Скабалланович М.Н.
Этоединственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которомуон посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста вИерусалимской Церкви, т. е. в IV в. [1] А то обстоятельство, что с этимпраздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенногоКонстантином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения [2], сделалос самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году.Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (аквитанка Сильвия, или Етерия) такописывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зоветсято время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвященаБогу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господьвоскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу.
Обновлениеэтих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот деньобретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первогоосвящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобывсе вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священномписании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, позавершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, какнаписано в книгах Паралипоменон. Итак, когда наступают эти дни обновлений, оничествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не толькоиз отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т.е. из Месопотамии, иСирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мести провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим ктоликой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духомподобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, радисвятого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов — когда их немного— более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И чтоговорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в этидни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудьпрепятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения.В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасхуи в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же,как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба вбольшой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день — на Елеоне, т. е. вцеркви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковойцеркви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. Вчетвертый же день… [лакуна]» [3]. Также, по свидетельству церковного историкаСозомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом«Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, такчто тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многиепочти со всей подсолнечной» [4].
Опраздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство вжизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского (+582 г.), Симеона юродивого (+ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздники о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. МарииЕгипетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудеснообратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древуКреста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а квеликой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда болеенеподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.
Конечно,на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но оченьскоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно втех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., вКонстантинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение ивместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращенииИерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если онисточниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церквипод именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и доэтого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.
Идалее — насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св.Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннееупоминание о празднике св. Креста западных памятников — в Силосском (испанском)лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древнейгалликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники необозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию Vв., но восходящий к VII — VIII вв.) имеет только в некоторых списках обапраздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшаявставка. Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VIв., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебаниеотносительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемогоблаж. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. Вдревнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста;в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Одинпраздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и ПадуанскийСакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св.Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в.,14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста»(exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие овведении его в Риме папой Гонорием I в VII в.) [5]. В некоторых же церквах, напр.,в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность свостоком, где ни один из древнейших календарей (за исключением сирийского IV в.,имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходитсябез Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., даютему четырехдневное предпразднство с 10 сент. (коптский календарь — трехдневное)[6].
Оначале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказатьчто-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари«Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в. (см. ниже),восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия идр., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творцакондаков — преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (издвунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление,Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).
[***]
Чтокасается поста в день Воздвижения, то он впервые появляется в уставахИерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XIв.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения ЧестногоКреста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что ониимели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постомверующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этотпраздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается одиндень и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня —праздник и предпразднство» [7].
Список литературы
[1]Обретение Креста церк. историк Сократ (V в.) неверно относит ко времени послеНикейского собора, так как Елена умерла в год последнего. Александрийскаяхроника (VI в.), очень надежная в своих датах, относит событие 14 сент. 320 г. Хронограф Феофан Исповедник (IX в.) указывает еще более раннюю дату.
[2]Александрийская хроника говорит: «при этих консулах совершено освящение церквисв. Креста Константином при Макарии епископе сентября 17 (должно быть, ошибкаписцов). Отселе начался праздник Воздвижения Креста». День обретения Креста, когдабыло и первое воздвижение его, указывается месяцесловами, кроме 14 сент., еще 3мая, 6 марта, 2 апреля. О первой дате см. ниже. Вторая, может быть, означаетнеделю крестопоклонную. Но возможно, что с периода 50-цы Воздвижение удалено, какпечальный праздник. Сергий архиеп. Полный месяцеслов Востока, Владимир 1901, II,стр. 66, 282, 375.
[3]Паломничество, §§ 48, 49. Православный Палестинский Сборник, 1889, вып. 20.
[4]Созомен. Церковная история II, 26.
[5]Alt H. Kirchenjahr. Berlin, 1860, 55.
[6] Kellner H. Heortologie. Freib., 1901, 187-189.
[7]Никон Черногорец. Пандекты, слово 57.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru