Реферат по предмету "Разное"


Администрация города красноярска постановление от 12 января 2004 г. N 7/1 об утверждении основных направлений реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства города красноярска на 2004 2007 годы

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКАПОСТАНОВЛЕНИЕот 12 января 2004 г. N 7/1ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕФОРМИРОВАНИЯИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДАКРАСНОЯРСКА НА 2004 - 2007 ГОДЫВ соответствии с Постановлением Совета администрации Красноярского края от 07.04.2003 N 90-п "О согласовании Плана мероприятий по проведению реформирования жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края на 2003 - 2010 годы и создании рабочей группы", на основании ст. ст. 58, 59 Устава города Красноярска постановляю: 1. Утвердить Основные направления реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства города Красноярска на 2004 - 2007 годы согласно приложению. 2. Ответственность за исполнение настоящего Постановления возложить на первого заместителя Главы города по финансовым и экономическим вопросам Филиппова К.М.Глава города П.И.ПИМАШКОВПриложение к Постановлению администрации города от 12 января 2004 г. N 7/1ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА КРАСНОЯРСКА НА 2004 - 2007 ГОДЫI. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯОсновные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Красноярска (далее - Основные направления) характеризуют комплекс мероприятий, обеспечивающих улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания, ликвидацию дотационности отрасли и вывод ее в режим устойчивого достаточного финансирования, адресную социальную защиту населения при оплате жилищно-коммунальных услуг, повышение надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, а также привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс. В настоящее время состояние жилищно-коммунального хозяйства обусловлено неэффективной системой управления, неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов к снижению издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. В начале экономических реформ предполагалось, что в течение короткого периода времени будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к началу 2003 года население города оплачивало 40% стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и субсидий - около 26%. Только в феврале - марте 2003 года уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением был установлен в размере 70%, а с 1 апреля 2003 года - 90% от экономически обоснованных затрат. Низкий уровень заработной платы приводит к большой текучести кадров на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, нехватке квалифицированных специалистов. Средняя заработная плата работников жилищно-коммунального хозяйства составляет около 6000 руб., что значительно ниже, чем в среднем по отраслям промышленности. В городе увеличивается потребность в ремонте и модернизации жилищного фонда, значительная часть его не удовлетворяет потребностям населения по качественным характеристикам. Более 300 тыс. кв. метров, что составляет 2% общей площади жилищного фонда, размещено в ветхих и аварийных строениях. В настоящее время в городе имеется также ведомственный жилищный фонд, содержание и эксплуатация которого вызывает особую тревогу, так как он включает множество объектов жилищно-коммунального хозяйства с высокой степенью износа, требующих проведения капитального ремонта и восстановления, без предложений по финансированию затрат на эти цели. За последние 5 лет в муниципальную собственность принято более 3 млн. кв. метров жилья, предстоит принять более полумиллиона кв. метров. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60%) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Финансирование строительства и реконструкции объектов инженерного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства из различных источников составляет всего 10% от потребности. Недостаточное финансирование не позволяет проводить плановый капитальный ремонт и реконструкцию инженерных систем в полном объеме. Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов реализации ответственности за количество и качество оказываемых услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Несовершенство тарифного регулирования обусловливает непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. В жилищной сфере пока не удалось в полной мере использовать преимущества развития конкурентных рынков управления и эксплуатации жилья из-за невозможности выполнения полноценных договорных обязательств. Поэтому основные направления ориентированы на совершенствование структуры управления отраслью, на финансовую стабилизацию и улучшение технического состояния этой отрасли. Основные направления разработаны на основе анализа хода проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства города Красноярска в 1998 - 2003 гг. Особенность данного этапа преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве города Красноярска состоит в том, что решить задачу повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения невозможно без совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом, коренного оздоровления финансовой ситуации в этой сфере, создания реальной системы экономической мотивации сокращения затрат и повышения эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечения частных инвестиций в реконструкцию объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИЦелями Основных направлений являются повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением их стоимости, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Основные направления включают как технические мероприятия по восстановлению основных фондов и реализации новых инженерно-технических решений, так и мероприятия по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных предприятий. Мероприятия предусматривают: 1. Совершенствование структуры управления отраслью. 2. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального хозяйства. 3. Обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. 4. Совершенствование социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 5. Создание конкурентной среды и переход на рыночные отношения. Основные направления будут реализовываться в течение 2004 - 2007 годов. Главным условием успешного проведения реформирования жилищно-коммунального хозяйства является соответствие проводимых мероприятий реальным финансовым возможностям предприятий жилищно-коммунального хозяйства, бюджета города и доходам населения.III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙОсновные направления ориентированы на преобразования в сфере управления отраслью, повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства, консолидацию бюджетных средств, а также средств предприятий для решения задач модернизации жилищно-коммунального хозяйства. В ходе реализации Основных направлений администрация города осуществляет: - реорганизацию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством с целью повышения ее эффективности; - совершенствование законодательной и нормативной базы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках установленных полномочий; - проведение эксперимента по введению персонифицированных социальных счетов граждан; - реализацию мер по адресной социальной защите населения в сфере оплаты жилья и коммунальных услуг; - совершенствование тарифной политики в области жилищно-коммунального хозяйства, организацию содействия этому на краевом уровне; - предоставление средств бюджета города на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, предоставление гарантий и иные формы поддержки привлечения заемных финансовых ресурсов; - развитие рыночных механизмов привлечения средств частных инвесторов для модернизации жилищно-коммунального хозяйства; - создание и поддержку эффективных механизмов использования средств бюджета города для достижения целей Основных направлений; - организацию и проведение информационной работы среди населения; - мониторинг отрасли на уровне критериев и показателей хода реформирования ЖКХ, контроль за соответствием расходования средств полученным результатам; - совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, подготовку менеджеров, управленцев и предпринимателей к решению задач преобразования отрасли, создание кадрового резерва; - обеспечение контроля за реализацией Основных направлений с целью анализа ситуации, обобщения положительного и отрицательного опыта, повышения ответственности за деятельность систем жизнеобеспечения города.IV. МЕРОПРИЯТИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ Мероприятия Сроки реализации 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 1. Совершенствование структуры управления жилищно-коммунального хозяйства 1.1. Создание управляющих компаний по управлению жилищным фондом различных форм собственности 1.1.1. Завершение разделения функций заказчика и подрядчика вжилищно-коммунальной сфере X X 1.1.2. Разработка системы экономической мотивации деятельности управляющих организаций X X 1.1.3. Разработка и утверждение системы показателей и порядка контроля за деятельностью управляющей жилищной организации(независимо от организационно- правовой формы) X X 1.2. Проведение открытых конкурсов по управлению жилищным фондом 1.2.1 Разработка положения о конкурсном отборе компаний для управления жилищным фондом X X 1.2.2. Проведение конкурсного отбора компаний для управления жилищным фондом X X X X 1.3. Проведение открытых конкурсов по обслуживанию жилищного фонда 1.3.1. Проведение работы по созданию активной конкурентной среды в сфере содержания и обслуживания жилищного фонда X X X X 1.3.2. Осуществление координациии контроля за проведением открытого конкурса по выбору подрядных организаций по обслуживанию жилья X X X X 2. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального хозяйства 2.1. Мобилизация финансовых ресурсов для обеспечения устойчивой работы жилищно-коммунального хозяйства 2.1.1. Разработка мероприятий пофинансовому оздоровлению предприятий жилищно- коммунального хозяйства X X 2.1.2. Проведение реструктуризации задолженности предприятий жилищно- коммунального хозяйства X X X X 2.2. Реформирование системы ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства 2.2.1. Повышение ставки платы занаем муниципального жилья X X 2.2.2. Определение механизма включения отчислений на страхование жилищного фонда, направляемых на устранение последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в структуру оплаты жилищно- коммунальных услуг X X 2.2.3. Внедрение приборов регулирования и учета ресурсов и переход на оплату по показаниям приборов X X X X 2.3. Тарифное регулирование 2.3.1. Разработка и представление предприятиями, оказывающими жилищные и коммунальные услуги, производственных и инвестиционных программ и мероприятий, направленных на снижение затрат при производствеуслуг X X X X 2.3.2. Обеспечение в ходе установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги: - полного возмещения экономически обоснованных затратвсем поставщикам жилищно- коммунальных услуг; - оптимизации интересов всех сторон; - последовательности и прогнозируемости изменения тарифов; - публичности и открытости для достижения доверия со стороны потребителей коммунальных услуг X X X X 2.3.3. Организация проведения мониторинга жилищно- коммунального хозяйства города. Мониторинг включает в себя оперативный сбор и анализ информации, необходимой для своевременного принятия решений по управлению жилищно- коммунальным хозяйством. Он позволяет ускорить процесс подготовки решения о необходимости пересмотра тарифов. Составными частями системы мониторинга деятельности предприятий жилищно- коммунального хозяйства являются: - проведение экспертизы деятельности муниципальных жилищно-коммунальных предприятий; - представление информации предприятиями регулирующему органу по установлению цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги; - организация регулярных проверок целевого использования бюджетных средств X X X X 2.3.4. Ликвидация системы перекрестного субсидирования коммунальных услуг X X X 3. Обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг 3.1. Демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг 3.1.1. Разделение функций на управление и обслуживание жилищным фондом города X X 3.1.2. Заключение муниципальных контрактов на управление муниципальным жилым и нежилым фондом между управляющей компанией и администрацией города X X 3.1.3. Проведение конкурсного отбора подрядчиков для выполнения работ по капитальномуремонту жилищного фонда X X X X 3.1.4. Разработка положения о едином расчетно-кассовом центре X 3.1.5. Создание единого расчетно-кассового центра (ЕРКЦ)с внедрением современной расчетно-информационной системы X X 3.2. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем содействия созданию товариществ собственников жилья 3.2.1. Продолжение процесса формирования и координации деятельности товариществ собственников жилья X X X X 3.2.2. Организация системы повышения квалификации кадров товариществ собственников жилья X X X X 3.2.3. Организация информационно-агитационной работы с привлечением средств массовой информации с целью информирования населения по вопросам образования и работы товариществ собственников жилья X X X X 3.3. Модернизация жилищного фонда 3.3.1. Реализация городской целевой программы развития лифтового хозяйства г. Красноярска на 2005 - 2008 гг. X X X X 3.3.2. Реализация Закона Красноярского края "О краевой целевой программе "Строительствожилья взамен ветхого и аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2002 - 2005 гг." в 2005 - 2007 (2010) гг. X X X 3.3.3. Разработка и реализация мероприятий по сохранению и обновлению жилищного фонда г. Красноярска X X X X 3.3.4. Подготовка предложений в проект краевой целевой программы "Капитальный ремонт жилищного фонда в городах и районах Красноярского края на 2005 - 2010 годы" X X 3.4. Модернизация инженерной инфраструктуры 3.4.1. Разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих надежность функционирования и перспективное развитие систем жизнеобеспечения города X X X X 3.4.2. Реализация мероприятий, определенных Основными направлениями в развитии водопроводно-канализационного хозяйства в г. Красноярске X X X X 3.4.3. Реализация мероприятий, утвержденных программой "Энергоресурсосбережение в городе Красноярске на 2002 - 2005 гг." и разработка соответствующих мероприятий на 2006 - 2007 гг. X X X X 3.4.4. Реализация Основных направлений развития энергетического комплекса города Красноярска на период 2003 - 2010 гг. X X X X 3.4.5. Подготовка предложений в проект краевой целевой программы "Восстановление и модернизация систем инженерного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края на 2005 - 2010 годы" X X 3.4.6 Подготовка предложения в проект краевой целевой программы"Энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве Красноярского края на 2005 - 2010 годы" X X 4. Совершенствование социальной политики в сфере жилищно- коммунального хозяйства 4.1. Совершенствование механизмапредоставления жилищных субсидийдля граждан, проживающих в жилищном фонде и общежитиях независимо от формы собственности X X X X 4.2. Осуществление перехода на систему предоставления субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг на персонифицированные расчетные счета граждан X X 5. Создание конкурентной среды и переход на рыночные отношения 5.1. Организация поэтапного преобразования муниципальных жилищно-эксплуатационных предприятий в открытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью Х Х Х Х 5.2. Организация открытых конкурсов на управление жилищнымфондом и выполнение подрядных работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту жилья Х Х Х Х V. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕУспешное внедрение мероприятий в значительной мере зависит от доступности информации о текущем состоянии жилищного фонда, коммунальных объектов, материальных потребностях жилищно-коммунального хозяйства города, результатах деятельности администрации города по реализации мероприятий программы. Информационное обеспечение призвано отражать: - своевременность и полноту выполнения мероприятий Основных направлений; - содержание решений администрации города о жилищно-коммунальном обслуживании населения, организации деятельности жилищно-коммунального хозяйства, планируемые и фактические результаты их исполнения; - текущие результаты деятельности администрации города, управляющих, ресурсоснабжающих, ремонтно-эксплуатационных и специализированных организаций по выполнению Основных направлений; - показатели функционирования муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства; - информирование потребителей жилищно-коммунальных услуг об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав; - информирование потребителей жилищно-коммунальных услуг о соответствии жилищных и коммунальных услуг действующим стандартам, требованиям безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, окружающей среды, периодичности осмотров коммунального оборудования и выполнения работ, предельных сроках устранения аварий и неисправностей, а также о нормативных актах, устанавливающих эти требования; - действующие нормативы затрат на каждый вид жилищных и коммунальных услуг, их составляющие, тарифы, установленные для населения, порядок оплаты, условия изменения оплаты при нарушении установленных стандартов и т.д.; - уменьшение социальной напряженности в связи с поэтапным переходом к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг, порядок предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг; - мониторинг льгот на жилищно-коммунальные услуги: категории граждан, имеющих права на льготы, нормативные основания предоставления и размеры льгот, виды льготируемых жилищно-коммунальных услуг, начало и окончание периода предоставления льгот, порядок подтверждения права на льготы, организации, ответственные за реализацию льгот, и т.п; - мониторинг хода проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства города на современном этапе. Оценку хода реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве города предлагается осуществлять с помощью следующих показателей: Предмет оценки Показатели 1. Эффективность функционирования ЖКХ Доля безубыточных хозяйствующих субъектов, % Отношение капитально отремонтированного муниципального жилищного фонда к норме, % в год Коэффициент аварийности, % в год 2. Качество функционирования ЖКХ Уровень износа систем инженерного обеспечения, % Объем капитально отремонтированных и реконструированных инженерных объектов, млн. руб. 3. Энерго- ресурсосбережение в ЖКХ Объем затрат на энергосберегающие мероприятия в ЖКХ, млн. руб. Снижение норм расхода энергоресурсов на производство услуг, % 4. Внедрение приборов учета потребляемых ресурсов Внедрение индивидуальных приборов учета:- во вновь построенном жилищном фонде, %; - в действующем жилищном фонде, % Внедрение объектовых приборов учета: - во вновь построенном жилищном фонде, %; - в действующем жилищном фонде, % 5. Уровень оплаты населением жилья и коммунальных услуг Доля платежей населения в общих затратахна оказание жилищно-коммунальных услуг, % 6. Создание товариществсобственников жилья Доля товариществ собственников жилья в общем жилищном фонде, % 7. Переход к управлениюжилищным фондом на конкурсной основе Доля управляющих организаций, % Максимальная гласность процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства города может быть достигнута при использовании следующих основных методов информационного обеспечения: - регулярные сообщения во всех красноярских средствах массовой информации по всем направлениям информационного обеспечения Основных направлений; - ведение постоянных рубрик в печатных изданиях, регулярных тематических теле- и радиопередач, рассчитанных как на все население города, так и на отдельные категории и группы населения; - просвещение потребителей в области защиты их прав на полное, своевременное и качественное жилищно-коммунальное обслуживание; -создание постоянно действующей телефонной связи с населением по вопросам жилищно-коммунального обслуживания, которая поможет населению получить информацию о ходе и перспективах реформы, должна обеспечить оперативный сбор информации о недостатках деятельности управляющих (жилищных), ремонтно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих и специализированных организаций, выявит направления контроля за деятельностью исполнителей жилищно-коммунальных услуг; - выпуск и распространение тематических методических и справочных материалов по проблемам реформы для специалистов жилищно-коммунального хозяйства и населения.VI. ОЦЕНОЧНЫЕ ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙОценочные объемы затрат на выполнение Основных направлений определяются условиями их реализации в течение 2004 - 2007 годов. Затраты на реализацию Основных направлений складываются из затрат, связанных с предоставлением гражданам льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, модернизацией жилищно-коммунального хозяйства и информационным обеспечением, и внебюджетных инвестиций в ЖКХ. Проблемы финансирования затрат на модернизацию и энергоресурсосбережение в системах инженерной инфраструктуры и жилищного фонда не могут быть решены в пределах одного финансового года и без участия средств федерального, краевого бюджетов и бюджета города. Реализация программных мероприятий требует значительных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Поэтому целесообразно использовать программно-целевой метод финансирования Основных направлений через разработку соответствующих программ и мероприятий, исходя из социально-экономического состояния города. Конкретные объемы и источники средств устанавливаются при утверждении бюджетов всех уровней и тарифов коммунальных предприятий на соответствующий год. Оценка объемов затрат на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства города Красноярска на 2004 - 2007 годы за счет бюджетных и внебюджетных источников приведена в таблице и составляет 10,5 млрд. рублей.(тыс. руб.) Наименование мероприятий 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2004 - 2007 годы - всего 1. Предоставление гражданам субсидий на оплату жилищно- коммунальных услуг 669236,20 927216,60 1004175,00 1079488,80 3680116,60 2. Предоставление гражданам льгот на оплату жилищно- коммунальных услуг 386948,90 643671,00 697095,70 749377,90 2477093,50 3. Сохранение, обновление и модернизация жилищного фонда, в т.ч.: 232161,10 239866,40 387416,00 388216,00 1247659,50 - развитие лифтового хозяйства 29831,00 54953,00 37416,00 38216,00 160416,00 - строительство жилья взамен ветхого и аварийного жилищного фонда 100000,00 150000,00 - - 250000,00 - капитальный ремонт жилищного фонда, в т.ч. принятого от ведомств в муниципальную собственность 102330,10 34913,40 350000,00 350000,00 837243,50 4. Модернизация инженерной инфраструктуры, в т.ч.: 321668,80 343706,00 851142,50 1532285,00 3048802,30 - системы теплоснабжения 174607,60 180360,00 326850,50 653701,00 1335519,10 - системы водоснабжения и канализации 145424,20 153346,00 264292,00 528584,00 1091646,20 - мероприятия по энергоресурсосбережению 1637,00 10000,00 260000,00 350000,00 621637,00 5. Информационное обеспечение - 5640,00 5640,00 6240,00 17520,00 ИТОГО: 1610015,00 2160100,00 2945469,20 3755607,70 10471191,90 VII. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУспешная реализация Основных направлений позволит: - улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, обеспечить надежность работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан; - повысить эффективность работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и снизить затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг; - ликвидировать критический уровень износа основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве и снизить уровень износа до 30 процентов; - повысить хозяйственную самостоятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства и их ответственность за качество обслуживания потребителей; - обеспечить эффективное сочетание хозяйственной самостоятельности конкурирующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования деятельности локальных естественных монополий, развитие предпринимательской активности и защиту интересов потребителей; - создать экономический механизм, стимулирующий экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов и сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гарантированном и бесперебойном их предоставлении, сокращение потребностей в инвестициях на развитие мощностей предприятий ЖКХ.Начальник департамента городского хозяйства В.А.МУРЫСИН


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.