введенская церковь стала приходским храмом.
В 1727 году вследствие ходатайства А.П. и Н. А. Шепелевых и Г. А. Ардашева Оптина пустынь была восстановленакак монастырь. В 1731 году ее строителем стал иеромонах Авраамий, при которомначалось возрождение обители. В 1750 году был заложен новый каменный собор.
В результате реформы 1764 годаобитель была оставлена «за штатом» с разрешением иметь 7монашествующих, включая строителя.

Глава II. Жития выдающихся оптинскихстарцев
§ 1. Преподобный Лев, старецОптинский
Преподобный Лев Оптинский (ЛевДанилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии ипроисходил из мещанского сословия. Родители его были люди хотя честные иблагочестивые, но бедные, поэтому когда Лев подрос, то был вынужден наняться наработу приказчиком к одному купцу города Болхова. Часто разъезжая по торговымделам из Болхова в Сухиничи, он много общался с людьми разных званий исословий, а так как юноша имел прекрасную память, любознательность,наблюдательность, дальновидность и соображение, то приобрел через это весьманужный и полезный в дальнейшем опыт. (Поэтому неудивительно, что в конце 1820-хгодов в числе послушников преподобного Льва подвизался Дмитрий АлександровичБрянчанинов — будущий святитель Игнатий, епископ Кавказский.)[2]
Видя положительные качества своегоприказчика, хозяин Льва хотел женить его на своей дочери, но тот наотрезотказался, имея перед собой другие цели. Впоследствии несостоявшаяся невестапосещала старца Льва в Оптиной пустыни как богомолица.
В 1797 году, 19 лет от роду, Левоставил мир и поступил в Оптину пустынь. Настоятелем монастыря в то время былиеромонах Авраамий. Лев со всей своей богатырской силой принялся за трудымонастырской жизни так, что однажды вместе с другим послушником в один деньсоединил каналом два пруда, хотя на эту работу предполагалось выделить 20человек рабочих. Правда, в этот день после своих трудов послушники отличилисьеще и особенным аппетитом и съели вдвоем 15 фунтов хлеба.
Два года прожил Лев в Оптинойпустыни, и в 1799 году он перешел в Белобережскую пустынь Орловской епархии,где в то время настоятельствовал иеромонах Василий (Кишкин), старец духовнойжизни, подвизавшийся немалое время на Афоне вместе с преподобным Паисием(Величковским). В 1801 году Льва постригли в мантию с именем Леонид ирукоположили в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Такое стремительноевосхождение послушника до иеромонаха объясняется его ревностной жизнью ибезропотным послушанием, а также трудолюбием и человеколюбием. За пять летжизни в Белобережской пустыни отец Леонид так преуспел в монашеском делании,что уже в 1804 году братия обители решили избрать его на освободившуюсядолжность настоятеля. Однако начальственная должность не изменила простогообраза жизни подвижника. Так, если дело заставляло куда-либо поехать, он ездилна одной лошади, в простой тележке и без кучера.
Незадолго до своего настоятельства вБелобережской пустыни отец Леонид временно пребывал в Чолнском монастыреКарачевского уезда, где в то время поселился схимонах Феодор, ученик старцаПаисия. Тогда же отец Леонид имел общение с ректором Севской Духовной Семинарииархимандритом Филаретом (Амфитеатровым).[3]
В 1805 году схимонах Феодорпереселился от людской молвы из Чолнского монастыря в Белобережную пустынь ибыл с любовью принят своим учеником — строителем отцом Леонидом, но через 4года он вместе со своим сподвижником иеросхимонахом Клеопою уединился в глушилеса, в двух верстах от обители, где в 1808 году к ним присоединился и отецЛеонид, сложив с себя настоятельские полномочия. Здесь-то он и принялпострижение в схиму с прежним именем Лев. Но так как к келье отца Феодора сталистекаться тысячи посетителей, то подвижники были вынуждены переселиться наВалаам, где старцы определили отца Льва смотрителем скита. Здесь они прожилиоколо шести лет, и, как везде, к их келье стекалось много монашествующих имирян в поисках духовного руководства и поддержки. Однако на Валааме старческоеруководство было новостью, и не все могли вместить духовную пользу этогоделания. Новгородским митрополитом было назначено расследование, котороевыявило невиновность старцев и их духовную мудрость, превосходящую разумчеловеческий, и хотя священноначалие приказало отцу настоятелю примириться сподвижниками и всячески опекать их под страхом собственного увольнения, старцысочли необходимым покинуть Валаам во избежание быть предметом соблазнов.
В 1817 году они переселились вАлександро-Свирский монастырь под Петербургом, где с ними произошел такойслучай. В 1820 году государь император Александр I, проезжая недалеко отмонастыря, неожиданно решил посетить обитель и познакомиться с отцами Львом иФеодором. Прозорливые старцы предупредили о неожиданном визите отца настоятеля,и тот вышел встречать монарха к святым вратам.
В 1822 году старец Феодор скончался,имея к тому времени отца Льва не только своим учеником, но и духовником, и отецЛев получил приглашение Калужского епископа Филарета (Амфитеатрова) перейти вОптину пустынь. Однако в Александро-Свирском монастыре преподобного Льва оченьлюбили и уважали, а потому целых пять лет насильно удерживали, и только в 1828году он был беспрепятственно отпущен.
Поклонившись святыням Киева, старецЛев по дороге посетил Площанскую пустынь, где промыслительно познакомился сиеросхимонахом Макарием, будущим преподобным старцем Оптинским, который сталего духовным учеником. Прожив там около полугода, в 1829 году преподобный Леввместе со своими шестью учениками прибыл в Оптинский скит, поселившись вотдельном флигеле за стенами скита, в домике на выделенном под пасеку месте.
Жизнь старца Льва протекала праведнои безукоризненно, и если отличалась от обычной монастырской жизни, то только чрезмернымитрудами в служении ближним. В 2 часа по полуночи начиналось у старца сучениками утреннее правило. Читались утренние молитвы, полунощница, двенадцатьизбранных псалмов, канон дневному святому с поучением из Пролога и первый час.Третий и шестой часы с изобразительными читались отдельно во время раннейобедни. Вечернее правило, состоявшее из девятого часа и двенадцати избранныхпсалмов с тремя канонами и акафистом, отправлялось в те же часы, что и вмонастыре вечерня. Старец выслушивал это правило у себя в келлии. Послевечерней скитской трапезы прочитывалось повечерие, вечерние молитвы, две главыиз Апостола и одна глава из Евангелия. На это вечернее правило перед отходом косну в келлию старца собирались скитские братия для откровения помыслов.
Через каждые две недели старецприобщался Святых Христовых Таин в скитской церкви, куда он, уже по переводе вмонастырь, сначала ходил, а в последние годы ездил в телеге. Время молитвенныхправил было единственным свободным среди дня временем старца отца Льва.Остальное же, за исключением краткого послеобеденного отдыха, и то не вположенные часы дня, а когда случалось, всегда посвящалось им на служениеближним. Ночной легкий сон старца вместе с дневным отдохновением в продолжениисуток длился не более трех часов; но часто и ночной отдых прерывалсяприходившей к нему по крайней надобности братией.[4]
При деятельной поддержке преподобныхМоисея и Антония преподобный Лев стал основателем старчества в Оптиной пустыни.Вскоре отец Моисей поручил духовному руководству старца Льва всю оптинскуюбратию и паломников. Однако в 1836 году по клеветническим наветам стали считатьпредосудительным всегдашнее стечение к старцу Льву множества монашествующих имирян обоего пола, и по воле епархиального начальства старец Лев был переведениз своей келлии вначале в скит, а затем в сам монастырь. Старцу запрещено былопринимать посетителей-мирян, но при каждом удобном случае отец Лев возобновлялприем и не прекращал проповеди. К нему продолжали обращаться за наставлением искитские братья, и богомольцы разных сословий.
Некоторые ученики и ученицы старцаотца Льва сознавались, что пред другими старцами, строгими на вид и серьезнымив обращении, души их невольно сжимались, и они не могли свободно им исповедатьсокровенные душевные свои немощи. Напротив, простое, открытое, свободноеобращение преподобного Льва развязывало их души, и они перед ним легко исвободно высказывали даже то, в чем иногда и перед собою им трудно былосознаться.
Не слишком старец остерегался, гденужно было затронуть самолюбие своих духовных детей. Напротив, все егообращение с ними направлено было к искоренению этого скрытого, но губительногопорока. Прикрывая свою духовную мудрость и смиряя себя, он в то же время умелсмирять и других. и любящая душа и отеческая заботливость о спасении духовныхего детей.
Особенно же старец увещевал своихучеников хранить между собою взаимную любовь, мир и единомыслие. Часто онповторял трогательные слова Христа: О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте,аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35). И это были его любимые слова кблизким своим ученикам[5].
Преподобный Лев предвидел своюкончину. В сентябре 1841 года он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу иежедневно причащался Святых Таин. Преставился преподобный Лев 11/24 октября1841 года.
Мощи старца были обретены 27 июня /10июля 1998 года вместе с мощами других шести Оптинских старцев и в настоящеевремя пребывают на солее храма-усыпальницы Владимирской иконы Божией Материнапротив мощей его ученика преподобного старца Макария.
§ 2. Оптинский старец Амвросий
Оптинскийстарец иеросхимонах Амвросий (в миру – Александр Михайлович Гренков) родился 23ноября 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаряМихаила Федоровича и жены его Марфы Николаевны. Перед рождением младенца к дедуего, священнику этого села, съехалось много гостей. Родительница, МарияНиколаевна, была переведена в баню. 23 ноября в доме о. Феодора была большаясуматоха, — и в доме был народ, и перед домом толпился народ. В этот день, 23ноября родился Александр — будущий старец Оптиной пустыни — преподобный АмвросийОптинский[6]. У Михаила Федоровичабыло восемь человек детей: четыре сына и четыре дочери; Александр Михайловичбыл шестым из них.
В детствеАлександр был очень бойким, веселым и смышленым мальчиком. По обычаю тоговремени учился он читать по славянскому букварю, часослову и псалтири. Каждыйпраздник он вместе с отцом пел и читал на клиросе. Он никогда не видел и неслышал ничего худого, т.к. воспитывался в строго церковной и религиозной среде.
Когда мальчику исполнилось 12 лет,его отдали в первый класс Тамбовского духовного училища. Учился он хорошо и поокончании училища, в 1830 году, поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Издесь учеба давалась ему легко.[7] Во время тяжелой болезнион дал обет оставить мир и уйти в монастырь.
Однако в 1836 г., с отличием окончивсеминарию, Александр Гренков занялся преподавательской деятельностью, сначала вкачестве домашнего учителя, а с 1838 г. — в должности преподавателя греческогоязыка Липецкого духовного училища.
Летом 1839 г. он вместе со своимдругом Павлом Покровским посетил в Троекурове известного затворника старцаИллариона Мефодьевича Фокина, который благословил его на поступление вСвято-Введенскую Оптину пустынь.
Тем же летом друзья посетилиСвято-Троицкую Сергееву лавру с целью испросить благословения на иноческий путьу игумена Русской земли преподобного Сергия Радонежского. Побывали они и вХотьковском женском монастыре, где Александр Михайлович долго беседовал состарицей Марфой, жившей в затворе.[8]
Только в октябре 1839 г. он тайно, непредупредив начальство, буквально бежал из мира в Оптину пустынь. Знал об этомлишь его ближайший друг Павел Покровский, впоследствии также принявшийпострижение в Оптиной пустыни с именем Платона.
Оптинский старец Лев (Наголкин)принял липецкого учителя и благословил его остаться в обители. 2 апреля 1840 г.консисторским указом Александр Гренков был зачислен в число оптинской братии.
Первое время Александр Михайлович неспослушание на кухне. В 1841 г. его определили келейником к старцу Льву, которыйперед своей кончиной, последовавшей в том же году, передал его старцу Макарию(Иванову).
Летом 1841 г. послушник Александр былпострижен в рясофор, а 29 ноября 1842 г. — в мантию и наречен Амвросием во имясвятителя Амвросия Медиоланского (память 7 декабря).
2 февраля 1843 г. он был рукоположенв диакона, 9 декабря 1845 г. в иеромонаха, но уже 29 марта 1846 г. вследствиетяжелой болезни, продолжавшейся до лета 1848 г., был исключен из штата Оптинойпустыни и оставлен на ее призрении.
После своего выздоровления (далеко неполного) отец Амвросий, постриженный во время своей болезни в схиму, помогалстарцу Макарию в духовном окормлении монастырской братии, а такжемонашествующих и мирян, приходивших и приезжавших в Оптину пустынь.
В эти же годы иеросхимонах Амвросийпринимал участие и в подготовке ряда оптинских изданий. Им, в частности, былвыполнен перевод «Лествицы» преподобного Иоанна (М., 1862).
В дальнейшем преподобный АмвросийОптинский продолжал издательское дело, начатое старцем Макарием при поддержкеКиреевских и скитской братии.
7 сентября 1860 г. второй великийоптинский старец иеросхимонах Макарий скончался. С этого времени начинаетсяоткрытое всему миру старческое служение преподобного Амвросия, продолжавшеесяболее тридцати лет.
 Многое пришлось претерпеть старцу иего помощницам, но уже 1 октября 1884 г. состоялось освящение храма иторжественное открытие Шамординской Казанской женской общины.
Преподобный Амвросий часто приезжал вэту новоустроенную обитель, советом помогая насельницам в их домостроительнойдеятельности и, главное, духовно окормляя шамординских монахинь.
Здесь в Шамордине 10 октября 1891 г.и завершил свой земной путь преподобный старец Амвросий. Тело его перенесли вОптину пустынь и там предали земле у Введенского собора, рядом с могилкамидругих великих оптинских старцев.
После своей кончины старец Амвросийявлялся многим людям в разных концах России и за ее пределами, исцеляя больных,помогая страждущим, наставляя их на путь спасения. Память о великом оптинскомстарце хранилась и хранится русским народом.
В 1988 г. преподобный АмвросийОптинский был прославлен Собором Русской Православной Церкви (памятьпразднуется 27 июня (10 июля) и 10(23) октября). В Свято-Введенской Оптинойпустыни были обретены святые мощи преподобного старца и помещены в Введенскомсоборе обители.[9]
§3. ПреподобныйМакарий, старец Оптинский
Преподобный старец Макарий, в мируМихаил Николаевич Иванов, родился 20 ноября 1788 года в семье дворян Орловскойгубернии Дмитровского уезда и был назван Михаилом в честь святого благоверногокнязя Михаила Тверского.
В семье, кроме Михаила, было трибрата: Алексей, Павел, Петр и сестра Варвара. Но именно к старшему, Михаилу,мать их, женщина богобоязненная и смиренная, питала особую любовь и частоговорила: «Сердце мое чувствует, что из этого ребенка выйдет что-нибудьнеобыкновенное». Поведение Михаила с самого детства было и впрямь необычным: вотличие от своих братьев и сверстников, мальчик был тих, кроток и молчалив.Питая сильную привязанность к матери, он почти не отходил от нее, как бы предчувствуя,что недолго ему оставалось быть с ней: когда мальчику было девять лет,Елизавета Алексеевна скончалась от чахотки. Жили они тогда в окрестностяхгорода Калуги, близ Лаврентьева монастыря. Похоронив жену, Николай Михайловичпереехал с детьми сначала в село Щепятино Дмитровского уезда, а затем в городКарачев Орловской губернии, где жила его сестра Дарья Михайловна, которая ивзяла на себя воспитание осиротевших племянников. Здесь же, в Карачеве, Михаилполучил школьное образование.[10]
Четырнадцати лет от роду вынужден былон в силу обстоятельств поступить бухгалтером в Льговское уездное казначейство.В отправлении этой трудной для своего возраста должности юноша проявил большое усердие.Отличаясь точностью исполнения возложенных на него обязанностей, он обратил насебя особое внимание губернского начальства и уже через три года получилназначение на должность начальника стола счетной экспедиции в Курске..
Смерть отца, последовавшая 17 марта1806 года, изменила ход жизни Михаила. На семейном совете было решено, чтоимение в Орловской губернии должно полностью перейти к нему, а денежныесредства — братьям. В том же году Михаил вышел в отставку в чине губернскогосекретаря и переехал в Орловское имение.
6 октября 1810 года Михаил отправилсяна богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь Орловской епархии, находившуюсяв 40 верстах от имения, в уединенной местности, окруженной со всех сторонлесами. Монастырь и сами иноки произвели на Михаила столь сильное впечатление,что он решил домой не возвращаться. Из монастыря уведомил он братьев о своемрешении покинуть мир. Принадлежащее ему имение отписал в их пользу, поставивлишь условием из вырученных от продажи денег тысячу рублей употребить настроительство каменной церкви в селе Турищеве, где был похоронен отец.
16 ноября 1810 года Михаил был принятнастоятелем отцом Иоанникием в Площанскую пустынь, а 24 декабря того же годапострижен в рясофор и наречен Мелхиседеком.
С ревностью о Боге и усердиемисполнял юный подвижник возложенное на него послушание письмоводителя обители,посещал все уставные церковные службы, ревностно совершал келейное монашескоеправило. Кроме того, выполнял он также обязанности ризничего, чтеца, пел наклиросе.
7 марта 1815 года, после пятилетнегоискуса, отец Мелхиседек был пострижен в монашество с именем Макарий, в честьпреподобного Макария Египетского; 12 марта того же года рукоположенПреосвященным Досифеем, епископом Орловским и Севским, в сан иеродиакона, а спустядва года — в сан иеромонаха.[11]
В том же 1815 году в Площанскуюпустынь переселился сподвижник Паисия Величковского схимонах Афанасий. Еголичный пример духовной жизни и, прежде всего, опыт духовной брани и молитвыИисусовой сразу привлекли к себе сердце и помыслы молодого иеродиакона Макария.
Научившись уставному письму, отецМакарий по благословению старца Афанасия принялся за чтение и перепискутворений святых отцов.
Важными событиями в духовном становлениипреподобного Макария в период его подвижнической жизни в Площанской пустынистали паломничества к Киево-Печерским угодникам в 1814 и 1819 годах, а также вРостов в 1824 году для поклонения мощам святителя Димитрия, почитаемого имнаряду со святителем Тихоном Задонским. По дороге в Киев посетил отец Макарий иГлинскую пустынь, где познакомился с ее игуменом старцем Филаретом, одним изпреемников опыта умного делания преподобного Паисия Величковского. А во времяпоездки в Ростов отец Макарий впервые посетил Оптину Пустынь.
16 лет провел отец Макарий вПлощанской пустыни. В 1826 году он был назначен благочинным обители, а в 1827году — духовником Севского Троицкого девичьего монастыря. Вскоре вслед заСевским переходят под духовное окормление отца Макария монастыри Великолуцкий,Вяземский, Аркадиевский, Казанский, Курский, Серпуховской, Калужский, Елецкий,Брянский, Осташковский, Золотоношский, Смоленский, Борисовская Тихвинскаяпустынь и другие.
Однако духовническое служение ставилоперед ним сложнейшие вопросы, помочь разрешить которые мог лишь по-настоящемуумудренный опытом невидимой брани наставник. О нем молил он Господа и обрел егов лице замечательного преемника традиции умного делания иеромонаха Леонида (всхиме Льва). Встреча и знакомство с ним состоялись в 1828 году, когда отецЛеонид вместе со своим старцем схимонахом Феодором, учеником преподобногоПаисия, приехал из Александро-Свирского монастыря в Площанскую пустынь. Здесьони прожили полгода, и за это время отец Макарий сблизился со своим будущимучителем.
Последовавшая 11 октября 1841 годакончина любимого аввы, старца Льва, глубоко потрясла душу преданного ученика.Крест старческого служения вместе с многочисленными заботами по устроениюСкита, начальствование над которым было ему поручено, лег на его плечи. И еслидо этого времени преподобный Макарий оставался как бы в тени, то теперьистинная высота его духовной жизни была явлена всем. День Преподобногоначинался в два часа ночи с совершения утреннего правила, которое состояло,помимо утренних молитв, из 12 избранных псалмов, молитв 1-го часа, дневногоканона Божией Матери по гласу и акафиста Божией Матери.
После краткого перерыва с шести часоввычитывались молитвы часов и изобразительные. Затем Старец выпивал одну — двечашки чаю и принимался за письма или чтение святоотеческих книг. С девяти часовначинала скрипеть входная дверь, возвещая о приходе первых посетителей, келлияего, как и сердце, любящее и милующее, была открыта для всех[12].В это время приходили люди в основном простого сословия — крестьяне, мещане,мастеровые, которые во множестве собирались у “хибарки” Старца, ожидая еговыхода. Особенно много народа собиралось в дни постов. В Успенский постисповедовалось и причащалось до нескольких сот богомольцев ежедневно.
У окна келлии его на специальнойподставочке, куда сам отец Макарий клал корм, собиралось множество лесных птиц,щебечущих на все голоса. Когда он обнаружил, что меньшие из них остаются безсвоей доли, оттесняемые большими, то устроил особые кормушки, куда не моглизабраться большие птицы. А в 1849 году, когда от стихийного бедствия сильнопострадал Оптинский Скит и бурей вырвало сотни деревьев, Старец вместе сбратией своими руками убирал поваленные огромные сосны и дубы, а на их местосажал молодые деревца. И после кончины отца Макария братия твердо помнила исоблюдала его завет — хранить и беречь лес, не рубить в нем ни кустика, нидеревца...
Обо всем было усерднейшее попечениеСтарца во вверенном его управлению Скиту. За двадцать лет его начальствованияположение Скита настолько укрепилось, что он уже не только содержал себя, но ивыделял значительные средства на содержание самого монастыря. Большие вкладыобеспечили его благоденствие на многие годы, в том числе и уже по кончинепреподобного Макария. При нем же в 1857 году были построены новые каменныеСвятые ворота с колокольней, в 1858 году — новая братская трапезная; в 1860году заложен новый корпус с мезонином для библиотеки, куда преподобный Макарийпередал свои книги, собранные в течение жизни. Заботами Старца, былипроизведены роспись колокольни и Святых врат, позолота иконостаса и росписьцеркви.
Большую часть своей жизни, 50 из 72лет, провел преподобный отец наш Макарий в монастырской ограде, уйдя от мира изатворившись в духовной пустыне. Но его жизнь, духовный подвиг и старческоеслужение не могли укрыться от мира. Свет духовной мудрости, сердечной любви иотеческой заботы о приходящих к нему был далеко виден. Любовь Старца былапоистине жертвенная и деятельная. И любящее его сердце чутко реагировало насобытия общественной жизни, изменения нравственного состояния общества, на всеболее и более обострявшиеся вопросы образования и воспитания. Рядом с кипамиписем от духовных чад на его столе можно было видеть номера периодическихизданий и богословских журналов. В 1857 году он напряженно следил за боями вСевастополе, радовался, как дитя, от удач, скорбел о неудачах. Когда же былаполучена весть об оставлении Севастополя, Преподобный зарыдал, упал на коленипред образом Божией Матери и долго молился без слов, как отец, потерявшийединственного сына.
Велика роль преподобного Старца и вдуховном просвещении русского народа. Он начал дело издания в Оптиной Пустынитворений святых отцов, объединившее вокруг обители лучшие духовные иинтеллектуальные силы России. Высоким покровителем этого богоугодного дела былмитрополит Московский Филарет. Он не только содействовал этому благомуначинанию, но и сам участвовал в проверке переводов, определениипоследовательности изданий, привлечении необходимых людей. По особому устроениюПромысла Божия в келейной библиотеке старца Макария к началу издания книг (в1845 году) обрелись верные копии с исправленных старцем Паисием древнихславянских переводов писаний Макария Великого, Иоанна Лествичника, св.Варсануфия, а также переведенные самим отцом Макарием книги МаксимаИсповедника, Феодора Студита, житие Григория Синаита, сочинения Григория Паламыи другие творения святых отцов подвижников, в том числе и труды блаженногостарца Паисия. Все эти духовные сокровища были явлены миру стараниями самогоотца Макария, издателей Ивана и Наталии Киреевских и других благомыслящихлюдей, которых воздвиг Сам Господь для содействия сему полезному делу.[13]
Исполнив повеленное ему от Господа,преподобный отец наш Макарий завершал свой земной путь жизни и трудов,увенчанный благодатными духовными дарами и плодами. Непосредственно перед кончинойПреподобного для многих открылась его прозорливость, бывшая до этого времениизвестной лишь ближайшим его ученикам. В 1859 году старица Мария, матьближайшего его ученика, отца Леонида (Кавелина), и преданная его духовная дочь,будучи в тяжкой болезни, просила преподобного Макария помолиться, чтобы Господьпродлил дни ее жизни, ибо хотела повидать сына, который находился в это время вотъезде. Преподобный сказал ей в ответ: «Ты выздоровеешь, а умрем мы вместе».Так и вышло. Оправившись от болезни, она говорила своим близким: «Бойтесь моейсмерти, с нею связана жизнь Старца: вот что он мне сказал...»[14]
26 августа в празднование особочтимой преподобным Макарием Владимирской иконы Божией Матери, собираясь кобедне, он почувствовал приступ тяжелой болезни. К вечеру последовалоухудшение. Десять дней болезнь изнуряла его телесные и душевные силы. Непомогали ни лекарства, ни усилия врачей. Облегчение наступало лишь послепричащения Святых Таин, соборования елеем и особенно во время чтения канонов иакафистов Спасителю и Божией Матери.
7 сентября, в день предпразднестваРождества Богородицы, в 6 часов утра в последний раз Преподобный удостоилсяприобщиться Святых Таин, Тела и Крови Христовых, которые на сей раз принял ужеот телесного изнеможения лежа, но в полной памяти и с глубоким чувствомумиления. Почти ровно через час после сего, в 7 часов, при окончании чтенияканона на разлучение души от тела преподобный старец умер. Кончина преподобногоМакария была мирна и тиха, проста и вместе величественна, как и вся жизнь его,угасшая, словно заря светлого дня, оставив в сердцах преданных ему тихую ночьпечали.[15]
Погребение преподобного Макариясовершалось при огромном стечении народа, приехавшего со всех концов Россиипроводить в последний путь любимого отца и наставника, и походило на светлоедуховное торжество. Погребен был преподобный отец наш Макарий с правой стороныот Введенской церкви, возле могилы своего учителя и старца преподобного Льва, скоторым ныне предстоят они в лике преподобных отец и старцев Оптинских предПрестолом Святой Троицы.[16]

Глава III. Жизнеописание Оптинскихновомучеников
§1. Иеромонах Василий
ИеромонахВасилий (Игорь Иванович Росляков) родился 23 декабря 1960 года.
С третьегокласса Игорь начал заниматься водным поло и к концу последнего курса факультетажурналистики (на который поступил в 1985 году) он уже стал членом сборнойкоманды СССР. В команде Игорь пользовался большим уважением, его слово в случаевозникновения каких-либо спорных вопросов всегда было решающим.
Каким образомв Игоре разгорелась вера в Бога, неизвестно, поскольку его внутренняя жизньбыла закрыта для посторонних. Близкие к нему люди не могли оценить и теперемены в Игоре, которые были для них заметны. Когда после гибели иеромонахаВасилия один из его товарищей по водному поло крестился вместе со всей своейсемьей и стал соблюдать посты, он понял насколько непросто поститься, даже еслисидеть дома. Игорь же соблюдал посты и во время соревнований, причем не ел дажерыбы. Товарищи боялись проиграть из-за него на соревнованиях, если он ослабеетиз-за поста. Однажды Великим постом Игорь сказал одному из них: «Главное,чтобы были духовные, а физические силы после придут. Силы дает дух, а неплоть».[17] Это высказывание Игорьподтвердил вскоре своей игрой в решающем финальном мачте, в ходе которого онзабил много голов. Команда победила и тот факт, что Игорь постился во времясоревнований, оправдал себя в глазах его товарищей.
Характер уИгоря по словам знавших его людей был самостоятельный, твердый и ровный. Какрассказала его учительница, преподавательница литературы: «Это был человекодаренный, отмеченный свыше. Ему рано стали знакомы понятия „долг“ и»надо".[18]
Игорьотличался нравственной строгостью, молчаливостью, скромностью, душевнойкрасотой. Его не видели гневающимся или даже просто чем-нибудь недовольным. Онникого не обижал. Что касается профессии журналиста, Игорь получал приглашениясотрудничать в крупных московских газетах, но, зная о зависимости прессы отвластей, отказывался. Всегда был тихим и скромным. В споры старался невступать, говорил лишь тогда, когда спрашивали.
Никто неможет сказать, откуда у Игоря появилась любовь к монастырям и к монашеству, чтомогло подвигнуть его к воцерковлению, где мог он приобрести глубокохристианскую культуру, которой ни в школе, ни в университете нельзя былонаучиться.
В 21 июля1988 года Игорь приехал в Оптину Пустынь (до этого он уже не раз ездил работатьво славу Божью в Псково-Печерский монастырь) и пробыл здесь до конца августа.Здесь он приходит к окончательному решению уйти в монастырь. Игорь едет вМоскву, чтобы рассчитаться с миром.
17 октября1988 года он прибыл в Оптину Пустынь, где он прошел путь от послушника доиеромонаха. Вот основные даты из монастырского периода жизни Игоря Рослякова(отца Василия):
29 апреля1989 года – облачение в подрясник (стал послушником).
5 апреля 1990года — постриг в рясофор (стал иноком) и наречение именем Василий
8 апреля 1990года — рукоположение во иеродиакона
23 августа1990 года — постриг о. Василия в мантию
21 ноября1990 года – рукоположение во иеромонаха.
18 апреля1993 года – убийство в первый день Пасхи о. Василия и двух иноков (Ферапонта иТрофима) сатанистом.
Жившим с о.Василием в монастыре людям запомнилось его немногословие, склонность куединению, строгое даже по монастырским меркам соблюдение постов. Те, ктослышал проповеди о. Василия говорят, что он был одним из лучших проповедниковОптиной Пустыни. Носил всегда старую рясу, на которой были даже заплаты, и самстирал ее. На ногах кирзовые сапоги (с портянками по-солдатски): это были еще егопослушнические сапоги. Кто-то вспоминал: «Батюшку Василия было слышноиздалека: когда он шел, то сапогами гремел»[19].Попытки переобуть его во что-либо удобное не удавались, так до конца жизни он вэтой кирзе и проходил: зимой и летом, и в монастыре и в Москве на послушании, иво время поездок в Троице-Сергиеву Лавру (он учился заочно в Московскойдуховной семинарии).
Духовный отециеромонаха Василия вспоминает о нем: «Исповедовался он кратко, цельно, посуществу, без оговорок, объяснения обстоятельств, которые могли что-тоизвинить, смягчить, то есть без всякой пощады к своему ветхому человеку. Этобыло продуманное слово, это, действительно было покаяние – глубоко прочувствованноесознание своей греховности. Он старался избавиться от всего, что мешало егодуховной жизни».[20]
Легок был о.Василий на подъем, когда просили его приехать для исповеди и Причастия. ИгуменП. вспоминает: «Однажды в два часа ночи позвонили из больницы, сказав, чтоумирает православный человек и надо прислать священника. Я знал, что о. Василийперегружен до предела. Но кого послать? Этот стар, тот болен… И я постучалсяв келлию о. Василия. Вот что меня поразило тогда: он будто ждал моего прихода,был одет и мгновенно поехал в больницу. Причастить больного не удалось, так какон уже был без сознания, но всю ночь до последней минуты рядом с ним молился о.Василий.[21]
Издневниковых записей одного из насельников Оптиной пустыни.
Великий пост1993 г. Страстная седмица.
В эту Страстную седмицу на о. Василияпала колоссальная нагрузка.
Апрель 16. Великий Пяток.
На утрене Великого Пятка хвалитныестихиры должен был канонаршить о. Василий. Видно было, как он в нужное времявышел из алтаря св. Никольского придела, но после чтения 9-го Евангелия (Ин. 61зач.) была значительная пауза, о. Василий молчал. Начали канонаршить с правогоклироса… «Ужасеся о сем небо и солнце лучи скры» — говорится в 1-й стихире.Потом спрашивали о. Василия, почему он молчал. – «Я не смог». В это время,видимо, о. Василии что-то пережил...
На Царских часах, утром, о. Василийчитал два часа (на вопрос — будет ли он их читать, он ответил: „А как же! Этотакая честь: их же цари читали!») После чтения часов говорил проповедь. Навечерне перед выносом Святой Плащаницы канонаршил. Всю седмицу о. Василий былканонархом.
Литургии не положено. На вечернеВеликой Субботы, которая совершается в 14.00 в Пяток на вынос Святой Плащаницы,о. Василий говорил проповедь. Сказав проповедь, сразу же начал канонаршить, — начали петь стихиру „Тебе одеющагося...".
На утрене Великой Субботы о. Василийканонаршил.
17 апреля. Святая Литургия ВеликойСубботы совершается с вечерней. Отец Василий исповедовал и с исповеди приходилчитать паремии. В паремии из святого пророка Исайи вместо слов „Светися,светися, Иерусалиме", он прочел: „Светися, светися, НовыйИерусалиме".
Отец Василий также читал канонВеликой Субботы на пасхальной полунощнице.
Проскомидию к пасхальной Литургиисовершали иеромонах Василий с иеродиаконом Нилом. Облачены они были по этомуслучаю в красное, все же остальные служащие были в белом. На приветствие„Христос воскресе!" о. Василий ответил: „А мы уже воскресли".
Отец Василий был записан еще напроповедь в Светлую Субботу". — Но этой проповеди он уже не говорил...
В Великую Субботу, когда освящалиськуличи, о. Василий исповедовал и с утра, и днем, и уже когда стемнело…„Смотрите, батюшке плохо!" — воскликнул какой-то ребенок. Все посмотрелина о. Василия. Он стоял у аналоя такой бледный, словно вот-вот упадет вобморок. Иеромонах Ф. кропил святой водой молящихся, и когда, окропив о.Василия, пошел дальше, тот окликнул его: „Покропи меня покрепче...".Батюшка окропил его уже так, что залил ему все лицо. „Ничего, ничего, — облегченно вздохнул о. Василий, — теперь уже ничего". После бессоннойпасхальной ночи он, по расписанию, должен был исповедовать на средней Литургиив Скиту.
Вспоминают, что проскомидию о. Василийсовершал всегда четко, разрезал Агничную просфору быстрым и точным движением.Но этой Пасхой он как-то медлил… „Ты что, о. Василий?" — спросили его.„Так тяжело, — ответил он, — будто себя закалаю...".
Совершив проскомидию, он визнеможении присел на стул. Сказал: «Никогда так не уставал». В концепасхальной Литургии он вышел канонаршить. «Отец Василий, вы же устали, — сказалему регент. — Вы отдыхайте. Мы сами справимся». – «А я по послушанию», — ответил о. Василий. И вот раздался его голос: «Да воскреснет Бог и расточатсяврази Его!..».
Служба кончилась в 5 час. 10 мин.утра. Народ весело выходил из храма, многие христосовались, пели… Кто-тозаметил: маленького роста иеродиакон Р. христосуется с высоким о. Василием. «Нучто, батька? — смеется иеродиакон, — Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»- отвечает тот.[22]

§2. ИнокФерапонт
О жизниубиенного инока Ферапонта известно довольно мало.
Когда о. Ферапонт пришел из мира вмонастырь (а пришел он в Оптину Пустынь), он написал в канцелярии необходимуюбумагу — краткую автобиографию. Этот листок бумаги из монастырского дела — едвали не самый пространный документ, относящийся к его жизни. «Я, ПушкаревВладимир Леонидович, — писал он, — родился в 1955 году, 17 сентября, в селеКандаурово Колыванского района Новосибирской области. Проживал и учился вКрасноярском крае. Прошел воинскую службу в СА с 1975 по 1977 г., а с 1977 по1980 г. — сверхсрочную службу. До 1982 г. работал плотником в СУ-97. Затемучеба в лесотехникуме по 1984 г. После учебы работал по специальноститехник-лесовод в лесхозе Бурятской АССР на озере Байкал. С 1987 по 1990 г.проживал в г. Ростове-на-Дону. Работал дворником в Ростовском кафедральномсоборе Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время освобожден от всехмирских дел. Мать проживает в Красноярском крае, Мотыгинский район, п.Орджоникидзе. Старшая сестра замужем, имеет двоих детей, младшая сестра учитсяв школе. 13. 09. 1990 г.[23]
ПриРостовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы Владимир (будущийинок Ферапонт) прожил довольно долго. Он мечтал уйти в монастырь, и в отпускездил по монастырям, пытаясь найти обитель «по сердцу». Однажды он сказал:«Хорошо тем людям, которые умирают мученической смертью за Христа. Вот бы и мнетого удостоиться!»[24].
Летом 1990 года он, наконец, собралсяехать в Оптину. Трубящий ангел, которого он там видел на башне, как бы призывал его… «Если в ОптинойПустыни меня не примут, — сказал он, — то уйду в горы. И больше на этой землевы меня не увидите».
Он прошел пешком 75 километров отКалуги до Козельска и поздним вечером, почти ночью, подошел к запертым воротамобители. Сделал земной поклон, помолился, но не решился стучать. Так всю этуночь и провел у ворот Оптиной. На рассвете его заметил бригадир паломников.После некоторых расспросов его направили на послушание в паломническуютрапезную. На житье Владимир был определен в скитскую гостиницу, в общую келлиюна третьем этаже. Первое время он нес послушание в паломнической трапезной навтором этаже, после пострига — в братской трапезной.
Отец Ферапонт был человекоммолчаливым и мягким, любил молиться. Еще он любил читать святоотеческуюлитературу делать выписки из нее. Самые значимые для него он вешал на стену всвоей келье. Любое послушание принимал со смирением и готовностью, уповая напромысел Божий.
§3. Инок Трофим
Оптинскийинок Трофим (в миру Леонид Иванович Татарников) родился в поселке ДаганТулунского района Иркутской области 4 февраля 1954 года, в день памяти святогоапостола Тимофея.
Отец его, Иван Николаевич Татарников,был местный житель, а мать, Нина Андреевна, приехала сюда вместе с родителями в1933 году из Белоруссии, спасаясь от голода. Младенец появился на светболезненным и кричал почти беспрерывно, думали, что он не жилец на свете…Около двух лет Нина Андреевна маялась с ним, а потом, по настоянию своейбабушки, окрестила его в православном храме, и он затих, стал здоровым иулыбчивым.
Он был крещен, но в семье кромедедушки Кузьмы и бабушек Марии и Зоей, никто не имел веры в Бога. Храм былочень далеко.
Когда отрок Леонид подрос и сталучиться в школе, он решил помогать семье, жившей в бедности. Все летниеканикулы он трудился подпаском, — пасли коров. Пастух был строгий, и отроку,случалось, крепко попадало, но он не сердился и не жаловался на пастуха. Стадобыло большое, и они ездили верхом на конях, объезжая его, догоняя отбившихсякоров. Им помогали собаки.
Когда Леонид стал юношей, у неговыработался спокойный и незлобивый нрав, хотя силой его наделил Господь весьманезаурядной. Он нравился девушкам, иные прямо сами предлагали ему жениться, ноон не знал для них другого слова кроме как „сестренки" и предпочиталоставаться в одиночестве. Молодые парни завидовали ему, даже пытались бить, новсегда неудачно: он не отвечал на удары, а лишь уклонялся от них, и ни одногосиняка на нем не бывало. „Не умеете бить — и не лезьте", — говорил ондобродушно, не чувствуя никакой злобы на обидчиков.[25]
Заработки в колхозе были небольшие, адети в семье подрастали, надо было одевать и обувать их, в школу снаряжать.Леонид и здесь помощник родителям. Они с матерью собирали грибы, ягоды исдавали в сельпо.
Закончивсельскую восьмилетку, Леонид поступил в железнодорожное училище, а потом допризыва в армию трудился машинистом мотовоза. О его службе в армии почти ничегоне известно, кроме того, что он получил там специальность электромонтера. Последемобилизации Леонид отправился в дальнее плавание на траулере Сахалинскогоокеанического рыболовства. Из плавания он привозил много модных и дорогихвещей, которые тут же разбирала родня. Ему часто ничего не оставалось. Всюзарплату он отдавал матери.
Много было унего и других увлечений – он занимался ремонтом и шитьем обуви, был скотник наферме, работал в фотоателье, состоял в яхт-клубе и плавал под парусом… Но онпо-прежнему был одинок, молчалив, и чувствовалось, что в противоположностьнаружной разбросанности в нем крепнет некий внутренний стержень.
В августе 1990 года Леонид приехал вОптину Пустынь, где начал трудиться на послушаниях. Вскоре он заметил в себебольшую перемену и ощутил, что наконец нашел то, что искал всю свою молодость,не удовлетворяясь полностью ни одним делом. В миру, кажется, никому нерассказывал о своей внутренней жизни, искании веры, — во всяком случае решениеего сначала трудиться в храме, а потом идти в монастырь созревало тайно.
Говоря о разнообразии его занятий вмиру, надо, вероятно, выделить главное: поиски Бога. Нет сомнений, что СамГосподь вел его. Недаром, как только он оказался в Оптиной, его покинулобеспокойство, исчезли усталость и скорбные напряженные размышления. Многоестало ясно. „Как же я раньше не знал про монашество! — сказал он. — Я бы сразуушел в монастырь". Благодушие и радость о Господе наполнили его душу.[26]
Как и о. Ферапонт, о. Трофим былпоселен в скитской гостинице. Очень скоро он смог не только применить на делесвои разнообразные знания, но и поучиться. Чего только он в обители не делал!Был трактористом, пек хлеб, чинил часы, занимался кузнечными и слесарнымиработами, был незаменим как электрик.
Еще в Бийске он начал учитьсязвонить, и вот здесь, в Оптиной, достиг больших успехов как звонарь, умеющий иналадить звон технически. Это разнообразие коренным образом отличалось от тогомножества дел, которыми о. Трофим занимался в миру: здесь — послушания, здесь — все с Иисусовой молитвой.[27]
Поселившись в келлии, он сразу сталбрать на прочтение книги из монастырской библиотеки. Это были творения святыхОтцов. Раньше он читал беспорядочно, хотя и много. Теперь появилась система иодин предмет православная аскетика.
Раньше о. Трофим не занималсяпереплетным делом, но здесь, видя ветхую, зачитанную книгу, не мог ее непочинить. Он так и делал, быстро постигая переплетное искусство. Вскоре он ипослушание получил — трудиться в переплетной мастерской.
Понемногу стала собираться инебольшая келейная библиотека. Многое — на церковнославянском языке. Однакоглавное — пятитомное «Добротолюбие», составленное святителем Феофаном, — нарусском. Это собрание таких текстов, такая школа аскетики, такое многообразиеединого по духу, что, пожалуй, нелегко было бы воспринять это нацерковнославянском языке при начале обучения иноческому деланию. Отец Трофим,открыв для себя это чтение, всей душою припал к нему.
Когда через семь месяцев после егопоявления в обители он был принят в число братии (это произошло в НеделюТоржества Православия, 27 февраля 1991 года), он внутренне уже жаждалпостоянной молитвы и покаяния. А 25 сентября того же года был совершен над ними постриг в рясофор. Он наречен был именем Трофима, апостола от семидесяти.Когда случалось ему дать кому-нибудь совет, — он поражал силой убедительного слова,ободряя унылого, утешая скорбного. Эти слова его потом люди вспоминали сблагодарностью.
Пост он держал в подвижническом духе.В Четыредесятницу на первой и последней седмицах не вкушал ничего. Несмотря наупадок сил, продолжал усердно трудиться на послушаниях. Как бы поздно нивозвращался с работ — первым приходил на полунощницу, на которой советовал всембывать обязательно. Конечно, ему, как и о. Ферапонту, помогала здесь егобольшая физическая сила. Однако „не в силе Бог, а в правде", — он это понимали усердно подвизался в Иисусовой молитве. Господь помог ему утвердиться в ней.Свидетельствуют, что он много молился по ночам, делая земные поклоны.

§4. Пасха 1993 года
Иеромонах А.,направляясь в Скит на раннюю Литургию, проходил мимо братского корпуса иуслышал стук сапог – это сбегал по деревянной лестнице о. Трофим.«Благословите, батюшка, — сказал он, — звонить иду». Тот спросил: «Да как же тыбудешь один звонить?» — «Ничего, сейчас кто нибудь подойдет», — сказал о.Трофим. Он заглянул в храм, — там уже началась уборка… И вдруг увидел о.Ферапонта, который тоже собирался звонить. И они начали славить ВоскресениеХристово, два лучших оптинских звонаря.
Первым былубит инок Ферапонт. Он упал, пронзенный мечом насквозь, но как это было, никтоне видел. В рабочей тетрадке инока, говорят, осталась последняя запись: «Молчаниеесть тайна будущего века». И как он жил на земле в безмолвии, так и ушел тихимАнгелом в будущий век.
Следом за нимотлетела ко Господу душа инока Трофима, убитого также ударом в спину. Инокупал. Но уже убитый — раненый насмерть — он воистину «восста из мертвых»:подтянулся на веревках к колоколам и ударил в набат, раскачивая колокола ужемертвым телом и тут же упав бездыханным. Он любил людей и уже в смерти восстална защиту обители, поднимая по тревоге монастырь.
У колоколовсвой язык. Иеромонах Василий шел в это время исповедовать в скит, но, услышавзов набата, повернул к колоколам — навстречу убийце.
В убийстве врасчет было принято все, кроме этой великой любви Трофима, давшей ему силыударить в набат уже вопреки смерти. И с этой минуты появляются свидетели. Триженщины шли на хоздвор за молоком, а среди них паломница Людмила Степанова,ныне инокиня Домна. Но тогда она впервые попала в монастырь, а потому спросила:«Почему колокола звонят?» — «Христа славят»,- ответили ей. Вдруг колоколазамолкли. Они увидели издали, что инок Трофим упал, потом с молитвой подтянулсяна веревках, ударил несколько раз набатно и снова упал.[28]
Было мирноепасхальное утро. И мысль об убийстве была настолько чужда всем, что оказавшийсяпоблизости военврач бросился делать искусственное дыхание иноку Ферапонту,полагая, что плохо с сердцем. А из-под ряс распростертых звонарей ужепоказалась кровь, заливая звонницу. И тут страшно закричали женщины.Собственно, все это произошло мгновенно, и в смятении этих минут последниеслова инока Трофима услышали по-разному: “Господи, помилуй нас!”,- “Господи, помилуй!Помогите”. Убегавшего от звонницы убийцу видели еще две паломницы, как разпоявившиеся у алтарной части храма и вскрикнувшие при виде крови. Рядом с нимистояли двое мужчин, и один из них сказал: “Только пикните, и с вами будет тоже”. Внимание всех в этот миг было приковано к залитой кровью звоннице. Икто-то лишь краем глаза заметил, как некий человек убегает от звонницы всторону хоздвора, а навстречу о. Василию бежит «паломник» в черной шинели. Какбыл убит о. Василий, никто не видел, но убит он был тоже ударом в спину.
Вот одна иззагадок убийства, не дающая иным покоя и ныне: как мог невысокий щуплый человекзарезать трех богатырей? Инок Трофим кочергу завязывал бантиком. Инок Ферапонт,прослуживший пять лет близ границы Японии и владевший ее боевыми искусствами,мог держать оборону против толпы. А у о. Василия, мастера спорта в прошлом,были такие бицепсы, что от них топорщило рясу, вздымая ее на плечах, какнадкрылья. Значит, все дело в том, что били со спины? Вспоминают, у инокаТрофима был идеальный слух, и стоило о. Ферапонту чуть-чуть ошибиться, как онпоправлял: «Ферапонт, не так!» Он не мог не услышать, как упал о. Ферапонт иумолкли его колокола. Вся звонница, наконец, размером в комнатку, ипостороннему человеку здесь невозможно появиться незамеченным. Но в том-то идело, что в обитель пришел оборотень, имеющий вид своего монастырскогочеловека. «Друг пришел, — отвечает за сына мать о. Трофима.
Он любил людей и подумал: друг».
Однажды вюности о. Василия спросили: что для него самое страшное? «Нож в спину», — ответил он. Нож в спину — это знак предательства, ибо только свой человек можетподойти днем так по-дружески близко, чтобы предательски убить со спины. «СынЧеловеческий предан будет»,- сказано в Евангелии (Мк. 10, 33). И предавший ХристаИуда тоже был оборотнем, действуя под личиной любви: «И пришедше, тотчасподошел к Нему и говорит: «Равви, Равви!» И поцеловал его» (Мк. 14, 15).[29]
Следствиеустановило, что о. Василий встретился лицом к лицу с убийцей, и был между нимикраткий разговор, после которого о. Василий доверчиво повернулся спиной кубийце. Удар был нанесен снизу вверх — через почки к сердцу. Все внутренностибыли перерезаны. Но о. Василий еще стоял на ногах и, сделав несколько шагов,упал, заливая кровью молодую траву. Он жил после этого еще около часа, но жизньуходила от него с потоками крови.
Потом у этойзалитой кровью земли стояла кружком спортивная команда о. Василия, приехавшаяна погребение. Огромные, двухметровые мастера спорта рыдали, как дети, комкаяохапки роз. Они любили о. Василия. Когда-то он был их капитаном и вел команду кпобеде, а потом он привел их к Богу, став для многих духовным отцом. Горе этихсильных людей было безмерным, и не давал покоя вопрос: «Как мог этот «плюгаш»одолеть их капитана?» И теперь на месте убийства они вели разбор последнего боякапитана: да, били в спину. Но о. Василий еще стоял на ногах. Они знали своегокапитана — это был человек-молния с таким ошеломляющим мощным броском, что дажев последнюю минуту он мог обрушить на убийцу сокрушительный удар, покарав его.Но… не покарал.
Даже годыспустя дело об убийстве в Оптиной полно загадок. Но однажды в день Собораисповедников и новомучеников Российских молодой приезжий иеромонах говорилпроповедь. И помянув о. Василия, вдруг будто сбился, рассказав о том, как напреподобного Серафима Саровского напали в лесу трое разбойников. Преподобныйбыл с топором и такой силы, что мог бы постоять за себя. «В житии преподобногоСерафима Саровского говорится, — рассказывал проповедник, — что, когда онподнял топор, то вспомнил слова Господа: «Взявшие меч, мечом и погибнут». И онотбросил топор от себя”. Вот и ответ на вопрос, а мог ли о. Василий обрушить наубийцу ответный смертоносный удар? Дерзость злодеяния была на том и построена,что здесь святая земля, где даже воздух напитан любовью. И верша казньправославных монахов, палач был уверен — уж его-то здесь не убьют. Первой купавшему о. Василию подбежала двенадцатилетняя Наташа Попова. Зрение у девочкибыло хорошее, но она увидела невероятное — о. Василий упал, а в сторону от негометнулся черный страшный зверь и, взбежав по расположенной рядомлесенке-поленнице из дров, перемахнул через стену, скрывшись из монастыря.Убегая, убийца сбросил с себя шинель паломника, а чуть позже сбрил бороду — маскарад был уже не нужен.

Заключение
Благодатное старчество есть одно извысочайших достижений духовной жизни Церкви, это ее цвет, это венец духовныхподвигов, плод безмолвия и Богосозерцания. Оно органически связано с иноческимвнутренним подвигом, имеющим цель достижения бесстрастия, а потому и возникаетодновременно с монашеством на заре христианства. Но в беге времен старчествопроцветает местами, достигая апогея своего развития, потом ослабевает, приходитв упадок и даже совсем забывается, чтобы, может быть, снова возродиться,подобно волнообразной кривой, то вздымающейся, то падающей и снова восстающей.Оптинское старчество – это расцвет старчества. Старец – искусный духовный врач.Он должен ясно видеть «устроение» своего ученика, характер его души и степеньдуховного развития его. Он должен непременно обладать даром рассуждения и«различения духов», так как ему все время приходится иметь дело со злом,стремящимся преобразиться во ангела света. Но, как достигший бесстрастия,старец обычно обладает и другими духовными дарами: прозорливости, чудотворения,пророчества.
Старчество на своих высших степенях,как, например, преподобные старцы Оптинские, получает полноту свободы в своихпроявлениях и действиях, не ограниченных никакими рамками, так как уже нестарец живет, но в нем живет Христос и все егодействия – в Духе Святом, а потому всегда в гармонии с Церковью и ееустановлениями.
Преподобных старцев Оптинскихпочитают не только в Русской православной Церкви, но и далеко за ее пределами.Эти подвижники благочестия у многих людей ассоциируются с примером святости,творения «умной» молитвы, ведения подвижнического образа жизни, а самое главное– пламенной любви к Богу и ближним.

Список использованной литературы
1.        ЖизнеописаниеОптинских новомучеников. optina1993.narod.ru/. (30. 05. 2008.)
2.        ЖизнеописаниеОптинских новомучеников. Благословенно воинство. Свято-Введенская Оптинапустынь. 2003. – 342 с.
3.        Жития преподобныхстарцев Оптиной пустыни. www.russian-inok.org/books/optinskie.html (28.05. 2008)
4.        ИеросхимонахАмвросий, старец Оптиной пустыни. Москва, 1892 –185
5.        Краткая биографияиеромонаха Василия. seyat.tversu.ru/zhitie.htm. (29.05.2008)
6.        НеизвестнаяОптина. Иеромонах Ераст (Вытропский). Изд. «Знамение», С-Пб., 1998. – 552 с.
7.        Оптинские были.Виктор Афанасьев. Изд. «Русский хронограф», Москва, 2003. – 732 с.
8.        Оптинскиеновомученики. www.pravmir.ru/article_2855.html. (29.05.2008)
9.        Оптинскийпатерик. Саратовская епархия,2006. – 161 с.
10.     Оптинский старецЛев. www.optina.info/main/3_0_17/ (29.05.2008)
11.     Оптинские старцы.www.4oru.org/slovo.1157.1.html (20.05.2008)
12.      Пасха Красная.Братиков убили! Журнал «Православие и мир».
www.pravmir.ru/article_1960. (31.05.2008)
13.      Первый Оптинскийстарец преподобный Лев.www.odos.ru/13/13-sobor-opt.php. (30.05.2008)
14.      Письма великихОптинских старцев. Издание Сретенского монастыря. Москва, 2003. – 654 с.
15.      Преподобныестарцы Оптинские. Жития и наставления. Свято-Введенская Оптина пустынь, 2002. –508 с.
16.      Старец Макарий.www.optina.info/main/3_0_18/. (30.05.2008)

Приложение
Преподобный Амвросий Оптинский
/>
/>
Преподобный Макарий Оптинский

/>
/>
Преподобный Лев Оптинский

/>
/> />

Оптина пустынь
/>
/> 

Инок Трофим
/>
/>
Инок Ферапонт

/>

Иеромонах Василий
/>/> 
/>

/>
Колокольня, на которой убили иноковТрофима и Ферапонта
/> />
Убиенные иноки Пасхальная открытка сизображением новомучеников

/>
Фотографии новомучеников
/>
Могилы новомучеников

/>
Могилы новомучеников


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Культурно освітнє життя на Західно Українських землях в другій поло
Реферат Теория статистики
Реферат Исследование рекламной аудитории: способы проведения и методы обработки результатов
Реферат Особенности формирования социальных фондов в странах рыночной экономики. Порядок расчетов с внебюджетными социальными фондами в Р
Реферат Использование и охрана растительности: роль растений, антропогенное воздействие на лесные ресурсы, воспроизводство.
Реферат Організація та об’єднання роботодавців як суб’єкти соціального партнерства
Реферат Фізичні основи електроніки Вивчення закономірностей
Реферат Absurdity And The Stranger Essay Research Paper
Реферат Іпотечне кредитування в ринковій економіці
Реферат Гарри Гудини Искусство магии против жульничества
Реферат Драма Шиллера Разбойники
Реферат Применение самоорганизующихся карт Кохонена для классификации и анализа пространственно распределенных неполных данных по окружающей среде
Реферат Сучасні зовнішньополітичні ресурси Китаю
Реферат Применение методов оценки эффективности инвестиционных проектов на примере организации производства по пошиву школьной формы.
Реферат Международное положение и внешняя политика Советского государства