Реферат по предмету "Разное"


Актуальность проблемы исследования

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЮДЕЙ, ВЫНУЖДЕННЫХ РАБОТАТЬ ВНЕ ЗОНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ автор Поливанова Хельга Николаевна СПГИ 3 курс Квалификация специалист Научный руководитель Лопаткова Ирина Викторовна Доктор психологических наукАктуальность проблемы исследования. Одной из часто встречающихся проблем обращения людей за психологической помощью является негативное психоэмоциональное состояние, в частности, жалобы на пониженное настроение, «разбитость», отсутствие желания работать, снижение продуктивности деятельности, тоску, печаль, равнодушие, отсутствие сил что-либо делать. Среди факторов его возникновения авторы, работающие в данном направлении (Д.Шульц, С.Шульц, К.Изард, А.Г.Макарова, Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова, Н.В.Самоукина В.В. Бойко) называют в числе других – неудовлетворяющую потребности субъектов профессиональную деятельность. Причины неудовлетворенности работой становились темой для исследований ученых многих направлений психологии: А.Маслоу , Е.П.Ильина, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеер, Д.Шульц, С. Шульц. Среди базовых причин ими выделяются неправильный выбор профессии и/или работа вне зоны своих профессионально-личностных интересов. Отметим, что в этом плане в нашей стране сложилась непростая ситуация. Так, по данным статистики 34% респондентов (Росстат) никогда не работали по профессии, полученной в ВУЗе, а по данным результатов исследования Kelly Services эта цифра достигает 76% выпускников ВУЗов, так же продолжают трудится не по профессии люди с высшим образованием, потерявшие работу в 90-е годы, при этом о своём профессиональном выборе жалеет 31% опрошенных (Kelly Services). Следовательно, можно предположить, что одной из причин все более часто встречающихся жалоб людей на негативное психоэмоциональное состояние является работа не по той специальности, о которой мечтали, получить которую стремились, а работа вне зоны профессионально-личностных интересов. Это и определило выбор темы исследования, наряду с фактом недостаточной изученности обозначенной проблематики и необходимостью получения научно обоснованных данных для их использования при проектировании и проведении работы психологов с проблемами негативных психоэмоциональных состояний. Целью исследования является выявление особенностей психоэмоционального состояния людей, работающих не по профессии, для использования полученных данных при разработке более эффективных форм и технологий оказания им психологической помощи, а так же для оптимизации трудовой деятельности граждан, вынужденных работать вне зоны профессиональных интересов. Объект исследования: психоэмоциональное состояние людей работающих не по профессииПредмет исследования особенности эмоционального выгорания и уровня депрессии людей работающих не по профессии Гипотеза: психоэмоциональное состояние людей, работающих не по профессии, будет характеризоваться более высоким уровнем депрессии и эмоционального выгорания, чем людей, работающих по профессии. В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи: 1) Провести анализ научной литературы по теме исследования, а именно: а) изучить мнения психологов о роли и значении профессии, профессиональной деятельности в развитии негативных психоэмоциональных состояний. б) проанализировать различные теоретические подходы относительно определения и классификации психоэмоциональных состояний человека в) выполнить сравнительный анализ теоретических данных о генезисе, факторах формирования и развития негативных психоэмоциональных состояний, в частности – депрессии и эмоционального выгорания. 2) Разработать и провести эмпирическое исследование особенностей психоэмоционального состояния людей, вынужденных работать вне зоны своих профессионально-личностных интересов 3) Провести качественный и математико-статистический анализ результатов исследования, интерпретировать их 4) Сформулировать выводы и рекомендацииТеоретической базой исследования послужили: взгляды Бойко В.В, А.Г.Макаровой и Е.П.Ильина на проблему эмоционального выгорания, информационная теория эмоций В.П.Симонова. При рассмотрении роли и содержания профессиональной деятельности в развитии негативных психоэмоциональных состояний мы опирались на труды Э.Ф.Зеер, Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова и других. Теоретическая часть. Взаимосвязь профессиональной деятельности и психоэмоциональных состояний человека. Психоэмоциональное состояние — особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к эффективной деятельности и ее благоприятному для здоровья личности осуществлению. Так как психоэмоциональное состояние отличается от психического состояния именно выраженным преобладанием эмоций, необходимо более подробно остановиться на их определении и функциях. Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворённости, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности1. Эмоциональные состояния или эмоции2 представляют собой сложные и богатые реакции человека от взрывов страстей до тонких оттенков настроений. Относительно классификации и функций эмоций существует множество подходов, одним из которых является информационная концепция эмоций П.В.Симонова, которая относится к разряду когнитивистких теорий. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он даёт для вероятности её удовлетворения. Оценку этой ве­роятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потреб­ности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для за­щиты.Подход В. П. Симонова относительно возникновения положительных и отрицательных эмоций был реализован в формуле:Э =- П (Ин - Ис), где: Э — эмоция, ее сила и качество; П — величина и специфика актуальной потребности; Ин — информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности; Ис — существующая информация, т. е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент. Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то и эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребно­сти велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возни­кают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потреб­ности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнива­ет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции. Основываясь на данной теории, можно предположить, что при депривации потребности человека работать по определенной профессии и при наличии информации, что это невозможно в данный момент в силу неких причин, могут возникнуть негативные эмоции. Прежде чем обратиться к определению роли и содержания профессиональной деятельности в развитии негативных психоэмоциональных состояний, необходимо более точно определить содержание термина «профессия». Согласно определению Э.Ф.Зеер, профессия - это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию. Исходя из этого, базовой целью профессиональной деятельности являются средства к достойному и продуктивному существованию, к которым, по нашему мнению, относятся не только материальные, но и психосоциальные. Например, социальный статус, уважение к представителям определенной профессии и т.п. Следовательно, можно предположить, что человек, работающий не по той профессии, которую он считает уважаемой, авторитетной, соответствующий его уровню притязаний, будет находиться в постоянном состоянии неудовлетворенности собой, что влечет снижение настроения, удовлетворённости собой, стрессу, и как следствие (по мнению В.В.Бойко)- эмоциональное выгорание. Синдром эмоционального выгорания, по мнению Е.П.Ильина относится к эмоциональным состояниям, возникающим в процессе деятельности. Некоторые авторы, в частности, Е. Махер, К. Кондо, рассматривают синдром эмоционального выгорания как разновидность стресса. Ряд исследователей (С. Маслач, В. В. Бойко) не отождествляют эффекты выгорания и профессиональные стрессы, понимая "эмоциональное выгорание" не как разновидность стресса, а как результат влияния комплекса стрессогенных факторов, одним из которых, предположительно, может быть работа не по профессии. Макарова А.Г. так же рассматривает эмоциональное выгорание, как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. К основным факторам формирования синдрома эмоционального выгорания Е.П.Ильин отнёс личностный и организационный. 1) Личностные факторы (влияние личностных особенностей). А. Пайнс с коллегами (1982) установили связь «выгорания» с чувством собственной значимости для решения профессиональных задач, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководства. Отмечается также, что значимость работы является барьером для развития «выгорания». В то же время неудовлетворенность профессиональным ростом, потребность в поддержке, недостаток автономии способствуют «выгоранию». К. Кондо (Kondo, 1991) наиболее уязвимыми, «выгорающими», считает тех, кто разрешает стрессовые ситуации агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой, а также «трудоголиков», т. е. людей, решивших посвятить себя только реализации рабочих целей, кто нашел свое призвание и работает до самозабвения. 2) Организационные факторы: многочасовой характер работы, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности; неадекватность характера руководства содержанию работы и т. д. В результате анализа научных данных о психоэмоциональных состояниях человека и влиянии на них трудовой деятельности, мы обнаружили некоторые основания для необходимости проведения эмпирического исследования особенностей эмоционального выгорания у людей работающих не по профессии. А именно: Негативные эмоциональные состояния у людей, работающих вне зоны своих профессионально-личностных интересов, могут возникнуть из-за: неудовлетворенных потребностей, чувства беспомощности, неудовлетворённости собой, утратой самоуважения, негативного самовосприятия, неодобрения со стороны окружающих, длительного стресса и фрустрации. Среди факторов возникновения эмоционального выгорания присутствует неудовлетворенность работой, ощущение себя несостоявшимся, а также как длительный стресс, так и влияние стрессогенных факторов, незначимость работы, отсутствие должного признания и одобрения со стороны начальства и возможности дальнейшего профессионального совершенствования. Эмпирическая часть. Результаты исследования особенностей психоэмоциональных состояний людей, вынужденный работать вне зоны профессиональных интересов.Этапы исследования: 1 .Формирование методической базы исследования; 2. Формирование эмпирической базы исследования; 3. Проведение исследования: изучение особенностей психоэмоционального состояния людей работающих не по профессии изучение особенностей психоэмоционального состояния людей работающих по специальности 4. Количественный и качественный результатов исследования и их интерпретация; 5.Формулирование выводов и рекомендаций по теме исследования Проведя теоретический анализ литературы по теме исследования, мы конкретизировали гипотезу: у людей работающих не по профессии более высокий уровень эмоционального выгорания и депрессии, чем у людей работающих по профессии. Характеристика выборки: В исследовании принимали участие 40 замужних женщин в возрасте от 23 до 48 лет, 20 из которых работает по профессии, 20 работает не по профессии.^ Методики исследования: анкета-опросник, целью которой было выявить участников работающих по профессии и участников работающих не по профессии, мотивы выбора профессии и наличие желания сменить профессиональную деятельность. Для диагностики уровня эмоционального выгорания была использована методика В.В.Бойко.Результаты эмпирического исследования опровергли выдвинутую нами гипотезу о том, что у людей работающих не по профессии более высокий уровень эмоционального выгорания, чем у людей работающих по профессии. Математико-статистический анализ, для которого мы использовали χ2 Пирсона, выявил значимые различия на уровне 5% при сравнивании двух групп (испытуемых работающих по профессии и испытуемых работающих не по профессии), в отношении лишь одного элемента синдрома эмоционального выгорания: эмоционально-нравственной дезориентации. Но результат был противоположенный выдвинутой гипотезе, так как уровень выраженности данного симптомы выше у группы испытуемых работающих по профессии, чем у группы испытуемых работающих не по профессии. В остальных случаях статистически значимые различия не были выявлены. Данные результаты могут быть обусловлены разными факторами. Прежде всего мы можем предположить влияние на показатели гендерных особенностей. Все участники исследования – женщины, и довольно высока вероятность того, что профессиональная деятельность в системе их приоритетов уступает место семейным и бытовым отношениям. Пытаясь понять, почему теоретические данные несколько противоречат эмпирическим, необходимо отметить и то, что данные разработанной нами анкеты - опросника показали, что 45% людей работающих по профессии хотели бы сменить свою работу, в то время как 60% испытуемых, работающих не по профессии, не хотели бы менять место, т.е. полностью удовлетворены своим положением. Таким образом, они находятся в зоне своих профессионально-личностных интересов, т.е. их профессиональные цели не расходятся с возможностями. К тому же не следует сбрасывать со счетов мотивы, которыми руководствовались участники, когда выбирали и получали профессию. Так среди испытуемых работающих не по профессии 25% получали профессию из-за возможности получить работу и начать зарабатывать деньги, а реализовать это можно работая и вне зоны профессиональных интересов; 10% испытуемых выбрали данную профессию из-за того, что она была самая престижная на данный момент, но сейчас, возможно, картина несколько иная; 25% испытуемых получали профессию, руководясь желанием получить диплом, то есть тут вряд ли могла бы быть потребность работать по полученной профессии, а значит, согласно теории В.П.Симонова возможность появления отрицательных эмоций минимальна; ещё 20% получили профессию руководствуясь сиюминутным желанием. Основываясь на этих данных и, согласно мнению В.П.Симонова о том, что отрицательная эмоция возникает вследствие получения информации об отсутствии возможности удовлетворить значимую потребность, можно констатировать, что в данном случае вряд ли существует ярко выраженная потребность в продолжении работы по профессии, а значит возникновение отрицательных эмоций скорее всего исключено. Используя данные, полученные в ходе исследования особенностей посихоэмоционального состояния людей работающих не по профессии, психологи должны обращать внимание не только на то, что человек работает по профессии или не по профессии, но и на мотивы получения данной профессии, а так же насколько вообще важна для него сфера профессиональной деятельности.Библиография 1.Бойко В.В.Энергия эмоций в общении. М.-20092.Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., 1996. 3.Зеер Э.Ф.Психология профессий:Учебное пособие для студентов вузов.-М.-2005 4.Изард К. Психология эмоций.-СПб.-2009 5.Ильин Е.П.Эмоции и чувства-СПб.-2009 6.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- М.-2008 7. Макарова А.Г. Макаров В.В., Транзактный анализ – восточная версия . – М., 2002. 8.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.-СПб.:Питер, 2009 9.А.Маслоу.- Мотивация м личность.-СПб.-2009 10.Пряжников Н.С., Пряжникоова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства-М.-2006. 8.Шнедер Л.Б. Профессиональная идентичность:теория, эксперимент, трениг: Учебное пособие.-М.-2004 9. Д.Шульц, С.Шульц .Психология и работа. –СПб.:Питер, 2003 11. Kondo, Dorinne K. Crafting selves : power, gender, and discourses of identity in a Japanese workplace / Dorinne K. Kondo. Chicago : University of Chicago Press, 1990. xiii, 346 p. : ill. ; 24 cm. ISBN 0-226-45043-0 (alk. paper) 1 Психологический словарь под ред.В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.-2-е изд. перераб. и дополн.- М.:Астрель, 2007 2 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.-СПб.:Питер, 2009


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.