АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ МЛАДОЛАТЫШСКОГО ДВИЖЕНИЯХалявин Никита 12сВ 19 веке на территории современной Латвии жил немецкий народ и имел права на автономность. Латыши были вынуждены онемечиваться, чтобы добиваться успехов в жизни, устраиваться на работу, иметь право на собственность. В результате этого зародилось младолатышское движение, целями которого были: - развитие латышской культуры; - право на покупку земли; - равные права с немцами; - свободная конкуренция на экономическом рынке.Младолатышей можно назвать националистами, мирными революционерами, борцами за свободу и права своей нации. Актуальна ли идея такого движения сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос, надо посмотреть на XIX век и XXI с разных сторон.Территория Латвии в «эпоху младолатышей» принадлежала России. Латыши были коренными жителями Прибалтики – такими же, как и немцы, русские. Давайте посмотрим на Латвию глазами современного человека. Сегодня в похожей ситуации находится русский народ. Русскоязычные живут на территории, которая принадлежит уже Латвии, при этом не являются её туристами или мигрантами – они такие же коренные жители, как и латыши – а если говорить о 40-х годах, то с того момента уже успели смениться несколько поколений, и говорить, что русские – мигранты – это все равно, что ничего не говорить. Русскому народу для того, чтобы добиться элементарного гражданского права, которое во всей Европе дается коренному населению автоматически, нужно проходить процедуру облатышивания. Около 400 000 жителей Латвии не имеют даже права голоса. Русская культура здесь планомерно деградирует. Актуальны ли цели, за которые боролись младолатыши в XIX веке сегодня? 20% населения Латвии до сих пор бесправны, у них нет права на свободную жизнь в демократической стране притом, что они являются её коренными жителями и не представляют угроз для её безопасности. Аналогичные проблемы испытывают на себе, например, баски и каталонцы, но чего им всем, в том числе и русским в Латвии, не хватает для «пробуждения»? К.Валдемарс не смог бы так активно развивать идею своих собратьев, не будь у него связей с братом царя, русской и латышской интеллигенцией, богатыми людьми. Современная политика тоже в большинстве своем построена на денежных отношениях. Кто платит – того интересы и защищают. Кто не может платить или добиваться своих потребностей другими путями, тот должен смириться со своим положением, как это сделали индейцы, на территории которых сегодня властвуют американцы и не намерены предоставлять им прав на ресурсы и землю, которую отобрали.Если вернуться к вопросу Латвии и подумать, есть ли смысл в этой стране кому-то спонсировать движение младорусских, активных борцов за права тех самых 20%? У человека XXI века несколько иное мировоззрение, нежели у человека XIX века. Сегодня любая информация доступна, границы открыты, и представитель любого народа может легко и свободно конкурировать на экономическом рынке. Для защиты интересов элиты сегодняшнего дня нет необходимости совершения национальных революций, восстаний и националистических движений. Поэтому такие левые партии, как «Центр Согласия», «ЗАПЧЕЛ» и «Дзимтене» – это вовсе не те, кого можно принимать за борцов за права русскоязычных. Спонсоры этих партий преследуют совершенно иные цели, в большем плане экономические. Я уж не говорю о том, что радикальную правую партию «ТБ/ДННЛ», которая якобы борется за Латвию для латышей и латышские ценности, спонсирует Россия и русские бизнесмены – вероятно, совсем не для того, чтобы «депортировать местных т.н. оккупантов».Исходя из этого, идея возрождения культуры народа, проживающего на территории Латвии, не актуальна, но с другой стороны, была ли эта цель у младолатышей основной или только прикрытием? В таком случае, их идеи не только востребованы сегодня, но и реально применяются.