«К пользе и славе Отечества»: 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов(19.11.1711 − 15.04.1765)В ноябре этого года исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Трудно переоценить значение деятельности Михаила Васильевича для России, для русской культуры, для русской науки, для русского образования.^ 1. Александр Сергеевич Пушкин: Ломоносов − «Наш первый университет» Наверное, нет ни одной сферы деятельности, ни одной науки, ни одной научной дисциплины, в которой Михаил Васильевич не просто оставил свой след, но либо явился отцом-основателем, либо поднял дело на более высокий, невиданный ранее уровень.«Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия... учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка»^ А.С. ПушкинМихаил Васильевич − первый русский академик. А.С. Пушкин следующими словами охарактеризовал разносторонность деятельности Ломоносова: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения... Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия,... учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка» [15, с. 459]. Называя Ломоносова «самобытным сподвижником просвещения», Пушкин также подчеркивает универсальный характер его гения: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом» [16, с. 184]. Универсальность гения Ломоносова во многом опередило свое время. Несмотря на то, что многие начинания Ломоносова при его жизни встречали сильное противодействие, однако, пожалуй, ни одна из его идей не оказалась тупиковой. Но все его идеи и начинания получили свое воплощение и развитие так, что мы до сих пор пользуемся плодами его деятельности.^ 2. Михаил Васильевич Ломоносов – продолжатель дела святых Кирилла и Мефодия Наследие святых Кирилла и Мефодия – не просто славянская азбука и письменность как таковые. Наследие святых братьев – это: – зрелые языковые формы русского языка; – быстрое и успешное становление и развитие русской национальной культуры; – начало просвещения и книжного богатства славян; – начало русской науки, русской школы и национальных воспитательных традиций.X-XVII вв.: «И княжеский сын, и поповский, и крестьянский учились в одни и те же годы одному и тому же по одним и тем же книгам, часто у одних и тех же учителей, и достигали в школьном образовании приблизительно одного и того же − уменья читать и писать. Точно также и княжеский сын, и попович, и крестьянский сын могли сами, каждый отдельно, набираться учености, изучая книги»К наследию святых Кирилла и Мефодия восходит история образования в России. Христианизация Руси – начало столь характерной для русской культуры любовь к знаниям, к книгам и книжности. Первые шаги в налаживании организованного обучения детей и юношества были предприняты еще в период крещения Руси и были продолжены при ближайших приемниках святого равноапостольного князя Владимира. Так, Ярослав Мудрый создал крупнейшую по тем временам библиотеку рукописных книг. С Х-XI веков важную роль в распространении общей грамотности сыграли школы, создаваемые при крупных монастырях [1, с. 7]. В Московской Руси XV – XVII вв. уровень грамотности населения был следующим. Почти все священники были в основном грамотными. Более 50% крупных и мелких землевладельцев Московской Руси, независимо от их места жительства, были грамотны. Владение грамотой было обычным явлением среди торговых людей. Процент грамотных крестьян едва ли был ниже 15%. Многие исследователи оценивают элементарное образование в допетровскую эпоху как низкое по своему уровню, но высокое по социальному значению из-за однородности и всеобщности. Понятие «образованности» в тот период было одинаковым почти для всех сословий. Вот мнение одного исследователя: «И княжеский сын, и поповский, и крестьянский учились в одни и те же годы одному и тому же по одним и тем же книгам, часто у одних и тех же учителей, и достигали в школьном образовании приблизительно одного и того же − уменья читать и писать. Точно также и княжеский сын, и попович, и крестьянский сын могли сами, каждый отдельно, набираться учености, изучая книги» [18, с. 25]. Для истории русского просвещения особенно важна школа, основанная в Киеве Богоявленским братством, которая в 1631 году была преобразована митрополитом Петром Могилою в высшее учебное заведение. Отсюда просвещение шло и на северо-восток. В 1633 г. патриарх Филарет устроил первое училище при Чудовом монастыре, известное под названием Патриаршей школы, единственное тогда во всем Московском государстве. К концу царствования Петра Великого в России, кроме Киевской, Московской академий, Академии наук, было 26 училищ для детей духовного звания, 51 народная школа, 59 гарнизонных школ для солдатских детей [4, с. 57]. На протяжении всего XVIII в. продолжала существовать православная традиция обучения детей в простонародной, крестьянской и посадской, среде. Образование крестьянских детей было вне сферы внимания государства и оставалось вне школьных преобразований. Оно зависело от инициативы самого населения, удовлетворявшего свою потребность в грамотности и книжной образованности, как и во времена Московской Руси, путем приглашения «мастеров грамоты», которых в XVIII в. называли «самоходными» или «вольными учителями». Эти «вольные учителя» обучали по традиции, используя рукописные азбуки и церковные книги, элементарной, необходимой в практических целях грамоте, чтению, счету и письму. Элементарной грамоте крестьянские дети обучались священниками и другими церковными лицами. Официальными церковными типографиями в XVIII в. издавались азбуки, буквари, псалтыри и часовники, которые служили учебными книгами. Псалтыри начинались методическими рекомендациями, известными еще в допетровское время. Грамотные родители по этим книгам могли сами обучать чтению своих детей (статьями с названиями «Наказание ко учителям, како им учити детей грамоте», «Об учителях иже учат младых отрочат грамоте» т.п.). Академия митрополита Петра Могилы, Патриаршая школа патриарха Филарета, церковные книги и деятельность «самоходных учителей» представляли из себя зародыш, зачатки всей Российской науки и образования. Эти семена начали прорастать в эпоху Петра I и, в особенности, в результате деятельности Ломоносова.^ 3. Значение Михаила Васильевича Ломоносова для современной педагогики Итак, в допетровскую эпоху господствовало элементарное образование, которое находилось в ведении приходских общин. Оно заключалось в распространении простой грамотности, положительным моментом которой было то, что одновременно с изучением грамоты начинался процесс умственного и нравственного возвышения русского народа. Однако, этому процессу не хватало административного гения государственного масштаба, который бы поставил процесс образования и воспитания на общегосударственный уровень, подключил к этому процессу государственный административный ресурс и государственное финансирование. Таким гением и оказался даже не Петр I, а именно Михаил Васильевич Ломоносов. К 1742 году по результатам собственных исследований Ломоносов сделал вывод, что большинство населения Российской империи неграмотно. Следовало открыть ряд школ, централизовать народное просвещение. Трудясь над централизацией народного просвещения и внедрением новых форм образования, Ломоносов не отвергал традиционных. Так, в «Проекте регламента московских гимназий» Ломоносов рекомендовал в «Российской школе» обучать детей народным русским способом: «Грамоте обыкновенным старинным порядком, то есть азбуку, часослов и псалтырь... Потом учить писать по предписанному доброму великороссийскому почерку и приучивать читать печать гражданскую» [10, с. 457]. Для обучения учащихся необходимо было подготовить учебное пособие, за разработку которого взялся Ломоносов. Его учебник «Российская грамматика» был построен на передовом языковедении, на тонком знании русского языка, его диалектов. Долгое время − более ста лет − это был самый авторитетный учебник русского языка. Только в 1864 году на смену «Русской грамматики» Ломоносова пришел столь же авторитетный учебник русского языка − «Родное слово» Дмитрия Константиновича Ушинского. Таким образом, три самых авторитетных и непревзойденных в свое время учебника русского языка − это: «Грамматика» архиепискома Мелетия Смотрицкого, «Русская грамматика» Ломоносова и «Родное слово» Ушинского. «Грамматика» архиепископа Мелетия Смотрицкого(1577 − 1633) «Русская грамматика» М.В. Ломоносова(1711 − 1765)«Родное слово» К.Д. Ушинского(1824 - 1870)Ломоносов − административный гений государственного масштаба, который бы поставил процесс образования и воспитания на общегосударственный уровень, подключил к государственный административный ресурс и государственное финансированиеКак известно, Ломоносов внес большой вклад в разработку теории русского стихосложения. Следующим исследователем в этой области, сравнимым по масштабу с Ломоносовым, был только Александр Сергеевич Пушкин, который, как известно, был не только величайшим поэтом и прозаиком, но также был серьезным исследователем-лингвистом и историком. Начав с разработки теории русского стихосложения, Ломоносов обратился к таким вопросам, как: − основы русской литературной речи (учение о трех стилях русского языка); − нормы русской грамматики; − связь русского и церковнославянского языков. Остановимся на том, как Михаил Васильевич Ломоносов раскрывал связь русского и церковно-славянского языков. В своем сочинении «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», Михаил Васильевич писал о том, что нет и не может быть конкуренции между русским и славянским языками. Славянский язык дал очень много ценного русскому языку, вошел в него органически. Церковнославянские элементы и элементы живой народной речи включаются в литературные нормы русского языка. В результате, церковнославянский язык до сего дня сберегает русский язык от разрушительных влияний. М.В. Ломоносов предостерегал, что «небрежением чтения книг церковных... дикие и странные слова, нелепости... и неприличности... вкрадываются к нам нечувствительно, искажают собственную красоту нашего языка, подвергает его всегдашней перемене и к упадку преклоняют». Однако Ломоносов выразил уверенность, что «Российский язык в полной силе и богатстве утвердится переменам и упадку неподвержен, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на словенском языке украшаться будет!» [8, с. 591]М.В. Ломоносов: «Российский язык в полной силе и богатстве утвердится переменам и упадку неподвержен, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на словенском языке украшаться будет!»Чтобы почувствовать, сколь велико значение деятельности Ломоносова для русской педагогики, приведем только некоторые факты из его деятельности. В век преклонения французской моде, Ломоносов ввел преподавание на русском языке. Значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку до Ломоносова все лекции читались на латинском языке. К середине XVIII века во всей Российской империи не существовало учебников на русском языке. Это заставило Ломоносова немедленно заняться разработкой учебных пособий по различным предметам. В 1742 году Ломоносовым уже было написано руководство «Первые основания горной науки, или Горная книжица»; в 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное»; в 1745 году для студентов перевел с латинского учебник по физике. Ломоносов распространил сочинения великого чешского педагога Яна Амоса Коменского, книгу которого «Видимый мир в картинках» он считал необходимым учебным пособием в гимназии. В последствие конференция Московского университета в 1756 году постановила перевести эту работу на русский язык. «Великая дидактика» Коменского была известна еще преподобному Симеону Полоцкому и использовалась в славяно-латинских школах с конца XVII века. По указу Петра I «Великая дидактика» была впервые переведена на русский язык. Но именно трудами Ломоносова «Великая дидактика» была положена в основу всей образовательной системы России. При этом Ломоносов был против простого переноса европейских форм и методов обучения, но выступал за учет русских национальных особенностей и русской ментальности. Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого из них. Впервые в истории российской педагогики Ломоносов выявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием. Ломоносов первым из ученых обратился к проблеме терминологии в науке вообще и в педагогике в частности. Он явился основателем научного языка русской педагогики. Ломоносов ввел в научное употребление такие понятия и термины, как воспитание, гимназия, занятия, знания, класс, лекции, обучать, познание, учение, урок и др. Михаил Васильевич видел, что к началу XVIII века не только уровень грамотности населения, но и постановка воспитания в школах оставляет желать лучшего. ^ Ключевский Василий Осипович(1841 − 1911)Василий Осипович Ключевский так описывал атмосферу, царившую во многих школах: «Школа, превращавшая воспитание юношества в дрессировку зверей, могла только отталкивать от себя… Школьное дезертирство... станет для нас вполне понятным…, если к трудно воображаемому языку, на каком преподавали выписные иноземные учителя, к неуклюжим и притом трудно добываемым учебникам, к приемам тогдашней педагогики, вовсе не желавшей нравиться учащимся, прибавим взгляд правительства на школьное ученье не как на нравственную потребность общества, а как на натуральную повинность молодежи, подготовлявшую ее к обязательной службе» [3, с. 243]. Из этой цитаты ясно видно, что именно Ломоносов вознамерился изменить в российской системе образования. Прежде всего, Михаил Васильевич настаивал на том, что образование и воспитание, то есть интеллектуальное и нравственное совершенствование, − суть потребности души человека в любом возрасте, и в особенности в юном. Стремление к совершенству вложена Богом в душу человека, поэтому школа, как начальная так и высшая, должна удовлетворять этой потребности. Также из вышеприведенной цитаты видны такие проблемы тогдашней системы образования, как отсутствие преподавания на русском языке, нехватка учебников, несовершенство методов обучения и воспитания. В подготовке «просвещенного юношества» особую роль Ломоносов отводил учителю. По мысли Ломоносова, «добрые» и «приличные» поступки взрослых являются необходимыми в становлении ребенка. Ломоносов впервые в истории российской педагогики на высоком научном уровне поставил такие проблемы, как предмет педагогики, сущность воспитания и образования, организации и содержания обучения. Ломоносов стремился воспитать как можно больше русских учителей и профессоров, что, собственно, его трудами и удалось сделать. Таким образом, Ломоносов фактически создал профессию учителя в России. Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Михаил Васильевич высоко ценил богатство, красоту, музыкальность русского языка. Именно Ломоносов впервые выдвинул идею о воспитательном значении русского языка, о значимости русского языка для формирования патриотизма, уважения к национальной культуре, распространения грамотности и науки. По мысли Ломоносова, воспитательный потенциал родного языка основывается на том, что через родной язык происходит обращение к народным воспитательным традициям. «Народный воспитательный опыт сохранялся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках и т.д. Ядро народной педагогики составляли воспитательные традиции, которые выступали средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта, духовных ценностей» [2, с. 49]. Традиции как унаследованная стереотипная форма социальной регуляции имеют особое значение в воспитании подрастающего поколения. Традиции никому не навязывают свои взгляды и способ поведения, а включают человека в практические действия, с которыми без внутреннего сопротивления воспринимаются представления и нормы поступков. Итак, одна из заслуг Ломоносова в том, что он впервые сформулировал идею народной педагогики. В своей книге «Древняя Российская история» Ломоносов призывал молодежь изучать прошлое Родины ради будущего, беречь историческое знание. По мысли Ломоносова, для формирования «чувства памяти» следует отбирать в культуре прошлого самое ценное, что накоплено народным опытом, народной мудростью. Эту мысль Ломоносова о чувстве памяти через два столетия будет развивать академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «…важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной... Память − основа совести и нравственности, память − основа культуры, «накопленной» культуры, память − одна из основ поэзии − эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память − это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память − наше богатство» [5, с. 14].«…важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной... Память − основа совести и нравственности, память − основа культуры... Память − наше богатство»^ Лихачев Д.С. «Память истории священна»В связи с идеей Ломоносова о формировании «чувства памяти» отметим следующее. К.Д. Ушинский, исследуя проблему народности в общественном воспитании, писал о том, что чувство народности очень сильно в каждом человеке, «что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но, кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития... Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность» [19, c. 161]. Обширны были дидактические и методические инновации Ломоносова. Так, именно Ломоносов впервые ввел в России классно-урочную систему. Идея Ломоносова о непрерывности начального, среднего и высшего образования во многом определила дальнейший прогресс отечественной науки. Только в конце XVIII в. Сенат страны признал, что создание гимназии и начальных училищ «весьма полезно обществу».Впервые в русской педагогике Ломоносов выступил сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Перед системой образования Ломоносов ставил задачи:Приобщения детей к духовно-нравственных ценностям прошлых веков.Развития любознательности, творчества.Сохранения здоровья обучающихся.Включения молодежи в производственный процесс.Совместного с преподавателем научного поиска. Таким образом, многое из того, что мы сейчас называем инновациями − деятельностный подход, проектная деятельность, личностно-ориентированный, индивидуальный подход и т.д. − в той или иной форме существовали не только в советской школе, но уже в деятельности Ломоносова. Поэтому, когда мы говорим об инновациях, мы должны четко себе представлять, чем именно современные инновации отличаются от идей Ломоносова.^ Первое здание Московского университета, 1755 г. Ломоносов М.В.: «Занятия наукой способствуют очищению личности от нравственных изъянов, делают ее благороднее, способствуют формированию патриотических чувств».В 1755 году был открыт Московский университет. Обучение велось на русском языке; была воспитана значительная группа русских профессоров. Перед университетом Ломоносов ставил несколько целей, объединенных идеей служения на «пользу и славу Отечества»: 1) Развития науки (особенно философии, истории, русской грамматики, права, медицины). 2) Популяризации научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты). 3) Решения педагогических задач (подготовку специалистов в разных областях, руководство образовательным и воспитательным процессом). Перед открытием университета первой начала функционировать гимназия, из которой и были отобранные первые абитуриенты для вновь открытого Московского университета. До XVI-XVII века наука знала отдельных великих ученых. Открытие Московского университета, как и деятельность Ломоносова вообще, привело к институализации науки в России. Многие исследователи считают, что открытие Московского университета в 1755 году стало самым значимым событием в жизни России в XVIII веке, потому что это событие помогло образованию, культуре, промышленности, военному делу в России встать на новый уровень развития. Но тогда без преувеличения можно сказать, что Михаил Васильевич Ломоносов был, пожалуй, самым значимым для России деятелем науки, культуры, просвещения своего времени, т.е., пожалуй, самым значимым продолжателем просветительских трудов святых Кирилла и Мефодия. Даже беглого взгляда на историю Российской педагогики достаточно, чтобы стала очевидной преемственность просветительских идей Ломоносова и педагогов XIX, XX и XXI веков. Исаак Ньютон однажды обронил фразу: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Несомненно, Михаил Васильевич Ломоносов − тот самый гигант мысли, на плечах которого стояли Пушкин, Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Лихачев, Аверинцев и многие-многие другие.^ 4. Воспитательный потенциал наследия Михаила Васильевича Ломоносова Универсальность гения Ломоносова, осуществленный им научный и мировоззренческий синтез − это ключ к пониманию того, в чем именно состоит воспитательный потенциал наследия Михаила Васильевича. Как отмечали многие исследователи, своеобразие русских школ времен Ломоносова, их отличие от западноевропейских, заключалось в сочетании общеобразовательной и профессиональной подготовки, в многостороннем характере образования, его многопредметности и даже некотором энциклопедизме. Заметим, что такая универсальность не только высшего, но даже среднего образования была характерна и для той школы, из которой мы все с вами, уважаемые коллеги, вышли − для советской школы. Советские школы и вузы действительно были университетами; и сейчас традиции универсальности образования хранятся лучшими учебными заведениями страны. Но универсальность просветительского гения Ломоносова состоит не только и не столько в многообразии научных и прикладных дисциплин. Универсальность педагогических идей Ломоносова заключалась в формировании целостного мировоззрения, гармоничном воспитании интеллекта, воли, физических кондиций, нравственного чувства, эстетического чувства, религиозного чувства, умения жить в обществе и хранить историческую память. Такой педагогический и мировоззренческий синтез был впервые сформулирован в истории русской педагогики именно Ломоносовым. И через эту универсальность, через формирование целостного мировоззрения Ломоносов стремился во всей силе и полноте использовать наследие святых Кирилла и Мефодия для формирования духовно-нравственных характеристик подрастающего поколения. Рассмотрим, за счет чего Ломоносов предполагал этого достигать.^ Радищев Александр Николаевич (1728 − 1806) По словам Александра Радищева, Ломоносов постигал «красОты древних витий и стихотворцев; с ними научался он чувствовать изящности природы; с ними научался познавать все уловки искусства» [17, с. 382]. Здесь Радищев указывает, что в личном познавательном опыте Ломоносова слились познание эмпирическое, интеллектуальное, эстетическое − их синтез приводит к утончению и усилению познавательных способностей души. Еще одна компонента целостного мировоззрения − единство обучения и воспитания. Ломоносов писал, что если «к изрядному и превосходному природному дарованию» молодого человека дать «наставление в науках, то происходит из того нечто преизящное и особливое» [6, с. 238]. Он отмечал воспитывающий характер обучения, раскрывал тесную взаимосвязь образования и воспитания. Ломоносов призывал молодежь с помощью науки и учения познавать окружающий мир, добиваться установления межнаучных связей. Занятия наукой, по его мнению, способствуют очищению личности от нравственных изъянов, делают ее благороднее, способствуют формированию патриотических чувств. Обучение и образование юношества воспринимались М.В. Ломоносовым как важный фактор развития и воспитания: «Толь великую приносит учение пользу, толь светлыми лучами просвещает человеческий разум, толь приятно есть красоты его наслаждение!» [11, с. 351]. Большое внимание М.В. Ломоносов уделил вопросам эстетического воспитания молодежи. Будучи поэтом, художником, он видел прекрасное во всем, что его окружало. Глубока была связь эстетического чувства Ломоносова с русской культурой. Первым из русских просветителей он объявил критерием эстетического творчества «народную пользу», а для этого рекомендовал изучать русские летописи, фольклор, народное творчество. М.В. Ломоносов пропагандировал преемственность культуры, связь с культурными традициями Древней Руси. Поэтому в эстетическом воспитании он ратовал за сохранение национального характера, национальных традиций. В этом отношении, по мнению Ломоносова, необходимо широко использовать для воспитания гармонии души русский язык и памятники устного народного творчества. Они отражают национальное самосознание народа, его национальную психологию и характер: «Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык, не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и превосходит оные». Красота слова, изящество изложения, по мнению ученого, способствуют развитию эстетических чувств. Это влияет на «человеческое сердце» [7, с. 13]. Наконец, вершина универсальности просветительских идей Ломоносова − мировоззренческий синтез религии и науки. Надо сказать, что идеи синтеза религии и науки были свойственны деятелям просвещения XVII-XVIII веков. Так, например, Василий Никитич Татищев (1686−1750 гг.) писал, что «просвещение не только не подрывает религию», но, наоборот, укрепляет ее» [цит. по 13, с. 58]. Митрополит Филарет Дроздов (1783 − 1867) говорил: «Напрасно думают, что вера Христова во вражде со знанием. Она не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством!» Сам же Михаил Васильевич Ломоносов в своих сочинениях придерживался мнения, что вера и наука дополняют друг друга, и выражал это так: наука (опытное знание) и религия «суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя, никогда между собою в распрю притти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклеплет. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого между ними междоусобия» [12, с. 368]. И еще одна цитата из сочинений Ломоносова: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё Величество, в другой Свою Волю. Первая видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту его зданий, признал Божественное Всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга Священное писание. В ней показано Создателево Благоволение к нашему спасению» [12, с. 368]. Итак, занятия наукой, по мнению Ломоносова, «приятны, вожделенны, полезны и святы» [9, с. 534]. В «Программе» чтения общественных лекций, которую Ломоносов составил в июне 1746 года, он писал: «...Блаженства человеческие увеличены и в высшее достоинство приведены быть могут яснейшим и подробнейшим познанием натуры, которого источник есть натуральная философия, обще называемая физика». Ломоносов считал, что с помощью науки следует проникать в сущность различных процессов, понимать их причины, взаимосвязи: «Но кто притом представляет еще Всесильного Строителя и Начальника натуры, взирает просвещенным и проницающим оком в сокровенные внутренности многообразных тварей, видит взаимным союзом соединенные и стройным чином расположенные их части, таинства иным несведомые, в которых непостижима Зиждителева премудрость тем великолепнее является, чем тончае есть оных строение, тот не токмо легкими крилами благоговения к Небу восхищается, но и сам якобы в некое обожение приходит» [9, с. 543]. Итак, воспитательный потенциал наследия Михаила Васильевича Ломоносова как продолжателя просветительских трудов святых Кирилла и Мефодия раскрывается в полной мере, когда на душу воспитанника воздействуют: – универсальность, многопредметность, энциклопедичность образования; – единство обучения и воспитания; – воспитание силы воли через постоянное исполнение добрых дел; – развитие нравственного чувства через нравоучение и пример; – утончение эстетического чувства через созерцание красот природы, родного языка, через научное познание стройности мира; – обращение через язык и через историческую память к традициям родной педагогики, к воспитанию патриотизма; – созерцание величия Творца через научное познание мира (мировоззренческий синтез религии и науки).Таковы компоненты целостной педагогической системы, совокупное воздействие которых приводит, по мысли Ломоносова, к формированию высоких духовно-нравственных характеристик личности. При этом, все эти компоненты составляют некое единство, и в каждой из них так или иначе присутствуют все остальные. Так, например, получение энциклопедического образования вряд ли возможно без волевых усилий, при этом не может не приводить к эстетическому восхищению, а обращение к высоким образцам родной культуры не может не воспитать патриотических чувств и т.д. По мысли Ломоносова, если ребенок испытывает воздействие этих воспитательных компонент, имплицитно переданных нам святыми Кириллом и Мефодием, то душа и тело ребенка развиваются в гармонии, радости и довольстве, к пользе и славе Отечества!^ Список использованной литературы Андреев А.Л. Российское образование: социально-исторические контексты – М.: Наука, 2008. Гемп К.П. Сказ о Беломорье. − Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1983. Ключевский В.О. Курс русской истории: В 8-и т. − М.: Соцэгиз, 1958. − Т. IV. Лебедев Н.А. Исторический взгляд на учреждения училищ, школ, учебных заведений и учебных обществ, послуживших к образованию русского народа с 1025 по 1855 г. − 2-е изд., испр. и доп. − СПб.: Типография товарищества И. К. Лукина, 1875. Лихачев Д. С. Память истории священна. − М.: Издательство «Правда», 1986. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 11-ти томах. Т.7. − М.; Л.: Издательство АН СССР, 1952. Ломоносов М.В. Письмо о правилах Российского стихотворства // Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 11-ти томах. Т.7. − М.; Л.: Издательство АН СССР, 1952. Ломоносов М.В. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке // Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 11-ти томах. Т.7. − М.; Л.: Издательство АН СССР, 1952. Ломоносов М.В. Программа // Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 11-ти томах. Т.3. − М.; Л.: Издательство АН СССР, 1952. Ломоносов М.В. Проект регламента московских гимназий // Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 11-ти томах. Т.9. − М.; Л.: Издательство АН СССР, 1955. Ломоносов М.В. Слово о пользе химии, в публичном собрании Императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года говоренное Михайлом Ломоносовым // Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 11-ти томах. Т.2. − М.; Л.: Издательство АН СССР, 1951. Ломоносов М. В. Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской Императорской Академии наук майя 26 дня 1761 года // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т.4. − М.; Л.: Издательство АН СССР, 1955. Медынский Е.Н. История русской педагогики: до Великой Октябрьской социалистической революции. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Учпедгиз, 1938. Пушкин А.С. О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти томах. Т.7. − М.: Наука. Ленинградское отделение, 1978. Пушкин А.С. О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти томах. Т.7. − М.: Наука. Ленинградское отделение, 1978. Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти томах. Т.10. − М.: Наука. Ленинградское отделение, 1978. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Радищев А.Н. Полное собрание сочинений в 3-х томах. Т. 1. − М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. Соболевский А. А. Образованность Московской Руси XV - XVII веков. − СПб.: Издательство Императорской Академии наук, 1892. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948. − Т.2.