Реферат по предмету "Разное"


Административно-правовое обеспечение конституционного права граждан на высшее профессиональное образование в Российской Федерации

На правах рукописиБарабанова Светлана ВасильевнаАдминистративно-правовое обеспечение конституционного права граждан на высшее профессиональное образование в Российской Федерации Специальность 12.00.14 - административное право; финансовое право; информационное правоАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 2009 Работа выполнена на кафедре административного и финансового права Российского университета дружбы народов и на кафедре правоведения Казанского государственного технологического университета НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ – доктор юридических наук, профессор ^ Бахрах Демьян НиколаевичОфициальные оппоненты:Доктор юридических наук, профессор Соловей Юрий ПетровичДоктор юридических наук, профессор ^ Старилов Юрий Николаевич Доктор юридических наук, профессор Юсупов Виталий АндреевичВедущая организация – ГОУ ВПО «Московский университет МВД России»Защита состоится «____» __________ 2009 г. в «___» часов на заседании диссертационного совета Д 212.203.29 при ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» по адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, ауд. 347С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Российского университета дружбы народов.Автореферат разослан «__» __________ 2009 годаУченый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук, доцент И.Н. Шумский ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы диссертационного исследования. В современном мире наблюдается усиливающаяся тенденция к социализации экономики, политики, права. Социальные права человека на рубеже веков встали в ряд актуальнейших проблем мирового сообщества и отдельных государств. Они являются определяющими и для каждой отдельной личности, так как призваны обеспечить важнейшие жизненные потребности и интересы, гарантировать достойный и достаточный уровень жизни и свободное развитие. Эти права признаны мировым сообществом, закреплены во многих международных актах и стали своеобразными международными нормами-стандартами.1 Право на образование является одним из значимых социально-экономических прав, закрепленных в соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина в Конституции Российской Федерации. Наряду с общедоступным и бесплатным дошкольным, основным (общим), начальным и средним профессиональным образованием государство гарантирует гражданам высшее образование: «...Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии... Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» (ст. 43 Конституции РФ). Конституция России признается как социально ориентированная. Положения о правах и свободах вызывают меньше всего возражений. Однако именно в социальной сфере особенно ярко проявляется невыполнение государством своих обязательств и конституционных норм. Это в значительной степени относится и к реализации права на высшее профессиональное образование. Рост привлекательности ВПО – очевидное явление 80-90-х годов ХХ века. Как отмечалось на Всемирной конференции по высшему образованию в Париже (декабрь 1998г.), «на пороге XXI века мы являемся свидетелями беспрецедентного спроса на высшее образование и его широкой диверсификации наряду со все большим осознанием его решающего значения для социально-культурного и экономического развития и создания такого будущего, в котором более молодые поколения должны будут овладевать новыми навыками, знаниями и идеями».1 В этот период численность студентов вузов в развитых странах возросла в 1,5-2 раза и продолжает расти. В 2000 году в Национальной доктрине образования в РФ образование было определено сферой ответственности и интересов государства. Высшее образование рассматривается в ней в аспекте обеспечения национальной безопасности, как фактор устойчивого развития общества. На современном этапе роль образования в России определяется задачами перехода страны к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В свете приоритета прав и свобод человека главной целью, сформулированной в Федеральной программе развития образования, является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности. Превращение высшего образования из элитарного в массовое является общей причиной фундаментального характера, вызывающей преобразования всех сторон деятельности высшей школы, особенно ее управления и финансирования. Во всем мире идет постоянная работа по совершенствованию системы образования, и для России в период перемен особое значение приобретают осмысление проблем высшей школы, обоснование и надлежащее закрепление соответствующих преобразований. Являясь необходимым условием развития общества и государства, система образования сама должна быть приоритетным объектом государственных интересов и поддержки, включая ее надлежащее нормативное регулирование. Согласно статистике, численность студентов в вузах (включая негосударственные) с 1993 года неуклонно возрастает по всем формам обучения и к 2007/08 учебному году составила уже 7, 31 млн. человек против 2,613 млн. чел.1 Очевидно, что такая представительная и значимая часть населения не должна оставаться вне сферы государственного внимания. При этом регулирование вузовской жизнедеятельности означает не только регламентацию соответствующих процессов, но также определение правового положения вузов в системе управленческих связей, надлежащее закрепление статуса всех участников образовательного процесса, прежде всего, студентов, а также совершенствование управления высшим образованием в целом. Для всех отраслей права понятие «статус субъекта права» является одним из ключевых, раскрывающих основные юридические институты. Данное понятие имеет различное содержание со своими специфическими отраслевыми особенностями. И статус студента оценивается диссертантом как производная от сущности и содержания образовательных отношений, от позиции государства в вопросе регулирования высшего образования. Актуальность настоящего исследования во многом обусловлена изменением роли и места административного права в обеспечении конституционного права граждан на ВПО, в регулировании образовательных отношений в современный период, необходимостью осмыслить эти изменения с целью дальнейшего совершенствования законодательства и управленческой деятельности в этой сфере. Очевидно, что, решая проблемы реализации конституционных прав личности на ВПО, государство должно обеспечить комплексный подход: на основе соответствующего теоретического обоснования создать механизм организационно-правового обеспечения этого права и нормативно закрепить правовой статус студента как основной фигуры в системе образовательных отношений в сфере ВПО. Изначально ведущая роль в этом принадлежала административному праву, которое в настоящее время, будучи нацеленным на совершенствование правового регулирования в сфере прав и свобод российских граждан, способствует не только становлению законодательства в этой области, но и развитию новых отраслей права. Подобные исследования актуальны для всей социальной сферы в целом. Проблема самоустранения государства от решения актуальных вопросов и, как следствие, необходимость манипуляции сознанием населения в период подготовки и проведения рыночных реформ эмоционально освещена С. Г. Кара-Мурзой.1 Новое содержание административного права, в том числе и с позиции необходимости первоочередного обеспечения прав и свобод граждан обосновывается Д.Н. Бахрахом, И.Ш. Килясхановым, С.Д. Князевым, С.Д. Хазановым, В.А. Юсуповым и др. Все вышесказанное актуализирует проблемы теоретико-методологического обоснования новых принципов государственной политики в области высшего образования, перехода от директивного управления к регулированию процессов, применения новых форм и методов воздействия, адекватных целям, задачам и функциям образования в современном российском обществе, усиления ответственности: государства - за развитие и обеспечение этой сферы, вузов – за реализацию конституционного права на ВПО и исполнение нормативных правил. В свою очередь, это обуславливает необходимость совершенствования законодательства об образовании и всей его нормативной правовой базы, постепенное формирование новой отрасли российского права – образовательного права. Важно при этом сохранить административно-правовой контекст как единственно верно отражающий суть отношений в сфере образования. Особое значение приобретают в последнее время вопросы правового статуса основного участника образовательных отношений – студента. Требуется обеспечить развитие его прав и обязанностей, в том числе и с точки зрения студенческого самоуправления; гарантировать равенство прав обучающихся независимо от организационно-правовой формы вуза. Необходимо усилить ответственность студентов - не только в договорных отношениях при оказании платных образовательных услуг, но как особой социальной группы. В то же время в условиях автономии вузов студент должен быть защищен от административного произвола комплексом регламентирующих процедур во всех сферах вузовской жизнедеятельности, в том числе при наложении дисциплинарных взысканий. Известна наша слабость к зарубежному опыту, и возможности его заимствования в образовании никогда не рассматривались как проблема. Однако особенности российской ментальности, академические и управленческие традиции требуют взвешенного, осторожного подхода к переносу любого позитивного примера на российскую почву. Поэтому в работе уделено определенное внимание правовой регламентации жизнедеятельности вузов и иных участников образовательной деятельности в зарубежном законодательстве об образовании, изучение которого позволило сопоставить подходы к изучаемым проблемам, проанализировать позитивный опыт, который может быть использован при конструировании модели административно-правового обеспечения права на высшее профессиональное образование в современной России.^ Степень изученности и разработанности проблемы. В последние годы специалисты многих областей знаний: философы, социологи, экономисты, историки, педагоги, математики, политтехнологи – активно занимались различными проблемами высшего образования. В этой связи можно назвать Б.С. Гершунского, О.В. Долженко, С.В. Белякова, В.Ж. Куклина, В.В. Серикова, Д.А. Новикова, Я.М. Нейматова, В.П. Тихомирова, А.И. Солдаткина и др. Плеяда российских историков – А.Е. Иванов, Е.А. Князев, П.К. Милюков, В.М. Соловьев, Г.И. Щетинина, Н.Г. Эймонтова и др. – позволила осуществить исторический экскурс в проблему. Ученые, исследующие проблемы высшего образования в зарубежных странах, такие, как Н.М. Амбросимова, Е.Б. Покладок, В.В. Спасская, Л.Н. Тарасюк, Ю.Г. Татур, специалисты Центра образовательного законодательства Минобразования России также дали возможность использовать интересный материал. Представители юридической науки исследовали вопросы государственного регулирования этой системы. Богатый материал накоплен в науке административного права. Следует выделить А.П. Алехина и Ю.М. Козлова, Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, А.А. Демина, С.Д. Князева, Б.М. Лазарева, Л.Л. Попова, Ю.Н. Старилова, Ю.А. Тихомирова, В.А. Юсупова. Управление в современных условиях, новые аспекты организации деятельности органов исполнительной власти, соотношение статуса и компетенции, прав и обязанностей субъектов административного права рассматриваются авторами в монографиях, учебниках и учебных пособиях. Необходимо подчеркнуть эту особенность современной юридической науки – многие позиции, концепции и идеи впервые озвучиваются именно в учебной литературе. В общетеоретическом аспекте вопросы правового регулирования, правового статуса и т.п. рассматривали С.С. Алексеев, Н.В. Витрук, В.В. Лазарев, В.С. Нерсесянц. С учетом множественности факторов, определяющих взаимодействие государства, общества и гражданина в образовательных отношениях, различные аспекты обозначенной проблемы рассматривались В.Н. Дурденевским, Н.Г. Салищевой, Г.С. Сапаргалиевым, В.И. Шебайловым, В.И. Новоселовым. Значительный вклад в разработку проблемы сделан Г.А. Дороховой. Специализированные юридические исследования в области образования проводили С.В. Куров, В.В. Кванина, В.М. Сырых, М.Ю. Федорова, В.И. Шкатулла, Д.А. Ягофаров. В силу профессиональной деятельности теоретическому осмыслению проблемы посвящали свои работы руководители и специалисты системы образования: В.М. Жураковский, В.Г. Кинелев, А.Н. Тихонов, В.М. Филиппов, О.Н. Смолин, Н.С. Барабашева, С.А. Беляков, Е.Д. Волохова, Е.Е. Чепурных и др. Отдельным аспектам правового регулирования образования, в том числе организации управления в этой сфере, правам и обязанностям образовательных учреждений, вопросам правового статуса различных категорий обучающихся посвящены диссертационные исследования А.А. Акбаева, М.С. Андиевой, В.А. Белова, Т.В. Васильевой, Л.Г. Ефремова, Т.С. Красильникова, Т.Н. Матюшевой, Ф.Т. Нагиева, О. А. Рекрут, И.К. Советова, Т.В. Твердовой, М.Ф. Тучкова, В.В. Штыкова и др. Гражданско-правовые вопросы образования, в том числе особенности договора на возмездное оказание услуг в этой сфере, рассматривали Н.Е. Карягин, Т.В. Жукова, Л.Б. Ситдикова и др. В интересах всестороннего рассмотрения проблем высшего образования в Российской Федерации нами также были использованы работы социологов: М.Н. Руткевича, А.И. Кравченко, В.В. Серикова. Автор отмечает, что в последнее время наметилась устойчивая тенденция отражать научные воззрения и позиции ученых прежде всего и главным образом в учебной литературе – она наиболее доступна для публикаций и использования. Вследствие этого представляется возможным использование учебников и учебных пособий как источников в диссертационном исследовании. Необходимость обращения к учебной литературе объясняется также отсутствием необходимых монографических работ по соответствующей проблематике.Объект исследования и предмет исследования. Объектом исследования в рамках выбранной темы выступает система высшего образования Российской Федерации, а также общественные отношения между государством в лице его органов и субъектами образовательной деятельности. Предметом исследования является нормативное правовое регулирование этой деятельности, главным образом, административно-правовое. Учитывая возможный широкий спектр данных отношений, автор сконцентрировал внимание на следующих вопросах: теоретическое обоснование необходимости государственного присутствия в образовании в условиях рынка; эволюция отношений в сфере государственного управления высшим образованием и переход к государственному регулированию высшего образования; средства комплексного административно-правового обеспечения реализации конституционного права граждан на высшее профессиональное образование; механизмы административно-правового регулирования системы ВПО; теоретические основы формирования образовательного законодательства и развития образовательного права; проблемы статуса граждан в сфере высшего образования. ^ Основная гипотеза исследования заключается в том, что в процессе радикальных социально-экономических реформ существенно изменились роль и место административно-правового регулирования общественных отношений, возникающих между государственными органами, образовательными учреждениями высшего профессионального образования и гражданами – студентами. Сложный характер этих отношений обусловливает необходимость их регулирования путем системного использования взаимосвязанных и взаимообусловленных норм и институтов различных отраслей права, находящих свое логическое развитие применительно к этой сфере в образовательном праве. В условиях, когда на первое место среди задач российского права, особенно права административного, выходит задача обеспечения конституционных прав и свобод личности, правовое регулирование образования должно обеспечить также удовлетворение публичных интересов государства и общества, обеспечить развитие системы высшего образования. Аккумулирует пересечение публичного и частного интереса в этой области многомерная модель правового статуса студента.^ Цели и задачи исследования. Успешное реформирование высшего образования в условиях рыночных отношений, реализация потребностей личности в ВПО, защита прав и интересов граждан в этой сфере, развитие негосударственного образования – все это требует повышения эффективности управления высшим образованием на соответствующей научно-теоретической основе, совершенствования форм и методов государственного воздействия, определения роли и места вузов и студентов в этих процессах, следовательно, четкой правовой регламентации их статусов. Цель диссертационного исследования состоит в комплексном анализе системы административно-правового обеспечения реализации права граждан на ВПО, выявлении закономерностей, тенденций и принципов ее формирования и функционирования, определении проблем, затрудняющих ее дальнейшее развитие, разработке рекомендаций, направленных на совершенствование механизмов государственно-правового регулирования деятельности субъектов образовательного процесса. В соответствии с указанной целью в диссертационном исследовании решались следующие задачи: исследование основных тенденций государственного регулирования высшего образования в современной России, теоретико-методологическое обоснование его необходимости как важной социокультурной функции цивилизованного государства; рассмотрение основных проблем государственно-правового обеспечения конституционного права граждан на высшее образование в РФ; прогностический и сравнительный анализ создаваемой административно-правовой системы управления высшим образованием; исследование механизмов административно-правового регулирования процесса реализации конституционного права граждан на ВПО; комплексный анализ действующего законодательства в области высшего образования, обоснование необходимости и возможности принятия Кодекса РФ об образовании; теоретическое обоснование необходимости дальнейшего развития образовательного права, рассматриваемого в качестве подотрасли административного права; исследование правового статуса студента, проблем его реализации и обеспечения. ^ Научная новизна диссертационного исследования. Диссертационная работа представляет собой первое в отечественной юриспруденции комплексное системное исследование правового положения студентов и иных проблем административно-правового регулирования отношений в сфере высшего образования. В исследовании представлена концептуальная разработка организационно-правовых основ механизма обеспечения конституционного права граждан на ВПО в целом и отдельных его составляющих на современном этапе развития российского государства и общества. Работа охватывает значительный круг проблем, которые не рассматривались в литературе либо не имеют до сих пор определенного решения. На основе системного анализа законодательства и практики его применения, организационно-правовых особенностей процессов регионализации в сфере высшего образования в субъектах федерации (на примере Республики Татарстан), с учетом разнообразия мнений ученых различной научной направленности в диссертации выявлены особенности и недостатки государственно-правового регулирования образовательных отношений в сфере ВПО, обозначены проблемы и предложены способы их решения в части нормативного обеспечения права граждан на ВПО, исследованы правовое положение и элементы статуса студентов, также проанализированы особенности правового положения вузов в системе административно-правовых отношений, их роль и задачи в обеспечении реализации прав на ВПО. В рамках проведенного исследования сформулированы требования к усилению ответственности в сфере образования всех участников образовательных отношений, прежде всего, государства – за исполнение своих функций – и студентов – с учетом специфики их статуса. Полученные результаты закладывают научную основу совершенствования административно-правового регулирования отношений в сфере высшего профессионального образования и оптимизации правового положения российских студентов, что, в свою очередь, будет способствовать развитию образовательного законодательства и обеспечит необходимую модернизацию российского образования. ^ Научную новизну исследования отражают следующие основные положения, выносимые на защиту: в рамках исследования проведена концептуальная разработка организационно-правовых основ механизма обеспечения конституционного права граждан на ВПО в целом и отдельных его составляющих на современном этапе развития российского государства и общества; диссертант показал отход государства от решения проблем системы высшего образования в период реформирования РФ под лозунгом развития демократии и автономии как принципов государственной политики в области образования. Основным доказательством отсутствия должного внимания государства к проблемам высшей школы является не упорядоченное до настоящего времени правовое регулирование отношений в этой сфере. Управление высшим образованием представлено как важная социокультурная функция государства, определяющая многие перспективы развития общества, и государство обязано сохранять регулирующее и поддерживающее воздействие в этой сфере как путем надлежащего финансирования, так и адекватного правового регулирования. Выявлены основные тенденции дальнейшего развития взаимоотношений между государством и вузами и принципиальное отличие государственного регулирования высшего образования в современных условиях: от управления деятельностью переходят к управлению процессами; определено значение общественной и региональной составляющей в механизме государственного регулирования высшего образования – это факторы, которые способствуют «выводу» сферы высшего образования из-под непосредственного государственного управления и традиционных методов административно-правового воздействия; они позволяют сохранять определенную автономию системы и обусловливают модификацию компетенции государственных органов исполнительной власти РФ и субъектов федерации по управлению образованием; обосновано, что механизм обеспечения конституционного права граждан на ВПО должен формироваться с учетом особенностей и значения ВПО как важного социально-экономического института, учитывать двойственную природу права на образование, его «двойное назначение»: как средства удовлетворения потребностей личности в духовном развитии и системы подготовки профессиональных кадров для нужд экономики и социальной сферы. Организационно-правовыми составляющими этого механизма являются: закрепленная в законе соответствующая функция государства, нормативные правовые акты, прежде всего, составляющие т.н. образовательное законодательство, образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, структуры и формы управления системой ВПО, закрепленный нормативно и обеспеченный организационно статус участников образовательных отношений; перманентное реформирование органов управления образованием отражает взаимную неудовлетворенность государства, общества и системы высшего образования как наиболее активного элемента образовательной сферы сложившимся на протяжении двух веков взаимодействием. Определены специфические методы государственного регулирования высшего образования. Показано, что традиции нормативного правового регулирования отношений в этой сфере, базирующиеся на подзаконных актах, также не удовлетворяют в полной мере задачам устойчивой защиты прав и законных интересов участников образовательных отношений; сложность разносторонних отношений по поводу высшего образования обусловливает необходимость их единообразного регулирования в интересах наиболее полного удовлетворения общественных потребностей в деятельности этой системы. Задача может быть решена только путем последовательного развития формирующейся на собственной нормативной основе отрасли права – права образовательного. Логическим завершением процесса должно стать принятие Кодекса РФ об образовании. Принципы государственной политики в области образования следует рассматривать как принципы образовательного права: они положены в основу образовательного законодательства, именно на них следует ориентироваться при формировании нормативной правовой базы образования, и высшего в том числе; с учетом необходимости соблюдения прав человека в РФ в сфере ВПО предложена модель статуса студента как четырехмерная модель гражданина, включающая в себя конституционный статус российского гражданина, административно-правовой статус члена административного коллектива, общий статус обучающегося и статус участника образовательных отношений. Только универсальный подход позволит обеспечить надлежащую гарантированность реализации конституционного права граждан на ВПО посредством различных отраслей права. Определен элементный состав правового статуса студента: это общеправовая характеристика, правовые основания возникновения статуса, права, обязанности и ответственность студента, гарантии реализации статуса и в целом права на высшее профессиональное образование; студенты представлены диссертантом как особая социальная группа, требующая и особого государственного воздействия, и особой ответственности. Выявлены причины принципиального различия в правовом статусе российских студентов и студентов ряда зарубежных стран: российское законодательство о высшем образовании обеспечивает автономию вузов, относя вопросы прав и свобод студентов к их компетенции. Фактически регламентация осуществляется не законодательным путем, а через ведомственное нормотворчество, которое в значительной степени сокращает самостоятельность вузов в этих позициях. В развитых странах запада, несмотря на давние и прочные традиции демократии, образовательные отношения регламентируются достаточно жестко. Такие государства и в условиях автономии вузов в интересах подлинной защиты интересов обучающихся стараются максимально конкретизировать их права и обязанности в законе. В РФ статус конкретного студента во многом зависит от уровня демократии и правопорядка в отдельном вузе; определены такие направления совершенствования административно-правового обеспечения права граждан на ВПО, как известная корректировка демократических взглядов академического сообщества и сохранение административно-правового подхода к регулированию учебного процесса; наличие специальной главы в Кодексе РФ об образовании о статусе студентов; содействие в развитии студенческого самоуправления в установленных рамках; создание в вузах специализированного органа для защиты прав и интересов студентов и иных участников образовательных отношений, отнесение к компетенции административных судов рассмотрения споров в сфере образования.^ Теоретическая, методологическая и информационная база исследования. Общей теоретической и методологической основой исследования послужили положения, содержащиеся в фундаментальных трудах отечественных и зарубежных ученых в области философии права, теории права и государства, конституционного и административного права, теории государственного управления. В работе применялись методы системного анализа, формальной логики, сравнительного правоведения, а также методы диалектического и исторического познания. Нормативную и источниковедческую базу исследования составляют международные правовые акты, содержащие нормы и предписания по правам человека и вопросам образования, Конституция Российской Федерации (1993 г.), федеральные конституционные и федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законодательство об образовании Австрии, Великобритании, Германии, Испании, Китая, Нидерландов, Франции, США и др. Диссертантом изучены материалы судебной практики по спорам в сфере ВПО, в том числе по вопросам защиты прав студентов и иных участников образовательного процесса; постановления и определения Конституционного суда Российской Федерации, арбитражных судов и судов общей юрисдикции. В диссертационной работе использованы также результаты работы автора в качестве практического юриста, привлечены публикации в средствах массовой информации. В процессе работы над диссертацией изучено более 200 нормативных правовых и локальных актов, законопроектов, административных договоров и соглашений, использована обширная научно-монографическая база - труды российских и зарубежных правоведов, философов, педагогов, политологов, всего около 300 монографий, учебников, учебных пособий, научных публикаций и публицистических материалов. ^ Теоретическое и научно-практическое значение настоящей работы состоит в том, что в ней с новых позиций рассматривается проблема административно-правового обеспечения реализации конституционного права граждан на ВПО в условиях рыночной экономики и реформируемого общества, определяются направления дальнейшего совершенствования правового статуса студента. Анализ проблемы позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшей теоретической разработки концепции образовательного права, подотрасли, сформировавшейся в рамках административного права. Сформулированные в работе выводы и предложения нацелены на привлечение внимания субъектов нормотворческой деятельности не только к проблемам высшей школы, но и к одной из ключевых фигур образования – к студентам. При этом в исследовании раскрываются проблемы нормативного регулирования высшего образования и обосновывается необходимость принятия Кодекса РФ об образовании. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть реализованы федеральными органами управления образованием при разработке мероприятий по совершенствованию государственной политики в области образования и молодежной политики, развитию нормативно-правовой базы высшего образования и вузовской автономии, в процессе выработки стратегии интеграции в мировое образовательное пространство на основе Болонского соглашения в интересах укрепления позиций российской высшей школы. Результаты диссертационного исследования используются автором при выполнении НИР в рамках федеральных, ведомственных и региональных программ, а также в учебном процессе при чтении лекций по курсам «Административное право», «Гражданское право», «Хозяйственное (предпринимательское) право». Диссертантом разработан специализированный учебный курс «Правовые основы организации высшего образования в России (законодательство высшей школы)» для системы дополнительного профессионального образования, соответствующие темы читаются в рамках программ повышения квалификации научно-педагогических работников и работников системы образования. ^ Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации нашли практическое воплощение в текстах концепций и законопроектов: Кодекса РФ об образовании (2003 г.), изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» (2004-2005 гг.), закона Республики Татарстан о дополнительном профессиональном образовании, ряда региональных нормативных правовых актов: постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 февраля 2004 г. № 85 «О государственном заказе на дополнительное профессиональное образование в Республике Татарстан», от 4 марта 2004г. № 100 «Об участии предприятий и учреждений Республики Татарстан в эксперименте по разработке региональной модели системы дополнительного профессионального образования», от 26 января 2006 г. № 19 «Об учреждении грантов Правительства Республики Татарстан на подготовку и переподготовку кадров Республики Татарстан в российских и зарубежных образовательных и научных центрах», в локальных актах Казанского государственного технологического университета. Положения диссертации были апробированы и использованы автором в рамках: международного проекта Тасис EDRUS 9608 «Управление образованием» (1999-2000 гг.); федерального эксперимента по созданию и функционированию региональной модели дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан (приказ Минобразования России № 3899 от 14 октября 2003 г. «О проведении в Республике Татарстан в 2003-2005 гг. эксперимента в области использования современных технологий построения дополнительного профессионального образования и организации учебного процесса в сфере профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров»); исполнения грантов Министерства образования Республики Татарстан (2003 г.): «Разработка проекта республиканского закона «О дополнительном профессиональном образовании»; «Разработка методики государственно-общественной аккредитации образовательных учреждений ДПО и экспертизы образовательных программ»; «Разработка проектов нормативно-правовых документов, типовых положений, обеспечивающих управление качеством в системе ДПО Республики Татарстан»; выполнения проекта Федеральной целевой программы «Развитие единой информационной образовательной среды» (2001-2005 гг.) «Анализ отечественных и зарубежных информационных ресурсов и разработка концепции электронного реферативного журнала для научно-методической поддержки совершенствования институциональных механизмов управления в российском образовании»: Госконтракт № 1175 (2005 г.); выполнения проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803): «Исследование и разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения в сфере образования в условиях модернизации, включая научный анализ законодательства РФ в сфере образования на предмет полноты регулирования и необходимости внесения изменений, признания утратившими силу и принятия новых нормативных актов в сфере образования» НИР № 01.2.006 11368; «Разработка и запуск апробации перспективной модели университета на основе анализа современных тенденций в университетском образовании, отечественного и зарубежного опыта»: Государственный контракт № П520; «Проведение исследований и научная разработка концептуальных подходов к форме и содержанию законодательного акта, интегрирующего законодательство по всем уровням системы образования», НИР № 01.2.006 1133693; «Разработка предложений по экономическому и правовому регулированию в сфере образования в связи с проектной реализацией приоритетных направлений развития образовательной системы РФ»: Государственный контракт на выполнение НИР от 25 января 2006 г. № 03.0114.11.02; «Анализ и обобщение правоприменительной практики законодательства РФ, регламентирующего правовое положение субъекта образовательных отношений – получателя образовательных услуг в сфере профессионального образования»: Государственный контракт на выполнение НИР от 05 марта 2007 г. № 02.0114.11.301; «Исследование проблематики административно-правового регулирования в сфере образования»: Государственный контракт на выполнение работ для государственных ну


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.