Реферат по предмету "Разное"


Академии Наук «Экономика и социология знания»

РОССЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУКНаучный Совет по программе фундаментальных исследований Президиума Российской Академии Наук «Экономика и социология знания»Центральный экономико-математический институт РАН Институт социально-политических исследований РАН Институт перспективных научных исследованийЧерной Лев Семенович, доктор экономических наук, профессор, директор Института перспективных исследованийНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА. Концептуальные вопросы управления эффективностьюМосква, «Экономическое образование», 2011Оглавление Предисловие От автора Введение Глава 1. Институциональная, системная и функциональная специфика корпоративного базиса рыночного хозяйства 1.1. Структурообразующие элементы корпоративной системы и их институциональная специфика 1.2. Характер взаимодействий между корпорациями, придающий корпоративной системе свойства системного целого 1.3. Основные факторы, системно-значимые для корпоративной системы, рамочные условия ее функционирования и структурное качество 1.4. Собственные и несобственные системные характеристики корпоративной системы и фактор экономической политики 1.5. Множественность параметров корпоративной системы, непосредственно влияющих на эффективность экономики 1.6. Базисные рамочные условия функционирования корпоративной системы и ее системное качество: характер связей 1.7. Системные функции ядра и периферии корпоративной системы 1.8. Государственная политика как фактор, влияющий на структурное и системное качество корпоративной системы 1.9. Национальные корпоративные системы и глобальная корпоративная система: общее, особенное и характер взаимодействий 1.10. Выводы по Главе 1 Глава 2. Условия поддержания эффективности корпоративного базиса экономики на уровне, обеспечивающем устойчивое функционирование воспроизводственного контура 2.1. Эффективность корпоративной системы, ее системное качество и совокупность рамочных условий функционирования: характер связей 2.2. Механизм воспроизводства системных характеристик корпоративной системы и условия его эффективного функционирования 2.3. Предпосылки обеспечения приемлемого уровня эффективности корпоративной системы при данных рамочных условиях ее функционирования 2.4. Потребность в увеличении экономического потенциала корпоративной системы как фактор, лимитирующий развитие процессов специализации в системе локальных региональных корпоративных модулей 2.5. Конвенционализация корпоративных систем: её причины, результаты и следствия 2.6. Влияние изменений в валютной и тарифной политике на национальные корпоративные системы и глобальную корпоративную систему 2.7. Системные условия эффективной абсорбции иностранного капитала корпоративным базисом слабой экономики 2.8. Задача поддержания ресурса экономической субъектности государства и корпоративной системы на уровне, обеспечивающем возможность управления протекающими в экономике процессами, и проблема адаптации корпоративной системы слабой экономики к условиям членства в ВТО 2.9. Выводы по Главе 2 Глава 3. Неуправляемые и управляемые трансформации корпоративного базиса экономики: закономерности, инструментальная база и влияние на процессы развития 3.1. Неуправляемые изменения корпоративного базиса экономики: их характер и последствия 3.2. Задача управления трансформациями корпоративной системы в обобщенном представлении 3.3. Объекты и инструментальная база управляющих воздействий, опосредующих процесс трансформации корпоративного базиса экономики 3.4. Механизм снижения системного качества корпоративной системы в условиях кризиса и управление восстановлением ее эффективности на этапе вывода экономики из кризиса 3.5. Функции госсектора как инструмента управления эффективностью корпоративной системы и факторы, определяющие целесообразные масштабы и формы присутствия государства в экономике 3.6. Основные подсистемы и элементы инструментальной базы управления эффективностью корпоративной системы 3.7. Системная специфика нормального варианта эволюции корпоративных систем развитых стран 3.8. Выводы по Главе 3Глава 4. Управление эффективностью корпоративной системы на различных этапах модернизационного цикла 4.1. Институциональная специфика агентов модернизации и особенности их вклада в процесс модернизации корпоративной системы 4.2. Факторы, определяющие специфические требования к управлению эффективностью корпоративной системы на этапе модернизации 4.3. Проблема целесообразного масштаба контролируемого государством сектора корпоративной системы на различных этапах модернизационного цикла и факторы, его определяющие 4.4. Изменения условий эффективного использования экономического потенциала малых и средних фирм на различных этапах модернизационного цикла 4.5. Потребность в поддержании ресурса экономической субъектности КС на вышекритическом уровне как необходимое условие ее форсированной модернизации 4.6. Характер нормальной траектории эволюции корпоративной системы экономики модернизационного типа 4.7. Влияние преобразований в соответствии с требованиями неолиберальной экономической парадигмы на корпоративные системы модернизационного типа и проблема условий последующего роста эффективности корпоративного базиса экономики^ 4.8. Выводы по Главе 4 Глава 5. Условия максимизации экспортной эффективности сегмента корпоративной системы, производящего продукцию обрабатывающей промышленности ^ 5.1 Факторы, определяющие экспортную эффективность корпоративной системы 5.2. Факторы, лимитирующие вклад малых и средних фирм в экспортный потенциал экономики, и условия относительной нейтрализации действия этих факторов ^ 5.3. Варианты распределения экспортного потенциала между ядром и периферией корпоративной системы 5.4. Влияние фактора открытости экономики на экспортный потенциал корпоративной системы ^ 5.5. Факторы, определяющие уровень экспортной специализации корпоративной системы 5.6. Рост функциональной полноты корпоративной системы как условие динамичного развития экономики экспортного типа 5.7. Выводы по Главе 5 ^ Глава 6. Корпоративная система современной России: становление, состояние, возможности и механизмы повышения эффективности 6.1. Почему корпоративная система России такова, какова она есть: о влиянии фактора экономической политики 6.2. Кажущиеся и реальные структурные дефекты российской корпоративной системы и предпосылки их устранения 6.3. Влияние фактора иностранного капитала на потенциал развития корпоративной системы России 6.4. Факторы, определяющие выбор стратегии повышения эффективности корпоративной системы России и условия ее реализации6.5. Возможности и ограничения выбора стратегии модернизации корпоративной системы и экономики России 6.6. Предпосылки повышения экспортного и импортозамещающего потенциала корпораций обрабатывающей промышленности России6.7. Выводы по Главе 6ЗаключениеПриложенияПриложение 1. Управляемая эволюция корпоративной системы экономики Индии как пример нормальной фазовой траектории корпоративной системы, формирующейся на базе слаборазвитой экономики с крупным несовременным сектором и значительными потенциальными размерами производства и рынка Приложение 2. Южнокорейская модель управления корпоративной системой модернизирующейся экономики со средними потенциальными размерами внутреннего рынка Приложение 3. Тайваньская модель управления корпоративной системой экономики с небольшими потенциальными размерами внутреннего рынка и культурной спецификой предпринимательства ЛитератураКраткое содержание монографии^ Глава 1. Институциональная, системная и функциональная специфика корпоративного базиса рыночного хозяйства Основу понятийного аппарата корпоративной системы составляет корпорация. В законодательстве большинства стран с рыночными экономиками корпорация определяется (в отличие от предприятий индивидуальной формы собственности и товариществ) как юридический субъект, обособленный от индивидов, чьей собственностью он является. В России корпорациям соответствуют акционерные общества (АО). В отношении унитарных госпредприятий и компаний, контролируемых государством, государство выступает в роли группы по управлению активами, принадлежащими гражданам государства. Предприятие, имеющее одного формального собственника, отличается от корпорации тем, что не может эмитировать акции, а в ситуации банкротства владелец предприятия отвечает по его долгам своим имуществом. В системе рынков госпредприятия и индивидуальные частные предприятия ведут себя так же, как корпорации, и их в обычных (небанкротных) условиях допустимо рассматривать как хозяйственные структуры, эквивалентные корпорациям. При этом в большинстве современных экономик в корпорациях и эквивалентных им субъектах рынков реализуется подавляющая часть (например, в странах ОЭСР – 80-90%) хозяйственной деятельности страны. В экономиках современного типа большинство корпораций, как правило, входит в разного рода «надстроечные структуры первого уровня» – холдинги, концерны, формальные и неформальные картели и синдикаты, ФПГ, группы по управлению активами, ассоциации производителей и т.д. Помимо этого, в экономике любой развитой страны в рамках совокупности корпораций и надстроечных структур первого уровня формируется более высокий уровень «надстроечных» структур (подсистем): ядро и периферия, локальные региональные корпоративные модули, отраслевые корпоративные сегменты, функциональные корпоративные модули. Ядро корпоративной системы – ограниченное число крупных корпораций и финансовых структур, контролирующих до 50-70% финансовых и производственных активов всей совокупности корпораций данной страны. Остальные корпорации и надстроечные структуры первого уровня относятся к периферии корпоративной системы.Локальный региональный корпоративный модуль (ЛРКМ) – корпоративная подсистема, обеспечивающая основную часть экономической деятельности на локально ограниченной территории страны. В пределах одного ЛРКМ может функционировать несколько субсистем региональных кластеров (в формулировке М.Портера) различной отраслевой и функциональной ориентации. Например, ЛРКМ Калифорнии в США включает региональные кластеры компьютерно-интеллектуальных технологий (Силиконовая долина), судостроения, тяжелого ВПК, виноделия и др. В рамках ЛРКМ обычно реализуется основная часть оборота (включая продажу товаров и услуг) большинства корпораций и надстроечных структур регионального модуля (исключение – некоторые экспортно-ориентированные региональные кластеры). Отраслевой корпоративный сегмент (ОКС) – корпоративная подсистема, обеспечивающая функционирование базисной отрасли национального хозяйства. Функциональный корпоративный модуль (ФКМ) – корпоративная подсистема, выполняющая специализированные функции обслуживания корпораций базисной отрасли хозяйства. Например, корпорации сельскохозяйственной отрасли обслуживают ФКМ производства минеральных удобрений, сельскохозяйственного машиностроения и др. Деятельность корпораций транспортной отрасли обеспечивают ФКМ строительства и ремонта дорожной сети, производства дорожной и транспортной техники и т.д. В некоторых случаях в корпоративной системе также отчетливо проявляется «расщепление» на две слабо связанные между собой подсистемы, одна из которых работает в основном на внутренний рынок, а другая – преимущественно на внешний рынок. Перечисленные структурообразующие элементы, составляющие в совокупности основу корпоративной системы странового уровня (КС), показаны на рис. 1.Необходимое свойство корпоративной системы – наличие устойчивых прямых и обратных связей между ее элементами и подсистемами. Основные типы таких связей показаны в табл. 1. Табл. 1. Основные связи и отношения, влияющие на структуру корпоративной системы и ее параметры. ^ Факторы конкурентной индивидуализации корпораций - Рыночные отношения купли-продажи- Рыночные отношения конкуренции- Конкурентная специализация и диверсификация ^ Факторы горизонтальной и вертикальной системной соорганизации корпораций и надстроечных структур (факторы системной связности КС) - Устойчивые производственные, сбытовые, сервисные и другие связи горизонтальной и вертикальной кооперации.- Отношения субподрядного коммерческого кредитования.- Отношения долгосрочного инвестиционного кредитования.- Отношения участия в капитале (в том числе, взаимного или перекрестного участия в капитале).- Отношения доверительных персональных связей.- Неформальные соглашения о разделе рынков, источников сырья, номенклатуры продукции, сфер и/или регионов деятельности.- Взаимозависимость от экстерналий, возникающих в ходе деятельности. - Положительное влияние перечисленных связей и отношений на снижение совокупных экономических (инвестиционных, производственных, сбытовых, ценовых и др.) рисков. Предприниматели-индивидуалы с узким кругом клиентуры (портной, автомастер, парикмахер, косметолог и т.д.), а также покупатели в магазине – агенты рынка. Но они не являются элементами КС, поскольку не входят в устойчивые системные связи с другими агентами рынков и рыночными институтами. Для КС множество связей между элементами – как по горизонтали, так и по вертикали – необходимое условие системности. Как мы видим, эти связи многообразны и выходят далеко за рамки конкурентных отношений. Далее, в развитых КС, кроме перечисленных структурных подсистем, как правило, возникают и воспроизводятся финансовое ядро с его спецификой структур, широкопрофильные, специализированные, трансрегиональные и транснациональные корпорации, группы и банки, и т.д. (рис. 2).Описанная структурная организация, а также указанные выше вертикальные и горизонтальные системные связи обеспечивают функционирование КС как целостной системы. В то же время КС находится в постоянном взаимодействии с экономическими, социальными и политическими институтами страны, а также, в той или иной мере, с внешней (международной) институциональной средой, и в этом взаимодействии «обрастает» внешними системными связями. То есть оказывается, по определению, открытой системой (рис. 3).Состояние, структура и конфигурация связей в КС постоянно изменяются в результате самоорганизации под воздействием рыночных сигналов и в результате влияния государства и других подсистем институциональной среды. Происходят слияния и разделения, национализации и приватизации, изменения стратегий корпораций в порядке реакций на кризисы и шоки мировой конъюнктуры, и т.д. Таким образом, корпоративная система:- вычленяется из социальных, политических, экономических институтов своими специфическими функциями реализации подавляющей части экономической деятельности в пределах национальной экономики;- характеризуется наличием структурно соотнесенных специфических элементов и подсистем, а также наличием специфических связей между элементами и подсистемами, обеспечивающих ее системную целостность;- поддерживает систему связей с внешней институциональной средой;- характеризуется динамикой изменений структуры и связей. Это дает основания считать КС особой сложной открытой динамической системой. И требует исследования структурной и системной специфики КС, специфики ее взаимодействия с институциональной средой, а также возможностей повышения ее эффективности. КС, как открытая система, за счет прямых и обратных связей взаимодействует с внешней институциональной средой и зависит от ее параметров. Некоторые из этих параметров – климат, территория, сырьевой и демографический базис экономики – сверхстабильны. Другие – такие, как отраслевая и региональная структура КС, качество трудовых ресурсов, опыт и эффективность местного сообщества предпринимателей и менеджеров, – меняются за счет рыночного саморегулирования и под влиянием управляющих воздействий медленно. Третьи – могут меняться достаточно быстро в результате регулирующих воздействий со стороны экономического целеполагания и экономической политики, а также под влиянием системных связей КС с институциональной средой. Все эти параметры являются для КС своего рода «рамочными условиями» функционирования (рис. 4).При этом регулируемые рамочные условия (экономическое целеполагание и основные элементы экономической политики), а также система внешних воздействий, – способны «навязывать» структурам и сегментам КС внешнюю динамику, в той или иной мере противоречащую процессам адаптивного саморегулирования КС под влиянием рыночных сигналов. В связи с этим выделим базисные рамочные условия (сверхстабильные и медленно меняющиеся), к которым КС, как правило, способна постепенно адаптироваться под воздействием сигналов рынков, и управляющие рамочные условия (государственное целеполагание и экономическая политика, а также внешние, в том числе шоковые, воздействия), требующие от всех подсистем КС быстрых – и не всегда возможных – адаптивных реакций. В силу различий в истории развития и рамочных условиях функционирования структурное состояние любой КС определяется множеством характеристик, включая: (1) наличие ядра КС и распределение хозяйственного потенциала между ядром и периферией КС; степень вовлеченности корпораций периферии в системные связи с корпорациями и надстроечными структурами ядра; (2) насыщенность КС надстроечными структурами первого уровня, включая ФПГ и холдинги с собственным ядром в виде крупных финансовых институтов; (3) наличие и количество ЛРКМ, соотношения в их развитости, специализация, взаимная конкуренция и кооперация между ЛРКМ; (4) наличие базовых ОКС, их развитость, обеспеченность базовых ОКС сопряженными ФКМ, системная связность сопряженных ОКС и ФКМ; (5) доли в активах и производстве подсистем КС корпораций и надстроечных структур, контролируемых резидентами, нерезидентами и институциональными инвесторами, включая государство; (6) общая насыщенность КС в целом и ее подсистем горизонтальными (включая производственные, сервисные, сбытовые) и вертикальными (включая кредит и участие в капитале) системными связями; (7) уровень конкурентности в КС в целом и ее подсистемах; (8) доли экспорта и импорта в структуре производства базовых ОКС, ЛРКМ и ФКМ, и т.д. Полную совокупность характеристик корпоративной системы далее будем называть форматом КС. Проведенный в исследовании анализ КС различных стран позволяет утверждать, что наиболее существенными обобщенными структурными характеристиками КС являются: - доля в активах КС ее корпоративного ядра, включая финансовое ядро. Сила ядра КС определяется долей корпораций и надстроечных структур ядра в активах и производстве КС, а также способностью ядра финансово обеспечивать основные воспроизводственные процессы в пределах КС и выполнять функции системной соорганизации для периферии КС; - степень системной интегрированности КС (общая насыщенность КС горизонтальными и вертикальными системными связями); - степень интегрированности КС по территориальной горизонтали (глубина и прочность системных связей разного типа между локальными региональными корпоративными модулями); - функциональная полнота КС (способность корпоративной системы, включая ее отраслевые сегменты, а также региональные и функциональные модули, в совокупности выполнять базисные для данной экономики функции – инвестиционное и инфраструктурное обеспечение, производство, экспорт, импорт, торгово-распределительные и социальные функции и т.д.).Особая роль ядра КС состоит в том, что в нем обычно сосредоточен основной «потенциал эффективности» КС. Как показывает мировой опыт, успешно развиваются экономики, в ядре КС которых, представленном несколькими десятками крупных корпораций, объединенных надстроечными структурами, сосредоточено до 50-70% активов и продаж КС. Такие экономики, как правило, имеют и сильное финансовое ядро КС в виде нескольких десятков крупных финансовых структур, контролирующих до 50-70% активов и пассивов финансовой системы. Значимость сильного ядра КС определяется тем, что входящие в него корпорации и группы, как правило, обладают: (1) повышенной финансовой устойчивостью и пониженной чувствительностью к влиянию совокупных рисков; (2) способностью инвестировать в крупные проекты, НИОКР и ассимиляцию новых технологий; (3) способностью, за счет наличия в ядре КС трансрегиональных корпораций и групп, интегрировать экономику по территориальной горизонтали; (4) повышенной конкурентоспособностью на внешних и внутренних рынках; (5) повышенной чувствительностью к управляющим воздействиям со стороны экономического законодательства, кредитно-денежной и бюджетной политики; (6) способностью осуществлять, через кооперационные производственные связи и систему участия в капитале, прямой и косвенный контроль над значительной частью периферии КС; (7) соответственно, способностью к трансляции в периферию КС управляющих воздействий со стороны экономической политики. Так, в США в 2007 году 50 крупнейших финансовых и нефинансовых корпораций и «групп», составляющих ядро КС, контролировали около 58% совокупных активов страны, причем большинство из них – транснациональные или, как минимум, трансрегиональные корпорации и группы. При этом в 2005 году расходы на НИОКР у корпорации «Дженерал Электрик» (более 5 млрд. долл. в год) превышали совокупные расходы на НИОКР всей России. В Индии на 2008 год 90 крупных частных корпоративных групп и госпредприятий – контролировали около 60% нефинансовых активов экономики. Национальные КС характеризуются высоким структурным разнообразием. Для слабых экономик нередко свойственно рыхлое или вообще отсутствующее ядро вкупе с функциональной неполнотой КС и ее низкой насыщенностью вертикальными и горизонтальными системными связями. В экономиках с малым территориальным базисом нет нужды в наличии нескольких ЛРКМ. В странах, не имеющих значимых сырьевых ресурсов, неразвиты или отсутствуют сырьевые ОКС и обслуживающие их ФКМ, но, как правило, более развиты экспортно-ориентированные ОКС и сопряженные с ними ФКМ. В страновых КС сильно варьируют доли капитала резидентов, нерезидентов и институциональных инвесторов, включая государство, в активах структурных подсистем КС. Но в общем случае обязательными структурными подсистемами КС являются ее ядро, локальные региональные корпоративные модули, отраслевые сегменты и функциональные корпоративные модули, причем для поддержки воспроизводственного процесса в национальной экономике все эти подсистемы, с их системными связями, должны быть адаптированы к сверхстабильным рамочным условиям функционирования КС. На указанных выше основаниях в монографии вводится понятие структурного качества КС. Структурное качество КС характеризуется долей активов ядра в КС в целом, наличием и уровнем развитости сопряженных подсистем локальных региональных корпоративных модулей, отраслевых корпоративных сегментов и функциональных корпоративных модулей, обеспечивающих воспроизводственный контур национальной экономики (степенью функциональной полноты КС применительно к имеющимся сверхстабильным рамочным условиям функционирования), а также насыщенностью КС системными горизонтальными и вертикальными связями. Высоким структурным качеством обладает КС, имеющая сильное ядро и развитые подсистемы ЛРКМ, ОКС и ФКМ, глубоко насыщенные горизонтальными и вертикальными системными связями, а также высоко адаптированные к сверхстабильным рамочным условиям функционирования. Например, КС Индии не может строиться без учета отсутствия устойчивого зимнего транспортного сообщения через Гималаи. В ОКС Тайваня нет мощных национальных сырьевых корпораций ввиду отсутствия в стране сырья, но в ОКС и ФКМ имеются развитые подсистемы экспортной ориентации. Высокое структурное качество создает КС лишь некоторый потенциал ее эффективности в обеспечении воспроизводственного процесса в самой КС и в целом в национальной экономике. Для реализации этого потенциала требуется адаптация системных характеристик КС, включая ее структуру, ко всем базисным (сверхстабильным и медленно меняющимся, включая внутренние и внешние) рамочным условиям функционирования КС (см. рис. 4). На указанных основаниях вводится понятие системного качества КС. Системное качество КС определяется ее структурным качеством и степенью согласования основных характеристик КС с имеющимся базисными рамочными условиями ее функционирования. Чем выше структурное качество КС и чем лучше ее характеристики согласованы с базисными рамочными условиями функционирования, тем выше системное качество КС. При этом системное качество, учитывающее степень адаптации КС к базисным рамочным условиям – отчасти определяет и динамический потенциал КС – ее потенциальную способность обеспечивать воспроизводственный процесс в национальной экономике при изменениях рамочных условий функционирования. Дефицит структурного качества КС может быть отчасти компенсирован высокой согласованностью характеристик КС с рамочными условиями функционирования, тем самым обеспечив приемлемое системное качество КС. Так, например, в Индии сравнительно невысокое структурное качество КС (слабое ядро, неразвитость многих ЛРКМ, ОКС и ФКМ) компенсируется активным госфинансированием программ развития и созданием в слабых подсистемах КС госкорпораций, а также множеством мер, направленных на согласование структурных характеристик КС с такими рамочными условиями ее функционирования, как огромная доля в экономике «несовременного» сектора, избыточность и низкое качество трудовых ресурсов и т.д. Высокое системное качество является необходимым, но недостаточным условием обеспечения высокой эффективности КС. Очевидно, что, кроме системного качества, на функционирование КС влияют управляющие рамочные условия УРУ. При отсутствии резких внешних воздействий это, прежде всего, изменения государственного целеполагания и экономической политики. В связи с этим введем понятие ресурса экономической субъектности (РЭС). Для корпоративной системы РЭСКС определяется как способность КС к функционированию и развитию в режиме максимально возможной при данных конкретных условиях автономии от негативного влияния внешних по отношению к данному государству экономических систем и факторов, включая внешние шоки. Например, когда большинство крупных корпораций закредитовано за рубежом и глубоко зависит от портфельных инвестиций нерезидентов в их фондовые активы (как в нынешней России), РЭСКС не может быть высоким. Для государственной системы в целом РЭСГ определяется как способность государственной власти, при данных конкретных условиях, к выработке и реализации экономической политики, базирующейся на собственной системе целеполагания с её иерархией приоритетов. Очевидно, что в случае глубокой зависимости государства от внешнего долга и директив по экономической политике, связанных со стабилизационными кредитами МВФ (как в России в 90-х годах и в Греции в 2010-2011 годах) – РЭСГ не может быть высоким.В связи с развитием глобализации нередко утверждается, что КС странового уровня (СКС) вскоре потеряют свою системную связность, преобразовавшись в единую глобальную корпоративную систему (ГКС). В ГКС действуют достаточно мощные факторы интеграции: (1) совокупность мировых рынков товаров и услуг, агентами которого являются корпорации, в особенности ТНК, и СКС; (2) система разделения труда между СКС; (3) система резервных валют; (4) такие организации, как ГАТТ (затем ВТО), МВФ и ВБ.Но в ГКС действуют и мощные факторы дезинтеграции: (1) экономический и политический суверенитет государств; (2) непосредственно контролируемые государством хозяйственные подсистемы; (3) системы регулируемого перераспределения ВВП в «национальных» границах (через бюджет и другие регулируемые каналы); (4) множественность валют (фактор валютного суверенитета); (5) наличие разных «моделей капитализма» (рейнской, англо-саксонской, японской и др.) и существенных различий экономического законодательства; 6) сектор услуг, большинство из которых неимпортируемо; (7) фактор теневой и криминальной экономики, в основном замыкающейся в национальных границах; (8) конкурирующие макрорегиональные экономические блоки (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и т.д.); (9) кризисы, всегда приводящие к снижению интегрированности ГКС. По ряду признаков, сейчас, после пика интеграции в конце ХХ в., ГКС вступает в фазу дезинтеграции, в условиях которой задача повышения эффективности страновых КС, обслуживающих национальные экономики, приобретает особое значение. ^ Глава 2. Условия поддержания эффективности корпоративного базиса экономики на уровне, обеспечивающем устойчивое функционирование воспроизводственного контура Понятие «эффективность КС» в работе раскрывается через понятие «потенциал КС». В соответствии с развивавшимся в ЦЭМИ РАН подходом, в качестве меры эффективности рассматривается соотношение между фактическим и потенциальным результатом функционирования КС1. Потенциал КС характеризуется достижимыми ею результатами при максимальном использовании имеющихся созидательных возможностей, присущих ей системных качеств и ресурса экономической субъектности в конкретных условиях меняющегося государственного целеполагания и экономической политики, а также внешних шоков. Эффективность КС выражается в степени раскрытия потенциала, и в зависимости от того, насколько велика эта степень, можно говорить о большей или меньшей эффективности КС. Отсюда следует, что наиболее высокая эффективность присуща КС с высоким системным качеством и высоким ресурсом экономической субъектности (РЭСКС), функционирующей в условиях государства с высоким РЭСГ, реализующего оптимальную в данной конкретной ситуации экономическую политику. Структурное качество, системное качество и эффективность КС увязаны прямыми и обратными связями как с другими параметрами КС, включая ее ресурс экономической субъектности, так и с основными параметрами государственной системы, включая ресурс экономической субъектности государства, характер целеполагания и экономическую политику. При этом, например, ресурс экономической субъектности государства и диапазон выбора средств экономической политики – зависят от структурного и системного качества КС, и наоборот. Основные соотношения и связи между экономической политикой, перечисленными системными свойствами КС и ее эффективностью схематически показаны на рис. 5.Эффективная КС в общем случае характеризуется: (1) существенным ресурсом экономической субъектности; (2) высоким собственным финансовым потенциалом и, соответственно, финансовой устойчивостью; (3) невысокой чувствительностью к влиянию совокупных рисков; (4) способностью масштабно инвестировать в крупные проекты, НИОКР и ассимиляцию новых технологий; (5) способностью, за счет наличия в ядре КС сильных трансрегиональных корпораций и групп, интегрировать экономику по территориальной горизонтали; (6) повышенной конкурентоспособностью на внешних и внутренних рынках; (7) высокой чувствительностью к управляющим воздействиям со стороны экономического законодательства и экономической политики. В случае спокойного (бескризисного) развития КС – ее эффективность может быть количественно оценена соотношением долговременных темпов роста подушевого дохода в данной национальной экономике и в других экономиках, сопоставимых по масштабам и базисным рамочным условиям функционирования (включая уровень развитости). Если эти темпы выше средних по сопоставимым экономикам, эффективность КС можно признать высокой. В «трансформационные» и кризисные периоды развития эффективность КС можно определить как ее способность реализовать приоритеты государственного экономического целеполагания. Удержание эффективности КС за счет адаптивной трансформации ее формата к совокупности рамочных условий функционирования – в высокой степени зависит от государственного целеполагания и проводимой экономической политики. Это означает, что оптимальное экономическое целеполагание должно быть согласовано как с текущим форматом КС, так и с базисными рамочными условиями ее функционирования. То есть при любом системном качестве КС государственное целеполагание и экономическая политика являются ключевыми факторами обеспечения эффективности этой КС и национальной экономики, которую она обслуживает. Однако выбор целеполагания и экономической политики всегда в той или иной мере ограничен не только форматом КС, базисными рамочными условиями ее функционирования и ресурсом экономической субъектности РЭСКС, но и ресурсом экономической субъектности РЭСГ самого государства. Один из наиболее важных «внутренних» ограничителей РЭСГ – влияние т. наз. «групп специальных экономических интересов». Такие группы всегда присутствуют в национальной экономике и обслуживающей ее КС (в виде отраслевых, финансовых, региональных, профсоюзных и т.д. лобби). Они всегда пытаются получить сильные позиции в законодательной и исполнительной власти и за счет этого влиять на государственное целеполагание и экономическую политику. В случае доминирования одной из конкурирующих групп интересов в выборе государственного целеполагания и экономической политики – РЭСГ падает, возникает конфликт между целеполаганием государства и основных системных элементов и структур КС, а экономическая политика дезоптимизируется, снижая эффективность КС. Государственное целеполагание и экономическая политика всегда есть результат согласования интересов различных экономических, социальных, политических групп, и в этом смысле они всегда конвенциональны. Однако в ходе открытия национальных экономик в ходе глобализации возникло такое явление, как глобальная конвенционализация норм функционирования основных экономических систем национального уровня, включая обслуживающие их КС. Одним из наиболее мощных факторов глобальной конвенционализации стала «отвязка» мировой валютной системы от золота и ее переход, в соответствии с решениями Ямайкской конференции 1976 г., на установление «рыночных» курсов национальных валют, резко повысивший волатильность курсов и конъюнктурные и инвестиционные риски на всех рынках. Другой мощный фактор глобальной конвенционализации – превращение одной из версий неоклассической экономической теории в фактический «идеологический мейнстрим», диктующий нормы некоей «единой мировой экономической политики» (максимальные приватизация, либерализация, конкурентность КС и открытость экономик для потоков товаров и капиталов, минимальное бюджетное перераспределение ВВП и невмешательство государства в экономику, и т.д.). Эти нормы, воплотившись в требования МВФ и ВБ к странам-получателям кредитов, а также в правила ГАТТ и затем ВТО (уравнивающие в правах местных и иностранных инвесторов, фактически запрещающие тарифную защиту внутренних рынков и преференциальную поддержку конкурентоспособности сегментов национальных КС), – существенно ограничили допустимые механизмы адаптации корпораций и подсистем КС к рамочным условиям функционирования. Выполнение требований «мировой экономической политики» фактически является «делегированием» внешним экономическим партнерам и «мировым рынкам» существенной части РЭС государств и национальных


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.