Реферат по предмету "Разное"


Автореферат разослан 20 г

На правах рукописи БУРОВКИНА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНАТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСпециальность 13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)А В Т О Р Е Ф Е Р А Тдиссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наукМосква – 2010Работа выполнена на кафедре декоративного искусства факультета изобразительных искусств ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет»^ Официальные оппоненты:доктор педагогических наук, профессорМедведев Леонид Георгиевичдоктор педагогических наук, профессор ^ Хворостов Анатолий Семеновичдоктор философских наук, профессорАфасижев Марат НурбиевичВедущая организация: ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»Защита состоится 21 февраля 2011 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете (119571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. № 551)С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д. 1.Автореферат разослан «___»_____________20__ г.Ученый секретарьдиссертационного совета Макарова К.В.^ Общая характеристика работыПроблема исследования и ее актуальность. В связи с политическими, социальными изменениями современного общества, таких его важнейших составных частей как наука, культура, образование возникли новые проблемы гражданского, духовно-нравственного, профессионального самоопределения личности. Особого внимания в последнее время в современном художественно-образовательном пространстве требует к себе проблема эстетического воспитания, художественного образования подрастающего поколения, возрождение традиций культуры народов Российской Федерации, особенности традиций разных видов декоративно-прикладного искусства. Одним из основных достижений декоративно-прикладного искусства является то, что это искусство давно из сферы потребления, из сферы индивидуального быта, стало входить в сферу всех отраслей общественного производства. Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Происходящие в обществе кардинальные изменения направлены на непрерывное развитие личности. В условиях появления новых типов средних учебных заведений (гимназии, колледжи, лицеи, центры образования) и необходимость реализации гуманизации образования особую роль приобретает художественное образование и эстетическое воспитание личности. Важнейшей функцией образования является сохранение, воспроизводство и развитие культуры. Воспитание формирует образ человека культуры, его родовые культурные качества, в числе которых приоритетным является художественное творчество. Сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; развитие творческой самостоятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность. Эта особая роль эстетического воспитания в развитии личности объясняется тем, что оно наделено способностью формировать всестороннее отношение человека к действительности, эстетическое освоение и отражение действительности в процессе художественно-творческой деятельности. Декоративно-прикладное искусство способствует формированию эстетического отношения к действительности. Это отношение является устойчивым качеством общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать, оценивать, творить. Эстетическое воспитание охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Оно формирует характер человека, развивает такие стороны личности, без которых невозможна ни творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, научной, хозяйственной, технической, культурной, педагогической. Эстетическое воспитание влияет на личность средствами искусства, в том числе народного декоративно-прикладного искусства, которое является важным фактором нравственно-эмоционального целостного воздействия на личность школьника. В современных условиях, в связи с ориентацией образования на воспитание человека культуры, возникла потребность возрождения культурных ценностей народа. Возрождение культурных ценностей народа и приобщение школьников к национальной культуре народов России имеет неоценимую значимость в современных условиях развития общеобразовательной школы, учреждений дополнительного образования, формирует устойчивое понимание у школьников о развитии материальной и духовной культуры, о значимости человека в приумножении культурных ценностей, помогает понять полигамность образов народного творчества, как основы коммуникаций людей разных национальностей и исторических эпох, подтверждает причастность личности к материальному и духовному миру своего народа, к общечеловеческим ценностям. Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней целостностью и нравственной, духовной устойчивостью на всем протяжении своего существования. В современной культуре трудно решить проблему идентичности – национальной, культурной, духовной. Во множестве программ образование должно помочь школьнику выбрать свой вариант культурных ценностей, «не противоречащим общечеловеческой нравственности и идеалам национальной культуры». Это говорит о том, что современное образование должно быть направлено на сохранение, воссоздание и передачу культурных ценностей, воспитание человека культуры, создание культурно-образовательного пространства: дошкольных учреждений, школ, колледжей, гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования. Важным является определение задач обучения и воспитания учащихся в контексте художественной культуры, необходимость приобщения их к национальной и региональной культуре и ремеслам, к сфере духовного, эстетического и социального опыта народа, развитие их художественно-прикладных способностей и умений, формировать у школьников умения сравнивать культурные традиции, духовные ценности соседствующих народов, воспитание ориентации на творческую самостоятельность. Организация художественно-творческой деятельности школьников, их художественное образование и эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа. Такая потребность художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения поставила перед нами ряд очень сложных и серьезных проблем теоретического, практического, организационного характера. Возникла потребность теоретической разработки специальных методик обучения декоративно-прикладному искусству, которые будут способствовать художественному образованию и эстетическому воспитанию личности школьника. Решая задачи эстетического воспитания, художественно-творческая деятельность воздействует на ум и чувства ребенка различными формами и методами, побуждая ребенка к эстетическим эмоциям, постижению гармонии и красоты, а самое главное – это творческая активность, которая может быть проявлена в самых различных областях будущей деятельности, подвигающей ученика к самосовершенствованию своих способностей, знаний, умений и навыков. При формировании эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности ведущее место должно занимать развитие конкретных художественных умений, навыков, способностей, ценностных ориентаций. В результате происходят такие изменения в структуре личности учащегося, когда потребность творчества и эстетические потребности приобретают доминирующий характер. Становится очевидным, что формирование у учащихся потребности в художественно-творческой деятельности является существенным в гармоничном развитии и становлении личности. Эстетическое воспитание и художественное образование создает личность средствами искусства, в том числе народного декоративно-прикладного искусства, сохраняется связь времен, историческая память поколений, народное мировоззрение. Поэтому наметилась тенденция использования возможностей богатых историко-культурных традиций народов России в образовательных учреждениях всех типов, начиная с детского сада и заканчивая вузовской подготовкой – в системе непрерывного образования. Актуальность художественного образования в контексте личностно-ориентированного образования обусловлена необходимостью интегративно-комплексного, системного подхода. Не так давно вопросы художественного образования и эстетического воспитания нередко рассматривались как нечто второстепенное. Отдавая приоритет знаниям, но не эстетической и художественной культуре, общественная практика повлекла за собой недостаточное развитие эмоциональной сферы. И как следствие этого снижение нравственности, ослабление творческих и познавательных способностей учащихся. Актуализирует проблему еще и тот факт, что сегодняшнее состояние обучения не имеет возможностей для полного и активного использования того мощного потенциала, который заложен в декоративно-прикладном искусстве: его глубоко нравственная, созидательна миссия до сих пор остается невостребованной и нереализованной. Возникло определенное противоречие между неограниченными возможностями декоративно-прикладного искусства и крайне недостаточным использованием его средств в эстетическом воспитании и художественном образовании учащихся. Отсюда вытекает важность проблемы исследования, необходимость включения декоративно-прикладного искусства в процесс эстетического воспитания и художественного образования учащихся. В структуру Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации входят образовательные области "Искусство" (музыка, ИЗО, МХК), "Ознакомление с окружающим миром", "Технология", включающая "Изобразительное искусство и художественный труд", "Обязательные занятия, занятия по выбору", Внеурочная деятельность, направления которой составляют «Художественно-эстетическое», «Научно-познавательное», «Патриотическое», «Общественно-полезная деятельность», «Проектная деятельность», что дает возможность обеспечивать формирование личностных качеств учащихся в соответствии с общечеловеческими идеалами, культурными традициями народов Российской Федерации. Составной частью каждой из этих образовательных областей является декоративно-прикладное искусство. Широкий выбор представленных в Базисном учебном плане областей дает возможность углубленного изучения учащимися декоративно-прикладного искусства как неотъемлемой части мировой художественной культуры для эстетического воспитания. Социально-экономические и политические изменения в России вызвали необходимость решения целого ряда сложных проблем в системе художестенного образования и эстетического воспитания, касающихся детей и подростков. В связи с этим все преобразования в современном российском образовании направлены на формирование убеждений культурной личности, понимаемых в широком смысле как формирование ее мировоззрения и стремлений к его реализации. В концептуальном подходе к воспитанию как формированию культуры и нравственности, развития эстетических качеств личности ребенка педагогическая наука выделила ее базовую основу: сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалога между различными культурами и народами. Человечество веками сохраняло то духовное богатство, которое накапливалось за время его существования. Духовные ценности народа, его обычаи и традиции играли решающую роль в нравственном становлении подрастающего поколения, в формировании его эстетических качеств, социализации личности в целом. В Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивается, что система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие молодежи, ее творческих способностей, умений самореализации. Современное эстетическое воспитание конструируется на основе классической эстетической теории, диалога культур, гуманизации образования, культурно-исторического подхода к его содержанию. Формирование эстетической и художественной культуры личности является важнейшей задачей эстетического воспитания. Глубинное познание народной культуры является важнейшим фактором осознания человеком своей коллективной сущности, участником исторической преемственности в развитии культуры народа. В едином образовательном и культурном пространстве реализуется развивающая функция народного и классического искусства, дидактические, методические, искусствоведческие подходы к формированию и развитию личности школьника на национальной основе, интеграция личности в национальную и мировую культуру. Народное творчество является особой сферой духовно-материальной культуры народа. Проблема изучения народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания усиливается в связи с необходимостью сглаживания возникших межнациональных противоречий. Сформировавшаяся система образования на современном этапе в определенной мере создает условия для решения вопросов возрождения и развития народной культуры России. Для эффективной методики художественно-эстетического воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства предполагаются следующие педагогические условия: раскрытие роли декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественно-эстетического воспитания при выделении регионального компонента образования; формирование способности к пониманию исторического развития художественной национальной культуры; создание условий для формирования творческих способностей личности в процессе познания художественной национальной и региональной культуры народов России, где региональное искусство рассматривается как часть отечественной художественной культуры, как мир целостности, включающий отношение искусства одного народа к искусству и культурным ценностям другого народа; формирование мировоззрения с устойчивой нравственной ориентацией на общечеловеческие ценности; формирование личности учащегося как носителя национальных духовных традиций высокой культуры и нравственности. В этой связи для формирующейся личности особую важность приобретает готовность к продуктивной творческой деятельности, социальной адаптации, способность легко ориентироваться в решении творческих задач, национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания личности. Поэтому активизация внимания к национальным традициям культуре и искусстве, использование их в процессе художественного образования, эстетического воспитания приобретает особую актуальность. Декоративно-прикладное искусство способствует формированию эстетического отношения к действительности. Формирование и развитие художественных умений, способностей, эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству влияет на учебно-познавательную деятельность учащихся, на формирование их творческого потенциала, развития эстетического восприятия. Обучение учащихся декоративно-прикладному искусству ориентировано на гуманитарную культуру, опирается на содержание основного образования, где осуществляется непрерывность образования. Эстетическая ценность декоративно-прикладной деятельности учащихся заключается в познании народного творчества, сохранении связи времен, исторической памяти поколений, народного мировоззрения. Народное искусство рассматривается как тип художественного творчества, как этническая культурная целостность, заключающая в себе все виды народного творчества (изобразительно-пластическое, музыкально-поэтическое, народные игр, танцы, обрядовые обычаи и др.) и имеющая единую духовную сущность во всех областях народного искусства при разнообразии региональных стилевых его особенностей. В настоящее время в педагогических исследованиях: (А.Д. Алехина, М.В. Алпатова, Г.В. Беды, Э.М. Белютина, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, Н.М. Молевой, Н.Н. Ростовцева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластёнина, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, А.А. Унковского, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, А.П. Яшухина и др.) проблема декоративно-прикладного искусства рассматривается как одна из форм приобщения детей кмировой, национальной, этнической и региональной культуре. Задачи начального изучения языка профессионального искусства, нахождение образа, изучение композиции в декоративно-прикладном искусстве наиболее успешно могут решаться только на материале народного искусства. В теоретическом аспекте вопросы художественного образования и эстетического воспитания искусством рассматривались М.М. Бахтиным, В.С. Библером, Ю.Б. Боревым, Л.С. Выготским, Е.В. Волковой, М.С. Каганом, Н.И. Киященко, В.С. Кузиным, Н.Л. Лейзеровым, А.Н. Леонтьевым, Б.Т. Лихачевым, А.Ф. Лосевой, В.М. Межуевым, С.Х. Раппопортом, Г. Ридом, Л.Н. Толстым, Р. Штейнером и др. Проблемам раннего приобщения детей к народному искусству, обучения школьников декоративно-прикладному искусству посвящены исследования Н.Я. Богуславской, Н.А. Ветлугиной, В.А. Косминской, В.С. Мухиной, Н.П. Сакулиной, А.П. Сидельниковой, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой и др. Данное исследование также опирается на анализ произведений народного декоративно-прикладного искусства, содержащихся в работах В.С. Воронова, К.Г. Вагнера, А.Ф. Лосева, М.А. Некрасовой, В.Н. Полуниной, Т.М. Разиной, Б.А. Рыбакова, А.Б. Салтыкова и других. Различные вопросы ознакомления детей с образцами народного декоративно-прикладного искусства и использование их в учебно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства в школе и в системе учреждений дополнительного образования рассматривают такие исследователи: Р.А. Бардина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, В.В. Корешков, О.С. Молотобарова, Б.М. Неменский, Н.Б. Халезова, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и др. Художественно-эстетическому воспитанию личностно-ориентированного и вариативно развивающего образования, обеспечивающему интеграцию субъектного опыта каждого ученика, сложившегося в его жизнедеятельности, на основе усваиваемых научных понятий, отражены в научных трудах А.Г. Асмолова, И.В. Абакумовой, Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневича, Л.В. Занкова, Е.В. Квятковского, В.Е. Клочко, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, В.А. Сухомлинского, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, В.Н. Шацкой, С.Т. Шацкого, И.С. Якиманской, Е.А. Ямбург и др. В современную теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования школьников существенный вклад внесли труды А.Д. Алехина, К.Ж. Амиргазина, С.А. Аничкина, О.А. Апраксиной, Г.В. Беда, Н.С. Боголюбова, Н.А. Ветлугиной, С.Е. Игнатьева, Н.С. Ивановой, К.Е. Ералина, Е.В. Квятковского, Т.С. Комаровой, Н.М. Конышевой, В.В. Корешкова, Е.И. Коротеевой, Г.В. Лабунской, Б.Т. Лихачева, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, А.А. Мелик-Пашаева, А.А. Прищепы, Н.Н. Ростовцева, В.В. Рубцова, Н.П. Сакулиной, К.А. Скворцова, В.П. Строкова, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, В.Н. Шацкой, Т.Я. Шпикаловой и др. Проблемам исследования народного декоративно-прикладного искусства и его значения в эстетическом воспитании и художественном образовании детей посвящены работы А.В. Бакушинского, Н.Я. Богуславской, М.М. Байрамбекова, В.М. Василенко, В.С. Воронова, М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыкова, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др. Теоретико-методологическому обоснованию и решению, поставленной проблемы, способствовало изучение трудов ведущих философов, искусствоведов, педагогов и психологов, составляющих ведущие положения гуманистической философии, основным вопросом которой выступает человек, способный к саморазвитию, самореализации в субъектно-субъектных отношениях: Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, П.П. Блонского, В.С. Библера, Л.И. Божович, А.В. Брушлинского, А.И. Бурова, В.В. Ванслова, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.А. Дмитриевой, В.А. Запорожца, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, И.А. Ильина, А.Е. Егорова, Б.Г. Лукьянова, Б.Т. Лихачева, Б.Ф. Ломова, Б.М. Теплова, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова, Д.Б. Эльконина, П.М. Якобсона и др.; компетентностный подход в образовании (В.В. Гузеев, Л.М. Митина, А.В. Хуторской, И.С. Фишман, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко и др.). В ходе рассмотрения составляющих общей культуры, таких как философская, художественная, эстетическая мы опирались на исследования Г. Гегеля, И. Канта, М.С. Кагана, В.М. Межуевой, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова, А.Ф. Лосева и др. В аспекте дополнительного образования эстетическому воспитанию посвящены исследования Е.Б. Евладовой, Е.В. Квятковского, Л.А. Николаевой, В.И. Слободчикова, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской, в которых авторы отмечают обобщенность подходов к пониманию организации жизнедеятельности каждого ребенка, имеющую личностно-ориентированную направленность. При выявлении сформированности внутренней позиции, мотивации обучения учащихся мы опирались на исследования таких ученых, как Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Н.И. Гуткиной, В.В. Давыдова, А.З. Зак, Д.Б. Эльконина. Занятия декоративно-прикладным искусством в учреждениях дополнительного образования являются для учащегося специфической средой, где проявляются его индивидуальность, создаются условия для самообучения, самооценки (А.В. Захарова, Д.И. Фельдштейн, А.К. Маркова) саморазвития, развиваются творческие способности. Отказ от использования в учебном процессе художественно-эстетических традиций ведет к искоренению исторической памяти и этнического духовного наследия народов, населяющих Российскую Федерацию. Фрагментарное использование компонентов профессионального и народного декоративно-прикладного искусства в художественном образовании не могут организовать процесс воспитания в целостную педагогическую систему. Данную проблему в своих исследованиях рассматривали Е.И. Васильева, Д.Б. Дондурей, В.Б. Косминская, П.А. Флоренский, А.С. Хворостов, Н.Б. Халезова и многие другие. Рассмотрение и обоснование теоретико-методологических условий художественного образования учащихся в системе дополнительного образования позволит создать концептуальную модель с учетом личностно-ориентированного образования, которая предоставит возможность повысить эффективность художественного образования и эстетического воспитания учащихся. В условиях демократизации системы образования и воспитания интерес к совершенствованию технологий обучения декоративно-прикладному искусству все больше углубляется в процессе максимального использования природных и приобретенных способностей учащихся. Тем не менее, несмотря на многочисленные научные исследования в области теории и методики обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству, несмотря на пристальное внимание ученых к проблеме дополнительного художественного образования и эстетического воспитания детей, их результаты используются лишь в отдельных случаях и редко включаются в целостную систему художественного образования и эстетического воспитания учащихся, художественное образование в школе и в учреждениях дополнительного образования детей отличается отсутствием единых принципов обучения, а также специфических принципов эстетического воспитания, бессистемностью, а разработка личностно-ориентированных технологий художественного образования и эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства изучена не в полной мере и еще не стала предметом специального исследования. То есть на уроках в школе и занятиях предметов эстетического цикла в учреждениях дополнительного образования в лучшем случае осуществляется простое изучение художественных материалов. Зачастую остается без внимания эстетическая сущность произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, не раскрываются глубоко форма и содержание, их взаимозависимость, не решаются задачи формирования личности с эмоционально оценочным отношением к изобразительному, декоративно-прикладному, народному искусству и на основе этого активной гражданской позиции личности школьника. Все это требует преодоления противоречия в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся в учреждениях дополнительного образования. Принимая во внимание практическую значимость этой проблемы и теоретическую ее неразработанность мы избрали ее темой настоящего исследования. В практике работы учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования часто наблюдается односторонний подход к организации изобразительной и декоративно-прикладной деятельности детей. Теоретический анализ литературы по изученным вопросам и многолетняя практика преподавания изобразительного искусства и музыки в общеобразовательных школах, преподавания декоративно-прикладного искусства в детских художественных школах позволили: обобщить опыт, разработать и представить модель эстетического воспитания учащихся в системе дополнительного образования (на примере обучающей программы по отдельным видам декоративно-прикладного искусства); раскрыть роль декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественно-эстетического воспитания при выделении регионального компонента образования; представить теоретико-методологический анализ содержания дополнительного образования школьников средствами декоративно-прикладного искусства; разработать личностно-ориентированные основания эстетического развития учащихся в процессе овладения технологиями декоративно-прикладного искусства; разработать научно-методические основы обучения учащихся декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования. Результаты исследования могут быть использованы для создания программ, методических разработок, учебных пособий по декоративно-прикладному искусству на занятиях в классно-урочной системе общеобразовательных школ, в художественных школах, в кружковой работе и др. – в практике углубленного эстетического образования и воспитания эстетической культуры, художественного образования учащихся в гимназиях, лицеях, колледжах гуманитарной направленности, во внеклассной и внешкольной работе по разделам ДПИ, в лекциях и практических занятиях преподавателей вузов, педучилищ, педколледжей, в системе повышения квалифика­ции педагогических и культурно-просветительских кадров по эстетическому воспитанию и художественному образованию подрастающего поколения. Народное творчество является особой целостной сферой духовно-материальной культуры народа, в числе которой: народный мастер как носитель коллективного опыта, хранитель традиций и духовных ценностей народа, как личность, художественно одаренная индивидуальность; традиционность как передача от поколения к поколению идеалов творчества, сложившихся на протяжении длительного времени; вариативность как свойство жизни произведения народного искусства. В настоящее время изделия декоративно-прикладного искусства из природных, подлинных материалов (глина, дерево, кожа, шерсть и др.) приобретают особенную ценность на фоне изделий из искусственных материалов. Усилился интерес к рукотворным вещам. Поэтому сегодня и стоит задача возрождения изготовления народных изделий декоративно-прикладного искусства для того, чтобы они продолжали жить в новом качестве, в новых условиях, в современных изделиях. Необходимо изучить особенности и приемы художественной обработки различных материалов. Выбор и сочетание видов декоративно-прикладного искусства обусловлены соответствием их ценностям национальной и региональной культуры, освоение учащимися народных ремесел. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания способствует формированию у школьников чувство принадлежности к роду, национальной культуре, развитию их художественно-прикладных способностей и умений, воспитанию ориентации на творчество. Особо важными компонентами содержания воспитания учащихся выступают: сохранение совокупного духовного опыта человечества, диалог между различными культурами и народами; овладение детьми основами декоративно-прикладного творчества; освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной художественной культуры путем ознакомления с ними и их воспроизводство в творческих видах деятельности. Актуальность данной проблемы заключается в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество, уровень художественного образования, развитие художественных способностей и эстетическое воспитание школьников.Объект исследования – процесс художественно-творческой деятельности детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов в условиях художественного образования и эстетического воспитания.Предмет исследования – пути и средства совершенствования технологий обучения декоративно-прикладному искусству в детских художественных школах (в учреждениях дополнительного образования детей). Создание концепции - теории и научно обоснованной системы эстетического воспитания школьников невозможно без творческого содружества, тесной связи и интеграции педагогики, методики, эстетики, искусствознания, психологии, социологии, физиологии, других наук и их технологий. Проблема исследования заключается в отсутствии научно-обоснованной, экспериментально проверенной методики художественного образования и эстетическое воспитание школьников в учреждениях дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства и установлении взаимосвязи развития декоративно-прикладного творчества учащихся под влиянием искусства разных народов, в том числе Юга России.Методологической основой исследования являются ведущие положения гуманистической философии; этики, теории познания; педагогики; психологии; положения эстетической и художественной культуры как составной части общечеловеческой духовной культуры; теоретические основы воспитания эстетической культуры учащихся, включающие: философские представления о ее сущности и структуре; особенности взаимодействия принципов и законов развития эстетической культуры с практикой эстетического воспитания и образования; истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; истории и теории обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству; современных искусствоведческой, педагогической и психологической наук; концепция педагогического процесса как объекта деятельности учителя; концепция дифференцированного обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству; положения теории педагогики о развивающем обучении, гуманизации воспитания, проблемах дополнительного образования (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, С.В. Кульневич, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); современные научно-теоретические исследования, рассматривающие вопросы художественного образования и эстетического воспитания в процессе художественно-творческой деятельности личности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства (А.Д. Алехина, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, М.Н. Афасижева, Г.В. Беда, Л.И. Бурова, В.В. Ванслова, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.А. Дмитриевой, Е.И. Игнатьева, М.С. Кагана, В.С. Кузина, Т.С. Комаровой, В.К. Лебедко, Л.В. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, Б.Ф. Ломова, С.П. Ломова, Б.Г. Лукьянова, А.Р. Лурия, Л.Г. Медведева, М.Ф. Овсянникова, Н.Н. Ростовцева, С.А. Рубинштейна, В.К. Скатерщикова, В.А. Сластенина, А.С. Хворостова, Н.К. Шабанова, В.Д. Шадрикова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, А.П. Яшухина и др.; государственные постановления и директивные документы в области народного образования. Цель исследования – разработка и научное обоснование методики художественно-эстетического образования учащихся учреждений дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства; - разработка технологий художественного образования и эстетического воспитания учащихся в системе дополнительного образования (на примере обучающей программы по отдельным видам декоративно-прикладного искусства, наиболее развитых в традициях Донского края). Задачи исследования: дать краткий анализ литературы по существующей проблеме; определить теоретические основы эстетического воспитания и художественного образования учащихся средствами декоративно-прикладного искусства; проанализировать и обобщить опыт работы педагогов, диссертанта по существующему вопросу; проанализировать современное состояние обучения учащихся декоративно-прикладному искусству; разработать и экспериментально проверить эффективность разработанной методической системы художественного образования и эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства; разработать содержание и технологию обучения учащихся декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования; опираясь на результаты исследования, разработать интегрированный курс по развитию декоративно-прикладного творчества как личностно-развивающую научно-методическую систему. Анализ научной и специальной литературы, а также практической педагогической деятельности позволили сформулировать гипотезу исследования, которая заключается в предположении, что педагогическое обоснование эффективной методики художественно-эстетического воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства предполагает следующие условия: раскрытие роли декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественно-эстетического воспитания при выделении регионального компонента образования; ориентация процесса художественно-творческого и нравственно-эстетического развития учащихся на ведущие положения и стратегическую программу развития непрерывного художественного образования; разработку результативной системы обучения декоративно-прикладному искусству с использованием средства обеспечения обучающих, развивающих и воспитывающих процессов на занятиях декоративно-прикладного искусства (ТСО, наглядные пособия, технологические карты и т.д.); построение процесса художе^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо введении обосновывается проблема и ее актуальность, объект, предмет исследования, формулируются гипотеза, цель и задачи исследования, конкретизируются методы и этапы теоретико-экспериментальной работы, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы, указывается сфера апробации результатов исследования.В первой главе «Декоративно-прикладное искусство как источник эстетического воспитания, художественного образования подрастаю


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.