АДМИНИСТРАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ 2001 ГОДАг. Астрахань2002 г.СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ 2001 ГОДА 1РАЗДЕЛ I ГОСУДАРСТВЕННАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 6Таблица 1. Внешняя торговля в Астраханской области (в млн. долл. США) 22Таблица 2. Структура экспорта 48Таблица 3. Структура импорта 48Раздел II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 58Таблица 4. Численность населения области по годам 59Таблица 5. Рождаемость и смертность по годам 59Таблица 6. Возрастная структура населения области 59Таблица 7. Миграционный прирост населения по годам 60Таблица 8. Обращения в миграционную службу Астраханской области 60Таблица 9. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения 61Таблица 10. Трудовые ресурсы области 65Таблица 11. Выполнение основных показателей программы содействия занятости населения по области за 2001 год 65Таблица 12. Оплата труда по отраслям экономики области в 2000-2001 годах 68Таблица 14. Сравнительная информация об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Астраханской области 79Таблица 15. Обеспечение инвалидов в 2001 году транспортными средствами 83Таблица 16. Оздоровление ветеранов, инвалидов и детей социально незащищенных категорий 83Таблица 17. Сведения о выделении средств на льготное лекарственное обеспечение по ФЗ «О ветеранах» за 1998-2001 годы 95Таблица 18. Деятельность клубных учреждений 99Таблица 19. Показатели деятельности библиотек области 101Таблица 20. Развитие материально технической базы учреждений культуры (тыс. руб.) 104Раздел III. ^ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 107Таблица 21. Основные показатели инвестиционной деятельности 118Таблица 22. Видовая структура инвестиций в основной капитал (в %) 119Таблица 23. Структура инвестиций в нефинансовые активы (% к итогу) 119Таблица 24. Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики (в % к итогу) 119Таблица 25. Структура инвестиции в основной капитал по источникам финансирования по крупным и средним предприятиям (в % к итогу) 120Таблица 26. Структура иностранных инвестиций (с учетом рублевых поступлений, пересчитанных в доллары) 123Таблица 27. Отраслевая структура малого бизнеса (%) 126Таблица 29. Основные показатели лицензионной деятельности 129Таблица 30. Прожиточный минимум в 2001 году (в рублях) 134Таблица 31. Исполнение прогноза сбора налогов по уровням бюджетов 138Таблица 32. Анализ межбюджетных отношений с Федерацией (млн. рублей) 140Таблица 33. Доходы областного бюджета (млн. рублей) 142Таблица 34. Формирование доходов бюджетов городов и районов области 144Таблица 38. Динамика дебиторской и кредиторской задолженности по основным отраслям экономики (млн. руб.) 156Таблица 39. Динамика уровня просроченной задолженности (млн. руб.) 156Таблица 40. Темпы роста просроченной кредиторской задолженности (в %) 157Таблица 41. Структура просроченной задолженности по обязательствам предприятий и организаций промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства (млн. руб.) 158Таблица 42. Производство промышленной продукции (по полному кругу предприятий) за 2001 год 160Таблица 43. Объем инвестиций в основной капитал по районам области в 2001 году 164Таблица 45. Объем подрядных работ по районам области за 2001 год 166Таблица 46. Оборот розничной торговли по районам области за 2001 год 167Таблица 47. Оборот общественного питания по районам области за 2001 год 167Таблица 48. Реализация платных услуг по районам области 168Таблица 49. Оценка балансовой прибыли за 2001 год по районам области (по полному кругу предприятий) 168Таблица 50. Поступление налогов в бюджеты различных уровней по районам области за 2001 год 169Таблица 51. Среднемесячная заработная плата по области (по крупным и средним предприятиям) 170Таблица 52. Задолженность по выплате заработной платы по районам области на 1 января 2002 года 171Таблица 53. Выплаты пенсий по районам области за 2001 год 172Таблица 54. Показатели безработицы по районам области за 2001 год 173Таблица 55. Динамика промышленного производства по отраслям (в %, в сопоставимых ценах) 174Таблица 56. Индексы физического объема промышленного производства (в % к соответствующему периоду предыдущего года, в сопоставимых ценах) 174Таблица 57. Основная номенклатура выпускаемой продукции (по крупным и средним предприятиям) 175Таблица 58. Структура промышленного производства области в 2001 году (в %) 176Таблица 59. Объемы производства предприятий отрасли (млн. руб.) 188Таблица 60. Итоги работы ООО «Астраханьгазпром» 189Таблица 61. Итоги работы ООО «ЛУКОЙЛ-Астраханьморнефть» 190Таблица 62. Посевные площади и валовой сбор основных сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств 201Таблица 63. Производство животноводческой продукции в 2001 году(все категории хозяйств) 202Таблица 64. Численность скота в хозяйствах всех категорий по состоянию на 01.01.2001-2002 гг. 203Таблица 65. Добыча (вылов) водных биологических ресурсов и освоение выделенных квот (тонн) 205Таблица 66. Основные показатели, характеризующие состояние товарного рыбоводства 205Таблица 67. Объёмы выпускаемой молоди (млн. штук) 206Таблица 68. Исполнение прогноза земельных платежей в районах области (тыс. руб.) 208Таблица 69. Распределение земельных платежей по бюджетам 209Таблица 70. Динамика транзита экспортно-импортных грузов 211Таблица 71. Перевозка грузов (тыс. тонн) 212Таблица 72. Перевозка пассажиров (тыс. чел.) 212Таблица 74. Наличие и прирост телефонов сотовой связи 214Таблица 75. Научный потенциал области (в единицах) 216Таблица 76. Потребление основных продуктов питания населением Астраханской области в год, кг на человека 218Таблица 78. Поставка продукции для областных государственных нужд через оптовое звено 221Таблица 79. Основные показатели деятельности строительного комплекса 223Таблица 80. Финансовые результаты крупных и средних строительных организаций 224Таблица 81. Задолженность по строительным организациям (в млн. руб. на начало года) 224Таблица 82. Структура подрядных работ по формам собственности 224Таблица 83. Реализация президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» (ГЖС) 226Таблица 84. Объемы выполненных дорожных работ 228Таблица 85. Исполнение федерального бюджета и бюджета территориального дорожного фонда по доходам (млн. руб.) 230^ Таблица 86. Объем основных коммунальных услуг 231 ВВЕДЕНИЕ2001 год стал первым годом нового четырехлетнего цикла деятельности Губернатора и вновь сформированной им Администрации области. В прошедшем году сохранились основные положительные тенденции экономического роста: прирост валового регионального продукта (ВРП) составил 6,8 %, объемов промышленного производства – 4,7 %, валовой продукции сельского хозяйства – 10,9 %, объемов строительно-монтажных работ – 30,8 %, розничного товарооборота – 7,3 %, платных услуг населению – 9,7 %. Инвестиции в основной капитал увеличились на 10,9 %. Доля инвестиций в ВРП возросла до 42 %, что свидетельствует о создании условий для продолжения экономического роста.Продолжалась реализация Программы повышения уровня и качества жизни населения Астраханской области.Одним из обобщающих показателей роста благосостояния населения области является его совокупный денежный доход, который составляет примерно 25400 млн. рублей, что больше чем в прошлом году на 29,3 %. Среднедушевые денежные доходы составили 2080 рублей (в среднем за месяц), прирост, соответственно, - 477,3 рубля или 29,7 % к уровню прошлого года.Реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились на 7 %. При этом реальная заработная плата выросла на 20 %, а реальная пенсия – на 14 %.В результате реализации областных целевых программ сетевой газ получили более чем 19 тысяч семей, качественную питьевую воду - 18 тысяч человек.Постепенно улучшается демографическая ситуация в области: в течение двух последних лет темпы роста рождаемости превышают темпы роста смертности.Экономический рост обеспечивает постоянное увеличение сбора налогов на территории области. Если в 1999 году он составил 3498,8 млн. рублей, в 2000 году – 7045,9 млн. рублей, в 2001 году его уровень достиг 9654,8 млн. рублей. Но постоянное увеличение доли налогов, направляемых в федеральный бюджет (с 46,5 % в 1999 г. до 58,3 % в 2001 г.), не позволяет в полной мере направить собранные на территории области средства на нужды астраханцев.Несмотря на это, доходы областного бюджета на 30 % превысили уровень прошлого года. Что позволило своевременно выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы с учетом ее увеличения в соответствии с федеральными и региональными нормативными актами; осуществлять адресные выплаты социальных пособий малоимущим категориям граждан, производить социальные выплаты работникам бюджетной сферы, увеличить расходы на текущее содержание социальных учреждений и т. д.За счет увеличения бюджетного финансирования сдерживался рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия и тарифы на пассажирские и социально значимые транспортные перевозки.Настоящий доклад является официальным отчетом Администрации области перед населением области и содержит сравнительный анализ основных результатов деятельности в 2000 и 2001 годах.Глава Администрации области А. Гужвин^ РАЗДЕЛ I ГОСУДАРСТВЕННАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Основной политической задачей российского руководства в последние годы было усиление вертикали государственной власти. Исходя из этого Губернатором принята новая схема управления регионом идентичная устройству исполнительной власти федерального уровня.В свете новых задач пересматривается Устав Астраханской области, вступивший в силу в апреле 1997 года. В настоящее время Государственной Думой Астраханской области принят в первом чтении проект закона Астраханской области «О внесении изменений и дополнений в Устав Астраханской области», который вынесен на всенародное обсуждение.В апреле состоялся визит в Астраханскую область Председателя Правительства Российской Федерации М. М. Касьянова, в рамках которого рассматривались важнейшие для России и области геополитические проблемы. По результатам приняты два протокола «О развитии транспортной инфраструктуры Каспийского региона – важной части международного транспортного коридора «Север - Юг» и «О мерах по реализации стратегических интересов России в Каспийском регионе», в которых дано 40 конкретных поручений министерствам и ведомствам Российской Федерации. Наиболее актуально для нас решение вопросов по Каспийскому морю – его правовой статус; проведение постоянного мониторинга природной среды, экологической безопасности, сохранение и использование биологических ресурсов, в т. ч. осетровых; защита населения и объектов, находящихся в зоне подтопления; разведка и добыча углеводородов; по транспортному коридору «Север – Юг» - развитие астраханского транспортного узла (порт Оля), строительство железнодорожной ветки к порту Оля, развитие автодорожной сети области, морского контейнерного сообщения, создание благоприятных экономических (тарифных) условий и т. д. Исполнение мероприятий, затрагивающих интересы региона, находилось на контроле Администрации области.Осуществляется взаимодействие с аппаратом полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе. Примером может служить принятие федеральной целевой программы «Юг России», в состав ее вошли более 50 астраханских целевых программ с общим объемом инвестиций 13,5 млрд. руб.Новые подходы к бюджетному федерализму, резко сдвинувшие планку перераспределения налоговых доходов в сторону федерального бюджета, требуют определения компенсации недополучаемых доходов. На основе финансово-экономических расчетов начата работа с федеральным центром по формированию новых бюджетных отношений, в соответствии с вступившими в силу Налоговым и Бюджетным кодексами.После вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в органах законодательной и исполнительной власти области ведется работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами.28 октября состоялись выборы депутатов в Государственную Думу области. Возрос интерес избирателей и общественных объединений к формированию законодательного (представительного) органа.^ Взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации Работа представительства Администрации Астраханской области С целью представления и отстаивания интересов региона представительство Администрации области в тесном сотрудничестве с депутатами от Астраханской области в Федеральном Собрании РФ проводило постоянную работу с органами государственной власти Российской Федерации.Приоритетными направлениями работы было представление интересов области при формировании федерального бюджета; включение региональных проектов в федеральные целевые программы; геополитические проблемы территории, связанные с представлением интересов России на Каспии.Подготовлены и состоялись свыше 250 встреч и переговоров Губернатора и его заместителей с руководителями органов законодательной и исполнительной власти, соответствующих министерств и ведомств, хозяйствующих субъектов.Важное значение имела подготовка визита в Астраханскую область Председателя Правительства РФ М. М. Касьянова, по результатам которого приняты Протоколы «О мерах по реализации стратегических интересов России в Каспийском регионе» и «О развитии транспортной инфраструктуры Каспийского региона – важной части международного транспортного коридора «Север - Юг».Ежемесячно ход исполнения Протоколов докладывался и обсуждался в Секретариате Председателя Правительства РФ. Руководителям Администрации области предоставлялись аналитические справки о выполнении пунктов Протоколов. К настоящему моменту 19 из 22 пунктов Протоколов исполнено и снято с контроля.В результате контактов с Минфином России обеспечено своевременное поступление трансфертов, пособий, субсидий и субвенций в полном объеме. А финансирование внепрограммных объектов в размере 50 млн. рублей осуществлено на два месяца раньше намеченного срока. Принимались меры по компенсации выпадающих доходов областного бюджета. Получены беспроцентные ссуды из средств федерального бюджета: на покрытие кассовых разрывов - на сумму 60 млн. рублей и на финансирование расходов сельскохозяйственных производителей - на сумму 20 млн. руб. Погашение части ранее полученных ссуд в размере 99,3 млн. рублей пролонгировано до сентября 2002 года. Обеспечено выделение из средств федерального бюджета 59,2 млн. рублей на подготовку ЖКХ к зиме.Контроль за текущим финансированием федеральных целевых программ позволил своевременно получить предусмотренные федеральным бюджетом 262,13 млн. рублей.Активное участие в формировании федерального бюджета на 2002 год позволило увеличить финансирование области из федерального бюджета с 627 010 тыс. рублей в 2001 году до 1 049 650 тыс. рублей.На финансирование целевых программ, включенных в федеральную целевую программу «Юг России», из федерального бюджета выделен 71 млн. рублей.В течение апреля-июня сотрудники представительства еженедельно принимали участие в заседаниях Межведомственной оперативной группы по прохождению весеннего половодья и паводков и по проведению скоординированных противопаводковых мероприятий под руководством Минприроды России. На заседаниях отстаивались интересы области в соблюдении оптимальных для нее режимов пропуска паводковых вод. Осуществлялось постоянное взаимодействие и сотрудничество с компаниями ОАО «Лукойл», ДОАО «Промгаз», РАО «Газпром», ОАО «Стройтрансгаз» по проблемам экономического развития области, решения текущих задач финансирования и освоения программ газификации, разведки нефтяных месторождений и др.В результате постоянного контакта и работы с министерствами и ведомствами РФ удалось добиться того, что Астраханская область стала первым регионом, который включен в Программу энергодиалога Россия – ЕС, предусматривающую внедрение новых технологий по экономии энергии и ресурсов. Программа принята на саммите Россия – ЕС 3 октября.Проводилась работа по привлечению инвестиций в область. Установлены деловые контакты с более чем 20 потенциальными инвесторами. Удалось заключить соглашение с македонской фирмой «Маврово» о строительстве жилых домов, торгового комплекса в г. Астрахани; ведутся переговоры с испанской фирмой по установке современных линий для производства молочной продукции на предприятиях области. Подписан Протокол намерений о реализации совместных проектов с АФК «Система» по добыче, переработке и реализации газа и нефти, по строительству конгресс-центра и других объектов.В соответствии с соглашением между Администрацией области и Министром культуры РФ, получен 1 млн. руб. на реконструкцию Астраханского кремля; включена в бюджет на 2002 год реконструкция областной государственной филармонии на сумму 4 млн. руб. и Астраханского кремля - до 5 млн. руб.В результате встреч с Министром труда и социального развития РФ Починком В. П. удалось:ускорить решение вопроса по финансированию дома-интерната для престарелых в г. Нариманове и получить дополнительные средства порядка 3 млн. рублей;сократить задолженность по выплатам денежной компенсации «чернобыльцам» с 353 тыс. руб. до 150 тыс. руб.Ряд организаций привлечены для участия в благотворительных акциях, проводимых в регионе, отправлены в область 350 комплектов спецодежды для детей в интернаты и приюты, белорусский трикотаж для детских домов, детские книги и учебники в количестве 24 960 штук. Руководство Каспийского трубопроводного консорциума выделило 1,2 млн. рублей на приобретение оборудования для детского противотуберкулезного диспансера и свыше 300 тыс. рублей на микроавтобус «Соболь», три компьютера для приюта «Улитка». Оказано содействие в оформлении поставки партии медицинского оборудования на сумму около 34 тыс. долл. в качестве гуманитарной помощи из Швейцарии. Организовано получение от ОАО «Трехгорная мануфактура» и отправка 1820 подарочных наборов для новорожденных. Подготовлено свыше 20 публикаций в центральных средствах массовой информации по проблемам социально-экономического развития области.^ Представление интересов Астраханской области в Федеральном Собрании Российской Федерации 15 февраля 2001 г. К. А. Маркелов официально утвержден в должности Члена Совета Федерации, представителя от Администрации Астраханской области.К. А. Маркелов, представляя в Совете Федерации Администрацию Астраханской области, является первым заместителем председателя комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, членом ряда комиссий, комитетов и групп СФ.К. А. Маркелов принимал непосредственное участие в работе над рядом впоследствии принятых законопроектов, в их числе и Закона «О Федеральном бюджете на 2002 год». В результате совместной целенаправленной работы с представителями законодательных и исполнительных органов власти удалось в полтора раза увеличить сумму федеральных трансфертов в нашу область, добиться увеличения объемов федерального финансирования целевых программ: «Дорожное хозяйство», «Восстановление Астраханского Кремля», на строительство больницы в г. Харабали, Астраханскому государственному педагогическому университету и др. Общее поступление из федерального бюджета в область в этом году предусматривается в сумме 1 млрд. 50 млн. рублей (в 2000 году - 627 млн.).В порядке законодательной инициативы К. Маркелов внес в Государственную Думу РФ проект федерального закона «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Предлагается изменить Налоговый кодекс РФ и ввести налог за перекачку, перевалку и налив нефти, 50 % которого поступало бы в доходы бюджетов субъектов РФ. Для Астраханской области, по территории которой проходит трасса Каспийского трубопроводного консорциума, дополнительные доходы бюджета составят примерно 100 млн. рублей.Ведется работа над подготовкой федеральных законов «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий». Принятие предлагаемых изменений в закон обяжет ОАО «Газпром» зачислять налог на имущество по месту своего нахождения (Астраханская область), а не в бюджет Москвы, как это происходит в настоящее время.Как член Совета Федерации К. Маркелов принял участие в ряде важных международных и межрегиональных встреч. В мае в составе официальной делегации от Совета Федерации астраханский сенатор посетил Ирак и принял участие в работе международной Багдадской конференции «Эмбарго и права человека в Ираке». В ходе рабочих встреч были обсуждены проблемы развития двухсторонних торгово-экономических связей между странами, в том числе и на региональной основе, в рамках гуманитарной программы «Нефть в обмен на продовольствие». В результате переговоров перспективным представляется сотрудничество в рамках перевозки грузов по транспортному коридору «Север - Юг» через порт Оля (Астраханская область), а также в плане размещения заказов на судостроительных предприятиях области для Ирака.Являясь членом группы дружбы между Советом Федерации и Бундесратом, К. Маркелов принял участие во встречах, которые прошли 9-10 апреля в Москве и 17-20 октября в Берлине. В ходе встреч представители деловых кругов Германии высказали заинтересованность в возможных контактах с Астраханской областью.В ноябре К. Маркелов провел в Совете Федерации встречу с представителями Европейского Союза. Обсуждался план осуществления в Астраханской области проекта рационального использования и сбережения энергии. Подготовка и реализация данного проекта будет проходить в течение 2002 года при финансовой поддержке комиссии ЕС.В рамках деятельности в комитете по делам СНГ К. Маркелов уделял особое внимание проблемам Каспия. По его инициативе в марте в Астрахани состоялось рабочее совещание по итогам выполнения рекомендаций «круглого стола»: «О законодательном обеспечении интересов РФ в зоне Каспийского бассейна».Вопрос о Каспии был предметом рассмотрения на специальном заседании комитета по делам СНГ, по результатам - направлено обращение в Правительство РФ и к главам государств Прикаспийского региона. На заседании впервые прозвучало предложение К. А. Маркелова о необходимости создания ассамблеи прикаспийских государств, которая бы занималась согласованием законодательства и разработкой модельных законов.Другой, очень острой для нашего региона проблемой, является - миграция. К. Маркелов выступает за скорейшее рассмотрение закона о миграции и закона о приграничных территориях. Вопрос урегулирования миграционных процессов на приграничных территориях затронут астраханским сенатором на встрече с секретарем Совета Безопасности Владимиром Рушайло.За прошедший год К. А. Маркелов провел встречи с послами Украины, Азербайджана, Белоруссии, Армении в России, на которых обсуждались вопросы межпарламентского сотрудничества между государствами, возможности возобновления работы межправительственных комиссий, экономического сотрудничества между регионами РФ.Одной из главных задач представителя в Совете Федерации от Администрации Астраханской области К. Маркелова является отстаивание интересов региона в различных министерствах и ведомствах. За прошедший год сенатор провел встречи в Министерстве образования, Министерстве труда и социального развития, Министерстве экономического развития и торговли, Министерстве финансов, Министерстве обороны и Министерстве путей сообщения РФ, встретился с руководителями всех фракций Государственной Думы, а также с большинством председателей ее комитетов.Выполняя наказы астраханцев, сенатор обратился к Президенту РФ с просьбой о выделении средств на ремонт помещения центра детского и юношеского творчества, в результате Президент РФ подписал распоряжение о выделении 1,5 млн. рублей.При непосредственном содействии астраханского сенатора «Росавтодор» погасил кредиторскую задолженность перед «Астраханьавтодором» по строительству, реконструкции и ремонту федеральных автомобильных дорог в сумме 2 млн. 267 тысяч рублей.Проведена работа по поиску солдат и офицеров, представленных к наградам за участие в боевых действиях в Афганистане. Уже получили свои награды два человека (Орден Красной Звезды, медаль ордена «за Боевые заслуги»), в ближайшее время будут вручены награды еще трем астраханцам.Оказана поддержка в принятии областной программы «Создание и функционирование информационно-справочной системы для формирования регионального банка данных ветеранов боевых действий на территории Афганистана и Чечни», которая направлена на усиление социальной защиты участников боевых действий, проживающих в Астраханской области.В планы К. Маркелова входит расширение объемов законодательной деятельности, а также изыскание возможностей для еще более весомой поддержки позиций Астраханской области на федеральном уровне.^ Законотворческая деятельность. Взаимодействие с Государственной Думой Астраханской области Право субъектов Федерации на самостоятельное принятие собственных законов зафиксировано в Конституции Российской Федерации (ст.76), которая установила, что субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации имеют право осуществлять собственное правовое регулирование общественных отношений, т. е. принимать законы и иные нормативные правовые акты.Роль регионального законотворчества в данном случае трудно переоценить. Ведь законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации становятся как бы опорными точками своеобразного «самоутверждения» отдельного субъекта Федерации как по отношению к федеральному центру, так и по отношению к иным субъектам Российской Федерации. При этом характерно, что законодательная и исполнительная ветви власти в регионах обычно едины в своих усилиях как можно быстрее сформировать собственную нормативную правовую базу, воспользовавшись незавершенностью и неполнотой федерального законодательства.Основу развития законотворчества в Астраханской области составляет оптимальная реализация конституционного принципа, разделения властей. По сложившейся в нашей области практике примерная программа законодательной деятельности Государственной Думы Астраханской области выступает как продукт совместного творчества исполнительной и законодательной ветвей власти. При этом именно Администрация области инициирует подготовку, и обсуждение большей части проектов законов Астраханской области, т. к. считает участие в законодательном процессе одним из приоритетных направлений своей деятельности.В целях реализации задач, определенных в очередном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2001 год, связанных с формированием единого правового пространства на всей территории Российской Федерации, Администрации области, руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разработало проект закона Астраханской области «О внесении изменений и дополнений в Устав Астраханской области».Настоящий законопроект принят Государственной Думой Астраханской области в первом чтении и опубликован в средствах массовой информации для всенародного обсуждения.В соответствии с федеральным и областным законодательством подготовка законопроектов строится на плановой основе. Поэтому в истекшем году государственно-правовым управлением Администрации области были подготовлены планы законопроектной деятельности Администрации области в первом и во втором полугодиях 2001 года, утвержденные распоряжением Главы Администрации области (Губернатора), которые вошли затем в единый перечень областных законопроектов и проектов постановлений Государственной Думы Астраханской области, вносимых Главой Администрации области (Губернатором) в порядке законодательной инициативы.Следует отметить, что основное внимание при разработке проектов законов Астраханской области в Администрации области уделялось вопросам стабилизации финансовой системы, в частности, принятию областного бюджета на текущий год и поправок к бюджету за 2001 год и фискальной политики Астраханской области, а также устойчивости социальной сферы, развитию местного самоуправления, правовому регулированию государственной службы Астраханской области и т. д.За истекший год Государственной Думой Астраханской области принято 69 законов Астраханской области, все проекты проходили в государственно-правовом управлении Администрации области юридическую экспертизу на соответствие федеральному и областному законодательству, из них 30 - инициированы Главой Администрации области.В 2001 году Глава Администрации области (Губернатор) в порядке законодательной инициативы внес 45 проектов законов Астраханской области и 9 проектов постановлений Государственной Думы Астраханской области.^ Государственная поддержка местного самоуправления Государственная поддержка местного самоуправления осуществлялась по направлениям:разработка областной нормативно-правовой базы местного самоуправления;методическая и консультационная поддержка местного самоуправления, в том числе организация и проведение дней местного самоуправления, семинаров по актуальным вопросам;участие в разработке и реализации федеральных и областных программ государственной поддержки муниципального реформирования;участие в подготовке и повышении квалификации кадров для местного самоуправления;информационная поддержка местного самоуправления и др.После проведения выборов должностных лиц местного самоуправления (декабрь 2000г.) обновлен банк данных и с учетом произошедших изменений переиздан справочник «Должностные лица местного самоуправления Астраханской области».Особое внимание уделялось совершенствованию правовой основы местного самоуправления. Разработаны и внесены на рассмотрение областного Представительного Собрания 7 проектов законов области, 4 из них – по административно-территориальному устройству области.По вопросам местного самоуправления Администрация области взаимодействовала с федеральными органами государственной власти, аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе.Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации» проведена проверка и отработка документов муниципальных образований трех районов (Ахтубинский, Володарский, Лиманский), представленных для оформления на включение их в Федеральный реестр муниципальных образований в Российской Федерации.Подготовлены и направлены документы 15 муниципальных образований Лиманского района для внесения их в Федеральный реестр муниципальных образований в Российской Федерации, которые были приняты без замечаний.Подписаны трехсторонние соглашения о взаимном информационном обеспечении между ФГУ «ВЦМИ», Администрацией области и муниципальными образованиями – опорными зонами («Приволжский район», «Поселок Волго-Каспийский», «Город Харабали», «Старокучергановский сельсовет»).В настоящее время во всех муниципальных образованиях – опорных зонах ведется работа по внедрению программы «Муниципальная информационная система», а в муниципальных образованиях «Приволжский район» и «Город Харабали» - по разработке и принятию программ создания муниципальных информационных ресурсов на 2002-2005 годы.Проведен ряд семинаров, выступлений по актуальным вопросам местного самоуправления, подготовлены методические материалы для глав муниципальных образований.Совместно с руководством Южно-Российского гуманитарного института образования проведен семинар-практикум по теме: «Теория организации и управления муниципальных образований».Разработаны образцы нормативных документов для органов местного самоуправления по вопросам организации муниципальной службы, методические материалы по подготовке и проведению квалификационных экзаменов в муниципальном образовании «Лиманский район», по делопроизводству для глав муниципальных образований. Проанализирована нормативно-правовая база и ведение делопроизводства муниципального образования «Село Чаган».Проведено 10 дней местного самоуправления, на которых рассмотрено 39 вопросов, касающихся жизнедеятельности муниципальных образований.Состоялся ряд совещаний под председательством первого заместителя Главы Администрации области Жилкина А. А. в администрациях Лиманского, Приволжского, Харабалинского, Камызякского, Икрянинского районов по вопросу социально-экономического развития районов в 2001-2005 годах. Cогласованы планы мероприятий по развитию данных территорий.По проблемам местного самоуправления подготовлен 21 распорядительный документ Главы Администрации области. Проведен конкурс на лучший населенный пункт области и областная акция «За чистоту улиц и дворов».^ Исполнительская дисциплина и административный контроль Проводилась целенаправленная плановая работа по контролю за исполнением в установленные сроки и в полном объеме законодательных и нормативных актов федеральных и областных государственных органов власти. Проверялись эффективность, целесообразность и законность расходования средств областного бюджета и внебюджетных фондов.По состоянию на 01.01.2001 на контроле находилось 211 распорядительных документов Главы Администрации области. За 2001 год в контрольную инспекцию поступило 1733 документа, принятых Главой Администрации, на контроль взято 157 (78 постановлений и 79 распоряжений).За истекший период контролировалось исполнение 258 конкретных поручений Главы Администрации области. Нарушены сроки исполнения по 4 поручениям (2000 г. - 7). Из них 2 - финансового характера. Принято решение о выделении средств для их исполнения.За рассматриваемый период проведены 28 проверок исполнения правовых актов Главы Администрации области, из них 19 - плановых.Осуществлялся контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, федеральных законов и постановлений Федерального Собрания Российской Федерации. В Администрацию области поступило 765 нормативных актов. На контроль взято 151, в том числе 77 указов и распоряжений Президента РФ, 1 постановление Федерального Собрания РФ, 73 постановления и распоряжения Правительства РФ. С нарушением установленного срока исполнен 1 документ.Во исполнение документов, поступивших из федеральных органов исполнительной власти, в Администрации области подготовлено и принято 76 нормативно-правовых акта, в том числе 52 постановления и 24 распоряжения Главы Администрации области.В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации контроля и проверки исполнения поручений Президента Российской Фед