Реферат по предмету "Разное"


Акваорнитоморфные образы в традиционной культуре коми (зырян)

На правах рукописиВолокитина Надежда АлександровнаАКВАОРНИТОМОРФНЫЕ ОБРАЗЫ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ (ЗЫРЯН)Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степени кандидата культурологииСАРАНСК2010 Работа выполнена на кафедре истории России, этнографии и археологии ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» Научный руководитель: доктор исторических наук профессор Виктор Анатольевич Семенов^ Официальные оппоненты: доктор исторических наук профессор Людмила Ивановна Никонова кандидат культурологии доцент ^ Варвара Сергеевна СвятогороваВедущая организация: ГОУВПО «Вятский               государственный гуманитарныйуниверситет»Защита состоится «23» июня 2010 г. в 11.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.10 при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева по адресу: 430005, г. Саранск, пр. Ленина, 15, ауд. 301. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Мордовского государственного университета, с авторефератом – на сайте http://www.mrsu.ru Автореферат разослан «21» мая 2010 г.Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук доцент Ю. В. Кузнецова^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы. Коми (зыряне) входят в группу народов, говорящих на языках уральской (финно-угро-самодийской) языковой семьи. Близкородственные народы коми (зыряне и пермяки) принадлежат к пермской подгруппе финно-пермской ветви финно-угорской группы. Коми (зыряне) являются коренным населением Республики Коми, живут также в Архангельской, Мурманской, Омской, Свердловской, Тюменской и др. областях Российской Федерации. Богатейшие и разнообразные культурные и мифологические традиции коми (зырян), сохраняющие древнейший общеуральский субстрат и собственные уникальные черты, представляют собой ценнейший материал для научного осмысления. Изображения различных птиц на территории Республики Коми известны с древнейших времен, они сохранились в декоративно-прикладном искусстве коми (зырян) вплоть до середины XX в. Однако акваорнитоморфные образы представляют особую категорию. Связанно это с тем, что водоплавающим птицам отведено выдающееся место в мифологии народа коми. Героями космогонических представлений коми (зырян) стали конкретные виды птиц - утка, лебедь, гагара. В то же время в декоративно-прикладном искусстве коми (зырян) изображался тот же самый ряд птиц, и отражались конкретные мифологемы, связанные с ними. В работе акваорнитоморфный образ понимается как культурный символ, который выявляется в фольклоре, языке, обрядах и отражает мировоззрение народа коми (зырян), а также как воплощение образа реальной водоплавающей птицы в искусстве. В мировоззрении практически всех народов роль животных и птиц многогранна: тотемизм, религиозный культы, магия, суеверия и др. Представления коми (зырян) о водоплавающих птицах образуют особый пласт традиционного мировоззрения, изучение которого позволяет существенно продвинуться в исследованиях культуры данного народа и ее древнейших истоков. Изучение традиционного мировоззрения имеет большое значение и для современной жизни народов, поскольку условием их этнического выживания и консолидации являются как сохранение и развитие языка, так и знания о своем культурном наследии, способствующие повышению этнического самосознания.^ Территориальные и хронологические рамки исследования - территория Европейского Северо-Востока (ЕСВ) от бассейна р. Вычегды и верховий р. Печоры на юге до Большеземельской тундры на севере, от бассейна р. Мезени на западе до Уральского хребта на востоке (в современном административном отношении это территория Республики Коми). Хронологические рамки исследования охватывают большой временной отрезок от эпохи неолита до начала XX в., исследован археологический материал и этнографические данные сравнительно недавнего прошлого. Следует выделить два хронологических периода бытования исследуемого материала:^ 1.Ранний (археологический): археологические материалы исследования укладываются в хронологические рамки от эпохи неолита (начало V-III тыс. до н.э.), к которой относится самое древнее из известных изображений уточки, до эпохи древнерусской колонизации Европейского Северо-Востока (XI-XIV вв.)^ 2.Поздний (этнографический): этнографические материалы исследования укладываются в хронологические рамки конца XIX- начала XX вв. В период с XV в. по XIX в. отсутствуют данные о бытовании акваорнитоморфных изображений на территории ЕСВ. Вероятно, в указанный промежуток создавались образы птиц из недолговечных материалов, возможно также, что пока не обнаружены данные, относящиеся к указанному периоду, так как на территории ЕСВ не раскапываются памятники, датированные XVI-XVIII вв. Е. А. Рябинин указывает, что XIV столетие – «это время постепенного исчезновения зооморфных и орнитоморфных изображений на территории всего Древнерусского государства»1. ^ Степень научной разработанности. В данном исследовании сравниваются не только внешние формы образов и мотивов водоплавающих птиц на основе археологических и этнографических материалов, но делается попытка раскрыть их смысловое содержание с точки зрения традиционных воззрений народа коми (зырян). С этой целью в работе используется этнографическая и археологическая литература по культуре народа коми (зырян), а так же привлекаются материалы по культуре других народов России. Важными для систематизации и интерпретации обширных материалов по традиционной культуре коми (зырян) стали труды отечественных и зарубежных ученых (Ю. В. Бромлея, А. К. Байбурина, А. Голана, А. В. Гура, А. Ф. Лосева, Е. М. Мелетинского, В. Н. Топорова, З. П. Соколовой и др.), в которых обобщены универсальные взгляды человечества на животный мир, выявленные на основе изучения мифологии, мифопоэтической картины и религий народов мира. Мир фауны, в том числе и акваорнитоморфные образы, в культуре коми (зырян) никогда не был предметом специального исследования. Первые шаги в изучении традиционной культуры коми (зырян) были сделаны лишь во второй половине XVIII в., когда часть территории Коми края была обследована экспедицией Российской Академии наук во главе с И. И. Лепехиным. Только в 1874 г. член вологодского губернского статского комитета К. А. Попов сделал выборку, обобщил и опубликовал весь известный на тот период времени материал по традиционной культуре коми в виде книги "Зыряне и Зырянский край", которая долго оставалась единственным обобщающим трудом по этнографии коми. Ученых, занимавшихся наукой на профессиональном уровне, в дореволюционные годы среди коми были единицы. Большое значение в изучении традиционной культуры коми (зырян) сыграли Г. С. Лыткин, К. Ф. Жаков, В. П. Налимов и П. А. Сорокин. У истоков становления коми этнографии, археологии и языкознания стоял доктор филологических наук, видный коми ученый А. С. Сидоров. Он считал, что именно в мировоззренческой среде традиционной культуры следует искать национальную специфику. Однако изучение традиционного мировоззрения коми (зырян) активизировалось лишь во второй половине XX вв. В 40-е гг. изучение традиционной культуры коми (зырян), быта, костюма, жилищ продолжила В. Н. Белицер, обобщившая данные в фундаментальной монографии «Этнография народов коми» (1958). Постоянные и планомерное исследование традиционной культуры коми возобновили Л. П. Лашук, Ф. В. Плесовский и Л. Н. Жеребцов. В конце 80-х-начале 90-х гг. активизировалась работа по изучению традиционного мировоззрения коми и семиотике коми культуры. К настоящему времени уже получены результаты по целому ряду аспектов этой проблемы, в частности, по календарной символике, семантике детских игр, изучены отдельные проявления дохристианских верований коми. Сама по себе проблема традиционного мировоззрения чрезвычайно сложна и многогранна, и потому не случайно над ней работают как этнографы разных поколений (В. Ильина, Н. Д. Конаков, О. В. Котов, Д. А. Несанелис, В. Э. Шарапов), так и ученые других специализаций: фольклористы (П. Ф. Лимеров, О. И. Уляшов и др.), археологи (Л. И. Ашихмина, В. А. Семенов, Н. Н. Чеснокова). Весь богатейший материал по декоративно-прикладному искусству, мифологии, мировоззрению коми (зырян) не исследован в достаточной мере, до сих пор не проведено ни одного исследования, в котором бы прослеживалось воплощение акваорнитоморфных образов в целом по данным археологии, этнографии, фольклора. Данные находятся в многочисленных статьях исследователей разных специальностей В. Н. Белицер, Л. С. Грибовой, Н. Д. Конакова, Ф. В. Плесовского, Э. А. Савельевой, И. М. Уткиной и др. Акваорнитоморфные образы в древнем искусстве известны с древнейших времен, однако, их специализированное изучение археологами началось лишь с XIX в. с исследования их воплощения в предметах культового литья, хотя различные изображения водоплавающих птиц появляются еще в эпоху неолита в глиняной и костяной скульптуре, в изображениях на керамике. Однако наиболее ярко акваорнитоморфные образы проявились в предметах искусства пермского звериного стиля, соответственно, первые исследования, в частности А. Ф. Теплоухова, были посвящены именно этим предметам. А. Ф. Теплоухов, считается первым исследователем, начавшим изучение культа водоплавающей птицы в древности на территории России и его смыслового содержания. В его работе не приводились археологические материалы с территории современной Республики Коми, однако было проведено широкое изучение семантики культового литья, в том числе и акваорнитоморфных образов. Данную тему изучали Д. Н. Анучин (1899) и И.Н. Смирнов (1903). Публикации фотографий украшений и культовых предметов, связанных с водоплавающей птицей, осуществил в начале XX в. А.А. Спицын в «Атласе древностей Камской чуди по коллекции Теплоуховых». В этот период существенно расширилась источниковая база исследований: в статье А.В. Шмидта (1927) впервые упоминаются материалы с территории современной Республики Коми. Следующий период в истории изучения проблем семантики культового литья связан с именами А.В. Збруевой, А.П. Смирнова, В.Н. Чернецова. Общий интерес к предметам древнего искусства снижается в 60-70-е гг. XX в. Самое заметное издание по семантике культового литья в 70-е гг. – исследование Л.С. Грибовой «Пермский звериный стиль» (1975). В 70-80е гг. вышли две обобщающие работы, рассматривающие зооморфные и орнитоморфные образы в древнейшем искусстве финно-угорских народов в целом и на отдельных территориях. Это фундаментальные исследования Л.А. Голубевой (1979) и Е.А. Рябинина (1981), в которых собранны и систематизированы данные о культовых подвесках и украшениях, в том числе и в форме водоплавающих птиц, большое внимание уделено семантике образов, раскрытой на материалах финно-угорской и славянской этнографии и мифологии. Однако следует отметить, что материалы с территории Европейского Северо-Востока практически не привлечен. Корпус материалов, связанных с искусством каменного века эпохи мезолита-энеолита, был собран и систематизирован лишь в 90-е года в работе «Искусство каменного века (Лесная зона Восточной Европы)» (1992). Находки различных акваорнитоморфных изображений с территории Европейского Северо-Востока (современной Республики Коми) известны давно, однако сведения о них долгое время не систематизировались, поскольку находки долгое время носили случайный характер. Лишь в начале 60-х гг. XX в. начинается этап профессионального систематического изучения археологических древностей Республики Коми. Данные о культовой пластике, изображениях водоплавающих птиц разных эпох публикуются в многочисленных статьях и работах целого ряда исследователей, таких как Л. И. Ашихмина (1988), Т. В. Истомина (1985, 1999), К. С. Королев (1987, 2003), Э.А. Савельева (1971, 1987, 1995) и др. Основные итоги археологического изучения Европейского Северо-Востока представлены в коллективном труде «Археология Республики Коми» (1997). В истории изучения этнографического материала, связанного с образом водоплавающих птиц, можно выделить два направления в работе исследователей. Под первым подразумевается изучение акваорнитоморфных образов в традиционном декоративно-прикладном творчестве коми. Здесь, прежде всего, следует отметить работу Национального музея Республики Коми, сотрудники которого с 1910-х г. начали собирать этнографический материал, в том числе и многочисленные акваорнитоморфные изображения. В целом же искусство коми (зырян), в том числе и декоративно-прикладное, изучено слабо. Исключением является работа Л. С. Грибовой, («Декоративно-прикладное искусство народов коми» (1980) - единственная обобщающая работа, в которой подробно рассмотрено декоративно- прикладное искусство коми (пермяков и зырян). Л.С. Грибова собрала и систематизировала уникальный материал. В данной работе автор развивает идею о связи образов пермского звериного стиля с мифологией коми (зырян) и отмечает факт сходства изображений водоплавающих птиц, известных по археологическим данным, с традиционным изобразительным искусством коми (зырян). Отдельным вопросам декоративно-прикладного искусства посвящены работы различных исследователей В.Н. Белицер (1958), О. Н. Волокитиной (1997), В. П. Зиновской (1989), И. М. Уткиной (2004, 2005). Общая характеристика декоративно-прикладного искусства коми (зырян) содержится в работе «Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки» (1994, 2004).Вторым направлением исследований является изучение фольклора и мифологической традиции коми (зырян), содержащей сюжеты, связанные с водоплавающими птицами. В развитии коми фольклористики выделяются три этапа. Первый (70-е гг. XVIII в. и до середины XIX в.) - период первоначального накопления сведений, этот период связан с именами И. И. Лепехина, А. И. Шегрена, H. И. Надеждина. Второй этап (середина XIX в. и до 1920-х гг.) - период пробуждения активного интереса местной интеллигенции к родному фольклору - связан с именами И. А. Куратова, Г. С. Лыткина, А. А. Цембера и др. На третьем этапе – началось научное изучение фольклора и было продолжено собирание и выявление новых фольклорных произведений, фольклорных жанров, целых локальных фольклорных культур. Этот этап связан с исследованием Ф. В. Плесовского (1968), в котором собран богатейший материал по фольклору коми (зырян), в том числе многочисленные примеры использования акваорнитоморфных образов в свадебной лирике. Теоретические подходы в изучении фольклора были разработаны П.Г. Богатыревым и Р.О. Якобсоном в работе «Фольклор как особая форма творчества» (1929). Начало сбора материалов по мифологии коми также связано с именами академика И. И. Лепехина, профессора П. И. Савваитова, академика А. М. Шегрена, исследователей П. Г. Доронина и А. С. Сидорова, которые в 20-х гг. XX в. записали тексты космогонических мифов коми, центральными персонажами которых являются водоплавающие птицы. В настоящее время тексты данных мифов собраны и опубликованы в энциклопедии «Мифология Коми» (1999) и работе «Му пуксьöм – Сотворение мира» (2005). Опыт системного описания мифологических представлений коми представлен в работах Н.Д. Конакова (1989, 1996). Вопросам мифологических традиций финно-угорских народов, посвящено исследование В. Я. Петрухина (2005). Ряд работ В.В. Напольских посвящен реконструкции финно-угорской мифологии (1990, 1993). Для исследования имеют значение работы, затрагивающие вопросы традиционного мировоззрения других народов, в первую очередь финно-угорских. Немало исследований было посвящено реконструкции зооморфных и орнитоморфных представлений многих народов России, например работы Т. А. Бернштам (1982), И. Ю. Винокуровой (2000, 2006), И. М. Денисовой (2003), М.И. Каргиной (1997), Б. А. Рыбакова (1979), Н. Г. Юрченковой (2009) и др. ^ Материал исследования. Корпус источников диссертации можно разделить на две большие группы, первая из которых состоит из археологических данных, вторая – из этнографических материалов. В качестве сравнительного материала привлекались и фольклорные данные. В работе использованы четыре группы источников:^ 1. Вещественные материалы. Предметы древнего и традиционного искусства населения территории Республики Коми хранятся в фондах музея археологии и этнографии Сыктывкарского государственного университета, музея археологии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, Национального музея Республики Коми, Российского Этнографического музея. ^ 2. Архивные материалы. Отчеты археологических и этнографических экспедиций, в ходе которых были собраны предметы в форме водоплавающих птиц, хранятся в Научном архиве Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, архиве музея археологии и этнографии Сыктывкарского государственного университета. ^ 3. Полевые материалы. Часть сведений составили экспедиционные материалы, собранные автором в 2008 году самостоятельно в Усть-Куломском районе Республики Коми.^ 4. Опубликованные источники. Важную роль в исследовании играют также опубликованные этнографические данные и письменные источники, прежде всего, записанные и опубликованные тексты космогонических мифов коми (зырян), повествующие о создание земли водоплавающими птицами в различных вариациях. Материалы по культовой пластике и декоративно-прикладному искусству коми до сих пор не систематизированы, теоретически не решен вопрос о соотношении археологического и этнографического материала. Комплексное изучение археологических и этнографических предметов с учетом данных фольклора, позволит получить целостное представление о предметах с акваорнитоморфными образами (их происхождение, использование и место в системе хозяйства и в представлениях человека, мировоззрении народа коми (зырян).^ Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Данное исследование междисциплинарное, основанное на комплексном сопоставлении данных археологии, этнографии, фольклора и мифологии коми. Потребность в культурологическом осмыслении данных археологии и этнографии возникла тогда, когда использование прямых и косвенных аналогий для этнографов и поиски этнографами следов традиционных культур предков современных народов в археологических материалах зашли в тупик. Для анализа древнего и традиционного искусства плодотворным оказывается применение таких междисциплинарных подходов, как герменевтический, семиотический и др. Структурно-семиотический подход восходит к трудам западных исследователей, в частности Б. Малиновского и К. Леви-Строса. В России данное направление активно начинает развиваться с 1970 х гг. (А. К. Байбурин, Ю. М. Лотман, А. Л. Топорков) и отрабатывается на материалах финно-угорской традиции, в частности Т.П. Девятаевой, Н. Д. Конаковым и др. В работе широко применяется интегративный подход. Методологической основой исследования является опора на взаимодополняющие друг друга общенаучные методы исследования: принцип историзма, требующий рассмотрения любого культурного феномена в его развитии, выявление, как специфических особенностей каждого явления, так и обуславливающих его факторов; принцип целостности, требующий подхода к изучению каждого явления как системы взаимозависимых элементов и причин, детерминирующих их; принцип критичности, который используется при внешней и внутренней критике источника. Методика исследования содержит два уровня. На первом уровне рассматриваются и классифицируются предметы с изображениями водоплавающих птиц, найденные на территории Европейского Северо-Востока. На втором - производится корреляция археологической сюжетной линии с этнографическими реликтами, на основе чего выбирается наиболее верный вариант интерпретации образа. ^ Методы исследования. Процедура исследования предметов должна включать в себя ряд аспектов: контекст находки (для археологического материала) или сопроводительную информацию (для этнографических материалов), типологию или классификацию данных предметов, функциональный и семантический аспекты. Первые два этапа являются предварительными и достаточно очевидными. Функциональный же аспект – это все, что возможно сказать о назначение предмета, следовательно, для археологических предметов это будут скорее попытки реконструкции, чем достоверные факты. Семантический аспект – попытка проникнуть в смысл причин выделения данных изображений из ряда других и сущности, связанной с их знаковым обозначением. В исследовании широко применяется сравнительно-типологический метод. Формирование и группировка различных классов вещей – исходное для всех исследователей, работающих с коллекциями этнографических и археологических предметов. Это практический путь изучения предметов на первом этапе исследования, позволяющий привести все многообразие предметов в порядок и некую систему, что существенно облегчает дальнейшие исследования. Важнейшая часть данной работы – систематизация материала, характеризующегося разнообразием. Объектом исследования является традиционная культура народа коми (зырян) и ее истоки (происхождение).Предметом исследования являются акваорнитоморфные образы в традиционной культуре коми (зырян). Цель настоящей работы – раскрыть символическое, семантическое и функциональное содержание акваорнитоморфных образов как в древнейшем искусстве предков народа коми, так и в традиционной культуре коми (зырян) на материалах археологии, этнографии, мифологии и фольклора. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Выявить и реконструировать структурные элементы мировоззрения древнего населения Европейского Северо-Востока на основе анализа известных акваорнитоморфных изображений. На основе анализа данных археологии и этнографии рассмотреть место и время развития акваорнитоморфных образов в культуре населения Европейского Северо-Востока от эпохи неолита до XX века, систематизировав и классифицировав доступные для изучения изображения водоплавающих птиц. Выявить семантически устойчивый ряд акваорнитоморфных образов, сформировавшийся в искусстве древнего населения и функционировавший в культуре коми (зырян) до начала XX века. Выявить семантику и смысл акваорнитоморфных образов в мифопоэтической картине мира коми-зырян. Определить связь между функциональным и семантическим содержанием акваорнитоморфных изображений в культуре населения Европейского Северо-Востока и ее изменение от эпохи неолита до XX века. Рассмотреть предметы, воплощавшие акваорнитоморфные образы, как носители мифологической информации, то есть явление оформления мифологических представлений в предметы прикладного искусства коми (зырян).Гипотеза исследования предполагает, что в культуре населения Европейского Северо-Востока с древнейших времен вплоть до XX века существовал и функционировал устойчивый ряд акваорнитоморфных образов. Верования, связанные с водоплавающими птицами, с древнейших времен занимали ведущее место в мифопоэтической картине мира коми (зырян). Комплекс представлений, связанный с водоплавающими птицами, нашел воплощение в древнем и традиционном искусстве, обрядах и верованиях, фольклоре, оформился в корпусе текстов космогонических мифов, и оказал влияние на формирование самосознания коми (зырян)^ Научная новизна представленной работы обусловлена тем, что акваорнитоморфные изображения, в частности изображения водоплавающих птиц, в культуре коми (зырян) до сих пор не становились объектом специального исследования. Работа претендует на хотя бы частичное восполнение этого пробела. В работе впервые собраны, описаны и классифицированы основные способы воплощения акваорнитоморфных образов в традиционном прикладном искусстве коми, а так же рассмотрена символика водоплавающих птиц в мифологии, фольклоре, обрядах коми (зырян). В диссертации впервые обобщается весь накопленный к началу XXI в. материал о водоплавающих птицах и их изображениях в традиционной культуре коми (зырян). В научный оборот вводятся оригинальные архивные, музейные и полевые материалы. ^ Положения, выносимые на защиту: На обширной территории проживания родственных финно-угорских народов с древнейших времен сложилась сходная мифологическая картина мира, важная роль в который отводилась водоплавающим птицам. Структурные элементы данной картины у населения Европейского Северо-Востока выявляются на основе анализа акваорнитоморфных изображений и реконструируются по данным этнографии коми (зырян). Основным тематическим и структурным элементом мифологической картины древнего населения выступает сам акваорнитоморфный образ, воплотившийся и сохранившийся в искусстве как мифологический персонаж. Фиксация данного образа в текстах мифов финно-угорских народов, в том числе и коми (зырян), происходила на более позднем этапе, хотя сама основная система мифов сложилась уже тогда. Несомненно, с древних времен появились представления о водоплавающей птице, как создателе мира, вероятно в силу ее природных качеств. С эпохи неолита до середины XX в. на территории современной Республики Коми воплощались сходные мифологические образы в древнем и прикладном искусстве. Материал и форма воплощения изменялись со временем, но смысловое и семантическое содержание осталось традиционным. Акваорнитоморфный образ в искусстве коми (зырян) выступает как определенный культурный стереотип, воспроизводившийся через поколения. Носители данного стереотипа воспроизводят в искусстве, мифологии, быту, обрядах сложившиеся еще в древности конкретные акваорнитоморфные образы с четкой гендерной принадлежностью – женский образ праматери-утки, мужские богов демиургов - лебедя и гагары, женский образ утко-лося и мужской коня-уточки, олицетворяющие солнце. В древнем и традиционном искусстве населения современной территории Республики Коми прослеживается семантически устойчивый ряд акваорнитоморфных образов, которые фигурируют в мифопоэтической картине мира коми (зырян) – утка, лебедь, гагара и смешанный образ утко-лося (коня). В мифопоэтической картине мира коми (зырян) центральное место занимают акваорнитоморфные образы, которые структурируют и закладывают основу данной картины. Мифы, прежде всего, космогонические превращают хаос в осмысленный космос, конструируют картину мира и формируют способ мышления человека. Тексты космогонических мифов коми (зырян) отражают мифологическую систему через совокупность представлений о мифологических персонажах и их функциях Персонаж, который придает форму и закладывает структуру Вселенной, в космогонии коми (зырян) - это водоплавающая птица. За определенными мифологическими акваорнитоморфными образами закреплялись четкие функции. Так, утка выступала прародительницей мира, лебедь олицетворял доброе начало, бога демиурга Ена, гагара же считалась воплощением злого начала, но именно она доставала сушу со дна «бесконечного моря-океана». В представлениях коми (зырян) именно водоплавающие птицы способны к созиданию и формообразованию мира. Предметы с изображениями водоплавающих птиц, например, женские украшения, служившие оберегом, или солонки-утицы, являвшиеся обязательным атрибутом традиционной свадьбы коми (зырян), с древнейших времен, вплоть до начала XX в. функционировали в обрядах и ритуалах, символизируя благополучие, процветание, плодородие и деторождение. Утка в традиционных обрядах коми (зырян) олицетворяла образ прародительницы мира и всего сущего. Водоплавающие птицы считались медиаторами между тремя мифологическими мирами, связывали людей с миром предков, обеспечивали связь поколений. Изображения водоплавающих птиц также исполняли защитную охранительную роль. Большинство древних акваорнитоморфных изображений были найдены в погребениях, что свидетельствует о том, что предки коми (зырян) считали их необходимыми для загробной жизни, подобные предметы были табуированы для живых. Кроме того, в погребениях зафиксированы жертвенные комплексы, в состав которых входили парные украшения в форме водоплавающих птиц. Несомненно, в использование парных украшений был заложен определенный сакральный смысл, который принято арсшифровывать как бинарные оппозиции (мужское-женское, смерть-жизнь). Предметы, воплощавшие акваорнитоморфные образы в древнем и традиционном искусстве коми, можно интерпретировать как материальное воплощение мифологических представлений коми (зырян). Ярким примером могут служить солонки-утицы с утятами на крышке, композиция которых напрямую перекликается с зафиксированным текстом космогонического мифа коми (зырян) о праматери-утке, плавающей по беспредельному океану с двум утятами, будущими богами-демиургами, на спине. Смешение в декоративно-прикладном искусстве коми (зырян) образов утки и коня (лося) отражает древнейшие мифологические представления населения Европейского Северо-Востока о функциях водоплавающих птиц, лося, а позднее коня. Строение традиционного жилища коми (зырян), его пространственное упорядочивание, а также расположение декоративных элементов в форме водоплавающих птиц, подчиняется закономерностям мифопоэтической картины мира. Верхняя часть дома, соответствующая космическому верху, всегда декорировалась изображениями водоплавающих птиц и коней (часто в виде смешанного образа), которые по представлениям коми (зырян) являлись обитателями «верхнего мира» в трехчленной структуре Вселенной.^ Практическая значимость работы. Практическая значимость исследования состоит в возможности привлечения систематизированного материала при разработке курса культурологии, эстетики, мировой художественной культуры, спецкурсов по этнографии, археологии и традиционной культуре народа коми для студентов вузов, для воссоздания народных промыслов, для строительства музейных экспозиций. Выводы диссертации могут быть использованы в обобщающих исследованиях по традиционной культуре коми (зырян).^ Апробация результатов исследования. Результаты исследования отражены в научных статьях и докладах на конференциях различного уровня: международных: XL, XLII Урало-Поволжсих археологических студенческих конференциях (Самара, 2008); Кострома, 2010); «Семиозис и культура: методологические проблемы современного гуманитарного знания» (Сыктывкар, 2008), V научная конференция «Актуальные проблемы истории Вятско-Камского региона: К 110-летию со дня рождения А.В. Эммаусского» (КировЭ 2008); всероссийских: молодежная научная конференция «Молодежь и наука на Севере» (Сыктывкар, 2008), республиканских: XVIII, XIX Коми научные конференции студентов и аспирантов «Человек и окружающая среда» (Сыктывкар, 2008, 2009), 12-й научной конференции «Геолого-археологические исследования в Тимано-Североуральском регионе» (Сыктывкар, 2009).^ Структура исследования. Данная работа состоит из введения, 3 глав и заключения объемом 175 стр., библиографического списка из 238 наименований, приложения, включающего рисунки и фотографии.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы, ее научная и практическая значимость, определяются цели и задачи диссертации, источники и методы исследования, указывается ее научная новина, обозначается структура и объем диссертации.^ Первая глава «Этнокультурная ситуация на территории Европейского Северо-Востока: мировоззрение, знаковая система, художественные изображения» состоит из двух параграфов.В первом параграфе «Акваорнитоморфные изображения в контексте мировоззрения древнего населения» автор рассматривает, этнокультурную ситуацию на территории Европейского Северо-Востока. По мнению ученых, этническое ядро населения этой территории с эпохи неолита составляли финно-угорские племена. С эпохи энеолита (сер. III тыс. до н.э.) в этническом составе населения Европейского Северо-Востока сохраняется ведущая роль финно-пермского (прафинно-пермского) этноса. В эпоху великого переселения народов на данную территорию проникают южные скотоводческие группы населения, которые в дальнейшем смешиваются с местными племенами, в итоге формируется ванвиздинская культура, датируемая VI-X вв., которая хронологически и генетически смыкается с культурой летописной Перми (вычегодской). Считается, что культура древних коми (зырян) сформировалась на основе предшествующей ванвиздинской при участии древнерусского и прибалтийско-финского компонентов.2 Акваорнитоморфные изображения на Европейском Северо-Востоке появляются уже в эпоху неолита, развиваются в эпоху бронзы, железа и средневековья. Изучение данных изображений будет неполным без выяснения связи этих образов с мировоззрением населения, создавшего и использовавшего предметы в форме водоплавающих птиц. Автор устанавливает, что мифологическая картина мира в основных чертах, по всей вероятности, была сходной на обширной территории проживания родственных финно-угорских народов. Важную роль в данной картине мира играла водоплавающая птица. Вероятно, уже тогда сложилась система мифов о водоплавающей птице, фрагменты которых были гораздо позднее зафиксированы исследователями практически у всех финно-угорских народов. В древнейшем искусстве населения Европейского Северо-Востока воплощались образы тех водоплавающих птиц, которые фигурируют в сохранившихся космогонических мифах коми (зырян) – утка, лебедь, гагара. Предметы, воплощавшие акваорнитоморфные образы в древнем искусстве содержать в себе, по крайней мере, два пласта представлений, связанных между собой. Это в первую очередь, космогонические представления и, во вторую, наделение изображений магическими свойствами, проистекающими, вероятно, из первых. На рассматриваемых предметах могли отразиться и тотемистические представления, но возможности исследуемого материала не позволяют судить об этом достаточно определенно, поскольку изображения представляют собой одночастные композиции, а исследования, посвященные изучению социальных структур древних обществ на основе изображений древнего искусства, опираются, прежде всего, на изучение многообразных и сложных зооморфных и антропозооморфных композиций.^


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.