Буддизм — самая древняя из трех мировых религий. Он«старше» христианства на пять веков, а ислам «моложе» егона целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многихазиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странахЕвропы и Америки.
Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой онследует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад еевозвестил людям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященнойбуддизму книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизнистранствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего себяБуддой (санскр. buddha), что означает «просветленный высшим знанием»,«осененный истиной».
После бесконечного множества прерождений, накапливая вкаждом из них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнитьспасителиную миссию-указать живым существам избавление от страданий. Он избралдля своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама (отсюдаего родовое имя — Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за 500 — 600лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении.
Как и боги других религий, Будда не мог появиться наземле, подобно другим людям. Мать Сиддхархи — жена правителя шакьев Майя — увидела однажду во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенноевремя она родила младенца, покинувшего ее тело также необычным путем — черезподмышку. Немедленно изданый им клич услышали все боги Вселенной ивозрадовались приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Аситапредрек новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенцаназвали Сиддхартхой, что значит «выполнивший свое назначение».
Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Оноаружил ребенка роскошью, скрывая от него все теневые строны жизни, дал емублестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскореподарила ему сына.
Но однажды во время прогулки по городу Гаутама встретилпокрытого язвами больного, сгорбленного годами дряхлого старика, погребальнуюпроцессию и погруженного в раздумья аскета. Так он узнал о неизбежных для живыхсуществ страданиях. И в ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы вотшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий.
В течение семи лет он безрезулбтатно предавал истязаниям свою плоть иразмышлял над текстами священных книг жрецов і брахманов. И лишь переставголодать и отказавшьсь от ложных премудростей, ГАутама путем внезапногоозарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. Этослучилось на берегу речка Наиранджаны, в местечке Урувилва, в теперешнейБодхГае (штат Бихар). Сидя под священным деревом бодхи он познал «четыреблагородные истины».
Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить«прсветленного» отказаться от возвещения людям пути спасения. Онзапугивал его страшными бурями, своим грозным воинством, посылал своихпрекрасных дочерей, чтобы соблазнить его радостями жизни. Но Будда победил все,в тим числе и свои сомнения, и вскоре произнес в «Оленьем парке»,недалеко от Варанаси первую проповедь, ставшую основой вероучения буддизма. Ееслушали пять его будущих учеников и два оленя. В ней он кратко сформулировалглавнейшие положения новой религии. После провозглашения «четырехблагородных истин», окруженный все умножающимися учениками — последователями, Будда ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга,творя чудеса и проповедуя свое учение.
Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре, который, какполагают, соответствует нынешней Касие, расположенной в восточний части штатаУттар Прадеш. Он лег под деревом бодхи в «позу льва»(на правом боку,правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных ног)и обратился ксобравшимся около него монахам и мирянам со следующими словами: «Теперь, омонахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, сто все созданное обреченона разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению». Уход Будды их жихнибуддисты называют «mahaparinirvana» — великим переходом в нирвану.Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент«прозрения», поэтому ее называют «трижды святым днем».
Современная наука не дает однозначного ответа на вопрос обисторичности Будды. Однако многие исследователи считают Шакьямуни историческойличностью. Но следовать при этом буддийской традиции, которая считает егоединоличным «основателем буддизма», нет оснований. «Современноесостояние изученности вопроса, — пишет известный советский ученый Г.Ф.Ильин, — позволяет считать, что Будда как единоличный создатель известного намвероучения — личность неисторическая, ибо буддизм складывался в течение многихвеков, но Шакьямуни — основатель буддийской монашеской общины (или один изпервых ее основателей), проповедник, взгляды и практическая деятельностькоторого имели большое значение при возникновении буддийского вероучения,вполне мог существовать реально».
Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальныерелигиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения ивысокая городская культура, включавшая в себя и письменность и развитые формыискусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировойкультуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений превосходяпоследние. Если уже в религии энохи харрапской культуры (середина 3 тысячелетиядо н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в более поздние религиозныепредставления, то в 2 тысячелетии начали складываться те важные религиозныетрадиции, которые к началу 1 тысячелетия получили литературное оформление,именуемое в истории индийского мировоззрения и ритуальной практики ведами.Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для болеепоздних индийских религий, в том числе и буддизма.
К ним можно отнести представление о том, что всесуществующее живое связано между собой во времени постоянными переходами изодного телесного состояния в другое (переселение душ или перевоплощение),учение о карме, как о силе, определяющей форму этих переходов. Устойчивыоказались состав пантеона богов, а также вера в ад и рай. В более позднихрелигиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторыхрастений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийскойрелигии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенстволюдей, объявляя, что деление людей на варны (касты в древней Индии) установленовысшим божеством — Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением окарме — тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им впрежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами,и приравнивала поаорность властителям к выполнению религиозного долга. Дажеобильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовалиякобы о большей близости последних к мору богов, а для низших варн многиеобряды были вообще запрещены.
Ведизм отражал сравнительную неразвитостьантагонистических противоречий в индийской общине, сохранение значительныхэлементов племенной раздроблености и исключительности. К середине 1 тысячелетиядо н.э. эти черты патриархальности приходят во све более резко выраженноепротиворечие с тами крупными сдвигами в общественных отношениях, которые иявлялись основной причиной возникновения буддизма.
В 6-5 вв до н.э. делаются попытки укрупнитьрабовладельческое хозяйство, использовать труд рабов более рационально.Законодательные меры, несколько ограничивающие произвол хозяина по отнешению крабу, показывают начало изживания существующей системы и отражают страх передострыми классовыми столкновениями.
Высшей фазой развития рабовладения в Индии был периодобъединения ее империей Маурья. «Именно в маурийскую эпоху возникли иоформились многие основные черты социальной стуктуры, сословно — кастовойорганизации, важнейшие институты древнеиндийского общества и государства.Получил развитие ряд религиозно — филососких течений, в том числе буддизм,который постепенно из сектанского монашеского учения превратился в одну из трехмировых религий.
»Появлениебуддизма на исторической арене, — пишет
К.К.Жоль, — совпадает по времени со значительными изменениями в социально- политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активноачинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых всеболее выдвигаются на первое место кшатрии, притязающие на руководящую роль вжизни общества. Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала, Маганда,Ватса и Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в областиэкономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной измогущественных империй в древней Индии — империи Магадхи, основателями ируководителями которой явились представители династии Маурьев. Таким образом натерритории современного южного Бихара (Северная Индия) примерно в серединепервого тысячелетия до н.э. концентрируются значительные социальные силы,нуждающиеся в новых принципах социального взаимодействия и в новойидеологии".
Рейснер полагал, что возникновение буддизма явилось следствием…разложения феодальных отношений и установления господства торгового капитала(!).
Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся припереходе от ранних неразвитых форм рабовладения к крупному, охватывающему ипронизывающему воздействием все более широкие сферы бытия, явились реальнойжизненной основой, мистифицированным отражением которой была так называемая«первая благородная истина» буддизма — утверждение тождества бытия истрадания. Всеобщность зла, порождаемая все болнн глубоким порабощениемтрудящихся, негверенностью в завтрашнем дне у средних слоев, жестокая борьба завласть у классовой верхушки общества воспринимались как основной закон бытия.
Когда рабовладельческий способ производства стал тормозитьдальнейшее развитие производительных сил, когда перед обществом начала вставатьзадача создания личной заинтересованности работающего в результате его труда,одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличия душикак некоей единой для всех людей внутренней основы бытия. Соответственнопоявляется идея человека — не члена определенной варны, а человека вообще,абстрактного человека. Взамен множества обрядов и запретов для определеннойварны выдвигается идея единого морального начала как фактора спасения длялюбого человека независимо от его националоной или социальной принадлежности.Последовательное выражение этой идее дал буддизм, что и явилось одной из причинпревращения его в мировую религию.
Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом,но и с др. религиозными и религиозно — филисофскими системами древней Индии.Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено иобъективными социальными процессами, подготовленно идейно. Буддизм не былпорожден «откровением» достигшего божественной мудрости существа, какэто утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычносчитают западные буддологи. Но буддизм не явился и механическим наборомимевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именно общественнымиусловиями эпохи его возникновения.
Первоначально элементы нового религиозного учения, какутверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам.Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно — во 2-1 вв. дон.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы, созданныйоколо 80 г. до н.э. на Шри — Ланка и названный позднее «типитака»(санскр. — «трипитака») — «три корзины закона».
В 3-1 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитиебуддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складываетсяканоническая литература. Монахи — теологи разрабатывают логические«обоснования» главных религиозных догм, нередко именуемые«философией буддизма». Теологические тонкости оставались достоянием сравнительнонебольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое времясхолостическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально — культоваясторона буддизма, т.е. «путь», который может привести каждого кпрекращению страданий. Этот «путь» и был собственно тем идейныморужием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихсямасс в повиновении.