администрация муниципального образования Белоглинский район ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21.01.2011 № 21 с. Белая Глина Об утверждении муниципальной целевой программы развития конкуренции на территории муниципального образования Белоглинский район на 2011-2012 годы В целях реализации постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08 июля 2010 года № 537 «Об утверждении Программы развития конкуренции в Краснодарском крае на 2010-2012 годы», п о с т а н о в л я ю : 1. Утвердить муниципальную целевую программу развития конкуренции на территории муниципального образования Белоглинский район на 2011-2012 годы (далее – Программа) (приложение № 1). 2. Утвердить План мероприятий по реализации муниципальной целевой программы развития конкуренции на территории муниципального образования Белоглинский район на 2011-2012 годы (приложение № 2). 2. Управлениям, отделам администрации муниципального образования Белоглинский район, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения центральная районная больница администрации Белоглинского района: 1) обеспечить выполнение мероприятий Программы; 2) до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направлять в отдел экономического развития и инвестиций администрации муниципального образования сведения о выполненных мероприятиях и достигнутых результатах реализации Программы. 3. Отделу экономического развития и инвестиций администрации муниципального образования (Сурина) до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направлять в департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края обобщенную информацию, полученную от исполнителей Программы. 4. Отделу по взаимодействию со СМИ администрации муниципального образования (Рябчевская) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации Белоглинского района, муниципальную целевую программу развития конкуренции на территории муниципального образования Белоглинский район на 2011-2012 годы разместить на официальном сайте администрации муниципального образования Белоглинский район в сети «Интернет» (www.belaya-glina.ru). 5 2 . Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы муниципального образования по экономике и промышленности А.В.Булгакова. 6. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.Глава муниципального образования Белоглинский район А.Н.КоклинПриложение № 1 к постановлению администрации муниципального образования Белоглинский район от 21.01.2011 № 21^ Муниципальная целевая программаразвития конкуренции на территории муниципального образования Белоглинский район на 2011-2012 годы^ Паспорт муниципальной целевой программы развития конкуренции на территории муниципального образования Белоглинский район на 2011 - 2012 годы Наименование муниципальной целевой программы муниципальная целевая программа развития конкуренции на территории муниципального образования Белоглинский район на 2011 -2012 годы (далее - Программа) ^ Основание для разработкиПрограммы постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08 июля 2010 года № 537 «Об утверждении Программы развития конкуренции в Краснодарском крае на 2010-2012 годы» Заказчик Программы администрация муниципального образования Белоглинский район Координатор Программы отдел экономического развития и инвестиций администрации муниципального образования Белоглинский район Исполнители мероприятий Программы Управления, отделы администрации муниципального образования Белоглинский район, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения центральная районная больница администрации Белоглинского района ^ Основные разработчики Программы Управления, отделы администрации муниципального образования Белоглинский район, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения центральная районная больница администрации Белоглинского района ^ Цель Программы с 2 оздание конкурентной среды на рынках товаров, услуг и благоприятных условий для ведения бизнеса, обеспечивающих равный доступ к ограниченным ресурсам, состязательность хозяйствующих субъектов и создание экономически эффективных условий для обеспечения потребностей населения и организаций в товарах и услугах ^ Основные задачи Программы развитие рыночной инфраструктуры и оптимальное размещение объектов товарных рынков, обеспечивающее доступность товаров и услуг на всей территории района, сокращение административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности за счет повышения качества и доступности муниципальных услуг, создание условий для равного доступа потребителей и производителей к информации о ведении бизнеса, состоянии товарных рынков, ценовых индикаторах, устранение административных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, формирование максимально прозрачной конкурсной системы размещения муниципальных заказов ^ Сроки реализации Программы 2011 - 2012 годы Объемы и источники финансирования Программы не предусмотрены Ожидаемые конечные результаты реализации Программы увеличение доли товарных рынков с развитой конкуренцией, рост числа участников товарных рынков, увеличение объемов производства на товарных рынках, снижение издержек на ведение бизнеса за счет сокращения административных барьеров, повышение инвестиционной, инновационной активности и технологического развития, обеспечение информационной доступности для субъектов предпринимательской деятельности, увеличение числа участников размещения муниципальных заказов, создание условий для оперативного пресечения фактов недобросовестной конкуренции, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства Контроль за выполнением Программы контроль за выполнением Программы осуществляет администрация муниципального образования Белоглинский район ^ В 3 ведение Программа разработана в соответствии с приоритетными задачами социально-экономическою развития района, определенными в Стратегии социально-экономического развития Белоглинского района до 2020 года. Программа дает краткую характеристику и оценку конкурентной среды на товарных рынках, описание основных проблем развития конкурентной среды, определяет первостепенные цели и задачи по развитию конкуренции, целевые показатели и план мероприятий по развитию конкуренции. Программа разработана в соответствии с требованиями, содержащимися в постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08 июля 2010 года № 537 «Об утверждении Программы развития конкуренции в Краснодарском крае на 2010-2012 годы». В соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации, администрации Краснодарского края, а также принимая во внимание социально значимые рынки, а также рынки, имеющие инфраструктурное значение для экономики района, в рамках Программы выбраны следующие сферы для проведения оценки конкурентной среды на товарных рынках: - агропромышленный комплекс; - розничная торговля; - розничная реализация нефтепродуктов; - реализация фармацевтической продукции; - строительство и промышленность строительных материалов; - телекоммуникационные технологии и связь; - здравоохранение; - образование; - жилищно-коммунальное хозяйство; - транспортные перевозки. Выбор отраслей обусловлен их значимостью для экономики в целом, а также остротой текущих проблем, связанных с конкурентной средой. Программой предусмотрено совершенствование таких инструментов развития конкуренции, как программы и планы развития отдельных отраслей или сфер экономической деятельности, системы муниципальных закупок, развитие малого и среднего предпринимательства. Указанные меры направлены на привлечение в отрасли новых участников, а также на создание условий для их состязательности. Результатом реализации Программы должно стать преодоление негативных последствий экономического кризиса, оптимизация структуры и уровня промышленного производства, повышение качества выпускаемой продукции. При этом будут созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций, развития инновационной деятельности, улучшения условий и организации труда, повышения производительности труда, снижения издержек производства.^ 4 1. Анализ конкурентной среды на товарных рынкахБелоглинского района Одной из важнейших задач, особенно в период финансового кризиса, является сохранение условий для развития малого и среднего предпринимательства, прежде всего за счет обеспечения доступа к инфраструктуре и кредитным ресурсам, снижение административного давления и расширение рынков сбыта продукции соответствующих участников рынка. Ликвидация административных барьеров позволит снизить издержки малого и среднего предпринимательства на организацию производства. Только появление все большего количества предприятий малого и среднего предпринимательства будет способствовать развитию эффективной конкуренции, что переориентирует бизнес на сокращение издержек и откроет дорогу для инноваций. Обеспечение прозрачных процедур доступа малого и среднего предпринимательства к инфраструктуре, финансам, природным ресурсам, муниципальным закупкам и прочему способно качественным образом повысить конкурентоспособность малого и среднего бизнеса. Конкурентная политика в районе будет предусматривать решение следующих задач: 1. Информационное обеспечение доступа к кредитным ресурсам гарантийного фонда Краснодарского края для предоставления обеспечения по кредитам, привлеченным малыми и средними предприятиями. 2. Снижение информационных барьеров для развития предпринимательской деятельности за счет развития системы информационной поддержки ведения бизнеса, в том числе за счет расширения перечня публикуемой органами власти информации о состоянии рынков, ценовых индикаторах и прочего. 3. Расширение информационного пространства размещения муниципального заказа.Развитие конкуренции в агропромышленном комплексе Белоглинского районаБелоглинский район - один из районов Краснодарского края по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и поставкам её как на территории Краснодарского края так и за его пределы. Занимая 2 % сельскохозяйственных угодий и 3 % пашни в Краснодарском крае, агропромышленный комплекс муниципального образования Белоглинский район производит более 2 % валовой сельскохозяйственной продукции края. В районе производится более 2 % краевых объемов зерна и 3 % подсолнечника 5 % сахарной свеклы. Удельный вес агропромышленного комплекса в общем объеме валовой продукции района составляет 73,3 %. Агропромышленный комплекс района (далее - АПК) представлен многоотраслевыми сельскохозяйственными предприятиями. В АПК района занято 2900 человек (27 % от работающего населения). Производством сельскохозяйственной продукции в районе занимаются 7 крупных и средних коллективных хозяйств, 380 крестьянских - фермерских хозяйств (далее КФХ) и 11179 личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ). 5 Заготовительную деятельность в районе осуществляет 1 специализированное хлебоприемное предприятие - открытое акционерное общество «Белоглинский элеватор» общей мощностью для единовременного хранения 240000 тонн зерна, которое принимает зерно от сельскохозяйственных предприятий и коммерческих структур на хранение, обработку и переработку. Перед началом уборки урожая элеватор производит расчет расценок на оказываемые услуги (приемку, подработку, хранение и отгрузку зерна) и доводит информацию производителям зерна. Сельхозтоваропроизводители заключают договора с элеватором на поставку зерна и оказываемые услуги по хранению зерна. Барьеров договорная система не имеет. Загрузка элеватора последние урожайные годы не превышает 50%, то есть ограничения в поставке зерна на длительное хранение у сельхозтоваропроизводителей отсутствуют. Конкуренция на продовольственном рынке муниципального образования Белоглинский район отмечается достаточным уровнем развития между крупными и средними сельхозпредприятиями, а так же малым бизнесом (КФХ, ЛПХ). На территории муниципального образования Белоглинский район реализуется краевая целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2008-2012 годы, основными задачами которой являются: - повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений; - создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства; - развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства; - приоритетные направления исследований в агропромышленном комплексе; - приоритетное развитие животноводства; - развитие отраслей растениеводства; - повышение доступности кредитов; - повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования па селе; - техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства; - снижение рисков в сельском хозяйстве. Развитие АПК ограничивается специфическими особенностями отрасли в целом (природно-климатические условия). В этой связи устойчивость сельскохозяйственного производства ниже, чем в других отраслях, что определяет наличие в отрасли высокого уровня предпринимательских рисков. Существенным ограничителем является неопределенность ситуации в связи с сезонностью производства. Это приводит к неравномерному уровню предложения продовольственной продукции в течение года и трудностью в прогнозировании долгосрочной рыночной конъюнктур. Значительная доля продукции (овощи, молоко) является скоропортящейся, требует специальных условий хранения и срочной реализации, что существенно изменяет конкурентную ситуацию в период ее массового поступления на рынок. О 6 сновными факторами, влияющими на развитие конкуренции в отрасли АПК, являются: - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости. Например, в отрасли животноводства - длительность окупаемости приобретенного племенного молодняка; в растениеводстве - выращивание сельхозкультур на орошаемых землях; налаживание производства пищевой и перерабатывающей отраслей; - наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства). Например, для эффективного ведения животноводства молочного направления необходимо минимально 500 голов скота, мясного направления - 300 голов, для ведения зернового хозяйства 500 га; - существующий дефицит у хозяйствующих субъектов хранилищ, складов, пунктов первичной переработки сельхозпродукции, тары, плохие дорожные условия; - недостаточно развитая закупочная инфраструктура, в том числе в сельских территориях; - низкий уровень кооперации и интеграции хозяйств - производителей продукции и предприятий по ее переработке; - недостаток материальных и финансовых ресурсов, в том числе кредитных; - высокая ассортиментная насыщенность агропромышленного сектора экономики; - сложность доступа в сетевые торговые компании. В целях обеспечения функционирования достаточного числа участников АПК, развития конкуренции между ними, повышения эффективности их производств необходимо продолжение реализации комплекса мероприятий в рамках краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2008-2012 годы, которые направлены на развитие инфраструктуры товарных рынков, облегчение доступа товаропроизводителей к рынкам сельскохозяйственной продукции, финансовым и производственным ресурсам для формирования экономически активных субъектов агробизнеса, расширение каналов сбыта сельскохозяйственной продукции, организацию сети заготовительных пунктов и торговых павильонов сельскохозяйственной продукции, оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынков, развитие системы информационных услуг. Дополнительно необходима реализация мер по развитию транспортного обслуживания, обеспечению взаимодействия, сотрудничества производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, расширение рынков сбыта продукции сельхозтоваропроизводителей, в том числе на сельскохозяйственных и кооперативных рынках и ярмарках. 7Развитие конкуренции в сфере розничной торговли Белоглинского районаСфера розничной торговли на потребительском рынке муниципального образования Белоглинский район представлена 458 предприятиями. Кроме того, дополнительно размещается до 15 объектов сезонной мелкорозничной торговли. В последние годы количество крупных торговых сетей в районе увеличивается. Так введен в эксплуатацию торговый центр «Радуга» общей площадью 1096 квадратных метров, торговые павильоны ООО «Белоглинский рынок» общей площадью 580 квадратных метров. Динамично и эффективно развиваются краевая торговая сеть закрытое акционерное общество «Тандер» магазины «Магнит». Всего на территории района функционирует 2 магазина «Магнит» торговой сети закрытое акционерное общество «Тандер» общей площадью 806 кв. метров. В районе успешно развивается потребительская сфера за счет предприятий малого и среднего бизнеса. Оборот розничной торговли на 82 % формируется предприятиями малого бизнеса. Общая площадь объектов розничной торговли составляет более 13680 кв. метров. Обеспеченность жителей района торговыми площадями предприятий розничной торговли по итогам 2010 года составила 440 кв. метра на 1000 жителей. За 2010 год данный показатель вырос на 6,7 %. Всего в 2010 году в районе введено в эксплуатацию 1775 кв. метров торговых площадей. Развитие крупных сетевых предприятий торговли положительно влияет на состояние потребительского рынка, удовлетворение растущего покупательского спроса, уровень культуры обслуживания населения. С приходом сетевых компаний значительно вырос уровень конкуренции на потребительском рынке муниципального образования Белоглинский район. На сегодняшний день розничную торговлю района можно характеризовать как высокоразвитую отрасль, которая способна удовлетворить потребности во всех ассортиментных и ценовых категориях. Таким образом, можно сделать вывод, что рынок услуг розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории муниципального образования Белоглинский район относится к рынку с развитой конкурентной средой. Учитывая общие позитивные характеристики состояния розничной торговли, необходимо отметить ряд проблемных вопросов, оказывающих влияние на развитие конкуренции в потребительской сфере: - 8 неравномерное размещение объектов розничной торговли, что не в полной мере отвечает потребностям населения; - недостаток собственных ресурсов для финансирования текущей и инвестиционной деятельности. Развитие торговой инфраструктуры (строительство новых торговых объектов) обеспечит конкурентоспособную цену, более высокое качество и широкий спектр услуг по продаже товаров.Развитие конкуренции в сфере розничной реализации нефтепродуктов Белоглинского районаВ настоящее время на территории муниципального образования Белоглинский район отмечаются как количественные, так и качественные изменения в структуре автопарка. В условиях постоянно растущего спроса на моторное, бензиновое и дизельное топливо, вызванного стабильным увеличением количества автотранспортных средств, развивается сеть автозаправочных станций. По оперативным данным на территории муниципального образования Белоглинский район, объем реализованного топлива всех марок по состоянию на 1 декабря 2010 года составил 2,5 тыс.тонн, из них 0,5 тыс.тонн дизельное топливо и 2,0 тыс.тонн бензин всех марок. В настоящее время Белоглинском районе функционируют 10 автозаправочных станций. В целом потребительский рынок моторного топлива в Белоглинском районе состоит из 2-х основных сегментов: 1 сегмент - региональные представительства крупных топливно-энергетических компаний полного цикла производства нефтепродуктов (добыча и переработка нефти, транспортировка, хранение, оптовая и розничная продажа нефтепродуктов) с разветвленной сетью автозаправочных станций на территории края. В их числе: открытое акционерное общество «РОСНЕФТЬ» - 4 автозаправок. 2 сегмент - организации и индивидуальные предприниматели осуществляющие торговлю моторным топливом через 6 автозаправочных станций и реализующие закупаемое на нефтебазах топливо. Учитывая количество автозаправок на территории района, данный рынок функционирует в условиях конкуренции и не является закрытым, о чем свидетельствует, в первую очередь, тот факт, что потребности потребителей в нефтепродуктах (бензин автомобильный, дизельное топливо) в целом по Белоглинскому району, полностью обеспечены. Функционирование указанного рынка напрямую зависит от уровня цен на бензин автомобильный и дизельное топливо, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими их розничную продажу. В свою очередь, цель розничной реализации в большей степени зависят от оптовых цен поставщиков. С 9 нижение цены на топливо на заправках независимых продавцов не ведет к увеличению спроса, так как потребитель уверен - если на заправке указана низкая стоимость топлива, то значит качество его низкое. Таким образом, для продавца снижение цены на топливо не будет сопровождаться увеличением объемов реализации и приведет к убыткам. В связи, с чем изменение цеп на топливо на розничном рынке происходит одновременно у всех торговцев. А указанные действия ведут к возникновению претензий в картельном сговоре со стороны антимонопольных органов. Для отслеживания ситуации на рынке нефтепродуктов администрацией муниципального образования Белоглинский район, в рамках установленной компетенцией, осуществляется мониторинг цен розничной реализации нефтепродуктов. На рынке существуют барьеры, затрудняющие появление новых участников рынка, такие как: - высокие капитальные затраты на строительство автозаправочной станции (далее - АЗС) - от 20 млн. рублей; - требования земельного и природоохранного законодательства, получение земельного участка под строительство АЗС, оформление соответствующих разрешений и согласований или покупка (аренда) АЗС связаны с существенными временными и финансовыми затратами. С целью развития конкуренции между участниками данного рынка на оптовом и розничном рынке нефтепродуктов необходимо максимально возможное количество произведенных нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах России (далее - НПЗ) реализовывать на равных условиях. Дополнительно необходимо проведение мероприятий по содействию привлечения в частный капитал новых участников рынка, строительству новых АЗС участниками рынка, не занимающими доминирующего положения, а также развитие информационной инфраструктуры рынка нефтепродуктов за счет оперативности публикуемой информации о состоянии и тенденциях развития рынка, факторов, влияющих на динамику цен, уровень спроса на автомобильное топливо в регионе и другое.^ Развитие конкуренции на рынке строительства Белоглинского района Доля строительства в структуре базовых видов деятельности муниципального образования Белоглинский район по полному кругу предприятий за 2010 год составила 6,9 %, что в денежном выражении составляет 394 млн. рублей. Численность занятых в строительстве составляет около 400 человек, или 3,8 % общей численности занятых в экономике района. Наиболее крупные подрядные организации, работающие в районе: ООО «МСО», ОАО «Белая Глинарайгаз». Кроме того, на подрядном рынке района ведут деятельность организации других районов. Это связано, в первую очередь, с инвестиционной привлекательностью экономики района, реализацией федеральных программ. З 10 авершено строительство четырех быстровозводимых жилых домов, которые предоставлены по договору социального найма детям-сиротам и молодым специалистам района. Действующим законодательством установлены минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Барьерами выхода новых подрядных строительных организаций на строительный рынок являются: - наличие имущества, необходимого для выполнения соответствующих работ; - наличие необходимого числа работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование и соответствующий стаж работы. Учитывая, что в настоящее время виды объектов капитального строительства, возводимые подрядными строительными организациями, постоянно меняются, строительные организации пытаются осваивать новые для них виды работ и услуг. Дополнительной мерой по устранению факторов, ограничивающих конкуренцию на рынке строительства, является стимулирование технического перевооружения существующих производств и создания новых предприятий.^ Развитие конкуренции на рынке телекоммуникационных технологий и связи Белоглинского района Связь является наиболее динамично развивающейся отраслью хозяйственного комплекса Белоглинского района. Для телекоммуникационного сектора экономики района свойственны следующие тенденции развития: - высокие по сравнению с другими отраслями темпы роста; - активное внедрение новых технологий; - конвергенция сетей и услуг. В районе работают четыре оператора мобильной связи: закрытое акционерное общество «Мобиком-Кавказ» (Мегафон), закрытое акционерное общество «Кубань-GSM» (МТС), открытое акционерное общество «Вымпелком» и общество с ограниченной ответственностью «Юг-Центр» (Билайн). На территории района построено 16 башен мобильной связи. Для улучшения качества мобильной связи планируется построить еще 6 башен связи. За последние пять лет в районе отмечался активный рост сегмента мобильной связи. Однако, учитывая насыщенность рынка, для операторов сотовой связи на первое место выходят задачи по улучшению качества, предложению высокотехнологичных и дополнительных услуг клиентам. В секторе почтовой связи 100 % почтовых услуг предоставляет Белоглинским отделением Новопокровского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Краснодарского края филиал государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России»), который является монополистом на данном рынке. ФГУП «Почта России» имеет на территории Белоглинского района 17 отделений почтовой связи, оказывающих полный спектр почтовых услуг. Отделения почтовой связи имеются во всех сельских поселениях муниципального образования Белоглинский район. О 11 беспечением радиотелефонной и почтовой связи в районе занято одно предприятие: Белоглинский участок Новопокровского ЛТЦ Тихорецкого ОУС ОАО «Кубаньэлектросвязь». Сеть электросвязи района активно развивается и модернизируется на основе использования современных цифровых технологий передачи информации и волоконно-оптических линий. Основным районным оператором связи, предоставляющим на территории района услуги местной и внутризоновой связи, передачи данных, доступа в сеть «Интернет» и ряд других видов услуг связи является Краснодарский филиал открытое акционерное общество «Южная телекоммуникационная компания» «Кубаньэлектросвязь». Все школы района имеют доступ в глобальную сеть «Интернет». Плотность покрытия сетью стационарной телефонной связи к началу 2010 года составила 17,9 телефона на 100 жителей района. Важнейшим фактором развития конкуренции на рынке является открытость и доступность информации о тарифах, наличие технической возможности перехода от одного оператора связи к другому, привлекательность услуги по качеству и цене.Развитие конкуренции на рынке реализации фармацевтической продукции на территории Белоглинского районаРынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами является динамично развивающимся сектором экономики. Во многом это связано с привлекательностью данного вида деятельности для инвесторов и для предпринимателей из-за постоянного и относительно растущего спроса на лекарственные средства и иную продукцию аптечных учреждений. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования Белоглинский район, имеющих лицензии на фармацевтическую деятельность, составляет 3 хозяйствующих субъекта и осуществляют деятельность в 14 аптеках и аптечных пунктах. В муниципальном образовании Белоглинский район развивается сеть аптечных учреждений. Принято считать, что достаточным является соотношение численности населения и количества аптек 4-5 тыс. человек на 1 аптеку. В муниципальном образовании Белоглинский район этот показатель составляет 2,5 тыс. человек на 1 аптеку. Концентрация населения и платежеспособного спроса в Белоглинском сельском поселении приводит к неравномерному размещению аптек в остальных сельских поселениях. Это, в свою очередь, влечет за собой неравномерную конкуренцию. О 12 сновными экономическими барьерами входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами для большинства аптечных учреждений муниципального образования Белоглинский район являются: - высокая арендная плата за офисные помещения; - низкая платежеспособность населения: - недостаток оборотных средств; - высокая процентная ставка на получение банковского кредита: - большое количество документов, требующихся для регистрации аптечного учреждения. Большая часть из перечисленных барьеров входа на рынок является существенной для небольших субъектов рынка и касается одиночных частных аптечных учреждений, которые, как правило, относятся к субъектам малого предпринимательства. Они сталкиваются с трудностями как на этапе создания аптек, регистрации (лицензирование, поиск помещений и кредитных ресурсов, дефицит кадров и другое), так и в процессе своей деятельности и развития (контролирующие органы, доминирование на рынке крупных хозяйствующих субъектов, в том числе сетей и их преимущества перед одиночными аптеками, проблемы с поставщиками продукции и другое). Между тем существуют барьеры, универсальные для любых хозяйствующих субъектов. К ним относятся проблемы низкой платежеспособности основной массы потребителей лекарств (пожилых людей, инвалидов и других), ограниченность спроса из-за низкой численности жителей в небольших сельских населенных пунктах и отдаленных от районного центра населенных пунктах. В целях привлечения новых субъектов на данный рынок, поддержания конкуренции в сфере фармацевтических услуг для субъектов предпринимательства необходимо обеспечение максимальной открытости и информационной прозрачности деятельности по лицензированию при сохранении существующих требований, развития системы доступа субъектов предпринимательства к информации о развитии здравоохранения, фармацевтической деятельности. Развитие конкуренции на рынке здравоохранения Белоглинского районаСеть медицинских учреждений в Белоглинском районе представлена 2 самостоятельными муниципальными учреждениями здравоохранения: 1. Муниципальное учреждение здравоохранения центральная районная больница администрации Белоглинского района. 2. Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения стоматологическая поликлиника муниципального образования Белоглинский район. Рынок медицинских услуг, оказываемых по Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Белоглинском районе представлен двумя учреждениями, находящихся муниципальной собственности. В 13 части обязательного медицинского страхования работающего населения деятельность осуществляют четыре страховых компаний: - Краснодарский филиал закрытое акционерное общество медицинская страховая компания «Солидарность для жизни»; - Тихорецкий территориальный фонд обязательного медицинского страхования; - Краснодарский филиал открытого акционерного общества страховая медицинская организация «Сибирь»; - ООО ВСК «Милосердие». Страховщиком неработающего населения на территории района является Краснодарский филиал открытого акционерного общества страховая медицинская организация «Сибирь». Взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения Белоглинского района в фонд уплачиваются администрацией Белоглинского района за счет средств, предусматриваемых на эти цели в районном бюджете. Это объясняется условиями работы медицинских организаций в системе обязательного страхования. Тариф, применяемый в системе обязательного медицинского страхования, не компенсирует в полной мере затраты медицинских учреждений. Все расходы муниципальных медицинских организаций, не вошедшие в тариф, компенсируются за счет бюджетных средств. При этом расходы медицинских организаций других форм собственности в системе обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) финансируются за счет средств собственника. В качестве одного из механизмов формирования конкурентных отношений в сфере медицинских услуг является привлечение к выполнению программы государственных гарантий медицинских учреждений различных форм собственности на принципах государственно-частного партнерства. При этом главным условием будет являться переход от оплаты за объемы медицинских услуг по тарифу к оплате за стоимость лечения. В целях обеспечения мотивации к улучшению качества медицинской помощи целесообразно внедрение и реализация системы фондосодержания в виде подушевой оплаты услуг амбулаторно-поликлинического звена за каждого прикрепленного человека. Средства, предназначенные на оказание медицинской помощи населению по региональной программе госгарантий, пропорционально количеству прикрепленного населения получают поликлиники, которые являются распорядителями денежного ресурса, планируют и распределяют эти средства на необходимую больному медицинскую помощь. Остатки переданных средств направляются на увеличение фонда оплаты труда медработников. Для развития конкуренции в сфере здравоохранения также необходимо ре