Реферат по предмету "Разное"


Автор и его герой в романах И. С. Тургенева

Автор и его герой в романах И.С. ТургеневаКомпозиционная организация литературного про­изведения может определяться разными факторами. В их взаимодействии, естественно, выделяется наибо­лее важный, в каждом жанре особый. В эпической прозе наиболее важен «статус» повествующего лица, определяющий его положение в системе повествова­ния. Здесь очень многое зависит от того, насколько причастно (или непричастно) повествующее лицо к сюжетно-образному миру «своего» рассказа. Не ме­нее существенна определенность (или неопределен­ность) образа этого лица. Каков же субъект повествования в романах Тургенева? Мы замечаем, что повествователь здесь не принимает ни одну их тех ролей, которые могли бы как-то связать его с миром персонажей. Это не участник и не очевидец изображаемых собы­тий. Его невозможно рассматривать и как лицо, узнавшее об этих событиях из какого-то конкретного источника. Осведомленность повествователя здесь вообще не мотивируется. И вопрос о ее происхожде­нии не встает. Повествователь открыто рекомендуется писателем, предлагающим читателю собственное сочинение. Он может даже прямо назвать себя «автором» (например, коммен­тируя разговор Базарова и Одинцовой в XXV главе романа «Отцы и дети»). Правда, это редчайший, едва ли не единственный случай. Но повествователь здесь многократно обозначает свое «авторское» положение иным образом – через различного рода обращения к читателю.Чаще всего они служат формулами перехода от повествования о текущих событиях к характеристике или предыстории отдельного персонажа. Это создает иллюзию того, что автор в романах Тургенева является активно действующим лицом – ведь он рассказывает о прошлом и настоящем своих героев, объясняя скрытые мотивы их поступков, монологи и диалоги сопровождает ремарками, замечаниями. Пояснениями, дает портретные зарисовки, указывает на различные социально-бытовые детали. Но как бы ни было много подобных обращений к читателю и разговоров с ним, все же можно заметить несюжетное положение повествователя в каждом из романов писателя, можно различить физически ощутимую дистан­цию между повествователем и персонажами. В такие моменты повествователь оказывается по другую сто­рону «рамки» — границы, отделяющей мир действи­тельный от мира изображаемого. И эта очевидная принадлежность к совершенно разным категориям реальности бесповоротно отделяет повествователя и персонажей друг от друга.В сущности, у повествователя нет и характера, индивидуального психологического облика, причем дело тут, конечно, не в отсутствии автохарактеристик. Психологический облик повествователя может быть конкретизирован иначе – самим содержанием и скла­дом его речи. И материал для такой конкретизации в тургеневских романах есть. В определенные моменты повествование здесь получает эмоционально-оце­ночную окраску – элегическую, патетическую, ирони­ческую и др. А подобная окраска неизбежно придает повествованию субъективный колорит и личный тон. Однако проявления этого личного тона никак не индивидуализированы. В тургеневских романах немало прямых высказы­ваний повествователя, имеющих мировоззренческий смысл. Повествователь может заметить, как бы ми­моходом: «Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорей» Может в одной фразе открыть читателю тайну твор­ческого акта, состоящую, на его взгляд, в том, чтобы отбросить «все постороннее, все ненужное» и найти себя. Однако природа таких высказываний тоже свое­образна. Суждения повествователя могут быть глубо­кими, точными, остроумными, но при всем том они лишены индивидуальной психологической характерно­сти – такой, какую обычно имеют суждения турге­невских персонажей. К тому же исходящие от повест­вователя формулы и сентенции не складываются в обозримую, очевидную для читателя «систему». Конечно, общий – оппозиционный, прогрессивный, гу­манистический – колорит этих суждений обозначен четко. Но это именно общий колорит. Его недостаточно для индивидуа­лизации высказываемых идей и для того, чтобы через них обрисовался характер высказывающего их чело­века. В результате суждения повествователя так же мало характеризуют его личность. Одним словом, перед нами образ, лишенный кон­кретных индивидуальных очертаний и совершенно не нуждающийся в них. Внесюжетное положение повест­вователя, его принципиальная отделенность от мира персонажей снимают необходимость конкретизации его образа. Повествователь – вне сферы действия законов, требующих «достоверности» и «характер­ности». Его можно воспринимать просто как носителя речи, о котором ничего не нужно знать и которого не нужно представлять себе конкретным живым че­ловеком. Таким образом, автор и герой в романах Тургенева, каждый из них, живут своей жизнью. Героем русского романа 60-х годов XIX века стал «новый чело­век» - разночинец, демократ. Однако в первых романах Тургене­ва главными героями были дворяне («Рудин», «Дворянское гнез­до»). Герой-разночинец появился позже («Отцы и дети»).В романах Тургенева наряду с новым героем разрабатываются новые темы: революции, поиска смысла жизни, судеб «дворян­ских гнезд» и народа. Осмысляются и «вечные темы»: взаимоотно­шения «отцов» и «детей», любви и дружбы, выбора жизненного пути, становления личности, права на свободу, поиска счастья и т.д. Тургенев пытался не только показать «новых людей», но и про­следить процесс формирования их мировоззрения, нравственных позиций, проанализировать поведение, осмыслить деятельность. Герои Тургенева проходят сложный жизненный путь, часто для достижения цели отрекаются от родных, близких, как Елена Ста­хова в романе «Накануне».В романах Тургенева нет подробного описания быта (как, на­пример, в романах Гончарова). Быт воссоздается через детали, биографии действующих лиц, их портретные характеристики, описание привычек и привязанностей, особенности речи и пей­зажные зарисовки. Тургенев прямо не изображает чувства и мысли героев, а пока­зывает лишь внешние проявления, поэтому психологизм писателя часто называют «скрытым». В романе «Отцы и дети» уже при пер­вой встрече нового и старого поколения проявляется их неприя­тие друг друга. Как это передает Тургенев? Базаров «не сразу» подал руку Николаю Петровичу, а Павел Петрович Базарову руки «не подал и даже положил ее обратно в карман». Или Анна Серге­евна «с непринужденным смехом» рассказывает Базарову, что Аркадий сделал Кате предложение, и в процессе рассказа «опять смеется и быстро отворачивается». Почему? Что она переживает? Что скрывает под этим смехом? Важные особенности романов И.С. Тургенева – психологиче­ский портрет и речь героев. По портрету, который, как правило, очень подробный, с описанием волос, цвета глаз, подбородка и т.д., и манере говорить сразу можно составить представление о Лаврецком, Рудине, Павле Петровиче, Базарове, Одинцовой... Вот несколько фрагментов портретной характеристики Павла Пет­ровича Кирсанова («Отцы и дети»): «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желч­ное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно вы­веденное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечатель­ной: особенно глаза... Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породис­тый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, которое большей частию исчезает после двадцатых годов». Речь персонажей содержит множество оттенков, которые пе­редают их переживания. Выбор слов зависит от социального поло­жения, рода занятий и т.д. Большое значение придается интона­ции, употреблению иностранных слов. Герои Тургенева с наибольшей полнотой раскрываются в спо­рах и дискуссиях, в развернутых диалогах о событиях, которые происходят в мире. Следует также отметить, что И.С. Тургенев пытался объективно оценить роль дворянской интеллигенции, отметить ее положительные и отрицательные сто­роны. В дальнейшем в творчестве Тургенева тема «лишнего человека» рассматривается разносторонне, в развитии. Особое место в этом плане принадлежит роману «Рудин».«Рудин» (1855) – первый роман И.С.Тургенева, посвящен­ный передовой дворянской интеллигенции конца 1830-х – нача­ла 1840-х годов. «Лишний человек» – это не новый герой для русской литера­туры. Первым был Чацкий, затем Онегин и Печорин. Рудин по сравнению с Печориным полон передовых идей, которые он актив­но проповедует, будит в людях веру в будущее. Герой романа – типичный интеллигент, идеалист, воспитанный на философии Гегеля. Рудин призывает к деятельности, его туманные взгляды несовместимы с существующим социальным и нравственным ук~ ладом жизни, но его идеалы слишком общи и расплывчаты, ото­рваны от жизни и не могут служить руководством к конкретным действиям, изменениям в жизни. Дмитрий Рудин тоже оказывает­ся пока ненужным, лишним. Однако он сыграл и положительную для своего времени роль. Люди, подобные Рудину, явились связуюющим звеном между декабристами и новым поколением революционеров. Учитель Басистов говорит о Рудине: «...Этот человек не только умел потрясти тебя, но с места тебя сдвигал, он не давал тебе останавливаться, он до основания переворачивал, зажигал тебя!» Рудин погиб на баррикадах в Париже. Он, как бы предвидя нелепость своей смерти, писал Наталье: «Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду…» Однако его судьба и смерть не только «вздор», но и стрем­ление отстоять вечные истины. Другой тургеневский герой – Лаврецкий («Дворянское гнездо») – патриот в нем и следа нет от рудинского космополитизма. Он знает Россию и ее народ, знает их нужды, для него ясны и задачи, которые перед ними выдвинуло сейчас время. Во всем он прежде всего русский.Роман «Дворянское гнездо» очень поэтичен. М.Е. Сал­тыков-Щедрин писал, что видит в «Дворянском гнезде» «светлую фантазию, разлитую в каждом звуке», что образы его «прозрач­ные, будто сотканные из воздуха». Тургенев направил свой талант и мастерство на то, чтобы воспеть все лучшее, что он видел в передовых представителях дворянской интеллигенции. Это была последняя попытка писателя найти героя в дворянской среде. Фе­дор Иванович Лаврецкий хорошо образован, духовно близок Тур­геневу и симпатичен ему. Лаврецкий обладает незаурядным умом, чутким сердцем, высокими нравственными идеалами. Писатель увидел в жизни и отразил в романе, что даже самые лучшие представители дворянства, умные, честные, искренние и самоотверженные, не способны бороться и побеждать в жизнен­ной борьбе. В романе «Дворянское гнездо» Тургенев привлекает вни­мание к нравственным проблемам, которые связаны с проблема­ми общественно-политическими, семейными, бытовыми. Благо­родных представителей передовой части либерального дворянства мало – подавляющее большинство дворян погрязло в разврате, пошлости, лени. В этих условиях не может быть счастлив человек с чуткой совестью и высокоразвитым чувством долга. Любовная линия — роман Лизы и Федора Лаврецкого. Любовь не состоялась, счастье оказалось иллюзорным. Лиза воспринимает такой конец как наказание за совершенный грех: «Я все знаю, и свои грехи, и чужие, и как папенька богатство наше нажил; я знаю все. Все это отмолить, отмолить надо... Отзывает меня что-то, тош­но мне, хочется мне запереться навек». Д. И. Писарев в статье «Дво­рянское гнездо» отмечал, что Лиза ушла в монастырь не только замолить свой грех (любовь к женатому человеку), но и грехи род­ных, грехи своего класса. Настроения грусти, несбывшихся надежд, увядания «дворян­ских гнезд» переданы с особой силой в эпилоге романа: почер­невшая и покривившаяся скамейка в запущенном саду, постарев­шие липы; чистый, но слабый звук фортепиано, а главное – пе­чальные думы Лаврецкого («Здравствуй, одинокая старость. Дого­рай, бесполезная жизнь!»). Возможно, не все так бесполезно. Лаврецкий «сделался хоро­шим хозяином, действительно выучился пахать землю и трудился не для одного себя; он, насколько мог, обеспечил и упрочил быт своих крестьян». В еще одном романе Тургенева, «Накануне», по его словам, «по­ложена мысль о необходимости сознательно-героических натур... для того, чтобы дело продвинулось вперед». Задача, которую пи­сатель поставил перед собой, была очень трудна. Прототипом главного героя Инсарова послужил молодой бол­гарин Н. Катранов, который учился в России. Тургенев не разделял идеи и планы революционеров, но это не мешало ему положительно оценивать их патриотические побуждения. Однако образ Инсарова не лишен некоторой сухости и схематичности. По словам Н. Добролюбова, как художник-реалист, чутко от­кликавшийся на все события общественной жизни, Тургенев «бы­стро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в обще­ственное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стояв­ший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество». Главная героиня Елена Стахова смела и решительна. Для того чтобы посвятить себя великому делу, Елена порывает со своей семьей, друзьями и привычной жизнью. Это новый тип героини, не встречавшийся ранее ни в творчестве Тургенева, ни в русской литературе. И.С. Тургенев неоднократно сравнивает ее с птицей, показы­вает ее восхищение полетом птиц; тема полета в раскрытии ха­рактера Елены проходит через весь роман: «Отчего я с завистью гляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, по­летела — куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда...» Или: «...Быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед» хо­дит Елена. Такая «окрыленность» идеей помогает ей принять глав­ке решение в жизни. И.С. Тургенев считал, что «такие фигуры, как Елена и Инсаров, являются провозвестниками... новой жизни».Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети», является тем новым героем, русским Инсаровым, изображению которого посвящен весь роман.Тургенев видел образ Базарова таким: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ... Живет малым, докто­ром не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает... Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много – энергичен, может нравиться своей развязностью. В сущности, бесплоднейший субъект – анти­под Рудина – ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки». Чем он отличается от Кирсановых? В первую очередь энергией, мужественностью, твердостью характера, незаурядностью сужде­ний. У Базарова в отличие от других героев романа нет предысто­рии. Демократизм Базарова проявляется во всем – во внешности, речи, общении. Одет он в «длинный балахон с кистями», лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу за­остренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживилось спокойной улыб­кой и выражало самоуверенность и ум. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Любопытно проанализировать его речь. Базаров любит поучать, мудрствовать, часто употребляет пословицы, поговорки («русский мужик Бога слопает», «от копеечной свечи Москва сгорела», «толь­ко бабушка еще надвое сказала»), его речь лаконична, в ней мно­го афоризмов («Рафаэль гроша ломаного не стоит», «русский че­ловек только тем и хорош, что о себе прескверного мнения», «природа – мастерская, а человек в ней – работник»). В споре он часто занижает контекст, чтобы приблизить противника к реаль­ной жизни («Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны»), он не употребляет научных терминов. Базаров с гордостью подчеркивает свое демократическое про­исхождение, кровную связь с народом: «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком их нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и гово­рить-то с ним не умеете», - говорит он Павлу Петровичу. База­ров, ясно видя непримиримость интересов дворян и разночин­цев, считает своей задачей борьбу с дворянством. Базаров не от­носит Аркадия к своим действительным союзникам. «Ты славный малый; но ты все-таки мякенький либеральный барич...» - гово­рит он на прощание Аркадию.Создавая образ Базарова, выясняя для себя черты революцио­нера-разночинца, Тургенев почувствовал к нему, как он сам вы­разился, «влеченье, род недуга». Он полюбил Базарова как чело­века, как героя, но не разделял полностью его взглядов и потому не мог их правильно передать. Писатель с самого начала знал, что его герой должен погибнуть.В заключение скажем, что почти все главные герои тургеневских романов гибнут. А все потому, что тургеневский герой бесконечно одинок. Писареводнажды сказал, что герою писателя «негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы». Поэтому смерть становится испытанием, в котором должны раскрыться лучшие его качества. Поскольку все романы Тургенева захватывают сравнительно небольшой отрезок времени, жизнь героя крайне ограничена во времени и пространстве. Если в характерах Онегина и Печорина «отразился век» то в Рудине, Лаврецком или Базарове – духовные устремления минуты. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре в океане времени. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Винникова Г.Э. Тургенев и Россия. – М.: Советская Россия, 1977. Литература. / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Академия, 2006. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. – Л.: ЛГУ, 1973. Тургенев И.С. Отцы и дети. – М.: Художественная литература, 1983. Тургенев И.С. Рудин. Дворянское гнездо. – М.: Художественная литература, 1975.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Економіка інтенсивного гусівництва
Реферат French And Indian War Essay Research Paper
Реферат Проектирование электроэнергетических систем и сетей
Реферат Перераспределение земель колхоза "Колос" Ставропольского края
Реферат Анализ потребности в обучении
Реферат Організація виробництва по виготовленню мікросхем K235H4 та розрахунок їх собівартості
Реферат Історія розвитку вітчизняних бірж
Реферат Домашние хозяйства как субъект экономики
Реферат Philosophy Soul Essay Research Paper The SoulThe
Реферат Эпоха ИВСталина
Реферат Наплавной мост Рига
Реферат Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников
Реферат “Илиада” и “Одиссея” (содержание)
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины «Монтаж, эксплуатация и ремонт технологического оборудования» для направления подготовки 110800 «Агроинженерия» Профиль 3: «Технологическое оборудование для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции»
Реферат 1. Детство и юность М. В. Ломоносова