Реферат по предмету "Разное"


Автор: Куница М. Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии иднк, г. Ставрополь

Комплексная программа психологической помощи семьям с проблемами алкоголизма и наркомании.Автор: Куница М.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии ИДНК, г. Ставрополь.Данная программа разработана на основании многолетних теоретических исследований и практической работы с химически зависимыми их семьями. Нарастающие проблемы личности, связанные с болезнью алкоголизма или наркомании близкого человека, семейными деструкциями, разрушающими семью и отношения, приводящие к отчужденности и эмоциональной отстраненности всех в семье, часто приводят к кризисным психологическим состояниям, с которыми самостоятельно справиться не представляется возможным. Вся семья теряет веру в возможность улучшить жизнь, получить какую либо помощь в решении проблем и конфликтных ситуаций. В этом случае данная программа психологической помощи становится возможностью получения психологических знаний о проблемах химической зависимости и созависимости и осознания личных проблем, приобретения навыков понимания себя и окружающих для сохранения семьи и улучшения ее психологического климата путем личностных изменений и реконструкции семейных отношений. Теоретическими предпосылками для организации психологичес­кой поддержки и психологического сопровождения созависимых членов деструктивной семьи, на которые ориентирована программа, был подход, разрабатываемый в гуманис­тической психологии (А. Адлер, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм, Ф. Перлз и др.), а также основные идеи, развиваемые в отечественной психологической науке: субъектности личности, гуманизма, возможности конструктивных преобразовании личности в актах взаимодействия (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе, А.В. Петровский, В.А. Петровский, О.С.Гозман, А.Г. Асмолов). Также в нашей программе мы опирались на исследовательский и практический опыт отечественных психологов последнего деся­тилетия Абрамову Г.С., Асмолова А.Г., Власова О.Г., Волко­ва А.И., Гозмана О.С., Гришину Н.В., Дубровину И.В., Загрядскую Н.Н., Котову И.Б., Лилиенталя И.Е., Петровского В.А., Терсакову А.А. и других. Эти исследования показывают, что психологическая поддержка и сопровождение личности ста­новятся особенно востребованными в кризисных, травмирующих ситуациях, а также в наиболее ответственные для дальнейшей жизни периоды развития человека. В качестве принципов психологической помощи в нашей программе применены комплексность, опосредованность и индивидуализация содействия человеку (В.А. Иваников, А.А. Тюков); необходимость применения систем­ного и деятельностного подхода, предполагающего выбор средств и путей, постановку целей и проявление активности (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс); многообразие форм и мето­дов, экологичность, ориентацию на развитие, преемственность (связь с духовной культурой) и самоактивизацию оказывающую психологическую поддержку и сопровождение (Н.С. Пряжников); добровольность, ответственность и конфиденциальность (Т.П. Гаврилова). В качестве условий эффективности программы нами были определены системность и целенаправленность психологической поддержки и сопровождения; личностную ориентированность; направленность на персонализацию всех субъектов процесса (И.Е. Лилиенталь); степень изученности личности со стороны оказывающих помощь (Н.Н. Загрядская); учет социального контекста, культурной специфики, маргинальности (Т.П. Гаврилова). Данная программа ориентирована на две основные модели пси­хологической работы с семьей: модель «психологической поддержки» и модель «психологического сопровождения». Их можно рассматривать как закономерно взаимосвязанные модели психологической помощи, потому что их приоритеты определя­ются едиными законами развития психики человека. И та, и другая модели нацелены на успешность, полноценность развития детей в семье, воспитательного процесса, семейного взаимодействия, межличностных отношений. Одна - за счет работы со свершившимся неблагополучием, а другая - за счет создания ус­ловий, предотвращающих эти неблагополучия. Эффективность работы программы достигалась путем интеграции профессиональной деятельности специалистов практиков (психодиагноста, консультанта по проблемам зависимостей, психотерапевта, психиатра, нарколога) и различных психологических методов работы с деструктивными социальными связями. Экспериментальная программа строилась с учетом базовых теоретических концепций профилактики аддиктивного поведения: социально-конгитивной теории А. Бандуры и Р. Лазаруса; теории осмысленных действий и теории протекции мотивации Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского; теории жизненных навыков Д. Ботвина; теории альтернативной деятельности М.Е. Бруно; концепции социальной поддержки Moos R.H., Wills T.A.; системной теории Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса.Главными теоретическими подходами нашей программы является стратегический (Д. Хейли, К. Маданес, М. Сельвани-Палаззоли, П. Пэпп) и структурный (С. Минухин, Б. Монтальво, Б. Герни, Б. Розман, Г. Апонте, М. Вальтерс, С. Гринштейн) подходы семейного консультирования и коррекционной психологической работы.^ Цель программы:Целью программы является помощь в преодолении личностью созависимости в деструктивных семейных взаимоотношениях путем психологической переориентации личности и реконструирования функций семьи для нормализации жизнедеятельности всех ее членов.^ Задачи программы: - Дать психологические знания о проблемах зависимости и созависимости, их причинах и последствиях. - Сформировать представления о том, что поступки в результате нездоровых эмоциональных состояний одного могут стать причиной деструктивных действий всех членов семьи. - Помочь в осознании мотивов созависимого поведения (формирование мотивации на работу в программе, на понимание важности и сложности проблемы созависимости и химической зависимости). - Изменить локус контроля поступков с другого - на себя. - Произвести коррекцию эмоциональной сферы через осознание, и адекватное выражение собственных чувств, понимание влияния эмоционального состояния на отношения в семье. -Ознакомить с рациональными стилями жизни и эффективными стратегиями поведения. - Сформировать индивидуальную компетентность путем обучения личностным и социальным навыкам. - Помочь в упорядочивании социальных связей, приобретении навыков понимания себя и окружающих для достижения лучших взаимоотношений и гармонии с другими людьми. - Помочь в удовлетворении потребности в сфере физического и психического здоровья.Методы: В программе используются психологическое просвещение, индивидуальное психологическое консультирование, семейная психокоррекция, групповые и тренинговые занятия, группы самопомощи, альтернативная деятельность. ^ Стратегии программы: - Формирование мотивации на изменения поведения, включение в работу в программе. - Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные. - Осознание ценностей личности. - Изменение жизненного стиля. - Развитие коммуникативной социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков. - Формирование и развитие социально- поддерживающей сети.^ Психологические технологии: - Осознание личностных, экзистенциальных, духовно-нравственных ценностей. - Осознание личных целей и путей их достижения. - Осознание деструктивного поведения. - Формирование копинг-стратегий преодоления созависимых отношений. - Изменение жизненного стиля в целом. - Развитие коммуникативной и социальной компетентности. - Развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер. - Развитие личностных ресурсов. Одним из принципов положенных в основу опытно-экспериментальной программы является ее последовательность. Каждый этап подготавливает следующий, расширяется содержание и способы оказания психологической помощи, обеспечивая формирование реабилитационного пространства в виде сети доступных возможностей получения психологической поддержки и сопровождения (Рисунок №1). Выполнение программы предусматривает 3 этапа:Кризисный. Осуществляется диагностическое исследование с целью определения целей и сущности процесса оказания психологической помощи.Мотивационный. Исследуется мотивация на изменение деструктивных проявлений в семье, ведется работа по осознаванию личностью ее созависимых проявлений, проводится диагностика семейной системы, формируется желание изменить собственное поведение и конфликтную семейную ситуацию.Программа психологической помощи в преодолении созависимости вдеструктивной семьеПРЕОДОЛЕННИЕ СОЗАВИСИМОСТИ Реконструктивный этапМотивационный этапКризисный этапПсихологическая помощь деструктивной семьеИКЦСтавропольскоеобъединениепрактических психологов и психотерапевтовРеконструктивный. Проводится работа по коррекции созависимых черт характера, деструктивного поведения в семейном взаимодействии путем формирования коммуникативной социальной компетентности, мобилизации личностных ресурсов и обучения адаптивным копинг-навыам. Формируется и развивается социально-поддерживающая сеть в виде доступного и безопасного реабилитационного пространства. Психологическая работа с созависимой личностью включает в себя индивидуальное психологическое консультирование с целью исследования индивидуальных характеристик личности и взаимоотношений в семье, выявления главных личностных и семейных проблем. Это динамический процесс на протяжении всех этапов программы, обеспечивающий диагностические, коррекционные и профилактические задачи. Проведение первоначального этапа этого вида психологической помощи учитывает некоторые необходимые правила первичного консультирования. Психологу следует придерживаться следу­ющих правил: - Внимательно слушать то, что говорит клиент, чтобы прояснить беспокоящие его проблемы, а также создать клиенту условия для формулирования проблем как целей консультирования, упорядоченных по степени важ­ности. - Разъяснить клиенту, в чем суть процесса психологического консультирования. - Сформировать отношения доверия и взаимопони­мания с клиентом. - Начать процесс прояснения основных личностных проблем и выявления психологических трудностей клиента, связанных с деструктивными семейными взаимоотношениями. Основными в консультативной работе являются цели, поставленные клиентом, потому что их содержание отражает желаемые изменения. Цели клиента побуждают его к переменам, обусловливают мотивацию к измене­ниям.^ Формы и цели работы, а также содержание предполагаемых изменений созависимого поведения в семье на разных этапах Таблица №. Этапы Формы работы Цель Предполагаемые изменения 1 ИндивидуальноеконсультированиеСемейная психокоррекцияЛекции, беседы со специалистами Расширение осознания семейных проблем, центральных тем конфликтных отношений - Осознание разрушительности негативных эмоций, с изменением в поведении- Мотивация на принятие поддержки - Получены психологические знания о проблеме созависимости, причинах и последствиях- Оосознание мотивов своего созависимого поведения - Нормализация эмоциональной сферы через осознание, и адекватное выражение собственных чувств-Понимание влияния эмоционального состояния на отношения в семье -Осознание ведет к изменениям в самочувствии 2 Индивидуальное консультированиеСемейная психокоррекцияГрупповые и тренинговые занятия Формирование способности к доверительным отношениями, мотивации на работу в программе - Установлены доверительные отношений со специалистом, имеется желание изменится - Изменен локус контроля поступков химически зависимого на себя -Мотивация на личностный рост, на принятие поддержки от окружающих -Получены знаний о взаимоотношениях, построенных на доверии и понимании близких 3 Индивидуальное консультированиеГрупповые и тренинговые занятияГруппы самопомощиАльтернативная деятельность Перенос положительных результатов работы в семейные отношения - Осознание собственных стратегий поведения и ресурсов - Получены представления о том, что поступки в результате нездоровых эмоциональных состояний могут стать причиной срыва химически зависимого и деструктивных действий всех членов семьи- Переосмысление и модификации стратегий поведения и ресурсов - Усиление внутреннего контроля с целью обеспечения положительных результатов в семейном взаимодействии- Упорядочивание социальных связей- Приобретение навыков понимания себя и окружающих для достижения лучших взаимоотношений и гармонии с другими людьми З. Фрейд утверждал: «Первичная мотивирующая сила изменений — это страдание человека и проистекающее из этого страдания желание измениться». С точки зрения теории изменений, достижение целей является результатом взаимодействия нескольких факторов: работы по достижению целей, способности к изменениям, а также адекватности применения двух основных методов оказания психологической помощи — поддер­жки и сопровождения. Поддерживающие отношения с психологом являются основной движущей силой изменений. Психолог-консультант ставит цели, а также объясняет клиенту, в чем сущность процесса психологического консультирования (Таблица №). Затем, по мере того как сущность проблем клиента становится более понятной, они могут вместе начать работать над преодо­лением факторов, мешающих клиенту достичь постав­ленных целей. В консультировании членов семьи с проблемой созависимости важно понимание факторов, ведущих к улучшению состояния, среди которых: достижение осознавания наличия проблем в семье, достижения поддерживающих, помогающих отношений консультанта и клиента и усвоение положительных результатов с применением их в семейном взаимодействии. Психологическое консультирование охватывает всех членов семьи, которые имеют потребность в помощи по решению проблем эмоционального напряжения, взволнованности, критичной оценки поведения одного или нескольких членов семьи и сомнений по поводу общего благополучия в связи с проблемой в семье наркомании или алкоголизма. Существо индивидуального психологического консультирования на первом этапе состоит в следующем: Установив психологический контакт с созависимым членом семьи психолог старается получить данные о проблеме химической зависимости, ее^ Сущность и механизмы изменений в процессе консультирования на всех этапах работы программы Таблица № Этапы Содержание изменений Клиент Психолог 1 Расширение осознавания клиентом соб­ственных состояний, а также их взаимосвязи с ранее неосознаваемы­ми проблемами цен­тральной темы кон­фликтных отношений. Осознавание ведет к изменениям в симптомах и овладе­нию эмоциями, а также к неко­торым изменениям в личностных особенностях Через способность клиента осознать проблемы централь­ной темы конфликт­ных отношений, настойчиво работать над ними в отноше­ниях с психологом, и, таким образом, вывести на созна­тельный уровень роль значимых про­шлых отношений Через способность психолога поощрить клиента к выраже­нию своих чувств, до­стичь осознавания проблем клиентом и уси­ленно прорабатвать их. Пони­мание психологом тех прошлых взаимо­отношений клиента, которые оказыва­ют влияние на акту­альные отношения 2 Усиление у клиента чувства единения с психологом в борьбе за преодоление посто­янно возникающих са­моразрушительных проблем Через способность клиента форми­ровать помогающий альянс с психологом Через способность психолога стимули­ровать переживание клиентом помога­ющего альянса путем установления поддерживающих отношений 3 Повышение внутренне­го контроля в соответ­ствии с тем, что­бы обеспечить устой­чивость положитель­ных результатов психологической помощи Через способность клиента переносить положитель­ные результаты работы в отношения в семье, которая достига­ется с помощью про­работки проблемы Через способность психолога помочь клиенту переносить положительные результаты психологической помощи в семейные отношения характере, времени возникновения, особенностях протекания; поведения всех членов семьи; стиле жизни семьи; периода становления семьи; динамике семейных отношений; особенностей психологической семейной атмосферы. Психологом выясняются особенности душевных проблем, переживаний, чаяний, тревог, характерологических особенностей, эмоциональных реакций созависимого члена семьи. На основе полученной информации определяется, для кого из членов семьи химически зависимый является психотравмирующим фактором, а кто переносит деструктивное поведение относительно спокойно, устанавливается характер психогенной реакции созависимого члена семьи: Открытый - созависимый член семьи охотно, эмоционально рассказывает о своих семейных проблемах. Скрытый - небольшой по силе проявления эмоций, но его длительность приводит к стойким изменениям психической сферы. Острый – кризисное состояние, вызывающее нарушение сна, аппетита, невротических проявлений, в котором часто приходит понимание и признание созависимым, что он не справляется с жизнью и нуждается в психологической помощи и поддержке (И.С. Павлов).^ Способы оказания психологического воздействия в процессе консультирования достигается использованием психодинамических подходов: -Технологии экзистенциальных методов консультирования: ролевая игра, моделирование. -Когнитивно-поведенческое консультирование, логотерапия Франкла. -Психоаналитически-ориентированное консультирование с использованием техник: активного слушания, вчуствования, отреагирования чувств, проясняющих вопросов, прояснения ситуации, формирования запроса, заключения контракта с определением длительности работы. Личностно-ориентированный подход, используемый в консультировании членов деструктивной семьи заключается в переносе акцента с проблемы наркомании или алкоголизма члена семьи к проблеме личности каждого в этой семье. Содержание действий консультанта при проблеме созависимости и химической зависимости учитывает характер данной психологической проблемы. При консультировании принимается во внимание сопротивление работе. Используются техники работы с сопротивлением, агрессией, отрицанием наличия проблемы. В этом процессе важным является эмоциональный тон действий консультанта, который в зависимости от индивидуального характера клиента может принимать следующие формы: -Консультант-советчик; -Консультант-помошник; -Консультант-эксперт (Абрамова). С созависимыми членами семьи применяется взаимодействие с позиции «сверху» и с позиции «снизу», с учетом психологического состояния клиента на данный момент. Это важно в силу сформировавшихся деструкций и стереотипов клиента для достижения наибольшего консультативного контакта. Учитывается гиперответственность, гиперчуствительность клиента, имеющего проблемы созависимости, его высокая тревожность, чувство стыда и вины (Р.Кочунас). В работе с чувствами при формировании доверительных отношений учитывается склонность созависимых манипулировать и контролировать процесс. В этом случае применяются позиции взаимодействия «сверху». В случае острого кризиса психологического состояния клиента применяется позиция взаимодействия «снизу». Постепенно достигается формирование отношений «на равных» путем чередования экспрессивных и поддерживающих техник, как наиболее эффективных для изменений созависимой личности. Консультирование членов семьи при наличии в ней созависимого поведения включает в себя поддерживающие и экспрессивные техники (Таблица №). Экспрессивные техники интервенции и интерпритации на основании анализа чувств клиента, с целью обозначить данную проблему, планируются в соответствии с консультативными гипотезами, складывающимися в результате диагностики структуры личности, характерологических особенностей и степени психологической напряженности клиента. Для работы с чувствами применяют следующие методы:^ Техники, применяемые в консультировании Таблица №. Поддерживающие техники консультирования ^ Экспрессивные техники консультирования -отказ от советов -пассивное слушание -прояснение проблемы -принятие клиента -привязка тревоги к определенным стрессам -активное слушание с установлением безопасных границ -проговаривание контрастных чувственных состояний -нтерпретация примитивных защит -интерпретация в состоянии покоя -соответствующий материал контрпереноса -Ведение дневника чувств; -Отслеживание, проговаривание, осознавание собственных чувств; -Присваивание собственных чувств (часто клиенты проецируют свои негативные чувства на консультанта или близких людей); -Переключение с чувств близкого человека на свои собственные (так же часто не осознаются свои собственные чувства). Сложность в работе с чувствами заключается в том, что созависимые чаще всего живут чувствами других людей, несут неосознанную ответственность за то, как себя чувствуют другие люди. В ходе консультирования могут быть переносные реакции, направленные на консультанта в виде заботы о его настроении, его неудобствах, связанных с клиентом или процессом консультирования. Повышенная забота о консультанте, страх выражения гнева, раздражения или их неосознавание, не позволяет высказывать свое недовольство чем бы то ни было. Часто, при попытках консультанта обратить внимание на повышенную заботу со стороны клиента к нему - разочаровывают клиента, неспособного функционировать иначе, и повлечь за собой прекращение работы. Поэтому до момента сформированной мотивации консультации носят характер поддержки без оценок и интерпритаций. В дальнейшем консультативный процесс, в связи со специфическими психологическими особенностями личности, предполагает применение экспрессивных и поддерживающих техник в зависимости от состояния и индивидуальных характеристик. На первый взгляд может показаться, что родственники алкоголиков и наркоманов имеют психическую патологию, но на самом деле, отсутствие здравомыслия в моменты эмоциональных переживаний – это часто проявление компульсивности в связи с кризисом в семье, вызванным проблемой химической зависимости. Опыт работы показывает, что состояние созависимости переживается и проходит в результате семейных изменений, с решением проблем химической зависимости или в результате эффективной психологической помощи всем членам семьи. Почти все обращающиеся за помощью родственники химически зависимых на первой консультации говорят одну фразу: «Я схожу с ума!». Поэтому первым консультациям и началу работы с подобного рода проблемой следует подходить очень внимательно, проявлять некоторую повышенную заботу и поддержку человеку в состоянии горя. В таких случаях используются техники работы с людьми в кризисных состояниях, предложенные такими авторами как Василюк Ф.Е., Горностай П.П., Кочунас Р.А., Мэй Р., Папуш М., Сатир В., Хагс С., Харин С., Цапкин В., и др. Чередование поддержки и включености психолога в процесс консультирования зависит от состояния клиента в определенные периоды времени. Важно, чтобы поддерживающие методы не занимали место экспрессивных, а это в свою очередь не ограничивало развитие клиента. Данный подход необходим для того, чтобы: - Показать клиенту, что быть недовольным деструктивным поведением близкого человека – это нормально; - Помочь осознать, что быть безупречным во всем и всегда не обязательно и невозможно и т.п. В связи с этим, обсуждение приемлемых и неприемлемых для клиента способов обозначения своих границ в отношениях с другими людьми является следующим шагом в консультативной работе, помогающей переместить локус контроля с чувств и действий других людей на свои собственные. Целью такой работы является: донести до клиента важность своих чувств в жизни и во взаимоотношениях с другими людьми; выяснить, как игнорирование чувств мешает строить плодотворные отношения; побудить клиента к дальнейшей работе с собственными чувствами в связи с пониманием вреда их игнорирования. Склонность созависимых контролировать всех, с кем вступают в отношения, требует так же внимания специалиста. Необходимость интерпритаций замечаний клиента по поводу ведения консультаций, направленных на выявление тревоги, страха несоответствия, стремления подавлять, руководить процессом, держать ход событий под контролем, являются важной частью консультирования созависимой личности. Просьба высказать свои чувства по поводу работы с психологом, проведения консультаций – часть в достижении рабочего альянса. Этим самым специалист показывает, что ему можно доверять свои совершенно различные чувства по отношению к нему и это не меняет отношение к клиенту. Недоверие – это характерная черта созависимой личности, требующая серьезной и длительной проработки, заключающейся в исследовании чувств и осознавании психологических защит (отрицания, гнева, страха, гиперответственности, тревожности). В процессе консультирования ведется работа с примитивными защитами (изоляция, идеализация (и обесценивание), проекция, интроекция и проективная идентификация) и исследование вторичных защит (репрессия (вытеснение, регрессия, изоляция, интеллектуализация, рационализация, морализация, поворот против себя, смещение, реактивное образование, реверсия, идентификация, отреагирование, сексуализация, сублимация). При включении в работу по программе преодоления созависимых отношений с формированием психологического запроса учитывается необходимость работы с мотивацией на позитивное изменение и развитие на всех этапах и стадиях жизни человека, а тем более с наличием семейных проблем. Мотивация созависимых членов семьи чаще всего связана со стремлением получить некую информацию от психолога. Ожидания, что его усилия будут направлены, прежде всего, на изменение близких, отсутствует заинтересованность в работе над собой (Сирота) В таких случаях важным является донесение до клиента представления о семье, как о системе, которая может быть как способствующей нормализации отношений и здоровья, так и препятствием к позитивным изменениям всех членов семьи. В случаях отрицания наличия семейных проблем предлагается написание дневника чувств, проводится работа с невысказанными чувствами. Например, написание сочинений на тему « «Как все начиналось?»; « Рассказ о своей жизни»; « «История семейной жизни» и т.д.(Приложение) Компоненты мотивации могут быть определены и измерены современными психодиагностическими методами. Согласно принципам психоаналитичекой работы по М. Вильямс, невозможно построить консультативную работу без представлений о структуре личности клиента. Важная роль уделяется диагностической формули­ровке, принципиально важному выбору общения, тону интерпретаций, фокусу первоначальных бесед, установлению эмпатии, предотвращению уклонения от участия в работе.Диагностика в индивидуальном психологическом консультировании с применением методов наблюдения, анализа и тестовых методик и опросников позволяет выявить степень эмоциональной зависимости, стрессоустойчивости, тревожности, агрессивности, ригидности, фрустрированности; характер психологических защит; выраженность установок; направленность; мотивацию; нарушения в аффективной сфере; проявления компульсивности. Выявляются компоненты профиля созависимости: отрицание наличия личностных и семейных проблем; затрудненность в вербализации своих состояний; избегание разговоров о проблемах; неосознавание своих потребностей; зависимость от мнения окружающих; тотальный контроль; неспособность идентифицировать свои чувства; болезненная эмоциональная восприимчи­вость; защитные функции в аспекте семейного взаимодействия; травматическое восприятие реальности; степень удовлетворенности в семейной жизни; степень самой потребности в семье (ее объема, глубины, адекватности), следовательно, ста­бильности семьи. В оказании психологической помощи созависимой личности диагностический подход, является основным критерием, определяющим цели и методы проведения психологической работы. Диагностический набор методик представленный в данном исследовании помогает наиболее широко и разносторонне исследовать характеритики созависимости и ее влияние на семейные взаимоотношения и является дополняющим диагностику индивидуального консультрования, семейной психокоррекции и групповой работы, имеющих компонент психологического воздействия. Диагностический процесс в консультировании длится до тех пор до тех пор, пока не будут установлены доверительные отношения с консультантом и клиент будет способен сам говорить о своих проблемах без конфронтирующих и структурирующих вопросов. При диагностике мотивации на изменение созависимого члена семьи следует учитывать динамический характер этого процесса, во многом зависящем от состояния химически зависимого члена семьи. Как правило, во время ремиссий химически зависимого члена семьи его родные утрачивают желание участвовать в программе по преодолению созависимости в связи с недостаточностью представлений о химической зависимости и созависимости. Ведущим в формировании мотивации на изменение является внутренне побуждение, во многом зависящее от профессионализма психолога на первом кризисном этапе работы по осознаванию личных проблем и от уровня выполнения просветительской работы по проблемам созависимости и химической зависимости. Мотивация меняется в результате влияния врача, психолога, социальной среды. Цель психологической работы с мотивацией – укрепить ее в позитивном направлении. Мотивационный и диагностический этапы работы характеризуются, как успешные в связи с достижением эмоционального катарсиса, случаями регрессии при условии продолжения работы клиентом, отмеченных улучшений самочувствия клиента, снятия напряжения, желания работать. В случаях отрицания наличия поблеем созависимости и отказом от работы в программе, изменение мотивации происходит в ходе работы в группах самопомощи, в процессе проведения родительских сессий, а так же путем антиалкогольной и антинаркотической пропаганды различными учреждениями, средствами массовой информации, волонтерской и добровольческой работы, проводимой среди молодежи. Следующим методом, используемым в нашей программе, является семейная психологическая коррекция, основанная на более длительном диагностическом исследовании созависимой личности и включении в работу других членов семьи. Этот вид работы с созависимостью применяется реже, чем индивидуальное психологическое консультирование в связи с сопротивлением членов семьи изменениям и отсутствием мотивации на работу с психологом у близких созависимой личности. Инструкции, данные психологом и расходящиеся с представлениями родственников созависимой личности – хороший способ в решении проблемы сопротивления в оказании воздействия на близких созависимого. Когда удается привлечь в работу родственников, семейная психологическая коррекция направляется на определение четких стратегий эффективного поведения у каждого в семье. В силу неспособности самостоятельного выбора членами такой семьи стратегий поведения, нормализующих отношения из-за сложившихся семейных стереотипов, наиболее эффективной является помощь психолога в выборе новых стилей общения и взаимоотношений. Выработка эффективных стратегий поведения путем открытого выражения чувств и обучения строить границы в межличностных отношениях осуществляется методами разработанными Дж. Хейли, Уйхолдом,. В данном случае клиент не только снабжается чис­той информацией, а получает возможность добиваться адекватного поведения в семье, фор­мировать нужные тенденции и установки. Психологическая работа с семьей предполагает: -диагностику и коррекцию супружеских отношений; -профилактику супружеских конфликтов; -диагностику и коррекцию детско-родительских отношений; -профилактику неправильного воспитания детей. Диагностический процесс семейной психокоррекции включает в себя исследование психологического климата семьи, доминирующих эмоциональных процессов и требует знания того, какие именно эмоциональные, интеллектуальные и волевые взаимодействия и взаимовлияния существуют между членами семьи, а так же знание диапазона чувств, питаемых ими друг к другу, оттенков, нюансов этих чувств. Важными являются представления, в какой мере во взаимоотношениях присутствует чуткость, внимание, нежность уважение, доброжелательность. Необходимо учитывать не только объективную картину взаимоотношений, но и форму, в которой они реализуются. Психологический климат семьи зависит от того, кто является лидером, инициатором, организатором эмоциональных состояний, настроений и как к этому лидерству относятся другие. Важен учет потребности и удовлетворения эмоционального общения; ущемления престижных функций каждого; удовлетворенность чувств значимости и важности; характера связей с микро


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.