Абитуриент, сдающий экзамены в вуз по иностранному языку, должен показать знания, соответствующие программам для среднего (полного) общего образования. Абитуриент должен иметь следующий объем знаний, навыков и умений по иностранному языку:Аудирование. Владеть основами культуры работы с аутентичными аудио-и видеотекстами разных жанров (длительность звучания до 10 минут). Понимать на слух звучащее в естественном темпе высказывание на иностранном языке с допустимым включением до 5% незнакомых слов. Чтение. Поступающий должен продемонстрировать умение читать про себя несложные тексты (общественно-политические, научно-популярные, художественные) содержащие до 5% незнакомых слов.Письмо. Поступающий должен уметь писать на иностранном языке личное/официальное письмо, эссе, открытку, а также владеть базовой грамматикой. Знание грамматики, владение лексическим материалом проверяется при выполнении письменного тестового задания.^ ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫКТРЕБОВАНИЯ К ПОНИМАНИЮ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ Абитуриент должен: понимать основное содержание устных диалогов, монологов, теле- и радиопередач по знакомой или частично знакомой тематике (выделять ключевую информацию в содержании аудиотекста; определять последовательность событий, фактов; определять основную идею публицистического или художественного текста, коммуникативную направленность информационно-справочного или рекламного текста); относительно полно понимать содержание/информации в наиболее типичных ситуациях общения, догадываясь о значении незнакомых слов по контексту; извлекать значимую/интересующую информацию из несложных иноязычных аудио- и видеотекстов. ^ Требования к пониманию письменных текстовАбитуриент должен демонстрировать умение читать и понимать тексты различных стилей, используя оптимальную стратегию чтения в зависимости от своих коммуникативных и/или познавательных потребностей. Абитуриент должен владеть следующими видами чтения: чтение с извлечением основного содержания/основной информации текста (выделить тематику текста, ключевую информацию и смысловые вехи в содержании текста, определить последовательность событий, фактов в тексте; кратко передать содержание прочитанного; определить основную идею текста, замысел автора художественного или публицистического отрывка); чтение с полным пониманием (точно понять содержание текста, определить время и место событий, сюжетную линию, мотивы и причины поступков героев; прокомментировать текст, выражая свое мнение и оценку прочитанному; догадаться о значении незнакомых слов по контексту); чтение с выборочным извлечением информации (осуществлять поиск необходимой информации, используя поисковое чтение; точно выполнять контрольное задание в отношении искомой информации). требования к владению грамматическим материаломМорфология^ Имя существительное. Употребление имен существительных в единственном и множественном числе. Особые случаи образования множественного числа (cheval-chevaux). Имена существительные, употребляемые только в единственном (множественном) числе. Обозначение принадлежности предмета предмету. Выражение падежных отношений с помощью предлогов. Исчисляемые и неисчисляемые имена существительные.Артикль. Основные случаи употребления определенного, неопределенного и частичного артикля. Артикль с собственными именами существительными. Артикль с существительными, обозначающими части суток, времена года. ^ Имя прилагательное. Род, число, степени сравнения прилагательных.Имя числительное. Грамматические особенности числительных количественных, порядковых, дробных; чтение дат.Местоимения. Личные местоимения (самостоятельные и несамостоятельные) ; безличное местоимение il; местоимения указательные, притяжательные, относительные, вопросительные, неопределенно-личное местоимение on; en, y как местоимения и наречия.Глагол. Понятие о личных и неличных формах глагола. Типы спряжения (особенности спряжения глаголов I, II и III групп). Спряжение глаголов в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах. Вспомогательные глаголы. Времена и наклонения, залог. Местоименные глаголы. Безличные глаголы. Формы на –ant. Употребление в настоящем времени Présent de l'Indicatif. Употребление в прошедшем незаконченном времени Imparfait, которое обозначает прошедшее незавершенное действие, изображаемое в процессе или в момент его протекания, причем это действие представляется, мыслится как не ограниченное в своем течении и не имеющее ни начала, ни конца: Il marchait vite. Он шел быстро. По своему значению imparfait соответствует русскому прошедшему времени несовершенного вида. Вспомогательный глагол être имеет особую форму в imparfait: j'étais.^ Imparfait употребляется: 1. Для обозначения прошедшего незавершенного действия, изображаемого в момент его протекания: Des enfants jouaient dans la cour. Je parlais lentement. 2. Для обозначения действий обычных, повторяющихся, имевших место в прошлом: Elle rentrait toujours à six heures du soir. Il allait voir sa mère deux fois par semaine. 3. В различного рода описаниях, где оно служит для выражения состояния, постоянного свойства: La maison que nous habitions n’était pas grande. 4. Для обозначения прошедшего незавершенного действия, протекающего одновременно с другим также незавершенным действием: Pendant que ma mère préparait le déjeuner, je faisais la chambre. Употребление в будущем времени Futur simple для выражения предстоящего действия, последующего по отношению к моменту речи. Futur simple переводится на русский язык будущим временем совершенного и несовершенного вида: Après les cours je resterai travailler à l’institut - После лекций я останусь зани маться в институте. Demain je lirai toute la journée. Завтра я буду читать весь день. Употребление в прошедшем законченном времени ^ Passé composé и Plus-que-parfait Passé composé употребляется в живой речи, в переписке, а также широко в прессе, научной литературе и иногда в повествовании от лица автора. Passé composé переводится на русский язык глаголом как совершенного, так и несовершенного вида: J’ai répété ma question. Я повторил свой вопрос. Il n’a pas vu ce film. Он не видел этого фильма. Употребление неличных форм – инфинитив, причастие настоящего времени и причастие прошедшего времени. Употребление модальных примеров.Наречие. Общие сведения о наречии. Его место в предложении, степени сравнения наречий.Предлог. Функции и значение предлогов, особенности употребления основных предлогов.Словообразование. Эффективным средством расширения запаса слов во французском языке служит знание способов словообразования. Умея расчленить производное слово на корень, суффикс и префикс, легче определить значение неизвестного слова. Кроме того, зная значение наиболее употребительных суффиксов и префиксов, вы сможете без труда понять значение семьи слов, образованных от одного корневого слова, которое вам известно. Часто встречаются префиксы, которые имеют международный характер, например: anti- анти-, противо-: anticyclone m - антициклон; antiaérien - противовоздушныйco- со-: coexister - сосуществоватьde- де-: démilitarisation f - демилитаризация Конверсия. Образование новых слов, путем перехода одной части речи в другую называется конверсией. Наиболее распространенным способом словообразования является субстанция, т. е. Переход глагола, наречия или прилагательного в существительное. Например: Souper (v) - ужинать le souper (n) - ужин Bien (adj) - хорошо le bien (n) - добро Paresseux (adj) - ленивый le paresseux (n) – лентяйСинтаксис Употребление простого (нераспространенного, распространенного) предложения с глагольным и именным сказуемыми. Употребление безличных предложений типа: il faut, il y a.^ Типы предложений. Прямой и обратный порядок слов. Выделение отдельных членов предложения с помощью оборотов c,est … qui, c,est … que, ne … que.Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Сложноподчиненное предложение с союзом si; особенности употребления времен и наклонений глаголов в этих предложениях. Инфинитивный оборот и особенности его перевода на русский язык. Причастный оборот. Самостоятельный причастный оборот и его перевод на русский язык обстоятельственными придаточными предложениями времени, причины, условия или уступительными придаточными предложениями.^ Лексический материалАбитуриент должен владеть социокультурной компетенцией. Это предполагает знания, навыки и умения, достаточные для того, чтобы сделать представление своего города, своей страны (география, климат, краткие исторические сведения, общие сведения о государственном устройстве, организация быта и досуга россиян), российских традиций, научных достижений России и ее вклада в мировую культуру. Абитуриент должен быть осведомлен о роли французского языка в современном мире, иметь представление о культурном наследии франкоговорящих стран и их вкладе в мировую культуру, о современных традициях, ценностях, стереотипах поведения и стилях жизни, достопримечательностях. Лингвострановедческие знания абитуриента должны базироваться на знании эквивалентной и безэквивалентной лексики, способов передачи реалий родного языка на французском языке. При этом абитуриент должен уметь прогнозировать лексическое наполнение в текстах с пропусками лексических единиц; передавать значение французских слов (включая реалии) на русском языке; уметь выбирать французские слова для передачи русских реалий на французском языке; правильно употреблять безэквивалентную лексику в речевых ситуациях в рамках изучаемых тем. Лексический минимум выпускников полной средней школы составляет 1200 – 1500 единиц.^ Требования к письму Абитуриент должен уметь писать на французском языке в соответствии с коммуникативной задачей в заданном объеме, владеть этикетом написания личного/официального письма, демонстрируя знание основных правил орфографии и пунктуации, особенно в тех случаях, когда они не совпадают с правилами пунктуации в русском языке или существенно отличаются от них; иметь хороший словарный запас; владеть разнообразными грамматическими структурами и использовать их в соответствии с коммуникативной задачей. Программа составлена:старшим преподавателем Лазаревой Н.А.