МОУ «Шербакульский лицей»
ИСТОРИЯ СВЯТО-УСПЕНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГОПРИХОДА
Выполнила:
Вагнер Кристина
Ученица 9 «Б» класса
Проверила:
Прикман Н. Н.
2008 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОТ ОСНОВАНИЯ ДО ПОРУГАНИЯ
2. ПУТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
«Русское государство навсем протяжении своего более чем тысячелетнего существования никогда немыслилось вне Православной веры. Можно без преувеличения сказать, что историяРоссии — это, прежде всего, история Святой Руси. …Если русский народ покается,обратится к Богу и сделает православную веру основой совей жизни — тогда Россияспасется, вновь процветет и станет великой державой. Если нет — исчезнет систорической арены, растворится среди прочих народов. Поэтому, слава Богу, зато, что в наше время возрождаются приходы, возрождается духовная жизнь».
За последние нескольколет на омской земле многое изменилось. Открываются новые и украшаютсяпустовавшие доселе старые храмы, многие, особенно молодые люди, начинаютпосещать церковь, принимают святое крещение, молятся, исповедуются, причащаются,благоговейно лобызают христианские святыни. Епископы, священники, монахи вновьстали почитаться в народе: их уважают, готовы помогать им восстанавливатьразрушенное неверием. Не исключение составляет и наш поселок Шербакуль. Шестьлет назад здесь был вновь отстроен разрушенный в 1937 году православный храм вчесть Успения Пресвятой Богородицы. Это событие имело важное значение длядуховной жизни Шербакуля. По опросам свыше 60% жителей поселка считают себяправославными христианами. В очерке рассматривается история нашего прихода,начиная с дореволюционного периода и до наших дней.
1. ОТОСНОВАНИЯ ДО ПОРУГАНИЯ
Первый период историиСвято-Успенского православного прихода (1897-1947 гг.)
История Свято-Успенскогоприхода насчитывает более ста лет. Сразу же после своего переселения основателинашего поселка начали воздвигать храм Божий. Одни историки считают, что это былхрам во имя Рождества пресвятой Богородицы, но старейшие жители нашего поселкане согласны с этим мнением. Они утверждают, что церковь строилась в честьЧестного и Славного Успения Пресвятой Богородицы. Учитывая тот факт, чтоофициальный день празднования Успения Божьей Матери, будем считать последнеедостоверным.
Строительство церкви былозавершено к концу весны 1897 года. Освящение состоялось 31 мая. Именно с этогодня Шербакуль (тогда он еще назывался Борисовкой) получает статус села (селоотличается от деревни или простого селения наличием церкви). В этом же году надобровольные пожертвования прихожан был построен дом для священника и егосемьи. По свидетельствам современников нововозведенный деревянный храмотличался особым благолепием: прекрасный резной иконостас, богатая утварь,слаженное пение церковного хора. Тогдашние прихожане, а это, можно сказать,были почти без исключения все жители поселка, очень любили свой храм, старалисьпосещать его как можно чаще. Однако службы проходили, как и во всех приходскиххрамах, лишь в воскресенье и праздничные дни. Храм находился в самом центрепоселка. Руками заботливых прихожан вокруг него был разбит парк, которыйсуществует и поныне. Благозвучный перезвон колоколов на церковной звоннице,который созывал прихожан на богомолье в храм Божий, по свидетельствамсовременников, был слышен в деревнях, расположенных на расстоянии 12-15 километров от села. В храме служил только один священник, он же и был настоятелем. Известно, что вприходской клир входил и диакон, который помогал священнику во время службы, аиногда и заменял его, если это допускалось церковными канонами. Отец-настоятельтакже исполнял обязанности благочинно: он духовно окормлял жителей близлежащихдеревень, часто совершал выездные богослужения по своей каноническойтерритории. К сожалению, история не сохранила никаких биографических сведений ожизни священника, известна лишь его фамилия — Лебедев.
При церкви работалацерковно-приходская школа, которая по своей сущности являлась единственнымобщедоступным учебным заведением. В ней преподавались не только церковныедисциплины (закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение), но иобщеобразовательные предметы (чистописание, основы арифметики и др.) Большуючасть занятий вел сам батюшка.
После революции 1917 годахрам действовал до начала 20-х годов. После чего его закрыли, некоторое времяон пустовал. Были разграблены все святыни, иконы сожжены, сам храм осквернен.Впоследствии здание храма использовалось под зернохранилище ( в архивном фондеШербакульского райисполкома имеется решение от 30 ноября 1934 года «обиспользовании Шербакульской церкви под склад для зерна».). Это продолжалось до1937 года, когда храм был разрушен окончательно. Почти 20 лет место пустовало,а в 1953 году на территории храма было построено здание райкома КПСС.
С уничтожением храмаприходская жизнь не прекратилась. Православные христиане прихода собирались намолитву в доме священника (дом батюшки сохранился и до наших дней, ныне тамразмещается районный отдел культуры). Это продолжалось вплоть до ареста ирасстрела священника. Именно с этого момента православная жизнь в поселке сталапостепенно угасать. Рождались поколения, которые были воспитаны в духе атеизма.
2. ПУТЬ КВОЗРОЖДЕНИЮ
Второй период историиСвято-Успенского православного прихода (1992-2001 гг.)
Несмотря на все гонения,которые претерпевала Церковь Христова от безбожной воинствующей власти, урусских людей нельзя было искоренить веру в Бога. Один из особо чтимых святыхсказал, что «любая человеческая душа по своей природе является христианской»,т.е. каждый человек, какими бы моральными качествами он не обладал, стремится кдобру, ищет Бога. Существует множество свидетельств современников о том, что нетолько верующие, но некоторые партийные руководители в трудные жизненные минутыоткрывали свои замаскированные шкафы, в которых находились святые образа, имолитвенно обращались к Богу. Что же касается таких великих христианскихпраздников, как Рождество, Крещение, Вербное воскресенье, Пасха, Троица, то ихпраздновали все и всегда. В обязательном порядке пеклись пасхальные куличи икрасились яйца, украшались дома березовыми ветками в день Святой Троицы, вполночь на Крещение набиралась святая вода, которую хранили дома, ну а елка,которая во всем мире украшается на Рождество, стала обязательным атрибутомновогодних праздников.
В советский период, когдаощущалась острая нехватка священников, подвиг церковного служения на себя взялимногие благочестивые православные христиане. Именно они совершали таинствокрещения ( по церковным канонам в случае отсутствия священника креститьблагословляется и мирянам). В нашем районе так были крещены многие).
Вследствие того, чтодуховная литература стала недоступна для большинства верующих, православноевоспитание подрастающего поколения было весьма проблематичным. Духовноепросвещение детей и молодежи целиком легло на плечи наших бабушек и дедушек,которые еще были знакомы с православным вероучением, старались аккуратнопосещать богослужения, где слушали проповеди священников и устраивали образсвоей жизни согласно церковному календарю. Но в своих рассказах детям о ЗаконеБожьем они иногда искажали библейские истории, часто изменяя трактовку, а поройи смысл содержания. Во многом из-за этого у нынешнего поколения сформировалисьпревратные, искаженные понятия и взгляды на некоторые церковные обряды итрадиции, появились даже некоторые суеверия, которые существуют и поныне.
Новейшая историяСвято-Успенского прихода начинается с 1992 года. Именно в это время поблагословлению Высокпреосвященнейшего Феодосия, митрополита Омского и Тарского,в Шербакуль приехал иеромонах Иона (Куцевалов). Свою задачу батюшка видел втом, чтобы возродить духовную жизнь в поселке. Первые службы в Шербакульскомприходе отец Иона совершал на дому у верующих. Это были краткие молебны,панихиды и отпевания, позже чин обедницы, а также таинства крещения и исповеди.Чем чаще и разнообразнее становились службы, тем больше становилось прихожан,а, следовательно, появилась насущная потребность в отдельном молитвенномздании. Православные христиане во главе с отцом Ионой обратились вадминистрацию района с ходатайством о выделении специального помещения дляпроведения богослужений. Районное руководство пошло навстречу верующимшербакульцам и вскоре после переезда Детской музыкальной школы (1993 г.) приход получил возможность занять одно из старейших зданий рабочего поселка.
Валентина ЮлисовнаКамышан, в прошлом — директор музыкальной школы, а ныне активная прихожанка ипевчая церковного хора, вспоминает: «Здание, которое мы оставляли, былопостроено в дореволюционный период и находилось в плачевном состоянии. БатюшкеИоне и прихожанам пришлось изрядно потрудиться, чтобы отремонтировать здание иприспособить его для проведения богослужений».
Другая активнаяприхожанка Аграфена Кирилловна Макарова так рассказывает о тех днях: «СлаваБогу, люди с душой отнеслись к этому благому делу. Все помогли, чем могли, ктоденьгами. Кто материалами, кто советом добрым. Никто не остался безучастным».
А вот как сам отец Ионавспоминает об этом: «На наши просьбы откликнулись буквально все, к кому мыобратились. И в администрации пошли навстречу, помогли с помещением и от отделакультуры, и от музыкальной школы, и от больницы, всюду мы ощущали поддержку.Конечно же, были такие, которые злословили и говорили, что все это очереднаякомпания, мол, подует ветер в другую сторону и все измениться. Однако это нетак. Вспомним, ведь и раньше сколько было преследований за веру, сколькорепрессированных! Но люди держались верой. И сейчас верующих очень много. Насамое первое богослужение в нашей Свято-Успенской церкви столько людейсобралось! Очень многие захотели покреститься сами, окрестить своих детей».
Летом 1993 годасостоялись первые богослужения в этом храме, а 28 августа того же года, впрестольный праздник Успения Пресвятой Богородицы правящий архиерейОмско-Тарской иерархии тогда еще архиепископ Феодосий совершил малое освещениехрама, заложил камень в основание новой церкви, принял участие в торжествах послучаю столетия Шербакуля.
Сегодня прихожаневспоминают об этом событии как об одном из самых счастливых в их жизни. В этотдень люди первый раз услышали «живое» пение церковного архиерейского хоракоторое до глубины сердец поразило их.
Вера ВладимировнаШарканова — ныне участница приходского хора, свидетельствует о том, что полепервого своего освящения церковь во время богослужений всегда была переполнена.К сожалению, в церкви тогда еще не было своего певческого коллектива. Отец Ионапривлекал к участию в службе всех богомольцев. Пение было не всегда стройное,но искреннее. Прихожанам приходилось переписывать от руки многие молитвы,поскольку в церкви не было не только богослужебной литературы, но и обычныхмолитвослов для мирян. Храм был бедный: иконы, которые составляли егоубранство, были более чем скромные, приход не имел своих собственныхевхаристических сосудов, а посему Божественная Литургия, главная церковнаяслужба, не совершалась. Батюшка был сильно огорчен этим обстоятельством инеоднократно повторял, что его самая заветная мечта — это отслужить Литургиювместе со своими любимыми чадами, а это были все без исключения прихожанеСвято-Успенской церкви. Люди стремились к своему сединами умудренному духовномунаставнику, получали утешение и великую радость от общения с ним. Многое вжизни повидал батюшка, многое пережил, но любовь к Господу и к людям никогда неугасала.
Вот как он самрассказывал о своем жизненном пути: «Родители мои были люди верующие ималеньким меня приводили в церковь. Затем последовали известные всем времена,когда разрушались храмы, церкви. Но я помню, что мы все равно собирались имолились. Мне было восемнадцать лет, когда я ушел воевать, был тогда, можносказать, человеком полуверующим. То есть, в душе-то я в Бога верил, знал, чтонадо молиться, и молился, была у меня тогда одна-единственная молитва. Я с нейвсю войну прошел. А уже после войны я, в первую очередь, ударился в науку,будучи человеком любознательным, изучал астрономию, историю, археологию. Всеэто было тесно связано с религией. Тогда как трактовали религию? Она — врагнауки и прочее. Религиозной литературы было очень мало, а точнее сказать,совсем не было, поэтому я читал и изучал научные труды, следил за научнымиоткрытиями, да и до сих пор я интересуюсь этим и сопоставляю с библейскимисобытиями. Убеждаюсь, что истинная наука утверждает истинную веру. Двадцать летя проработал в связи. Все это время я все больше утверждался в вере в Бога,всегда посещал церковь, молился. И только спустя двадцать лет я окончательнопришел в церковь. И прежде чем получить сан священника, отслужил в церкви ещедвадцать лет, пел в церковных службах, затем принял монашество и постриг итолько потом стал священником. После своего рукоприложения я начал служить вОмском кафедральном Кресто-воздвиженском соборе, который очень люблю».
Отец Иоанн помимоШербакульского района также продолжал свое служение в кафедральном соборе г.Омска и в р.п. Любинском, именно поэтому богослужения совершались всего одинраз в две недели. Большую помощь во время богослужений отцу Ионе оказывал егосын диакон (а ныне уже священник) отец Павел. Оба священнослужителя во время своегонахождения в Шербакуле испытывали бытовую неустроенность: у них не было своейквартиры, и ночь между службами они проводили прямо в церкви. Там находиласьнебольшая комната с кроватью, где отдыхал батюшка Иона. Отцу же Павлуприходилось ночевать на скамейке.
Один из самых частыхцерковных обрядов, которые совершал отец Иона, было таинство крещения. Иногдаиз-за большого количества людей, которые хотели окреститься, продолжительностьтаинства затягивалась на несколько часов.
Батюшка также совершал попросьбам людей и другие требы: освящение домов, хозяйственных построек, машин;таинства исповеди, соборования, венчания. Юрий Пантелеевич Белоусов, которыйпервым в Шербакуле женил своего сына церковным обрядом, вспоминает: «Людей навенчании моего сына было очень много; некоторых из них мы даже не приглашали — всеони пришли только с той целью, чтобы посмотреть на удивительно красивоетаинство церковного брака».
Свою деятельность вШербакуле отец Иоанн считал миссионерской. Он говорил, что если найдется для Свято-Успенскойцеркви постоянный священник, то он рекомендует его, а сам покинет приход.
В мае 1995 года владыкаФеодосий за Божественной литургией в Свято-Никольском Казачьем соборе г. Омскарукоположил в сан иерея Андрея Кортусова и направил его на постоянное местослужения в Шербакуль. Он приехал сюда вместе со своей супругой Иоанной(матушкой).
Отец Андрей после того,кА принял приход от батюшки Ионы, сразу же принялся за свои святые обязанностии начал трудиться на благо церкви. Им вскоре были приобретены новые иконы и,что самое главное, евхаристические сосуды, так что появилась возможностьсовершать Божественную Литургию. За первой обедней причащалось большоеколичество прихожан. Лидия Сергеевна Скибина, которая принимала Причастие,делится своими впечатлениями от богослужения: «Я думаю что это был самыйсчастливы день в моей жизни. Никогда еще я не испытывала такого чувства: мнепоказалось, что я была как будто на крыльях. Душа моя ликовала, и было такрадостно, так спокойно.
Отец Андрей упорядочил богослуженияв Свято-Успенском приходе: они стали совершаться по регулярному циклу. Впятницу он всегда старался служить заупокойную вечерню; на следующий деньслужилось Всенощное бдение, а в воскресный день Божественная литургия, послекоторой по просьбам прихожан пелись различные молебны, совершались отпевания,таинство крещения. Службы также проводились и в праздничные дни.
В это же время при храмесоздается свой постоянный клирос (хор). В его состав входили матушка Иоанна,Науменко Е. Ю., Шарканова В. В., Макарова А. К. и Скибина Л. С. Руководствохора осуществлялось матушкой. Она разбирала службы вместе с батюшкой, проводиласпевки. В этот период приобретается необходимая богослужебная литература:«Октоих», некоторые «Минеи», «Апостол», «православный богослужебный сборник»,«Часослов» и др. Отец Андрей также большое внимание уделял духовномупросвещению своей паствы. Им была создана Воскресная школа для взрослых,занятия в которой он проводил сам в каждую пятницу после службы. ВераВладимировна Шарканова вспоминает: «В то время несмотря на то, что мы быливзрослыми, мы очень мало знали. Батюшка очень интересно рассказывал нам обосновах православного вероучения, заставлял нас изучивать первоначальныеистины. Перед нами открывалась вся красота Церкви Христовой.
Александр ПетровичЯковлев, работник связи, тогда один из самых активных слушателей воскреснойшколы, считает, что уроки, которые он получил от отца Андрея, были решающимидля всей его последующей жизни без Церкви.
При храме такжесуществовала Воскресная школа и для детей, в ней преподавала матушка Иоанна.Занятия проходили в воскресные дни после службы.
По благословлению отцаАндрея при приходе была создана библиотека духовной литературы. Все книгиприобретались исключительно на пожертвования прихожан и пользовалась повышеннымспросом. Здесь можно было найти и литературу для начинающих свою духовнуюжизнь, и творения святых отцов для совершенствования.
В январе 1996 года отецАндрей со своими духовными чадами совершает паломничество в Тобольск. Там ониимели возможность посетить Тобольский кремль, где помимо храмов находитьсярезиденция правящего архиерея, духовная семинария; приложиться к мощам святогоИоанна Тобольского, Просветителя земли Сибирской. Те духовные впечатления,которые они получили от своего паломничества, не изгладились и до сего дня. ПОсловам А. П. Яковлева, в трудные минуты своей жизни эти воспоминания помогаютему обрести духовное успокоение.
В 1997 году ВалерийНиколаевич Шарканов, тогдашний начальник районного коммунального хозяйства, впамять о своем отце по благословлению батюшки поставил на местном кладбищенебольшую деревянную часовню. Отец Андрей освятил ее в честь святителя ичудотворца Николая. И до сегодняшнего дня в часовне во все родительские днислужатся заупокойные молебные пения, иногда совершаются отпевания.
К сожалению, отец Андрейс матушкой, так же, как и отец Иона, испытывали бытовую неустроенность. Жилиони в церкви, где оборудовали себе комнату. Однако это помещение было оченьсырым, вследствие чего состояние здоровья матушки, и батюшки резко ухудшилось.Отец Андрей неоднократно направлял прошения владыке Феодосию с просьбойперевести его в другой приход. На Пасху 1998 года батюшка последний разотслужил службу в Шербакуле, после чего покинул приход.
Можно сказать, что дляприхожан наступило время испытаний. Вера Семеновна Царенко говорит о том, что вто время все почувствовали себя осиротевшими. «Мы были как будто большое стадобез пастыря. Но, слава Богу, мы все равно приходили в храм на молитву. Читалисьразличные акафисты ко Господу, Его Пречистой Матери, угодникам Божиим. Всемолились о том, чтобы Господь ниспослал нам нового батюшку».
В это время избираетсяновый Приходской Совет, председателем которого становиться В. С. Царенко.Вскоре принимается решение обратиться к правящему архиерею Омско-Тарскойепархии митрополиту Феодосию с просьбой о выделении нового священника. В. С.Цареко: «Мы решили отдать наше прошение владыке лично в руки. С этой целью я,Вера Владимировна Шарканова и Лидия Сергеевна Скибина отправляемся в АчаирскийКрестовый монастырь, где обычно в субботние дни служил владыка. Это было 16 мая1998 года. В поездке с нами участвовала также и матушка варвара, которая ипредставила нас владыке Феодосию. Он нас внимательно выслушал и сказал, что, к сожалению,свободных батюшек у него пока нет, но он постарается нам помочь.
В то время в монастырешли подготовительные работы к началу росписи стен Првратного храма в честьсвятого великомученика Димитрия Солунского. Настоятель этой церкви иерейАртемий (Дубляженко) должен был на это время уйти в отпуск. Мы попросили егоприехать к нам. Слава Богу, батюшка согласился и пообещал отслужить в нашейцеркви литургию. Владыка, узнав о согласии отца Артемия, благословил его напоездку. Он должен был также доложить владыке о состоянии прихода. Мы объяснилибатюшке, как доехать до Шербакуля, и радостные вернулись домой.
18 мая 1998 года, в канундня празднования святителя Николая, иерей Артемий, нынешний настоятельСвято-Успенского прихода, впервые приехал в Шербакуль. Вот как он вспоминает обэтом: «В этот майский день внезапно пошел снег, а затем началась настоящаяметель и к вечеру вся земля была окутана снежным покровом. Дороги настолькозамело снегом, что с Омского автовокзала не выпускали на линию автобусы. Моя поездкасрывалась, я хотел было уже вернуться домой, чувствуя неловкость перед людьми,которых я обнадежил. Но неисповедимы пути Господни… Неожиданно один изводителей, словно понимая всю важность моей поездки, предложил мне место всовей машине. Издревле народ православный твердо веровал, что снежный покроволицетворяет собой благодать Матери Божьей, которая никогда не оставляла землюРусскую без помощи своей благодатной. В этой непогоде и в неожиданнойвозможности добраться до Шербакуля я усмотрел особое благословление ПресвятойБогородицы. По приезде я узнал, что церковь была освящена в честь УспенияМатери Божьей, позже я понял: Сама Пречистая помогала мне и указала местонового служения. С того дня моя жизнь связана с Шербакулем и его жителями».
По приезде батюшка сразуже отслужил акафист святому Николаю Угоднику. Утором следующего дня быласовершена литургия, после которой отец Артемий беседовал с прихожанами. Ониподелились с ним со своими проблемами, рассказали о состоянии дел на приходе,попросили батюшку еще немного послужить у них, пока владыка не направит вШербакуль нового постоянного священника.
Отец Артемий: «Мне былонеудобно отказываться и я согласился, хотя был уверен в том, что владыка вследующий раз благословит приехать сюда иного священника. Первые моивпечатления о Шербакульского прихода были довольно удручающие. До этого яслужил только в лучших храмах нашей епархии, а посему был удивлен тойбедностью, которую здесь увидел. Но верующие Шербакульцы приятно удивили менясвоим добродушием, искренностью и подлинно христианским благочестием. Можносказать, что я их сразу полюбил и привязался к ним всей душой своей. Во времяслужб в Шербакуле я всегда чувствовал необыкновенный духовный подъем,молитвенную силу прихожан, с которыми мне уже было жалко расставаться».
Позже Приходским советомбыло составлено ходатайство к митрополиту Феодосию следующего содержания:«Высокопреосвященнейший Владыка! Обращаются к Вам прихожане Свято-Успенскойцеркви р.п. Шербакуль. Просим Вас не оставить нас своею милостью и благословитьна постоянное священническое служение к нам иерея Артемия. Верим, что с егоприходом к нам благодать Господня снизойдет на наш грешный Шербакуль и со сстроительством храма Божьего в душах наших будет построен и храм вещественный вчесть Успения небесной Владычицы нашей Пресвятой Богородицы. От имени всехприхожан Приходской совет молится об этом и надеется на милость Божью и на Вашеблоагословление» (выписка из протокола заседания Приходского совета от 8 июня 1998 г.).
Вскоре митрополитФеодосий частично удовлетворил это ходатайство и благословил отца Артемия доокончания лета приезжать в Шербакуль в воскресные дни.
Валентина Андреевна Швец,казначей прихода, свидетельствует о том, что в этот период храм стал быстро инезаметно благоукрашаться — появилась новая церковная утварь, красивые иконы.Большая перемена произошла и в церковном пении. Батюшка расширил состав хора ипригласил директора местной музыкальной школы Федора Михайловича Шевцова статьрегентом.
С началом деятельностиФедора Михайловича связан рост исполнительского уровня церковного хора:появилось трех-четырехголосие, ведется работа над академической постановкойголосов певчих, ввелось пение по нотам. Церковный репертуар пополнилсяразнообразными новыми песнопениями различных регионов России, а такжеавторскими произведениями. Благодаря этому появилась возможность выездных службв села района, а также за его пределами.
Александру ФедоровичуКоншу одному из активных певчих настолько нравится церковное пение, что на всецерковные праздники он со своей семьей приезжает из Омска в Шербакуль. Своихдетей семья Коншу воспитывает в православном духе.
Верующие Шербакульцы оочень полюбили своего нового батюшку и хор и с великой радостью посещалибогослужения. Были и такие верующие, которые смущались тем фактом, что церковьрасположена в бывшем здании музыкальной школы и считали ее настоящей.
Отец Артемий: «По долгусвоего священнического служения мне приходилось помимо нашей Свято — Успенскойцеркви часто посещать и Свято-Никольский Казачий собор в г. Омске, где, ксвоему великому удивлению, я встречал много шербакульцев, которые приезжали длятого, чтобы покреститься, исповедоваться, а то и просто помолиться. Спрашиваю:«Родные мои, для чего же вы такой огромный путь проделали?! Какая вам разница,где бы я вас повенчал, здесь или в Шербакуле?!» Отвечают: «Да как же батюшка?Разве можно наш молитвенный дом церковью назвать? Для нас он был и остаетсямузыкальной школой. Вот когда построите настоящий храм, тогда в него будемходить». Очень печально было для меня слышать такие слова. Ведь храм духовныйвсегда был важнее, чем храм материальный. Но я понимал, что необходимовоздвигать новую церковь».
Работы по сооружениюнового храма начались еще при отце Андрее. Управлением областной архитектурыпод руководством Хахаева М. М. в июле 1996 года был разработан проект«православного храма для небольшой общины районного центра Шербакуль Омскойобласти». Церковь по этому проекту должна быть небольшой, всего лишь около 10 метров высотой, к тому же недостаточно вместительной. Именно поэтому отец Андрей вместе со своимиприхожанами переработали проект. Строительство будущего храма началось совсемне на том месте, которое оставил владыка Феодосий в день столетия Шербакуля. Помнению большинства прихожан оно было выбрано в спешке, с владыкой несогласовано и оказалось не совсем удобным, поскольку находилось рядом станцплощадкой и Домом культуры. К тому же территория, прилегающая к нему былаочень мала. Районная администрация выделила для строительства более удобный, нонебольшой участок, который располагался на территории бывшей восьмилетнейшколы. По благословлению отца Андрея был вырыт котлован и частично началасьзакладка фундамента. Однако вскоре работы прекратились, что было связано струдным финансовым положением прихода, а также с несогласием прихожан строитьцерковь на новом месте.
К приезду отца Артемияадминистрация района передала приходу полностью всю территорию бывшейвосьмилетней школы и было решено вновь изменить место под строительствобудущего храма.
В. С. Царенко: «Место,которое нам передали, было крайне запущено, там было много заросших бурьяномдеревьев и кустарников, а также большое количество мусора. Радует, что врасчистке территории буквально все прихожане и даже немощные бабушки слегкостью выполняли тяжелую работу».
Приходский совет поблагословлению отца Артемия обратился в областную архитектуру с ходатайством оразработке нового проекта. Обращение поддержали: главный архитектор районаЧернявская Валентина Михайловна и директор агрофирмы «Екатеринославская»Лыхенко Николай Дмитриевич, именно они вели переговоры с главным архитекторомобласти Хахаевым М. М. Работа над новым проектом шла с учетом пожеланийнастоятеля и прихожан. Проект разрабатывался частями и был полностью завершен кмаю 1999 год.
Прихожанами был такжеорганизован сбор средств на строительство церкви. Большинство шербакульцевпосчитали долгом внести свою посильную лепту. В августе 1998 года была осуществленапривязка территории, вырыт котлован. 19 августа этого же года, в деньпразднования Преображения Господня отец Артемий по окончании Божественнойлитургии при большом стечении богомольцев совершил торжественное освящениенового места. В основание алтаря был положен камень, освященный владыкойФеодосием в день столетия Шербакуля (1993 г.)
28 августа, в престольныйпраздник Свято-Успенской церкви и в день празднования 105 –й годовщиныоснования Шербакуля, отец Артемий во время праздничной Божественной литургиейпоблагодарил за работу и призвал всех сугубо молиться Пресвятой Богородице,дабы Пречистая и по Успении не оставила чад своих и в скором времени сподобилавоздвигнуть в честь нее новый храм. Батюшка также благословил каждый четвергчитать в храме акафист Успению Пресвятой Богородицы.
К концу сентября былапрактически окончена работа над закладкой фундамента. Далее по строительнымтребованиям необходимо было выждать некоторое время для его осадки. К этомувремени у отца Артемия окончилась командировка, и он должен был вернуться вмонастырь. Однако все прихожане не захотели расставаться со своим батюшкой, ккоторому успели сильно привязаться. Вновь владыке Феодосию было составленоходатайство с просьбой благословить батюшку в Шербакуль на постоянное служение,и вновь владыка частично удовлетворил ее, выдав отцу Артемию временноекомандировочное удостоверение действительное до 31 декабря 2000 года.
Строительные работывозобновились весной 1999 года. Отец Артемий заключил договор со строительнойорганизацией МСО «Шербакульская», которая должна была выступить в ролиподрядчика. Василий Александрович Мишаткин, руководитель этой организации, срадостью принялся за возведение храма. Он лично изготовил лекала для куполов внатуральную величину, а бригада рабочих под руководством мастерапило-столярного цеха Кромберг Николая Федоровича по этим лекалам строилакупола, вымеряя все до сантиметра. Руководитель МСО Мишаткин В. А. удостоилсяграмоты Святейшего Патриарха Алексия II
Неоценимую помощь в ходестроительства оказывали Чернявская В. М., главный архитектор района, и КомлеваТаисия Петровна, официальный представитель прихода по делам строительства. Отех днях рассказывает Комлева Т. П.: «В то время мы стали вновь испытыватьфинансовые трудности. Сметная стоимость нашего храма составляла очень большуюсумму. Мы обращались за помощью к нашим местным властям, предпринимателям,никто нам не отказывал, но, к сожалению, не могли собрать нужную сумму. Но «то,что невозможно человеку, возможно Богу». Мы все твердо веровали, что Господь иЕго Пречистая Матерь не оставят нас. Так оно и случилось. Господь послал нампомощника в лице Андрея Ивановича Голушко, первого вице-губернатора Омскойобласти. Он родился и вырос в Шербакуле. В трудные и трагические минуты своейжизни, пережив покушение, он дал обет построить в Шербакуле храм».
К началу лета 1999 годаработы над нулевым циклом были полностью окончены, предстояла кирпичная кладка.При этом событии присутсвовали помимо Андрея Ивановича Голушко, АлексейИванович Казник — заместитель губернатор Омской области по делам религии, М. М.Хахаев — главный архитектор области, Александр Пантелеевич Покоев — депутатзаконодательного собрания, Андрей Яковлевич Берг — глава администрацииШербакульского района, множество прихожан. После этого в кабинете главыадминистрации района состоялось рабочее собрание, на котором владыка Феодосий иотец Артемий обсуждали с руководителями области и района дальнейшие перспективыстроительства. Были решены отдельные спорные вопросы: по цвету куполов,количеству колоколов, размеру несущих колонн и пр., внесены некоторые измененияв проект.
Далее строительствоначинает развиваться быстрыми темпами: к началу осени была практическизавершена кирпичная кладка, изготовлен и установлен шатер, на котором долженбыл закреплен главный купол.
В течение последующихдвух месяцев были закончены работы по кровле, а зимний период был посвященвнутренней отделке. По возможности приобреталась церковная утварь, приобрелипраздничное богослужебное Евангелие в золотом окладе, новые иконы иевхаристические сосуды, пополнялся фонд богослужебной литературы. В Москве былизаказаны позолоченные кресты для куполов, облачения для священника,гармонирующие с выбранным церковным стилем, бра в виде подсвечников, великолепноепаникадило (большая церковная люстра).
Колокола были отлиты в г.Каменск-Уральске ведущей российской фирмой «Пятков и Ко». Звонколоколов этой фирмы слышен во многих приходах России.
Отец Артемий: «В деньБлаговещения Пресвятой Богородицы, на очередном заседании оргкомитета построительству церкви был назначен день открытия. По воле Божьей этомудолгожданному событию суждено было совпасть с великим христианским праздником — светлым Христовым Воскресением. Мы боялись поверить своему счастью, так как всееще было очень много недоделок. Но Господь дал нам силы преодолеть все этипрепятствия».
В первые же погожие днибыли установлены купола, кресты, колокола и храм принял законченный вид.Большую и поистине ювелирную работу пришлось сделать крановщику Ткачук ВасилиюАндреевичу. Он бережно поставил купола на основания. Остались лишь некоторыештрихи: благоустройство территории, перевозка из старого здания церковнойутвари и ее расстановка и т. д. Все эти работы были выполнены буквально всчитанные дни, и храм был готов к своему открытию.
29 апреля 2000 года, вВеликую Субботу перед Пасхой, состоялось освящение Свято-Успенской церкви.Практически каждый Шербакулец посчитал своим долгом прийти в храм и помолитьсяГосподу Богу и Его Пречистой Матери за торжественным богослужением, которое велсам владыка Феодосий, митрополит Омский и Тарский.
Владыка был приятноудивлен благолепием храма и сказал, что такая церковь достойна быть городской.«Когда десять месяцев назад, — сказал владыко, — мы благословляли закладку этойсвятыни, то многим даже и не верилось как-то, что за столь малый срок можносотворить такую неописуемую красоту. Сегодня каждый воочию видит, что значитблагословление Божие, молитвы Пречистой, наши с вами молитвы и трудыспоспешествуемые помощью доброй и усердием строителей, благотворителей ижертвователей. Каждый новый храм на нашей земле — событие воистинублагословенное, рукотворное, воплощение надежд и чаяний».
На открытии храмаприсутствовали: губернатор Омской области Леонид Константинович Полежаев, егозаместители Андрей Иванович Голушко и Алексей Иванович Казанник, депутатЗаконодательного Собрания Александр Пантелеевич Покоев, почти все руководителирайона.
Владыка благословилСвято-Успенскому приходу Богослужебное Евангелие в золотом окладе, которыеотныне хранится на Престоле Божьем. А в ночь на Светлое Христово Воскресениеотцом Артемием при большом стечении людей была отслужена первая Божественнаялитургия. На следующий день нескончаемый поток людей спешил в храм Божий.Молились Воскресшему Господу, освящали куличи и пасхи, любовались благолепиемцеркви.
По древнему православномуобычаю на Святую Пасху любому желающему благословляется подняться на звонницу ипозвонить в колокола. В этот день звонили все: и старые, и малые. Своим еще неумелымзвоном все выражали радость о светлом празднике Воскресения Христова и овеликом событии для истории Шербакуля: открытии нового храма. К этому событиюбыл приурочен выход в свет первого номера церковно-приходской газеты:«Шербакульское православное слово». На передовице первого номера отец Артемий,который сам исполнял обязанности главного редактора, в совей статье отметил,что необходимость создания такой газеты назрела уже давно. Годы бездуховности,годы воинствующего безбожия оставили современные традиции русского народа, вособенности относящиеся к церковному и домашнему устроению жизни христианина.Всем переживающим обращение к Богу необходимо пройти курс обучения «азамправославия». «Шербакульское православное слово» выходило раз в месяц тиражомдо 1000 экземпляров и распространялось бесплатно. Все верующие Шербакульцыполюбили свою приходскую газету. Отцу Артемию во время богослужений помогаютдва пономаря — Шарканов Максим и Дерин Денис, которые начали нести своецерковное послушание еще при прежних батюшках.
При храме не перестаетработать воскресная школа для детей. С сентября 1999 года и до своего отъезда вОмск занятия в ней по благословлению отца вела Вера Алексеевна Коншу, котораятакже является активной участницей церковного хора. Около 30 детей постояннопосещают уроки по Закону Божьему. В августе 2000 года учащиеся воскресной школыпо благословлению батюшки совершили паломничество в Ачаирский Крестовыймонастырь, где имели возможность познакомиться с местными святынями и изучитьсовременную архитектуру православных храмов, иконопись. Геннадий Адаев,иконописец Омско-Тарской епархии, прочитал ребятам интересную лекцию,познакомил со своими работниками.
С открытия и посегодняшний день внутреннее убранство Свято-Успенской церкви постепенноблагоукрашается: сооружены новые резные Престол и жертвенник, аналои. Завершеныработы по установке иконостаса, в котором разместились 32 иконы. Поблагословлению батюшки иконописными работами занимается Сергей ВикторовичДерин, преподаватель художественной школы и активный прихожанин. Кстати, онведет занятия в художественной школе при церкви. Дети рисуют то, что чувствуютв душе.
Увеличилось количествоактивных прихожан. Люди стараются не пропускать ни одного богослужения. Помимосубботних, воскресных и праздничных дней совершаются акафистные молебные пенияпо средам и по пятницам. На великие церковные праздники храм всегда полон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, наша родная земляобрела православный храм. Его нелегкая судьба очень схожа с историей множествадругих церквей. По словам многих современных православных богословов вместе схрамами должно возродиться и наше Отечество — Святая Русь. Сегодня церковьХристова вновь богатеет монастырями и соборами с чудотворными иконами, сосвятыми мощами угодников Божиих. И у каждого православного есть свой храм, свойприход, куда он спешит в воскресные и праздничные дни. Для верующихшербакульцев отныне таким местом стала Свято-Успенская церковь. Этот сельскийхрам небольшой, скромный, но несмотря на это он играет важную роль в духовнойжизни всего района. В церкви изливается особый свет, который высвечивает вкаждом из нас и доброе, и злое. Здесь должно быть дорого для сердца все: инамоленная икона Божией Матери, и тихий уголочек за колонной, где можноуединиться. Нельзя забывать, что церковный приход — это, прежде всего, люди.Хочется верить, что прихожанами Шербакульского храма в скором времени будутсчитать себя если не все, то по крайней мере большая часть жителей района.Шесть лет на Шербакульской земле уже стоит храм. Издали видны купола с золотымизвездами. Храм благоукрасился новой красивой изгородью благодаря попечениюнашего земляка А. И. Голушко.
Губернатор Омской областиЛ. К. Полежаев во время своих приездов в район всегда заглядывает в храм, чтобызатеплить свечу, побеседовать с о. Артемией. В 2005 году большая делегация изминистерства культуры посетила наш храм, чтобы передать святые камни, найденныена месте разрушенного, а ныне восстановленного Успенского кафедрального собора.Прихожане внесли свою скромную лепту в строительство собора когда-токрасивейшего в России.
Как же мы жили раньше безцеркви, без куполов, без колокольного звона?! Созидаются храмы, рождается вера,а вместе с ней возрождается и святая Русь…