Реферат «Урок-проект как одна из форм организации учебного процесса»Автор: учитель немецкого языка Кирсанова Наталия Алексеевна.Санкт-Петербург 2001 г.Метод – это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания. Основная цель обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном ее понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов. Автором метода проектов считается американский философ и педагог Джон Дьюи (1859 – 1952), идеи которого развивались и распространялись впоследствии его учениками и последователями. Первые проекты ставили своей задачей приобщение учащихся к реальной трудовой деятельности на производстве и в сельском хозяйстве и носили комплексный характер. Новое рождение метода проектов как альтернативного классно-урочной системе произошло в 60-70 годы. В настоящее время метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранного языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания бала мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей. Для восприятия учащимися языка как средства межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой (что, разумеется, очень важно), но и искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре. Основная идея подобного подхода к обучению иностранному языку заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу. При использовании этого метода решаются ряд важнейших задач: занятия выходят на практические действия, затрагивая эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка; учащиеся получают возможность самостоятельной работы, получения информации не только из учебников, но и из других источников; осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется. Вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом; работа над проектом повышает ответственность учащихся; совместная работа учит доводить дело до конца, дети должны задокументировать результаты своего труда.Перечислим основные требования к использованию метода проектов: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей); использование исследовательских методов.Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и проведения его: представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике; выдвижение гипотез решения, обсуждение и обоснование каждой из гипотез; обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов; работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих; выявление новых проблем. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы. Обратимся к типологии проектов. Прежде всего, определимся с типологическими признаками: доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.; предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект; характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта); характер контактов (среди учащихся одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран) : внутренний, или региональный, и международный ; количество участников проекта (личностные, парные, групповые); продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный). Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Содержание любого метода раскрывается через его принципы. Рассмотрим ряд принципов метода проектов применительно к методике обучения иностранным языкам. К важнейшим из них можно отнести: связь идеи проекта с реальной жизнью; интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников; ведущая роль консультационно-координирующей функции преподавателя; самоорганизация и ответственное отношение участников проекта; нацеленность на создание конкретного продукта; монопредметный и межпредметный характер проектов; временная и структурная завершенность проекта. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой информации, находящейся в любой точке земного шара. Эта информация, естественно, аутентична, и, работая с ней, можно получить необходимые данные по проблеме, над которой в данный момент работает группа школьников в рамках проекта. Излишне говорить, что прежде, чем советовать ребятам обратиться к той или иной базе данных, учитель должен быть сам осведомлен о содержании этой информации и ее языковых средствах. Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная творческая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющая общую проблему, цели, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности. Специфика таких международных проектов заключается в том, что они в большинстве своем межпредметны в том смысле, что, какую бы проблему мы не взяли, все обсуждение будет проводиться на иностранном языке. Именно поэтому мы можем здесь говорить о создании языковой среды и условий для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия. Надо сказать, что диалог культур здесь происходит самым непосредственным образом с первых же обменов представительскими письмами. Дети каждый раз знакомятся не только с информацией, но и с особенностями культуры своих партнеров. Примеров проведения совместных международных проектов в Интернете великое множество. Например, существует международная образовательная программа I* Earn. Эта программа не нацелена на поддержку определенных школьных курсов. Она предоставляет ее участникам возможность самим выбирать темы, проблемы и организовывать их проведение в разнообразных конференциях. Благодаря имеющийся в нашей школе возможности выхода в Интернет и работы с электронной почтой, у учителя открываются новые перспективы для творческой работы, а для учащихся – новые горизонты общения. В наши дни ребенок может иметь друзей по компьютерной переписке во многих странах мира, причем электронные письма доходят до адресата практически мгновенно. Участие в этой работе стало новым видом моей деятельности. Мы организовали переписку на немецком языке между учащимися нашей школы и учащимися из Австрии. Конечно, все началось с установления контактов между мною и моим коллегой из Австрии. Мы обсудили наши цели и задачи. После чего к работе подключились наши классы. Сначала письма направлялись коллективные. Потом ребята выбрали себе друзей по переписке и пишут им индивидуально. Координацией работы я занимаюсь на кружке. За прошедшее время дети много узнали об Австрии, о школе, где учатся их друзья, а также рассказали австрийским школьникам о своем городе, о себе и родной школе. Кроме сугубо языковых навыков и умений, ребята приобретают и экстралингвистическую компетенцию, а именно: учатся оформлять письма и конверты на иностранном языке, знакомятся с традициями и обычаями страны изучаемого языка, имеют возможность сравнить системы образования, узнать о проблемах, которые волнуют их сверстников, об их интересах и ощутить себя частью единой Европы, единого мира. Потому что они видят, что проблемы и интересы у них схожие. Оказывается, они слушают одну и ту же музыку, одинаково проводят свое свободное время. Естественно, что такое общение отдельных людей ведет к лучшему взаимопониманию целых народов. Таким образом, использование метода проектов в практике обучения иностранному языку способствует всестороннему развитию ребенка, позволяет создать ту языковую среду, которая так необходима для полноценного обучения, для формирования глобального мышления, для межкультурного взаимодействия. Список использованной литературы: Е.С. Полат, «Метод проектов на уроках иностранного языка», Иностранные языки в школе, № 2, № 3, 2000 г. Е.М. Борисова, «Проект на уроках немецкого языка», Иностранные языки в школе, № 2, 1998 г. «Международная конференция «Современные методы преподавания и изучения иностранных языков», Иностранные языки в школе, № 3, 1998 г.