Реферат по предмету "Разное"


Адаптационные стратегии российской молодежи на рынке труда в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы

На правах рукописи Коршунов Алексей ВладимировичАДАПТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы Автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата социологических наукРостов-на-Дону – 2011Работа выполнена в ФГАО ВПО «Южный федеральный университет» ^ Научный руководитель: Заслуженный деятель науки РФ,доктор философских наук, профессор Волков Юрий Григорьевич Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор^ Блинов Николай Михайлович доктор социологических наук, профессорЩербакова Лидия Ильинична ^ Ведущая организация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Защита состоится «26» октября 2011 г. в ______ на заседании диссертационного совета Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам в Южном федеральном университете (344006, г. Ростов н/Д, ул. Пушкинская, 160, ИППК ЮФУ, ауд. 34). С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Южного федерального университета (344006, г. Ростов н/Д, ул. Пушкинская, 148). Автореферат разослан «____» сентября 2011 г.Ученый секретарь ^ диссертационного совета А.В. Верещагина ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. Вопрос «Легко ли быть молодым?» как никогда актуален в современной российской реальности, и молодежь усиленно ищет на рынке труда наиболее адекватные ситуации пути адаптации к сложным и нестабильным условиям. Это объясняется сложной ситуацией, в которую, в результате реформирования социально-экономического и профессионально-трудового пространства страны попала российская молодежь. В качестве определяющих положение молодежи на современном рынке труда в России характеристик можно выделить следующие: ограниченность для определенной части молодежи возможностей эффективной профессиональной самореализации в рамках имеющейся специальности ввиду несоответствия получаемого образования и профессиональных компетенций потребностям современного рынка труда; высокий уровень социальной и трудовой мобильности молодежи, выражающийся в готовности смены вида профессиональной деятельности в зависимости от уровня оплаты труда; рост молодежной безработицы и закрепление поведения, связанного с пролонгированием молодежью включения в трудовые отношения за счет распространения различных форм дополнительного образования как способа накопления образовательного капитала; рост территориального расслоения в молодежной среде и закрепление системы территориального неравенства, отрицательно влияющего на положение сельской молодежи на рынке труда; низкая степень удовлетворенности трудом и положением на рынке труда в целом, снижающаяся уровень социального самочувствия. Обозначенные проблемы актуализируют вопросы, связанные с адаптационными стратегиями российской молодежи, которые формируются под воздействием разнообразных факторов макро- и микросреды и во многом определяют итог реализации молодежью своей субъектности в пространстве социально-трудовых и профессиональных отношений общества. Изучение адаптационных стратегий молодежи представляет интерес и важность как с точки зрения практической ценности подобных исследований, так и теоретической. Первая составляющая ценности выбранной тематики исследования заключается в необходимости определения типов адаптационных стратегий на рынке труда, формирующихся и использующихся в молодежной среде, и оценке их эффективности сложившимся социально-экономическим реалиям для того, чтобы найти наиболее адекватные для улучшения положения молодежи на рынке труда пути адаптации. Научная составляющая ценности избранной проблематики определяется потребностью осмысления изменений в области адаптации российской молодежи на рынке труда в процессе ее социально-трудового и профессионального становления на основе выявления наиболее эффективного методологического инструментария и разработки целостной концепции формирования и реализации адаптационных стратегий молодежи на рынке труда в условиях роста социальной неопределенности и нестабильности в России. Комплексное изучение специфики адаптационных стратегий российской молодежи на рынке труда позволит в определенной степени спрогнозировать характер социально-экономического развития российского общества на ближайшую социальную перспективу, а также тенденции в области социально-трудовых отношений. ^ Степень научной разработанности темы. Анализ научной литературы, накопленной по данной проблематике, предполагает обращение к изучению отечественного и зарубежного опыта в области социологии молодежи, социологии адаптаций, социологии труда, а также отдельных научных направлений (рискология, фамилистика, глобалистика и др.). Исследование положения молодежи на рынке труда и ее адаптационных стратегий требует комплексного анализа молодежной проблематики, который позволяет сформировать целостное представление о социальном развитии молодежи и реализации ею своей субъектности в современной России. В этой связи отмечается возросший интерес отечественных исследователей к таким проблемам, как взаимоотношения поколений и межпоколенческая преемственность (М.В. Вдовина, М.А. Дуарова, Ю.А. Левада, Ю.Ю. Шкарина и др.)1 социальное развитие молодежи и ее социальная адаптация в условиях социальной неопределенности и рискогенности российского общества (А.Э. Гегер, М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги, Ю.А. Зубок, В.И. Чупров, А.А. Широканова, Г.А. Чередниченко и др.)2, изменение ее ценностного мира и рост индивидуализации в сознании молодежи (Л.Я. Аверьянов, В.П. Букин, В.П. Бабинцев, Е.В. Реутов, Л.С. Гурьева, С.И. Копкарева, Д.Л. Константиновский, В.Е. Семенов и др.)3 девиация молодежи, рост экстремистских настроений и практик в ее среде (М. Исаева, М.С. Крутер, Ю.А. Зубок, В.И. Чупров, И.В. Староверова и др.)4. Конечно же, этим списком молодежная проблематика, привлекающая внимание российских исследователей, не исчерпывается на современный день, но уже на основании вышеуказанных тематических направлений можно сделать вывод о том, что молодежь и проблемы ее социального развития в различных аспектах стали предметом пристального внимания в отечественной социологической литературе, в рамках которой накопился достаточно обширный теоретический опыт изучения молодежи, представленный различными концепциями и направлениями, авторы и разработчики которых основательно вошли в историю российской социологии молодежи (М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги, Ю.А. Зубок, В.И. Чупров, Е. Омельченко, С.И. Левикова и др.). Наиболее остро перед современной российской молодежью стоит проблема успешной интеграции в социально-трудовое пространство общества на основе эффективной профессиональной самореализации и социализации. В этой связи объясним интерес исследователей к проблеме формирования профессиональных ориентаций и их реализации в принципиально иных социально-экономических условиях развития общества. Об этом на глубоком теоретическом и практическом уровне можно почерпнуть информацию из работ Н.М. Власова, М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги, А. Думчене, С. Даукиласа, И. Якушовайте, И. Раманаускене, И.П. Поповой, А.Л. Темницкого, Л.Н. Стариковой, Л.В. Тарасенко, М.Ф. Черныш, Г.А. Чередниченко5. Анализ работ исследователей дает основания полагать, что в области профессионального самоопределения и формирования профессиональных установок российской молодежи произошли весьма серьезные изменения, и значимым фактором важнейшего процесса профессионального развития и реализации выступает стремление к получению престижной профессии и высокооплачиваемой работы6. При этом обозначается одна важная тенденция – молодежь активно накапливает человеческий потенциал в виде дополнительного образования в разных его формах – на профессиональных и кратковременных курсах, тренингах, в деловых играх, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, дистанционного образования, обучения через Интернет, что свидетельствует о распространении стратегии непрерывного образования в молодежной среде как условия эффективной профессиональной самореализации и адаптации на рынке труда7. Причиной сложностей, которые испытывает молодежь на рынке труда в современной России, и стремлением к получению дополнительного образования выступает, по мнению российских исследователей, структурное несоответствие параметров предложения труда молодых работников и спроса на их труд. Суть данной причины заключается в том, что полученное образование, сформировав у молодых неадекватные рынку труда знания и навыки, очень часто не совпадает с требованиями спроса на труд8. На региональном уровне, в частности на Юге России, изучение различных аспектов положения и адаптации молодежи на рынке труда также стало одним из важных направлений исследования молодежной проблематики9, и в целом анализ результатов проведенных исследований показывает идентичность проблем в области положения молодежи на Юге страны в сравнении с проблемами общероссийского характера. Непосредственный анализ адаптационного поведения молодежи на рынке труда в современной России проводится в работах Н.М. Власова, А.С. Готлиб, Н. Зоркой, Л.С. Скачковой, Д.С. Петрова, В.А. Макарова, Г.А. Чередниченко, Н. Федотовой10. Наряду с анализом проблем и сложностей трудоустройства молодежи, факторов влияния на этот процесс, исследователи предлагают также типовую характеристику поведения молодежи на рынке труда, акцентируя внимание на том, что активность молодежи на рынке труда направляется, преимущественно, на достижение материального благополучия и социального успеха, и сфера профессиональной деятельности, как и профессиональное призвание при этом играют не самую главную роль. Одним словом, образование и профессиональное развитие перестали носить характер самоценности, уступив место ценностям достижительного и потребительского типа. Важное значение для данной диссертации имеют теоретические разработки зарубежной, а также отечественной социологической науки по проблеме адаптации. Концептуальные разработки теории социальной адаптации, заложенные в работах таких известных ученых, как М. Вебер, Г. Тард, Л. Бристол, Дж. Томсон, Т. Парсонс и др., послужили основой для последующих исследований в данной области. Особое внимание процессу адаптации уделяется в структурно-функциональной теории социальных систем Т. Парсонса, в рамках которой адаптация интерпретируется как вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функциональных условий существования социальной системы, наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов11. Внимание со стороны научного сообщества к проблеме социальной адаптации в современной России, по словам А.С. Готлиб, вполне объяснимо: история не так часто предоставляет исследователям возможность быть свидетелями резких преобразований общественных отношений «сверху», когда огромные массы людей вынуждены так или иначе отвечать на вызовы социальной среды12. То есть в отечественной социологической науке интерес к проблемам адаптации связан, преимущественно, с осмыслением коренных перемен в жизни российского социума и изучением адаптивных практик, используемых россиянами в ходе приспособления к изменившейся социально-экономической и социокультурной реальности. Весомый вклад в разработку отечественной теории адаптации внесли такие ученые, как А.С. Готлиб, Л.В. Корель, Т.И. Заславская, Н.М. Римашевская, М.В. Ромм, М.А. Шабанова и др. Наибольшей популярностью пользуется теория адаптации, разработанная в рамках структурно-деятельностной парадигмы (Т.И. Заславская, М.А. Шабанова, Л.В. Корель), популярность которой для научных изысканий заключается в том, что она специально создана для изучения обществ, переживающих период социальных трансформаций, и, соответственно, основывается на принятии адаптации, как безальтернативного социального поведения в трансформационных условиях. В рамках данного подхода Л.В. Корель представила и обосновала классификационную систему, состоящую из более ста типов и подтипов адаптаций13. Адаптационные стратегии носят целерациональный характер, т.е. основаны на рациональном выборе тех или иных средств и способов приспособления к изменившейся социальной реальности. Это положение составляет основу еще одного интересного и популярного в российской науке подхода к исследованию адаптаций и адаптационных стратегий – социально-ресурсного подхода, знаменитый представитель которого В.А. Ядов делает акцент прежде всего на рациональном выборе адаптационных стратегий в зависимости от характера социальных ресурсов личности14. Впрочем, как и представители структурно-деятельностного подхода, сторонники социально-ресурсного подхода также концентрируют внимание на особенностях адаптационного поведения личности и населения в целом в условиях социальных трансформаций и соответствующих им состоянях неопределенности и нестабильности. Таким образом, анализ научной разработанности темы диссертационного исследования показал, что в целом, несмотря на актуальность молодежной проблематики в отечественной социологии, а также имеющиеся теоретические и практические разработки в области социальной адаптации, проблема адаптационных стратегий молодежи на рынке труда в современной России еще нуждается в глубоком социологическом осмыслении в контексте теоретико-методологической концептуализации и практической верификации специфики выбора и реализации стратегий адаптации молодого поколения на рынке труда в современных, по-прежнему сложных и социально неопределенных условиях развития рыночных отношений в российском обществе. Этим и определяется выбор темы диссертационной работы. Целью диссертационного исследования выступает получение концептуального социологического знания о специфике адаптационных стратегий российской молодежи на рынке труда в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности. Реализация поставленной цели предопределила последовательность промежуточных исследовательских задач: – рассмотреть теоретические и методологические подходы к исследованию молодежи как субъекта социально-трудовых отношений; – выявить теоретические и методологические проблемы исследования адаптационных стратегий в социологической литературе; – создать теоретико-методологический конструкт исследования адаптационных стратегий российской молодежи на рынке труда;– показать специфику проблем и противоречий в области положения российской молодежи на рынке труда в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности;– выявить факторы влияния на формирование адаптационных стратегий молодежи на рынке труда; – рассмотреть основные типы адаптационных стратегий российской молодежи на рынке труда, определить доминирующие из них и показать дальнейшие перспективы их развития.^ Объектом исследования выступает современная российская молодежь как социально-демографическая группа и субъект социально-трудовых отношений. Предметом исследования являются факторы влияния, типы и тенденции в области развития адаптационных стратегий молодежи на рынке труда в современных рыночных условиях развития российского общества. ^ Гипотеза диссертационного исследования. Современное российское общество, не гарантирующее равенства прав и возможностей при самореализации молодежи на рынке труда и характеризующееся высокой степенью социально-экономической нестабильности и социальной неопределенности, формирует и специфические установки в сознании молодежи на выбор и реализацию адаптационных стратегий в сфере труда, отражающие крайние позиции в поведении молодежи: с одной стороны, рост инициативности, активности в молодежной среде, часто направленной в антисоциальное или сугубо достиженческое русло удовлетворения материальных потребностей в сфере труда, а с другой – рост разочарования и апатии среди молодежи, равнодушия к собственной судьбе и судьбе своего народа и связанные с этим пассивные адаптационные стратегии. Такая крайность в выборе адаптационных стратегий объясняется тем, что на сегодняшний день российская молодежь пока еще вынуждена адаптироваться к условиям социально-профессиональной дифференциации труда по статусным и финансовым критериям, что, естественно, отражается на снижении степени удовлетворенности от трудовой деятельности, уровня профессиональной компетентности, результативности труда и социального самочувствия молодых россиян.^ Теоретико-методологической основой исследования выступают социально-ресурсный подход (В.А. Ядов и др.) и теория человеческого капитала (Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко), в рамках которых адаптационные стратегии и адаптивные возможности молодежи в современном российском обществе изучаются с учетом ситуации нестабильности и неопределенности развития социально-экономических, социально-трудовых отношений и социальной реальности в целом, что и определяет высокую значимость наличия или отсутствия адаптационных ресурсов и накопленного человеческого капитала. Элементом методологического конструкта данного диссертационного исследования выступает также концепция моделей интеграции молодежи Ю.А. Зубок, разработанная в рамках воспроизводственного подхода к социологическому определению и изучению молодежи. Значение данного подхода определяется тем, что исследование адаптационных стратегий молодежи на рынке труда необходимо проводить в рамках изучения процесса интеграции молодежи в социально-профессиональное пространство общества, и, основываясь на концепции моделей интеграции Ю.А. Зубок, которая выделяет две модели социального развития молодежи: социального исключения и интеграционная модель развития молодежи, современная российская молодежь находится в ситуации социального исключения. При исследовании адаптационных стратегий молодежи на рынке труда в качестве теоретической базы работы активно использовались структурно-деятельностный подход (Л.В. Корель, М.А. Шабанова и др.), положения структурно-функционального подхода (Т. Парсонс). Исследование специфики формирования и развития рынка труда и социально-трудовых отношений в современной России потребовало использования теоретических разработок в области рискологии, теории трансформации, теории информационного общества. В качестве теоретической основы исследования в работе стали также принципы системного, институционального, сравнительного подходов.^ Эмпирическую базу исследования составили демографические и статистические данные федерального и регионального уровней по проблемам социальной адаптации молодежи на рынке труда в современной России, характеру трудоустройства и безработицы в молодежной среде за последние 10 лет, а также результаты Всероссийских социологических исследований по проблемам молодежи ВЦИОМ, ФОМ, ИС РАН, представленные в исследованиях Г.А. Чередниченко, Н. Зоркой, М.К. Гошкова, Ф.Э. Шереги. Кроме того, большой массив эмпирической информации представлен результатами самостоятельных исследований следующих российских ученых: Н.М. Власов, Л.С. Скачкова, И.П. Попова, А.Л. Темницкий и др15. В качестве эмпирической базы изучения региональной специфики адаптационных стратегий российской молодежи на рынке труда использовались результаты исследований Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ (Регионовед: социологический портрет), а также таких ученых, как В.Б. Большов, В.В. Василовский, Г.В. Куповых, А.В. Рачипа, А.В. Сотникова. Полученные в ходе работы над диссертацией результаты характеризуются наличием элементов научной новизны: – проведен теоретический и методологический социологический анализ молодежи как субъекта социально-трудовых отношений и с этих позиций дано авторское определение молодежи; – выявлены теоретические и методологические проблемы исследования адаптационных стратегий в социологической литературе, показано многообразие социологической интерпретации понятия адаптационных стратегий и возможностей самостоятельного научного поиска в данном предметном пространстве, в результате чего было предложено авторское видение изучаемого социального явления; – создан теоретико-методологический конструкт исследования адаптационных стратегий российской молодежи на рынке труда, ключевыми структурными элементами которого в условиях кризиса института труда в России и социально-трудовых отношений, трансформирующихся под влиянием идеологии и практики рыночной экономики, выступают социально-ресурсный подход и теория человеческого капитала;– показана специфика проблем и противоречий в области положения российской молодежи на рынке труда, связанная с условиями социально-экономической нестабильности и неопределенности, характером развития рыночных и социально-трудовых отношений в современной России, и определены основные механизмы накопления человеческого капитала молодежью для более успешной адаптации на рынке труда;– выявлены факторы влияния на формирование адаптационных стратегий российской молодежи на рынке труда, которые условно можно разделить на две большие группы: объективные и субъективные, или социальные и личностно-индивидуальные, а также обосновано, что совокупность этих факторов оказывает влияние на формирование адаптационного потенциала молодежи, выступающего основой выбора тех или иных адаптационных стратегий на рынке труда; – рассмотрены основные типы адаптационных стратегий российской молодежи на рынке труда, показаны доминирующие из них как результат формирования крайне противоположных позиций и поведенческих установок молодежи в социально-экономической и трудовой сфере, а также определен потенциал перспективного, набирающего силу типа адаптационных стратегий молодежи на рынке труда, связанного с реализацией стратегии непрерывного образования как стратегии, наиболее адекватной потребностям и вызовам современной эпохи. Данные элементы новизны нашли отражение в следующих положениях, выносимых на защиту: 1. В современном трансформирующемся российском обществе на фоне динамично меняющегося пространства социально-трудовых отношений исследование молодежи как субъекта социально-трудовых отношений представляет как социальную значимость, так и определенную научную сложность. Это обусловлено ситуацией трансформации трудовых ценностей и профессиональных установок российской молодежи в контексте масштабной всероссийской аксиологической динамики, затронувшей различные поколения россиян и социальные слои, ввиду чего изучение становления молодежи как субъекта социально-трудовых отношений следует проводить с учетом изменившейся парадигмы социально-трудовых и социально-профессиональных отношений. Молодежь как субъект социально-трудовых отношений рассматривается автором как со­циальная группа, занимающая неопределенные позиции в структуре социально-трудовых отношений в силу возрастной специфики и связанного с ней процесса профессионального самоопределения и становления. Особое внимание следует уделить рискологической концепции исследования молодежи как субъекта социально-трудовых отношений, поскольку российское общество как общество рискогенного типа накладывает свою специфику на процесс интеграции молодежи в социально-трудовую сферу. Поведение молодежи современной России отличается большой степенью неопределенности и малой степенью предсказуемости в процессе социальных взаимодействий, и рискогенная сущность молодого поколения как поколения транзитивного (переходного) типа становится значимым фактором становления ее социально-трудовой субъектности. 2. Обобщенный теоретический анализ понятия «адаптационные стратегии» показал многообразие его социологической интерпретации и возможности самостоятельного научного поиска в данном предметном пространстве, в результате чего было предложено авторское видение изучаемого социального явления, согласно которому «адаптационные стратегии» представляют собой целенаправленное поведение субъекта адаптации, формирующееся в рамках определенной адаптивной ситуации с учетом адаптивной потребности субъекта, использующего для ее реализации и достижения состояния адаптированности адаптационные ресурсы. Адаптивная ситуация как важнейший элемент структуры социальной адаптации тесно связана с адаптивной потребностью, возникающей в ответ на изменение социальной среды и формирование этой самой адаптивной ситуации. Под адаптационными ресурсами предлагается понимать совокупность социальных, материальных и личностных ресурсов субъекта адаптации, использование которых может способствовать его приспособлению к внешней изменившейся среде или изменению адаптивной ситуации. 3. Адаптационные стратегии молодежи и их формирование еще в недавнем прошлом определялись преимущественно системой социокультурных норм, сложившихся в обществе, накопленным социальным капиталом и разработанными жизненными траекториями в различных сферах общественной жизни. Но ситуация изменилась, и современная российская молодежь уже не может опереться на принятые в обществе нормы и стандарты, выработанные предшествующими поколениями, с полной уверенностью, что они помогут добиться успеха на трудовом поприще в достаточно сложных, противоречивых, неопределенных и нестабильных условиях развития рынка труда. В этой ситуации адаптационные стратегии и адаптивные возможности индивидов, определяющиеся нестабильностью и неопределенностью развития социально-трудовых отношений и социальной реальности в целом, зависят от наличия или отсутствия адаптационных ресурсов и накопленного, прежде всего, образовательного, капитала. В этой связи ключевыми структурными элементами методологического конструкта исследования адаптационных стратегий российской молодежи на рынке труда в условиях кризиса института труда в России и социально-трудовых отношений, трансформирующихся под влиянием идеологии и практики рыночной экономики, выступают социально-ресурсный подход и теория человеческого капитала. Такой выбор теоретического инструментария для данного исследования обусловлен тем, что результативность и эффективность адаптационных стратегий молодежи на рынке труда в современных условиях неопределенности и нестабильности определяется ресурсами различного типа: личностного (накопленными лично индивидом в ходе образовательной и профессиональной деятельности), семейного (определяющимися семейным статусом и капиталом) и социального (отражающими тип, уровень и характер конкретного социума, региона проживания, его экономического потенциала).4. Анализ многочисленных статистических и эмпирических данных по проблеме трудовой адаптации и интеграции российской молодежи в социально-трудовые отношения дает основания полагать, что положение современной российской молодежи на рынке труда продолжает оставаться сложным. Несмотря на то, что переход к рыночным условиям функционирования социально-экономической и трудовой сферы открыл перед молодым поколением много возможностей с гораздо более разнообразным спектром перспектив трудовой самореализации и адаптации, эти возможности, связанные с высокой степенью неопределенности, рискогенностью, сложностью их реализации в условиях жесткой социальной дифференциации и ограниченностью в социальных ресурсах для определенной части молодых людей, не принесли ожидаемого эффекта в области профессиональной и трудовой самореализации молодежи. Более того, молодежь попала в разряд «ущербной» социально-трудовой группы, «дефекты» трудовой адаптации которой связаны с рядом факторов социально-демографического (возраст, место и регион проживания, семейное положение и т.д.), образовательного (уровень и качество образования, его наличие или отсутствие, соответствие спросу на рынке труда и требованиям работодателя), производственного (наличие опыта работы) и мотивационного (мотивы трудовой деятельности) характера. В этой ситуации среди молодежи актуализируются различные механизмы накопления человеческого каптала, преимущество среди которых отдается различным формам дополнительного образования и дополнительной занятости. 5. Многочисленные факторы влияния на формирование адаптационных стратегий российской молодежи на современном рынке труда условно можно разделить на две большие группы: объективные и субъективные, или социальные и личностно-индивидуальные. Если социальные факторы связаны с особенностями социально-экономического, политического, правового, социокультурного развития общества, конкретного региона, уровнем стабильности и конфликтности общественного развития, то личностно-индивидуальные факторы отражают особенности психологического склада индивида, его ценностно-мировоззренческие и поведенческие установки, жизненные проекции, и в этом плане наибольшее значение играют установки молодежи на социальный успех, а также средства его достижения; возможности и желание планирования будущего, в том числе профессионального, и в целом, особенности той микросреды, в которой проходили социализация индивида и формирование его ценностного мира. Совокупность факторов социального и личностно-индивидуального характера оказывает влияние на формирование адаптационного потенциала молодежи, который и выступает основой выбора тех или иных адаптационных стратегий на рынке труда. 6. В качестве доминирующей стратегии адаптации молодежи на современном рынке труда в России выступает позитивно-карьерная адаптационная стратегия как тип активной стратегии адаптации, представители которой на основе принятия ценностей рыночного общества постоянно регулируют свое поведение на рынке труда в соответствии с меняющимися рыночными условиями и ценностями рыночного общества. Конструктивность мышления субъектов данного типа адаптационной стратегии, направленная на решение ситуативных задач и конкретных проблем, возникающих в пространстве адаптации на рынке труда, никак не связана с конкретной профессиональной деятельностью и ориентирована на достижение социального и материального благополучия. Образование, труд и профессиональное развитие не выступают как самоценные явления, а рассматриваются как средства достижения достижительных целей. На другом полюсе доминирующих адаптационных стратегий молодежи на рынке труда находятся пассивные стратегии, отражающие вынужденный характер адаптации молодых россиян к условиям социально-профессиональной дифференциации труда по статусным и финансовым критериям, что, естественно, отражается на их профессиональном капитале, результативности труда и социальном самочувствии. Однако, в противовес этим противоположным стратегиям, набирает силу иной тип адаптации молодежи на рынке труда, связанный со стратегией непрерывного образования, как прогрессивной стратегии, отвечающей потребностям и вызовам современной эпохи. Данный тип адаптационной стратегии является более конструктивным как для молодежи, так и для общества, но его утверждение в качестве доминирующего в современной России зависит от вектора образовательной и в целом от социальной политики государства. ^ Научно-практическая и теоретическая значимость диссертации обусловлена как острой актуальностью проблемы адаптации российской молодежи на рынке труда в современной России, интеграцией молодого поколения в социально-трудовые отношения, необходимостью создания условий для более эффективной трудовой самореализации молодежи, так и потребностью в формировании концептуального социологического знания о факторах, типах и тенденциях формирования и реализации адаптационных стратегий молодежи на рынке труда в сложившихся рыночных условиях. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в составлении и при чтении курсов по общей социологии, социологии молодежи, социологии труда, социологии адаптаций в высших учебных заведениях. Значимые положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть полезны при формировании и внедрении региональных и федеральных программ в области решения проблемы трудоустройства молодежи и ее адаптации на рынке труда. ^ Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межвузовских, региональных и международных конференциях, в частности на: Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (г. Ростов-на-Дону, 2006 г.), конференции студентов и аспирантов «Путь в науку-2007» (г. Ростов-на-Дону, 2007 г.), конференции студентов и аспирантов «Путь в науку-2008» (г. Ростов-на-Дону, 2008 г.), Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (г. Ростов-на-Дону, 2009, 2010 гг.). Материалы исследования были отражены в 5 публикациях общим объемом 8,8 п. л., в том числе в изданиях перечня ВАК – 2 статьи объемом 1 п. л. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы. ^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновываются выбор и актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, определяются цель и задачи, объект и предмет исследования, формулируются элементы научной новизны, излагаются тезисы, выносимые на защиту, демонстрируется теоретическая и практическая значимость работы, а также степень ее апробации. В главе 1 «Молодежь на рынке труда современного российского общества: теоретико-методологические проблемы исследования адаптационных стратегий» на теоретическом и методологическом уровне рассматриваются адаптационные стратегии российской молодежи. В параграфе 1.1 «Молодежь как субъект социально-трудовых отношений: социологический анализ» рассматриваются теоретический и методологический подходы к исследованию молодежи как субъекта социально-трудовых отношений, а также дано авторское определение молодежи. Изучение профессионального становления молодежи и ее интеграции в социально-трудовое пространство общества предполагает обращение к проблеме самоопределения современной российской молодежи как таковой, которая, в ее различных аспектах, получила разработку в трудах М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги, Ю.А. Зубок, В.И. Чупрова, Д.Л. Константиновского А.Б. Купрейченко, А.Л. Журавлева, Ю.В. Фетисовой, и может с успехом использоваться при изучении специфики положения современной российской молодежи на рынке труда как субъекта социально-трудовых отношений. Анализ мнений и позиций отечественных исследователей показал, что они единодушны в отношении оценки интеграции молодежи в социально-трудовые отношения в современных социально-экономических условиях развития рынка труда в России и считают, что главным препятствием эффективной интеграции молодежи в сферу труда становится конфликт института образования и рынка труда16. В работе данных сфер отсутствует четкая корреляция, слаженность действий и направлений, что и становится источником трудностей адаптации молодежи на рынке труда, который, по оценкам специалистов, отличается нестандартностью способов адаптации, среди которых: работа в режиме неполного рабочего времени и вынужденные отпуска, вторичная занятость и занятость в неформальном секторе, задержка заработной платы и теневые выплаты, натуральная оплата и производство товаров и услуг в домашних хозяйствах населения17. При этом следует отметить, что эта «нестандартность» не означает абсолютной уникальности таких приспособительных механизмов, которые в


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Русско-германские отношения в начале ХХ века
Реферат 2 Глава Основные характеристики личности 3
Реферат Man In A Bathtub Essay Research Paper
Реферат Решение инженерно-технических задач в среде Mathcad
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Административное право» Направление подготовки: 030900 «Юриспруденция»
Реферат Discrimination Essay Research Paper DiscriminationThe struggle for
Реферат Порівняльний метод у міжнародному праві
Реферат A New Nation Essay Research Paper A
Реферат Петр I и его эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I"
Реферат Аналіз роботи районного методичного об’єднання вчителів обж та основ здоров’я за 2005/2006н р та пріоритетні напрямки роботи мо на 2006/2007н
Реферат Взгляды Л.Н. Гумилева и Г.В. Вернадского на кочевой мир
Реферат The Failure Of The American Dr Essay
Реферат Русские художники XIX века. Исаак Ильич Левитан
Реферат Электроника и комбинационные схемы
Реферат Питання Одеського порто-франко в історичній літературі 1920-х - середини 1930-х pp