земледелиеРабочая тетрадь к лабораторным занятиям с заданиями для контрольных и самостоятельных работдля студентов III курса специальности «Агрономия»Саранск 2011ЗЕМЛЕДЕЛИЕРабочая тетрадь к лабораторным занятиям с заданиями для контрольных и самостоятельных работдля студентов III курса специальности «Агрономия»Студент________________________________________________________________________________________________________________________________________Группа_________________________________________________________________Саранск 2011УДК 631.58 (076)Составители: доктор с.-х. наук профессор Н.В. Смолин канд. с.-х. наук Т. Ф. Девяткина канд. с.-х. наук Д.В. БочкаревРецензент: доктор с.-х. наук профессор ^ А. В. ИвойловЗемледелие. Рабочая тетрадь к лабораторным занятиям с заданиями для контрольных и самостоятельных работ для студентов III курса специальности «Агрономия»/ Сост.: Н.В. Смолин, Т.Ф. Девяткина, Д.В. Бочкарев. – Саранск: «Референт» – 2011. – 66 с.Включены задания для выполнения лабораторных занятий, контрольных и самостоятельных работ. Предназначены для студентов дневного отделения специальности «Агрономия».Печатается по решению методической комиссии Аграрного института Мордовского госуниверситета имени Н. П. Огарева.Учебное изданиеЗемледелие. Рабочая тетрадь к лабораторным занятиям с заданиями для контрольных и самостоятельных работ для студентов III курса специальности «Агрономия»Составители: Смолин Николай Васильевич Девяткина Татьяна Федоровна Бочкарев Дмитрий ВладимировичРедактор Н. В. СмолинПодписано в печать 17.08.11 Бумага офсетная. Формат 60х84 1/16. Гарнитура Тип Таймс. Печать способом ризографии. Усл. печ. л. 4,25. Тираж 100. Заказ 266._____________________________________________________________________Отпечатано с оригинал-макета авторов в ООО «Референт» 430000, г. Саранск, пр. Ленина, 21^ РАЗДЕЛ 1. АГРОФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВЫ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕРабота 1. Изучение строения пахотного слоя почвыЗадание. Освоить методику определения объемной массы и влажности почвы пахотного слоя; охарактеризовать соотношение объемов твердой фазы почвы, капиллярной и некапиллярной пористости с учетом требований зерновых и пропашных культур; рекомендовать агротехнические приемы для создания оптимального сложения почвы. Работа выполняется на образцах почвы, отобранных на различных вариантах полевого опыта.^ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ Строение и объемная масса пахотного слоя почвы определяется методом насыщения ее в цилиндрах. Показатели заносятся в табл. 1. Таблица 1 Определение строения пахотного слоя почвы методом насыщения в цилиндрах Показатели Ед. измерения Формулы для расчета Вариант 1 2 3 4 Номер цилиндра Масса пустого цилиндра (В) г Глубина погружения цилиндра (Н) см Диаметр режущей части цилиндра (D) см Объем образца почвы в цилиндре (V) см3 Масса цилиндра с почвой до насыщения (B1) г Тоже после насыщения (В2) г Номер алюминиевого стаканчика Масса стаканчика (b1) г Масса стаканчика с пробой сырой почвы (b2) г То же с сухой почвой (b3) г Капиллярная влагоемкость (Wk) % Масса абсолютно сухой почвы в цилиндре (В3) г Масса воды в образце после насыщения (В4) г Плотность твердой фазы почвы (d) г/см3 Окончание табл. 1 1 2 3 4 Объем твердой фазы почвы (V1) % Пористость общая (V2) % Пористость капиллярная (V3) % Пористость некапиллярная (V4) % Плотность почвы (d0) г/см3 Влажность почвы при взятии образца (В0) % Степень аэрации почвы (Va) % Степень насыщения почвы водой (VВ) % Общий запас воды в изучаемом слое почвы (Wo) м3/га ^ Приборы и оборудование: патроны, бюксы, ванночки для насыщения, фильтрационная бумага, стекло, весы, нож, полотенце. Выводы по работе:________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа сдана: Подпись преподавателя: «______»___________ ________________________________Вопросы для защиты работы № 1 Что называют строением (сложением) пахотного слоя? Какое значение имеет капиллярная и некапиллярная пористость в плодородии почвы? Что такое капиллярная влагоемкость и как ее определяют? Как определить влажность почвы? Что такое плотность сложения почвы? Понятие об оптимальной и равновесной плотности почвы. Каковы оптимальные параметры плотности сложения почвы для зерновых ипропашных культур? Способы регулирования строения пахотного слоя. Что понимают под полевой и полной влагоемкостью почвы?Работа 2. Определение коэффициента водопотребления ивлагообеспеченности культурЗадание. Определить суммарный расход воды за вегетацию и коэффициент водопотребления. Рассчитать потребность в воде при плановой урожайности и влагообеспеченность культуры за вегетацию.^ Исходные данные 1. Урожайность полевых культур и количество осадков за вегетацию Таблица 2 Культура Вариант задания Урожайность, т/га Сумма осадков за вегетацию, мм фактическая (Ф) планируемая (П) Картофель 1 12 18 210 2 14 20 240 3 15 25 180 4 16 30 200 Ячмень 5 2,5 3,5 240 6 2,8 4,0 280 7 3,0 4,5 220 8 3,2 4,8 180 Лен (солома) 9 2,4 2,8 180 10 2,6 3,0 210 11 2,8 3,2 220 12 3,0 3,4 240 Клевер (сено) 13 4,0 5,0 190 14 4,0 6,0 200 15 5,0 7,0 240 16 6,0 8,0 260 2. Влажность и плотность сложения почвы под культурами Таблица 3 Культура Начало вегетации Конец вегетации Слой почвы, см 0–20 20–50 50–100 0–20 20–50 50–100 1 2 3 4 5 6 7 Вн – влажность почвы,% – Вк Картофель 17 19 18 12 13 15 Ячмень 18 19 20 9 10 13 Лен 19 20 21 11 13 14 Клевер 19 21 20 8 12 11 Окончание табл. 3 1 2 3 4 5 6 7 d0 Картофель 1,10 1,40 1,50 1,35 1,40 1,48 Ячмень 1,20 1,40 1,50 1,30 1,45 1,49 Лен 1,20 1,40 1,45 1,50 1,50 1,51 Клевер 1,30 1,45 1,47 1,45 1,45 1,52 3. Транспирационный коэффициент (Кт) и коэффициент пересчета товарной продукции на сухое вещество (Кп) Таблица 4 Коэффициент Картофель Ячмень Лен Клевер Кт 500 403 415 600 Кп 0,22 0,86 0,85 0,84 4. Максимальная гигроскопичность для почвы 4,5 %5. Водопотребление, % общего расхода по декадам вегетационного периодаТаблица 5 Культура Май Июнь Июль Август 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 Картофель – 5 7 7 8 9 12 18 17 8 5 3 Ячмень 3 5 4 7 9 13 15 17 14 10 5 – Лен 5 6 7 16 19 20 20 6 – – – – Клевер 10 15 20 20 10 10 10 5 – – – – Таблица 6 Расчет суммарного водопотребления и коэффициента водопотребления (расчет ведется на слой почвы 0-100 см) Показатель Символ и формула Единица измерения Вариант 1 2 3 4 Содержание воды в почве в начале вегетации в метровом слое почвы мм Содержание воды в почве в конце вегетации в метровом слое почвы мм Сумма осадков за вегетацию мм Окончание табл. 6 1 2 3 4 Суммарный расход воды за период вегетации (суммарное водопотребление) мм Коэффициент водопотребления м3/ц Содержание недоступной для растений влаги мм Продуктивный расход воды мм Планируемый урожай т/га Суммарный расход воды для планируемого урожая мм Примечание. 1мм воды равен = 10 т воды на 1 га (10 м3) Таблица 7 Анализ водопотребления полевых культур Май Июнь Июль Август Культура 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 Водопотребление на планируемый урожай, мм Количество садков(О) 9 9 10 12 13 12 20 24 25 20 20 21 Запас продуктивной влаги за декаду, мм Влагообеспеченность культуры (баланс воды) = приход – расход Выводы:________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________Работа сдана: Подпись преподавателя:«______»___________ ________________________________Вопросы для защиты работы № 2 Перечислите приходные и расходные статьи водного баланса (уравнение водного баланса почвы). Что такое суммарное водопотребление, коэффициент водопотребления? Как определить количество общей и доступной влаги в метровом слое почвы? Как определить коэффициент водопотребления? Что понимают под максимальной гигроскопичностью почвы? Как определить количество недоступной воды в пахотном и метровом слое почвы? От чего зависит коэффициент водопотребления и расход воды культурами? Какие агротехнические мероприятия для снижения непродуктивного расходаводы? Что такое влажность устойчивого завядания? Понятия наименьшей (полевой) влагоемкости почвы (НВ), полной влагоемкости (ПВ). Понятия: водный режим, типы водных режимов, водоудерживающая способность, влагоемкость, водопроницаемость, водоподъемная способность. Категории почвенной влаги.Работа 3. Определение физико-механических свойств почвыЗадание. Освоить методику определения физико-механических свойств и выбрать оптимальный интервал влажности почвы, при котором возможна качественная ее обработка. Представить на графике изменение определяемых свойств почвы в зависимости от влажности. Рекомендовать приемы, улучшающие структуру и качество обработки почвы. А. Определение липкости почвы: П Д2 Площадь диска (см) = 4 Берут 4 навески по 100 г воздушно-сухой почвы, просеянной через сито с диаметром отверстий 1 мм и доводят до определенной влажности. В образцах почвы с заданной влажностью определить липкость почвы. Таблица 8 № чашек Заданная влажность почвы, % Масса песка при отрыве диска от почвы, г Липкость почвы, г/см2 1 20 10 2 40 25 3 60 40 4 80 40 Б. Влажность структурообразования Для определения влажности структурообразования берут 4-5 навесок по 100 г воздушно-сухой почвы, пропущенной через сито 0,25 мм, почву помещают в фарфоровые чашки. В чашки добавляют возрастающее количество воды для получения различной степени увлажнения почвы, перемешивают с водой. Затем почву высушивают и просеивают через набор сит (7, 5, 3, 1, 0,5 и 0,25 мм). Остаток на каждом сите взвешивают. Расчет показателя структурообразования ведут по формуле: С ПС =------------, где Б С – масса фракций от 0,25 до 7 мм (г), Б – масса фракций крупнее 7 мм и меньше 0,25 мм (г) Таблица 9 № чашек Заданная влага, % Образовалось агрегатов размером, мм ПС >7 7–5 5–3 3–1 1–0,5 0,5–0,25 1 20 24 17 19 13 12 11 5 2 40 13 19 19 20 15 9 4 3 60 16 13 12 15 20 16 8 4 80 21 12 9 16 13 14 15 Рисунок 1 Влажность почвы, % (границы пластичности) Обозначения на рисунке: 1._______________________________________________________________________ 2._______________________________________________________________________ 3._______________________________________________________________________ 4._______________________________________________________________________ Выводы по физико-механическим свойствам почв, анализ полученных данных, рекомендации по выбору оптимальных условий обработки почвы. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Работа сдана: Подпись преподавателя: «______»___________ ________________________________Вопросы для защиты работы № 3 Какие свойства почвы относят к физико-механическим? Что такое липкость почвы и как ее определить? От чего зависит липкость почвы? Что называют твердостью почвы и от чего зависит ее величина? Что такое влажность структурообразования и от чего она зависит? Как определить влажность структурообразования? Что понимают под нижним и верхним пределами пластичности и как их определить? Что называют числом пластичности? Классификация почв по числу пластичности. Что такое физическая спелость почвы и как ее определить? 10. Как влияют физико-механические свойства на качество обработки почвы? 11. Какие мероприятия применяют для улучшения физико-механическихсвойств почвы?^ Контрольная работа по разделу №1 «Научные основы земледелия» Определение земледелия, как науки и отрасли. Задачи современного земледелия. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии мирового земледелия. Земные и космические факторы жизни растений. Основные законы земледелия. Обоснуйте понятие «плодородие с точки зрения», почва, как естественное тело. Дайте естественное и организацонно-экономичеекое обоснование расширенного воспроизводства плодородия почвы в интенсивном земледелии. Биологические показатели плодородия и способы их воспроизводства. Агрохимические показатели плодородия и способы их воспроизводства. Агрофизические показатели плодородия и способы их воспроизводства. Воспроизводство плодородия почвы. Способы его воспроизводства. Технологическая модель плодородия почвы. В чем заключается роль органического вещества в плодородии почвы. Регулирование водного режима почв. Регулирование воздушного режима почв. Регулирование теплового режима почв. Регулирование пищевого режима почв. Физико-механические свойства почв и их роль в земледелии. Способы улучшения структуры и строения почвы. Вопросы для самостоятельной работы по разделу № 1 1. Требования культурных растений к основным факторам жизни. Почва как посредник культурных растений в использовании факторов жизни 2. Использование законов и принципов земледелия в практике современного хозяйства. Достижения науки и передового опыта по повышению плодородия почвы и урожайности с.-х. культур 3. Водный режим почвы. Виды влагоемкости. Типы режима. Баланс воды в корнеобитаемом слое почвы. Районирование территории России по влагообеспеченности 4. Воздушный и тепловой режимы почвы. Состав атмосферного и почвенного воздуха. Факторы газообмена между почвой и приземным слоем атмосферы. Тепловые свойства почвы. Тепловой баланс почв 5. Питательный режим почвы. Почвенный раствор, его состав и динамика. Роль компонентов ППК в земледелии 6. Пути улучшения биологических, агрофизических и агрохимических показателей плодородия почвы. Взаимосвязь факторов плодородия почвы.^ РАЗДЕЛ 2. СОРНЫЕ РАСТЕНИЯ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМИРабота 4. Характеристика сорных растений, часто встречающихся вагрофитоценозах и меры борьбы с нимиЗадание. Изучить биологические особенности и классификацию основных видов сорных растений, ареалы их распространения. Научить распознавать сорняки по растениям и семенам, засоряющим посевной материал культур. Изучить предупредительные, механические и химические меры борьбы с ними. Работа выполняется с использованием гербария, альбома, учебных пособий. На лабораторных занятиях сорные растения изучаются по гербарию, сведения заносят в табл. 10. Таблица 10 Описание наиболее распространенных в агрофитоценозе сорных растений Название сорняков Класс, семейство Место произрастания Меры борьбы русское латинское 1 2 3 4 5 МАЛОЛЕТНИКИ Эфемеры Звездчатка средняя Stellaria media ^ Яровые ранние Осот огородный Sonchus oleraceus Горец птичий Polygonum aviculare Горец вьюнковый Polygonum convolvulus Горец шероховатый Polygonum scabrum Пикульник красивый Galeopsis speciosa Пикульник обыкновенный Galeopsis tetrahit Продолжение табл. 10 1 2 3 4 5 Овсюг Avena fatua Редька дикая Raphanusraphanistrum Горчица полевая Sinapis arvensis Марь белая Chenopodium album Дымянка аптечная Fumaria officinalis Горох полевой Pisum arvense ^ Яровые поздние Щирица запрокинутая Amaranthus retroflexus Паслен черный Solanum nigrum Ежовник Echinochloa crusgalli Щетинник сизый Setaria glauca Зимующие Пастушья сумка Capsella bursa-pastoris Ярутка полевая Thlaspi arvense Василек синий Centaurea cyanus Ромашка непахучая Matrikaria perforata Живокость полевая Consolida regalis Подмаренник цепкий Galium aparine Мелколепестник канадский Erigeron canadensis Чистец однолетний Stachys annua Озимые Костер полевой Bromus arvensis Костер ржаной Bromus secalinus Метлица обыкновенная Apera spica-venti Продолжение табл. 10 1 2 3 4 5 Двулетние Дрема белая Melandrium album Донник лекарственный Melilotus officinalis Икотник седоватый Berteroa incana Смолевка обыкновенная Silene vulgaris Чертополох колючий Carduus acanthoides Онопордум колючий Onopordum acanthium MHOГОЛЕТНИКИ ^ Мочковато- корневые Лютик едкий Ranunculus acris Подорожник большой Plantago major Стержнекорневые Одуванчик лекарственный Taraxacum officinale Цикорий обыкновенный Cichorium intybus Подорожник ланцетовидный Plantago lanceolata Щавель курчавый Rumex crispus Полынь горькая Artemisia absinthium Кульбаба осенняя Leontodon autumnalis Корнеотпрысковые Льнянка обыкновенная Linaria vulgaris Вьюнок полевой Convolvulus arvensis Горошек мышиный Vicia cracca Бодяк полевой Cirsium arvense . Осот полевой Sonchus arvensis Молочай лозный Euphorbia waldsteinii Латук татарский Lactuca tatarica Окончание табл. 10 1 2 3 4 5 Корневищные Пырей ползучий Elytrigia repens Полынь обыкновенная Artemisia vulgaris Хвощ полевой Equisetum arvense Мать-и-мачеха Tussilago farfara Крапива двудомная Urtika dioica Подмаренник настоящий Galium verum Луковичные Лук круглый Allium rotundum Сыть круглая Cyrepis rotundus Клубневидные Чистец болотный Stachys palustris Мята полевая Mentha arvensis Сныть обыкновенная Aegopodium podagraraia Ползучие Лапчатка гусиная Potentilla anserina. Лютик ползучий Ranunculus repens Будра плющевидная Glechoma hederacea Полупаразиты Погремок большой Rhinanthus apterus Зубчатка обыкновенная Odontitesvulgaris ^ Стеблевые паразиты Повилика клеверная Cuscuta campestris ^ Корневые паразиты Заразиха подсолнечниковая Orobanche cumata ^ Агротехнические приемы борьбы 1. С малолетними сорняками: ______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.^ С корневищными сорняками: _________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. ^ С корнеотпрысковыми сорняками:________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Работа сдана: Подпись преподавателя:«______»___________ ________________________________Вопросы для защиты работы № 4 Понятия о сорняках и засорителях, вред, причиняемый ими. Классификация сорных растений. Пороги вредоносности сорных растений. Общие биологические особенности основных биогрупп сорняков. Различия в биологии ранних и поздних яровых сорняков. Различия в биологии зимующих и озимых сорных растений. Классификация мер борьбы с сорняками. Предупредительные меры борьбы с сорняками. Механические меры борьбы с корнеотпрысковыми и корневищными сорняками. Фитоценотические и биологические методы борьбы с сорняками, их преимущества и недостатки. Физические и химические меры борьбы с сорняками. Комплексные меры борьбы с сорными растениями. Противосорняковый карантин. Перечислите сорняки внутреннего и внешнего карантина.Работа 5. Определение засоренности почвы семенами сорнякови описание семян сорных растенийЗадание. Освоить методику и технику определения засоренности почвы семенами сорняков. Изучение семян и плодов сорных растений по учебной коллекции семян и определителям. Работа выполняется по фактическим данным, полученным при отмывке образцов почвы, отобранных в полевых условиях в соответствии с методикой, изложенной в «Практикуме по земледелию». Для распознавания семян и плодов сорняков пользуются следующими основными признаками: Размер (длина, ширина, толщина, (мм)) Форма – внешние очертания Характер поверхности Окраска – признак, легко изменяющийся в зависимости от зрелости, условийуборки и др. Придатки (ости, шипы, щетинки и др.). Таблица 11 Вариант, слой почвы _____________________________________________________ навеска почвы для отмывки семян __________________________________________ Описание семян сорных растений № Название сорных растений Число семян, шт. в навеске на 1 м 2 на 1 га Формула для определения количества семян (N) сорняков на 1 м2, шт.10*d0*H*nN = ------------------a где N –число семян (шт.) на 1 м2, n – число семян (шт.) в исследуемой навеске, а –масса почвы исследуемой навески (в кг), d0и H берут из задания 1.Работа сдана: Подпись преподавателя: «______»___________ ________________________________Вопросы для защиты работы № 5 Способы и пути распространения семян сорняков по территории. Методика и техника определения засоренности почвы семенами сорных растений. Пути предотвращения увеличения количества семян сорняков в почве. Способы уничтожения семян сорняков в почве. Предупредительные меры. Трудно отделимые семена сорных растений.Работа 6. Составление карты засоренности полейЗадание. Освоить методику обследования и картирования засоренности полей севооборота. Научиться использовать карту засоренности полей для разработки системы комплексной защиты полевых культур от сорняков. Исходные данные для выполнения работы представлены в табл. 12. Таблица 12 Сводная ведомость учета сорняков № поля Культура севооборота Площадь, га Численность и видовой состав сорняков, шт./м2 1 Однолетние травы 138 осот полевой – 15, бодяк – 2, горошек –1, льнянка – 2, молочай – 3 2 Озимая пшеница 148 живокость-1, овсюг-3, щетинники-3 3 Кукуруза на силос 125 пырей-30, хвощ-21, мать-и-мачеха-15, тысячелистник-15 4 Ячмень 112 пастушья сумка-23, ярутка-7, пикульники-2, пырей-32, овсюг-46 5 Горох 113 осот полевой-13, молочай-12, овсюг-2, горец-3, марь-2, лебеда-3 6 Яровая пшеница 140 бодяк-54, пырей-2, хвощ-17 7 Картофель 161 льнянка-13, хвощ-17, горошек-5, пырей-3, гулявник-3, горчица-10 Типы засоренности на карте условно обозначаются следующим образом : малолетний тип - точками или желтым цветом, корневищный - горизонтальными линиями или синим цветом, корнеотпрысковый - вертикальными линиями или красным цветом, корнеотпрысково-малолетний - вертикальными линиями с точками между ними или оранжевым цветом, корневищно-малолетний - горизонтальными линиями с точками между ними или зеленым цветом, корневищно-корнеотпрысковый - клеточной штриховкой или фиолетовым цветом, корневищно-корнеотпрысково-малолетний - клеточной штриховкой с точками внутри клеток или коричневым цветом.^ По степени засоренности выделено 5 групп: 1 - от 1 до 5 шт./м2 (очень слабая), 2 - от 6 до 15 (слабая), 3 - от 16 до 50 (средняя), 4 - от 51 до 100 (сильная), 5 - более 100 (очень сильная). Степень засоренности ставится в кружочки в правом нижнем углу поля. Далее заполняется карта засоренности полей. Карта засоренности полей севооборотаРабота сдана: Подпись преподавателя: «______»___________ ________________________________Вопросы для защиты работы № 6 Методы учета засоренности посевов. Их достоинства и недостатки. Технология проведения инструментального метода учета. Визуальные методы учета. Глазомерно-численный метод А. И. Мальцева (шкала обилия сорняков). Методика производственного обследования и картирования сорно-полевой растительности в полях севооборота. Требования, предъявляемые к карте засоренности полей севооборотов. Дайте определение количественных показателей, характеризующих присутствие сорных видов в агрофитоценозе (численность, ярусность, проективное покрытие, объем, встречаемость).^ Работа 7. Расчет потребности в гербицидахдля химической прополки посевовЗадание. Охарактеризовать наиболее распространенные гербициды, изучить их свойства способы и сроки внесения, определить потребность хозяйства в гербицидах с учетом площади поля, типы и степени засорения возделываемой культуры, а также кратности обработок посевов гербицидами. Разработать комплекс машин для транспортировки и внесения гербицидов. С учетом степени засоренности полей севооборота (из работы 6) проводят расчет потребности гербицидов для химической прополки посевов (табл. 13).Работа сдана: Подпись преподавателя: «______»___________ ________________________________^ Вопросы для защиты работы № 7 Классификация гербицидов по характеру действия и способам применения. Краткая характеристика гербицидов, применяемых в основных сельскохозяйственных культурах. Природа действия гербицидов. Причины избирательности гербицидов. Дайте определение ЛД50 ? Условия эффективного применения почвенных гербицидов. Методы повышения фитотоксичности и эффективности гербицидов в условиях интенсивного земледелия. Виды и сроки применения гербицидов. Формулы для определения дозы гербицида по препарату. Использование карты засоренности для разработки системы гербицидов в севообороте. 10. Меры безопасности при работе с гербицидами.Контрольная работа по разделу №2«Сорные растения и меры борьбы с ними» Биологические особенности сорных растений. Классификация сорных растений. Вред, наносимый сорными растениями. Перечислите пороги вредоносности сорных растений и изложите их сущность. Какие сходства между и различия между зимующими и озимыми сорняками, паразитами и полупаразитами. Назовите наиболее злостные корнеотпрысковые сорняки и их биологические особенности. Для чего необходима карта засоренности полей и как ее составляют. В чем цель предупредительных мер борьбы с сорняками, какие вам известны. 9. По каким принципам и как классифицируются способы борьбы с сорняками.10.Механические способы борьбы с сорными растениями. 11.Биологические меры борьбы с сорняками. 12.Химические меры борьбы с сорняками. 13.Комплексный метод б