Реферат по предмету "Разное"


Автор программы: доктор философских наук, профессор Л. Г. Ионин Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры Социология

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономикиФакультет СоциологияСоциология культуры Для направления 0402000.62– Социология подготовки бакалавра Автор программы: доктор философских наук, профессор Л.Г. Ионин Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедрыСоциология общей социологии Председатель Девятко И.Ф. Зав. кафедрой " " 2005 года " " 2005 годаУтверждено УС факультетасоциологииУченый секретарь " " 2005 года.Москва, 2005.I. Пояснительная записка Автор программы: профессор, доктор философских наук Л.Г.Ионин^ Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению данной дисциплины, должны быть знакомы с основным содержанием общей социологии, иметь представление о социальной системе и социальной структуре, процессах социализации и символизации, а также обладать необходимыми сведениями по истории социологии, быть знакомыми с основными концепциями социологической классики. Наряду со знаниями по общей социологии и истории социологии, студенЀы должны быть знакомы с основными современными идеями в области теории науки и иметь представление о закономерностях развития научного знания.^ Аннотация курса Социология культуры (да и другие науки о культуре) все более выходит на передний край социально гуманитарной мысли, становясь одной из тех дисциплин, которые могут наиболее полно и адекватно выразить происходящие изменения. Это объясняется тем, что развитие в современном мире идет в сторону размывания и уменьшения значимости крупномасштабных структурных образований, которыми традиционно занималась и продолжает заниматься социология. Параллельно и одновременно возрастает роль культуры в регуляции поведения и создании новых структур иного плана, происхождения и иной степени жесткости и объективности. У современного человека как бы исчезает наивная вера в объективность и предопределенность общественных процессов. И вместе с нею «рассасываются» и самые разные структуры и системы, в которые люди оказывались как бы «вставленными» от рождения. Исчезают объективно значимые системы стратификации, пропадают принудительно обязательные образы жизни, место традиций занимают стили, жизненные формы свободно выбираются, в объяснении, а значит, и в поведении, господствует постмодернистский произвол. Социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. Все эти явления как раз и свидетельствуют о том, что культура прогрессирующим образом перенимает функции мотора, движителя общественного изменения и развития. Меняется роль культуры в обществе, и при этом меняется само понимание культуры. Она уже не столько пассивное отражение, пассивный слепок с реальных процессов поведения, сколько их активная «форма». «Кодируя», «драматизируя» свое поведение, соотнося его с мифом и архетипом, индивиды сознательно используют культуру для организации и нормализации собственной деятельности. Настоящий курс как раз и представляет собой попытку сформулировать и донести до студентов основные характеристики происходящих изменений. Структура курса соответствует задачам учебного процесса. Первая тема носит преимущественно исторический характер, хотя в ней решаются и теоретические задачи: вводятся идеи и понятия, демонстрируются проблемы, которые решает дисциплина, показан процесс выработки социологического понятия культуры. Три последующие темы представляют собой как бы три альтернативные методологии подхода к решению одной и той же проблемы – проблемы исторического изменения культуры и взаимоотношений культуры и общества в ходе исторического развития. Пятая тема посвящена анализу, так сказать, социокультурного творчества, то есть созданию новых структур и групп из «мягкого» материала культуры. И, наконец, в рамках последней темы рассматриваются взаимоотношения прирды, оющества и культуры, но не абстрактно-философски, как это, к сожалению, обычно делается, а путем анализа конкретных антропологически важных явлений, каковыми являются пол, еда и смерть.При рассмотрении каждой темы в максимально возможной степени учитываются история вопроса и современные подходы. Упор делается на описание некоторых существенных социокультурных процессов, характерных не только для России, но и для всего мира. Хотя они анализируются в книге в основном на российских реалиях, закономерности, которые здесь формулируются, носят, на взгляд автора, универсальный характер.^ Соответствие программы требованиям ГОС Данный курс рассматривается как необходимая составная часть …….. ступени высшего профессионального образования, поскольку объединяет материал многих изучавшихся ранее дисциплин и позволяет студентам творчески применять развиваемый в каждой из этих дисциплин концептуальный аппарат к рассмотрению такого сложного феномена как культура. Курс ориентирован на студентов старших курсов бакалавриата по социологии и содержит в себе элементы профессиональной специфики этого направления В курсе имеется четкое разделение занятий на лекционные и семинарские. В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала, чтение соответствующих текстов, подготовка докладов, подготовка к обсуждению в классе докладов и сообщений коллег. В рамках учебного курса студенты должны подготовить реферат по заданной теме (список тем рефератов прилагается).  Учебная задача дисциплины:В результате изучения дисциплины студент должен: Знать основные концепции современной социологии культуры Уметь свободно ориентироваться в темах культурсоциологического анализа. Иметь представление о культурологических парадигмах ХХ века, Обладать навыками анализа культурфилософских и культурсоциологических текстов.Формы контроля: текущий контроль – вопросы и задания в ходе семинарских занятий промежуточный контроль – реферат по одной из перечисленных ниже тем (по выбору) итоговый контроль – зачет итоговая оценка Формы оценивания знанийОценки по каждой из форм контроля, указанных выше, выставляются в десятибалльной системе. Итоговая оценка  представляет собой среднеарифметическое из трех вышеуказанных оценок. В случае неудовлетворительной оценки по одному из трех направлений, итоговая – также «неудовлетворительно». В спорных случаях будет учитываться посещаемость лекций.^ II. Содержание программы.Тема 1Понятие и концепции культуры  Этимология и различные интерпретации слова культура. История исследования культуры (Кант, Гердер, позднейшие концепции). Место культуры в различных науках социально-гуманитарной направленности (этнология, антропология, социология и др.). Многообразие социологических концепций культуры в ХХ веке. Основные понятия культурсоциологического анализа: духовная культура, материальная культура, поликультурное и монокультурное развитие, мультикультурализм, народная культура, массовая культура, субкультуры и пр. ^ Тема 2Социокультурные эпохи: традиция – модерн – постмодерн Традиционная эпоха и модерн: различие когнитивных стилей. Сравнительных характеристики: типы трудовой деятельности, повседневная онтология, социальное время, членения социального пространства, характерная телесность, преобладающая форма социальности. Переход от традиционной эпохи к модерну и возникновение научного знания. Социология как воплощение когнитивного стиля модерна. Модерн и капитализм. Концепции «духа капитализма» как концепции модерна: Макс Вебер, Зиммель и др. Мифологическая концепция модерна: В.Беньямин. Постмодерн как социокультурная эпоха. Концепции постмодерна (Фуко, Лиотар, Бодрийяр и др.). Характеристики постмодерна. ^ Тема 3Культура и социальное поведение: ритуал – символ – миф Ритуалы и социальное поведение. Ритуалы и типизация социальной среды. Социальные институты как ритуалы. Дюркгейм о религии и ритуалах как воплощении социального. Типы и функции ритуалов. Ритуализация и символизация. Типы и функции символов. Символы в современной жизни. Символы и их мифологический контекст. Миф как жизненная реальность (жизненный мир). Миф как основное содержание культуры. Наука как миф и ритуал (концепция Т.Куна). Национальное как мифологическое и национальный мифы. Политические мифологии. Консерватизм и миф о земле. Либерализм и права человека. Политические идеологии и миф. Мифология и глобализация. ^ Тема 4Культурная среда: традиция, канон и стиль в культуре Понятие стиля в искусстве и повседневной жизни. Стиль – традиция – канон как формы общеобязательного в культуре. Социальный и политический канон. Советский и постсоветский политический канон. «Гибель культуры» как распад культурного канона. «Критика культуры» - Ницше, Зиммель, Теннис и др. Жизненная форма как стилевое единство. Жизненные формы у Шпрангера и Макса Вебера. Стилевая дифференциация культур. Моностилистические и полистилистические культуры. Категории «культурной стилистики». Культурный фундаментализм. Политический и религиозный фундаментализм как частные случаи культурного фундаментализма.^ Тема 5Культура и социальная структура Вертикальные классификации в культурной антропологии. Культурный характер социальных неравенств. Критика модернистского похода к социальной структуре. Культурная обусловленность социальных дифференциаций. Новые социальные дифференциации в эпоху постмодерна. Социальное распределение стилей. Постмодернистская парадигма социоструктурного подхода. Социальные инсценировки как источник дифференциации. Структура социальной инсценировки. Знаки и символы в инсценировке. Этапы становления социальных групп. Категории социоструктурного описания. ^ Тема 6Культура, общество, природа Культурное и общественное: релятивизация различий. «Культурные фронтиры»: пол, питание, смерть. Смерть как естественное явление и как культурный феномен. Преодоление смерти в культуре. Основные понятия «некросоциологии». Обратимость смерти (Бодрийяр). Связь обратимости смерти с базовыми характеристиками постмодерна. Пол как явление природы в культуре. Женственность и мужественность. Эволюция культурных форм с точки зрения половой специфики. Женственный характер традиционной эпохи и мужественность современности. «Матриархат». Генитальная конституция модерна. Еда как природная необходимость и как культурная конвенция. Происхождение застолий. «Пир во время чумы» (Пушкин). Развитие цивилизации как эволюция застольных нравов. Культура как избегание смерти. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:1. Литература:Базовый учебник: Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Москва, Логос, 2000.ОсновнаяРозин В.М. Введение в культурологию. М., 1999 ДополнительнаяБодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., Добросвет, 2000Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. В кн.: Вебер М. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., Искусство, 1976Зиммель Г. Избранное. Т. 1,2. М., Юрист, 1996Ионин Л.Г. Пир – «Отечественные записки», № 12, 2002Ионин Л.Г. Введение в некросоциологию. – В кн.: Ионин Л.Г. Свобода в СССР. СПб, Университетска книга, 1997Новая магическая эпоха –2: трансформация гендера. Ридер к мастер-классу. http://www.sociology.kharkov.ua/rus/project/master/master.aspПостмодерн: новая магическая эпоха. Под ред. Л.Г.Ионина. Изд. Харьковского национального ун-та им. В.Н.Каразина, Харьков, 2002. Канетти Э. Масса и власть. М., Ad Marginem, 1997Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., Прогресс, 1986Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М., ДИК, 1999Фуко М. Воля к истине. Магистериум. М., 1996Шпенглер О. Закат Европы (любое издание)Элиас Н. О процессе цивилизации. Т. 1,2. СПБ, Университетская книга, 2001.^ 2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля: Темы студенческих рефератов: Структура социальных инсценировок. Природа власти, по Э.Канетти Концепция развития цивилизации Н.Элиаса «Дух капитализма» у М.Вебера и Г.Зиммеля (сравнительный анализ) Традиция «критики культуры» Концепция культуры И.Гердера Коды и симулякры у Ж.Бодрийяра Культурсоциологический смысл концепции научных парадигм Т.Куна Социология науки Т.Куна и Л.Флека Кртика науки у П.Фейерабенда Фундаментализм в религии, политике и культуре Стилевые характеристики современной российской культуры Вертикальные классификации в социологии и культурной антропологии Культурсоциологическая интерпретация «Пира во время чумы» Политическая мифология либерализма Политическая мифология консерватизма Дюркгейм о религии и ритуалах Две концепции модерна (рациональная и мифологическая) А.Шюц о когнитивном стиле повседневности Понятие эпистемы у М.Фуко и его социологический смысл^ 3. Методические указания студентам: Какие задачи решает рефератСуть реферата - критический анализ подходов и точек зрения по одной из социологических проблем. В работе должны быть достигнуты две главные цели: (1) показаны главные подходы к проблеме, (2) сама проблема должна быть рассмотрена в контексте истории социологии. Сначала надо проследить историю проблемы или подхода. Этим предполагается ответ на следующие вопросы: - кем проблема была замечена или поставлена впервые? - каковы ее предпосылки в философии? - каковы исторические и социальные предпосылки ее возникновения? - была ли это реакция на предшествующие этапы или традиции рассмотрения проблемы? - каковы были характеристики этих этапов или традиций и с чьими именами они связаны? - какие социальные или политические проблемы разрешал тот или иной подход? После того, как прослежена история проблемы или подхода во всех ее разветвлениях, можно переходить к критическому анализу сегодняшнего состояния дел: - с чьими именами связано ее осознание и изучение в современный период? - в чем конкретно состоит вклад этих ученых? - каково теоретическое содержание проблемы с точки зрения разных подходов? - на чем сосредоточивается в исследовании проблемы, в чем оказывается результативной, а что, наоборот, упускает из виду каждая из парадигм? - каков социальный смысл проблемы, чем объясняется усиленное внимание к ней сегодня. или, наоборот, отсутствие такого внимания? - каковы, с Вашей точки зрения, перспективы изучения этой проблемы или этого похода, или этого направления исследований? От студента, разумеется, не ожидается готовой статьи для научного журнала. Задача скорее в том, чтобы ознакомиться с проблемой во всех ее опосредованиях, дать исторические и теоретические "координаты" проблемы, "локализовать" ее в интеллектуальном пространстве, и уже потом высказать собственные, в том числе и критические. взгляды на проблему. Это разумеется, непростая задача, но попытайтесь выполнить ее как можно лучше.^ Как его писать- Выбирайте тему, которая Вам интересна и которая, как Вы считаете, совпадает с направлениями Ваших будущих занятий, с Вашей специализацией. Можно выбрать тему, которая интересовала Вас раньше, может быть, даже до поступления в ВШЭ. - Начинайте работу, не откладывая на будущее. Это не простое задание. Как показывает опыт, мимоходом его не выполнить. - Не стесняйтесь обращаться как к преподавателю, так и к другим сотрудникам факультета. Если чего-то не знаете, смело задавайте вопросы. Оцениваться ведь будет не путь к результату, а сам результат, т.е. конечный продукт. Как говорится, самый глупый вопрос - это тот, который так и не был задан. - Перечисленные выше вопросы рассматривайте не как детальную карту, а как общий очерк пути. По отношению к разным избранным проблемам эти вопросы будут выглядеть по-разному. Не на все нужно отвечать. Может появиться необходимость поставить другие вопросы. Это - общая схема подхода к решению задачи. - Этапу написания работы предшествует этап составления библиографии, отбора книг и обоснования темы. Это важный этап, на который студенты обычно не склонны обращать много внимания. Это этап ориентации в проблеме. Начинайте ориентацию (а) с прочтения соответствующих разделов и глав в учебниках, (б) с прочтения соответствующих статей и разделов в словарях и энциклопедиях, как общих. так и социологических и социальнонаучных, как русских, так и зарубежных. В учебниках и словарях/энциклопедиях дана основная библиография, которая будет дополнена собственной библиографической работой. - Перед тем, как окончательно выбрать тему, сделайте предварительный библиографический поиск, чтобы быть уверенным, что найдете достаточно литературы по этой проблемы и именно на том языке, который Вам доступен. - И не забывайте, что каждая научная работа должна быть снабжена "научным аппаратом": введением, заключением, системой ссылок, грамотно построенной библиографией. Это отнюдь не вторичная, а наоборот первостепенная по важности составная часть вашего труда. Только при наличии "аппарата" Ваша работа становится научной работой. И только при наличии «аппарата» она будет оценена положительно.^ И последнее… Важно с самого начала понять, что у Вас нет времени на раскачку. Внимательно слушайте на лекциях и сразу начинайте работать с литературой. Старайтесь не пропускать занятий, иначе вы рискуете пропустить возможную контрольную работу вытекающими отсюда последствиями (оценки за контрольную не будет в Вашей итоговой, результирующей оценке). Будьте активны на семинарах, обсуждениях, коллоквиумах, а также и во время лекций - задавайте вопросы. Активность повысит Ваш итоговый балл.Обязательно соблюдайте сроки сдачи работ, названные преподавателем. По истечении назначенного времени работы приниматься не будут (исключение - при наличии документально подтвержденной уважительной причины), а это будет означать для Вас провал курса, «хвост» и пересдачу в конце учебного года. Так что будьте внимательны и аккуратны с самого первого дня!Сдача под своим именем чужой работы (например, скачанной из интернета) – это ПЛАГИАТ. В серьезной жизни плагиат – свидетельство творческого бессилия и знак позора, также он преследуется в судебном порядке. Для Вас же это будет означать двойку и пересдачу в конце учебного года под очень и очень строгим контролем.^ IV. Тематический расчет часов. (содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов) № п/п Наименование разделов и тем Аудиторные часы Формы текущего контроля Самосто-ятельная работа Всего часов лекции Сем.или практ. занятия Всего 1 Тема 1 Понятие и концепции культуры 4 2 6 реферат Подготовка к семинару6 12 2 Тема 2 Социокультурные эпохи: традиция – модерн - постмодерн 6 3 9 Подготовка к семинару8 17 3 Тема 3 Культура и социальное поведение: ритуал – символ - миф 5 2 7 Подготовка к семинару8 15 4 Тема 4 Культурная среда: традиция, канон и стиль в культуре 5 3 8 Подготовка к семинаруРеферат1521 29 5 Тема 5 Культура и социальная структура 5 2 7 Подготовка к семинару10 17 6 Тема 6. Культура, общество и природа 5 3 8 Подготовка к семинару10 18 Всего 30 15 45 63 108   Автор программы____________________________________________ Л.Г.Ионин


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.