Игра на уроке обобщающего повторенияВшивкова Людмила Николаевна, учитель географии муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Абакана Республики ХакасияВ своей педагогической практике большое значение придаю повторению и проверке знаний учебного материала по определенной теме или разделу. Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно, живо, а главное, создает обстановку активной работы всего класса. Примером такого урока может урок по теме «Латинская Америка».^ Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки»Учебно-воспитательные задачи: Обобщить, закрепить и конкретизировать знания по теме «Латинская Америка».Воспитывать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимоотношений.Развивать умение систематизировать изученный материал, учить делать самостоятельный выбор из предложенных материалов.Развивать интерес к предмету.^ Средства обучения: Политическая карта Латинской Америки Презентация, в которой представлены задания, вопросы Компьютер, проектор Презентация, в которой представлены задания, вопросы^ Тип урока: урок-обобщение в форме игры «Географический калейдоскоп»Ход урокаОрганизация игрыКласс делится на три команды (принцип деления возможен любой: по рядам, по интересу и т.д.). За правильные ответы команды будут получать жетоны. Победителем будет та команда, которая набрала большее количество жетонов, кроме того, полученный жетон капитан команды отдает тому участнику, который внес больший в клад в решении задания. Таким образом, определяется не только команда-победитель, но и лучший игрок.Вступительное слово учителяПодготовительная работа (подготовка жетонов, содержания географического ящика.Класс разбит на три группы.Задание 1. «Своя игра» (Команда выбирает тему, по которой она хочет отвечать и цену вопроса). Тема 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов 1.Топонимика 1 2 3 4 5 2. Страна 1 2 3 4 5 3. Животный мир на гербах стран 1 2 3 4 5 4. Птицы на гербах стран 1 2 3 4 5 5. Понятия 1 2 3 4 5 1.Топонимика1. В основе названия страны - исп. Argento или исп. Plata. (Аргентина)2. Это название страны связано с индейской деревней, построенной на сваях в заливе Маракайбо, которую увидели члены экспедиции под руководством испанского колонизатора А. де Охера. (Венесуэла)3. Это название связано с названием реки Патия, или Биру, которой достиг конкистадор – Б. Руис в 1526 г. На языке коренного индейского населения пиру (биру) – «река». В 1543 г. колонизаторы организовали вице-королевство, объединившее почти всю территорию Южной Америки (кроме Бразилии). В 1821 г. провозглашена независимость. (Перу)4. Название страны на языке индейцев араваков означает «холод, зима», что связано с их восприятием снежных вершин Анд. (Чили)5. Эта страна длительное время называлась Гвиана Нидерландская. В 1975 году была провозглашена независимая республика, названная по одной из главных рек страны. (Суринам)СтраныСтрана с оригинальной конфигурацией территории, протянувшейся на тысячи км с севера на юг: крупнейший экспортер меди. (Чили)Одна из наиболее развитых стран Латинской Америки, где особенно развита промышленность, перерабатывающая сельскохозяйственное сырьё, а в экспорте также преобладает продукция сельского хозяйства. (Аргентина)Эта страна развивающего мира, которая первая начала осуществление «зеленой революции»; население говорит на испанском языке; столица основана индейцами-ацтеками. (Мексика)Островное аграрно-индустриальное государство находится в Вест-Индии на одноименном острове в Карибском море; входит в состав британского Содружества; большинство жителей имеет африканское происхождение; главные сельскохозяйственные культуры - сахарный тростник, бананы, какао, кофе; развивается активно горнодобывающая промышленность - бокситы, гипс, мрамор. (Ямайка)Назовите две страны, в населении которых преобладают выходцы из Европы и их потомки; их столицы расположены на берегах одного залива и концентрируют значительную часть городского населения. (Уругвай и Аргентина)^ Животный мир на гербах странЛама изображена на гербе этого государства. В древности территорию населяли индейцы, Инки основали на территории государство. В 16 веке испанцы завоевали эту территорию. Это аграрная страна с развитой горнодобывающей и разувающейся обрабатывающей промышленностью. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, лам. (Перу)Крокодил (Ямайка)Ягуар (Гайана)Броненосец изображен на гербе страны. Это островное государство на юго-востоке Карибского государства, одно из самых маленьких государств мира. (Гренады). Среди дикой фауны преобладают птицы. Основу экономики составляют сельское хозяйство и туристический бизнес. Об этой стране в своей знаменитой песне вспоминает Светлов (Гренада)Птицы на гербах странКондор или орла (Панама)Попугай (Доминика)Колибри (Тринидад и Тобаго)Фламинго (Багамские острова) ПонятияМетисы (потомки от браков представителей европеоидной расы и индейцев).Самбо (потомки от браков представителей негров и индейцев).Креолы (потомки испанцев).Латифундия (обширное частнособственническое земельное владение).Минифундии (мелкие крестьянские хозяйства).Задание 2. Кто быстрее. (Используя текст, карты, установите черты различия между Мексикой, Бразилией и Аргентиной). Каждый член команды заполняет информацию о своей стране. Черты сходства Черты различия Мексика Бразилия Аргентина 1. Колониальное прошлое 2. Большие размеры территории 3. Большая численность населения 4. Наличие выхода к морю 5. Богатство полезными ископаемыми 6. Развитие горнодобывающей промышленности 7. Развитие товарного сельского хозяйства 8. Наличие крупнейших городских агломераций Ответы Черты сходства Черты различия Мексика Бразилия Аргентина 1. Колониальное прошлое Колония Испании Колония Португалии Колония Испании 2. Большие размеры территории 1973 тыс. кв. км 8512 тыс. кв. км 2737 тыс. кв. км 3. Большая численность населения 100 млн. 173 млн. 38 млн. 4. Наличие выхода к морю Выход к двум океанам Выход к Атлантическому океану Выход к Атлантическому океану 5. Богатство полезными ископаемыми Главные – нефть и газ Главные – руды черных и цветных металлов незначительно 6. Развитие горнодобывающей промышленности Нефть, сера Железная, оловянная руда, бокситы незначительно 7. Развитие товарного сельского хозяйства Зерновые кофе, сахарный тростник Кофе, какао, сахарный тростник Зерновые, мясо шерсть 8. Наличие крупнейших городских агломераций Мехико Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро Буэнос-Айрес Задание 3. Географический ящик (угадать по описанию, какой предмет лежит в черном ящике)Банан – для развития этой сельскохозяйственной культуры требуется большое количество воды. Плоды употребляются в пищу в свежем и сушеном виде. Кроме того, из них готовят муку, консервы, мармелад, сироп и многое другое. Некоторые сорта идут на корм животным, на изготовление текстильных тканей. Сахар – это вещество содержится в мягкой сердцевине стебля, Бразилия занимает 1 место многолетнее растениеКофе – в начале ХVIII века на ботаническую выставку в Голландии было привезено это дерево с о. Ява. Через несколько лет голландцы подарили его ростки французскому королю Людовику ХIV. Военный губернатор одного из французских владений в Карибском море привез молодые побеги в Вест-Индию. Оттуда это дерево попало во французскую Гвиану, затем в Бразилию.Какао - Родина этой сельскохозяйственной культуры тропические леса, раскинувшиеся на берегах Амазонки и Ориноко. Плоды похожи на огурцы, весят около 500г. Продукт, который получают из данной культуры, повышает активность человеческого организма, улучшают настроение.Картофель – Родина этой сельскохозяйственной культуры – нагорья Перу. Перуанские базары с рядами этой сельскохозяйственной культуры разного цвета, величины, и формы поражают приезжих своей красочностью.4. Подведение итогов. Определение победителя