Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов).Автор: Иванова Зоя Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения.Адрес школы: Чувашская Республика, Канашский район, д. Малые Бикшихи, ул. Канашская, 79, МОУ «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа». 2010 г.Работа награждена:1. дипломом первой I степени лауреата Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации - 2006»; 2. дипломом II степени республиканской открытой ярмарки «Педагогические инновации -2010» (конкурс «Лучший элективный курс для профильного обучения «Будущее Чувашии в инновационном мышлении»);3. дипломом участника межрегионального конкурса –проекта «Новое содержание образования» - 2010г. ( АНО «Институт проектирования инновационных моделей образования»- г. Киров). ^ Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс для 9-11-ых классов).Пояснительная запискаКонцепция курса — изучить, как шло становление художественной литературы, искусства, культуры. В основу концепции положена схема базовых жанров «Память жанра», раскрывающая исторический путь развития искусства слова и других видов искусств. Эта концепция помогает учащимся старших классов понять себя, свое мироощущение, чувствовать связь времен(прошлого, настоящего и будущего), что каждый человек ответственен забудущую культуру. Цель курса - научить школьников практически исследовать фольклорные жанры и фольклорные мотивы в классической литературе и самостоятельно прийти к философским умозаключениям.Задачи курса - дать глубокие знания о жанрах литературы, о том, что в искусстве нет ничего случайного; сформировать навыки анализа традиционных жанров на уровне тропов, звука и смысла, опираясь на знания народной педагогики (этнопедагогики), и умения различать подлинные произведения искусства от подделок; использовать навыки и умения в ежедневной практической деятельности; пробудить интерес к изучению корней искусства, к фольклору, народным традициям и этнопедагогике.^ Структура курса. В данной программе отбор и подача материала осуществляется на основе системно-функционального подхода, что призвано обеспечить развитие учащихся, осмыслить свое «я» в этом мире. В качестве методических принципов обучения выступают коммуникативная направленность, преемственность в обучении, осуществление межпредметных связей, овладение многими видами речевой деятельности. Содержание курса можно применять и в 5-8 классах, например «Жанровое древо», фольклорные жанры. Постепенно учащиеся знакомятся с историческим развитием искусства, учатся видеть закономерные явления. Обучение связной речи - процесс сложный и многоаспектный, поэтому он остается в центре внимания при изучении разделов программы. Особое внимание уделяется видам деятельности учащихся. Их цель - активизировать работу учащихся, уметь самостоятельно добывать знания, стать яркой личностью. Учащиеся должны самостоятельно разбираться в подлинности произведения и в их подделке, что очень важно для формирования культурного уровня учащихся, развития самостоятельности. Курс завершается обобщенным повторением на примере новых произведений литературы и других видов искусства.^ Программа элективного курса «Литература и фольклор» (36 ч.).Введение (2 ч.). Становление художественной культуры. Русская литература как художественное отражение жизни народа с древнейших времен до наших дней. Связь литературы с историческим прошлым, настоящим и будущим. Развитие литературы шло пластами и разрушать нам его нельзя, а надо сохранить и передавать новым поколениям, творить мироздание, порядок, космос. Закономерности становления мировой художественной культуры. Возвращение к традициям мифологической школы - новый подъем русского национального самосознания. Диалог общего и частного сознания, социума и человека, исторической традиции и современного мироощущения.^ Теория литературы. Понятие о синкретизме, корнях мифомышления, метафорическом мышлении, метафоре и мифе, обрядах, язычестве, сакраментальности, хаосе и космосе.^ Становление художественной культуры в формах базовых жанров (2 ч.). Энергия единения, присущая настоящему искусству, то есть обряд и миф - основа любого художественного произведения. Постижение художественного опыта человека через жанр, через память жанра.^ Теория литературы. Память жанра, подлинное произведение, обряд имиф, фольклор.Чтоб не распалась связь времен (1 ч.). Роль искусства - объединять человека с природой. Природа – тайна, мифомышление - это слитность природы и человека.^ Теория литературы. Хаос и космос. Человеческие и природные силы,тотемические мифы.Сюжетно-жанровый конфликт — исторический путь искусства (2 ч.). Обряд и миф - корни искусства. Жанр - представитель творческойпамяти, обеспечивает единство и непрерывность процесса литературногоразвития. ^ Теория литературы. Развитие понятия о жанровом древе, жанре и истории; славянский миф. Фольклор как мощный вечный ствол в становлении культуры.(1 ч.). Виды фольклора: словесное искусство, музыкальное искусство... Собиратели фольклора.^ Теория литературы. Понятие о фольклоре, фольклористике, традициях, жанрах фольклора. Народная педагогика: фольклор от самой колыбели (2ч). Понятие о народной педагогике как продукте исторического и социального опыта народа. Этнопедагогика в трудах И.Я. Яковлева, Г.Н. Волкова, Л.Н. Толстого. ^ Теория литературы. Развитие понятия об этнопедагогике.Звук и смысл (1 ч.). Звук и смысл, цвет гласных звуков. Фоносемантика - связь звука и смысла в языке. Компьютерный анализ и синтез звукоцвета.^ Теория литературы. Понятие о зоне существенных отклонений звуков, фонетической значимости звукобукв, слабых и сильных звуках, хороших и плохих звуках; строение значения слов, частотность звукобукв. «Машинная» характеристика звуковой формы слов.^ Загадка как литературное произведение, как один из приемов тайного языка (3 ч.). История загадки. Мифопоэтизмы в лирике Есенина. Теория литературы. Понятие о мифопоэтизме, фольклорном мифе и метафоре.^ Сказка - сокровище народа (2 ч.). Русские сказочники А.С. Пушкин и П.П. Ершов.Теория литературы. Понятие о специфике фольклорного эпитета. Духовный смысл сказки.^ Народная песня (1 ч.). Фольклорные мотивы в прозе Чехова («Степь») и Пушкина. Природа и человек в русской народной песне. А.С. Пушкин и русская народная песня.^ Теория литературы. Постоянный эпитет - загадка фольклора.Частушка (2 ч.). Частушка народная и авторская, подлинная и подделка. Народнопоэтическая сатира.^ Теория литературы. Понятие о сатирическом народном произведении.Русский земледельческий календарь (1 ч.). Русский земледельческий календарь как соединение точных научных знаний с народным опытом - энциклопедия крестьянского быта, слияние языческого и христианского начал.^ Теория литературы. Расширение понятия о календаре.Сказка « Курочка Ряба» (2 ч.). Сказка «Курочка Ряба» как диагноз нашей жизни, об ответственности перед своим народом, гимн человечности.^ Теория литературы. Понятие о мифологическом яйце.Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (2 ч.). Поэма Пушкина «Руслан и Людмила» — духовный мир России, народное понимание красоты. Пушкин и фольклор. «Руслан и Людмила» в контексте русско-кавказских связей.^ Теория литературы. Развитие понятия об историческом регионоведении.Pyccкое и западное искусство ( 1 ч.). Мифологический взгляд на природу и человека. Сравнение русского искусства с западным.^ Теория литературы. Понятие о единой общей арийской мифологии, о корнях русского фольклора, о язычестве и христианстве в искусстве.Литература и фольклор (3 ч.). Литература и фольклор. Мифологический и метафорический контекст в произведениях И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.^ Теория литературы. Развитие понятия о мифологии, метафоре как основных тропах художественного произведения.В.Г. Распутин «Изба» (2 ч.). Загадка характера Агафьи. Совесть, доверие и любовь - начала бытия человека. Гармония человека и природы. Фольклорные традиции в рассказе.^ Теория литературы. Исследование композиции рассказа, изобразительно-выразительные средства в рассказе.В.И. Белов «Привычное дело» (2 ч.). Загадка характера Ивана Африкановича. Гармония человека и природы. Фольклорные мотивы и юмор повести.^ Литература и искусство (2 ч.). Литература и другие виды искусства: палех, дымковская игрушка, богородская игрушка, полх-майданская роспись, разделочные доски Нины Якимовой, Семеновские матрешки, городецкая роспись по дереву, якутские сувениры, гжель, 36 часов Тема Количество часов Виды деятельности учащихся 1. Становление художественной культуры. 2 Составление понятийных словарей на основе справочной литературы.списке спискеспискеоснове справочной литературы. 2. Схема базовых жанров «Память жанра». 2 Составление опорного контекста по 8 блокам становления художественной культуры. 3. Урок-диалог культур «Чтоб не распалась связь времен». О роли искусства — объединять человека с природой. 1 Обобщение пройденного материала: учащиеся ведут диалог о путях становления художественной культуры, разбившись на группы: «Героический эпос», «Античность», «Христианство», «Средневековье», «Возрождение», «Эпоха романов». 4. Сюжетно-жанровьй конфликт - это исторический путь искусства. 2 Учащиеся рисуют жанровое древо как доказательство того, что в искусстве ничего случайного нет: ни описания природы, ни метафоричности языка произведений, что обряд и миф - корни искусства – лекция .Записи. 5 Фольклор как мощный вечный ствол в становлении культуры. 1 Сообщения учащихся на темы: «Фольклор и фольклористика», «Жанры фольклора», «Собиратели фольклора». 6. Народная педагогика: фольклор от самой колыбели. 2 Доклады о Г. Н. Волкове, И. Я. Яковлеве, Л. Н. Толстом как педагоге. Инсценирование рассказа Г. Н. Волкова «Шартан». Составление тезисного плана по роману-эссе Г. Н. Волкова «Этнопедагогический манифест И. Я. Яковлева». 7. Жанры фольклора: колыбельная песня, сказка-издевка, потешка-забава, шутка, хороводная песня, потешка-нравоучение, пестушка, докучная сказка, закличка, приговор, небылица, молчанка, скороговорка, небылица-перевертыш, нескладуха-неладуха. 1 Лабораторно-практическое занятие: исследование указанных жанров (тема, мысль, изобразительно-выразительные средства; звук и смысл, цвет звука). Исследование на компьютере. Выводы. 8. Загадка как литературное произведение. Мифопоэтизм лирики Есенина. 3 Составление кластера к слову «Загадка», Доклады учащихся по результатам исследования загадки на тему «Есенин и фольклор, метафора, миф». 9. Сказка - сокровище народа. 2 Составление рефератов: «О специфике фольклорного эпитета», «Русский сказочник П. П. Ершов и А. С. Пушкин». 10. Изучение статьи И. Ильина «Духовный смысл сказ- ки». 1 Составление кластера на основе статьи И. Ильина «Духовный смысл сказки». 11. Народная песня как жанр, несущий свет успокоения, ощущение безграничности жизни, простора. Песня «Меж высоких хлебов затерялося ...». 1 Активное прослушивание песни: выписать фольклорные мотивы повести А. П. Чехова «Степь». Сообщения « Пушкин о песне», «Язык самой знаменитой в мире песни «Катюша». 12. Частушка народная и авторская, подлинная и подделка. 2 Запись лекции учителя на тему «Народно-поэтическая сатира». Исследование языка частушки. Доклад: «Частушка народная и частушка самодеятельная». Исследование частушек о В. М. Шукшине. 13. Беседа по книгам «Круглый год - русский земледельческий календарь», М.: «Правда», 1991г., «Народный месяцеслов», М. «Современник », 1992 г. 1 Самостоятельное домашнее чтение, обсуждение прочитанного. Народный календарь - это coединение языческого и христианского начал, слияние, а не двоеверие. 14. Сказка «Курочка Ряба» -диагноз нашей жизни (об ответственности перед своим народом). 1 Урок - мастерская: сравнить 4 варианта сказки (два русских – для детей и для взрослых, белорусскую и украинскую). Доклады учащихся по результатам исследования. 15. Яйцо курочки Рябы как мифологическое яйцо. 1 Составление кластера к «золотому яичку», интонирование сказки. Составление тезисного плана. Доклад «Мифологический взгляд на природу и человека». 16. Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» - духовный мир России, народное понимание красоты. 1 Сообщение: «А. С. Пушкин и фольклор». 17. «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина в контексте русско-кавказских связей». В. Г. Шаульская. 1 Обсуждение трех фантазий на историческую тему — знакомство с практическими опытами исторического регионоведения. 18. Пресс-конференция на тему: «Искусство Запада и русское искусство». 1 Составление кластера «Русское искусство». Диалог с иностранцем. 19. Литература и фольклор («Отцы и дети», «Муму», «Бежин луг» И. С. Тургенева. «Война и мир» Л. Н. Толстого). 3 Диалог о мифологическом и метафорическом контексте в произведениях И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. Прослушивание проектов учащихся и их обсуждение. 20. Фольклорные мотивы в рассказе В. Г. Распутина «Изба». Проблема зла в современной литературе. 2 Самостоятельное домашнее чтение и обсуждение. Составление рецензии на 1-й абзац рассказа и сравнение его с последним абзацем. Композиция «Избы», исследования. 21. Фольклорные традиции в повести В. Белова «Привычное дело». 1 Исследование языка повести, композиции; человек и природа. Доклады учащихся по результатам исследования. 22. Палех, дымковская игрушка, богородская игрушка, полх-майданская роспись, разделочные доски Нины Якимовой, Семеновские матрешки, Городецкая роспись по дереву, якутские сувениры, гжель, керамика. 2 Составление рефератов по искусству по предложенным образцам. Глоссарий. Адрианова-Перетц В.П. Народно-поэтическая сатира. - Л.: Советский писатель, 1960. - 469с. Аникина ВП. Русские пословицы и поговорки. - М.: Художественная литература, 1988. - 431с. Бахтина В. От былины до считалки. - Л.: 1982. - 189с. Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1989. -- 324с. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М.: Просвещение, 1991. - 155с. Зуев Н. Голос мой был эхо, русского народа. - // Литература в школе. - №4. -2000.-15-29С. Ильин И. Духовный смысл сказки. // Литература в школе. - №1. - 1992. - 2-11с. Князева М Жила-была Курочка 'Ряба. - // Литература в школе. - №3. - 2000. Князева М. Жила-была Курочка Ряба. - // Литература в школе. - №3. - 1997.- 56-67с. Кокшенева К. Проблема зла в современной литературе. // Литература в школе. - №3. - 2003. - 55-62с1 Коровина В.Я. Сказки Пушкина в школе. - М.: Просвещение, 1972. - 143 с. Маранцман В.Г. Фольклор и литература. // Литература в школе. - №4. - 2000.-81-90с. Народный месяцеслов. - М.: Современник, 1992. - 126с. Некрылова А.Ф., Кострова Е. М. Круглый год. Русский земледельческийкалендарь. - М.: Правда, 1991. - 493с. Повести Древней Руси. Изборник. - М.: Художественная литература, 1987.-444с. Полтавец Е.Ю. Сфинкс. Рыцарь. Талисман. Мифологический и метафорический контекст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». // Литература в школе. - №1. - 1999 Полтавец Е.ВЭ. Сфинкс. Рыцарь. Талисман. Мифологический и метафорический контекст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». // Литература в школе. № 6. — 1999. — 27-40с. Сказители. Искусство звучащего слова. Репертуарно- тематический сборник. - № 39. - ML: Советская Россия, 1989. - 125с. Соловей Т. , Грачева И.В. Яйцо Курочки Рябы. // Литература в школе. -№3.- 2000.-79-91с. Телегин СМ., Афанасьев АЛ. Мифологический взгляд на природу и человека, // Литература в шкале. - №3. — 1997.- 69-79с. Филимонов В.П. Память жанра. I. - Владимир.: ВОИУУ, 1994. -261с. Филимонов В.П. Память жанра. П. -Владимир.: ВОИУУ, 1994. - 190с. Шаульская В.Г. Руслан и Людмила. Личное прочтение в контексте русско-кавказских связей. — Армавир - Москва.: Международная Академия наук Краснодарское региональное отделение.- 2002. - 32с. Шашуков Народная педагогика: фольклор от самой колыбели // Литература в школе. - №4. — 1996. - 138-143с.Приложение^ Словарь к урокам 1. Синкретизм - слитность, нерасчлененность, характерная для первоначального состояния в развитии чего-нибудь: синкретизм первобытного искусства, прилагательное - синкретический.2. Миф - это античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских богов и героев - поэтические, наивные, причудливые. В мифомышлении снимается противостояние социального и природного. Это понятно предку. Превращение хаоса в космос - основной смысл мифологии.3. Мифы бывают: тотемические, этиологические, космогонические - рождение космоса, календарные.4. Обряд - речевое оформление мифа. Обряд - это культ и заклинание, семейно-бытовые обряды. Заговор близок мифу и обряду.5. На - род, при - рода.6. Космос - это порядок, гармония.7. Фольклорный жанр - это жанр для публики, для коллективного разыгрывания: сказка, былина, лирическая песня. Это истоки театра.8. Метафора - одномоментен и процесс рождения, и процесс восприятия метафоры. В восприятии метафоры отсутствует сознательный анализ, она воспринимается непосредственно. Поэтому надо "тренировать" психические механизмы восприятия метафоры.9. Метафорическое мышление - оно по своему происхождению восходит к мифомышление, заложено в человеке искони со времен его первобытного бытия.10. Корни мифомышления - загадка, сравнение, эпитет, символ, песня, поэзия... (С. Есенин: "Никому и в голову не встанет, что солома -это тоже плоть"). Цель коней мифомышления - соединить человека и природу, дух и плоть, предмет и его образ.11. Мифическое мышление - это полная вера в превращения: Не рябинушку секешь, секешь свою молодую жену. Жена – это рябина, совпадение со сказочным превращением. ^ Позже утратилась вера в превращения, и метафора заменяется сравнением. Потом появляется эпитет: река смородина = смрад.12. Сакраментальный - священный, заветный, магический смысл слов, речи, звучащий как заклинание. Сакраментальность -существительное.13. Ведическая культура - древняя: ведать, ведьма, заведение, ведомость-это знать, ведать. Оберег – от сглаза, хвори - болезни, от горя - беды. Гнездо: колыбельная песня, колыбать, колыхать, колебать, качать, зыбать, зыбка, колыбель.14.Мифологические персонажи = Сон, Угомон, Дрема, Покой.15. Хаос – в древнегреческой мифологии - стихия, якобы существовавшая до возникновения мира, земли с ее жизнью. Первозданный хаос; хаос и хаос - беспорядок, путаница. Хаос в делах. Хаос в голове. Хаос в комнатах. Хаотический и хаотичный.16. Мифология - совокупность мифов какого-нибудь народа. Греческая мифология, славянская мифология, мифологический.17. Обряд - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции. Свадебный обряд. Новые обряды, обрядовый - прилагательное.18. Обрядность - система обрядов. Обряд католической церкви. Обрядовый обычай. Выполнять все обрядности.19. Язычество - религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство. Прилагательное – языческий.Народная педагогика – продукт исторического и социального опыта народа.Пример – и положительный, и отрицательный – не действует сам по себе, его надо основывать на совести.Г.Н.ВолковДерево – как человек. Человек – как дерево. Пьет ливень оно, и большая вода стекает по веткам упрямым, извилистым, как будто бы пот по натруженным, жилистым рукам, испытавшим огромность труда. Потрескались ветви. Они загрубели. Ломота ветвям отдохнуть не дает. Но дерево знает – покуда при деле, доколе работает – дотоле живет.Э. МежелайтисВ этом стихотворении неистребимость бытия в «древе жизни», непрерывное движение бытия, именно потому, что человек способен на полную отдачу жизненных сил. Это стихотворение Межелайтиса - поэтическая метафора: естественное предназначение человека в его способности отдавать то, что он взял от жизни – от неба, от солнца, от трав, от земли. Здесь и возникает тема человека, оказавшегося перед самим собой в неоплатном долгу. ( Из книги для учащихся З.С. Старкова «Литература и живопись», М., Просвещение, 1985).Цели уроков по теме «Литература и фольклор». 1. Ознакомить с новыми словами, с народной педагогикой, со сложными понятиями в развитии культуры. 2. Привести в систему литературное образование учащихся, увидеть корни предмета, связь с историческим прошлым, настоящим и будущим.3. Вооружить учащихся главным понятиям, главной идеей - ничего просто так не появлялось, не надуманно зря, а развитие искусства, литературы шло пластами, и разрушать нам его нельзя, а надо сохранить, передавать традиции своим детям, внукам - в этом наша главная социальная, космическая роль, роль творцов мироздания, творцов порядка, то есть космоса. Мы - частица космоса, мы - дети космоса, а сейчас пласт нарушен.4. Понять, что у культуры способ существования только человеческий: от учителя к ученику, от гражданина к гражданину.5. Изучить развитие жанра в связи с развитием общества, истории. Понять, что жанр отражает и духовный рост человека, что не случайны в биографии человека сначала сказки, пословицы... а потом былины, рассказы, повести, романы.^ 6. Сделать на уроке историческую жизнь жанра как можно более доступной восприятию и пониманию учащихся, постичь художественную культуру мира в единстве.7. Увидеть фольклорные мотивы в литературе.8. Фольклор со своей большой идеей – идеей воспитания будущего поколения - не даст покрыться ржавчиной русской культуре, хотя нас захлестывает литература разложения, литература постмодернизма.9. Интеграция личности в национальную и мировую художественную культуру.10. Проследим, как на протяжении нескольких веков развивалось, углублялось взаимодействие и взаимовлияние устного народного и профессионального письменного искусства слова.11. Понять, что никакое произведение не может уйти от мифа и обряда ни на одном возрастном уровне. Возвращение к традициям мифологической школя сегодня - признак нового подъема русского национального самосознания и формирование основ филологии двадцать первого века. Постижение мировоззрения народа, его истории, философии, культуры, всей системы нравственных и духовных ценностей. 12. Научить определять подлинные произведения от поддельных произведений. Все цели, поставленные мною, вытекают из учения Маранцмана, что «во всех классах поднимается вопрос: диалог общего и частного сознания, социума и человека, исторической традиции и современного мироощущения». Это нужно, чтобы автор и читатель были равными в диалоге равных на пространстве художественного произведения, чтобы выпускник уже владел закономерностями становления мировой художественной культуры, осознавая в тоже время место и художественно - этическую значимость отечественной культуры в контексте мировой. А вследствие этого всякий эстетический объект приобретет для ученика гораздо большую содержательность, ценность и осмысленность, так сказать, неслучайность.Хочется верить, что кончилось время разрушений, ибо человечество в своей злобе и разобщенности очутилось на краю пропасти, и либо оно остановиться и вернется к созиданию, либо погибнет. Современному человеку, который может быть сметен головокружительным ритмом времени, искусство несет спасение, оно связывает человека со всем родом человеческим, побуждает каждого жить болями, радостями, мыслями другого.Чтобы опорная схема «Память жанра – исторический путь искусства, становление художественной культуры» была понятна, нужно комментировать ее, опираясь на информацию, представленную в книге В.П.Филимонова «Память жанра», часть первая.^ Память жанра-исторический путь искусства, становление художественной культуры.1блок. Обряд и миф нерасчленимы: мы одной крови с природой. Но началось противостояние человека и природы.2 блок. Рождение искусства.Обряд — театр, изо, миф— предания, сказки, песня, лирика легенды. Эпос передает память о единстве человека и природы (метафоры...) искусству.^ Цель искусства - Разъединенный мир надо воссоединить, ведь мы одной крови с природой ( найти семью...).Но обряд и миф конфликтуют с искусством: Иван-царевич и Кощей Бессмертный.^ 3 блок. Героический эпос - былина. Отрыв от обрядов и мифов: государственные связи. Природа враждебна человеку: Соловей Разбойник.^ 4 блок. Античная трагедия .Противостояние актера и хора. Пьер Безухов должен слиться с народным и природным телом на уровне духа. 5 блок. Христианство. Активное выделение человека как личности, как духа. Иисус Христос прошел тернистый путь к всепрощающей любви. ^ 6 блок. Культура Средневековья. Данте Алигьери. Жития святых, иконы, соборы. Вера и учение высмеивались. А карнавал объединял людей. 7 блок. Эпоха Возрождения. Шекспир. Человек осознал свою частичность. Он между небом и землей. Страдает.^ 8 блок. Романы. Человек берется и как часть, и как целое одновременно. Достоевский. Сюжетная незавершенность. Слово идеологично. Киноискусство- единство природы и человека.^ Итак, Первоклетка искусства - обряды и мифы.Опорный конспект составлен по книге В.П. Филимонова «Память жанра», ч. 1 А вертикальное погружение в произведение - на стр. 187-188, ч. 2:Метод 6Жанр5 Сюжет 4Герой 3 Изобразительно- выразительные средства 2Стиль 1Доказано, что одномоментен не только процесс рождения метафоры, но и процесс восприятия. В восприятии метафоры отсутствует сознательный анализ, она воспринимается непосредственно. Поэтому надо тренировать психические механизмы восприятия метафоры. Метафорическое сопряжение моментов реальности заложено в человеке искони, со времен его первобытного бытия. Специалисты утверждают, что метафорическое мышление по своему происхождению восходит к мифомышлению. Самое главное - это миф, а обряд - речевое оформление мифа. Мифическое мышление - это полная вера в превращения: рябина - это жена, рябина -метафора.. Корни мифомышления – загадка, сравнение, эпитет, символ, песня, поэзия: «Никому и в голову не встанет, что солома - это тоже плоть». (Есенин) Цель корней мифомышления, то есть метафорического мышления, - соединить человека и природу, предмет и его образ. Все началось с метафоры, поэтому человек должен быть ближе к детству, к метафоре. А ученик должен сочинять сам свои песни, былины, стихи, загадки, эссе, чтобы снять противостояние социального и природного. Во всех произведениях два героя: человек и природа. Наша сверхзадача - посмотреть на себя как на прямых потомков и наследников крестьянской Руси, связать пошлое и настоящее. Фольклорное богатство никогда не устареет, не потеряет своего исторического значения, поможет понять многие моменты истории страны, поколений, людей, поможет избежать ошибок. Итак, надо восстановить порванную связь между точным научным знанием и народным опытом. Уже в маленьком человеке имеется память жанра. Нам, взрослым, нужно искусство, то есть игра , чтобы объединиться с природой, чтобы не стать дикарями, отстоять жизнь, но природа на нас сердится за то , что отделились от нее. Это выражается в злых образах: Кощея Бессмертного, Соловья Разбойника... Это борьба за жизнь. Кощей Бессмертный, Иван - царевич - метафоры. Природа нам дает силы для борьбы за жизнь, поэтому в произведениях имеется сюжетно - жанровый конфликт. Искусство знает, что миф и искусство конфликтуют. Итак, мы убедились, что все в произведениях литературы неслучайно.^ Становление художественной культуры в формах базовых жанров (8 блоков)показывает: энергия единения, присущая настоящему искусству, генетически закреплена егопроисхождением из обрядово - мифологических форм, то есть oбряд и миф - это неуничтожимая и неразложимая первоклетка художественной культуры, фундамент любого произведения. Искусство прорастает из бессознательной природной почвы нашего бытия. Искусство возвращает своим внутренним существом к этим первоистокам, откуда мы и черпаем энергию преодоления нашей социальной частичности. В повседневной борьбе с унылой прозой жизни мы растрачиваем нашу человечность, а искусство дает нам нравственное очищение в эстетической игре с миром, восполняет нашу человечность. Значит, эстетическое чувство - это способность противостоять смерти. Поэтому очень важно держать в уме всю историю мировой художественной культуры. Через жанр, через его память постигаем мы художественный опыт человека. Произведение не может жить в будущих веках, если оно нё вобрало в себя прошлые века. На какую бы веточку жанрового древа мы с вами не забрались, нам так или иначе приходится опускаться к почве, к корням, а от них пройти весь путь питательных соков, чтобы обнаружить подлинное содержание плода: сказки, повести... На государственном гербе Чувашской Республики тоже изображено «Древо жизни» -источник жизни, знак плодородия, выражение народного представления о природе, обществе, трудовых, нравственных и эстетических традициях. Имеется указ президента о ежегодном проведении Дня дерева.Примеры: Почему Герасим собственными руками уничтожает Муму? 1.Он нашел Муму в воде, из воды взял и в воду возвратил. Он цельная натура, поэтому поступает так. 2.Уничтожив собачку, он теряет последнюю связь с внешним миром, с природой и обрекает себя на одиночество. 3.Природа добра. Чувство страха несовместимо с миром природы, со злом и с миром души Герасима, который совершил зло. И природа наказывает Герасима за такой поступок. А в произведении Тургенева «Бежин луг» главным героем является природа, ее тайна. Природа не разгадана человеком, поэтому гибель Павла – тайна. Видимо, Павел погибает потому, что он поступил несколько самоуверенно. Природа сердится на Павла и наказывает его.Есенин - гений субъекта. У него полная связь природы с человеком, то есть человек- часть живой природы: 1. Родина - это я и природа. 2. Поэт - это древо жизни, сама жизнь. 3.Человек - дерево, дерево -человек. Жизнь - цветущее дерево, смерть - сухое дерево. Розовый конь - восход, весна, радость, жизнь. Журавли - бездна пространства, прощание с природой Голубой пруд - бесприютность, тема странника. Сиреневая цветь души - эпитет весны и лю6ви. Красный и желтый - траурный цвет для природы. В лирике Есенина всегда присутствует поэт - философ. Есенин одухотворял природу и имел метафорическое, то есть мифологическое мышление: ствол березы – нога, ветки березы – руки, макушка березы – голова. Так видел мир природы Есенин: он закреплялся у самых корней. Блок же отрывался от земли. А А.С.Пушкин – гений объекта: его природа автономна, он видит ее со стороны.^ Как изучать фольклор на уроках.Изучение фольклора под углом зрения народной педагогики следует вести от простого к сложному: начинать с детского фольклора в 8 классе : колыбельные песни, пеструшки, потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, игры, заговоры, гадания, сказки, былины; в 9 классе - более трудные жанры: песни, частушки, причитания, свадебные обряды и календарную обрядовую крестьянскую поэзию. ПЛАКАТЫ: 1.Народная педагогика - продукт исторического и социального опыта народа. 2.Пример - и положительный, и отрицательный - не действует сам по себе, его надо основывать на совести. Г.Н.Волков.Г.Н. Волков - чувашский писатель, народный учитель, этнопедагог, создатель народной педагогики, профессор, доктор педагогических наук, почетный гражданин Чувашии, новатор. Он доказал, что главный учитель - народ. С раннего детства надо воспитывать в ребенке совесть. Для этого народ создал тысячи потешек, колыбельных песен... Лит-ра: 1.Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары. 1989г.2.Волков Г.Н. Чувашская этнопедагогика, Чебоксары.2004г.Какие исследования можно провести на уроке.1.Детский фольклор (колыбельные песни, дразнилки, потешки...) Раздать карточки с текстами из детского фольклора, и ребята выписывают в столбик гласные звуки, а рядом пишут, какого цвета каждый звук. Посчитать, сколько красных звуков, желтых, темных... Затем сделать свои выводы. Хороших звуков намного больше, чем темных. Детский фольклор добрый, душевный.2. Загадки. Раздать карточки с текстами загадок. Учащиеся находят в них метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения, а также подсчитывают гласные звуки по цвету.^ Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (В этой загадке 8 гласных а, а звук а красного цвета. Кроме того, звук а считается хорошим звуком. Итак, арбуз красный, и большинство звуков красного цвета.^ Кругла, как шар, красна, как кровь, сладка, как мед. (Провести такое же исследование: здесь 9 гласных красных а: вишня тоже красного цвета). З.Частушки.Цель исследования: доказать, настоящая частушка или подделка? Авторская или народная? Признаки настоящей частушки такие: 1 .народная частушка почти всегда исполняется от лица одной девушки или одного парня. 2.А у самодеятельной частушки - мы: агитбригада, хор, группа. З.А у народной частушки тоже встречается «мы»: бедняки, новобранцы, жители одной деревни. 4.В частушке должна быть хотя бы одна яркая деталь, один образ ( метафора, эпитет…). 5.Если стечение согласных мешает петь, то эта частушка плохая. 6. Обратить внимание на строение предложений в частушке и на лексику: Наш колхоз все шириться, Строится домами. Приходите посмотреть, Убедитесь сами. 7.В частушках- подделках народ выглядит тупым, лживым… А народ их не пел. Но такие частушки звучали со сцены. Настоящая частушка озорная, правдивая, с живописным языком, нежная, насмешливая, соленая шутка, грустная.^ Итак, сегодня нужно научить учащихся отличать настоящие произведения искусства от подделок, подлинное народное искусство от авторского.^ Вопросык зачету по элективному курсу в 9 классе на тему «Литература и фольклор». 1.Как ты понимаешь стихотворение Межелайтиса «Дерево как человек»? Анализ этого произведения как движения бытия, об отдаче человеком жизненных сил. 2. Что такое жанровое древо? Расскажи все, что ты о нем знаешь. Значение этого древа для понимания искусства и человека. 3. Звук и его смысл в языке. Цвет гласных звуков и их роль в произведениях литературы. Приведи примеры из проанализированных тобою текстов. 4. Фольклор. Что ты знаешь о нем? Где и когда он появился? Кого называют фольклорис- том? Почему внезап