Реферат по предмету "Разное"


Автореферат диссертации на соискание ученой

На правах рукописиЦАРЁВ Алексей СергеевичПодготовка студентов туристских ВУЗов к разработке и реализации программ активного туризма13.00.08 – теория и методика профессионального образованияАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наукМосква 2011Диссертация выполнена на кафедре педагогики и психологии Российской международной академии туризма.Научный руководитель – доктор педагогических наук^ Давыдова Галина Ивановна.Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессорКвартальнов Андрей Вячеславович; кандидат педагогических наук, доцент^ Дрогов Игорь Алексеевич.Ведущая организация: Российский государственный социальный университет.Защита состоится «____» _______ 2011 года в ______ на заседании диссертационного совета Д 311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: Октябрьская улица, 10, микрорайон Сходня, г. Химки Московской области, 141420, зал диссертационного совета.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской международной академии туризма: Горького улица, 7, микрорайон Сходня, г. Химки Московской области, 141420, читальный зал.Автореферат разослан «___» __________ 2011 г. и размещен на сайте РМАТ www.rmat.ruУченый секретарьдиссертационного совета В.Ю. Питюков^ Общая характеристика работы Актуальность исследования. В связи с увеличением доли и значения туризма в российской экономике возрастает необходимость научного осмысления и обоснования процессов, происходящих в туристской сфере, создания стройной системы подготовки туристских кадров международного уровня на основе непрерывного профессионального туристского образования1. Темпы развития туристской индустрии предъявляют постоянно растущие требования к учебным заведениям, готовящим профессиональные кадры для работы в туризме. Ежегодные выпуски туристских вузов на рынок труда дипломированных специалистов повышают конкуренцию при трудоустройстве и повышают требования работодателей к уровню профессиональной подготовки выпускников. Существенное изменение инфраструктуры туризма и характера взаимосвязи организованного отдыха населения с процессами рекреации и путешествий выдвинуло новые требования к содержанию профессиональной подготовки менеджеров туризма, обусловило акцент на специфических требования к личностным характеристикам специалистов (Г.И. Давыдова, В.И. Жолдак, Г.И. Зорина, В.А. Квартальнов, В.А. Кальней, В.Г. Камалетдинов, А.Ю. Лапин и др.). В последнее время российский рынок туристских услуг демонстрирует рост спроса на активный туристский продукт, наблюдается ощутимый интерес на восхождения, трекинги, сплавы. Понятие активный туризм было введено в 2000 году И.В. Зориным и В.А. Квартальновым: «Активный туризм – это рекреационные занятия с использованием активных способов передвижения»2. Таким образом, данное определение объединяет собой современные направления туризма, использующие физическую активность, такие как спортивно-оздоровительный, спортивный, приключенческий, экологический, экстремальный и др. Развитие спроса определяет собой потребность в специалистах, подготовленных к разработке, планированию, организации и осуществлению соответствующих туристских программ. За рубежом подготовка специалистов активного туризма не ориентирована на Российский туристский рынок, так как рассчитана на дорогостоящую подготовку кадров для сложных туров без учета необходимости подготовки кадров для программ нижнего и среднего ценового сегмента, особенностей и традиций развития активных форм туризма на постсоветском пространстве. Обзор научной литературы показывает, что достаточное количество исследований посвящено теории и методике подготовки специалистов для активного туризма, вместе с тем эти материалы в большинстве своем написаны для системы подготовки инструкторов в самодеятельном туризме в 80-е годы в СССР. Существует ряд работ, в которых затрагиваются проблемы подготовки туристов и туристских инструкторов, однако коммерческие формы активного туризма в исследованиях тогда не были представлены.Противоречие, возникшее между возрастающим спросом на рынке туристских услуг в туристских программах в сфере активного туризма, с одной стороны, и отсутствие в теории и методике профессионального туристского образования специальных разделов, раскрывающих содержание и технологию подготовки специалистов, разрабатывающих программы активного туризма, определили проблему нашего исследования: это содержание, методическое обеспечение и практическая апробация подготовки специалистов активного туризма к разработке и реализации программ активного туризма в профессиональном образовательном учреждении туристского профиля.^ Цель исследования состоит в обосновании и апробации современных образовательных технологий и стратегий дополнительной профессиональной подготовки студентов по активному туризму.^ Объект исследования – дополнительная профессиональная подготовка студентов туристского ВУЗа.Предмет исследования – дополнительная профессиональная подготовка студентов туристского вуза к разработке и реализации программ активного туризма.^ Гипотеза исследования основывается на том, что дополнительная профессиональная подготовка студентов туристского вуза к разработке и реализации программ активного туризма будет соответствовать современным требованиям к специалистам туристского профиля, если: - активный туризм понимается как направление профессиональной деятельности в сфере туризма, связанное с организацией досуга клиентов, планированием маршрутов, обслуживанием и обучением туристов адекватному поведению и деятельности во время отдыха на маршрутах; - модель дополнительной подготовки студентов к разработке и реализации программ по активному туризму базируется на системе многоуровневого комплексного формирования специфических для данного вида деятельности способностей, включающей в себя следующие компоненты: личностно-профессиональная подготовка, деятельностно-практическая подготовка, проектно-когнитивная подготовка; - методическое обеспечение дополнительной профессиональной подготовки по активному туризму представляет собой: структурно-функциональный образовательный комплекс определенных форм и методов организации различных уровней учебно-познавательной деятельности (личностно-профессиональный, деятельностно-практический, проектно-когнитивный) и ожидаемых промежуточных результатов для достижения дидактических целей, выступающих достаточными для приобретения и усвоения необходимых навыков; - профессионально-квалификационные требования к подготовке специалистов по активному туризму включают личностно-профессиональный, деятельностно-практический и проектно-когнитивный уровни подготовки.^ Задачи исследования: Выявить тенденции развития активного туризма, как самостоятельной единицы туристской индустрии и профессиональной деятельности. Определить современные направления развития дополнительной профессиональной подготовки студентов по активному туризму. Разработать и провести опытно-экспериментальную проверку модели дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза к разработке и реализации программ активного туризма. Разработать методическое обеспечение дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза к разработке и реализации программ активного туризма. Выявить профессионально-квалификационные требования к специалисту, осуществляющему организацию деятельности в активном туризме, разработке и реализации программ активного туризма.^ Методологическую основу исследования составляют фундаментальные исследования особенностей обучения студентов в системе дополнительного образования и программно-методической основы учебной деятельности (В.И. Жолдак, В.М. Игуменов, И.Д. Свищев, В.Д. Чепик); по вопросам профессиональной подготовки специалистов активного туризма (К.В. Бардин, И.В. Васильев, П.П. Захаров, А.А. Остапец-Свешников, Ю.А. Штюрмер); по вопросам профессионального туристского образования (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, Ю.С. Константинов, А.И. Сесёлкин и др.); по вопросам и личностно-деятельностного подходов к обучению (И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); по общим принципам обучения (Ю.К. Бабанский; В.В. Давыдов, Г.И. Давыдова, В.С. Леднев, Н.Ф. Талызина и др.); по профессиональной педагогике (М.Я. Виленский, П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.А. Кальней, А.М. Новиков, А.А. Остапец-Свешников, и др.); по вопросам техники и тактики туризма и смежных видов спорта (И.Е. Востоков, П.П. Захаров, А.В. Квартальнов); педагогические исследования по проблемам формирования содержания профессионального образования и психологии поведения (Л.С. Выготский, А.М. Новиков, С.Л. Рубинштейн, и др.); законодательные и нормативные документы по вопросам высшего и дополнительного профессионального образования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования применялись методы анализа педагогической и специальной профессиональной литературы, интернет-сайтов по активному туризму, альпинизму, сайтов операторов активных туров; анкетирования выпускников Западно-Подмосковного института туризма - филиала РМАТ, руководителей и членов туристских объединений Москвы и Московской области; эмпирические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, рейтинг, лабораторный формирующий эксперимент) и праксиметрические методы (изучение и обобщение опыта работы педагогов и студентов в процессе дополнительной и вузовской подготовки, контент-анализ социокультурных проектов студентов), диагностические методы (тестирование, обобщение независимых характеристик, биографический метод), статистические методы обработки данных. ^ Опытно-экспериментальной базой выступили: Западно-Подмосковный институт туризма (ЗПИТ) - филиал РМАТ, Центр активного туризма «Департамент туризма – Межрегиональный кооперативный туристский альянс», Станция детского и юношеского туризма Истринского района Московской области, мероприятия Московского областного отделения всероссийского общественного движения «Школа безопасности», участники движения «Юный спасатель», благотворительный фонд «Детская больница», участники проектов подготовленных кафедрой спортивно-оздоровительного и экстремального туризма. Исследованием охвачено более 600 участников, в том числе обучаемых на кафедре спортивно-оздоровительного и экстремального туризма, участники проводимых туров, соревнований и лагерей, преподаватели вузов. Исследование проводилось в несколько этапов:^ Первый этап (2003-2004 гг.) - анализ и обобщение деятельности образовательных учреждений по подготовке специалистов в сфере активного туризма в ВУЗах, анализ педагогической, специальной литературы и личного опыта, формулирование проблемы и научного аппарата исследования.^ Второй этап (2004-2006 гг.) проведение опытно-экспериментальной работы, первичный анализ и обобщение полученных результатов, формирование кафедры спортивно-оздоровительного и экстремального туризма в Западно-Подмосковном институте туризма (ЗПИТ) с целью подготовки специалистов в различных направлениях активного туризма, разработка модели дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза по активному туризму; подготовка методических рекомендаций.^ Третий этап (2006-2010 гг.) состоял в оценке и контроле функционирования кафедры спортивно-оздоровительного и экстремального туризма в Западно-Подмосковном институте туризма (ЗПИТ) - филиале РМАТ как образовательной структуры вуза. Реализация концепции функционирования кафедры спортивно-оздоровительного туризма по выработанным параметрам, заложенным в модели, оценка выпускников, как специалистов активного туризма; подведение итогов работы, обработка экспериментальных данных, уточнение выводов, корректировка ранее предложенных материалов и их апробации в педагогической практике, оформление текста диссертации.^ Научная новизна исследования: Выявлены тенденции развития активного туризма, как самостоятельной единицы туристской индустрии и профессиональной деятельности, содержанием которых являются: увеличение социальной значимости активных форм туризма; увеличение спроса на специализированные программы активных направлений; централизация разработки содержания и кадрового обеспечения активных программ; направленные действия государственных структур в области популяризации Российских туристских регионов. Определены современные направления развития дополнительной профессиональной подготовки студентов по активному туризму, заключающиеся в организации и проведении массовых мероприятий в сфере активного туризма для широких слоев населения, разработке и реализации программ активного туризма. 2. Разработана и экспериментально проверена модель дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза к разработке и реализации программ активного туризма, включающая в себя содержание (личностно-профессиональная подготовка, деятельностно-практическая подготовка, проектно-когнитивная подготовка), формы (аудиторные, внеаудиторные, индивидуальные, групповые), методы (наблюдение, беседа, стимулирование, моделирование, соревнование, проектирование), педагогические условия и профессионально-квалификационые требования. Педагогические условия включают: профессионально и личностно ориентированное содержание образования, методическое сопровождение подготовки по активному туризму, реализация принципов рефлексивного диалога, таких, как: принцип рефлексивно-психологической поддержки, принцип со-бытийности, принцип системности, принцип самоэффективности, совместной деятельности студентов, направленной на анализ, разработку и реализацию активных туров и программ. 3. Разработано и экспериментально проверено методическое обеспечение дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза к разработке и реализации программ активного туризма: комплекс учебно-методических материалов по активному туризму («Активный туризм» и, «Спортивно-оздоровительный туризм»), включающий рекомендации для самостоятельной работы студентов, а также методические рекомендации для преподавателей, программы элективных курсов по активному туризму: практико-инструкторское направление и административно-организаторское направление в активном туризме, материалы проектов активных туристских программ: «Пещерные города Крыма», «Студенческое Приэльбрусье», «Приэльбрусье летом», «Беломорье», материалы сертификационных курсов дополнительной профессиональной подготовки менеджеров туризма по видам активного туризма, совокупность оценочно-контрольных материалов для определения уровня подготовки студентов. 4. Выявлены профессионально-квалификационные требования к специалисту, осуществляющему организацию деятельности в активном туризме, а именно: личностно-профессиональные (коммуникативные качества, культура речи, способность настроить туристов на реализацию своих целей, хорошие демонстративные способности, физическая выносливость, лидерские качества, способность оказать психологическую помощь и поддержку, прогнозировать и преодолевать конфликт), деятельностно-практические, связанные с освоением культурологических особенностей российских и зарубежных регионов активного туризма, психолого-педагогических аспектов поведения и правил безопасности туристов на маршрутах и активных мероприятиях, технических приемов активного туризма и оказания первой медицинской помощи; проектно-когнитивные, связанные со способностью к разработке и реализации программ активного туризма, основанные на интегральном опыте практического и теоретического действования, овладении содержанием общеобразовательного, профилирующего и специализированного комплекса.^ Теоретическая значимость исследования: Выявлена и содержательно раскрыта творческая (проектно-когнитивная) составляющая дополнительной профессиональной подготовки студентов, предполагающая формирование определенных способов отношения к знанию, то есть наличие субъектов-«потребителей» этого знания, способных к проектированию и реализации идей и технологий профессиональной деятельности, что вносит определенный вклад в развитие теории профессионального туристского образования.^ Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны, экспериментально проверены и внедрены в практику дополнительной профессиональной подготовки Западно-Подмосковного института туризма - филиала РМАТ учебные программы элективных курсов по активному туризму: практико-инструкторское направление и административно-организаторское направление в активном туризме. Материалы исследования положены в основу сертификационных курсов дополнительной профессиональной подготовки менеджеров туризма по видам активного туризма. Разработан и выпущен на реализацию ряд проектов туристских активных программ «Пещерные города Крыма», «Студенческое Приэльбрусье», «Приэльбрусье летом», «Беломорье» и др. ^ На защиту выносятся следующие положения: Тенденциями развития активного туризма, как самостоятельной единицы туристской индустрии и профессиональной деятельности являются: увеличение социальной значимости активных форм туризма; увеличение спроса на специализированные программы активных направлений; централизация разработки содержания и кадрового обеспечения активных программ; направленные действиях государственных структур в области популяризации Российских туристских регионов. Современными направлениями развития дополнительной профессиональной подготовки студентов по активному туризму являются: организация и проведение массовых мероприятий в сфере активного туризма для широких слоев населения, разработка и реализация программ активного туризма. Системное представление процесса и результата дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза к разработке и реализации программ активного туризма в виде модели, включающей цель, содержание (личностно-профессиональная подготовка, деятельностно-практическая подготовка, проектно-когнитивная подготовка), формы (аудиторные, внеаудиторные, индивидуальные, групповые) и методы (праксиметрические, проектные, психодиагностические, стимулирования, рефлексивно-диалогические, активные) подготовки, профессионально-квалификационные требования соответствующие содержанию подготовки, педагогические условия её реализации (профессионально и личностно ориентированное содержание образования, методическое сопровождение подготовки по активному туризму, реализация принципов рефлексивного диалога, таких, как: принцип рефлексивно-диалогической поддержки, принцип со-бытийности, принцип системности, принцип самоэффективности; совместная деятельность студентов, направленная на анализ, разработку и реализацию активных туров и программ). Методическое обеспечение курса «Активный туризм», включающее комплекс психолого-педагогических технологий, учебных программ по активному туризму «Активный туризм», «Спортивно-оздоровительный туризм», элективных курсов, дидактические материалы для студентов, методические рекомендации для преподавателей курса, а также совокупность оценочно-контрольных материалов, позволяет реализовать в полном объеме программу дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза к разработке и реализации программ активного туризма. Профессионально-квалификационные требования к специалисту, осуществляющему организацию деятельности в активном туризме: проектно-когнитивные требования (содержание общеобразовательного, профилирующего, специализированного комплекса, знание российских и зарубежных регионов активного туризма, психолого-педагогических аспектов поведения туристов на маршрутах и активных мероприятиях, правила безопасности активных форм туризма, знание аспектов разработки активного тура); деятельностно-практические требования (организация и проведение программ активного туризма, безопасное владение техническими приемами активного туризма, оказание первой медицинской помощи); личностно-профессиональные (коммуникативные качества, культура речи, способность настроить туристов на реализацию своих целей, хорошие демонстративные способности, физическая выносливость, лидерские качества, способность оказать психологическую помощь и поддержку, прогнозировать и преодолевать конфликт).^ Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-методических советах, кафедре спортивно-оздоровительного туризма ЗПИТ – филиала РМАТ, кафедре управления персоналом, социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин ЗПИТ – филиала РМАТ, кафедре психологии и педагогики РМАТ; на конференциях: VIII и IX межрегиональной научно-практической конференции «Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий» (г. Томск, 2008, 2009 гг.); «Проблемы и перспективы подготовки кадров в области спортивно-оздоровительного и экстремального туризма» ЗПИТ – филиал РМАТ (п. Большие Вязёмы, 2005, 2007, 2009 гг.). Результаты исследования нашли свое отражение в главе монографии «Физическая культура для студентов туристского вуза».^ Достоверность и качество полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положений исследования, использованием комплекса научных методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; разнообразием источников информации; сочетанием количественного и качественного анализа; использованием методов статистической проверки достоверности результатов с помощью критериев В.И. Романовского и χ2 (табл. 2, табл.3) и критерия Фишера (табл. 4, табл.5), положительными результатами опытно-экспериментальной работы, которые в совокупности обнаруживают свою эффективность и широко используются в образовательном процессе Западно-Подмосковного института туризма – филиала Российской Международной Академии туризма, участием экспертной группы специалистов, а также многолетним опытом автора диссертации в практической реализации подготовки специалистов по активному туризму в высшей школе.^ Основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Во «Введении» обосновывается актуальность темы исследования, проблема, цель, предмет, задачи и гипотеза исследования, определены объект и предмет исследования. Сформулирована научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость, описаны основные положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретическое обоснование дополнительной подготовки студентов туристского вуза по активному туризму» рассмотрены место и роль активного туризма в туристской индустрии; психолого-педагогическая характеристика подготовки студентов туристского вуза в процессе дополнительного профессионального образования; проанализированы современные технологии подготовки организаторов и инструкторов активного туризма в России и за рубежом; определены понятия «активный туризм», «специалист по активному туризму», активный туризм рассмотрен, как направление индустрии туризма. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года отмечается невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за дефицита квалифицированных кадров. Подчеркивается необходимость корректировка существующих и создание новых образовательных стандартов, отвечающих потребностям индустрии и значительно расширяющих объем специализированных дисциплин и практических занятий. Важное место отводится обучению профессиональных и общественных кадров специализированного туризма, в том числе различных активных форм туризма. Процесс обучения таких специалистов, обусловлен спецификой организационной и педагогической деятельности организаторов и инструкторов туризма и методикой проведения путешествий, походов и активных программ. В современных условиях данный подход все больше находит отражение в создаваемых некоммерческих спортивно-патриотических организациях и клубах. Активный туризм в своих спортивных проявлениях - это общенациональный вид спорта в России, отражающий национальные традиции России. Спортивным туризмом в России занимаются около 3 млн. человек. Путешествие миллионов туристов на различные спортивные игры, соревнования, популярность активного отдыха стимулируют развитие туристско-спортивного оперейтинга. Традиционно сложившийся подход определяет активный туризм, как деятельность, связанную с видом спорта «спортивный туризм». В нашем исследовании активный туризм понимается не только как вид спортивной деятельности, как вид отдыха, но и как направление профессиональной деятельности в сфере туризма, связанной с организацией досуга, планированием маршрутов, обслуживанием и обучением туристов безопасному, адекватному поведению и активной деятельности во время участия в активных туристских программах. В сложившейся ситуации актуализируется проблема подготовки специалистов, способных предоставлять различные виды услуг активного туризма на профессиональном, социально-культурном и педагогическом уровне. В связи с увеличением туристских активных услуг, представляемых на реализацию туроператорами, значительную востребованность из кадровых ресурсов на туристском рынке получают менеджеры туристско-спортивного оперейтинга по активному туризму. Различные формы активного туризма в России имеют давние традиции и опыт, являются самобытным национальным видом деятельности, имеющим высокое социальное значение, признаваемое на государственном уровне. Но следует заметить, что в системе образования сегодня отсутствует единый взгляд на данную проблему и образовательные программы, для подготовки специалистов. Туристская деятельность рассматривается нами как важнейшее звено системы обучения и воспитания, ставшее одним из главнейших направлений организации полноценного отдыха и укрепления здоровья, расширения кругозора, патриотического и интернационального воспитания граждан России, а в конечном счете - формирования всесторонне развитой личности. Анализ научно-педагогической литературы, практического опыта деятельности в активном туризме и в дополнительном профессиональном образовании дает понимание, что профессиональная подготовка специалистов по активному туризму не входит в программу высшего образования, существующего в рамках государственного образовательного стандарта, а является дополнением базового образования, включающего в себя: повышение квалификации, профессиональную переподготовку, получение дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. В Московском регионе существуют различные курсы подготовки организаторского и инструкторского состава специалистов для различных видов активного туризма, которые в основном ведут свою деятельность при туроператорских компаниях активного туризма, туристских клубах, самодеятельных, общественных объединениях туристов. Их состав, продолжительность и стоимость зависит от квалификации инструкторского состава, наличия и географии учебно-тренировочных выходов. На этом фоне сегодня практически отсутствуют образовательные учреждения, занимающиеся профессиональной подготовкой специалистов для активного туризма на уровне государственной сертификации. Отсутствуют комплексы программ, позволяющие получить знания, умения и навыки в педагогической деятельности по активному туризму с широкой практикой, освоить профессию как вид сервиса в индустрии отдыха, но современные условия стимулируют производителей активного туризма расширять спектр предлагаемых услуг. В этих условиях очевидно, что для адаптации туристского обслуживания к изменяющимся требованиям потребителей дополнительная профессиональная подготовка специалистов по активному туризму, инструкторов-проводников должна быть непрерывной, включающей довузовскую, вузовскую и послевузовскую подготовку. Анализируя, зарубежный опыт профессиональной подготовки кадров для активных форм туризма, нами сформулированы следующие выводы: 1. Учебные программы зарубежных организаций по подготовке специалистов для активных форм туризма не ориентированы на Российский туристский рынок, так как рассчитаны на дорогостоящую подготовку специалистов для сложных путешествий без учета необходимости подготовки кадров для программ нижнего и среднего ценового сегмента, особенностей и традиций развития активных форм туризма на постсоветском пространстве. 2. В связи с тем, что на мировом, в том числе и на Российском туристском рынке, наблюдается востребованность кадров для активных направлений туризма, существует необходимость в создании сертификационного курса по подготовке специалистов для разных уровней туристско-организационной деятельности. Во второй главе «Содержание, формы и методы дополнительной профессиональной подготовки по активному туризму в туристском вузе» научно обоснована модель дополнительной профессиональной подготовки по активному туризму студентов туристского вуза; разработано и экспериментально проверено методическое обеспечение для дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза по активному туризму; анализируются итоги опытно-экспериментальной работы. На основе анализа подготовки специалистов по активному туризму раскрываются содержание, формы, методы, педагогические условия её реализации, а также профессионально-квалификационные требования. Рассматривается методическое обеспечение профессиональной подготовки по активному туризму студентов туристского вуза. В процессе обучения от студентов требуется овладение содержанием учебных программ, развитие у них личных компетенций, приобретение практических умений и навыков, опыта творческой деятельности в форме решения проблемных ситуаций. Содержание дополнительной профессиональной подготовки по активному туризму в туристском вузе, осуществляясь на основе дидактических принципов сознательности, активности, доступности, наглядности, прочности и систематичности, а также принципов рефлексивного диалога включает общеобразовательный, профилирующий и специализированный компоненты. Содержание общеобразовательного и профилирующего компонентов определено на основе междисциплинарных связей учебных дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла учебного плана подготовки специалистов по менеджменту туризма в туристском вузе. Специализированный комплекс дает теоретические основы безопасной деятельности в туризме, показывает факторы и риски, представляющие угрозу в путешествии, знакомит с психологией безопасного туризма. В исследовании нами были сформулированы критерии формирования модели профессиональной подготовки по активному туризму студентов туристского вуза: обеспечение полного раскрытия программ учебных дисциплин, рациональное сочетание теоретических и практических форм подготовки, обеспечение доступности учебных программ для успешного усвоения слушателями, мотивация учения, формирование творческих способностей, обеспечение преемственности знаний полученных ранее, опора на междисциплинарные связи, создание условий для использования технических средств обучения в тесной логико-структурной связи с ними, учет психолого-педагогических факторов педагогического процесса, уровня подготовленности студентов, применение навыков самостоятельного выполнения теоретических, тренировочных и практических заданий, необходимых для формирования профессиональных качеств. Разработана модель дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза к разработке и реализации программ активного туризма (рис. 1) . Включенные в модель составляющие не являются единственно возможными, мы сочли необходимым отразить лишь главные взаимосвязи. Структуру модели составляют компоненты обучающего комплекса, формы и методическое обеспечение, педагогические условия а также профессионально-квалификационные требования. Блок «Компоненты обучающего комплекса» состоит из трёх элементов, которые составляют основу содержания дополнительной профессиональной подготовки по активному туризму студентов туристского вуза: 1. Личностно-профессиональная подготовка. Элемент модели, включающий воспитание в процессе обучения, формирование профессионально значимых качеств будущих специалистов. С особым вниманием в дополнительной профессиональной подготовке студентов мы подходим к вопросам психолого-педагогической подготовки будущих специалистов по активному туризму, заключающейся в формировании устойчивых личностных морально-групповых и волевых качеств. Значительная часть практических занятий проходит в реальной обстановке, непосредственно связанной с вопросами управления группами людей в непростых условиях автономного жизнеобеспечения, стрессовых ситуаций, сложного взаимодействия в коллективах. На практических занятиях в природной среде могут возникать конфликтные ситуации между участниками тура, либо конфликт участника группы или руководителя с объективными обстоятельствами, влияющими на качество выполнения существующей задачи. Такой конфликт может возникнуть из-за недостаточного профессионализма специалиста по активному туризму. От невозможности правильно выполнить команду, алгоритм действий, у участника появляется угроза избыточного психологического напряжения, что приводит к потере самоконтроля. Для снятия подобных психологических блоков все технически сложные элементы деятельности проводятся вместе со специалистом по активным формам туризма, а при их усвоении - самостоятельно под его руководством. В этих условиях личность педагога-руководителя, инструктора-проводника оказывает реРис. 1. Модель дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского вуза к разработке и реализации программ активного туризма практико-инструкторское направление - подготовка с уклоном на маршрутную работу с активными формами туризма, либо административно-организаторское направление – подготовка специалистов ориентированных на организацию и управление деятельностью в активном туризме. Практика по обоим направлениям по программе первого года обучения дает начальный уровень туристской подготовки, подготовку по наиболее популярным видам туризма, практику на массовых мероприятиях. Практическим минимумом является участие в учебно-тренировочном походе, в котором каждый получает возможность отработать в реальном туре знания, получаемые в теории. На втором учебном году обучения по практико-инструкторскому направлению обучаемый получает базовую программу и практикуется в работе с группами и индивидуальными туристами на туристских маршрутах, экскурсиях и в оздоровительных лагерях, активных программах и тимбилдинговых мероприятиях. По административно-организаторскому направлению обучаемый помимо отработки навыков базового уровня практикуется на работе в образовательных учреждениях, туристских клубах, анимационных программах в детских оздоровительных лагерях и иных средствах размещения. На третий учебный год практическая нагрузка подразумевает работу в составе бригад инструкторов и самостоятельн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Афазия у композитора
Реферат Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 5
Реферат Политическая мысль Нового времени
Реферат Бухгалтерский учет 2
Реферат Бухгалтерский анализ ликвидности и платёжеспособности предприятия составление отчетности
Реферат Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности 3
Реферат Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда 2
Реферат Onsider problems of conservation of biovariety of vegetation an landscapes continental regions of Northeast of Russia, violated when undertaking the mining gold
Реферат Mars Exploration Essay Research Paper Mars has
Реферат Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятием на примере ООО Стандарт
Реферат Бухгалтерский учет материально производственных запасов
Реферат Бухгалтерский учет расчетов с работниками по оплате труда и другим р
Реферат Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве
Реферат Программа обучения игре на народных инструментах (балалайка)
Реферат Бухгалтерская оценка эффективности инвестиционного проекта на примере ЗАО Новоясенское