Реферат по предмету "Разное"


Автор: Аполлон давидсон

Источник: ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ Номер выпуска: 73 (2197)Дата выпуска: 28.04.2009 Автор: Аполлон ДАВИДСОН, профессор МГУ и ГУ--ВШЭ, заведующий Центром африканских исследований Института всеобщей истории РАНРубрика: Крупным планомЗаглавие: Век без Европы?Идея о том, что XXI век будет веком Азии и Африки, появилась уже давно --после распада колониальных империй, появления новых государств на местеколоний и укрепления суверенитета стран, которые были зависимыми.Последовавшие затем перемены в мировой экономике и политике уже не разспособствовали распространению этой идеи.Новым стимулом стали события последних месяцев. Появление "цветного"президента в Соединенных Штатах, которые еще не так давно считались оплотомрасизма, конечно, привело к дальнейшему самоутверждению афро-азиатскихнародов, которые из столетия в столетие считали себя ущемленными. Мировойэкономический кризис вызвал те же чувства, хотя и по другой причине. Азия иАфрика винят в кризисе США и Западную Европу. И их репутация ухудшается.Все это лишь делает более явным, более очевидным возрастание роли Азии иАфрики -- в народонаселении мира, мировой экономике, политике, культуре,даже в спорте. Конечно, исторически справедливо, что для азиатов иафриканцев, составляющих четыре пятых населения земли, закончилосьсуществование в условиях европоцентризма. Но как это отразится на судьбеЕвропы? Прогнозы делаются уже давно. Есть и тревожные, даже мрачные.Исторический пессимизм Европы"Азия просветила Европу, и Европа покорила Азию. Теперь Европа просвещаетАзию. Повторит ли Азия ту же операцию над Европой?" -- так более ста летназад, в мае 1904-го, писал историк Василий Осипович Ключевский.Еще полувеком раньше Александр Герцен утверждал, что Европа "выродилась"."Все мельчает и вянет на истощенной почве -- нету талантов, нету творцов,нету силы мысли, -- нету силы воли; мир этот пережил эпоху своей славы,время Шиллера и Гете прошло так же, как время Рафаэля и Бонаротти (в видуимеется Микеланджело Буонарроти. -- Ред.), как время Вольтера и Руссо, каквремя Мирабо и Дантона; блестящая эпоха индустрии проходит, она пережита также, как блестящая эпоха аристократии; все нищают, не обогащая никого".И заключал: "Прощай, отходящий мир, прощай Европа!"Потом закат Европы с ее имперским величием, как известно, предрекали многие.Освальд Шпенглер -- с бесстрастным анализом. К его выводам, в сущности,присоединились, выразив при этом безнадежную горечь, российские философыНиколай Бердяев, Яков Букшпан, Федор Степун, Семен Франк. Они посвятили егокниге "Закат Европы" сборник статей и назвали Шпенглера "мужественнымпророком". Степун так охарактеризовал труд Шпенглера: "Содержание егопророчества -- смерть европейской культуры. Пройдет немного столетий, и наземном шаре не останется ни одного немца, англичанина и француза, как вовремена Юстиниана не было больше ни одного римлянина".Особенно выделил Степун слова Шпенглера: "Умирая, античный мир не знал, чтоон умирает, и потому наслаждался каждым предсмертным днем, как подаркомбогов. Но наш дар -- дар предвидения своей неизбежной судьбы. Мы будемумирать сознательно, сопровождая каждую стадию своего разложения острымвзором опытного врача".Все эти предсказания сделаны в прошлом и позапрошлом веках. Однако подобныемысли характерны и для сегодняшнего дня.В международном журнале JaLOUSE был дан прогноз, каким станет XXI век:"Эпоха блистательной, триумфальной Европы, сиятельных капиталистическихимперий, правивших три века всей планетой огнем, мечом и паровымидвигателями, заканчивается, как некогда заканчивалась, растворяясь во мраке"темных веков", эпоха великого Рима". И далее: "Судьба современного Западанавевает грустные аналогии с трагическим упадком Римской империи..."Авторы утверждают: "Не пройдет и пятидесяти лет, как эпоху Брежнева, Никсонаи Вилли Брандта будут вспоминать как утраченный человечеством парадиз.Просто потому, что основ, на которых стоял наш мир, уже не будет". Каким жестанет будущее? Ответ: "Без Запада", "Без белых", "Без государства", "Бездемократии", "Без равенства", "Без смысла". И "Без России".К разного рода страшилкам человечество вроде бы привыкло. И все же от статьив JaLOUSE трудно просто отмахнуться. Тот номер подписан в печать 30 августа2001-го, а читатели получили его как раз к тому злосчастному 11 сентября...Небелый расизмНачало нового столетия открылось и публичным выступлением, которое привлекловнимание во многих странах мира."Мы должны потребовать от белых компенсации за колонизацию и геноцид,которые они устроили на нашей земле", -- заявил ливийский лидер МуамарКаддафи 22 апреля 2001 года на форуме в Триполи. Он призвал Африкуизбавиться от культурного наследия белых людей. "Их языки и традиции немогут выразить наши чувства и мысли, поэтому мы должны говорить только наязыках наших предков". Каддафи напомнил об опыте Ливии, которая в конце1960-х добилась изгнания из стран более 20 тыс. белых, в основномитальянцев.В своей речи Каддафи подчеркнул, что говорит от имени всего небелогонаселения, от лица униженных и угнетенных, от имени Африки. Правда, поклассификации антропологов, он, араб, относится к той же расе "белых",которых он обвиняет. И если уж встать на позицию противопоставления рас, какэто делает Каддафи, то придется вспомнить, что арабская работорговлявозникла намного раньше европейской и стоила Черной Африке миллионовчеловеческих жизней.Но так или иначе эта речь подогрела, усилила антибелые, антиевропейскиенастроения в Третьем мире. Правда, они и без того давали и дают о себезнать. На ряде международных форумов выдвигаются требования, чтобы Европазаплатила за столетия колониализма и работорговли.Что, разве легко африканцам забыть, как корабли с невольниками векамибороздили Атлантику, а на плантациях Америки гибли их предки?Легко ли забыть китайцам, как кайзер Вильгельм II напутствовал немецкийэкспедиционный корпус, отправляя его в 1900 году в Китай: "Пощады не давать!Пленных не брать! Убивайте, сколько сможете! Как тысячу лет назад, когдагунны во главе с королем Аттилой заслужили славу, которая и сейчас влегендах и сказках вызывает ужас, так слово "германец" должно ужасать Китайв следующую тысячу лет. Вы должны действовать так, чтобы китаец уже никогдане посмел косо посмотреть на германца"?Что уж говорить об Африке! По приказу того же императора Вильгельмавосставший против немецкого господства народ гереро (Юго-Западная Африка)загнали под пулеметным огнем в пустыню Калахари и обрекли десятки тысячлюдей на гибель от голода и жажды. Даже германский рейхсканцлер Бюлов,возмутившись, сказал императору, что это не соответствует законам ведениявойны. Вильгельм II невозмутимо ответил: "Законам войны в Африке этосоответствует".Народы Третьего мира оскорблены не только этими чудовищными преступлениями,взглядами, которые привычны для европейцев и не кажутся им расистскими.Например, неевропейцев возмущает такое вошедшее во все школьные иуниверситетские учебники понятие, как "Великие географические открытия":"Почему это вы нас открывали? Мы тут жили".Европейцу нелегко понять, насколько недоверие к Европе глубоко укоренилось вумах и сердцах жителей бывших зависимых и колониальных стран. А ведьдостаточно обратиться к фольклору. Он свидетельствует убедительнее и ярче,чем труды идеологов.У народа ньякюса (Танзания):Кому поклоняются европейцы?Кому поклоняются европейцы?Деньгам, деньгам.У народа эве (Гана, Того, Дагомея), в песне о ребенке:Младенец -- это европеец.Ему до ближних дела нету,Тиранит он отца и мать.А вот стихи Бернара Дадье (Кот-д`Ивуар), классика западноафриканскойлитературы:От Европы, о нашей свободе пекущейся,Избавь нас, Господь.Он осуждает даже предметы европейского быта:Я ношу узорный ошейник,Ошейник галантной Европы,Галстука я не люблю....Я смерть на руке ношу,Смерть бредовой Европы,Я не люблю часов.Нигериец Воле Шоинка, лауреат Нобелевской премии по литературе, высказалсяеще резче:Знакомство я вожуЛишь со своими.Мне белизна лицаАнтипатична.Противовес европоцентризмуСтоит ли удивляться, что в противовес европоцентризму усиливаются различныевиды востокоцентризма, арабоцентризма, исламоцентризма, афроцентризма.Конечно, эти идеи и настроения родились не сегодня. Еще в 1923 годуафроамериканец Маркус Гарви, основатель движения "Назад, в Африку",утверждал: "Когда Европу населяла раса каннибалов, раса дикарей, варваров иязычников, в Африке жила раса культурных черных людей, прекрасно владевшихискусствами, наукой и литературой".В последние годы идеи борьбы с европоцентризмом распространяются оченьшироко. Многие из них вполне заслуживают уважения, поскольку восстанавливаютисторическую справедливость. Но в очень многих видна лишь неприязнь к беломучеловеку, проявляется желание сыграть на обидах небелых народов, на ихстремлении к расовому самоутверждению.Обучение истории в школах и университетах многих африканских стран основанона книгах историка Шейха Анта Диопа. Он считает, что основой античнойсредиземноморской цивилизации был Египет, а египетская цивилизация созданаафриканцами, людьми с черной кожей. Среди доказательств -- древнеегипетскиемонеты с изображением фараонов, на лицах которых видны негроидные черты.Большой популярностью пользуются и идеи Франца Фаннона, уроженца Мартиники,поселившегося полвека назад в Алжире. Его книга "Проклятьем заклейменные"стала настольной не только во многих странах Африки и Арабского Востока, нои у афроамериканцев. "Проклятьем заклейменные" у Фаннона -- это населениестран, которые были колониальными и зависимыми.Фаннон одним из первых ввел выражение "антирасистский расизм". По егословам, "антирасистский расизм как стремление защитить свою кожу и как ответколонизованного на колониальное угнетение -- это и есть основание дляборьбы".Франц Фаннон разоблачал "европейские модели", "европейский дух", поддерживалспонтанный протест против ценностей западной культуры. "На ложь колониализмаколонизованный отвечает ложью. Откровенность возможна лишь с соплеменниками,а в отношениях с колонизаторами -- замкнутость и непроницаемость... Правда-- это то, что помогает туземцам и губит чужеземцев... Хорошо все, что плоходля них".На стремление колонизатора навязать свои культурные ценности колонизованныйотвечает отказом от них, отказом полным, безоговорочным. "Язык угнетателейвдруг начинает жечь губы". Наступает "глобальный отказ от ценностейзахватчика". И даже когда речь идет о современной науке и технике, "словаспециалиста всегда воспринимаются с предубеждением".Утверждая это, Фаннон объявил, что для колонизованных вполне правомерен"самый элементарный, самый грубый, самый всесторонний национализм". Всевышесказанное было написано под впечатлением происходившей тогдакровопролитной войны в Алжире. Но многие утверждения Фаннона повторяются исейчас.В становлении еврофобии немалую роль сыграл Луис Фаррахан, объявивший себялидером афроамериканского населения. Он обвинил в расизме всех белых, в томчисле и Авраама Линкольна, президента США, который боролся за отменурабства. Созданное Фарраханом движение черных мусульман "Нация ислама"разделило население Америки на две части -- потомков рабовладельцев ипотомков рабов. В соответствии с этим Фаррахан объявил, что СоединенныеШтаты надо расчленить на два государства -- и пусть государство потомковрабовладельцев помогает государству потомков рабов, пока оно не встанет наноги. В политической мусульманской программе Луиса Фаррахана сказано, чтосмешанные браки черных и белых должны быть запрещены, черных детей могутобучать только черные учителя, а идея интеграции -- это лицемерие.Как известно, многие афроамериканцы меняют свои имена на африканские иазиатские. Боксер Кассиус Клей стал Мохаммедом Али. Профессорафроамериканских исследований Темпльского университета Филадельфии, назвавсебя Молефи Кете Асанте, стал главным идеологом афроцентризма. Его книга"Афроцентризм" издавалась уже бесчисленное количество раз. Своим читателямон дает совет: если европейцы называют вам как лучшего писателя Шекспира, акак лучших композиторов -- Баха, Бетховена, Моцарта, вы должны парироватьсразу же: назвать имена африканских писателей и композиторов. В 2007 годуАсанте издал объемную "Историю Африки", в которой отрицаются какие-либозаслуги Европы, -- все только отрицательное, пагубное.Многократно переиздавалась книга Ани Юругу (она также изменила имя наафриканское) "Афроцентристская критика европейской культуры и поведения".Текст предваряет эпиграф:Всем африканцам,Которые борются за простую Правду:Прежде всего -- Раса!Многие неевропейские политики широко используют как эти идеи, так и бытующиенастроения, чтобы, подогрев их, завоевать популярность. А придя к власти,отвлекать от себя гнев своих народов, снова и снова повторяя, что все тяготыи беды -- результат (только и исключительно) европейского расизма. И свалитьна это собственные промахи, а то и преступления. Так, Сукарно, первыйпрезидент Индонезии, написал книгу "Индонезия обвиняет". Подобным образомпоступили многие афро-азиатские политики.Пример последних лет -- продолжающееся изгнание белых из Зимбабве. ПрезидентРоберт Мугабе, заведя страну в экономический тупик, стал поощрять"стихийный" захват ферм, принадлежащих белым. В итоге -- развал сельскогохозяйства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но для Мугабе главное-- отвести от себя народный гнев, направив его на белых -- "оккупантов","захватчиков".Смена ролей?В предисловии к книге Франца Фаннона "Проклятьем заклейменные" Жан-ПольСартр писал: "Европейцы, откройте книгу, вчитайтесь! Сделав несколько шаговв ночном мраке, вы выйдете к костру, вокруг которого сгрудились незнакомыевам люди. Подойдите к ним, прислушайтесь к их разговору. Они говорят о том,что им предстоит сделать с вашими конторами, с наемниками, их охраняющими...Их освещает и обогревает огонь, но это не ваш огонь. Вы держитесь от него напочтительном расстоянии... оглядываетесь, дрожите от холода. Смена ролей".Не хочется верить в такое предвидение. Но роль не-Европы растет оченьбыстро: экономически, политически, культурно и -- особенно --демографически. Те, кого принято называть "белыми", уже составляют менееодной шестой человечества. Да и в самой Европе уже миллионы и миллионывыходцев из Азии и Африки. В Соединенных Штатах -- из Латинской Америки.Эпоха мононациональных европейских государств заканчивается. Можно лисчитать таковой Францию, если там уже почти семь миллионов мусульман --азиатов и африканцев?Надо сосуществовать, надо уживаться друг с другом. Избегать межрасовыхконфликтов или хотя бы ослаблять их, уменьшать их число, делать их менееопасными для всех, менее трагическими. А как? Слишком уж быстро идут в миреэти процессы. Так быстро, что и ученым, и политикам трудно за нимипоспевать, осмысливать их.Выход -- диалог, взаимопонимание. Но для этого необходимо знать друг друга,знать корни взаимных предрассудков. Не считать себя неизменно правыми.Понимать и уважать в том числе и чужую правду, даже если не очень хочется.Но велики ли в Европе знания о не-Европе? Не слишком ли сосредоточенаевропейская система народного образования на собственной истории,собственной культуре? Ведется ли борьба с собственными расовымипредрассудками?Если этого не будет, не одолеть и "антирасистский расизм"....Да, для нашей родной старушки Европы настали сложные времена. Но были лиони когда-нибудь легкими и простыми? Хочется верить, что она найдетдостойное место и в нынешнем мятущемся мире. Ведь пессимистическоепророчество Герцена все же не сбылось, хотя с тех пор прошло уже большеполутораста лет. Так не лучше ли помнить напутствие другого знаменитогоевропейца -- Уинстона Черчилля: "Я, конечно, оптимист, потому что какойсмысл быть кем-нибудь другим?"...Полностью статья будет опубликована в журнале "Россия в глобальной политике"


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Система взглядов Фомы Аквинского
Реферат «Русскость» как топос «локального текста»: случай Мурома
Реферат Значення творчості Т. Г. Шевченка
Реферат Соотношение понятий "культура" и "цивилизация" в концепции циклических круговоротов О. Шпенглера
Реферат Тема греха в драме Александра Островского Гроза , ее решение в образах представителей Темного
Реферат Участники уголовного процесса со стороны защиты
Реферат Виды, формы и системы оплаты труда
Реферат Значение текста в художественном образе древнерусской рукописной книги конца XIV – начала XV века
Реферат Асфиксия новорожденного
Реферат Социально-педагогическая работа как направление деятельности с трудными подростками на базе сель 2
Реферат Алкилиденанилины: структура и реакционная способность в гидрировании 02. 00. 03 органическая химия 02. 00. 04 физическая химия
Реферат Jinnah
Реферат Hanging Woman Creek Essay Research Paper Hanging
Реферат Правовое положение российских военных баз на территории стран СНГ
Реферат Женьшень 2