ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФКГОСНОО) 2004 год. Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе программы образовательной системы «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов(2007 год) допущенной Министерством образования РФ, авторской программы Н.А. Чураковой, утвержденной МО РФ (Москва, 2004 год) Уровень изучения материала – базовый, что соответствует лицензии. Программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 102 часа Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.^ Учебно-тематический план. № п/п Наименование темы (главы) Общее количество часов 1. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире 20 часов 2. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре 13 часов 3. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека 14 часов 4. Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас 11 часов 5. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота 9 часов 6. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения 7 часов 7. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда 14 часов 8. Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество 14 часов ^ КРУГ ЧТЕНИЯУстное народное творчество (19 часа)Мифологические сюжеты: индейцев майя, Древнего Египта, Древней Греции, древних славян.^ Русские народные волшебные сказки:«Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист-ясный сокол»*; «Семь Симеонов», «Каша из топора».^ Пословицы и поговорки:а) русские пословицы и поговорки (сборник В. Даля),б) пословицы и поговорки народов мира;с) литературные крылатые выражения.Былины:а) Киевского цикла: «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей — разбойник»;б) Новгородского цикла: «Садко».^ Классики русской литературы XVIII — первой половины XX в. (27часов)В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок), «Приход весны»;А. Пушкин «Тиха украинская ночь», отрывки из «Евгения Онегина»;^ М. Лермонтов «Парус», «Ветка Палестины», «На севере диком»;Ф. Тютчев «Песок сыпучий по колени…», «Как весел грохот…»;А. Фет «Это утро, радость эта», «Я жду…», «Соловьиное эхо…», «Я долго стоял неподвижно»;И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Еще и холоден и сыр…», «Полями пахнет…»;^ Н. Заболоцкий «Сентябрь»*, «Вечер на Оке»;К. Бальмонт «Трудно фее»*,С. Есенин «Топи да болота, синий плат небес»;В. Хлебников «Мне мало надо», «Кузнечик»;^ В. Маяковский «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям»;Б. Пастернак «Опять весна»*, «Осень. Сказочный чертог…»;А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»;^ А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении).Классики русской литературы второй половины XX в.:(26часа)С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации;^ Н. Рыленков «К Родине»;Н. Рубцов «Душа хранит», «Доволен я буквально всем», «Утро на море»*;В. Берестов «Морозный день», «Вот и ландыш отцвел», «Образец»;^ Н. Матвеева «В лощинах снег…»;Д. Самойлов «Красная осень»;В. Шефнер «Не привыкайте к чудесам»;А. Кушнер «Сирень»;В. Соколов «Сырые будни. Осени задворки…»;К. Некрасова «Весна»*;М. Яснов «До неба»;Б. Житков «Пудя»;К. Паустовский «Приключения жука-носорога»;Ю. Коваль «Орехьевна», «Лес, лес! Возьми мою глоть!»;И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Как мы ходили в театр», «Бедная Дарья Семеновна»;^ В. Голявкин «Оса»;В. Драгунский «Шарик в синем небе», «Девочка на шаре»;Л. Петрушевская «Нос»;Л. Улицкая «Капустное чудо», «Бумажная победа»;^ М. Вайсман «Шмыгимышь»;С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»; «Давно бы так, заяц»;Б. Сергуненков «Конь-мотылек».Зарубежная литература (30час)Древнегреческий «Гимн Природе»;^ Авторские волшебные сказки:Ш. Перро «Спящая красавица», «Рике с хохолком»;Бр. Гримм «Храбрый портной»*;Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева» (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении), «Огниво»*;^ С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках);А. Сент;Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках);Содержание тем учебного курса № Тема Содержание темы в соответствии с ФКГОС НОО Количество часов Что должны знать и уметь 1 Устное народное творчество Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств1. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. ^ Знать: основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;Уметь: различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); 2. Формирование общего представления о «мифе» Произведения устного народного творчества. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. ^ Характер героя, его поступки и их мотивы. Связь произведений литературы с другими видами искусств2. ^ Знать: основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;Уметь: различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко, подробно, выборочно 3 ^ Волшебная сказка. Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; ^ Характер героя, его поступки и их мотивы. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Знать: основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;Уметь: различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко, подробно, выборочно характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений 4. ^ Былина как эпический жанр (историческое повествование). Произведения устного народного творчества. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров ^ Знать: основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;Уметь:отличать народные произведения от авторских;приводить примеры произведений фольклора 5. Авторская сказка Произведения художественные. Различение жанров произведений: народная сказка; литературная сказка; Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. ^ Знать:названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; Уметь:читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко, подробно, выборочно;отличать народные произведения от авторских;находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения 6. Жизнь жанров фольклора во времени Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня ^ Знать: основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;Уметь:отличать народные произведения от авторских;приводить примеры произведений фольклора 7. Рассказ Различение жанров произведений: народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью ^ Знать:названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; Уметь:читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко, подробно, выборочно;отличать народные произведения от авторских;находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения. приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою; 8. Сказочная повесть Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. ^ Знать: основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;Уметь:отличать народные произведения от авторских;приводить примеры произведений фольклора;отличать народные произведения от авторских;приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);определять тему и главную мысль произведения; 9. Особенности поэзии Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Основные темы детского чтения: произведения о родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии). Декламация стихотворных произведений (чтение наизусть). ^ Знать:названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; Уметь: читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе; 10. Биография автора художественного произведения Произведения художественные, научно-попу-лярные. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Кры-лов, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Мая-ковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Знать:названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; названия 1–2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);Уметь:ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений. 11. Литература в контексте художественной культуры Детские периодические издания. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств Знать:названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; названия 1–2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);Уметь:ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе; определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям 12. Библиографическая культура Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Основные темы детского чтения: произведения о родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях. Знать:названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; названия 1–2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);Уметь:ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям; применения самостоятельного выбора книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему, составления сборников);самостоятельного чтения выбранных книг;высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений; 13. Умения и навыки чтения и говорения Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. ^ Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.Говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Декламация стихотворных произведений (чтение наизусть). Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; названия 1–2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);Уметь:читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения пересказывать текст кратко, подробно, выборочно;читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; ^ Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение» к концу четвертого года обученияУчащиеся должнызнать/ понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; названия 1–2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик); основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.уметь: читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко, подробно, выборочно; различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою; читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них; находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе; обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения; ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации); составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного выбора книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему, составления сборников); определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям); самостоятельного чтения выбранных книг; высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведенийКАЛЕНДАРНО - тематический план № урока Тема раздела. Тема урока. Содержание урока в соответствии с ФКГОС ^ Дата по плану Дата по факту 1.Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире. (20 часов) 1-2 Древние представления о Мировом дереве, соединяющем Верхний, Средний и Нижний миры.( уч. с.6-13) Умение работать с книгой. Справочно-энциклопедическая литература. Произведения научно-популярные. Осмысление цели чтения. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала). 3-4 Персей. Древнегреческое сказание.Поход в «Музейный Дом».(уч. с.13-20) Произведения устного народного творчества. Связь произведений с другими видами искусств: с живописными и музыкальными произведениями.Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героев. 5-6 Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трёхчастной композиции.Поход в «Музейный Дом».Письмо в клуб «Ключ и заря».(уч. с. 20-23, тет. З. №1) Связь произведений с другими видами искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному произведению) 7-8 Древние представления о животных – прародителях, знакомство с понятием ТОТЕМ (тотемное растение, тотемное животное).(уч. с.23-27) Произведения устного народного творчества. Справочно- энциклопедическая литература. 9-10 Особенности героя волшебной сказки.Поход в библиотеку (стр.31)(уч. с. 28-31, хр. С. 6-11) Герои произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. ^ Характер героя, его поступки и их мотивы. 11-12 Русская сказка «Сивка-Бурка». Магия числа. Помощь волшебного помощника.Поход в библиотеку (стр.38)(уч. с.31-40, тет. з.№2) Произведения устного народного творчества. Связь произведений с другими видами искусств: с живописными и музыкальными произведениями творчества. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. 13-14 Русская сказка «Крошечка - Хаврошечка».Особенности героини волшебной сказки. Тотемное животное. Тотемное растение.(уч.с41-45, тет. з №3) Произведения устного народного творчества. Справочно- энциклопедическая литература. Умение работать с книгой. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. 15-16 Х: Русская сказка «Финист – ясный сокол».Поход в библиотеку (стр.22, х.)Слушаем музыку (стр.22, х.)( хр. С.11-22) Произведения устного народного творчества. Связь произведений с другими видами искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Устное изложение текста по плану; 17 Чтение русской народной сказки «Морской царь и Василиса Премудрая» Произведения устного народного творчества. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. 18 Магия чисел. Волшебный мир и волшебные помощники в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» (уч.с45-51, тет. з. №4) Произведения устного народного творчества. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. 19 Чтение русской сказки «Иван – царевич и серый волк». Произведения устного народного творчества. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного творчества. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. 20 Башкирская сказка «Алтын –сака – золотая бабка».Обобщение по теме «Признаки волшебной сказки». Произведения устного народного творчества. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного творчества. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. ^ 2. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств.(13 часов) 21 Как возникли былины. Былинные персонажи: Илья Муромец, киевский князь Владимир.Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».Общие черты сказочного героя и героя былин.Поход в библиотеку (стр.63,64.)Поход в «Музейный Дом».( уч. с. 52-65, хр. С 45-56) Произведения устного народного творчества. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Герои произведения. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала). Связь произведений с другими видами искусств: с живописными и музыкальными произведениями 22 Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Произведения устного народного творчества. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Герои произведения. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала). Связь произведений с другими видами искусств: с живописными и музыкальными произведениями 23 Общие черты сказочного героя и героя былин.Поход в библиотеку (стр.63,64.)Поход в «Музейный Дом».( уч. с. 52-65, хр. С 45-56) Произведения устного народного творчества. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Герои произведения. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала). Связь произведений с другими видами искусств: с живописными и музыкальными произведениями 24 ^ Чтение былины «Садко».Поход в библиотеку (стр.70)Поход в «Музейный Дом».(уч. С. 65-71, тет. З.№5) Произведения устного народного творчества. Связь произведений с другими видами искусств: с живописными и музыкальными произведениями Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. 25 Былина «Садко» Поход в библиотеку (стр.70)Поход в «Музейный Дом».(уч. С. 65-71, тет. З.№5) Произведения устного народного творчества. Связь произведений с другими видами искусств: с живописными и музыкальными произведениями Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. 26 Авторская сказка. Г.Х.Андерсен «Русалочка»Отличие авторской сказки от народной. Героиня авторской волшебной сказки.Поход в библиотеку (стр.89.) Различие жанров произведений: народная сказка ,литературная сказка. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Пересказ текста. 27 Авторская сказка. Г.Х.Андерсен «Русалочка»Отличие авторской сказки от народной. Различие жанров произведений: народная сказка ,литературная сказка. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Пересказ текста. 28 Героиня авторской волшебной сказки.Поход в библиотеку (стр.89.) Различие жанров произведений: народная сказка ,литературная сказка. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Пересказ текста. 29 Х: Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».Чтение Произведения художественные. Произведения выдающихся представителей зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного (прослушанного произведения) 30 Х: Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».Мир чувств и переживаний героя.(хр. С.56 – 67, тет. з. № 7) Произведения художественные. Произведения выдающихся представителей зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного (прослушанного произведения) 31 Х: Г.Х.Андерсен «Снежная королева». История первая. История вторая Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Герои произведения. Связь произведений с другими видами искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. 32 Х: Г.Х.Андерсен «Снежная королева». История пятая Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Герои произведения. Связь произведений с другими видами искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. ,33 Х: Г.Х.Андерсен «Снежная королева».Отличие народной сказки от авторской Слушаем музыку Э.Грига «Впещере горного короля» (стр.91, х.)(хр. С. 67 – 91) Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Герои произведения. Связь произведений с другими видами искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. ^ 3. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека(14 часов) 34 В.Жуковский «Славянка».Поход в «Музейный Дом».(уч. с. 90-97) Произведения художественные. Произведения выдающихся представителей русской литературы: В.А.Жуковский. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений с другими видами искусств: с живописными и музыкальными произведениями . 35 В.Жуковский «Весеннее чувство».^ Д.Самойлов «Красная осень».Поход в «Музейный Дом».(уч. с97-102, тет з №8) Произведения выдающихся представителей русской литературы: В.А.Жуковский. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений с другими видами искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Произведения о природе. 36 ^ Д.Самойлов «Красная осень».Поход в «Музейный Дом».(уч. с97-102, тет з №8) Произведения выдающихся представителей русской литературы: В.А.Жуковский. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений с другими видами искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Произведения о природе. 37 ^ Н.Заболоцкий «Сентябрь», Поход в «Музейный Дом». М.Врубель «Жемчужина» 37-38 ^ Н.Заболоцкий «Оттепель». Звукопись.(уч. с.103-109, тет. з. №9-11) Произведения о природе. Выделение языковых средств худ. выразительности. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью 39 И.Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство».(уч. с. 110-113, тет. з.№12) Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. ^ Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии). Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. 40 В.Набоков «Обида». Чтение и работа по содержанию стр. 113 - 120 Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, главная мысль (идея), события, их последовательность. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) 41 В.Набоков «Обида». Чтение и работа по содержанию стр.120 -127 Поход в «Музейный Дом». Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, главная мысль (идея), события, их последовательность. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) 4