Реферат по предмету "Разное"


А. Островский > Одноклассник обращается к тебе за помощью, говорит, что ему поручили подготовить сообщение о критической статье Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Посоветуй ему, как работать над критичес

А. Островский 1. Одноклассник обращается к тебе за помощью, говорит, что ему поручили подготовить сообщение о критической статье Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Посоветуй ему, как работать над критической статьей, чтобы идеи критика при изложении стали убеждениями самих читателей и слушателей. 2. Попробуй объяснить от имени А. Островского, почему для своих пьес он выбирает в основном представителей зажиточного Замоскворечья. 3. Н. Добролюбов писал: «…пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремление жить»… Докажи, что эти слова Добролюбова относятся и к героям пьес А. Островского. 4. Пьеса – это диалог, монолог героев. Но ты попробуй описать героев «Грозы», какими ты их представляешь (Бориса, Варвару, Кудряша, Катерину, Тихона и др.). Объясни, что в пьесе помогает твоему воображению. 5. Составь словесный коллаж на тему «Темное царство» (по пьесам А. Островского). 6. Поставь себя на место Катерины и постарайся объяснить, почему тебе невыносимо жить в доме мужа. 7. Характеризуй одним словом каждого из героев «Грозы» (например, Кабаниха – жестокая, Тихон – покорный и т.д.). 8. Борис постоянно ищет оправдание своим поступкам. Какое оправдание для себя придумал бы ты после гибели Катерины, если бы был Борисом? 9. Поведение кого из героев пьесы А. Островского «Гроза» ближе всего современному молодому человеку? Обсуди это с одноклассниками и подбери доказательства своей позиции. 10. Пьесу А. Островского «Гроза» по-разному оценили критики Н. Добролюбов и Д. Писарев. Чья позиция тебе ближе? Составь небольшое высказывание в защиту мнения одного из авторов.11. Размышляя о произведениях А. Островского, Д. Писарев писал: чтобы «сознательно уважать самого себя надо поработать над собой, очистить свой мог от разного мусора, сделаться полным хозяином своего внутреннего мира, обогатить этот мир кое-какими знаниями и идеями. И, наконец, изучивши самого себя, найти в себе жизни разумную, полезную и приятную деятельность». 12. Сформулируй, что нужно тебе для того, чтобы ты мог себя уважать. 13. Катерина ни в чем не обвиняет Бориса, но если бы сделала это, в чем бы она могла его обвинить? Выдвиньте обвинение Борису от имени Катерины. 14. Какие ассоциации возникают у тебя со словом «ключ»? (В связи с пьесой А. Островского «Гроза».) Объясни их правомерность. 15. Нарисуй два–три пейзажа (словесно), среди которых проходит жизнь героев «Грозы». Объясни присутствие в них тех или иных деталей. 16. Твоей подруге нравится пьеса А. Островского «Гроза», а тебе – «Бесприданница». Объясни подруге, почему именно этой пьесе ты отдаешь предпочтение. 17. Лариса Огудалова говорила: «Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь да жить.. когда нельзя жить и не нужно». Поведи диалог с Ларисой Огудаловой, выскажи свое понимание смысла и ценности жизни и попробуй, опираясь на знание характера героини, построить ее реплики. 18. Если бы у тебя была возможность снять кинофильм по пьесе А. Островского «Бесприданница», по каким критериям ты бы отбирала актеров для фильма? Какими, по-твоему, должны быть Лариса Огудалова, Паратов, Кнуров, Карандышев и другие? 19. Составь рассказ Хариты Игнатьевны Огудаловой, рассуждающей о том, как «устроить счастье дочери». В чем видит она свое назначение матери? 20. Сформулируй основные принципы, по которым живет Паратов. 21. Представь себя на месте Паратова: тебе нравится Лариса Огудалова, но финансовые затруднения заставляют тебя отказаться от нее. Составь монолог Паратова, не знающего, как поступить.^ И. Тургенев 1. Что сказали бы друг другу И. Тургенев и Н. Некрасов, поссорившиеся из-за появления в «Современнике» критической статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?»? Постройте их диалог. 2. Напиши автобиографию Евгения Базарова. 3. Вообрази, что ты встретился с родителями Базарова. Что бы они рассказали тебе о своем сыне? 4. «Аристократизм», «демократизм», «принципы» – как говорил Базаров, сколько бесполезных слов! Совершите путешествие по страницам толкового словаря, сравните, как изменилось лексическое значение слов, о которых когда-то так пренебрежительно отзывался Базаров. 5. Базаров не писал писем Одинцовой, объясняясь в чувствах, это предстоит сделать тебе. Составь письмо Базарова к Одинцовой с признанием в любви, соблюдая правила эпистолярного жанра XIX века и речевые особенности самого автора. 6. Сделай презентацию «Записок охотника» И. Тургенева. Заинтересуй читателей этим произведением. 7. Как известно, И. Тургенев был непримиримым противником крепостничества. Составь от лица писателя гневную обличительную речь, раскрывающую губительность крепостного права для развития России как государства, для морального здоровья общества. 8. И. Тургенев – создатель «прозрачных, будто сотканных из воздуха образов» (М. Салтыков-Щедрин). Проведи экскурсию по галерее тургеневских образов, расскажи о них, подтверждая слова Салтыкова-Щедрина. 9. Проведи лабораторную работу: исследуй произведение И. Тургенева «Отцы и дети» и определи, что в Базарове – от авторского замыла, а что – от саморазвития образа. 10. Войди в роль Павла Петровича Кирсанова. Расскажи, что ты чувствуешь накануне дуэли, чего ждешь от нее и как относишься к своему противнику. 11. Сделай словесную карикатуру на Павла Петровича Кирсанова. 12. Обсуди с одноклассниками, на чьей стороне – Базарова или Павла Петровича – Тургенев в вопросе о дуэли, за помощью обратись к тексту произведения. 13. В сочинении по роману «Отцы и дети» ты пишешь, то Базаров – пародия на молодого демократа, ведь Тургенев не может восхищаться таким героем. Учитель ставит тебе низкую оценку и предлагает повнимательнее прочесть статью Д. Писарева «Базаров». Докажи, что твоя точка зрения также имеет право на существование, ведь, кроме «Базарова», был еще и «Асмодей нашего времени» М. Антоновича. Сошлись на эту статью. 14. Выскажись о Базарове от имени автора, его создавшего. Помни при этом слова Тургенева: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» 15. Нарисуй психологический портрет Аркадия Кирсанова. 16. Возьми интервью у Одинцовой, расспроси, какое впечатление произвел на нее Базаров и почему на балу она обратила внимание именно на него. 17. Перескажи сюжет дуэли Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова в жанре детектива, клоунады, сентиментального рассказа. 18. Продумай маршрут заочного путешествия твоего класса по тургеневским местам; реши, какие еще страны, кроме России, появятся в маршруте. 19. Слышал ли ты, что психологи выделяют четыре основных темперамента человека (сангвиник, холерик и т.д.)? Попробуй определить, какому из темпераментов соответствуют характеры героев романа Тургенева «Отцы и дети» (Базарова, Кирсановых, Одинцовой, Фенечки и др.) 20. В каких обстоятельствах Базаров прибегает к эпатажу? Часто ли вы проявляете эпатаж, желая поддразнить оппонентов, шокировать неожиданно резкими и нарочито парадоксальными суждениями? Расскажи, свойственно ли это вашим друзьям. 21. Базаров не признает искусства, его воздействия на человека, и суждения Евгения подчас бывают несправедливыми. Даже Аркадий Кирсанов приходит к мнению, что есть вещи, которых Базаров не знает и не понимает. Вступи в спор с Евгением Базаровым, укажи на его ошибки, слишком примитивное представление о некоторых вещах. 22. «Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно. Пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичным двором; он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством. А Аркадий рос да рос – тоже хорошо и тихо». 23. Соответствует ли данное описание твоему представлению об идеальной семейной жизни? Чего, на твой взгляд, все же не хватает чете Кирсановых? Выскажи свое мнение. 24. Можно ли на примере семьи Кирсановых утверждать, что дети обычно повторяют судьбу своих родителей? Подтверди свое мнение словами текста. 25. «–Как славно пахнет! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь… Аркадий вдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и умолк. –Конечно, – заметил Николай Петрович, – ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным… –Ну, папаша, это все равно, где был человек не родился. –Однако… –Нет, это совершенно все равно. Николай Петрович посмотрел сбоку на сына, и коляска проехала с полверсты, прежде чем разговор возобновился между ними». 26. Разыграй этот диалог и объясни от имени Аркадия, что ты испытываешь по отношению к отцу и почему так себя ведешь. А как ты сам ведешь себя по отношению к родителям? 27. То, как Павел Петрович ведет дискуссию с Базаровым, скорее напоминает допрос. Согласен ли ты с этим? Подтверждение найди в тексте. 28. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», – так сказал Базаров в разговоре с Павлом Петровичем. Вступи в спор с героем. Что ты скажешь ему, какие аргументы подберешь? 29. «Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование. И она уехала за границу. Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней; года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за ею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя. Он негодовал за свое малодушие… но ничего не помогало». 30. Как должен вести себя человек, получивший отказ в любви? Достойно ли мужчины поведение Павла Петровича? 31. В рукописи роман «Отцы и дети» начинался с эпиграфа: «В вас было содержание, но не было силы», – говорил молодой человек человеку средних лет. «А в вас – сила без содержания», – отвечал ему человек средних лет. 32. Почему И. Тургенев снял этот эпиграф? Соответствовал ли он содержанию романа? 33. Чем больше старики Базаровы любят сына, чем больше он любит их, тем труднее для них каждому идти своей дорогой. 34. Найди в тексте подтверждение правильности данного высказывания. 35. Обсуди с одноклассниками, на чьей стороне – Базарова или Павла Петровича – И. Тургенев в вопросе о дуэли, за помощью обратись к тексту произведения. 36. Говоря об Одинцовой, Баров заметил: «Я городским толкам не верю; но люблю думать, как говорит наш образованный губернатор, что они справедливы». 37. Какие толки имеет в виду Базаров и почему он думает, что в слухах об Одинцовой есть много правды? Согласен ли ты с Базаровым и как сам относишься к различным «толкам»? 38. Согласен ли ты с мнением Базарова, что «все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других»? Выскажи свое мнение о данном убеждении Базарова.^ Н. Некрасов 1. Поведи диалог с Н. Некрасовым о том, кого можно назвать гражданином своей страны. Со всеми ли суждениями Некрасова ты согласен? 2. Критики отмечали, что в лирике Некрасова присутствует эпический элемент. Проведи исследование, отыщи этот «эпический элемент» в стихотворении «Размышление у парадного подъезда» и определи его художественную роль. 3. Нелегко быть холопом князей Утятиных, но побудь им, войди в образ и расскажи об одном дне из своей жизни. Постарайся придать своему рассказу фольклорный стиль, присущий поэме «Кому на Руси жить хорошо?» 4. Определи в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» место легенды о разбойнике Кудеяре, который убил жестокого помещика и получил прощение всех прежних грехов. Какова главная мысль этой легенды? 5. Попробуй изложить один из некрасовских сюжетов в форме солдатской песни, легенды, рассказа о нелегкой мужицкой доле. 6. Еще 15 лет назад некоторые школьники утверждали, что поэзия Некрасова утратила свою художественную ценность, а с нею и интерес со стороны читателей, так как основная тема – тема тяжелой доли народной – перестала быть злободневной. Дескать, «на Руси теперь всем живется хорошо. Изменилось ли что-нибудь в наши дни? Действительно ли устарела поэзия Некрасова? Поведи дискуссию с теми, кто так считает. 7. Проведи аналогию между Григорием Добросклоновым (героем поэмы Некрасова) и Н. Добролюбовым, русским критиком. Докажи, что оба они равнозначны, а не просто прототип и его литературный двойник. 8. «Раскрась картинку» (обогати текст образами, эпитетами, дополни суждениями). 9. «Некрасов, как поэт, хочет, чтобы читатель задумался над тем, что изменилось за полвенка в народной судьбе: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Именно этой мыслью проникнута «Элегия». 10. Чего только не приходилось делать Матрене Тимофеевне! А в самом деле, чего? Каких дел не было в распорядке дня этой женщины? Обсуди это с одноклассниками. Сравнив Матрену Тимофеевну с современной женщиной. 11. Какие черты русского народного характера присущи Ермиле Гирину? Подумай, не противоречит ли это традиционному мнению, что русский мужик жуликоват и хитер, а не честен и простодушен? Выскажи свое мнение. 12. Кого из известных тебе людей напоминает дворовый князя Шереметьева? Проведи по галерее таких «двойников» и постарайся объяснить что толкает людей на это.М. Салтыков-Щедрин 1. Ты путешествуешь и делаешь путевые заметки. Какая запись появится в твоих заметках после посещения города Глупова? 2. А. Луначарский о Салтыкове-Щедрине писал, что это «мастер такого смеха, смеясь которым человек становится мудрым». Дай комментарий данного высказывания. 3. Чем отличаются обычные сказки от сказок для «детей изрядного возраста»? Определи основные отличия. 4. Рассматриваем литературные портреты. Перед нами изображения Николая I, Аркачеева («Хаджи-Мурат», «Война и мир» Л. Толстого) и портрет Угрюм-Бурчеева («История одного города» Салтыкова-Щедрина). Видишь ли ты сходство людей, изображенных на этих литературных портерах? 5. Разглядывая в телескоп небо, мы как бы приближаем к себе звезды. Давай используем этот телескоп, чтобы рассмотреть получше удивительный мир, в котором живут герои произведений Салтыкова-Щедрина. Не возникает ли у тебя ощущение, что все, что ты видишь, – не только вымысел, но и наша сегодняшняя жизнь? 6. Опиши современные «войны за просвещение», руководство «органчиков» и пр., объясни, какое чувство это у тебя вызывает. 7. Могут ли произведения Салтыкова-Щедрина помогать читателям воспитывать в себе чувство собственного достоинства? Отвечая на этот вопрос, построй выступление на морально-этическую тему, используй в нем фразы сатирика: «Градоначальники секут, а обыватели трепещут», «Глуповское начальстволюбие», «бунт бессмысленный и беспощадный». 8. Что, по мнению Щедрина, было «немое, слепое и глухое пространство»? Какие размышления вызывает это у тебя, как у гражданина? 9. Подбери музыкальное сопровождения появления градоначальников в Глупове (Угрюм-Бурчеев – марш, Брудастый – гамма состоит из семи нот, мелодия шарманки и т.д.). Гамма Салтыкова-Щедрина, помогающая создавать яркие сатирические произведения, также опирается на семь «нот»: приемы, без которых не было бы ни сказок, ни «Господ Головлевых», ни «Истории одного города». Определи эти «ноты» и дай им краткую характеристику. (Аллегория, сарказм, абсурдность, гротеск и т.д.) 10. «Таинственные тени гуськом шли одна за другой, застегнутые, выстриженные, однообразным шагом, в однообразных одеждах, все шли, все шли… Все они были снабжены одинаковыми физиономиями, все одинаково молчали, все одинаково куда-то исчезали». 11. Таким рисовался Угрюм-Бурчееву народ, коим он намерен был управлять. История, сделав виток, воплотила в жизнь мечты Угрюм-Бурчеева. Дай историческую справку о том, когда и где происходило нечто подобное. Поразмышляй, возможно ли еще такое повторение, и что делать, чтобы планы Угрюм-Бурчеевых не имели жизненного воплощения. 12. Произведение Салтыкова-Щедрина не случайно называется «Историей»… Определи, что в этой книге – от истории, а что – от фантазии сатирика. 13. Опиши «историю болезни глуповцев. Какими недугами страдают они? Попробуй также назначить им свое «лечение». 14. В народе говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек…» На что намекает сказка Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве»? Обсуди это с одноклассниками. 15. Можно ли было то, что излагал Салтыков-Щедрин, передавать открыто, не завуалированно? Обоснуй необходимость обращения сатирика в своих произведениях к «эзопову языку». 16. Вообрази себя цензором середины XIX века. К тебе на стол попадают сказки Салтыкова-Щедрина. Какую докладную записку об их художественности и политической благонадежности ты напишешь? 17. Нарисуй панораму города Глупова, не забудь о пушке, из которой палят в обывателей, и заводах блошином и клопином. 18. Составь проект одного из градоначальников «Глупов обновленный», рассмотри в нем нововведения городской власти. Постарайся сохранить щедринский прием абсурдности. 19. Прокомментируй слова Зарецкого, сказанные о баснях. Можно ли их отнести к сказкам Салтыкова-Щедрина? Ох басни – смерть моя! Насмешки вечные над львами! Над орлами! Кто что ни говори: Хотя животные, а все-таки цари! 20. В сказках Салтыкова-Щедрина действие происходит в лесной трущобе». Уточни значение слова «трущоба» в толковом словаре С. Ожегова и объясни, почему именно это слово использует Салтыков-Щедрин, а не, скажем, «глушь», «дебри». Какой широкий круг ассоциаций вызывает слово «трущоба»? 21. Лев из сказки Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» «нацарапал» резолюцию о недоверии Топтыгину. Наложи и ты на него резолюцию на действия помещика», вскрыв основные причины его поступков. 22. «Нужно было очень любить свою страну, чтобы написать такую книгу; нужно было безгранично верить в великое будущее родины, чтобы найти в своем сердце писателя и патриота слова острой боли за народ, выносивший на своих плечах Бородавкиных, Угрюм-Бурчеевых и других глуповских градоначальников». 23. Продолжи эту мысль, подготовь доклад на тему «Салтыков-Щедрин – писатель и патриот». Выскажи в докладе и свою гражданскую позицию. 24. Составь план своей самостоятельной работы по изучению темы «Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина». Какие виды работ в него включишь? 25. Михаил Жванецкий говорил: «Люди, попадающие наверх, думают всегда одинаково». Кому из русских писателей второй половины XIX века была близка подобная мысль? Сопоставь два века и двух писателей, докажи, что времена меняются, но люди и их проблемы остаются теми же. 26. Могут ли произведения Салтыкова-Щедрина помогать читателям воспитывать в себе чувство собственного достоинства? Отвечая на этот вопрос, построй выступление на морально-этическую тему, используй в нем фразы сатирика: «Градоначальники секут, а обыватели трепещут», «глуповское начальстволюбие», «бунт бессмысленный и беспощадный». 27. «Глуповцы – народ изнеженный и до крайности набалованный. Они любят, чтоб у начальника на лице играла приветливая улыбка, чтобы из уст его по временам исходили любезные прибаутки, и недоумевают, когда уста эти только фыркают или издают загадочные звуки. Начальник может совершать всякие мероприятия. Он может даже никаких мероприятий не совершать, но ежели он не будет при этом калякать, то имя его никогда не сделается популярным». 28. Поясни, как влияет на отношение народа к своему начальству умение этого начальства «калякать». Кто из известных тебе политиков – хороший оратор и тем самым завоевывает авторитет? 29. Сделай сообщение о том, что делали градоначальники в области образования и науки. Кто из них достиг «вершины творчества» на этом поприще? 30. Встань на сторону историка и объясни такое явление, как преклонение народа перед властью. В чем ты видишь истоки этого «начальстволюбия»? Вспомни, как вели себя глуповцы перед появлением градоначальника Брудастого: «Жители ликовали: еще не видав в глаза вновь назначенного правителя, они уже рассказывали об нем анекдоты и называли его «красавчиком», «умницей»… Явились даже опасные мечтатели, руководимые не столько разумом, сколько движениями благодарного сердца, они утверждали, что при новом градоначальнике процветет торговля и что под наблюдением квартальных надзирателей возникнут науки и искусства». Оправдались ли чаянья народа? 31. Глуповцы не могли понять, какой смысл следует им вкладывать в слова «не потерплю!», которые постоянно выкрикивал градоначальник Брудастый. Помоги глуповцам растолковать их и приведи факт из жизни глуповцев, который служил бы наглядным примером того, что «не потерпит» власть. 32. Если бы тебе довелось стать «градоначальником», с чего бы ты начал свою работу? Составь план основных направлений своей деятельности в роли «градоначальника». 33. «Бывали ли в истории примеры, чтобы люди распоряжались, вели войны и заключали трактаты, имея на плечах порожний сосуд?» Этот вопрос глуповцы задавали смотрителю народного училища. А как бы на него ответил ты? Приведи примеры из истории. 34. «Анархия началась с того, что глуповцы собрались вокруг колокольни и сбросили с раската двух граждан: Степку да Ивашку. Потом пошли к модному заведению француженки, девицы де Сан-Кюлот… и, перебив там стекла, последовали к реке. Тут утопили еще двух граждан: Порфишку да другого Ивашку и, ничего не доспев, разошлись по домам». 35. Так описывает Салтыков-Щедрин народное негодование. Сформулируй причины, по которым глуповцы впадают в «анархию». Можно ли провести параллель с историческими народными волнениями? Проведи дискуссию на тему: «Почему происходят революции?» 36. «Воспользовавшись тем, что помощник градоначальника с своими приспешниками засел в клубе в бостон, извлекла из ножен шпагу покойного винного пристава и, напоив для храбрости, троих солдат из местной инвалидной команды, вторглась в казначейство. Оттоль, взяв в плен казначея и бухгалтер, а казну бессовестно обокрав, возвратилась в дом свой… Когда на другой день помощник градоначальника проснулся, все уже было кончено. Он из окна видел, как обыватели поздравляли друг друга, лобызались и проливали слезы. Затем, хотя он и попытался вновь захватить бразды правления, но так как руки у него тряслись. То сейчас же их выпустил». Переда от лица градоначальника, что ты чувствуешь, потеряв власть. Что эта власть для тебя значит? 37. «Утром помощник градоначальника, сажая капусту, видел, как обыватели поздравляли друг друга, лобызались и проливали слезы. Некоторые из них до того осмелились, что даже подходили к нему, хлопали по плечу и в шутку называли свинопасом. Всех этих смельчаков помощник градоначальника, конечно, тогда же записал на бумажку». Что руководило им: месть, привычка доносить, желание справедливости, обида или что-то другое? Предложи для дискуссии в классе тему: «Что заставляет человека стать доносчиком?» 38. Каким должен быть суд в демократическом государстве? Сравни его с «судбищем» города Глупова: «Началось общее судбищ; всякий припоминал про своего ближнего в всякое, даже такое, что тому и во сне не снилось, и так как судоговорение было краткословное, то в городе только и слышалось: шлеп-шлеп-шлеп!» 39. «Пытались было зажечь клоповный завод, но в действиях осаждающих было мало единомыслия, так как никто не хотел взять на себя обязанность, так как никто не хотел взять на себя обязанность руководить ими, – и попытка не удалась». Так автор описывает неудачную осаду Дуньки. Согласен ли ты с тем, что причины провала любой операции – отсутствие единодушия у участвующих сторон, их нерешительность и слабохарактерность лидера? 40. Каким предстает перед тобой Бородавкин, который «ходатайствовал об учреждении академии, и когда получил отказ, то без дальнейших размышлений выстроил вместо нее съезжий дом… А со съезжим домом – дело верное: и выстроен прочно, и из колеи «рассмотрения» не выбьется никуда»? Разделяешь ли ты мнение автора о Бородавкине? 41. Разыграй сцену, описанную Салтыковым-Щедриным: «–Видно, как-никак, а быть мне у бригадира в полюбовницах! – говорила она, обливаясь слезами. –Только ты это сделай! Да я тебя… и черепки-то твои поганые по ветру пущу! – задыхался Митька и в ярости полез уж было на полати, но вдруг одумался, затрясся всем телом, повалился на лавку и заревел. Кричал он шибко что мочи, а про что кричал, того разобрать было невозможно. Видно было только, что человек бунтует. Узнал бригадир, что Митька затеял бунтовство. И вдвое против прежнего огорчился. Бунтовщика заковали и увели на съезжую». Объясни, как нужно играть «бунт» Митьки, чтобы воплотить замысел автора, и почему даже самый маленький протест так страшен власти. 42. Подтверди или опровергни мысль о том, что «сажание в тюрьмы» – одна из функций любой власти. Обрати внимание на следующий отрывок из повести Салтыкова-Щедрина: «С одной стороны, он чувствовал, что ему делать нечего; с другой стороны, тоже чувствовал, что ничего не делать нельзя. Поэтому он затеял нечто среднее, что-то такое, что до некоторой степени напоминало игру в бирюльки. Опустит в гущу крючок, вытащит оттуда злоумышленника и засадит. Потом опять опустит, опять вытащит и опять засадит… С помощью двух инвалидов бригадир перепутал и перетаскал на съезжую почти весь город, так что не было дома, который не считал бы одного или двух злоумышленников. –Этак он, братцы, всех нас завинит! – догадывались глуповцы, и этого опасения было достаточно, чтобы подлить масла в потухавший огонь». 43. «В полдень поставили столы и стали обедать; но бригадир был так неосторожен, что еще перед закуской пропустил три чарки очищенной. Глаза его вдруг сделались неподвижными и стали смотреть в одно место. Затем, съевши первую перемену (были щи с солониной), он опять выпил два стакана и начал говорить, что ему нужно бежать… …После второй перемены (был поросенок в сметане) ему сделалось дурно; однако он превозмог себя и съел еще гуся с капустою. После этого ему перекосило рот. Видно было, как вздрогнула на лице его какая-то административная жилка, дрожала-дрожала и вдруг замерла…» Так закончилась жизнь бригадира. Выскажи свое отношение к еде, к свойству человека быть умеренным или, наоборот, несдержанным в ее потреблении. Можно ли считать культурным человека, не придерживающегося культуры еды? 44. Бородавкин писал устав о «нестеснении градоначальников законами», единственный параграф которого гласил: «Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя. И тогда все сие, сделавшись невидимым, много тебя в действии облегчит». 45. Салтыков-Щедрин писал о прошлом и настоящем, но он, пожалуй, даже не представлял, что все, сказанное им о власти, – это и будущее. Согласен ли ты с этим? Правомерно ли сравнение правления градоначальников Глупова с режимами Гитлера, Муссолини, Пиночета, Сталина и др.? Разве современные политики не подменяют законы «революционной целесообразностью?» 46. Бородавкин однажды понял, что «многоумие в некоторых случаях равносильно недоумению». Подумай, как эта мысль градоначальника связана с темой комедии Грибоедова. Разделяешь ли ты это мнение? 47. Ты помнишь историю оказавшихся в американских тюрьмах иракских военнопленных, над которыми издевались, морально унижали, фотографировали в непристойном виде? Считаешь ли ты нормальным такое отношение к пленным и что понимаешь под жестокостью? Вступи в спор с американскими солдатами и градоначальником Бородавкиным, который вел войны «за просвещение». Вот как он обращался с пленными: «Бунт кончился; невежество было подавлено, и на место его водворено просвещение. Через полчаса Бородавкин, обремененный добычей, въезжал с триумфом в город, влача за собой множество пленников. И так как в числе их оказались некоторые военачальники и других первых трех классов особы, то он приказал обращаться с ними ласково (выколов, однако, для верности глаза), а прочих сослать на каторгу. 48. Беневоленский (один из градоначальников) так писал о законопослушании людей: «Когда мы мним, что счастию нашему гнет пределов. Что мудрые законы не про нас писаны, а действию немудрых мы не подлежим, тогда являются на помощь законы средние, которых роль в том и заключается, чтоб напоминать живущим, что несть на земле дыхания, для которого не было бы своевременно написано хотя какого-нибудь закона». Прокомментируй это высказывание Беневоленского. Законопослушен ли ты? Как относишься к закону? Как понимаешь свободу личности: в свободе от законов или в их соблюдении? 49. Власть хорошо знает, что такое обязанность, а со словом «право» не знакома. Градоначальник Беневоленский помышлял о Конституции, «всего более его смущало то, что он не мог дать достаточно твердого определения слову «права». Слово «обязанности» он сознавал очень ясно, так что мог об этом предмете исписать целые дести бумаги, но «права» – что такое «права»? Какие ты имеешь права? Всегда ли твои права соблюдаются? Поделись с одноклассниками своим мнением. 50. В приложении к «Истории одного города» Салтыков-Щедрин пишет: «Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наигрывавший романсы «Не потерплю!» и «Разорю!», а в том, что есть люди, которых все существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие люди или нет?» Ответь на вопрос Салтыкова-Щедрина. 51. Щедрин подчеркивал, что Двоекуров сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа и был в этом отношении «родоначальником тех самых новаторов, которые спустя три четверти столетия вели войны во имя картофеля». Эти войны из-за картофеля – исторический факт. Например, в 1842 году в Пермской губернии «картофельный бунт» принял размеры крупного крестьянского восстания. Обратись в библиотеку и выясни, как попал в Россию картофель и какие события связаны с его распространением. Докажи, что «войны» за введение горчицы, лаврового листа – это пародия на «картофельные войны». 52. Подчиненные обычно пытаются показать своим правителям то, чего нет. Такого путешествия Екатерины II и Потемкина по южной России, во время которого строили декорации целых деревень. Такой была и поездка Павла I в Казань, Москву, и путешествие Александра I, когда по распоряжению Аракчеева одного и того же жареного гуся переносили из избы в избу. В 1980 году, когда в Москве проходила Олимпиада, по пути следования олимпийского огня строили дома, ремонтировали дороги, возводили заборы. То же самое происходило и в Киеве, который готовился к конкурсу «Евровиденье-2005». Найди в тексте «Истории…» и прокомментируй примеры того, как проходили подобные путешествия градоначальников и как демонстрировалась преданность глуповцем своим правителям.^ Ф. Достоевский 1. Ты редактор художественно-публицистического журнала. Известный читателям Ф. Достоевский приносит вам свое произведение «Бедные люди». Познакомившись с «Бедными людьми», вы хотите высказать свое суждение о произведении. Что ты скажешь его автору? 2. Раскольников держал в себе свою боль, не хотел делиться ею ни с семьей, ни с другом. А если бы он все же написал родным об убийстве и о том, почему решился на него, то что бы было в его письме? Составь письмо Родиона Раскольникова матери и сестре, постарайся от его имени объяснить мотивы своего поступка. 3. Родион Раскольников дает в суде показания, объясняя мотивы своего преступления и обстоятельства, при которых оно было совершено. Составь текст показаний Раскольникова. 4. Какие проблемы (общественно-политические, морально-этические, общечеловеческие, философские, социальные) поднимает Достоевский в романе «Преступление и наказание»? Предложи этот вопрос для дискуссии в классе и выскажи свое мнение. 5. Докажи, что роман Достоевского «Преступление и наказание» проникнут драматическим пафосом. Обратившись к словарю литературоведческих терминов, уточни виды пафоса. 6. Исследуй сюжет романа «Преступление и наказание», определи все его элементы и сделай сообщение о сюжетных особенностях произведения. 7. Такого ли эпилога романа «Преступление и наказание» ты ожидал? Мог ли он быть иным? Построй рассуждение, поразмышлять над которым предложи одноклассникам. 8. Есть ли в романе вопросы, в которых прав Раскольников, а не Достоевский? Отстаивая свое мнение, вступи в спор с учителем, посмотри на проблемы шире рамок произведения и эпохи, когда оно было написано. Попробуй оценить проблему с точки зрения сегодняшнего дня. 9. Можно ли утверждать, что основной художественный конфликт романа «Преступление и наказание» – это не конфликт между личностью и обществом, а конфликт в сознании героя? Подбери аргументы для отстаивания своей позиции. 10. Испытывает ли Раскольников раскаянье в содеянном? Отказывается ли он от своей теории? Всегда ли наказание равноценно преступлению? Отвечая на эти вопросы, встань на сторону человека, осужденного государством и отбывающего срок наказания. Изменилось ли твое понимание проблемы, когда ты оказался «по ту сторону»? 11. Христиане говорят: «Каков человек, такова и его смерть». Проанализируй обстоятельства, при которых умерли старуха-процентщица, Свидригайлов, Мармеладов, и сделай свое заключение: справедливо ли «божье возмездие»? 12. Какие из приемов создания художественного образа, используемых Достоевским, помогают лучше понять Свидригайлова Лужина? Готовясь к анализу произведения, хорошо изучи основные приемы создания художественного образа персонажа. 13. Если портретная характеристика выражает авторское отношение к персонажу, то как Достоевский относился к Соне Мармеладовой? Попробуй составить высказывание писателя о своей героине. 14. Проведи экскурсию по Петербургу Достоевского. Какие места обязательно войдут в маршрут твоей экскурсии? 15. Ответь на вопрос: возможно ли раскрытие внутреннего мира главного героя романа «Преступление и наказание» без введения в произведение интерьера и городского пейзажа? Как они связаны с раскрытием психологии героя? Отвечая на вопрос, убеди в правильности своего понимания слушателей и приобщи их к поиску доказательств в тексте произведения. 16. Составь описание сна по подобию тех снов, которые видел Раскольников. Старайся показать в своем описании воздействии цвета звука, эмоционального напряжения, предчувствия каких-то ужасных перемен. 17. Достоевский и многие другие писатели задавали себе вопрос: что делать? Ставил ли ты этот вопрос перед собой? Может ли и должен ли человек стараться изменить окружающую его действительность? Напиши сочинение-рассуждение на тему «Что делать?» 18. Раскольников с негодованием думал об ученых социологах, которые невозмутимо утверждали, что известный процент людей в обществе должен гибнуть, и считали это нормальным. Составь публицистическую статью с размышлениями на эту тему. Нормально ли, что в обществе огромный процент граждан умирает от СПИДа, наркотиков, алкоголизма, и общество это воспринимает спокойно? 19. Соедини «несоединимое»: найди связь между детским горем и теорией Раскольникова. Как мучительная любовь-жалость к детям соединилась в теории героя с возможностью «преступить черту»?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.