Реферат по предмету "Разное"


А. Г. Каспржаком эоо элективные курсы в профильном обучении: Образователь- ная область «Информатика»

Министерство образования Российской ФедерацииНациональный Фонд подготовки кадров Элективные курсы в профильном обучении Образовательная область «Информатика»НФПК Москва 2004 УДК 000.000.000 ББК 00.0000 эоо Общая редакция сборника осуществлена А.Г. Каспржаком ЭОО Элективные курсы в профильном обучении: Образователь- ная область «Информатика»/Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 112 с— ISBN 5-7755- УДК 000.000.000 ББК 00.0000 Учебное издание Серия «Элективные курсы в профильном обучении» Образовательная область «Информатика» Оригинал-макет выполнен издательством «Вита-Пресс» Изд. лицензия ИД № 02033 от 13.06.00 Подписано в печать 05.03.04 Формат 60X90V16. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7. Уч.-изд. л. 7. Тираж Заказ Издательство «Вита-Пресс», 107140, Москва, ул. Гаврикова, 7/9 Тел. 261-8337, 261-3078, 265-7087, 265-7157 e-mail: vitaprss@gamet.ru Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов вISBN 5-7755- © НФПК- 2004 Настоящий сборник издается Национальным фондом подготовки кадров по итогам Конкурса учебных материалов для обеспечения заня­тий по вариативному компоненту Базисного учебного плана в старшей профильной школе (элективные курсы). Сборник состоит из семи брошюр. В первой представлены норма­тивные документы Министерства образования РФ, определяющие орга­низацию и содержание элективных курсов в составе профильного обуче­ния, а также рекомендации педагогам и руководителям школ, которые начали осуществлять это обучение. Кроме того, там содержатся матери­алы к двум курсам, признанным Экспертным советом Конкурса лучши­ми, и приведен перечень издательств, в которых будут издаваться учеб­но-методические комплекты по всем представленным в сборнике программам. Содержание других брошюр — программы элективных курсов по образовательным областям «Естествознание», «Информатика», «Матема­тика», «Обществознание», «Технология» и «Филология». Каждая из этих брошюр начинается со статьи, в которой эксперты — организаторы Кон­курса поясняют специфику работы учителя, взявшегося за проведение занятий по элективным курсам, принадлежащим той или иной образова­тельной области. Мы надеемся, что представленные в сборнике материалы помогут не только работникам школ, принимающим участие в эксперименте по про­фильному обучению, но и авторам учебно-методических комплектов элек­тивных курсов при подготовке этих комплектов к изданию с учетом реко­мендаций учителей-практиков. Для работников управлений образования различных уровней, а так­же системы переподготовки кадров мы включили в первую часть сборни­ка документы, определившие порядок проведения и содержание Конкур­са. Надеемся, что эти документы могут помочь при организации и проведении аналогичных конкурсов в субъектах Федерации, городах, образовательных учреждениях.Экспертный комитет Конкурса Содержание Элективные курсы образовательной области «Информатика» 5^ ПОДРОБНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ 23 Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного програмирования и электронных таблиц 24 Технология создания сайтов 53 Компьютерная графика 77^ КРАТКИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ 93 Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами 94 Создаем школьный сайт в Интернете 99 Учимся проектировать на компьютере 102 Компьютерное моделирование: сферы и границы применения 106 Информационные системы и модели 109 Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта) 113^ ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА»А.А. Кузнецов Особенности элективных курсов по информатике Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в систе­ме профильного обучения на старшей ступени школы. В соответствии с одобренной Минобразования «Концепцией профиль­ного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различ­ных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каж­дый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач про­фильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа. Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на за­вершение общеобразовательной подготовки учащихся. Профильные кур­сы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориенти­рованы в первую очередь на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образователь­ных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Имен­но они, по существу, и являются важнейшим средством построения инди­видуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в за­висимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворе­нии разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения опре­деляет широкий спектр их функций и задач. Очевидно, что общие функции и задачи элективных курсов в систе­ме профильного обучения будут во многом по-разному проявляться в курсах этого типа по различным учебным предметам. Специфика содержания элективных курсов по информатике опре­деляется рядом факторов. К числу важнейших из них следует отнести, пожалуй, четыре: интенсивный характер межпредметных связей информатики с дру­гими учебными предметами, широкое использование понятийного аппа­рата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, приизучении практически всех предметов; значение изучения информатики для формирования ключевых ком­петенций выпускника современной школы, приобретения образователь­ных достижений, востребованных на рынке труда; исключительная роль изучения информатики в формировании со­временной научной картины мира, которая может сравниться по значимо­сти в школьном образовании только с изучением физики; интегрирующая роль информатики в содержании общего образо­вания человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных,гуманитарных и филологических учебных дисциплин. Нельзя не сказать еще об одной особенности, присущей современ­ной школьной информатике, которая не может не повлиять на электив­ные курсы по этому предмету, прежде всего на реализацию той их фун­кции, которая была названа выше «компенсирующей» по отношению к базовым и профильным курсам. Речь идет не столько о компенсации ограниченных, как уже говорилось, возможностей базовых и профиль­ных курсов в удовлетворении индивидуальных образовательных потреб­ностей школьников, сколько о построении содержания образования по информатике, адекватного современному пониманию предмета и содер­жанию этой отрасли научного знания и деятельности человека. Несмотря на существенную динамику изменения содержания школь­ной информатики, — за 20 лет существования в школе этот предмет пе­реживает смену уже третьего поколения своего содержания — мы все еще в значительной мере находимся в плену во многом устаревших взглядов на то, что такое основы информатики, в чем ее роль в современном образовании. Только в последние годы ситуация здесь стала меняться. Развитие содержания курса информатики в средней школе может быть охарактеризовано в настоящее время как этап «смены парадигм». Введение в 1985 г. основ информатики в содержание школьного образо­вания было осуществлено под лозунгом необходимости осуществления «всеобщей компьютерной грамотности молодежи», подготовки подрас­тающего поколения к труду в условиях массового использования компь­ютеров во всех областях профессиональной деятельности. Эта задача фактически определяла содержание курса информатики на первом этапе его введения в школу. Курс был ориентирован на изучение основ про­граммирования, а впоследствии — на освоение и применение средств информационных технологий. Однако уже к середине 1990-х гг. возникло твердое убеждение, что потенциал информатики как учебного предмета используется в школе далеко не полностью. Изучение информатики имеет огромное общеобра­зовательное значение, далеко выходящее за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся «информацион­ном» обществе. Этому немало способствовало и изменение взглядов на предмет информатики как науки, ее место в системе научного знания. Эти процессы совпали во времени с коренными изменениями при­оритетов школьного образования, поворотом его к личности школьни­ка, удовлетворению его интересов и образовательных потребностей по­средством широкой дифференциации содержания образования в школе, реализации личностно ориентированной модели образования. При этом практика школы показала, что методическая система обучения информа­тике может быть не только успешно адаптирована к новой парадигме, новым целям и ценностям обучения, но информатика во многих случаях может выступать в качестве «катализатора» этих процессов. Информати­ка первой среди других школьных предметов вышла на уровень про­фильной и уровневой дифференциации содержания обучения на различ­ных ступенях школы. Она на практике показала целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения (ме­тод учебных проектов и т.д.), направленных на реализацию личностно ориентированного подхода к обучению, демократизации и гуманизации образования. Информатика в настоящее время — одна из фундаментальных от­раслей научного знания, формирующая системно-информационный под­ход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процес­сы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Современный взгляд на предмет информатики во многом отличает­ся от представлений о предмете этой науки, сложившихся к моменту ее формирования как отрасли научного знания и практической деятельно­сти человека. Термин «информатика» возник в середине 1960-х гг. как гибрид двух слов «информация» и «автоматика» для обозначения науки об автомати­зации процессов обработки данных. Поэтому информатику связывали прежде всего с компьютерами, их использованием для решения задач. Однако, по мере развития информатики, ситуация стала существенно меняться. Информатика начала вбирать в себя многие отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и струк­тур, — кибернетику, теорию информации, документалистику и т.д. При­шло осознание того, что информатика — это не прикладная наука об «околокомпьютерной деятельности», а фундаментальная наука о законо­мерностях информационных процессов в системах различной природы. «Информатика ... буквально на наших глазах из технической дисципли­ны о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычис­лительной техники превращается в фундаментальную естественную на­уку об информации и информационных процессах в природе и обществе», — отмечал академик Н.Н. Моисеев (Моисеев Н.Н. Алго­ритмы развития. — М.: Наука, 1987). Отметим, что предметная область любой науки определяется (как это принято в философии и науковедении) не только областью действи­тельности, изучаемой этой наукой, но и методологией, методами иссле­дования этой области. Характеризуя методологию информатики, приве­дем позицию по этому вопросу Института проблем информатики РАН, сформулированную в работе «Развитие определений «информатика» и «информационные технологии», вышедшей под редакцией академика РАН И.А. Мизина. В ней отмечается: «Важнейшим методологическим прин­ципом информатики является изучение объектов и явлений окружающе­го мира с точки зрения процессов сбора, обработки и выдачи информа­ции о них, а также определенного сходства этих процессов при их реализации в искусственных и естественных (в том числе биологических и социальных) системах». Содержание школьного образования обладает немалой инертностью. Этому есть свои объяснения, и в целом это — во многом позитивная тенденция. Но даже самое лучшее образование не может оставаться не­изменным, не может не модернизироваться, с тем чтобы отвечать новым потребностям общества. Новые элементы содержания должны сначала апробироваться в вари­ативной части школьного образования, а затем входить в его инвариантную часть. Так было всегда. До недавнего времени новое содержание образова­ния проверялось в основном в факультативных курсах. Теперь эту функцию на старшей ступени должны выполнять элективные курсы. Особенно акту­альна эта задача для развития школьного образования по информатике. В этом еще одна важная особенность элективных курсов по этому предмету. Рассмотрим в этой связи основные направления развития целей и содержания обучения информатике в школе. Как известно, на старшей ступени школы, с одной стороны, завер­шается общее образование школьников, обеспечивающее их функцио­нальную грамотность, социальную адаптацию личности, с другой сторо­ны, происходит социальное и гражданское самоопределение молодежи. Эти функции старшей ступени школы предопределяют направленность содержания образования в ней на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Ориента­ция на новые цели и образовательные результаты в старших классах — это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к соци­альному статусу каждого человека. Наиболее важные среди этих требо­ваний — быть самостоятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь гражданс­кую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т.д. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Фе­дерации подчеркивается, что одной из основных задач современного образования является задача « ... формирования у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения». Роль изучения информатики в формировании целостного мировоззрения, предполагающего новые способы мышления и деятельности человека, трудно переоценить. Информатика как учебный предмет открывает школьникам для си­стематического изучения одну из важнейших областей действительности — область информационных процессов в живой природе, обществе, тех­нике. Развивая единый подход к их изучению, обосновывая общность процессов восприятия, передачи, преобразования информации в систе­мах различной природы, информатика вносит существенный вклад в формирование современного научного представления о мире, его един­стве. Наличие и значительная роль информационных процессов в систе­мах различной природы (биологических, социальных, технических) оп­ределяют востребованность элективных курсов по информатике в различных профилях обучения на старшей ступени школы. Существенное значение для формирования научного мировоззрения школьников имеет раскрытие при изучении информатики роли новых информационных и коммуникационных технологий в развитии общества, изменение характера и содержания труда человека, предпосылок и усло­вий перехода общества к постиндустриальному, информационному эта­пу его развития. Изучение информатики имеет важное значение для развития мышле­ния школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обуче­нии на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого опера­ционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Изучение информатики открывает новые возможности для овладе­ния такими современными методами научного познания, как формализа­ция, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер. К ним, в час­тности, относятся: поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача инфор­мации в открытом информационном обществе и всей окружающей ре­альности; проектирование на основе информационного моделирования объек­тов и процессов; умение решать принципиально новые задачи, порожденные при­внесенным информатикой новым информационным подходом к анализуокружающей действительности. И в обществе в целом, и в образовании эти умения и навыки форми­руются и используются в среде современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Современное понимание функ­циональной грамотности человека все больше включает в себя элементы информационных технологий, информационной культуры. Исключительно велика роль изучения информатики в социализации школьников, подготовке их к труду, профессиональной деятельности, в профессиональном самоопределении молодежи. В настоящее время в России, как и во всех развитых странах мира, начался постепенный переход к постиндустриальному, так называемому «информационному» обществу. Отличительной чертой постиндустриаль­ного этапа развития является перенос центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область ин­формационных процессов и технологий, т.е. смена доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом от индустриального к информационному этапу развития цивилизации. Это приводит к новому пониманию готовности выпускников учебных заведений к жизни и труду в информационном обществе, заставляет переосмыслить традиционные представления о содержании образования, путях его осуществления. Анализ содержания профессиональной деятельности людей массо­вых профессий и особенно прогноз ее развития в ближайшей перспекти­ве позволяют сделать вывод о возрастании роли подготовки молодежи в области информатики и информационных технологий. Растущее значение информационной деятельности оказывает влия­ние на перераспределение в структуре рабочих мест: происходит «перека­чивание» трудовых ресурсов из материальной сферы в информационную, появляются новые профессии, непосредственно связанные с обработкой информации. Таким образом, информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. Если это так, то элективные курсы по информатике должны учитывать потребности и интересы школьников, обучающихся в разных профилях на старшей сту­пени школы. Отсюда — ориентация практической деятельности с ис­пользованием ИТ в элективных курсах на различные сферы деятельно­сти и технологии, включение в содержание элективов по информатике задач, учебных проектов, связанных с изучением всех других учебных предметов. Ясно, что изучение тех или иных информационных технологий ста­нет одной из ведущих линий содержания элективных курсов информати­ки. Разрабатывая такие курсы, следует иметь в виду, что методика изу­чения ИКТ во многом меняется. Во-первых, в целом ряде психологических и дидактических исследо­ваний сегодня показано, что эффективность формирования готовности специалиста к применению в своей профессиональной деятельности информационных технологий во многом зависит от уровня сформирован­ное™ информационной компоненты его мировоззрения, информацион­ного подхода к анализу окружающей действительности. Во-вторых, известно, что период использования современных техно­логий, в том числе и информационных, в настоящее время сократился до 3—5 лет. На смену им придут новые, которые специалисту вновь придет­ся осваивать. В этих условиях особенно возрастает роль фундаменталь­ного образования, создающего научные основы, базу для освоения но­вых технологий. В современном понимании технология является наукой о преобра­зовании и использовании вещества, энергии и информации. Деятель­ность по преобразованию сырья, энергии, информации опирается на знание свойств преобразуемых объектов. При этом изучение в школе технологий, связанных с преобразованием вещества и энергии, предва­ряется изучением закономерностей их строения, свойств и т.д. в рамках предметов естественно-научного цикла. Что касается вопросов строе­ния, свойств, форм представления и т.д. информации, то они должны рассматриваться в курсе информатики, изучение которой, таким обра­зом, является необходимым условием усвоения школьниками информа­ционных технологий. Это значит, что всякая информационная деятельность, в том числе и с использованием современных средств информатизации, должна пред­варяться детальным изучением видов и свойств информации, способов ее записи и соотношения с материальными объектами и т.д. Заметим, что с изучения свойств объекта преобразования начинается изучение любых технологий. Кроме преобразования, в понятие технологии включается еще и ис­пользование преобразуемых объектов. Применительно к преобразованию информации это значит, что должны быть рассмотрены вопросы исполь­зования информации прежде всего в управлении. Таким образом, изуче­ние информатики и ИТ включает в себя и кибернетический аспект. Еще один вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразно­стью изучения программирования. Понятно, что программирование — стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов? Часто говорят, что (в отличие от начала 1980-х гг.) в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки ос­новной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование ко­торых — одна из приоритетных задач современной школы. Очень велика роль изучения программирования для развития мыш­ления школьников, формирования многих приемов умственной деятельно­сти. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном обра­зовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мыш­ления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллекту­альных умений и навыков было бы, наверное, неправильно. Рассмотрим теперь возможную типологию элективных курсов и осо­бенности курсов каждого типа. По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Примером такого курса мо­гут служить курсы по сетевым технологиям и информационным основам управления. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы «Мате­матическая статистика» для школьников, выбравших экономический про­филь, или «История искусств» для гуманитарного профиля. Очень много курсов такого типа по информатике: «Учимся проектировать на компью­тере» или «Компьютерная графика» для технологических профилей обуче­ния, «Компьютерное моделирование», «Информационные системы и мо­дели». Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базо­вом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышен­ном уровне. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, рас­пространяться на области деятельности человека вне круга выбранного учащимися профиля обучения. Это определяет появление в старших клас­сах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «Ос­новы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя». Среди элективных курсов по информатике к их числу можно отнести курс «Му­зыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)». Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введе­ния тех или иных элективных курсов, следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов дея­тельности для решения практически важных задач, приобретение образо­вательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д. Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводи­мого на компонент образовательного учреждения (12 ч на два года обу­чения). Предлагаемая организация обучения обусловливает необходи­мость разделения класса, как минимум, на две подгруппы. Вводя в школьное образование элективные курсы, необходимо учиты­вать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профиль­ное обучение — это не только дифференцирование содержания образова­ния, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс. Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы (4 ч в неделю в 10—11 классах) на организацию учебных практик, про­ектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности учащихся, примене­нием новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного про­ведения занятий по элективным курсам. Методика обучения элективным курсам еще только начинает фор­мироваться. С самого начала целесообразно строить ее на основе нового понимания целей и ценностей образования, с ориентацией на инноваци­онные методические идеи и концепции. Мы полагаем, что одним из наиболее продуктивных методов в обу­чении элективным курсам по информатике является метод учебных ис­следовательских проектов, основанный на исследовательской деятельно­сти учащихся по решению задач из выбранной предметной области. Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы исполь­зования информационных технологий. Поэтому метод учебных проектов внесет немалый вклад в профессиональное самоопределение школьни­ков. Кроме этого, проектная деятельность, как правило, связана с рабо­той в коллективе и будет способствовать развитию таких важных спо­собностей, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими людьми. Эти способности рассмат­риваются в настоящее время как важные компоненты образовательных результатов. Обучение с помощью метода учебных исследовательских проектов может быть реализовано в элективных курсах по информатике на разных уровнях. Первый — проблемное изложение процесса выполнения проекта, при котором учитель строит свое сообщение в форме воспроизведения логи­ки выделения проблемы из заданной проблемной ситуации; поиска, выд­вижения гипотез; их обоснования и проверки, а также оценки получен­ных результатов. Второй — выполнение проекта учащимися под руководством учите­ля. Учитель может расставить ориентиры по выполнению выбранного, по желанию учащихся, проекта в виде обобщенных проблемных вопро­сов, связанных с существенными моментами, тогда каждое конкретное действие учащийся станет строить сам, но общее направление его поиска будет нежестко задано. Третий — самостоятельное выполнение учащимися учебного иссле­довательского проекта. На этом уровне моделируется исследовательская деятельность специалистов рассматриваемого профиля по решению их профессиональных задач. Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребуют новых решений в их организа­ции. Широкий спектр и разнообразный характер элективов могут поста­вить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое не­хваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. Все это в полной мере относится и к элективным курсам по информатике. Более того, реализация целого ряда элективов по информатике связана с использованием дорогостоящего аппаратного и программного обеспечения, которым большинство школ не обладает. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предус­матривают объединение, кооперацию образовательного потенциала не­скольких образовательных учреждений, включая учреждения НПО и СПО, дополнительного образования и вузов. Ориентация многих элективных курсов информатики на сетевые формы организации учебного процесса также является спецификой этих курсов, которую необходимо учитывать при построении системы электи­вов по этому предмету. Комментарий к программам элективных курсов по информатике Из всего набора кратких программ элективных курсов по информа­тике мы сочли необходимым отобрать три для более развернутого пред­ставления их содержания. Это курсы «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного програм­мирования и электронных таблиц», «Компьютерная графика» и «Техно­логия создания сайтов». Нетрудно догадаться о причинах, побудивших нас к такому реше­нию. Действительно, каждый из этих курсов представляет один из воз­можных типов элективных курсов, служит примером курса, реализую­щим основные задачи курсов по выбору в системе профильного обучения. Первый из них, связанный с исследованием информационных моде­лей, служит как бы «надстройкой» профильного курса информатики, углубляет и расширяет его содержание. Второй курс служит примером элективов, ориентированных на виды деятельности, наиболее востребо­ванные сегодня на рынке труда. Наконец, третий больше всего связан с потребностями различных учебных предметов в применении сетевых тех­нологий, с «инструментальным» использованием компьютера в образо­вании. Но не только эти обстоятельства послужили основой выбора дан­ных курсов как типового примера элективных курсов. Ведь, напри­мер, по сетевым технологиям представлены програмы еще двух кур­сов, а по информационному моделированию — даже еще трех. Другим фактором, предопределившим такой выбор, был фактор методичес­кой обоснованности структуры и содержания программ, отработки отдельных компонентов методики, корректность понятийно-термино­логического аппарата не только самого курса, но и предлагаемой методики обучения. Третий фактор — востребованность курса, широта круга его потен­циальных пользователей. С этой позиции весьма интересные курсы по программированию на Лиспе или по вероятностному моделированию не могут быть отнесены к числу приоритетных. Сама суть элективных курсов как компонентов образования, прямо направленных на удовлетворение потребностей и интересов старшекласс­ников, на формирование новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных кур­сов, требует иных подходов к их созданию. Об этой особенности электи-вов не следует забывать, иначе школьники рано или поздно разочаруют­ся в них, потеряют к ним интерес. Если это так, то и методика обучения элективам в полной мере должна соответствовать этой специфике, отра­жать специфические задачи и функции элективных курсов в системе об­разования. Посмотрим с этих позиций на содержание, методы и формы обуче­ния элективным курсам на примере курса «Технология работы с библио­течными и сетевыми ресурсами». Всегда подкупает, когда цели и задачи обучения выходят за рамки содержания какого-либо одного курса, носят межпредметный, интегра­ционный характер. Однако если эти задачи решаются неадекватными средствами, то их значимость во многом теряется. На наш взгляд, именно это и может произойти при изучении рассматриваемого курса. В самом деле, курс начинается с темы «Освоение понятийного ряда информаци­онно-библиотечной деятельности», предусматривающей в основном лек­ционные занятия. В то же время очевидно, что эти понятия должны формироваться по ходу взаимодействия школьников с информационно-библиотечными ресурсами. Ведь школьники выбирают элективные кур­сы не ради освоения нового понятийного аппарата, а ради практичес­кой работы, с целью освоения новых способов деятельности, отвечающих их потребностям. Другими словами, цели курса и методи­ка его преподавания здесь во многом не соответствуют друг другу. То же самое можно сказать и о формах и средствах контроля результатов обучения. Предложенные средства — письменные и устные контрольные работы, тесты мало соответствуют декларируемым в программе обра­зовательным результатам. Мы так подробно остановились на недостатках программы этого курса именно потому, что они, как уже говорилось, типичны и характер­ны для большинства других программ. Еще одна причина такого при­стального внимания к недостаткам программы — желание показать их, объяснить их сущность учителям, которые возьмутся вести элективы по информатике. Зная ошибки и недочеты программы, можно скорректиро­вать методику, построить ее так, чтобы избежать их. Перейдем теперь к комментариям содержания программ курсов, ото­бранных для более детального раскрытия в данном сборнике. Начнем с курса «Исследование информационных моделей с использо­ванием систем объектно-ориентированного программирования и электрон­ных таблиц». Одна из функций элективных курсов — пополнить традиционное содержание школьных учебных предметов, компенсируя отсутствие в них важных понятий. Каждый электив решает это по-своему, своими средствами. Для рассматриваемого элективного курса реализация этой «компенсирующей» функции — одна из главных задач его содержания. Это связано с тем, что чрезвычайно важные для современного образо­вания вопросы построения и исследования информационных Основные этапы разработки и исследова­ния моделей на компьютере.16. Исследование физических моделей: Построение информаци­онной модели движениятела, брошенного подуглом к горизонту. Компьютерная модельдвижения тела на языкеVisual Basic. Компьютерная модельдвижения тела на языкеDelphi. Компьютерная модельдвижения тела в электронных таблицах. Формальная модель «Попа­дание в стенку тела, брошен­ного под углом к горизонту». Формальная модель-зада­ние «Попадание в площадкутела, брошенного под углом кгоризонту». Проект «Попадание в стен­ку тела,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.